- Нормы Евросоюза по токсичности отработавших газов легких грузовиков
- Краткая история вопроса
- Экологический класс автомобиля Евро 1 2 3 4 5 6 их нормы выхлопа (Таблица)
- Таблица экологический класс автомобилей Евро 1 2 3 4 5 6
- Экологический класс по годам производства автомобилей и странам производителям
- Содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей по экологическим классам Евро
Нормы Евросоюза по токсичности отработавших газов легких грузовиков
Краткая история вопроса
Нормы токсичности отработавших газов (ОГ) новых малотоннажных коммерческих автомобилей утверждены Директивой 70/220/ЕЕС, которая впоследствии много раз дополнялась. Наиболее важные дополнения:
• Стандарты Euro 1: Директива 93/59/EEC (легковые автомобили и легкие грузовики);
• Стандарты Euro 2 (EC 96): Директивы 94/12/EC и 96/69/ЕС;
• Стандарты Euro 3/4 (2000/2005): Директива 98/69/ЕС с последующими дополнениями в 2002/80/ЕС;
• Стандарты Euro 5/6 (2009/2014): от 20 июня 2007 г. Часть стандартов, в которой описываются методики испытаний, коэффициенты ухудшения и принимаемые каждым государством–членом ЕС индивидуально исправленные нормы содержания твердых частиц РМ, будет окончательно утверждена 2 июля 2008 г.
Топливо. Вместе со стандартами 2000/2005 гг. были введены более строгие нормы по топливу: цетановое число для дизельного топлива должно быть не менее 51 (c 2000 г.); содержание серы в дизельном топливе – не более 350 ррм (с 2000 г.) и 50 ррм (c 2005 г.); содержание серы в бензине – не более 150 ррм (c 2000 г.) и 50 ррм (c 2005 г.). Бессернистое дизтопливо и бензин (10 ррм S) должны быть в продаже с 2005 г. и станут обязательными с 2009 г.
Измерение токсичности ОГ. Токсичность ОГ измеряется по Новому европейскому ездовому циклу на беговых барабанах для шасси NEDC (ECE 15 + EUDC). С 2000 г. (Euro 3) в эту методику внесено изменение: был исключен 40-секундный период прогрева двигателя перед началом отбора пробы ОГ. Эта измененная методика испытаний на холодный пуск получила название NEDC, или MVEG-B. Токсичность ОГ выражается в г/км.
В проект норм Euro 5/6 включена новая методика измерения массового содержания твердых частиц (сажи) в ОГ (подобная методике, предусмотренной в нормах США 2007 г.). В этих стандартах также устанавливаются количественные нормы предельного содержания твердых частиц в ОГ (методика РМР) в дополнение к значениям предельного содержания по массе. Для норм Euro 5/6 добиться соответствия содержания твердых частиц по массе можно только с помощью «закрытых» сажевых фильтров. Введение количественных значений предельного содержания предотвращает возможность разработки в будущем «открытых» фильтров, которые понижают содержание в ОГ твердых частиц по массе, но дают возможность проходить через фильтры большому количеству ультрамелких частиц сажи.
Нормы токсичности ОГ. Нормы содержания токсичных составляющих в ОГ легких коммерческих автомобилей представлены в табл. 1. Начиная с Euro 2 вводятся различные нормы токсичности для дизельных и бензиновых автомобилей. Для дизельных устанавливаются более жесткие нормы на содержание СО, но может быть более высоким содержание NOx. У бензиновых автомобилей не ограничивается содержание сажи до норм Euro 4 включительно. В Euro 5/6 устанавливаются нормы содержания по массе твердых частиц в ОГ бензиновых автомобилей. Количественные значения равны для автомобилей с дизельными двигателями и с бензиновыми с непосредственным впрыском.
Все даты, указанные в таблицах, относятся к Новым одобрениям типа транспортного средства. В Директивах ЕС также указывается вторая дата – на один год позже (если не указано иное), которая относится к первой регистрации (ввод в эксплуатацию) существующих транспортных средств, получивших Одобрение типа ранее.
Числовые значения содержания твердых частиц (сажи) в ОГ. В проекте будущих норм числовые значения содержания твердых частиц устанавливаются на уровне 5·1011 км -1 (методика РМР, Новый европейский ездовой цикл NEDC) и вступают в действие с нормами Euro 5/6 для всех категорий автомобилей с дизельными двигателями (N1, N2). Количественные нормы содержания твердых частиц (сажи) в ОГ должны выполняться наряду с нормами содержания твердых частиц по массе, приведенными в табл. 1.
