- Где находится топливный фильтр на карбюраторных и инжекторных авто
- Предназначение
- Разновидности
- Бумага и другие фильтрующие элементы
- Местоположение
- Как определить засорённый фильтр
- Разборные и неразборные ТФ
- Фильтры тонкой очистки
- Фильтр тонкой очистки топлива (ФТОТ)
- Устройство
- Порядок обслуживания и замены
- Фильтр тонкой очистки масла
- Принцип работы
- Порядок замены и обслуживания
- Назначение, разновидность и конструкция топливных фильтров
- Конструкция и виды
- Качество очистки
- Особенности систем фильтрации для различных видов двигателей
- Системы очистки топлива бензиновых двигателей
- Фильтры грубой очистки
- Фильтры тонкой очистки
- Системы очистки для дизельных двигателей
- Виды фильтров дизельного топлива
- Фильтр грубой очистки дизтоплива
- Сепаратор-водоотделитель
- Замедляет и успокаивает поток топлива, отделяя содержащуюся в нём воду. Частично отсеивает загрязнения размером частиц более 30 мкм (взвешенную в воде ржавчину). Конструкция разборная, позволяет извлечь лабиринтно-дисковый водоотделитель для очистки.
- Фильтр тонкой очистки
- Как установить и ресурс фильтра
Где находится топливный фильтр на карбюраторных и инжекторных авто
Расположение топливного фильтра
Топливный фильтр можно реально назвать главным «героем», стоящим на страже безопасности автомобиля. Где он находится, какие функции выполняет — обо всём подробно ниже.
Предназначение
Гарантия работоспособности любой машины — принудительная очистка горючего. Любой двигатель, работающий на жидком топливе, обязательно требует наличие фильтра. Как правило, на современных автомобилях ставятся несколько очистителей.
Внутри фильтра используются такие материалы, которые задерживают прохождение частичек грязи, пыли и прочих твёрдых включений, отрицательно воздействующих на элементы ДВС.
Фото расположения фильтра в баке
На дизельных агрегатах, очень чувствительных к примесям, используется ещё и добавочный сепаратор, помогающий очищать солярку ещё и от воды. Работа такого фильтра базируется на принципе тяжести воды. Как известно, солярка легче её, поэтому в чистом топливе поплавок датчика утопает, а если смешивается вода, то буй стоит на поверхности, тем самым, посылая импульс на табло.
Разновидности
Принято делить современные фильтры на следующие.
- ФГО или предварительной очистки. Они не очень популярны для двигателей легковых авто, так как в конструкции устранение примесей поручено одному фильтру. По разным причинам деталь не всегда справляется со своими обязанностями на все 100%.
- ФТО или тонкой очистки. Самые распространённые фильтры. Они могут быть в корпусе или в виде фильтроэлемента, не содержащего металлической части.
- ТС или сепараторы.
Разница между ФГО и ФТО состоит в материале. В первом случае используется бумага, позволяющая задерживать частицы сора размером 75-100 мкрн. ФТО же способен задерживать примеси размером до 3-5 мкрн.
Где находится топливный фильтр Лада Гранта
Если ФТО выполнены в виде фильтроэлементов, они всегда закрываются крышками и защищаются корпусом из термостойкого материала. Варианты с корпусом уже предусматривают защиту априори.
Бумага и другие фильтрующие элементы
В качестве основного фильтрующего элемента выступает бумага. Несмотря на общий технологический процесс, она лидирует среди всех фильтрматериалов, имея большие преимущества.
Бумага применяется не просто так, она складывается в виде гофры. Прессуется материал очень сильно, и в гармошке диаметром 100 мм может поместиться полотно размером более 1 метра.
Интересно, что в цене топливного фильтра расходы на бумагу составляют больше 60 процентов. По сути, удешевить конструкцию можно, но только в ущерб качеству!
Пропилен — материал будущего. Его стали активно использовать в последнее время. Он заслужил уже немало похвал со стороны автомобилистов.
Что касается мелкопористой металлической сетки, то она применяется в качестве материала для фильтров редко.
Местоположение
Место фильтра в подкапотном пространстве
Самое логичное расположение фильтра — после бака, на отрезке между ним и ДВС. Однако у различных моделей авто расположение ТФ не всегда одинаковое. Например, у многих японских производителей фильтры принято устанавливать в едином корпусе с бензонасосом, а затем помещать в топливный бак. Однако, как считают российские эксперты, такая схема имеет недостатки, выражаемые в сложности замены (в большинстве случаях доступно только опытным автомеханикам в СТО) и дороговизне ремонта (выход из строя одной детали, влечёт за собой необходимость в общей замене).
