Если после покупку машины она сразу сломалась

Содержание
  1. Приобретенный б/у автомобиль сломался. Можно ли его вернуть продавцу?
  2. Купил машину, а она сломалась — можно ли вернуть?
  3. Купил машину бывшую в употреблении, а через три дня она сломалась. Что делать? Реально ли вернуть ее
  4. Второй случай, если приобрели авто у физического лица
  5. А как реально обстоят дела?
  6. А вот если продавец умолчал о ДТП с машиной?
  7. Если обнаружится, что пробег авто скручен?
  8. Резюме
  9. Купил новый автомобиль в салоне, а он сломался через 15 дней (ситуация № 3)
  10. Ошибки при возврате авто на гарантии
  11. В этом придется разобраться
  12. Все, что вам нужно знать о гарантийном автомобиле
  13. Как себя вести, чтобы не «слететь с гарантии» (технические тонкости)
  14. Как себя вести, чтобы не лишиться возможности вернуть автомобиль (юридические тонкости)
  15. Основания для возврата автомобиля на гарантийном сроке
  16. Существенный недостаток автомобиля
  17. Неустранимый недостаток
  18. Недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени
  19. Недостаток, выявленный неоднократно
  20. Недостаток, который проявляется вновь
  21. Отказ в гарантийном ремонте и нарушение его сроков как основания для возврата автомобиля

Приобретенный б/у автомобиль сломался. Можно ли его вернуть продавцу?

Покупка автомобиля с пробегом у частного лица — это всегда лотерея. Продавец хочет представить товар с наилучшей стороны, поэтому зачастую утаивает важную информацию о его недостатках. И хорошо, если они (недостатки) несущественны. Неисправности, которые скрыты от глаз, могут принести новому владельцу большие проблемы. А можно ли вернуть автомобиль его бывшему владельцу уже после совершения сделки?

Как вы понимаете, если автомобиль с пробегом был приобретен в автосалоне, надавать на него, махая перед лицом менеджера Законом о правах потребителей, легче, чем на частника, который «сплавил» вам свою машину и…пошел в отказ, утверждая следующее: «Смотреть надо было, что берешь!» А может, вы его (автомобиль) сломали уже после покупки? Мораль тут одна: не надо быть лохом! А если «промахнулся», прими удар судьбы и… найди другого лоха! Так и ходит «автохлам» от одного «счастливого» владельца к другому. Но вот находится тот, кто не намерен мириться с произошедшим и намерен вернуть машину продавцу. Что его ждет в этом случае? Возможно ли вернуть автомобиль продавцу или, по крайней мере, получить компенсацию в том случае, если в нем обнаружились скрытые поломки?

В пункте 1 статьи 469 Гражданского кодекса РФ говорится, что «продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи».

При покупке автомобиля «с рук» Гражданский кодекс не нарушается: продавец передает покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (см. выше). Да, автомобиль уже имеет определенный износ и даже может сломаться. Но ведь руль у него есть, есть колеса и мотор. Его можно завести и поехать по своим делам. Все в порядке: договор соблюден, претензий быть не может!

Вывод: покупатель сможет требовать компенсацию за приобретенный автомобиль лишь в том случае, если в договоре купли-продажи указывается, что он имеет определенные недостатки. Таким образом, перед передачей авто покупателю следует внимательно изучить текст договора и потребовать у продавца внести в него пункты касательно обнаруженных недостатков. Как вы сами понимаете, необнаруженные неисправности вряд ли смогут быть выявлены и включены в договор. В этом случае требовать с продавца деньги придется только через суд.

А вот если уже в суде будет доказана виновность продавца, его привлекут к ответственности – обязанности вернуть деньги за товар. Но, как вы понимаете, рассчитывать на выигрыш в таком деле очень и очень сложно. Тем более, если перед покупкой не был проведен технический осмотр машины или он был проведен посредственно (некачественно).

В суде именно покупателю придется доказывать, что продавец знал о существенных технических недостатках автомобиля, выставленного на продажу, и специально утаил эту информацию от покупателя, то расторжение договора и возврат денег возможны. Однако доказать это будет крайне тяжело – практически невозможно. Какой-либо компенсации за выявившиеся в ходе эксплуатации автомобиля, приобретенного у частного лица, поломки законодательством не предусмотрено.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Купил машину, а она сломалась — можно ли вернуть?

Здравствуйте. Купил через авито б/у машину Ниссан Кашкай по договору купли-продажи. Ровно 200 км. проехал и она ломается по серьезному (предварительный диагноз — движок под переборку). Пока ничего не ремонтировали и внутрь не лезли, т.к. потом вообще ничего не докажешь. Разговаривал с продавцом, тот морду кирпичом делает, мол машина была исправная, ничего не знаю.

Можно ли сделать экспертизу и по суду возвратить бывшему владельцу машину и вернуть свои деньги?

