Фильтр очистки масла двигателя камаз 740
СБОРКА ФИЛЬТРА ЦЕНТРОБЕЖНОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА ДВИГАТЕЛЯ КАМАЗ-740
Трудоемкость — 9,0 чел. мин.
16. Установить в отверстие перепускного клапана плунжер 21 (Рис. 1), пружину 20, регулировочные шайбы 19 и завернуть пробку 17 клапана с прокладкой 18. Регулировочных шайб должно быть не более трех. Величина момента затяжки должна быть 70—90 Н.м (7—9 кгс.м). (Головка сменная 19 мм, рукоятка динамометрическая мод 131М).
17. Установить в отверстие сливного клапана плунжер 26, пружину 25 и завернуть пробку 23 клапана с прокладкой 24. Величина момента затяжки должна быть 70—90 Н.м (7—9 кгс.м). (Головка сменная 19 мм, рукоятка динамометрическая 131М).
18. Завернуть пробки 30 и 31 (Рис. 3) в корпус 1 фильтра. (Отвертка 6,5 мм).
19. Установить в верхнее отверстие корпуса 16 (Рис. 1) фильтра трубки 12 отвода масла и завернуть ось 11 ротора. (Ключ гаечный открытый 32 мм, пассатижи).
20. Установить в отверстия стопора пружину 15, палец 14 стопора и надеть на пальцы пластину 13 стопора.
21. Установить экран 27 на ось ротора. Работу выполнять на двигателях КамаЗ-740, начиная с № 28200.
22. Установить отражатель 3 на ось ротора и завернуть винты 2 крепления с пружинными шайбами. Работу выполнять на двигателях КамаЗ-740, начиная с № 28200. (Отвертка 6,5 мм).
23. Установить турбинку 38 (Рис. 3) на ось 39 ротора. Работу выполнять на двигателях КамаЗ-740 до № 28200.
24. Надеть уплотнительное кольцо 10 (Рис. 1) на ротор 8 с втулками 7 и 9 в сборе.
25. Установить на ось 11 ротора ротор 8 со втулками 7 и 9 и уплотнительным кольцом 10, упорный шарикоподшипник 6, упорную шайбу 5. Ротор устанавливать так, чтобы стопорные пальцы 14 (Рис. 2) вошли в отверстие А ротора. Упорный подшипник устанавливать так, чтобы кольцо с большим внутренним диаметром было внизу.
26. Установить штифт 8 (Рис. 3) в отверстие ротора и завернуть гайку 4 (Рис. 1) крепления ротора. (Ключ гаечный кольцевой 19 мм).
27. Проверить вращение ротора в сборе на оси. Ротор должен вращаться на оси свободно, без заеданий.
28. Установить колпак 28, совместив метки 33 на колпаке и роторе, установить прокладку гайки и завернуть гайку 29 крепления колпака. Колпак и ротор не раскомплектовывать. Величина
момента затяжки гайки должна быть в пределах 20—30 Н.м (2—3 кгс.м). (Ключ гаечный кольцевой 19 мм, ключ динамометрический ПИМ-1754, головка сменная 19 мм удлиненная).
29. Установить кольцо 30 Б60, колпак 31 фильтра, прокладку 32 и завернуть гайку 1 крепления колпака фильтра. Колпак ротора и ротор раскомплектованию не подлежат. Момент затяжки гайки колпака ротора должен быть 20—30 Н.м (2—3 кгс.м). (Головка сменная 19 мм, рукоятка динамометрическая 131М).
30. Установить фильтр на стенд и проверить давление начала открытия сливного и перепускного клапанов и при необходимости отрегулировать давление начала открытия. Давление начала открытия перепускного клапана на 0,6—0,65 МПа (6,0—6,5 кгс./см2). Начало открытия сливного клапана при давлении масла 0,05—0,07 МПа (0,5—0,7 кгс/см2) определяется по появлению масла в отверстии. При других значениях давления начала открытия необходимо заменить пружину клапанов, выполнив работы 12—13 и 16—17. (Стенд, ключ гаечный 19 мм, пинцет, головка сменная 19 мм, рукоятка динамометрическая мод. 131М).
31. Переустановить фильтр на приспособление для проверки скорости вращения ротора и проверить скорость вращения ротора. Скорость вращения ротора должна быть 5000 + 50 об/мин, при давлении масла 0,5 МПа (5 кгс/см2) и температуре 90±2°С. (Приспособление).
32. Переустановить фильтр на стенд проверки герметичности и проверить герметичность фильтра. Герметичность проверять при температуре воды не менее 60°С. Давление воздуха должно быть 0,1 МПа (1 кгс/см2) в течение 10 сек. (Стенд, секундомер).
33. Снять фильтр со стенда и установить технологические заглушки в масляные отверстия фильтра.
