Электрооборудование автомобилей узлы электрооборудования

Основные системы и узлы электрооборудования автомобиля


Что входит в основные системы и узлы электрооборудования автомобиля, можно узнать из данной статьи. Электрооборудование автомобиля состоит из источников и потребителей тока.

Аккумуляторная батарея и генератор относятся к источнику тока.

Сущность аккумуляторной батарейки заключается в обеспечении питанием потребителей электрического тока во время поломанного двигателя и во время его работы на небольших оборотах. Она находится в моторном отделении автомобиля. Минус аккумуляторной батареи присоединен на «массу» автомобиля, а плюс – на электрическую цепь потребителей тока. В состав аккумуляторной батареи входит шесть аккумуляторов, которые соединены между собой поочередно, образуя собой единую цепь. Каждый аккумулятор вырабатывает по 2 вольта, и в общем итоге напряжение у батареи равняется 12 вольтам.

Задача генератора состоит в обеспечении электрическим током потребителей для подзарядки аккумуляторной батареи во время работы мотора на средних и больших оборотах. Зарядку батареи генератор обеспечивает в случае, если полученное напряжение превышает напряжение аккумуляторной батареи. Это происходит тогда, когда авто работает на оборотах, которые выше холостых.

С увеличением частоты вращения ротора генератора, полученное напряжение способно превышать желаемое. Поэтому генератор работает с регулятором напряжения в паре.

Регулятор напряжения – это электронный прибор, который ограничивает напряжение в границах от 13,6 до 14,2 вольта. Регулятор встраивается в корпус генератора или, наоборот, устанавливается отдельно, в зависимости от модели автомобиля.

Генератор помещается на кронштейне мотора, и начинает свою работу от шкива коленчатого вала через ременную передачу. В некоторых автомобилях этот ремень, заставляющий водяной насос вращаться, а на некоторых – это отдельный. Натяжка ремня управляется растяжением корпуса генератора.

При включении зажигания контрольная лампа, которая показывает заряд аккумуляторной батареи, начинает гореть красным светом. В случае если водитель «запустился», лампа должна погаснуть. Но если лампа не погасла — это свидетельствует о некоторых проблемах в основных узлах и системах электрооборудования автомобиля, которые разберем ниже.

В системе электрооборудования автомобиля к потребителям тока принадлежат:

  • система зажигания,
  • система запуска мотора,
  • система освещения и сигнализации,
  • контрольно-измерительные устройства,
  • вспомогательные приборы.

Для того чтобы ваша аккумуляторная батарея, независимо от времени года, работала, необходимо время от времени регулировать уровень и насыщенность электролита в аккумуляторной батарее. Проблемы с батареей чаще всего связаны с холодом, поэтому вас не затруднит принести батарею домой, для того, чтобы на утро она была теплой и на всех парах крутила ваш двигатель.

Наблюдать за уровнем электролита в аккумуляторной батарее необходимо как зимой, так и летом. В случае если уровень стал, ниже, надо долить дистиллированную воду, потому что в процессе использования батареи, вода испаряется из электролита. А кислота, которая является вторым элементом состава электролита, остается в батарее.

Во время использования аккумуляторной батареи необходимо наблюдать за чистотой ее поверхности. Если батарея грязная, то ее нужно протирать, потому что по грязи вытекают малые токи, приводящие к разряду. Также необходимо уделить особое внимание выводным клеммам батареи. В случае если они окислены, возрастает сопротивление в электрической цепи. Вследствие этого стартер может не получить необходимого ему тока. В данной ситуации вас ожидает помощь буксира и опоздание на работу.

Читайте также:  Ходовая часть переднеприводных автомобилей

Иногда встречаются случаи, когда аккумуляторная батарея и вентилятор охлаждающей системы сталкиваются друг с другом двусторонними поломками. Это происходит, потому что водитель недостаточно хорошо прикрепил батарею, и, не смотря на это, еще долго ездил по кочкам. Аккумуляторная батарея должна быть прочно прикреплена.

Генератор начинает работать с помощью ременной передачи от шкива коленчатого вала. Ремень, в свою очередь, способен вытянуться, порваться или распасться. Это свидетельствует о том, что генератор не сможет питаться током потребителей и заряжать батарею. Но в случае, если ремень находится в хорошем состоянии, то тогда необходимо проверить его натяжении. Если прогиб ремня составляет больше, чем 10-15 мм, это означает, что его следует подтянуть.

Если во время работы двигателя контрольная лампочка продолжает гореть красным, то это свидетельствует о поломке сгоревшего предохранителя, а также о поломке регулятора напряжения. Но зачастую причина связана с ремнем. В этом случае необходимо открыть капот автомобиля и осмотреть ремень привода генератора. Если ремень цел, то следует обратиться к специалистам.

Стартер включается за 10-12 секунд. В случае если мотор не запускается, следует сделать передышку на 20-30 секунд. После двух-трех не успешных запусков двигателя необходимо искать причину поломки в устройстве зажигания или питания. Помните о том, что стартер является потребителем огромного тока 550 ампер и более. Так что, будьте аккуратны.