Для того, чтобы вернуть деньги, вам нужно в судебном порядке оспорить сделку, т.е. договор купли-продажи машины между физ. лицами. В случае с к-п б/у машины сделать это будет крайне сложно, почти нереально. Главный фактор, который повлияет на итоговый результат – наличие возможности доказать, что на момент продажи машины у нее уже имелся тот дефект, который привел к поломке двигателя и продавец знал об этом. Так ли было на самом деле? А если да, то можете ли вы это доказать и какими средствами? Вопрос открытый…

Если в договоре или в акте приема-передачи есть какие-то фразы, смысл которых сводится к тому, что покупатель на момент покупки проверил и осмотрел машину и не имеет никаких претензий по ее техническому состоянию – почти наверняка, в суде вы проиграете. Тем более, что машина на момент покупки была технически исправна и вы ей пользовались по назначению.

Экспертиза? Даже если она даст заключение, что в машине на момент ее продажи уже имелся некий дефект, который привел к поломке, то это не станет основанием для расторжения договора. Автомобиль – сложное техническое устройство, которому свойственно периодически ломаться. На б/у машинах сломаться может что угодно и в какой угодно момент. Тот же двигатель мог застучать и у предыдущего владельца, если бы он поездил на ней чуть дольше, а мог бы при определенных условиях застучать у вас не через 200, а, скажем, через 1 000 км. Но так получилось, что машину купили вы и двигатель застучал именно у вас через 200 км.

Другой вопрос, что продавец знал, что в машине есть дефект, который может привести к поломке двигателя, но умолчал об этом. Но доказать сей факт почти невозможно…

В общем, решайте сами, но судебные перспективы в такого рода случаях очень печальные. В случае с новыми машинами, купленными у официалов и находящимися на гарантии, судиться можно и даже нужно, а в случае с покупкой б/у автомобиля у физлица – практически бесполезно, поскольку по закону бывший владелец не обязан вам гарантировать, что машина с пробегом проедет без поломок энное количество километров или лет. Короче, покупка б/у машины осуществляется на свой страх и риск…

Купил машину бывшую в употреблении, а через три дня она сломалась. Что делать? Реально ли вернуть ее

Краткое содержание:

Если покупали в автосалоне, то все гораздо проще. В этом случае в ваших правовых отношениях действует Закон о защите прав потребителей, положения которого гласят следующее: в течение 15 дней с даты покупки вы можете вернуть подержанный автомобиль при обнаружении недостатков, а по истечении указанного срока вы также можете предъявлять требования по недостаткам, но уже в порядке заявления на устранение недостатков.

В любом случае продавец-автосалон обязан принять б/у машину с вашим заявлением и провести проверку качества за свой счёт (пункт 5 статьи 18 ЗоЗПП). Этим и отличается порядок предъявления претензий организации к физическому лицу.

Далее при обнаружении недостатков уже бремя доказывания ложится на плечи продавца, и, если тот не сможет доказать, что это покупатель виновен в неисправности, то обязан будет вернуть покупателю деньги и забрать транспортное средство. Кроме того, за обман потребителей автосалону может грозить довольно крупный штраф.

Второй случай, если приобрели авто у физического лица

Необходимо учитывать, что фактически обман при сделке запрещён законодательством. То есть закон 2020 года прямо указывает на то, что как продавец, так и покупатель должны действовать добросовестно.

Конкретно Верховный суд в своей судебной практике указал также, что и каждая сторона сделки вправе рассчитывать на добросовестность другой стороны. То есть, покупая автомобиль, который предназначен для езды по дорогам, вы по закону вправе надеяться на то, что все агрегаты и узлы машины не имеют препятствий для такой езды.

Безусловно, если в договоре купли-продажи честно указаны все недостатки, то покупатель с ними ознакомлен и уже не может предъявить претензий. Здесь нет обмана покупателя. Другое дело, если продан автомобиль уже с имеющейся неисправностью или с повреждением, но продавец об этом при продаже умолчал, скрыл, тогда можно ставить вопрос об обмане покупателя.

Однако этот момент надо будет покупателю доказать, чтобы расторгнуть договор (ДКП). А именно, необходимо доказать, что неисправность возникла в момент до передачи машины покупателю. А сделать это довольно сложно в большинстве случаев.

Причём действующий на 2020 год ГК РФ предписывает, что бремя доказывания ложится на обвинительную сторону. Это значит, что именно истец должен доказать, что та или иная поломка уже была до продажи автомобиля, тогда ДКП будет признан недействительным и подлежит расторжению.

Как следствие, продавец будет обязан вернуть все деньги и возместить иные расходы, которые понес покупатель в результате нарушенного права, а покупатель должен вернуть автомобиль с пробегом и всё, что было передано при продаже. Но самое важное здесь – это именно доказать, что поломка возникла до передачи автомобиля.

А как реально обстоят дела?

Как показывает судебная практика 2020 года, практически нереально при механических поломках узлов и механизмов доказать, что поломка уже имела место до подписания ДКП.

Читайте также:  После замены грм машина стала резвее

А вот если продавец умолчал о ДТП с машиной?