Для автомобилей с бензиновыми двигателями количественные нормы содержания твердых частиц не устанавливаются.
Категория* | Нормы токсичности | Дата введения | СО | СН | СН+NOx | NOx | Твердые частицы (сажа) |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Дизельные | |||||||
N1, Класс I, ≤1305 кг | Euro 1 | окт. 1994 | 2,72 | – | 0,97 | – | 0,14 |
Euro 2, IDI | янв. 1998 | 1,0 | – | 0,70 | – | 0,08 | |
Euro 2, DI | янв. a 1998 | 1,0 | – | 0,90 | – | 0,10 | |
Euro 3 | янв. 2000 | 0,64 | – | 0,56 | 0,50 | 0,05 | |
Euro 4 | янв. 2005 | 0,50 | – | 0,30 | 0,25 | 0,025 | |
Euro 5 | сент. б 2009 | 0,50 | – | 0,23 | 0,18 | 0,005 д | |
Euro 6 | сент. 2014 | 0,50 | – | 0,17 | 0,08 | 0,005 д | |
Euro 1 | окт. 1994 | 5,17 | – | 1,40 | – | 0,19 | |
Euro 2, IDI | янв. 1998 | 1,25 | – | 1,0 | – | 0,12 | |
Euro 2, DI | янв. a 1998 | 1,25 | – | 1,30 | – | 0,14 | |
N1, Класс II, 1305…1760 кг | Euro 3 | янв. 2001 | 0,80 | – | 0,72 | 0,65 | 0,07 |
Euro 4 | янв. 2006 | 0,63 | – | 0,39 | 0,33 | 0,04 | |
Euro 5 | сент. в 2010 | 0,63 | – | 0,295 | 0,235 | 0,005 д | |
Euro 6 | сент. 2015 | 0,63 | – | 0,195 | 0,105 | 0,005 д | |
Euro 1 | окт. 1994 | 6,90 | – | 1,70 | – | 0,25 | |
Euro 2, IDI | янв. 1998 | 1,5 | – | 1,20 | – | 0,17 | |
Euro 2, DI | янв. a 1998 | 1,5 | – | 1,6 | – | 0,20 | |
N1, Класс III >1760 кг | Euro 3 | янв. 2001 | 0,95 | – | 0,86 | 0,78 | 0,10 |
Euro 4 | янв. 2006 | 0,74 | – | 0,46 | 0,39 | 0,06 | |
Euro 5 | сент. в 2010 | 0,74 | – | 0,350 | 0,280 | 0,005 д | |
Euro 6 | сент. 2015 | 0,74 | – | 0,215 | 0,125 | 0,005 д | |
Бензиновые | |||||||
N1, Класс I, ≤1305 кг | Euro 1 | окт. 1994 | 2,72 | – | 0,97 | – | – |
Euro 2 | янв. 1998 | 2,2 | – | 0,50 | – | – | |
Euro 3 | янв. 2000 | 2,3 | 0,20 | – | 0,15 | – | |
Euro 4 | янв. 2005 | 1,0 | 0,1 | – | 0,08 | – | |
Euro 5 | сент. б 2009 | 1,0 | 0,10 е | – | 0,06 | 0,005 г, д | |
Euro 6 | сент. 2014 | 1,0 | 0,10 е | – | 0,06 | 0,005 г, д | |
Euro 1 | окт. 1994 | 5,17 | – | 1,40 | – | – | |
Euro 2 | янв. 1998 | 4,0 | – | 0,65 | – | – | |
N1, Класс II, 1305…1760 кг | Euro 3 | янв. 2001 | 4,17 | 0,25 | – | 0,18 | – |
Euro 4 | янв. 2006 | 1,81 | 0,13 | – | 0,10 | – | |
Euro 5 | сент. в 2010 | 1,81 | 0,13 ж | – | 0,075 | 0,005 г, д | |
Euro 6 | сент. 2015 | 1,81 | 0,13 ж | – | 0,075 | 0,005 г, д | |
Euro 1 | окт. 1994 | 6,90 | – | 1,70 | – | – | |
Euro 2 | янв. 1998 | 5,0 | – | 0,80 | – | – | |
N1, Класс III >1760 кг | Euro 3 | янв. 2001 | 5,22 | 0,29 | – | 0,21 | – |
Euro 4 | янв. 2006 | 2,27 | 0,16 | – | 0,11 | – | |
Euro 5 | сент. в 2010 | 2,27 | 0,16 з | – | 0,082 | 0,005 г, д | |
Euro 6 | сент. 2015 | 2,27 | 0,16 з | – | 0,082 | 0,005 г, д |
DI – двигатели с непосредственным впрыском; IDI – предкамерные двигатели.
