- Мотор берет масло, а вы не знаете в чем дело? Мы расскажем, почему двигатель жрет масло!
- Куда девается это масло?
- Причины почему двигатель жрет масло?
- В заключение хочу добавить.
- Рекомендую: Видео о секретах мотористов и полезных лайфхаках!
- Из-за чего двигатель ест моторное масло?
- Характер расхода масла
- Симптомы и причины
- Вариант №1: дым в выхлопе отсутствует
- Вариант №2: отсутствует посторонний дым, но охлаждающая жидкость приобрела темно-коричневый цвет и вспенилась
- Вариант №3: дым в выхлопе и двигатель ест масло в огромных количествах
- Качество моторного масла
- Уровень масла и маркировка
Мотор берет масло, а вы не знаете в чем дело? Мы расскажем, почему двигатель жрет масло!
Причин, по которым мотор может «брать» масло, существует немало, порою узнать почему двигатель «жрет» масло в домашних условиях очень сложно, а иногда и вовсе невозможно. Сегодня я постараюсь рассказать о наиболее вероятных причинах, по которым мотор может увеличить расход моторного масла.
Давайте сразу расставим все точки над «і». Что значит двигатель жрет масло или мотор берет масло? Некоторые дословно понимают это водительское выражения, представляя себе мотор, который питается моторным маслом. 🙂 Это, кончено же, бред, под выражениями берет или ест, подразумевается перерасход моторного масла, которого быть не должно. То есть, производитель указал, что на 10 000 мотор израсходует 1 литр моторного масла, это считается нормой и нет повода для беспокойства. Например, когда вы заменили масло, залив в мотор допустим 5 литров, вы должны быть готовы к тому, что после 10 000 км вам предстоит долить масло в двигатель своего авто. Если же вам приходится доливать чаще или больше это называется — двигатель жрет масло.
Куда девается это масло?
Как вы знаете, все трущиеся элементы смазываются маслом, без этого не возможно представить ни один ДВС. Допустимый расход масла, как правило, возникает из-за поршневой группы двигателя, в этом месте трение наибольшее. Из-за высоких температур часть моторного масла сгорает «вылетая в трубу» вместе с выхлопом или отлагаясь на стенках камеры сгорания, поршневых кольцах или седлах клапанов.
Примечание: Не стоит брать за правило приведенную мною выше цифру 10 000 км и 1 литр масла, у каждого автомобиля этот показатель может существенно отличаться, все зависит от марки двигателя и его особенностей.
Повышенный расход топлива свидетельствует о неисправностях двигателя, очень часто причиной становится износ двигателя. Как правило, все начинается с того, что масло появляется в системе вентиляции, постепенно, если ничего не делать, масло появится в воздушном фильтре. Причиной этому становится давление картерных газов, которое возрастает по мере износа двигателя, при этом происходит выталкивание масла в сапун.
Турбированные моторы могут очень быстро сожрать масло, осушивая при этом поддон двигателя, из-за банального износа втулок ротора турбины. Именно поэтому для владельцев таких моторов следует быть предельно внимательными и своевременно следить за расходом масла, начиная с турбины.
Причины почему двигатель жрет масло?
Маслосъемные колпачки очень часто становятся причиной повышенного расхода моторного масла. Маслосъемные колпачки установлены на клапанах газораспределительной системы. Здесь возможны неожиданные явления. Например, плохо прогретый мотор увеличивает вероятность отвердевания манжетов колпачка в разы, а о двигателях с пробегом и говорить не приходится. «Задубевшый» колпачок не даст уплотнения, следовательно, масло свободно будет течь под направляющую втулку, вдоль стержня клапана. После этого моторное масло или вылетит вместе с выхлопными газами, или попадет в камеру сгорания и сгорая покроет свечи. Результат — бархатистый нагар на свечах и перебои в работе мотора.
Поршневые кольца — вторая наиболее вероятная причина по которой двигатель жрет масло. На одном поршне, как правило, три кольца, сверху два компрессионных, а под ними идет одно маслосъемное. Для чего нужны компрессионные кольца вы знаете, надеюсь. С их помощью производитель сокращает зазор между поршнем и стенкой цилиндра, за счет чего происходит максимальная отдача передаваемой энергии для вращения двигателя. Для того чтобы уменьшить трение возникающее между компрессионными кольцами и стенками цилиндра на них подается масло, остатки которого снимают маслосъемные кольца. Износ этих колец ведет к тому, что часть масла будет оставаться на стенках, следовательно, увеличится расход масла. Как результат, вы в один день не досчитаетесь нескольких литров моторного масла и придете к выводу о том, что двигатель ест масло.
За свою «жизнь» мотор подвергается большому количеству смен циклов нагрева и охлаждения. Вместе с тем испытаниям подвергаются все детали двигателя. Износ поршневых колец или потеря ими упругости, кроме снижения компрессии, чревато также возникновением явления под названием флаттер. Это явление мало изучено, но одно точно известно, при работе мотора кольцо может колебаться вдоль поршневого радиуса с большой частотой, или может неоднократно перескакивать с одного края поршневой канавки к другому. Из-за таких колебаний двигатель жрет масло чуть-ли не литрами, чаще всего эта неисправность проявляется в виде характерного сизого дыма из выхлопной.
