- Элементы машиноведения. 6 класс. методическая разработка по технологии (6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Понятие о машине и механизме. (Классификация машин. Составные части машин). план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- § 13. Элементы машиноведения. Составные части машин
- Виды механизмов (передач)
- Изучение составных частей машин
- Новые слова и понятия
Элементы машиноведения. 6 класс.
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме
урок в 6 классе по теме Элементы машиноведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_6_klasse_po_teme_elementy_mashinovedeniya.zip | 215.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Элементы машиноведения.
Цель: ознакомить учащихся с понятием машина и её ролью в техническом прогрессе;
рассмотреть составные части машин и механизмов; научить изображать на схемах различные типы передач и рассчитывать передаточное отношение.
Инструменты и оборудование: макеты машин и механизмов, образцы различных соединений колеса с валом; плакаты с графическим изображением различных передач.
1. Продемонстрировать учащимся различные варианты машин и механизмов.
2. Рассмотреть составные части машин и механизмов.
3. На примере станков показать виды механизмов передач.
- Изложение программного материала.
-Вспомните, что мы понимаем под термином машина.
Это устройство, которое выполняет определённые действия с целью облегчения физического и умственного труда человека.
— Назовите примеры ( Бытовые машины, станки, сельхозмашины, вычислительная техника…)
Любая машина состоит не менее чем из трёх составных частей;
- двигателя;
- передаточного механизма;
- исполнительного механизма.
На примере сверлильного станка:
- Электрический двигатель.
- Клиноременная передача.
- Шпиндель.
Кроме основных механизмов могут быть и другие механизмы:
- подачи
- управления
- контроля и регулировки
- сортировки
- транспортировки
- упаковки и др.
Учитель демонстрирует примеры механизмов на станках, находящихся в мастерской (токарный ,сверлильный ,токарный по дерев .)
— Рассмотрим основные механизмы передачи движения:
1. Зубчатые механизмы:
2. Ременные передачи.
3. Цепные передачи.
4. Зубчато – реечная передача.
Демонстрирую примеры работы механизмов передачи движения на макетах и
А сейчас рассмотрим, как изображаются на кинематических схемах различные механизмы движения. ( см таблицу )
Как видно на схемах, диаметры зубчатых колёс, шкивов и звёздочек обычно не одинаковы:
ведомое колесо вращается с другой частотой вращения, чем ведущее.
Отношение частот вращения ведущего и ведомого звеньев называется передаточным
j=n 1 \n 2 = D 2 \D 1 , где
n- частота вращения;
D- диаметры колёс.
— Привести примеры расчётов.
Все ведущие и ведомые колёса насаживаются на валы и укрепляют с помощью шпонок, штифтов или шлицов .
См. рис. Соединение колеса с валом:
а – шпоночное неподвижное; б – шпоночное, скользящее, с поступательным движением вдоль оси; в – шлицевое, скользящее, с поступательным движением вдоль оси :
1 – вал, 2 – шпонка, 3 – скользящая шпонка , 4 – шлицевый вал.
Различают неподвижное (шпоночное) и скользящее (шлицевое) крепление на валу.
Предложить учащимся осмотреть станок в мастерской и показать:
- двигатель
- передаточный механизм
- механизм подачи
- механизм контроля и управления.
- определить передаточное отношение в ручной дрели.
- Определить передаточные отношения на макетах различных типов передач.
Подвести итоги урока, отметить наиболее правильные ответы.
Оценить выполнение практического задания.
Провести уборку мастерской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель создания данного электронного учебного пособия – развитие и обучение школьников. Для достижения и решения этой цели используются информационные технологии. Моё учебное пособие разраб.
Цель создания данного электронного учебного пособия – развитие и обучение школьников. Для достижения и решения этой цели используются информационные технологии. Моё учебное пособие разрабатыва.
Игра-соревнование «Искусство кройки и шитья» — повторение пройденного материала, проверка знаний учащихся, воспитание ответственности, внимательности, привитие навыков культуры общения.
В данной работе представлена классификация технических средств обучения и их характеристика, а также проведен педагогический эксперимент «Влияние ТСО на качество обучения». В разработке описана .
“Технология обработки конструкционных материалов” предусмотрено изучение элементов машиноведения с целью приобщения учащихся к техническим знаниям, повышения их кругозора и технической культуры, разви.
Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения.
Урок технологии в 5-м классе по теме Бытовая швейная машина. Раздел Элементы машиноведения.
Понятие о машине и механизме. (Классификация машин. Составные части машин).
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
Ознакомить учащихся с понятием машина и ее ролью в техническом процессе; рассмотреть составные части машин, воспитывать любовь к технике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_sostavnye_chasti_mashiny.rar | 35.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата : План- конспект урока технологии
6 класс
Тема: Понятие о машине и механизме. (Классификация машин. Составные части машин).
