Если крутить двигатель расход масла

Нормальный расход масла — это сколько?

В том, что современные двигатели расходуют больше масла, чем прежние, нет ничего удивительного. За последние годы нагрузки на детали выросли непропорционально их запасу прочности. Повышенная степень сжатия и рост эффективного давления в цилиндрах облегчают прорыв газов через поршневые кольца в вентиляцию картера, а оттуда — в камеру сгорания.

Кроме того, появился наддув. Газодинамические уплотнения не герметичны даже у нового турбокомпрессора — некоторое количество масла неизбежно попадает в компрессорную часть, а оттуда — тоже в цилиндры. И по мере износа расход масла «через турбокомпрессор» только увеличивается.

Поэтому декларируемому отдельными производителями расходу масла в литр на каждую тысячу километров удивляться уже не приходится.

Куда оно исчезает? 5 причин

Угар. Поршневые кольца нуждаются в постоянной смазке. Первое компрессионное кольцо периодически оставляет на поверхности цилиндра пленку масла, которое при высокой температуре начинает частично угорать. В суммарном балансе потерь масла в двигателе угар в цилиндрах составляет до 80%. На новых моторах угар всегда выше, чем после обкатки. Интенсивно угорает поддельное масло, характеристики которого зачастую не соответствует заявленным. По мере долива в мотор качественного масла расход будет падать. Аналогично себя ведет и нормальное масло с низкой рабочей вязкостью (типа 0W‑16): оно угорает быстрее, чем более вязкое.

Испарение. Масло испаряется постоянно. Чем выше его температура, чем интенсивнее барботаж в картере, тем больше паров и капельной взвеси попадает через систему вентиляции в камеру сгорания. Часть масла сгорает, а остальное выносится через выхлопную трубу на улицу. При этом попутно повреждается каталитический нейтрализатор.

Утечки — общеизвестный путь потери масла. Чаще всего текут передний и задний сальники коленчатого вала, сальники распредвалов, прокладки головки блока цилиндров, клапанной крышки и передней крышки, уплотнения масляного фильтра, сливной пробки, заливной горловины и теплообменника.

Проникновение в систему охлаждения. Такая причина может быть вызвана только механическими повреждениями — пробой прокладки головки блока цилиндров, дефект головки или даже самого блока цилиндров. На исправном двигателе ничего такого быть не может.

Отложения. Под воздействием высоких температур даже нормальное масло (а уж выработавшее ресурс — тем более) может превращаться в отложения.

Почему приходится доливать масло, стоит только проехать по трассе со скоростью 180-200 км/ч

«При повседневной эксплуатации уровень масла не снижается даже в те дни, когда очень активно гоняешь автомобиль по городу с резкими ускорениями. Но стоит только на «круизе» проехаться по трассе со скоростью 180-200 км/ч, уровень масла падает, приходиться доливать 150-200 мл. В чем может быть проблема?»

А что мешает проехаться по трассе со скоростью, оговоренной в действующих в Беларуси Правилах дорожного движения, и не только смотреть на спидометр, но и обратить внимание, насколько уменьшились показания на тахометре по сравнению с показаниями во время движения на скорости 200 км/ч? К проблеме увеличения расхода масла это имеет самое непосредственное отношение.

Тахометр предназначен для информирования о скорости вращения коленчатого вала двигателя, которая измеряется количеством оборотов, сделанных коленвалом за определенный промежуток времени. Общепринятая единица — обороты в минуту, или об/мин.

В четырехтактном двигателе за каждые два оборота коленвала совершается полный рабочий цикл, состоящий из четырех тактов: впуск, сжатие, сгорание и выпуск. При отсутствии течей и исправных деталях цилиндропоршневой и клапанной групп масло может расходоваться только на угар, но сгорать способна лишь та его часть, которая при протекании такта сгорания оказалась в надпоршневой части цилиндра, где она контактирует с воспламенившимся топливом.

Насколько частота вращения коленвала при движении со скоростью 180-200 км/ч выше, чем на скорости, оговоренной в ПДД, зависит от модели двигателя, но в любом случае рабочий процесс повторяется чаще, а стало быть, чаще происходит сгорание масла, его сгорает больше.