Здесь все дело в ремонте. Если после ремонта автомобиль восстановлен качественно, то и претензий быть не может. А вот если после ремонта нарушена, допустим, геометрия кузова и автомобиль не может нормально двигаться, то здесь уже другой вопрос.

Налицо факт введения покупателя в заблуждение. Поскольку внешний вид машины, восстановленной после ДТП, не вызывает нареканий. А в движении на разных скоростях, поворотах покупатель при покупке машину не проверил, понадеявшись на добросовестность продавца.

Если обнаружится, что пробег авто скручен?

Покупатель имеет шансы, и довольно высокие, расторгнуть ДКП, ведь налицо обман покупателя. Однако продавец может заявить, что спидометр скручен самим покупателем. Вот почему в ДКП лучше указывать пробег автомобиля.

Резюме

Покупка подержанного авто – это как кот в мешке. И ладно, если придется после покупки еще немного вкладываться в автомобиль, а то может попасть и вообще “ведро с гайками и болтами”. Потому лучше брать подержанное авто у хороших знакомых, друзей. У людей, в честности которых вы уверены. Были бы деньги, то еще лучше покупать новый, из автосалона.

Купил новый автомобиль в салоне, а он сломался через 15 дней (ситуация № 3)

Подробная инструкция по возврату автомобиля в течение гарантийного срока

Ошибки при возврате авто на гарантии

Автовладельцы, желающие вернуть машину, обычно допускают такие ошибки:

  • обращаются с требованием одновременно к дилеру и производителю;
  • пишут взаимоисключающие требования или два и более требований;
  • не собирают заказ-наряды и идут «качать права» без доказательств;
  • передают машину на проверку качества или экспертизу, не зная, как при этом действовать;
  • начинают анализировать закон, пытаясь понять, что такое недостаток, и обращаются в суд, не имея на то никаких оснований.

В этом придется разобраться

До возврата автомобиля в салон вам нужно узнать:

  • как пользоваться машиной, чтобы не потерять гарантию (технические тонкости);
  • как правильно себя вести при подготовке машины к возврату (юридические тонкости);
  • что такое существенный недостаток автомобиля;
  • какой у вашего автомобиля срок гарантийного ремонта и что делать, если в ремонте отказали.

Обо всем этом я и расскажу ниже.

Все, что вам нужно знать о гарантийном автомобиле

Начнем с основ: разберемся, что такое гарантийный срок, сколько он длится и зачем нужен.

Про гарантийный срок написано в ст. 5 Закона о защите прав потребителей. Цитирую:

«Гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель или продавец обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18, 29 Закона».

Если не кривить душой, это определение не дает понять вообще ничего. Но вот если к нему вернуться после прочтения ст. 18 и 19 Закона о защите прав потребителей, то картинка проясняется. Нам нужна как раз ст. 18 закона. Она очень сложно написана, поэтому я перескажу ее, а вы потом посмотрите оригинальный текст, если захотите.

Пока машина на гарантии, если что-то сломается, вы можете:

  • вернуть машину;
  • обменять ее;
  • попросить отремонтировать;
  • потребовать скидку на машину.

Поскольку автомобиль – это технически сложный товар, то для предъявления требований о возврате есть специальный порядок. Изложить его можно в четырех тезисах:

  • Вернуть машину можно, только если вы нашли поломку (недостаток).
  • Если недостаток найден в первые 15 дней со дня покупки, машину можно вернуть независимо от его серьезности (об этом читайте в статье «Купил новый автомобиль в салоне и нашел поломку в течение 15 дней (ситуация № 2)»).
  • Если поломка найдена спустя 15 дней после покупки, то сначала можно потребовать только гарантийный ремонт. Сразу вернуть машину нельзя, потому что товар технически сложный. Закон дает возможность продавцу или производителю исправиться.
  • И только если поломка существенная, т.е. она неустранима, или она проявилась вновь, или у вас две и более поломок, либо нарушены сроки ремонта – можно требовать возврата машины.

При этом важно, что в пределах гарантийного срока вина продавца в поломках предполагается. Именно он должен оправдываться и доказывать, что товар сломался не по его вине.

Продавец освобождается от ответственности за проблемы с машиной на гарантии, если докажет, что недостатки возникли после передачи товара потребителю вследствие:

  • нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара;
  • действий третьих лиц;
  • непреодолимой силы.
  • На практике дилер (изготовитель) будет неистово доказывать именно первый пункт, т.е. что вы неправильно пользовались машиной, поэтому она и сломалась. Также дилер может всячески препятствовать вам в сборе доказательств, например постарается не дать документы по гарантийному ремонту (заказ-наряды), потому что документы – это главные доказательства того, что недостатки были и в этом нет вашей вины. Вот вам три письма, где как под копирку дилеры отказываются предоставить заказ-наряды, которые клиенты по незнанию не взяли сразу: письма владельцам Kia, Mazda и Audi.

