- Порядок ремонта застрахованного автомобиля
- Что должен иметь на руках автовладелец после сдачи транспортного средства на ремонт?
- Права и обязанности станции технического обслуживания
- Какие права есть у автовладельца?
- Когда могут отремонтировать, а когда обязаны заменить деталь по ОСАГО?
- Как по закону?
- В каких случаях можно ремонтировать?
- Когда обязаны поменять на новую?
- Что делать если страховщик по ОСАГО ставит деталь в ремонт, а не под замену?
- Окрасят ли деталь?
Порядок ремонта застрахованного автомобиля
В отношениях с автосервисом у автовладельца, который отдает туда застрахованный автомобиль, есть определенные права. Очень часто случается так, что автосервис серьезно затягивает с ремонтом или не позволяет проконтролировать ремонтные работы, ссылаясь на какие-то странные и необычные причины. Кроме того, нельзя не отметить множество случаев, когда автомобиль получал колоссальные повреждения после некачественно проведенного ремонта в автосервисе, которые становились причиной серьезных затрат.
Одновременно с этим, нет никакой гарантии, что страховой ремонт автомобиля будет проведен максимально качественно и быстро. Помимо этого, недобросовестные мастера ремонтируют еще и то, что вы не заказывали, запросив после этого дополнительные выплаты.
Какие претензии может автолюбитель предъявить автосервису? Какие права автовладелец имеет в отношениях с автосервисом? Можно ли отказываться от навязанных услуг и не платить за несогласованные дополнительно проведенные работы?
Любые ремонтные работы в автосервисах регламентированы действующим законодательством, поэтому при любых спорах и трудностях необходимо обращаться к закону о правах потребителей, где можно найти множество ответов.
Что должен иметь на руках автовладелец после сдачи транспортного средства на ремонт?
Автосервис предоставляет автолюбителю договор, который может иметь вид квитанции, заказа-наряда или иной бумаги, в которой отображено название исполнителя работ, его контактные данные, информация о приеме автомобиля на ремонт и сроки проведения работ. Кроме того, в договорах зачастую отмечаются некоторые другие нюансы, на которые также нужно обращать внимание. Если не указаны сроки проведения ремонтных работ, то автовладелец в дальнейшем не сможет предъявить претензий по этому вопросу.
Также отмечаются стоимость проведения работ и тип оплаты (наличные, рассрочка, карточкой и т.п.), сведения о транспортном средстве и его отдельных частях, принцип проведения ремонтных работ и т.п.
Автолюбителю также необходимо получить бумагу, в которой будет отображать порядок проведения ремонтных работ, ремонтируемых и заменяемых деталей машины, их стоимость и количество. На все виды ремонтных работ нужно требовать предоставления гарантии, что также должно содержаться в договоре об оказании услуг.
Как только вы привезете автомобиль в автосервис, вы должны подписать специальную бумагу, которая подтвердит наличие тех или иных повреждений автомобиля при приеме, а также перечень предоставленных вами запасных частей к транспортному средству, которые требуется установить. Бумага должна сопровождаться печатью и подписями.
После сдачи автомобиля в ремонт, у автовладельца должны быть два документа: договор и акт о приемке авто .
Права и обязанности станции технического обслуживания
Автосервис не имеет права проводить какие-либо ремонтные работы без согласия автовладельца. Если что-то было сделано без вашего ведома, то ни о какой оплате не может идти и речи – вы это не санкционировали и не обещали платить.
Автосервис не имеет права отказаться от выполнения определенного вида работ, если вы отказываетесь платить дополнительные средства.
Если для проведения ремонтных работ вы предоставили запчасти, но после осмотра они оказались некачественными или неподходящими, то автосервис должен прекратить временно работы и ждать ваших указаний. Если после получения указаний сроки выполнения работ увеличатся, то автосервис должен вас уведомить об этом.
Если автосервис не предупредил автовладельца о том, что сроки проведения ремонтных работ увеличиваются или не стал дожидаться ответа автолюбителя, то в дальнейшем он не сможет ссылаться на данные обстоятельства.