Второй нюанс — поршни в цилиндрах не вращаются, как коленвал, а движутся поступательно вверх-вниз, при этом каждый такт начинается и заканчивается после прохождения поршнем верхней и нижней мертвых точек. В ВМТ и НМТ, когда поршень изменяет направление движения на противоположное, происходит процесс, называемый перекладкой. Естественно, что при вращении коленвала с высокими оборотами на перекладку отводится меньше времени, чем когда обороты низкие.

По поводу того, что в зависимости от оборотов двигателя при перекладке происходит с поршневыми кольцами, защищено множество диссертаций. Если не углубляться в теорию и не блистать знанием ученых терминов наподобие «флаттер», то в упрощенном виде результаты научных изысканий сводятся к тому, что из-за короткого времени, отведенного на перекладку при работе двигателя с высокими оборотами, поршневые кольца не успевают принять правильное положение в канавках поршня. В итоге они не могут обеспечить качественное прилегание к стенкам цилиндров после перекладки, а значит, начинают хуже справляться со своими обязанностями.

Читайте также:  Что такое противоугонное устройство автомобиля

Из-за этого, во-первых, кольца пропускают в камеру сгорания больше масла — есть чему гореть. Во-вторых, увеличивается прорыв газов из надпоршневого пространства в картер. По системе вентиляции картера эти газы возвращаются в надпоршневое пространство и, несмотря на наличие в этой системе маслоуловителя, приносят с собой часть масляной взвеси, называемой также масляным туманом и являющейся результатом разбрызгивания, с помощью которого смазываются цилиндры и все детали кривошипно-шатунного механизма, за исключением подшипников коленвала.

Разумеется, этот туман тоже сгорает вместе с топливом. Еще не помешало бы учесть, что при работе на высоких оборотах из-за роста давления в камере сгорания прорыв газов в картер увеличивается сам по себе, что на тактах впуска и выпуска давление этих газов обеспечивает газовый подпор, способствующий проникновению масла в камеру сгорания. У высокоскоростного режима работы мотора также существуют некоторые другие нюансы, сказывающиеся на работе деталей цилиндропоршневой группы.

Но опять-таки не будем усложнять: указанного уже достаточно, чтобы понять, почему расход масла на угар зависит от частоты вращения коленвала и растет при увеличении оборотов двигателя. Естественно, что движение по городу с резкими ускорениями тоже способствует увеличению расхода масла, но резкие ускорения от светофора к светофору не бывают продолжительными по времени в отличие от езды на «круизе» по трассе со скоростью 180-200 км/ч. Так что необходимость доводить уровень масла до нормы после подобной езды не является следствием технических проблем с двигателем.

Как установить причину масложора за 5 минут: 3 простых теста 2021 года

При увеличенном расходе моторного масла желательно незамедлительно начать искать причину. Если силовой агрегат «ест» смазку с большим аппетитом, то это свидетельствует о надвигающихся проблемах. Важно своевременно опередить их первоисточник и устранить его. Провести диагностику можно всего лишь за несколько минут. При этом для такой процедуры не требуется специальных навыков, умений.

Тест на пригодность сальников клапанов

Такую диагностику желательно проводить вдвоем:

  1. Для этого теста нужно запустить двигатель автомобиля, прогреть его до рабочей температуры и дать поработать 4-5 минут на холостых оборотах.
  2. Затем попросить напарника с помощью педали газа увеличить обороты мотора до 3000-4000 в минуту.
  3. В это время нужно наблюдать за выхлопом.
  4. Если сразу за нажатием педали акселератора из трубы повалил, а после этого исчез густой сизый дым, то это говорит о проблемах с сальниками клапанов.
  5. Об этом же свидетельствует и маслянистый налет на кончике трубы.
  6. При отсутствии неисправностей силового агрегата даже при резком изменении оборотов из выхлопной трубы не будет появляться дым.

Тест на состояние ЦПГ

Такую процедуру нужно проводить также вдвоем. Один человек должен контролировать педаль акселератора, а другой следить за чистотой выхлопных газов.

Для проверки состояния поршневой группы нужно также прогреть мотор, дать поработать ему на холостом ходу около пяти минут. Затем резко нажать на газ до 3500-4000 оборотов за минуту. В случаях неисправностей поршневой группы густой выхлоп будет валить из трубы постоянно. Изменение оборотов никак не будет влиять на выхлоп. Такое явление точно указывает на «убитую» поршневую группу автомобиля.