Рис. 3. Фильтр центробежный масляный устанавливаемый на двигатели до № 28200:
1 — корпус фильтра; 2 — пробка перепускного клапана; 3 — прокладка корпуса фильтра; 4, 10, 19 — прокладка; 5 — шайба плоская регулировочная; 6 — пружина перепускного клапана; 7 — плунжер перепускного клапана; 8 — штифт; 9 — пробка сливного клапана; 11 — пружина сливного клапана; 12 — плунжер сливного клапана; 13, 24 — колпак ротора; 14, 35 — ротор; 15 — прокладка гайки крепления колпака ротора; 16 — гайка крепления колпака ротора; 17 — кольцо; 18 — гайка глухая крепления колпака ротора; 20 — колпак фильтра; 21 — прокладка колпака фильтра; 22 — гайка крепления колпака ротора; 23 — прокладка гайки крепления колпака ротора; 25 — гайка крепления ротора; 26 — шайба упорная; 27 — пластина стопора; 28 — палец стопора; 29 — пружина стопора; 30, 31 — пробка; 32 — трубка отвода масла; 33 — упорный шарикоподшипник; 34 — втулка ротора верхняя; 36 — кольцо уплотнительное; 37 — втулка ротора нижняя; 38 — турбинка; 39 — ось ротора
Фильтр очистки масла двигателя камаз 740
Особенности масляной системы двигателей КАМАЗ 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300
Смазочная система комбинированная с «мокрым» картером
Система включает масляный насос, фильтр очистки масла, водомасляный теплообменник, картер масляный, маслоналивную горловину, трубку указателя и указатель уровня масла.
Схема смазочной системы показана на рис. 1
Из картера 13 масляный насос 1 подает масло в фильтр очистки масла 3 и через водомасляный теплообменник 6 в главную магистраль, далее к потребителям.
В смазочную систему также включены клапан системы 2, обеспечивающий давление в главной масляной магистрали 400-550 кПа (4,0-5,5 кгс/см 2 ) при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, предохранительный клапан 14, отрегулированный на давление 931-1127 кПа (9.5-11,5 кгс/см 2 ), перепускной клапан 4, отрегулированный на срабатывание при перепаде давления на фильтре 150-220 кПа (1,5-2,2 кгс/см 2 ) и термоклапан 11 включения водомасляного теплообменника.
При температуре масла ниже 95 °С, клапан открыт и основной поток масла поступает в двигатель минуя теплообменник.
При температуре масла более 110° С, термоклапан закрыт и весь поток масла проходит через теплообменник, где охлаждается водой.
Тем самым обеспечивается быстрый прогрев двигателя после запуска и поддержание оптимального температурного режима в процессе эксплуатации.
Конструктивно термоклапан расположен в корпусе масляного фильтра.
Масляный насос (см. рисунок) закреплен на нижней плоскости блока цилиндров.
Ведущее зубчатое колесо напрессовано на передний конец коленчатого вала и имеет 64 зуба, ведомое 52, то есть передаточное отношение 0.8125.
Зазор в зацеплении приводных зубчатых колес регулируется прокладками, устанавливаемыми между привалочными плоскостями насоса и блока, который должен быть 0,15-0,35 мм, момент затяжки болтов крепления масляного насоса к блоку должен быть 49-68.6 Н.м (5-7 кгс.м).
Масляный насос шестеренчатый, односекционный. Содержит корпус 2, крышку 1 и шестерни.
В крышке расположен клапан смазочной системы 13, с пружиной 11. В нагнетающем канале установлен предохранительный клапан, состоящий из шарика, пружины и регулировочных шайб.
Масляный фильтр (см. рисунок) закреплен на правой стороне блока цилиндров и состоит из корпуса 1, двух колпаков 9 и 11, в которых установлены полнопоточный 8 и частично-поточный 4 фильтроэлементы.
Колпаки на резьбе вворачиваются в корпус. Уплотнение колпаков в корпусе осуществляются кольцами 2 и 3.
В корпусе фильтра также расположен перепускной клапан 15 и термоклапан включения водомасляного теплообменника.
Очистка масла в фильтре комбинированная.
Через полнопоточный фильтроэлемент 8 проходит основной поток масла перед поступлением к потребителям, тонкость очистки масла от примесей при этом составляет 40 мкм.
Через частично — поточный фильтроэлемент 4 проходит 3-5 л/мин. где удаляются примеси размерами более 5 мкм.
Из частично-паточного элемента масло сливается в картер. При такой схеме достигается высокая степень очистки масла от примесей.
Масляный картер штампованный, крепится к блоку цилиндров через резинопробковую прокладку. Момент затяжки болтов крепления картера 8 — 17,8 Нм (0,8 — 1,8 кгс.м).
Термоклапан включения водомасляного теплообменника состоит из подпружиненного поршня 13 с термосиловым датчиком 6.