    Важно знать, сколько длится гарантийный срок, чтобы предъявить требование о возврате автомобиля вовремя. Этот срок изготовитель (продавец) может устанавливать, а может и не устанавливать. Он обычно прописан в договоре купли-продажи и сервисной книжке. В среднем гарантийный срок составляет 3 года и зависит от марки автомобиля. Бывает, его делают совсем коротким, например год. На этот случай есть специальное правило: минимальный срок гарантии составляет 2 года (п. 5 ст. 19 Закона о защите прав потребителей). И даже если в договоре срок гарантии меньше, он все равно будет длиться 2 года.

    Подчеркну: гарантия – это договор. Как у любого договора, у нее есть определенные условия ее действия. И если вы их не соблюли, договор вы нарушили.

    А если гарантийный срок истек? Вернуть машину все равно можно. Только в этом случае уже не продавцу придется оправдываться, а вам нужно будет доказывать, что с товаром что-то не так. Об этом я расскажу в следующей статье.

    Вывод: если автомобиль сломался не из-за ваших действий, поломка выявлена в течение срока гарантии, является существенной и юридически правильно зафиксирована, то есть все основания для возврата автомобиля.

    Как себя вести, чтобы не «слететь с гарантии» (технические тонкости)

    Рассмотрим 10 реальных примеров, когда автовладельцам отказывают в гарантийном ремонте и возврате автомобиля из-за неправильного использования.

    1. Несвоевременное обращение в техническую службу.

    2. Владелец не выполняет свои обязательства согласно регламенту, ТО или нарушает правила эксплуатации автомобиля.

    3. Владелец решил починить свою машину в другом техцентре.

    4. В ходе очередного ТО было обнаружено, что в машине появилась «чужая» деталь, и официальный дилер к ее установке никакого отношения не имеет.

    5. ДТП (в этом случае необходимо обращаться сначала в страховую службу).

    6. Автомобиль был поврежден по вине третьих лиц, в результате чего вышли из строя агрегаты, узлы и прочие крупные компоненты, без которых его эксплуатация невозможна.

    7. Участие в гонках или превышение скоростных возможностей автомобиля, не предназначенного для активного стиля вождения (если это не спортивная машина).

    8. Эксплуатация легкового автомобиля на тяжелом бездорожье.

    9. Тяжелые климатические условия.

    10. Повреждения автомобиля, связанные с природными катаклизмами.

    Это неполный список, он может быть дополнен. И чтобы потом в суде можно было доказать свою правоту, нужно соблюдать правила обращения с автомобилем на гарантии.

    В этом вам помогут несколько рекомендаций.

    Правило № 1. Обязательно прочитайте руководство по эксплуатации автомобиля. Особенно ту часть, где написано о двигателе и коробке передач. Обратите внимание на правила эксплуатации и обслуживания узлов и элементов, которые не осматриваются при плановом ТО, но следить за которыми ваша обязанность.

    Изучите требования производителя, соблюдение которых гарантирует выполнение им бесплатного ремонта. Например, для любого автомобиля есть такой пункт: осмотр лакокрасочного покрытия раз в год. Это должен делать владелец у дилера по заявлению. В сервисной книжке должно быть указано, что контроль проведен, дефекты лакокрасочного покрытия не выявлены. Только в этом случае вы сможете относительно легко доказать свою правоту в случае проявления производственных дефектов лакокрасочного покрытия автомобиля.

    Имейте в виду: подобных требований производителя немало, причем они меняются с течением времени и в зависимости от пробега – за этим надо следить.

    К каждому автомобилю в комплекте прилагается руководство по эксплуатации. Оно может называться сервисной или гарантийной книжкой. В нем написано, как пользоваться автомобилем, чтобы он не ломался, ну или хотя бы не ломался быстро. Неумелое обращение с ним или невыполнение требований эксплуатации может привести к поломке, которая не будет покрываться гарантией.

    Приведу несколько примеров из практики.

    Ко мне как-то обратились ребята-стритрейсеры на спортивных BMW. Они загоняли машины, и у них потек редуктор заднего моста. От производителя BMW они ничего скрывать не стали, так и написали – «разгоняли машины до 200 км/ч» и т.д. Естественно, это ведет к поломке автомобиля, а потому запрещено руководством по эксплуатации. В таком случае о его ремонте или возврате по гарантии речи быть не может.

    Был случай, когда владельцы Peugeot вовремя не заливали масло, у них сломался двигатель, и они решили вернуть авто. В ходе предварительной экспертизы наш эксперт обнаружил, что двигатель сломался из-за неправильной эксплуатации.

    Правило № 2. По возможности не экспериментируйте с тюнингом и дополнительным оборудованием.

    Если вы хотите усовершенствовать автомобиль за счет дополнительного оборудования, лучше это делать у дилера. Он будет нести ответственность не только за выполненную работу и новые запасные части, но и за последствия, если автомобиль сломается из-за установленного им оборудования. Это важно, поскольку оно может стать причиной сбоя в работе основного оборудования.