Наоборот, в отечественном автопроме позаботились о замене и ремонте ТФ своими руками. ФТ ставится под капотом, что даёт возможность контролировать деталь и менять её легко и быстро. На более поздних модификациях ТФ прячется уже в заднюю балку.
Итак, наиболее распространёнными местами установки современных ТФ являются:
- ниша днища;
- задний бампер;
- топливный бак;
- подкапотное пространство.
Сепараторы и ФГО в некоторых случаях могут устанавливаться на раму авто.
Сегодня ещё используются карбюраторные системы. Несмотря на лучшую эффективность инжектора, автомобили с карбюраторным впрыском ценятся некоторыми любителями. В таких машинах ТФ располагается, как правило, на линии карб — бензобак. Схема очистки выполнена просто, используется один ТФ неразборного типа.
Фильтр сепаратор с отстойником
А где находится топливный фильтр на системах с точечным впрыском. Здесь чувствительность к различного рода загрязнениям высокая, система нуждается в качественной фильтрации до 5 мкрн. Корпус ТФ на автомобилях с форсунками выполнен из металла, нашёл место под днищем машины. Помимо всего прочего, ТФ инжекторных систем способен задерживать ещё и воду.
Что касается системы очистки в целом, то на инжекторе она многоступенчатая. Предварительная очистка осуществляется специальной сеточкой, которая находится на топливном заборнике резервуара. Только на многих автомобилях ячейки топливного резервуара чрезмерно малы, сетку в случая загрязнения почистить не удаётся.
ФТО на системах впрыска — следующая ступень. Этот фильтр в данном случае задерживает воду и мельчайшие частички сора.
Фильтр тонкой очистки Мерседес
На инжекторном ДВС обязана обеспечиваться достаточная степень фильтрации, иначе расход горючего увеличивается в разы, мотор функционирует крайне нестабильно, пуск усложняется.
В дизельных системах ТФ может располагаться на самом высоком месте, задерживая ещё и воздушные пузыри, мешающие подаче горючего. Всё это сделано неспроста, ведь современные дизели отличаются сложной и чувствительной системой фильтрации. Помимо ФГО и ФТО здесь используется сепаратор, фильтр-отстойник, фильтр для ТНВД. Некоторые автомобили имеют сигнальную лампочку на панели приборов, передающую информацию водителю, если внутрь фильтра попадает вода.
Как определить засорённый фильтр
Одно из самых важных правил — качество заливаемого в бак топлива. Чем больше в нём вредных примесей, мусора и воды, тем чаще будут сбои в работе ДВС. Настаёт день, когда ТФ просто не справляются с чрезмерными нагрузками, очистки топлива, поступающего из резервуара в мотор, не происходит.
Вот на какие признаки работы двигателя следует обращать внимание, чтобы определить засорённый ТФ.
- Неустойчивая работа ДВС в режиме ХХ. Тахометрная стрелка дёргается, упорно держится на высоких оборотах. Звуки работы двигателя нехарактерные, в них больше фальшивых нот. Возникает сильная вибрация, мотор может начать троить.
- Снижается мощность двигателя, практически полностью отсутствует тяга при ускорениях.
- Наблюдаются трудности с запуском. Явная нехватка горючего налицо.
Засорение топливного фильтра
Некоторые производители ТФ, чтобы как-то упростить жизнь автомобилиста, придумали элементы, наделённые контроллёром загрязнённости. Это удалось осуществить благодаря принципу теоретического и фактического давления. Сигнальная лампочка от такого ТФ выведена на приборную панель, что гораздо увеличивает комфорт пользования.
Разборные и неразборные ТФ
Полезно будет знать, что фильтры могут быть разборными и неразборными.
Фильтры тонкой очистки
Бесперебойная работа силового агрегата машины зависит от качества используемых рабочих жидкостей. Для задержки имеющихся в горючем или смазке мельчайших посторонних частиц автомобили и специальная техника оснащаются фильтрами тонкой очистки топлива и масла.
Фильтр тонкой очистки топлива (ФТОТ)
Эта деталь улавливает самые мелкие примеси, которые без задержек проходят через фильтр грубой очистки. ФТОТ устанавливается перед элементами, дозирующими и подающими горючее в двигатель.
Устройство
Конструкция ФТОТ зависит от того, в какой топливной системе используется деталь. В карбюраторных ТС, работающих на бензине, он представляет собой прозрачный пластиковый корпус, внутри которого расположен бумажный фильтроэлемент. Верхняя часть корпуса герметично закрыта крышкой, к штуцерам которой подсоединены трубки. Через одну из них топливо из бака поступает в очиститель, а по другой – направляется к карбюратору. Во избежание путаницы, на крышке имеется стрелка, показывающая, в каком направлении движется жидкость.
