Расчет физического износа с учетом возраста и пробега ТС с начала эксплуатации.
Необходимо оценить физический износ легкового автомобиля, фактический возраст которого составляет 11 лет, фактический пробег с начала эксплуатации – 198 тыс. км.
Определим физический износ по формуле:
|
Где:
е — основание натуральных логарифмов, е = 2,72;
Ω — функция, зависящая от возраста и фактического пробега транспортного средства с начала эксплуатации.
Определим величину Ω: Ω = 0,07 * Тф + 0,0035 *Lф
Тогда Иф=100*(1 – е^-1,463) = 76,8%
Оценка физического износа автомобиля методом средневзвешенного возраста.
Автомобиль 2102, 1974 г. в., его стоимость в новом состоянии 97 920 руб. В 1990 году была произведена замена кузова, который стоит 78300руб. В 2000 году была поставлена новая коробка передач стоимостью 6000 руб. Необходимо определить величину физического износа. Нормативный процент износа в год составляет 5%. Все цены приведены к текущим.
дата | Возраст (лет) | Стоимость (руб.) |
Определим средневзвешенный возраст автомобиля:
(30*97920+14*78300+4*6000)/(97920+78300+6000) = 22,2 года
Определим величину физического износа:
Таким образом, мы видим, что автомобиль изношен более чем на 100%.
Оценка морального износа
Автомобиль 1993 г. в., снят с производства в 2000 году. Выпуск запасных частей прекращен в 2003 году. Автомобиль 2 раза попадал в ДТП, имел 1 владельца.
Определяем моральный износ транспортного средства:
1. Срок с момента снятия а/м с производства до даты оценки составляет 4 года, следовательно, 4*2 = 8%
2. Т.к. прекращен выпуск запасных частей, то 20%
3. За каждое попадание в ДТП – 5%, следовательно, 5*2 = 10%
4. Т.к. У автомобиля был один владелец, то этот фактор при определении морального износа не учитывается.
Таким образом, суммируя полученные показатели, получаем моральный износ, который равен 38%.
Определение накопленного износа.
Продолжим предыдущий пример (моральный износ автомобиля равен 38%). Предположим, физический износ этого транспортного средства был оценен в 53%. Тогда определим накопленный износ автомобиля:
Ин = [1 – (1 – Иф)*(1 – Ифункц)]
Ин = [1 – (1 – 0.53)*(1 – 0.38)]*100% = 70,86% — накопленный износ.
Заключение
В ходе данного исследования автор пришел к следующим выводам:
· стоимость транспортных средств в общем случае – функция многих факторов, которые условно можно разделить на две группы: внутриобъектные (внутрисистемные) и внешнеобъектные (внешнесистемные);
· износ – это действительная потеря в стоимости транспортного средства в результате действия комплекса факторов, приводящего к ухудшению или утрате транспортными средствами потребительских свойств;
· в зависимости от причин, вызывающих обесценение транспортного средства, выделяют следующие виды износа: физический, функциональный (моральный), внешний (экономический);
· при оценке транспортных средств применяются два вида износа – физический и моральный;
· установление степени физического износа необходимо для определения реальной остаточной стоимости и планирования замены выбывающих из эксплуатации транспортных средств новыми;
· моральный износ транспортного средства приводит к изменению его стоимости вследствие сокращения затрат общественно необходимого труда на их производство, а также создания новых, более производительных и совершенных транспортных средств аналогичного типа;
· для оценки физического износа транспортных средств существует множество методик, и наиболее объективный результат получается при определении износа несколькими методами.
Тема 7. Расчет стоимости машин и оборудования с помощью имущественного подхода. Информационное обеспечение имущественного подхода
1. Теоретические основы оценки машин и оборудования при помощи имущественного подхода
1.1 Машины и оборудование — общие понятия и термины.
1.2 Сущность и алгоритм проведения оценки машин и оборудования при выборе имущественного подхода.
2. Практические аспекты применения имущественного подхода к оценке машин и оборудования ( на примере Предприятия №1)________________________________________________________
2.1 Анализ ситуации и описание объекта оценки.
2.2 Определение стоимости объекта оценки.
3. Информационное обеспечение имущественного подхода при оценке машин и оборудования
Список использованной литературы_______________________________________________
Введение
В условиях формирования рыночных отношений хозяйствования в России существует настоятельная потребность в оценки стоимости предприятий, основанной на современных методологических подходах. Методология оценки предприятий, применяемая в настоящее время, например, в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, базируется на скорректированной балансовой стоимости активов и поэтому в большинстве случаев не отвечает требованиям, предъявляемым субъектами рынка.