    Например, в моей практике был случай, когда сигнализация автомобиля Mitsubishi Outlander влияла на работу его электроники: не выключался или самопроизвольно включался ближний свет фар, и на парковке разряжался аккумулятор. Наш эксперт выехал в Москву, у официального дилера была проведена диагностика, дилер заменил блок управления, но неисправность появилась вновь. Во время повторного осмотра наш эксперт обратил внимание на то, что на задней стороне блока управления автомобилем был закреплен блок управления сигнализацией. Он предложил отключить сигнализацию и оставить машину на пару дней для теста. Проверка показала, что автомобиль перестал жить своей жизнью. Проблема была в том, что при активации сигнализации она давала сбой в фоновом режиме на блок управления автомобилем, а тот, в свою очередь, давал команду включить свет. По итогам данной экспертизы представительство марки всем дилерам и специализированным мастерским разослало бюллетень, в котором говорилось, что блок управления сигнализацией нельзя устанавливать на блок управления автомобилем. Так эта проблема была решена.

    Читайте также:  Сущность производственного процесса ремонта машин

    Правило № 3. Старайтесь не использовать приобретенные самостоятельно запчасти.

    Авторизованный дилер и сервис продают их по завышенным ценам. И все же рекомендую покупать запчасти только у официального дилера, даже если их нет в наличии и ждать поставки долго. Иначе потом поломки в автомобиле сервис может обосновать использованием неоригинальной запчасти. Любое несанкционированное вмешательство в системы автомобиля и ремонт с использованием неоригинальных запасных частей могут привести к лишению гарантии.

    Правило № 4. Не пользуйтесь неавторизованным сервисом.

    Это позволит «официалам» отказать вам в гарантийном обслуживании. Не сможете вы рассчитывать и на реализацию других законных прав потребителя. «Чужой» сервис можно использовать для обслуживания или замены негарантийных деталей, например можно поменять тормозные колодки и т.п.

    Яркий пример – чип-тюнинг. Это вмешательство в заложенный производителем алгоритм работы того или иного узла. Обычно чип-тюнинг делают для увеличения мощности двигателя. Такие услуги предоставляют профессионалы, у которых есть сертификаты от именитых производителей блоков управления двигателями. Занимаются этим и самоучки, которые скачивают программное обеспечение устаревших моделей автомобилей и «заливают» его в новые авто.

    Правило № 5. Вовремя проходите плановое техническое обслуживание.

    Причем делать это нужно на официальных дилерских станциях с использованием оригинальных запасных частей.

    Если вы не соблюдаете интервалы прохождения планового технического обслуживания, при отсутствии поломок в автомобиле сотрудники дилера вам об этом не скажут, проведут очередное ТО, возможен даже мелкий гарантийный ремонт, не связанный с плановыми ТО и регламентными работами. Многие ошибочно полагают, что так будет всегда. Можно проходить ТО, пренебрегая сервисными интервалами: «Зачем переживать, если и так все делают?» Это заблуждение. Производитель и дилеры ради сохранения лояльности к марке и автосалону делают мелкие ремонты. Но как только сломается дорогостоящий узел или, не дай Бог, произойдет авария, так как что-то отвалилось, – тут вам припомнят всё. Вы будете доказывать, что двигатель сломался не из-за перепробега, КПП должна была еще кататься и т.д., но дилер, защищая себя и производителя, укажет вам на пункт в сервисной книжке и откажет в ремонте.

    Как себя вести, чтобы не лишиться возможности вернуть автомобиль (юридические тонкости)

    Правило № 1. Любую передачу автомобиля в сервис сопровождайте письменным заявлением.

    Заранее подготовьте заявление в двух экземплярах. В нем опишите недостаток автомобиля и потребуйте устранить его немедленно. Затем приезжаете в сервисный центр, на ресепшене передаете заявление и просите на втором экземпляре поставить дату подачи заявления, ФИО принявшего его сотрудника и подпись, печать.

    Для тех, кому этот совет покажется странным («Все равно выдадут заказ-наряд, зачем еще и заявление писать?»), – объясняю. Вы расскажете о проблемах с автомобилем, а мастер-приемщик опишет их своими словами. И делать он это будет в интересах сервиса, а потому может изменить формулировку. Придется долго настаивать на том, чтобы он написал именно так, как вы сказали, но проще параллельно подать заявление.

    Правило № 2. При обращении по гарантии заберите экземпляр своей заявки с датой ее принятия, даже если поломка несущественная.

    Отдав в ремонт авто, не забудьте получить акт о приемке или заменяющий документ с описанием состояния автомобиля, подписью и печатью. С момента вашего обращения начинается отсчет времени, в течение которого должен быть выполнен гарантийный ремонт.

    Правило № 3. Если автомобиль не едет, требуйте у дилера бесплатный эвакуатор.

    Любой крупногабаритный товар и товар весом более 5 кг на ремонт и обратно должен доставляться силами и за счет дилера. И время, которое тратит дилер на транспортировку, входит в срок ремонта. А нарушение этого срока – повод для возврата авто. Про право требовать бесплатный эвакуатор написано в п. 7 ст. 18 Закона о защите прав потребителей.

    Правило № 4. При подтверждении гарантийности случая оставьте автомобиль на площадке у дилера до окончания ремонта.