По капле масла

Для проведения данного теста понадобится чистый лист бумаги формата A4 или фильтровальная бумага. Во втором случае масло будет высыхать быстрее, а пробы здесь выглядят более свежими. Сама процедура является достаточно простой.

Нужно запустить мотор автомобиля, прогреть его до рабочей температуры. После этого с помощью щупа взять образец моторного масла, каплю которого нужно просто капнуть на бумагу. Далее нужно просушить материал в течение двух суток. По истечении этого времени потребуется всего несколько минут для анализа пятна.

Подготовленный таким образом материал уже можно анализировать. Здесь нужно проанализировать следующие моменты:

  • зоны масляной капли, их диаметры;
  • цвет и рисунок пятна;
  • равномерность растекания смазки.

Всего можно выделить четыре элемента масляной пробы:

  1. Центральная часть, соответствующая изначальной концентрации масляной капли до начала ее растекания по бумаге. Именно здесь сосредотачивается осадок нерастворимых тяжелых примесей механического происхождения.
  2. Зона, расположенная вокруг центрального ядра. Она может отсутствовать в чистом моторном масле после его недавней замены. Также при сильном загрязнении смазки различить краевую зону практически невозможно из-за насыщенной центральной части.
  3. Диффузная область, которая представляет собой широкое серое кольцо, охватывающее ядро, краевую зону.
  4. Наиболее светлой окраской характеризуется окружность, занимающая самое внешнее положение.

По этим составляющим масляного пятна можно достаточно точно определить состояние моторного масла. На основании таких данных гораздо проще объяснить причину его повышенного расхода.

Если моторное масло сохраняет свою чистоту, то об этом свидетельствует большое светлое пятно, которое полностью исчезает уже через нескольких часов. При обводнении моторной смазки третий, четвертый элементы отличаются рваной конфигурацией на фоне отсутствия выраженных форм. Когда в зоне диффузии появляются желтые, светло-коричневые оттенки, это свидетельствует об окислении масла из-за критического перегрева силового агрегата.

Читайте также:  Двигатель давление масла трещина

Светлый равномерный цвет диффузной области, ядра говорит о нормальной работе двигателя. Если моторная смазка накапливает механические примеси, то это проявляется потемнением ядра и зоны диффузии. На этом фоне внешнее более светлое кольцо все больше расширяется.

Густое черное маслянистое пятно по центру капли, которое содержит части металлической стружки, свидетельствует о потере качественных свойств моторного масла. При таких обстоятельствах требуется его немедленная замена.

Таким образом, этот простой способ контроля позволяет производить своевременную замену смазочных материалов. Кроме того, описанные выше варианты диагностики дают возможность принимать неотложные меры для устранения проблем. Своевременное определение первоисточника утечек масла, исправление проблем предотвращает серьезные технические последствия.

Большой расход масла в двигателе. Основные причины и пути решения

Автомобильный двигатель – это узел, испытывающий высокие нагрузки во время работы. Любому ДВС необходимо качественное охлаждение и смазка. Хорошее масло – залог стабильной и продолжительной работы двигателя. Но если ДВС имеет неисправности, он начинает расходовать масло. Причин несколько. Почему большой расход масла в двигателе и что с этим делать? Рассмотрим далее.

Какова норма?

При продаже автомобилей владельцы часто заявляют, что двигатель не берет ни грамма масла. Однако есть такое понятие, как расход масла на угар. И оно свойственно даже новым двигателям. Любой мотор (а в особенности турбированный) будет расходовать определённый объем масла, так как оно учувствует в смазывании цилиндров ДВС. Поэтому вышеописанные убеждения продавцов являются неверными.

Таким образом, расход масла присутствует на каждом авто. Проблема в том, в каком объеме оно расходуется. Потребление может быть настолько малым, что уровень масла сохраняется на протяжении всех 10 тысяч километров (стандартный интервал замены).

Механики заявляют, что на исправном двигателе не должно расходоваться более 0,25 процентов масла от выработанного бензина/дизеля. То есть на 1000 литров топлива должно сгорать не больше 250 миллилитров моторного масла. Если расход выше данной нормы, это говорит о неисправностях.