В последние годы в Росси начала развиваться теоретическая и практическая деятельность по оценке предприятий, основанная как на отечественном , так и на зарубежном опыте. К сожалению отечественный опыт в этой области сводится часто к применению только одной — методики скорректированной балансовой стоимости активов, тогда как зарубежный опыт оказался более разносторонним. Он включает несколько десятков методик оценки предприятий , объединенных в три основных подхода: имущественный (затратный), доходный и рыночный (сравнительный).
Выбор для рассмотрения в данной теме имущественного подхода обусловлен наибольшей достоверностью используемых при оценки данных и потребностями практической оценки стоимости машин и оборудования в Российской Федерации в условиях переходной экономики. Актуальность выбранной темы обусловлена также тем, что методики в рамках имущественного подхода тесно связанные с использованием традиционных подходов оценки машин и оборудования, хорошо известных отечественным специалистам.
В качестве объекта работы автор рассматривает имущественный подход при оценке машин и оборудования.
Предмет работы— применение методик затратного подхода в процессе оценки машин и оборудования на примере конкретного предприятия .Кроме того , автор заостряет внимание на таком моменте, как информационное обеспечение оценщика, что является актуальным вопросом в условиях современного рынка.
Учет износа при оценке ущерба по полисам ОСАГО. Изменение практики.
Не все знают, как производятся расчеты страхового возмещения при ДТП по полисам ОСАГО и на чем страховые компании «экономят».
В соответствии с ФЗ-40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 сумма компенсации зависит от расходов на восстановление транспортного средства в доаварийное состояние. К таким затратам относятся: ремонт, приобретение запчастей и материалов, необходимых для замены поврежденных. При этом стоимость «пострадавших» узлов оценивается с учетом их износа.
Для расчета износа по ОСАГО страховые компании применяют единую методику, утвержденную Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014, главными факторами которой являются год выпуска, пробег автомобиля, срок использования узла или агрегата.
По сложившейся в течение длительного периода практике, суды преимущественно взыскивали по искам страхователей о возмещении ущерба при ДТП по полисам ОСАГО со страховых компаний суммы на восстановительный ремонт с учетом износа деталей.
На практике, выводы оценочных экспертных заключений по установлению стоимости восстановительного ремонта, содержат две цифры – сумма с учетом износа деталей и полная стоимость, без учета износа.
На сайте РСА (российский союз автостраховщиков) имеются сведения о средней стоимости запасных частей транспортного средства с учетом износа. Согласно каталогам процент износа деталей в зависимости от возраста автомобиля колеблется от 20 до 50 %. В большинстве случаев, при расчете ущерба б/у автомобилей, суды применяют 50% износа.
Однако, с 2021 года ситуация изменилась.
В феврале 2021 года Верховный Суд РФ в одном из судебных споров страхователя со страховой компанией установил:
«В отличие от общего правила оплата стоимости восстановительного ремонта зарегистрированного в России легкового автомобиля физлица (или ИП) осуществляется страховщиком без учёта износа комплектующих изделий (пункт 59 постановления Пленума ВС от 26 декабря 2017 г. о применении законодательства об ОСАГО, в котором идёт ссылка на абзац третий пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО).
Должник должен возместить кредитору убытки, причинённые неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере (статья 393 ГК).
Есть закрытый перечень, когда ремонт заменяется страховой выплатой (полная гибель ТС, смерть потерпевшего, наличие соглашения между сторонами и несколько иных причин — АСН). Судами не установлено обстоятельств, в силу которых страховщик мог заменить без согласия потерпевшего ремонт на выплату».
В данном споре страховщик не организовал восстановительный ремонт, в связи с чем должен возместить стоимость ремонта без учёта износа.
Таким образом, Верховный Суд РФ решил, что страховая компания не может самостоятельно решать вопрос о выплате страхователю страхового возмещения с учетом износа вместо необходимого восстановительного ремонта, поскольку нарушает права страхователя.
Что же делать, если страховая компания при оценке ущерба применяет неправильные критерии и завышает размер амортизации или вовсе отказывает в выплате страхового возмещения?
Если автовладельцу не удается получить полную стоимость страховой выплаты, то следует предпринять следующее:
- провести независимую экспертизу по оценке стоимости восстановительного ремонта ТС с направлением уведомления в СК;
- направить претензию в страховую компанию;
- обратиться с заявлением к финансовому уполномоченному;
- обратиться в суд с исковым заявлением на страховую компанию (на этом этапе рекомендуем обратиться за помощью к профессиональному страховому адвокату);
- получить решение суда и направить исполнительный лист по месту открытия расчетного счета СК.