Такая деталь способна задерживать примеси размером 15-20 мкм – для карбюраторной системы этого достаточно.
ФТОТ на инжекторных автомобилях состоит из металлического корпуса с бумажным элементом фильтрации. Подсоединение к трубопроводам системы питания осуществляется через штуцеры, расположенные с торцов корпусной части. Очиститель устанавливается неподалеку от топливного бака, иногда – прямо на месте соединения резервуара с топливопроводом. Размер улавливаемых частиц – 5-10 мкм.
В дизельных системах ФТОТ бывает двух типов:
- разборный. Состоит из стального или алюминиевого корпуса, закрытого сверху крышкой со штуцерами. Внутри корпусной части располагается сменный элемент фильтрации;
- неразборный. Конструкция детали почти аналогична вышеописанной, за одним исключением – крышка и корпус имеют неразъемное соединение.
Дизели особенно требовательны к качеству очистки горючего. Топливный фильтр тонкой очистки на таком транспорте монтируется недалеко от ТНВД, у автомобилей – под капотом.
Порядок обслуживания и замены
Замена фильтра тонкой очистки топлива производится в соответствии с регламентом производителя. Несоблюдение установленных интервалов может стать причиной серьезных поломок, которые потребуют дорогостоящего ремонта. Помимо топливной аппаратуры и насоса, из строя могут выйти узлы, обеспечивающие запуск силового агрегата.
Для машин с дизельными двигателями периодичность замены обычно составляет 30 тыс. км, для бензинового транспорта – 60 тыс. км. Однако необходимо учитывать качество используемого горючего. Если топливо содержит много посторонних примесей, срок сокращается в 1,5-2 раза.
Проверяется степень загрязнения детали по-разному, в зависимости от конструкции. На карбюраторных машинах это можно сделать визуально благодаря прозрачному корпусу. Для проверки ФТОТ на инжекторных системах специалисты СТО производят замер давления, создаваемого насосом. Если показатели ниже нормы, выполняется замена фильтра.
Степень загрязнения ФТОТ на дизелях проконтролировать невозможно. Состояние детали приходится определять по пробегу (наработке) и поведению техники. Характерным признаком неисправности очистителя являются рывки во время движения.
Обслуживание фильтра тонкой очистки (за исключением разборных дизельных моделей) не производится. На разборных ФТО промывается корпус и меняется фильтроэлемент.
Фильтр тонкой очистки масла
Циркулирующее в двигателе масло содержит смолистые вещества, мельчайшую стружку, образующиеся при трении элементов мотора, а также продукты коксования. Движущийся по магистральному трубопроводу смазочный материал на каждом круге проходит через масляные фильтры, которые задерживают загрязнения, попавшие в жидкость извне или образовавшиеся в процессе работы силового агрегата.
Принцип работы
Масляный фильтр тонкой очистки (ФТО) монтируется с правой стороны ДВС. Посредством кронштейна он фиксируется к переднему щиту радиатора.
Чтобы деталь обеспечивала хорошую очистку смазочного материала, при производстве проводятся ее испытания, в ходе которых определяется полнота отсева. Она должна составлять не менее 25%. Для проверки используется искусственный загрязнитель – кварцевая пыль, при этом удельная поверхность должна составлять 5600 см/г.
Фильтр тонкой очистки устанавливается в смазочном механизме параллельно основному маслопроводу. Через очиститель проходит приблизительно 20% от общего количества жидкого материала, подаваемого нагнетателем.
Моторное масло подводится к ФТО и отводится от него по гибким шлангам. Смазка поступает по главному магистральному трубопроводу, а затем через штуцер, который расположен в крышке полости толкателей, направляется в масляный картер.
Порядок замены и обслуживания
Замена фильтра тонкой очистки масла производится с периодичностью, установленной производителем и указанной в эксплуатационном руководстве. Этот интервал должен составлять как минимум 10 тыс. км пробега транспортного средства или 250 часов наработки силового агрегата. Очиститель меняется одновременно с моторным маслом. Внеплановая замена производится при непредвиденном загрязнении жидкости или после капитального ремонта двигателя.
Назначение, разновидность и конструкция топливных фильтров
Откуда берётся грязь в горючем?
В очередной раз посещая АЗС, прочитайте «сертификаты качества», выставленные у окошка кассы.
Бензин АИ-95 «Экто плюс» считается качественным, если содержит не более 50 мг/л смолы, и после его выпаривания сухой остаток (загрязнения?) не превышает 2%.