    При этом не забудьте зафиксировать даты, когда сдали и забрали автомобиль.

    Нарушите это правило – дилер скажет, что вы ездили на ломаной машине, а значит, неверно ее эксплуатировали, либо что недостаток не мешал вам пользоваться машиной.

    Правило № 5. Не забирайте автомобиль после ремонта без документов.

    Когда сервис забирает автомобиль на ремонт, составляется акт приемки или заказ-наряд в двух экземплярах. Один из них остается у вас. Его могут потребовать при получении автомобиля после ремонта и обратно, скорее всего, не вернут. И неважно, как они это будут объяснять. Факт остается фактом: у вас на руках не останется документа, подтверждающего, с какой проблемой вы обращались в сервис.

    Поэтому всегда сохраняйте заказ-наряды. Документы, которые вам выдают в сервисе, дополнительно фотографируйте. Если не дают заказ-наряд, сделайте хотя бы фото монитора, на который он выведен, – если там виден номер, можно будет его использовать.

    После завершения ремонта вместе с автомобилем нужно будет забрать документы. В них должны быть указаны даты обращения в ТС, передачи машины в дилерский центр, устранения недостатков и возврата автомобиля, там же должна быть информация о поломках, замененных деталях и материалах, которые использовались для проведения ремонта.

    И не верьте, что без заказ-наряда автомобиль выдать нельзя. Собственник вправе требовать возврата своего автомобиля, и для этого достаточно только паспорта. Как вариант: заранее сделайте копию заказ-наряда и потребуйте ее заверить подписью и печатью, только после этого можете отдать оригинал документа.

    Приведу примеры диалога с дилером – вам точно пригодится.

    Диалог с дилером перед сдачей автомобиля.

    – Прошу выдать мне мой экземпляр заказ-наряда.

    – Зачем он вам? Мы вам выдадим документ, но потом как будете забирать машину? (Возможен такой вариант: «Это внутренний документ. Поскольку ремонт гарантийный, плательщик не вы, а завод. Потому вам документы выдавать мы не должны»).

    – А в чем проблема? Это мое право. Вы обязаны выдать мне заказ-наряд и акт приемки в соответствии с п. 18 Правил оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 290.

    Диалог с дилером перед получением автомобиля.

    – Прошу вас выдать мне документы с информацией о дате обращения с требованием об устранении недостатков автомобиля, датах его передачи и устранения недостатков с их описанием, об использованных запчастях (деталях, материалах) и о дате выдачи автомобиля после ремонта.

    – Зачем вам это? У нас вся информация хранится в базе. Не переживайте, она никуда не денется. В случае необходимости мы ее вам предоставим.

    – Моя машина на гарантии. Мне важно знать, что вы продлили ее на то время, которое занял ремонт. Вы обязаны предоставить мне документы с перечисленными данными в соответствии с п. 3 ст. 20 Закона о защите прав потребителей. Я не приму машину без них.

    Правило № 6. После ремонта проверьте даты принятия и выдачи автомобиля в документах.

    Даты эти должны соответствовать реальным. В противном случае требуйте их исправить. Ссылайтесь на свое заявление (см. правило № 1).

    Заказ-наряд составляется при передаче автомобиля на ремонт. Поступившая позднее просьба продавца подписать новый наряд свидетельствует о том, что сервисный центр пытается избежать выплаты неустойки за нарушение сроков устранения недостатков.

    «Подтасовка сроков» – любимая уловка дилеров. Приняли машину – указали дату приемки. Вернули машину владельцу, забрали старые документы и выдали новые. А по новым документам ремонт длился всего один день.

    Правило № 7. Не подписывайте соглашение о продлении срока ремонта.

    Сервис может применить такую хитрость: вам не предложат заключить отдельный договор о продлении срока ремонта, но условие об этом мелким шрифтом будет указано в заказ-наряде. Подписав его, вы согласитесь с таким продлением.

    Поэтому внимательно читайте документы, которые вам предлагают подписать в сервисе. Если вы там найдете условие о продлении сроков, нужно будет сделать письменную оговорку об отказе от продления и требовании провести ремонт в срок, установленный Законом о защите прав потребителей, т.е. незамедлительно.

    Правило № 8. Если поломка повторилась, воспользуйтесь другим сервисом для диагностики.

    Повторное проявление недостатка в течение гарантийного срока автомобиля – опасная ситуация для производителя (импортера, продавца). Такой недостаток считается существенным, что дает вам право обменять автомобиль на другой или требовать возврата денег. Поэтому, когда вы приедете с тем же недостатком в сервисный центр продавца, его сотрудник по компьютеру увидит, что он повторный, и постарается указать в документах другую поломку. Аналогичные инструкции могут быть у всех авторизованных сервисов.

    Если же во второй раз вы поедете в другой сервис, у которого нет данных о вашем автомобиле, то, скорее всего, в документах напишут правду, тем самым подтвердят наличие повторяющегося, а значит, существенного недостатка и… откроют путь к кассе с деньгами за автомобиль.