Все указанные действия необходимо предпринимать в сопровождении специалистов и при строгом соблюдении необходимых правил, иначе рискуете получить отказ в удовлетворении иска.
Справочные данные для расчета физического износа транспортного средства по формуле (20)
Расчет износа
ОМЕГА | И_тс, % | ОМЕГА | И_тс, % | ОМЕГА | И_тс, % |
0,000 | 0,0 | 0,175 | 16,1 | 0,350 | 29,5 |
0,005 | 0,5 | 0,180 | 16,5 | 0,355 | 29,9 |
0,010 | 1,0 | 0,185 | 16,9 | 0,360 | 30,2 |
0,015 | 1,5 | 0,190 | 17,3 | 0,365 | 30,6 |
0,020 | 2,0 | 0,195 | 17,7 | 0,370 | 30,9 |
0,025 | 2,5 | 0,200 | 18,1 | 0,375 | 31,3 |
0,030 | 3,0 | 0,205 | 18,5 | 0,380 | 31,6 |
0,035 | 3,4 | 0,210 | 18,9 | 0,385 | 32,0 |
0,040 | 3,9 | 0,215 | 19,3 | 0,390 | 32,3 |
0,045 | 4,4 | 0,220 | 19,7 | 0,395 | 32,6 |
0,050 | 4,9 | 0,225 | 20,1 | 0,400 | 33,0 |
0,055 | 5,4 | 0,230 | 20,5 | 0,405 | 33,3 |
0,060 | 5,8 | 0,235 | 20,9 | 0,410 | 33,6 |
0,065 | 6,3 | 0,240 | 21,3 | 0,415 | 34,0 |
0,070 | 6,8 | 0,245 | 21,7 | 0,420 | 34,3 |
0,075 | 7,2 | 0,250 | 22,1 | 0,425 | 34,6 |
0,080 | 7,7 | 0,255 | 22,5 | 0,430 | 34,9 |
0,085 | 8,1 | 0,260 | 22,9 | 0,435 | 35,3 |
0,090 | 8,6 | 0,265 | 23,3 | 0,440 | 35,6 |
0,095 | 9,1 | 0,270 | 23,7 | 0,445 | 35,9 |
0,100 | 9,5 | 0,275 | 24,0 | 0,450 | 36,2 |
0,105 | 10,0 | 0,280 | 24,4 | 0,455 | 36,6 |
0,110 | 10,4 | 0,285 | 24,8 | 0,460 | 36,9 |
0,115 | 10,9 | 0,290 | 25,2 | 0,465 | 37,2 |
0,120 | 11,3 | 0,295 | 25,5 | 0,470 | 37,5 |
0,125 | 11,8 | 0,300 | 25,9 | 0,475 | 37,8 |
0,130 | 12,2 | 0,305 | 26,3 | 0,480 | 38,1 |
0,135 | 12,6 | 0,310 | 26,7 | 0,485 | 38,4 |
0,140 | 13,1 | 0,315 | 27,0 | 0,490 | 38,7 |
0,145 | 13,5 | 0,320 | 27,4 | 0,495 | 39,0 |
0,150 | 13,9 | 0,325 | 27,7 | 0,500 | 39,3 |
0,155 | 14,4 | 0,330 | 28,1 | 0,510 | 40,0 |
0,160 | 14,8 | 0,335 | 28,5 | 0,520 | 40,5 |
0,165 | 15,2 | 0,340 | 28,8 | 0,530 | 41,1 |
0,170 | 15,6 | 0,345 | 29,2 | 0,540 | 41,7 |
0,550 | 42,3 | 0,94 | 60,9 | 1,33 | 73,6 |
0,560 | 42,9 | 0,95 | 61,3 | 1,34 | 73,8 |
0,570 | 43,4 | 0,96 | 61,7 | 1,35 | 74,1 |
0,58 | 44,0 | 0,97 | 62,1 | 1,36 | 74,3 |
0,59 | 44,6 | 0,98 | 62,5 | 1,37 | 74,6 |
0,60 | 45,1 | 0,99 | 62,8 | 1,38 | 74,8 |
0,61 | 45,7 | 1,00 | 63,2 | 1,39 | 75,1 |
0,62 | 46,2 | 1,01 | 63,6 | 1,40 | 75,3 |
0,63 | 46,7 | 1,02 | 63,9 | 1,41 | 75,6 |