Преподаватель : Корниенко Марина Александровна.
Цель: ознакомить учащихся с понятием машина и ее ролью в техническом процессе; рассмотреть составные части машин, воспитывать любовь к технике.
Инструмент и оборудование: макеты машин и механизмов.
Ввод учащихся в мастерскую. Проверка готовности к уроку.
- Повторение пройденного материала.
- Из каких основных частей состоит столярный верстак?
- Какие технологии вы знаете?
- Что относится к специальной одежде?
- Что необходимо делать по окончании работы?
III. Изложение нового программного материала.
Постановка цели урока.
— Давайте вспомним, что мы понимаем под термином машина
Человек использует много разных машин.
Машина является устройством, выполняющим механические движения для преобразования энергии, материалов или информации. Машины бывают рабочие и энергетические .
Среди рабочих машин различают технологические , транспортные, транспортирующие, вычислительные. Выполняемая ими работа изменяет форму, размеры или положение материалов (сведений).
Например, при обработке заготовок на сверлильном станке (технологической машине ) изменяется их форма — появляются отверстия. При распиливании древесины лесопильными машинами (технологическими машинами) изменяются размеры материалов — из длинных хлыстов получают короткие отрезки.
Транспортные машины перевозят грузы и перемещаются сами (автомобили, теплоходы, самолеты, электровозы и т.п.).
Транспортирующие машины сами неподвижны (транспортеры, конвейеры, эскалаторы и т. п.), а грузы перемещаются с помощью Движущегося рабочего органа — ленты, цепи, каната.
Из большого набора цифр в вычислительных машинах быстро получают точные сведения.
Энергетические машины (машины-двигатели) выполняют работу по преобразованию одного вида энергии в другой. К ним относятся электродвигатели, паровые турбины, двигатели внутреннего сгорания, реактивные двигатели.
Учитель: Сегодня мы с вами расширим свои познания об устройстве машин, ознакомившись с их новыми составными частями.
В зависимости от сложности станка (машины) в нем могут быть и другие механизмы:
— подачи и передачи движения;
Механизмы передачи движения состоят из зубчатых колес, ременных передач со шкивами, зубчатых колес и реек, цепных передач.
Мы рассмотрели различные передаточные механизмы. Кто из вас может вспомнить, где вы встречали какие-либо из передач ( Велосипед, мопед, мотоцикл, двигатели автомобиля)
Звено передающее движение называется ведущим , а получающее движение – ведомым.
Все колеса, шкивы, шестерни, звездочки насаживаются на валы так, чтобы они не проворачивались, и соединяются с валом посредством шпонки и шлицов
Каждая машина состоит из трех основных частей: двигателя, передаточного механизма, рабочего органа.
В механизме различают ведущую и ведомую детали.
Ведущая деталь приводится в движение внешней силой (рука человека, электродвигатель и т. п.), а ведомая деталь приходит в движение от ведущей.
Механизмы, предназначенные для передачи движения, называются механизмами передачи движения . На небольшие расстояния движение передается с помощью винтового или зубчатого механизмов. Зубчатые механизмы бывают цилиндрические и конические (состоящие из цилиндрических и конических колес).
Для передачи вращательного движения на сравнительно большое расстояние используется ременная передача , состоящая из двух шкивов и надетого на них ремня. Чаще всего применяются плоские и клиновидные ремни.
Если шкивы (или зубчатые колеса) неодинаковы по диаметру, то разные и их частоты вращения. Отношение частот вращения ведущего и ведомого шкивов (или зубчатых колес) называется передаточным отношением.
Отношение диаметра D 2 ведомого шкива к диаметру Di ведущего шкива называется передаточным числом
В механизмах и машинах движение не только передается, но и преобразуется (например, вращательное в поступательное и наоборот). Для этого применяется, например, реечный механизм, состоящий из зубчатого колеса и зубчатой рейки, совершающих вращательное и поступательное движения.
Шкивы и зубчатые колеса крепят на валах с помощью стандартных типовых деталей — шпонок 2 (рис.1). Шпонка плотно входит в прорези (пазы, канавки) двух соприкасающихся.
Рис.1. Виды передач.
Ременная передача. Реечная передача. Коническая передача.
Учитель демонстрирует примеры работы механизмов передачи движения на макетах и плакатах.
Предложить учащимся осмотреть станок в мастерской и показать:
- Двигатель.
- Передаточный механизм.
- Механизм подачи.
- Механизм контроля и управления.
В тетради учащиеся записывают примеры машин и механизмов и классифицируют их по назначению и типу.
- Закрепление пройденного материала .
- Какие вы знаете механизмы передачи движения?