а – до 30 сентября 1999 г. (после этой даты двигатели с непосредственным впрыском (DI) должны будут соответствовать нормам для предкамерных двигателей (IDI); б – январь 2011 г. для всех моделей; в – январь 2012 г. для всех моделей; г – применимо только к автомобилям с двигателями с непосредственным впрыском; д – предлагается изменить на 0,003 г/км, используя методику испытаний РМР; е – и методику NMHC=0,068 г/км; ж – и методику NMHC=0,090 г/км; з – и методику NMHC=0,108 г/км.
* Для Euro 1/2 классы по массе, соответствующие категории N1: Класс I ≤1250 кг, Класс II 1250…1700 кг, Класс III >1700 кг.
Надежность сохранения уровня токсичности ОГ. Сроки эксплуатации автомобилей, в течение которых должен сохраняться уровень токсичности ОГ, составляют:
- Euro 3 – 80 000 км пробега, или 5 лет (в зависимости от того, что наступит раньше); вместо фактического испытательного пробега производители могут использовать следующие коэффициенты ухудшения: 1,2 для СО, СН, NOx (бензин) или 1,1 для СО, NOx, СН+ NOx и 1,2 для твердых частиц (дизель);
- Euro 4 – 100 000 км, или 5 лет (в зависимости от того, что наступит раньше);
- Euro 5/6 – при соответствующих условиях эксплуатации: 100000 км или 5 лет; проверка надежности сохранения качества работы устройств снижения токсичности ОГ для Одобрения типа транспортного средства: 160 000 км, или 5 лет (в зависимости от того, что наступит раньше).
Прочие условия. В нормах содержится ряд дополнительных условий:
- государства Евросоюза могут вводить налоговые льготы за досрочный ввод в эксплуатацию автомобилей, соответствующих будущим экологическим нормам;
- нормы токсичности ОГ для холодного пуска (–7 °С) автомобилей с бензиновыми двигателями введены с 2002 г. (Директива 2001/100/ЕС), для легковых автомобилей норма составляет 15 г/км СО и 1,8 г/км СН; токсичность измеряется только на городских режимах ездового цикла;
- системы контроля токсичности ОГ должны диагностироваться бортовой системой автомобиля.
Требования по бортовой диагностике автомобиля. Начиная с норм Euro 3 автомобили должны оборудоваться бортовыми диагностическими системами для контроля токсичности ОГ. Водитель должен быть извещен в случае неисправности или ухудшения работы системы контроля токсичности ОГ, которое может вызвать повышение токсичности ОГ выше допустимого предела, указанного в табл. 2 (нормы для Euro-4 – предлагаются). Допустимые величины основаны на ездовом цикле NEDC (холодный пуск ЕСЕ+EUDC). Чтобы отличить эти требования от требований по бортовой диагностике США (US OBD), они называются EOBD – Европейские требования по бортовой диагностике.
Категория | Класс | Нормы токсичности | Дата введения | СО | СН | NOx | Твердые частицы (сажа) |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Дизельные | |||||||
N1 | I | EU 3 | 2005 г. | 3,20 | 0,40 | 1,20 | 0,18 |
EU 4 | 2005 г. | 3,20 | 0,40 | 1,20 | 0,18 | ||
II | EU 3 | 2006 г. | 4,00 | 0,50 | 1,60 | 0,23 | |
EU 4 | 2006 г. | 4,00 | 0,50 | 1,60 | 0,23 | ||
III | EU 3 | 2006 г. | 4,80 | 0,60 | 1,90 | 0,28 | |
EU 4 | 2006 г. | 4,80 | 0,60 | 1,90 | 0,28 | ||
Бензиновые | |||||||
N1 | I | EU 3 | 2000 г. | 3,20 | 0,40 | 0,60 | – |
EU 4 | 2005 г. | 1,90 | 0,30 | 0,53 | – | ||
II | EU 3 | 2001 г. | 5,80 | 0,50 | 0,70 | – | |
EU 4 | 2005 г. | 3,44 | 0,38 | 0,62 | – | ||
III | EU 3 | 2001 г. | 7,30 | 0,60 | 0,80 | – | |
EU 4 | 2005 г. | 4,35 | 0,47 | 0,70 | – |
Примечание. Ряд требований по бортовой диагностике разъяснены в Директиве 1999/102/ЕС. Даты введения в действие требований по бортовой диагностике для автомобилей с двигателями на газе (сжиженном или натуральном) приведены в Директиве 2001/1/ЕС.