При температуре ниже 93 °С поршень 13 находится в верхнем положении и основная часть потока масла, минуя теплообменник, поступает в двигатель.
При достижении температуры масла (95+2) °С омывающего термосиловой датчик 6, активная масса, находящаяся в баллоне, начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток датчика и поршень 13.
При температуре масла (110+2) °С поршень 13 разобщает полости в фильтре до и после теплообменника и весь поток масла идет через теплообменник.
При превышении температуры масла выше 115 °С срабатывает датчик температуры и на щитке приборов загорается сигнальная лампочка.
Водомасляный теплообменник (рис. Фильтр масляный с теплообменником) установлен на масляном фильтре, кожухотрубного типа, сборный.
Внутри трубок проходит охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя, снаружи — масло.
Со стороны масла трубки имеют оребрение в виде охлаждающих пластин.
Поток масла в теплообменнике четыре раза пересекает трубки с водой, чем достигается высокая эффективность охлаждения масла.
На двигатели 740.11-240, 740.13-260 и 740.14-300 устанавливаются два типа теплообменников:
— 740.11-1013200 на двигатель 740.11-240,
— 740.20-1013200 на двигатели 740.13-260 и 740.14-300, которые отличаются длиной.
Система вентиляции картера (см. рисунок) открытая, циклонного типа. Картерные газы отводятся из штанговой полости второго цилиндра, через угольник 1, в котором установлен завихритель 2.
При работе двигателя картерные газы, проходя через завихритель 2, получают винтовое движение.
За счет действия центробежных сил капли масла, содержащиеся в газах, отбрасываются к стенке трубы 4 и через трубку 6 сливаются обратно в картер.
Очищенные картерные газы удаляются в атмосферу.
Возможные неисправности системы смазки дизеля и способы устранения
Неисправность
Повышенный расход масла
— Длительная работа двигателя на оборотах холостого хода.
Без необходимости не работать на оборотах холостого хода двигателя.
— Утечка масла через соединения в смазочной системе турбокомпрессора.
Подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки и резиновые рукава.
— Износ сопряжения клапан-втулка в головке цилиндров, старение резиновой манжеты клапана.
Проверить и заменить изношенные детали.
— Засорение воздухоочистителя или колпака воздухозаборника.
Провести обслуживание воздухоочистителя и очистить сетку колпака.
Понижение давления масла в смазочной системе
— Низкий уровень масла в масляном картере.
Проверить и при необходимости долить масло до отметки «В»
— Неисправность приборов контроля давления
Убедиться в исправности приборов
— Применение масла не соответствующей вязкости
Заменить масло на соответствующее химмотологической карте.
— Загрязнение фильтрующих элементов масляного фильтра
Заменить фильтрующие элементы.
— Нарушение регулировки или заедание предохранительного клапана или клапана смазочной системы
Проверить клапаны и устранить заедание, при необходимости отрегулировать или заменить неисправные детали.
— Засорение заборника масляного насоса
— Попадание охлаждающей жидкости в масло
Проверить герметичность водяной полости, уплотнение гильз цилиндров, герметичность водомасляного теплообменника, неисправные детали заменить.
— Утечки масла в местах соединений и масляных магистралях смазочной системы
Проверить состояние технологических заглушек, пробок, затяжку крепежных деталей в местах соединений, состояние уплотнительных колец и прокладок
— Нарушение работоспособности масляного насоса
Снять насос и на специальном стенде проверить работоспособность.
— Недопустимое возрастание зазора в подшипниках коленвала и распредвала
Произвести ремонт двигателя.
Загорание сигнализатора аварийной температуры масла
— Неисправность датчика аварийной температуры масла
Убедиться в исправности датчика, при необходимости заменить.
— Заедание термоклапана включения теплообменника, неисправность термосилового датчика
Проверить работу термоклапана включения теплообменника, при необходимости устранить заедания или заменить датчик.
— Засорение трубок или загрязнение охлаждающих пластин
Проверить водомасляный теплообменник на предмет засорения трубок и загрязнения охлаждающих пластин, при необходимости промыть или заменить теплообменник.
Повышение давления масла в смазочной системе
— Высокая вязкость масла
Заменить масло на соответствующее химмотологической карте
— Нарушение герметичности линии управляющего сигнала соединяющей главную масляную магистраль с насосом или ее засорение
Проверить трубу подвода масла к насосу, затяжку болтов крепления, наличие отверстия в крышке
— Заедание или нарушение регулировки клапана смазочной системы.
Проверить клапан и устранить заедание, при необходимости заменить неисправные детали.