С дизельным топливом тоже не всё гладко. В нём разрешены вода, до 200 мг/кг, общие загрязнения 24 мг/кг и осадок 25 г/м 3 .
Прежде, чем попасть в бак вашего автомобиля, топливо неоднократно перекачивалось, переливалось в разные емкости, транспортировалось на нефтебазу, снова перекачивалось и перевозилось. Сколько пыли, влаги и «общих загрязнений» попало в него при этих процедурах, знают только топливные фильтры.
Конструкция и виды
Топливная магистраль любого мотора начинается топливозаборником с сетчатым фильтром грубой очистки (далее ФГО), установленным у самого дна топливного бака.
Далее, в зависимости от типа двигателя — карбюраторный, впрысковый бензиновый или дизельный, на пути от бака до топливного насоса, горючее проходит ещё несколько ступеней очистки.
Топливозаборники и топливные модули с ФГО размещаются у самого дна бака.
ФГО дизельных моторов монтируются на раме или днище кузова машины. Фильтры тонкой очистки (ФТО) всех типов двигателей — в моторном отсеке.
Качество очистки
- Сетчатые топливозаборники задерживают частицы размером более 100 микрон (0,1 мм).
- Фильтры грубой очистки — размером более 50-60 мкм.
- ФТО карбюраторных двигателей — 20-30 мкм.
- ФТО инжекторных моторов — 10-15 мкм.
- ФТО дизельных двигателей, самых требовательных к чистоте топлива, могут отсеивать частицы более 2-3 мкм.
Существуют дизельные ФТО с чистотой отсева 1-1,5 мкм.
Фильтрующие шторы устройств тонкой очистки изготавливаются, в основном, из целлюлозных волокон. Такие элементы иногда называют «бумажными», они дёшевы и просты в производстве.
Неравномерная структура волокон целлюлозы — причина разброса проницаемости «бумажной» шторы. Сечение волокон больше промежутков между ними, это снижает «грязеёмкость» и повышает гидравлическое сопротивление фильтра.
Самые качественные фильтрующие шторы выпускаются из полиамидного волокнистого материала.
Фильтрующая штора укладывается в корпусе «гармошкой» («звездой»), что обеспечивает большую площадь фильтрации при малых габаритах.
Некоторые современные ФТО имеют многослойную штору переменной проницаемости, уменьшающейся по направлению потока среды. Обозначаются маркировкой «3D» на корпусе.
Распространены ФТО со спиральной укладкой фильтрующей шторы. Между витками спирали установлены разделители. Спиральные ФТО отличаются большой производительностью и качеством очистки. Основной их недостаток — высокая стоимость.
Особенности систем фильтрации для различных видов двигателей
Системы очистки топлива бензиновых двигателей
В системе питания карбюраторного мотора, после сетки в бензобаке, в магистрали дополнительно установлен фильтр-отстойник. После него горючее проходит сетку в топливном насосе, фильтр тонкой очистки (ФТО) и сетку в карбюраторе.
В бензиновых впрысковых моторах топливозаборник, фильтр грубой и средней очистки объединены с насосом в топливном модуле. Подающая магистраль заканчивается под капотом главным ФТО.
Фильтры грубой очистки
ФГО топливозаборников разборные, изготавливаются из латунной сетки на жестком каркасе.
Фильтры погружных топливных модулей формируются из двух-трёх слоёв полиамидной сетки, обеспечивая грубую и среднюю очистку топлива. Сетчатый элемент промывке или очистке не подлежит и при загрязнении заменяется новым.
ФГО-отстойники разборные. Установленный в металлическом корпусе цилиндрический фильтрующий элемент изготовлен из латунной сетки или набора перфорированных пластин, иногда из пористой керамики. В нижней части корпуса резьбовая пробка для слива осадка.
Фильтры-отстойники карбюраторных двигателей монтируются на раме или днище кузова машины.
Фильтры тонкой очистки
В легковых автомобилях фильтры этого типа устанавливаются под капотом. ФТО карбюраторного мотора — неразборный, в прозрачном пластмассовом корпусе, выдерживающем давление до 2 бар. Для подсоединения к шлангам на корпусе отлиты два патрубка. Направление потока указано стрелкой.
Степень загрязнения — и необходимость замены — легко определить по цвету видимого фильтрующего элемента.
ФТО впрыскового бензинового двигателя работает под давлением до 10 бар, имеет цилиндрический стальной или алюминиевый корпус. Крышка корпуса литая или из прочной пластмассы. Патрубки стальные, направление потока обозначено на крышке. Третий патрубок, установленный в крышке, соединяет фильтр с редукционным (переливным) клапаном, сбрасывающим излишки топлива в «обратку».