Экологический класс автомобиля Евро 1 2 3 4 5 6 их нормы выхлопа (Таблица)
Экологический класс ЕВРО — это экологический стандарт, который регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортынх средств, а также предусматривает выпуск в обращение автомобильных бензинов и дизельного топлива стандарта ЕВРО 1, 2, 3, 4, 5 и 6.
Таблица экологический класс автомобилей Евро 1 2 3 4 5 6
Экологический класс Евро
Экологический класс был введён в большинстве стран Европы в 1988г. В 1992г. был заменен стандартом Евро-1.
Регламентирует выброс бензиновыми двигателями:
— оксида углерода (CO) — не больше 11,2г/(кВт·ч) (грамм на киловатт·час)
— углеводородов (СН) — не более 2,4 г/(кВт·ч)
— оксидов азота (NOх) — не более 14,4 г/(кВт·ч)
— твёрдые частицы — не определено
— дымность — не определено.
По выбросу дизельными двигателями регламента нет.
Был введен в Евросоюзе в 1992г., а в 1995г. был заменен стандартом Euro-2.
Регламентирует выброс бензиновыми двигателями:
— оксида углерода (CO) — не более 2,72г/км (грамм на километр пути)
— углеводородов (СН) — не более 0,72 г/км
— оксидов азота (NOх) — не более 0,27 г/км
По выбросу дизельными двигателями регламента нет.
Экологический класс был введён в Евросоюзе в качестве замены Евро-1 в 1995г., а затем был заменён стандартом Евро-3 в 1999г.
Стандарт Евро-2 был принят правительством России осенью 2005г.. Продажи бензина АИ-95 Евро-2 в России запрещены с 01.01.2011г. С 01.01.2013г. года любое топливо класса Евро-2 и ниже запрещено к обороту в РФ.
Евро-3 — это экологический стандарт, который регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств с дизельными и бензиновыми двигателями. Был введён в Евросоюзе в 1999г. и заменён на стандарт Euro-4 в 2005г..
Все ТС, произведённые в России или ввезённые в Россию, начиная с 01.01.2008 года должны соответствовать стандарту Евро-3.
Экологический стандарт Евро-4 был ведён в Евросоюзе в 2005г. в замен предыдущему стандарту Евро-3. В 2009г. заменён на новый стандарт — Euro-5.
В России с 01.01.2013г. все производимые и ввозимые на территорию автомобили должны соответствовать классу Евро-4, но возможно использовать шасси и базовые транспортные средства с сертификатами Евро-3, выпущенные до 31.12.2012г.
С 01.01.2013г. все производимое топливо в России обязали иметь стандарт не ниже Евро-3. Оборот топлива Евро-3 запрещен в России с 01.01.2016г., в связи с этим, начиная с этого дня началось поэтапное списание техники с двигателями Евро-3.
Евро-5 стандарт обязателен для всех новых грузовых авто, продаваемых в Евросоюзе с октября 2008г. Для легковых авто — с 01.09.2009г. В РФ стандарт Евро-5 действует на все автомобили с 01.01.2016г.
Нормы по выбросам: СН — до 0,05 г/км, CO — до 0,80 г/км и NOy — до 0,06 г/км.
Тех. регламент также предусматривает выпуск в обращение автомобильных бензинов и дизельного топлива класса не ниже Euro-2 до 31.12.2012г., Euro-3 — до 31.12.2014г., Euro-4 — до 30.06.2016г., Euro-5 — с 01.07.2016г.
Сначало предполагалось, что данный экологический клас Евро-6 вступит в силу в Европе 31.12.2013г., но потом его введение было отложено на 2015г.
По своим требованиям Евро-6 близок к действующему с 2010г. экол-му стандарту EPA10 в США и японскому Post NLT. Новый европейский стандарт облегчит согласованную разработку будущих единых норм.
Согласно нормам Евро-6, выбросы CO2 новыми легковыми авто должны составлять не более 130 г/км.
Экологический класс по годам производства автомобилей и странам производителям
Содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей по экологическим классам Евро
В таблице ниже приведено содержание вредных веществ в выхлопных газах легковых автомобилей (категория М*) для каждого экологического стандарта Евро (в единицах г/км):