Моторное масло низкого качества, а также масло не соответствующее типу двигателя, также нередко становится причиной того, что двигатель начинает брать масло. Данная причина косвенно затрагивает предыдущую неисправность. Дело в том, что для каждого двигателя есть «свое» масло, если оно неправильно подобрано, то его расход может увеличится в разы. Из-за того, что масло слишком жидкое, поршневые кольца не могут «собрать» его и оно остается на стенках цилиндра и после воспламенения топливно-воздушной смеси оно сгорает вместе с ней. В итоге оно либо «вылетает» с выхлопом, либо откладывается в камере сгорания или на свечах, но как не крути уровень масла будет постоянно снижаться. Также нередко «неправильное» масло откладывается толстым маслянистым слоем на деталях двигателя, это может привести к «залеганию» или закоксовке колец. Если кольца залегают, пропадает компрессия во всех цилиндрах двигателя.
Есть и другие причины, по которым двигатель берет масло, например естественный износ. В таком случае происходит комплексная выработка всех деталей двигателя. В итоге масло уходит в разы быстрее, чем при нормальной эксплуатации. Износ двигателя чаще всего подразумевает деформацию стенок цилиндров, в случае продолжения эксплуатации двигателя. Увеличившийся зазор между трущимися поверхностями, трещины и сколы и задиры на стенках цилиндров, а также прогоревшие прокладки ГБЦ и задубевшие сальники — ведут к утечке масла и падению его уровня. Остатки масла сгорают или откладываются на деталях, предсказать каким будет расход в таком случае довольно сложно, все зависит от степени износа и повреждений ДВС.
В заключение хочу добавить.
Следует также помнить о циклах замены. Помните, что своевременная замена избавит вас от многих проблем, в том числе от такого неприятного явления как перерасход моторного масла. Также не забывайте своевременно производить промывку двигателя, используя специальные промывочные масла. Покупайте только качественно моторное масло проверенного производителя, то которое вам рекомендовал ваш дилер или то, которое указано в руководстве по эксплуатации к вашему авто.
Рекомендую: Видео о секретах мотористов и полезных лайфхаках!
Из-за чего двигатель ест моторное масло?
Если двигатель начал «употреблять» моторное масло в повышенных количествах, значит что-то пошло не так. Смешно, но правда. Зачастую процесс сопровождается дополнительными симптомами и последствиями. Наиболее распространенные из них – радужные лужи под автомобилем, ненормальный цвет выхлопа и его интенсивность, неоднородный состав охладителя радиатора, его вспенивание и не только.
Характер расхода масла
Да, не все симптомы проявляются сразу. Но даже один из вышеперечисленных уже говорит о том, что с мотором не все в порядке. Что делать в этой ситуации? Для начала стоит определиться с характером и интенсивностью потребления моторного масла:
- двигатель начал расходовать моторное масло немногим выше нормы (до сих пор среди автовладельцев нет определенного ответа о той самой норме);
- мотор «жрет» масло в огромных количествах (почти литр при относительно невысоком пробеге транспортного средства);
- процесс происходит систематически. Владелец точно знает его уровень и периодическая проверка щупом указывает на то, что энное количество компонента постоянно исчезает в независимости от пройденного расстояния;
- нестабильное потребление масла. Можно проехать длительную дистанцию при нормальном потреблении, но периодически двигатель начинает использовать его в повышенном количестве.
После этого сопоставляете результат с дополнительными симптомами, о которых пойдет речь ниже. Так будет легче понять, из-за чего начался повышенный расход. И поверьте, такими вещами «грешит» как отечественный, так и заграничный автопром, если неправильно эксплуатировать автомобиль.
Симптомы и причины
Итак, почему двигатель ест масло? Существует несколько моментов в эксплуатации, которые позволят это определить:
- часть сжигается вместе с топливом из-за изношенных поршневых колец;
- истончилась прокладка клапанной крышки, или же в ней появилась трещина (про ее замену читайте здесь);
- утеря из-за прокладки головки, что позволяет маслу протекать в систему охлаждения.
Вариант №1: дым в выхлопе отсутствует
Если двигатель потребляет масло в увеличенных количествах, но никаких следов завышенной задымленности от выхлопа не наблюдается, будем рассматривать такие варианты развития событий:
- проверьте систему смазки на наличие утечек. Основным «звонком» послужит радужное пятно под днищем автомобиля. Либо же посмотрите масляный фильтр, который может элементарно открутиться;
- система вентиляции газов в картере (PCV) не работает надлежащим образом. В этом случае требуется заменить вентиляционный клапан;
- механические повреждения двигателя. Проверяются пятна от утечки масла под капотом и машиной в целом, если она долго стоит в гараже. Дополнительно определяется компрессия мотора, чтобы узнать его состояние в целом и примерно представить причину повышенного расхода;
- изношены уплотнители клапанов. Заменить их самостоятельно довольно сложно, как и проверить. Доверьте эту процедуру сервисному центру;
- повреждение прокладок и уплотнительных колец, о чем свидетельствуют масляные пятна на двигателе.