    Правило № 9. Ремонт исключает возврат автомобиля.

    Закон дает вам возможность выбирать, как защитить свои права: можно отремонтировать автомобиль, а можно его вернуть. Но если вы его отремонтировали, а потом вдруг решили вернуть, то суд откажет вам, сославшись на то, что вы свое право уже реализовали.

    Соблюдение всех прописанных выше рекомендаций приблизит вас к возврату автомобиля на 50%. Остальные 50% вам даст только помощь юриста-профессионала. Потому что тут нужно будет разбираться: на кого именно подать в суд – на дилера или изготовителя; где лучше это сделать (в некоторых регионах связи дилеров не дадут отстоять свои права); какое основание для возврата выбрать; какую назначить экспертизу и какие вопросы поставить; как оспорить экспертизу, если она показала, что вы не правы, и т.д.

    Читайте также:  Устройство передающее сигнал машину

    Основания для возврата автомобиля на гарантийном сроке

    Снова обратимся к ст. 18 Закона о защите прав потребителей. По истечении 15 дней со дня покупки товара требования потребителя подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

    • обнаружение существенного недостатка товара;
    • нарушение установленного законом срока устранения недостатков товара – 45 дней;
    • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

    Как видите, одно из оснований – это существенный недостаток, а два других основания касаются сроков. О том, что срок ремонта составляет максимум 45 дней, написано в ст. 20 Закона о защите прав потребителей. Я сразу вставил его для наглядности.

    Вот в этих-то основаниях люди и путаются. Давайте разложим все по полочкам.

    Существенный недостаток автомобиля

    Определение этого понятия надежно спрятано в Законе о защите прав потребителей. Про существенный недостаток говорится в ст. 18 этого закона, а вот само определение содержится во введении к закону, поэтому его не все находят.

    Закон описывает существенный недостаток через перечисление его видов:

    • неустранимый недостаток;
    • недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени;
    • недостаток, выявленный неоднократно;
    • недостаток, который проявляется вновь после его устранения.

    Чтобы было проще понять, что все это значит, рассмотрим каждый вид отдельно.

    Неустранимый недостаток

    Такой недостаток не может быть ликвидирован посредством проведения мероприятий с целью приведения автомобиля в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом.

    Примерами неустранимого недостатка могут быть:

    • нарушение геометрии кузова, из-за чего невозможно правильно установить двери, багажник, стекла и т.п., а также отрегулировать развал-схождение, выставить углы установки колес (схождение-развал) и т.д.;
    • отверстие под люк автомобиля сделано с нарушением формы или технологии, из-за чего люк протекает или плохо закрывается/открывается;
    • некачественная окраска автомобиля. Неустранимым недостатком считают, например, появление коррозии. Дело в том, что покраска кузова, способная устранить коррозию, которая проводится в салонах и мастерских, отличается от заводской. Поэтому такой недостаток считается неустранимым. Встречаются дефекты окраски, исправить которые можно только очисткой кузова до голого металла. Например, если нарушили состав, очередность, технологию или условия нанесения слоев покрытия, перепутали полярность электродов при обработке кузова и вместо упрочнения покрытия получили обратный эффект.

    Ко мне однажды обратился владелец автомобиля Škoda Superb. Дилер признал, что на заднем правом крыле были дефекты лакокрасочного покрытия производственного характера, и согласовал окраску по гарантии завода-изготовителя. Но тут есть тонкость: наши сервисы не умеют хорошо красить автомобили и, конечно, не восстановят вам заводское лакокрасочное покрытие. В чем это проявляется? Обязательно будут включения (сорины), риски, раковины, а также непрокрасы и ступеньки в случаях, когда потребуется сделать переход нового слоя краски к старому.

    Проблемы с лакокрасочным покрытием характерны для таких марок авто, как: Kia/Huyndai – сорность, непрокрасы, раковины; Renault – коррозия задних арок, крышки багажника; Škoda/VW – сорность, вспучивание краски; Land Rover Range Rover – сорность; Ford – сорность, плохая адгезия; Mercedes – тонкий слой ЛКП, слабая износостойкость; китайские автомобили двух-, трехлетней давности – коррозия скрытых полостей.

    Недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени

    В законе написано, что таким недостатком признается тот, расходы на устранение которого приближены к стоимости товара, превышают ее или выгоду, которая могла быть получена потребителем от его использования.

    Несоразмерность расходов на устранение недостатков технически сложного товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены или иных его свойств 1 . Поэтому конкретные цифры в данном случае назвать проблематично. Я лично использую методическое руководство для экспертов и судей «Исследование недостатков легковых автомобилей отечественных моделей, находящихся в эксплуатации».

    В руководстве этом указаны такие цифры:

    4.1.2. Несоразмерность расходов по устранению недостатка (расходы по устранению недостатка превышают 20% от рыночной стоимости идентичного нового узла или агрегата на момент предъявления требования либо превышают 14% от рыночной стоимости идентичного нового узла или агрегата на момент предъявления требования при условии влияния недостатка на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды).