Сторонние признаки

Узнать о перерасходе масла можно по цвету выхлопа. Если из глушителя идет синий дым, двигатель потребляет много масла «на угар».Банальные причины

Если двигатель стал подъедать масло в большем объеме, чем обычно, стоит обратить внимание на:

Крепление масляного фильтра. Элемент имеет резиновую прокладку. Если фильтр недостаточно затянут или при установке не было очищено посадочное место от грязи, смазка может просачиваться наружу.

Герметичность масляного радиатора. Если в вашем авто применяется данный радиатор, стоит осмотреть его состояние. Трубки масляного охладителя часто тонкие и хрупкие. Они со временем перетираются или гнутся. Если было повреждение, возможна течь масла. После недолгой стоянки под днищем авто будут образовываться следы масла.

Плотность прижатия прокладки клапанной крышки. На многих двигателях она течет. Это моторы автомобилей «Ланос», «Авео», «Нексия». Бывает также, что болты крышки неплотно затянуты. Достаточно их дотянуть в соответствии с рекомендуемым усилием. Отметим, что перетянутая прокладка тоже будет течь. Для затяжки рекомендуется применять динамометрический ключ.

Характеристики используемого масла. Оно может быть летним, зимним или всесезонным. Если в двигатель залито слишком жидкое масло, оно будет просачиваться через все сальники и прокладки, а также проникать в камеру сгорания через стержни клапанов и поршневые кольца. Следует выбирать масло в соответствии с сезоном и рекомендациями производителя. Всесезонное можно использовать при температуре от -25 до +25 градусов.

Манеру вождения. Если ДВС часто раскручивается до высоких оборотов, давление масла увеличивается в разы. Соответственно, его начинает выдавливать через старые уплотнители. Автомобиль расходует больше масла, чем положено, хотя оно было подобрано правильно. Если двигатель не раскручивать до предельно высоких оборотов, расход будет в норме.

Почему новые ДВС тоже расходуют масло?

Новый двигатель должен пройти обкатку. Поверхность цилиндров и поршневых колец не всегда гладкая. Поэтому часть масла не снимается должным образом и остается в камере сгорания. После обкатки расход всегда снижается. Данный период длится от 2 до 5 тысяч километров. В это время не рекомендуется крутить двигатель до высоких оборотов.

Более серьезные причины

По каким причинам расход масла может увеличиться:

Износ маслосъемных колец. На каждом поршне установлено по три кольца. Два из них – компрессионные, одно – маслосъемное. Последнее находится внизу и снимает часть масла, когда поршень двигается вниз. Данное кольцо имеет свой ресурс. При износе, элемент не будет снимать излишки смазки в должном количестве. Часть масла остается в камере сгорания. Также не стоит исключать залегание колец. В данном случае кольцо не будет двигаться в вертикальном положении, что тоже приводит к высокому расходу.

Износ стенок цилиндров. Это происходит на больших пробегах (на каждом авто он индивидуален, но в среднем составляет 300-400 тысяч километров). Даже при исправных и не закоксованных кольцах масло будет проникать в камеру сгорания. Кольца физически не смогут убрать излишки масла, так как на стенках цилиндров есть задиры. Чем они глубже, тем выше расход.

Читайте также:  Сколько масла заливать двигатель киа спортейдж 3

Маслосъемные колпачки. Это сальники, которые устанавливаются на стержень каждого из клапанов. Выполнены колпачки из упругого и жаростойкого материала. Поэтому при использовании сальники не выгорают и качественно снимают масло. Но с годами материал становится жестче. На это влияет как пробег, так и возраст авто. В результате сальники пропускают часть масла, которое как и в предыдущем случае попадает в камеру, где сгорает.

Течь прокладки головки блока. Проблема тоже актуальна на старых автомобилях. Ввиду большого износа ДВС, прокладка прогорает. При этом возможно смешивание масла с охлаждающей жидкостью, но не всегда. Часто масло просто выходит наружу в месте соединения блока и головки.

Износ сальников коленчатого вала. Всего их два. Один закреплен на передней части, второй – на хвостовике. При износе данных сальников, масло не будет расходоваться в цилиндрах. Его просто выдавливает наружу под давлением. В итоге виды заметные потеки в районе соединения ДВС и КПП, а также около шкива коленчатого вала.

Что делать?