Вариант №2: отсутствует посторонний дым, но охлаждающая жидкость приобрела темно-коричневый цвет и вспенилась
Казалось бы, все в порядке, и автомобиль потребляет моторное масло в тех же количествах, или немногим больше нормы. Никакой утечки визуально не наблюдается и посторонний дым из выхлопной системы не идет. Но при проверке уровня антифриза владелец вдруг замечает, что его цвет варьируется от коричневого к темно-коричневому, и состав при этом неоднородный. Дополнительно образуется пена, свидетельствующая о сильном перегреве радиатора. Здесь стоит проверить следующие моменты:
- могла сгореть прокладка головки цилиндра, которую необходимо в срочном порядке заменить;
- головка блока дала трещину и нуждается в ремонте. Хотя лучшим вариантом будет полная ее замена;
- прочие причины, связанные с внутренним устройством мотора. Некоторые охладительные системы устроены особым образом: масло может циркулировать внутри камеры, заполненной антифризом, что позволяет обмениваться теплом между системами. Возможна трещина в трубках, о чем свидетельствует попадание моторной жидкости в радиатор.
Вариант №3: дым в выхлопе и двигатель ест масло в огромных количествах
Здесь скорее подойдет термин «жрет», который более точно отражает суть вещей. Во-первых, вы начинаете замечать синеватый или насыщенный синий окрас дыма из выхлопной трубы, при этом расход увеличивается в несколько раз, о чем свидетельствуют регулярные проверки уровня жидкости. Наверняка масло сжигается в двигателе, при этом у мотора существенно снизилась мощность.
Для начала стоит проверить состав выхлопа специальным анализатором для выявления причины. В остальном предвестники могут быть следующими:
- PCV не работает нормально. Засорение этой системы вызывает серьезный масляной затвор, что говорит о следующим: масло всасывается через воздухозаборник и всасывается обратно в двигатель. Настоятельно рекомендуем заменить клапан;
- механические повреждения мотора. Проверьте компрессию для определения состояния двигателя. В целом, плохая компрессия ни о чем конкретном не скажет, но процедура определенно нужная. Но наверняка масло попадает в камеру сгорания и сгорает из-за высокой температуры;
- проблемы с катализатором ранее. Если в прошлом нейтрализатор был разрушен, то в камеру двигателя может попасть пыль и мелкие частицы, что приводит к сильному повреждению поршней и цилиндров. В результате мотор становится охотным к маслу и потребляет его в больших количествах;
- изношенность стенок цилиндров. Вторая проблема после колец, только носит более глобальный характер и требует серьезного вмешательства со стороны сервисных центров. Наверняка придется разориться на капительный ремонт;
- уплотнительные клапаны пришли в негодность, что позволяет маслу практически беспрепятственно попадать в камеру сгорания двигателя.
Качество моторного масла
Не стоит забывать и о превентивных мерах. Низкокачественное сырье способно в рекордные сроки «убить» любой, даже самый неприхотливый двигатель. Специалисты рекомендуют использовать полусинтетику и синтетику. В первом случае удается получить 2-3% экономии топлива, во втором – до 5% соответственно. Также помните, что каждый мотор обладает собственными паспортными данными, в которых указана маркировка требуемого состава.
Если закрыть глаза на рекомендации, можно обзавестись рядом «сюрпризов»:
- течь сальников и прокладок;
- ускоренной выработкой механизмов;
- повышение температуры трущихся деталей.
Ключевые компоненты, нуждающиеся в действительно качественных ГСМ:
Уровень масла и маркировка
Систематически следите за количеством масла в резервуаре, чтобы избежать поломки сальников и прокладок. Требуется соблюдать четкий уровень, не допуская его повышение или критическое снижение. В первом и втором случае ничего хорошего не произойдет: излишки будут выливаться на важные компоненты двигателя, недостаток приведет к ускоренной стираемости ключевых узлов и агрегатов.
Также внимательно следите за временем смены ГСМ. Оптимальный момент – до наступления зимы (октябрь — ноябрь), или после (апрель), но не позднее предусмотренных заводом-изготовителем рамок. Здесь показатели могут варьироваться от 7000 до 15000 км соответственно, определенного стандарта не предусмотрено.
Если транспортное средство эксплуатируется в суровых или экстремальных условиях, меняйте масло в 1,5-2 раза чаще, нежели это предусмотрено производителем. Подобный процесс значительно увеличит срок службы мотора и надолго сохранит его первоначальное состояние.
Помните, что на морозе масла нередко меняют структуру, теряя при этом часть смазочных свойств. Дополнительно внимательно изучайте дату производства. Если масло хранится на складе более 2 лет (а если быть точным, то пережило 2 зимы), отбросьте этот вариант. Наверняка оно хранилось на холодном складе.