Ремонт элементов масляной системы
Для разборки, сборки и проверки масляного насоса:
— слейте масло из картера, выверните болты крепления и снимите картер;
— снимите всасывающую трубку 4 (рис.) с фланцем, кронштейном и чашкой в сборе и трубку подводящую клапана системы смазывания;
— выверните болты крепления масляного насоса 1, снимите насос;
— снимите шестерню масляного насоса съемником И80 1.02.000 (рис.), для этого болты 3 вверните до упора их в шестерню 5, винт 1 уприте в торец вала.
Вращая рукоятку, вверните винт в траверсу до полного снятия шестерни;
— выверните болты крепления нагнетающей и радиаторной секций масляного насоса и разберите его;
— замерьте радиальный и торцовый зазоры нагнетающей и радиаторной секций, зазоры в зацеплении зубьев шестерен в радиаторной и нагнетающей секциях, между ведущим валом и отверстием в корпусе, между осью и шестерней. При необходимости замените изношенные детали;
— при сборке насоса не допускайте повторное использование отгибных шайб.
После сборки насоса валик должен проворачиваться от руки плавно, без заеданий;
— испытайте насос на стенде с использованием масла М10Г2К или М10ДМ.
При частоте вращения валика 2800 — 60 мин -1 и разрежении на всасывании 12-15 кПа подача насосом должна быть не менее 130 л/мин при давлении на выходе 0,35 — 0,40 МПа;
— отрегулируйте давление срабатывания клапана смазочной системы, которое должно быть 0,40 — 0,45 МПа.
Для регулирования допускается использование не более 3-х шайб, устанавливаемых под пружину.
При несоответствии давления-начала открытия клапана, замените пружину. Повторное использование шплинта пробки не допускается.
Моменты затяжки резьбовых соединений, Н.м (кгс.м)
Болты крепления масляного насоса 49,0 — 68,6 (5 — 7)
Болты крепления крышки 39,2 — 54,9 (4 — 5,6)
Болты крепления трубки к насосу 19,6-24,5 (2-2,5)
Колпаки масляного фильтра 49,0- 58,8 (5 — 6)
Пробка термоклапана фильтра 47,0- 58,8 (4,8 — 6)
Сливные пробки колпаков 24,5-39,2 (2,5-4,0)
Болты крепления масляного фильтра 88,2-112,6 (9,0-12,5)
Гайка крепления ведомой шестерни привода масляного насоса 98,1-117,6 (10-12)
Размеры деталей и допустимый износ, мм
Диаметр шестерен 55,44 — 55,47
Допустимый диаметр шестерен 55,4
Радиальный зазор между зубьями шестерен и стенкой корпуса 0,130-0,206
Допустимый радиальный зазор 0,25
Высота шестерен 34,913 -34,975
Допустимая высота шестерен 34,900
Глубина колодца 35,050-35,089
Торцовой зазор 0,075-0,176
Допустимый торцевой зазор 0,2
Диаметр шеек валика 19,920 — 19,899
Допустимый диаметр шеек 19,85
Диаметр втулок в корпусе под шейки валика 19,98-19,959
Допустимый диаметр втулок 20,10
Диаметр оси 19,987 — 20.000
Допустимый диаметр оси 19,85
Диаметр втулок ведомой шестерни 20,040-20,073
Допустимый диаметр втулок 20,080
Диаметр плунжера клапана 15,968-15,941
Допустимый диаметр плунжера 15,92
Диаметр отверстия в крышке под клапан 16,000-16,027
Усилие пружины клапана сжатой до размера 44 мм, Н 60-74
Для разборки, сборки и проверки фильтра масляного:
— слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя;
— выверните сливные пробки с колпаков и слейте масло из фильтра;
— отсоедините патрубки подвода и отвода охлаждающей жидкости к теплообменнику;
— выверните пять болтов крепления и снимите фильтр с теплообменником;
— отверните гайки и отсоедините теплообменник от фильтра;
— выверните колпаки из корпуса, промойте внутреннюю полость дизельным топливом, проверьте целостность уплотнительных колец, упорных пружин, при повреждении замените;
— собранный фильтр проверьте на герметичность сжатым воздухом 490 кПа в воде;
— проверьте давление начала открытия перепускного клапана, которое должно быть 0,147-0,216 МПа;
— проверьте работоспособность термоклапана включения теплообменника.
При температуре масла (50-70) °С расход через клапан должен быть не менее 70 л/мин при давлении 0,147 кПа и не более 5 л/мин при температуре 100-110 °С.
При необходимости замените термосиловой датчик ТС 103-1306090-30.
Для разборки, сборки и проверки работы водомасляного теплообменника:
— установите заглушки на фланцы подвода масла и опрессуйте масляную полость давлением 0,79-0,83 МПа в воде, при обнаружении негерметичности снимите подводящий и отводящий коллекторы теплообменника и выньте сердцевину из корпуса, замените уплотнительные кольца или, при повреждении трубок сердцевину.