С другой стороны, у СТО есть все права по расторжению действующего договора и требованию возмещения, если по всем правилам предупредил автовладельца о том, что запчасть была некачественной, уведомил о том, что ее установка может стать причиной поломки автомобиля, но автовладелец разрешил ее установить, несмотря на все предупреждения, после чего получил сломанное транспортное средство.
В СТО должны уведомлять клиента о том, что в его автомобиле есть определенные неисправности, которые могут угрожать безопасности передвижения. Если автовладелец не дает разрешения на проведение дополнительных ремонтных работ, то автосервис обязательно вносит соответствующую запись о том, что после приема автомобиля в ремонт в нем были обнаружены определенные неисправности. О внесении соответствующих записей автовладелец обязательно уведомляется.
Автовладелец или сам автосервис имеют правило потребовать составить смету. Смета должна быть подтверждена подписями и стать частью договора. Если стоимость проведения работ не указана, как примерна, то она становится окончательной.
Автосервис не может потребовать увеличить размер фиксированной сметы, а автовладелец – уменьшить. В качестве исключения можно рассмотреть случаи, когда на увеличение сметы повлияли непредвиденные обстоятельства: удорожание запчастей или стоимости оказания услуг по заказу СТО другими компаниями. Если автовладелец не позволяет увеличить смету в этих случаях, когда автосервис в судебном порядке имеет право расторгнуть договор.
Автосервис обязан уведомить автовладельца о том, что размер примерной сметы увеличился значительно по причине проведения дополнительных ремонтных работ. Если автовладелец не разрешает проводить эти ремонтные работы, то СТО может в одностороннем порядке разорвать договор, потребовав оплатить услуги, которые были оказаны ранее. Если автосервис автовладельца не предупреди о дополнительных работах, то платить за них клиент не обязан.
Сотрудники сто должны проводить ремонтные работы в указанный срок. По их завершению клиенту выдаются документы на все запчасти, которые были установлены. Также представляется отчет о том, какие запчасти были установлены и какие материалы использованы. Если какие-то предоставленные клиентом детали не понадобились, то они возвращаются или приобретаются автосервисом отдельно. Кроме того, автосервис должен предоставить клиенту замененные детали.
Если имеет место спор между клиентом и автосервисом относительно качества проведенных ремонтных работ, то можно провести независимую экспертизу. Инициатором экспертизы может выступать любая сторона. Если по итогам экспертизы выясниться, что качество ремонта удовлетворительное и всё сделано согласно договору, то услуги экспертов должны быть оплачены автовладельцем (либо той стороной, которая инициировала обращение к экспертам).
Автосервис также несет ответственность за установленные на автомобиль запчасти.
Какие права есть у автовладельца?
Автовладелец вправе потребовать соответствующее качество оказания услуг и провести работы в установленные договором сроки. Также клиент имеет право на проверку хода ремонтных работ, но не может оказывать влияния на действия мастеров. Автосервис должен предоставлять клиенту возможность посещения технического помещения.
Клиент может в одностороннем порядке отказаться от договора, но должен вместе с этим заплатить за уже оказанные услуги, либо возместить расходы автосервиса. Стоит напомнить, что если были проведены дополнительные работы без согласования с клиентом, то автовладелец имеет полное право отказаться от оплаты этих услуг, потому что не санкционировал их оказание.
Автосервис предоставляет транспортное средство в распоряжении клиента только после того, как все услуги будут им оплачены.
Во время получения автомобиля, клиент может оценить качество проведенных работ, проверить технические элементы транспортного средства, проверить наличия деталей и элементов салона.
Если клиент обнаружит, что были проведены какие-то работы, о которых в договоре ничего не было сказано, то об этом необходимо сразу сообщить менеджеру автосервиса, который обязан разъяснить причину проведения этих работ.
При обнаружении недостатков все претензии должны быть указаны в акте передаче автомобиля владельцу. Если во время передачи автомобиля в акте будет сказано, что клиент претензий не имеет, то в дальнейшем, при обнаружении проблем, сложно будет доказать вину автосервиса.