    4.1.3. Несоразмерность времени по устранению недостатков устанавливается в 10% от срока гарантии.

    4.2. Расходы по устранению недостатка узла или агрегата включают в себя стоимость запасных частей, расходных материалов и стоимость ремонтных работ, определяемые затратами времени на их производство.

    5.3. Неоднократно выявляющийся производственный недостаток деталей и узлов АТС (суммарные расходы по устранению неоднократно выявляющихся недостатков превышают 10% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования или превышают 7% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования при условии влияния недостатка на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды, либо время по устранению недостатков превышает 10% от срока гарантии).

    5.4. Производственный недостаток, проявляющийся вновь после его устранения (суммарные расходы по устранению недостатка, проявляющегося вновь после его устранения, превышают 10% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования или превышают 7% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования при условии влияния недостатка на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды, либо время по устранению недостатков превышает 10% от срока гарантии).

    А вот что касается объективно необходимых сроков, то при доказывании можно обратиться к п. 3.2.11 Руководящего документа 37.009.026-92 «Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора)». В нем указано, что автообслуживающее предприятие обязано выполнить согласованный с заказчиком объем работ полностью, качественно и в срок. Сроки исполнения заказов (в рабочих днях) устанавливаются в каждом случае по согласованию с заказчиком и не должны превышать:

    • техническое обслуживание – 2 дней (с учетом графика сменности);
    • текущий ремонт (кроме кузова) – 10 дней;
    • ремонт двигателя (капитальный) – 2 дней;
    • наружная окраска кузова со снятием старой краски – 15 дней;
    • наружная окраска кузова без снятия старой краски – 10 дней;
    • полная окраска кузова со снятием старой краски – 20 дней;
    • полная окраска кузова без снятия старой краски – 15 дней;
    • жестяницко-сварочные работы – 20 дней;
    • сложные жестяницко-сварочные работы – 30 дней;
    • жестяницко-сварочные работы с последующей окраской – 35 дней;
    • сложные жестяницко-сварочные работы с последующей окраской – 50 дней.

    Недостаток, выявленный неоднократно

    Это разные недостатки, выявленные более одного раза. Причем каждый из них в отдельности делает товар не соответствующим образцу или описанию (при продаже товара по образцу или описанию), предусмотренным законом требованиям или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемым требованиям). При этом каждый из таких недостатков приводит к невозможности или недопустимости использования товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется или о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора.

    Важно не путать неоднократный недостаток с недостатком, который возник вновь после устранения. Если неправильно сформулируете в иске основание, то проиграете.

    Следует понимать, что неоднократный недостаток – это не повторное проявление одного и того же недостатка, а разные поломки. Простой пример: у вас уходит масло из двигателя. Вы обращаетесь к официальному дилеру, и его сотрудник обнаруживает течь масла через сальник коленчатого вала (типичная проблема многих автомобилей). Дефект устраняют по гарантии. Спустя некоторое время вы видите лужицу масла под машиной после стоянки – и опять к дилеру. Сотрудник обнаруживает течь масла через сальник коленчатого вала, но с другой стороны. Раз сальник другой, повторяемость одного дефекта будет доказать сложно. А вот неоднократное выявление недостатков в виде течи масла через уплотнения коленчатого вала имеется.

    Недостаток, который проявляется вновь

    Это недостаток, повторно проявляющийся после его устранения. Причем должен проявиться недостаток именно того узла (детали), который подвергался ремонту.

    Яркий пример повторяющегося дефекта детали – выход из строя датчика ABS на некоторых английских и корейских автомобилях. Представьте такую ситуацию: в процессе эксплуатации машины загорается лампочка, сигнализирующая о неисправности системы ABS. Вы обращаетесь к дилеру, он осматривает автомобиль, диагностирует неисправность датчика колеса и меняет его по гарантии (обратите внимание: несмотря на то что машина едет и тормозит, фактически вы эксплуатируете автомобиль с неисправной тормозной системой – а это еще одна юридическая история). Спустя некоторое время та же лампочка загорается опять. И вновь дилер, и вновь то же колесо, и вновь замена датчика. Вот это классический пример повторяющего дефекта. В таком случае нужно возвращать автомобиль.

    Отказ в гарантийном ремонте и нарушение его сроков как основания для возврата автомобиля

    Максимальный срок гарантийного ремонта составляет 45 дней (ст. 20 Закона о защите прав потребителей). Если вы обратились с претензией, но за этот срок ваш автомобиль отремонтировать не успели, то его можно возвращать. Только в любом случае придется доказать, что поломка имеется на данный момент и что причины ее заводские, а не эксплуатационные.

    Если же вам вовсе отказали в гарантийном ремонте, то такой отказ будет приравнен к нарушению срока ремонта. Условия для возврата те же.

    (О том, почему возврат автомобиля может оказаться очень выгодным, и о других распространенных ситуациях, когда автовладельцы хотят отказаться от недавно купленной машины, – читайте в публикации «Можно ли вернуть автомобиль в салон?»)

    1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

    Оцените статью