0,64 | 47,3 | 1,03 | 64,3 | 1,42 | 75,8 |
0,65 | 47,8 | 1,04 | 64,7 | 1,43 | 76,1 |
0,66 | 48,3 | 1,05 | 65,0 | 1,44 | 76,3 |
0,67 | 48,8 | 1,06 | 65,4 | 1,45 | 76,5 |
0,68 | 49,3 | 1,07 | 65,7 | 1,46 | 76,8 |
0,69 | 49,8 | 1,08 | 66,0 | 1,47 | 77,0 |
0,70 | 50,3 | 1,09 | 66,4 | 1,48 | 77,2 |
0,71 | 50,8 | 1,10 | 66,7 | 1,49 | 77,5 |
0,72 | 51,3 | 1,11 | 67,0 | 1,50 | 77,7 |
0,73 | 51,8 | 1,12 | 67,4 | 1,51 | 77,9 |
0,74 | 52,3 | 1,13 | 67,7 | 1,52 | 78,1 |
0,75 | 52,8 | 1,14 | 68,0 | 1,53 | 78,3 |
0,76 | 53,2 | 1,15 | 68,3 | 1,54 | 78,6 |
0,77 | 53,7 | 1,16 | 68,7 | 1,55 | 78,8 |
0,78 | 54,2 | 1,17 | 69,0 | 1,56 | 79,0 |
0,79 | 54,6 | 1,18 | 69,3 | 1,57 | 79,2 |
0,80 | 55,1 | 1,19 | 69,6 | 1,58 | 79,4 |
0,81 | 55,5 | 1,20 | 69,9 | 1,59 | 79,6 |
0,82 | 56,0 | 1,21 | 70,2 | 1,60 | 79,8 |
0,83 | 56,4 | 1,22 | 70,5 | 1,61 | 80,0 |
0,84 | 56,8 | 1,23 | 70,8 | 1,62 | 80,2 |
0,85 | 57,3 | 1,24 | 71,1 | 1,63 | 80,4 |
0,86 | 57,7 | 1,25 | 71,3 | 1,64 | 80,6 |
0,87 | 58,1 | 1,26 | 71,6 | 1,65 | 80,8 |
0,88 | 58,5 | 1,27 | 71,9 | 1,66 | 81,0 |
0,89 | 58,9 | 1,28 | 72,2 | 1,67 | 81,2 |
0,90 | 59,3 | 1,29 | 72,5 | 1,68 | 81,4 |
0,91 | 59,7 | 1,30 | 72,7 | 1,69 | 81,5 |
0,92 | 60,1 | 1,31 | 73,0 | 1,70 | 81,7 |
0,93 | 60,5 | 1,32 | 73,3 | 1,71 | 81,9 |
1,72 | 82,1 | 2,11 | 87,9 | 2,50 | 91,8 |
1,73 | 82,3 | 2,12 | 88,0 | 2,51 | 91,9 |
1,74 | 82,4 | 2,13 | 88,1 | 2,52 | 92,0 |
1,75 | 82,6 | 2,14 | 88,2 | 2,53 | 92,0 |
1,76 | 82,8 | 2,15 | 88,4 | 2,54 | 92,1 |
1,77 | 83,0 | 2,16 | 88,5 | 2,55 | 92,2 |
1,78 | 83,1 | 2,17 | 88,6 | 2,56 | 92,3 |
1,79 | 83,3 | 2,18 | 88,7 | 2,57 | 92,3 |
1,80 | 83,5 | 2,19 | 88,8 | 2,58 | 92,4 |
1,81 | 83,6 | 2,20 | 88,9 | 2,59 | 92,5 |
1,82 | 83,8 | 2,21 | 89,0 | 2,60 | 92,6 |
1,83 | 84,0 | 2,22 | 89,1 | 2,61 | 92,6 |
1,84 | 84,1 | 2,23 | 89,2 | 2,62 | 92,7 |
1,85 | 84,3 | 2,24 | 89,4 | 2,63 | 92,8 |
1,86 | 84,4 | 2,25 | 89,5 | 2,64 | 92,9 |
1,87 | 84,6 | 2,26 | 89,6 | 2,65 | 92,9 |
1,88 | 84,7 | 2,27 | 89,7 | 2,66 | 93,0 |
1,89 | 84,9 | 2,28 | 89,8 | 2,67 | 93,1 |
1,90 | 85,0 | 2,29 | 89,9 | 2,68 | 93,1 |
1,91 | 85,2 | 2,30 | 90,0 | 2,69 | 93,2 |
1,92 | 85,3 | 2,31 | 90,1 | 2,70 | 93,3 |
1,93 | 85,5 | 2,32 | 90,2 | 2,71 | 93,3 |
1,94 | 85,6 | 2,33 | 90,3 | 2,72 | 93,4 |
1,95 | 85,8 | 2,34 | 90,4 | 2,73 | 93,5 |