Если клиент уверен в низком качестве проведения ремонтных работ или в явном нарушении подписанного договора, то он имеет право передать автомобиль на экспертизу, которая будет оплачиваться за счет автосервиса. Если по результатам экспертизы нарушений выявлено не будет, ее оплата производится за счет автовладельца.
Когда могут отремонтировать, а когда обязаны заменить деталь по ОСАГО?
- При назначении ремонтных воздействий страховщики обязаны использовать Единую методику ОСАГО.
- Важнейшую роль при этом играет технология предприятия-изготовителя. Именно технологией производителя автомобиля предусмотрено, какие детали и при каких повреждениях можно ремонтировать, а какие нужно менять.
- В любом случае замене подлежат элементы, которые отвечают или задействованы в системах безопасности авто.
- Но деталь может быть переустановлена не только полностью (в сборе), но и только её составной частью.
- При спорах со страховщиком о замене или ремонте всё будет зависеть от результатов экспертизы.
- Также деталь могут не поставить в окраску, так как есть исключения.
Очень часто владельцы поврежденных в ДТП автомобилей задаются вопросом, почему им выплатили так мало денег на ремонт по ОСАГО или почему СТО требует доплатить за восстановление машины. Чтобы ответить на данные вопросы, нужно понимать, правильно ли страховая компания считала стоимость ремонта, какие ремонтные воздействия: замена или ремонт назначались по конкретной детали. О том, когда должны менять деталь, а когда ремонтировать, и пойдет речь в данной статье по данным, актуальным на 2021 год.
Как по закону?
Первично, решение о том, менять или ремонтировать поврежденный элемент, принимает эксперт или оценщик страховой компании при осмотре вашего авто. Эти данные он обязан отразить в акте осмотра, который вы в дальнейшем будете подписывать. В связи с этим внимательно изучайте акт перед подписанием и в случае несогласия с ним вносите свои замечания.
В акте осмотра должны быть указаны следующие характеристики:
- вид повреждения детали,
- характер повреждения,
- его объем,
- место расположения.
Считать стоимость восстановительного ремонта по ОСАГО можно только по Единой методике (ЕМР), а посмотреть типовые определения и характеристики повреждений, применяемые при осмотре и расчетах, можно в Приложении 2 к ЕМР.
Именно по этим характеристикам и будет приниматься решение о замене или ремонте конкретной детали, запчасти или узла.
При этом, главными документами при оценке повреждений и выбора способа их устранения будет техническая документация изготовителя транспортного средства. Ведь по ОСАГО восстановительный ремонт должен соответствовать технологии предприятия-изготовителя.
В каких случаях можно ремонтировать?
При назначении восстановления какого-либо элемента машины необходимо, чтобы соблюдались следующие принципы:
- результат ремонта должен соответствовать доаварийному состоянию автомобиля,
- должна быть техническая возможность ремонта,
- и непременна экономическая целесообразность такого восстановления.
Если хотя бы один из вышеуказанных принципов нарушается, то значит, что провести качественный и полноценный ремонт детали не получится.
Более того, ремонт конкретного компонента, узла или агрегата может быть прямо запрещен по технологии изготовителя. К таким деталям, как правило, относятся детали из полимерных материалов (в основном, пластика), пластиковые элементы приборов освещения и элементы систем безопасности.
Но возможность ремонтных воздействий зависит еще от вида и характера повреждений детали.
Такие элементы, как бамперы, спойлеры, молдинги очень часто после ДТП имеют повреждения в виде изломов. А изломы элементов из полимерных материалов у большинства производителей не подлежат ремонту. А вот небольшие трещины размером до 10 см могут быть склеены.
При повреждении креплений элементов (разрывы) все зависит от того, есть ли у производителя соответствующий ремонтный комплект для них. Если нет, то элемент подлежит замене.
Когда обязаны поменять на новую?
Замена может назначаться как целиком на всю деталь или элемент, так и на его составную часть. При этом, должны устанавливаться новые запасные части, как правило, оригинальные (исключение, если производитель допускает установку неоригинальных запасных частей).