- Чем отличаются механизмы передачи от механизмов преобразования движения?
- В каких машинах имеются ременные механизмы?
- Какое устройство называется машиной?
- Приведите примеры энергетических и рабочих машин?
- Каково назначение рабочего органа? Двигателя? Передаточного механизма?
Уборка рабочих мест и помещения мастерских.
§ 13. Элементы машиноведения. Составные части машин
Вы уже знаете из 5 класса, что машина — это устройство, предназначенное для выполнения какой-либо работы путём преобразования одного вида энергии в другой. Важнейшая особенность каждой машины — наличие трёх основных частей: двигателя, передаточного механизма и рабочего (исполнительного) органа.
Например, в автомобиле есть двигатель внутреннего сгорания, в котором энергия топлива превращается в энергию движения. Рабочими органами являются ведущие колёса автомобиля, а между двигателем и колёсами расположены передаточные механизмы.
Для управления работой любой машины существуют устройства управления: рычаги, педали, кнопки. Некоторыми машинами управляют автоматические устройства, сигналы которым поступают с компьютера.
В 5 классе вы изучали некоторые механизмы передачи движения — винтовой и фрикционный механизмы, а также ремённую передачу. Мы рассмотрим ещё несколько механизмов передачи движения, являющихся составными частями машин: цепной, зубчатый, реечный (табл. 9).
Таблица 9
Виды механизмов (передач)
Цепной механизм передачи движения имеется у велосипеда. Он состоит из цепи и двух звёздочек.
Зубчатый механизм (зубчатая передача) есть у ручной дрели. Механизм состоит из двух зубчатых колёс, которые вращаются в разных направлениях. Меньшее из двух находящихся в зацеплении колёс называют шестернёй. Зубчатые колёса могут быть цилиндрическими или коническими (как у дрели).
В реечном механьише при вращении зубчатого колеса 1 рейка 2 перемещается поступательно, и наоборот, при поступательном движении рейки 2 колесо 1 вращается. Например, в настольном сверлильном станке при повороте рукоятки подачи (с закреплённым на ней зубчатым колесом) шпиндель со сверлом (связанный с рейкой) движется поступательно.
В механизме, состоящем из двух звеньев (зубчатых колёс, звёздочек и др.), одно звено является ведущим, а другое ведомым. Ведущее звено передаёт движение ведомому звену. Например, звёздочка цепной передачи велосипеда, которую вы вращаете педалями, является ведущей, а звёздочка, которая закреплена на оси заднего колеса, ведомой.
Отношение диаметра ведомого колеса к диаметру ведущего называют передаточным отношением i:
где D1 — диаметр ведущего колеса;
D2 — диаметр ведомого колеса.
Шестерни зубчатой передачи, звёздочки цепной передачи, шкивы ремённой передачи обычно насаживают на валы. Для их надёжного закрепления на валу и передачи вращательного движения применяют шпоночное соединение (рис. 57, а). В шпоночном соединении в валу вырезают шпоночный паз, в который помещают шпонку — небольшой металлический брусок. Возвышающаяся над поверхностью вала часть шпонки входит в паз, прорезанный в шестерне, шкиве или звёздочке, и таким образом соединяет их с валом. Шпоночное соединение применяется, например, в соединении вала электродвигателя со шкивом ремённой передачи токарного станка для обработки древесины.
Рис. 57. Соединение шестерни с валом: а — шпоночное: 1 — вал: 2 — шпонка: 3 — шестерня: 4 — шпоночный паз; 6 — шлицевое: 1 — шлицевой вал: 2 — шлицы; 3 — шестерня
Иногда необходимо, чтобы зубчатое колесо могло не только передавать вращательное движение, но и перемещаться вдоль вала. В этом случае применяют шлицевое соединение (рис. 57, б). Для такого соединения на поверхности вала прорезают продольные канавки. В результате этого на валу образуются выступы — шлицы. А в отверстии колеса прорезают продольные пазы, в которые эти шлицы входят. Шлицевое соединение применяется, например, в шпинделе настольного сверлильного станка.
Практическая работа № 13
Изучение составных частей машин
- Ознакомьтесь с механизмами, имеющимися в школьной учебной мастерской. Запишите в рабочую тетрадь их названия и назначение.
- Замерьте диаметры зубчатых колёс ручной дрели и определите передаточное отношение этой зубчатой передачи.
Выполните поиск в Интернете, какие ещё механизмы, кроме имеющихся в мастерской, применяются в современных машинах. Расскажите о них на следующем уроке.
Новые слова и понятия
Основные части машин: двигатель, передаточный механизм, рабочий (исполнительный) орган; механизмы: цепной, зубчатый (зубчатая передача), реечный; шпонка, шлиц.