1,96 | 85,9 | 2,35 | 90,5 | 2,74 | 93,5 |
1,97 | 86,1 | 2,36 | 90,6 | 2,75 | 93,6 |
1,98 | 86,2 | 2,37 | 90,7 | 2,76 | 93,7 |
1,99 | 86,3 | 2,38 | 90,7 | 2,77 | 93,7 |
2,00 | 86,5 | 2,39 | 90,8 | 2,78 | 93,8 |
2,01 | 86,6 | 2,40 | 90,9 | 2,79 | 93,9 |
2,02 | 86,7 | 2,41 | 91,0 | 2,80 | 93,9 |
2,03 | 86,9 | 2,42 | 91,1 | 2,81 | 94,0 |
2,04 | 87,0 | 2,43 | 91,2 | 2,82 | 94,0 |
2,05 | 87,1 | 2,44 | 91,3 | 2,83 | 94,1 |
2,06 | 87,3 | 2,45 | 91,4 | 2,84 | 94,2 |
2,07 | 87,4 | 2,46 | 91,5 | 2,85 | 94,2 |
2,08 | 87,5 | 2,47 | 91,5 | 2,86 | 94,3 |
2,09 | 87,6 | 2,48 | 91,6 | 2,87 | 94,3 |
2,10 | 87,8 | 2,49 | 91,7 | 2,88 | 94,4 |
2,89 | 94,4 | 3,45 | 96,8 | 4,45 | 98,8 |
2,90 | 94,5 | 3,50 | 97,0 | 4,50 | 98,9 |
2,91 | 94,6 | 3,55 | 97,1 | 5,00 | 99,3 |
2,92 | 94,6 | 3,60 | 97,3 | 5,10 | 99,4 |
2,93 | 94,7 | 3,65 | 97,4 | 5,20 | 99,4 |
2,94 | 94,7 | 3,70 | 97,5 | 5,30 | 99,5 |
2,95 | 94,8 | 3,75 | 97,6 | 5,40 | 99,5 |
2,96 | 94,8 | 3,80 | 97,8 | 5,50 | 99,6 |
2,97 | 94,9 | 3,85 | 97,9 | 5,60 | 99,6 |
2,98 | 94,9 | 3,90 | 98,0 | 5,70 | 99,7 |
2,99 | 95,0 | 3,95 | 98,1 | 5,80 | 99,7 |
3,00 | 95,0 | 4,00 | 98,2 | 5,90 | 99,7 |
3,05 | 95,3 | 4,05 | 98,3 | 6,00 | 99,8 |
3,10 | 95,5 | 4,10 | 98,3 | 6,20 | 99,8 |
3,15 | 95,7 | 4,15 | 98,4 | 6,40 | 99,8 |
3,20 | 95,9 | 4,20 | 98,5 | 6,60 | 99,9 |
3,25 | 96,1 | 4,25 | 98,6 | 6,80 | 99,9 |
3,30 | 96,3 | 4,30 | 98,6 | 7,00 | 99,9 |
3,35 | 96,5 | 4,35 | 98,7 | Более 7,00 | 100,0 |
3,40 | 96,7 | 4,40 | 98,8 |
Пример 1. Определить физический износ автомобиля ВАЗ 21043 со сроком службы 5 лет и фактическим пробегом с начала эксплуатации 80 тыс. км. В соответствии с таблицей 2 рассчитывается значение ОМЕГА для легковых отечественных автомобилей:
ОМЕГА = 0,07 x 5 + 0,0035 x 80 = 0,35 + 0,28 = 0,63.
По формуле (20) или по таблице Приложения 9 определяем, что при ОМЕГА = 0,63 физический износ равен 46,7%.
Пример 2. Определить физический износ грузового автомобиля MERCEDES-BENZ 1617 С со сроком службы 6 лет и фактическим пробегом с начала эксплуатации 200 тыс. км. В соответствии с таблицей 2 рассчитывается значение ОМЕГА для грузовых автомобилей зарубежного производства:
ОМЕГА = 0,09 x 6 + 0,002 x 200 = 0,54 + 0,40 = 0,94.
По формуле (20) или по таблице Приложения 9 определяем, что при ОМЕГА = 0,94 физический износ равен 60,9%.