В зависимости от конструкции элемента, например, двери, замене может подвергаться как вся дверь, так и только наружная её панель, если такая присутствует и была повреждена. Но если повреждения панелей двери располагаются в месте, где ходит стекло, тогда дверь меняют целиком.
Если деформации подвергается элемент или составная часть элемента которые предназначены для пассивной и общей безопасности, то они подлежат только замене.
Приведем пример некоторых повреждений оперения кузова (элементов кузова) при которых должна назначаться исключительно замена детали:
- разрыв,
- складки металла,
- залом металла,
- глубокая деформация с вытягиванием металла,
- сложное повреждение ребер жесткости.
Детали с такими повреждениями требуют замены на новые.
Но если повреждения не сильные, то страховщики часто назначают ремонт, так как это дешевле, чем её замена на новую.
Что делать если страховщик по ОСАГО ставит деталь в ремонт, а не под замену?
В ситуации, когда страховая компания недобросовестно исполняет свои обязательства и неправильно считает ущерб от ДТП, ставя в калькуляции ремонт вместо замены детали, необходимо обращаться к ней письменно с заявлением о разногласиях (ранее это была досудебная претензия). При этом не обязательно проводить свою независимую экспертизу, достаточно обратиться по стандартной форме и указать на ошибки страховщика.
Пунктом 11 статьи 12 Закона об ОСАГО установлено, что при наличии противоречий между потерпевшим и СК относительно повреждений автомобиля независимая экспертиза организуется страховщиком. Об этом необходимо напомнить компании и потребовать проведения такой экспертизы.
Если страховщик не удовлетворит ваши требования, тогда стоит направить обращение финансовому уполномоченному. Он вправе назначить и провести свою экспертизу, по результатам которой и вынесет решение. Подробную статью о правильном обращении к финупу мы приводили ранее.
На данном этапе вам желательно направить уполномоченному не только своё обращение и минимальный необходимый комплект документов, но также и фотографии повреждений. Особенно стоит уделить внимание спорному элементу. Качественные фотографии помогут эксперту, который будет делать экспертизу, более точно определить необходимое ремонтное воздействие. Качество фотографий страховщика, которые они предоставляют финансовому уполномоченному, может быть плохое, поэтому лучше фотографировать самим.
Если вас не устроит решение финупа, и вы будете твердо уверены, что деталь обязаны менять, а не ремонтировать, тогда этот вопрос будет уже разрешаться в суде. Порядок подачи искового заявления мы также приводили в специальной статье.
При этом надо учитывать, что в суде по данному вопросу придется просить назначить судебную экспертизу, а она стоит достаточно много денег. Поэтому необходимо изначально соотносить возможные затраты на доказывание своей правоты в суде и риски оплаты расходов в случае, если результат экспертизы и решение суда будет не в вашу пользу.
Таким образом, общий порядок действий такой:
- при обнаружении, что страховщик посчитал восстановление детали, а не замену, в первую очередь пишем заявление о разногласиях в страховую с требованием провести независимую экспертизу,
- при неудовлетворении ваших требования или отрицательном результате обращаемся к финансовому уполномоченному,
- и, наконец, обращаемся в суд, если решение финупа вас не устроит.
Окрасят ли деталь?
Новую деталь или ту, которую отремонтировали после ДТП, необходимо красить. По методике ОСАГО окраска назначается в минимально допустимом технологией производителя объеме.
Но есть условия, при которых такая покраска не назначается:
- если была сквозная коррозия,
- когда до ДТП уже требовалась окраска более 25% поверхности,
- если цвет поврежденной детали не соответствует основному цвету кузова (за исключением спецокраски).
Если машину ремонтировали в автосервисе по направлению страховщика, то гарантийный срок на окраску будет 12 месяцев. Но не обязательно ждать, пока дефекты проявятся, указать на некачественную окраску детали можно и даже нужно еще при приемке автомобиля.
Даже не будучи экспертом, можно заметить некоторые распространенные недостатки окраски:
Если вы обнаружите что-то из перечисленного, обязательно укажите это в акте выполненных работ или другом, который будет составлен при приёме машины после ремонта.