Изделие не разбирается и не ремонтируется.
Системы очистки для дизельных двигателей
Топливо, питающее дизельный двигатель, после сетки в баке, проходит через ФГО-отстойник, сепаратор-водоотделитель, ФТО, сетку насоса низкого давления и ТНВД.
В легковых автомобилях топливозаборник установлен на дне бака, ФГО, сепаратор и ФТО — под капотом. В дизельных грузовиках и тягачах все три устройства монтируются на раме в общем блоке.
Плунжерные пары подкачивающего насоса низкого давления и ТНВД, а также распылители форсунок дизельных моторов очень чувствительны к любым загрязнениям топлива и наличию в нём воды.
Попадание твёрдых абразивных частиц в прецезионные зазоры плунжерных пар вызывает их повышенный износ, вода смывает плёнку смазки и может вызвать задиры поверхностей трения.
Виды фильтров дизельного топлива
Сетка заборника топлива латунная или пластиковая, задерживает частицы грязи величиной более 100 мкм. Сетка может заменяться при вскрытии бака.
Фильтр грубой очистки дизтоплива
Все современные устройства разборные. Отсеивают загрязняющие фракции 50 и более микрон. Сменный элемент (стакан) с «бумажной» шторой или из нескольких слоёв пластиковой сетки.
Сепаратор-водоотделитель
Замедляет и успокаивает поток топлива, отделяя содержащуюся в нём воду. Частично отсеивает загрязнения размером частиц более 30 мкм (взвешенную в воде ржавчину). Конструкция разборная, позволяет извлечь лабиринтно-дисковый водоотделитель для очистки.
Фильтр тонкой очистки
Очень высокая степень фильтрации, задерживает мелкодисперсные частицы величиной от 2 до 5 мкм.
Устройство разборное, со съёмным корпусом. Съёмный стакан современных устройств имеет штору из полиамидного волокна.
Съёмные корпуса изготавливаются из стали. Иногда в качестве материала корпуса применяется прочный прозрачный пластик. Под сменным элементом (стаканом) предусмотрена камера для накопления отстоя, в которой установлена сливная пробка или клапан. Крышка корпуса легкосплавная, литая.
В «навороченных» авто предусмотрена схема контроля за состоянием фильтра. Датчик, срабатывающий при переполнении камеры, включает на приборной панели красную контрольную лампочку.
При низких температурах растворённые в дизтопливе парафиновые углеводороды загустевают и, как кисель, забивают шторы фильтрующих элементов, препятствуя потоку топлива и останавливая двигатель.
В современных дизельных автомашинах фильтрующие устройства и водоотделитель устанавливаются в моторном отсеке или в едином блоке на раме, с обогревом антифризом от системы охлаждения.
С целью предупреждения «замерзания» солярки, на топливном баке могут устанавливаться электрические термоэлементы, работающие от бортовой сети.
Как установить и ресурс фильтра
Сетки топливозаборников и ФГО-отстойник рекомендуется осматривать и промывать при любом вскрытии топливного бака. Для промывки можно использовать керосин или сольвент. После промывки детали обдуть сжатым воздухом.
Одноразовые фильтры карбюраторных агрегатов заменяются через каждые 10 тыс. км пробега.
Все прочие фильтрующие устройства или их сменные элементы меняются «по пробегу» в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля.
Долговечность устройста зависит от качества применяемого горючего.
Прозрачный корпус облегчает диагностику. Если традиционно жёлтый цвет шторы изменился на чёрный, не стоит ждать рекомендованного срока, необходимо менять съёмный элемент.
При замене любых топливных фильтров отсоединяемые трубки или шланги следует закрывать временными пробками, для предупреждения попадания воздуха в систему. По окончанию работ, магистраль прокачать ручным устройством.
При замене элемента разборного фильтра, снятый корпус изнутри следует промыть и продуть. Так же нужно поступить и с корпусом сепаратора. Вынутый из него водоотделитель промывается отдельно.
Способ укладки фильтрующей шторы, «звездой» или «спиралью», определяет качество очистки, отнюдь не срок службы устройства.
Внешние признаки забитых фильтров сходны с другими неисправностями узлов топливной системы:
- Двигатель не развивает полной мощности, лениво реагирует на резкое нажатие педали акселератора.
- Холостые обороты неустойчивые, «движок» норовит заглохнуть.
- У дизельного агрегата при больших нагрузках из выхлопной трубы валит чёрный дым.