Если двигатель стал расходовать больше масла, нужно определить причину проблемы. Начинать нужно с малого, а именно проверить:

  • Масляный радиатор (если таковой предусмотрен конструкцией ДВС).
  • Масляный фильтр.
  • Состояние прокладок клапанной крышки и головки блока.
  • Сальники на предмет течи.

В случае течи масляного радиатора необходимо заменить элемент на новый. Ремонту он не подлежит. Если плохо прикручен масляный фильтр, его нужно докрутить (но не перетягивать – достаточно усилия одной руки). При наличии грязи под резиновым кольцом – зачистить участок ветошью.

Не лишней будет проверка сальников распредвала. Если в одной из частей крышки клапанов есть жирные потеки, следует заменить данный уплотнитель. Замена сальников коленвала – более сложная операция. Для этого потребуется демонтаж приводных ремней (ГРМ, компрессора кондиционера, генератора, ГУРа), либо демонтаж коробки в зависимости от стороны сальника (передний или задний).

Другие варианты ремонта

Если внешне течи не обнаружено, либо замена уплотнительных элементов не дала результат, значит, причина более серьезная. Может потребоваться:

  • Замена маслосъемных колец. Сами кольца стоят недорого, однако для их замены необходима разборка ДВС (в т.ч. демонтаж ГБЦ и самих поршней). Также устанавливаются кольца при помощи специнструмента, поэтому работу лучше доверить опытным мастерам.
  • Замена маслосъемных колпачков. Ситуация аналогична предыдущей. Стоимость сальников клапанов небольшая, однако для замены требуется демонтаж и разбора головки блока. Рекомендуется менять сразу все маслосъемные колпачки.
  • Ремонт стенок цилиндров. Есть два пути – замена блока на новый, либо замена гильз. Второй вариант более дешевый, однако его нельзя применить на алюминиевых блоках (компромиссное решение – расточка).

Особенности расхода масла на турбированных двигателях

Высокий расход масла – частая проблема турбированных автомобилей. Это касается бензиновых и дизельных ДВС с наддувом. При износе, турбина съедает масло. это можно заметить по характерному жирному налету на одной из частей компрессора. Причина кроется в сальнике турбины. Он изнашивается ввиду высокого пробега, либо повышенных вибраций. Проблему стоит устранять незамедлительно, так как часть масла турбина гонит в интеркулер. В результате – нестабильная работа ДВС, высокий расход масла и топлива, провалы мощности и другие проблемы.

Проблемы с системой вентиляции картерных газов

Эта проблема есть как на атмосферных, так и на турбированных ДВС. При работе двигателя, часть выхлопных газов попадает в картер. Это особенность любого ДВС. Далее эти газы попадают через клапанную крышку во впуск (на ДВС с турбиной они проникают в воздуховод перед холодной частью компрессора). На исправном двигателе пары масла должны проходить через маслоотделитель и стекать обратно в картер. Но по разным причинам этого не происходит. Частая проблема – это прогар огневого пояса поршня. В итоге пары масла не успевают отделяться от газов и смешиваются с всасываемым воздухом, проникая во впуск. А если ДВС еще и турбированный, пары масла проходя через резиновые шланги начинают вырываться наружу. Турбина начинает «потеть». Это вовсе не приговор турбине – достаточно прочистить систему улавливания картерных газов, а именно шарик маслоотделителя.

Определить, что система вентиляции засорена, очень просто. Для этого снимают трубку вентиляции и закрывают чистой ветошью. Если спустя несколько минут работы ДВС она стала черной, система забита и требует внимания. Лечение – разбор клапанной крышки и организация правильного стока для отражаемого масла.

Подводим итоги

Итак, почему возникает большой расход масла:

  • Износ уплотнительных элементов (сальники, колпачки, прокладки).
  • Проблемы в агрегатной части (кольца, цилиндры).

Если автомобиль стал потреблять больше масла, не стоит игнорировать этот признак. Да, двигатель будет работать при таких неисправностях, однако это уже говорит о его износе или о других проблемах. Также важно контролировать уровень масла, чтобы избежать голодания, использовать продукт нужной вязкости. Заменить сальники или прокладки можно самостоятельно, а вот работы с кольцами и гильзами лучше доверить специалистам.

Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях:

Оцените статью