В случае, если стартер и аккумуляторная батарея отказали полностью, можно попытаться запустить двигатель пусковой рукояткой или с помощью буксира. Если и это, не принесло никакого результата, то сможете добраться до места назначения только при условии, что вы не будете глушить двигатель. Поэтому немного выдвиньте кнопку регулирования воздушной заслонки, и поднимите обороты двигателя больше холостых.

При верном использовании стартера, он просто так не ломается и не выходит из рабочего состояния. Причина неисправности чаще всего заключается в плохой работоспособности аккумуляторной батареи. В случае если она в порядке, тогда необходимо приступать к поиску хорошего специалиста.

Система электрооборудования автомобиля

Система электрооборудования

Э лектрооборудование автомобиля — предназначено для выработки и передачи электрической энергии потребителям различных систем и устройств автомобиля.

Устройство электрооборудования автомобиля:

  • И сточники тока;
  • П отребители тока;
  • Э лементы управления;
  • Э лектрическая проводка.

В се перечисленные элементы электрооборудования объединены в единую бортовую сеть автомобиля.

Э лектрообоурдование автомобиля можно разделить на две части цепь низкого напряжения и цепь высокого напряжения.

Ц епь низкого напряжения обеспечивает электричеством потребителей освещения и сигнализации, а также работу системы пуска.

Система пуска двигателя обеспечивает первичное проворачивание коленчатого вала и работу двигателя во время его пуска. Наиболее распространен пуск двигателя электрическим стартером. В качестве стартеров применяют высокооборотные электродвигатели постоянного тока с последовательным или смешанным возбуждением, конструктивно объединенные с шестеренным приводом. Для быстрого и конструктивного изучения устройства системы пуска двигателя воспользуйтесь схемой системы пуска.

Освещение и сигнализация – служат для освещения приборами дороги и обозначения габаритов автомобиля, сигнализации выполняемых маневров.

Контрольно-измерительные и дополнительные приборы – служат для контроля работы и управления системами автомобиля.

Ц епь высокого напряжения служит для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах, за счет системы зажигания.

Читайте также:  После капремонта двигателя загорается датчик масла

Система зажигания служит для воспламенения горючей смеси и применяется на бензиновых двигателях. Воспламенение горючей смеси происходит по мере подачи искры зажигания в цилиндры, от сюда и название система искрового зажигания . Другими словами система зажигания служит для создания тока высокого напряжения, распределения его по цилиндрам двигателя и воспламенения рабочей смеси в камере сгорания в определенные моменты. На современных автомобилях используют контактно-транзисторную и бесконтактную системы зажигания. Для более подробного изучения — устройство системы зажигания автомобиля .

В системе электрооборудования автомобиля обязательно есть источник вырабатывания тока и его потребитель. Их взаимосвязанная работа реализуется с помощью электрической проводки.

К источниками тока можно отнести: аккумуляторную батарею (АКБ) и генератор.

АКБ служит для питания потребителей низкой цепи электрическим током при неработающем двигателе, запуске двигателя, а также работе двигателя на малых оборотах.

Г енератор предназначен для подзарядки аккумуляторной батареи (АКБ) и питания всех приборов электричеством во время движения автомобиля. Поэтому генератор является основным источником электрического тока.

К элементам управления относятся щитки предохранителей, блоки реле, электронные блоки управления. Их основная задача это обеспечение согласованной работы приборов электрооборудования. На современных автомобилях используются блоки управления.

Б лок управления служит для:

  • контроль потребителей;
  • контроль напряжения;
  • регулирование нагрузки;
  • управление системой комфорта;

П отребители энергии бывают : Основные, длительные, кратковременные.

О сновные:

— электроусилитель рулевого привода;

Д ополнительные:

— система активной безопасности;

— система пассивной безопасности;

К ратковременные:

системы комфорта;

Подкатегории

Устройство контактной системы батарейного зажигания 1

Контактная система батарейного зажигания

Для создания искрового разряда между электродами свечи зажигания необходимо высокое напряжение (15000-30000 В), так как газы, находящиеся в цилиндре, не проводят ток низкого напряжения. На современных автомобильных двигателях применяют однопроводную систему соединения источников тока с потребителями. Вторым проводником электрической энергии служит масса (корпус) – все соединенные между собой металлические части автомобиля.

При однопроводной системе включения приборов электрооборудования уменьшается число проводов, упрощается техническое обслуживание и уменьшается стоимость системы. Отрицательные выводы генератора, аккумуляторной батареи и всех потребителей электроэнергии соединены с массой, а положительные изолированы от нее. В эксплуатации необходимо внимательно следить за состоянием изоляции на проводах и за их креплением, так как нарушение изоляции может привести к возникновению короткого замыкания.

Устройство контактной системы батарейного зажигания :

Схема устройства контактной системы батарейного зажигания :

а) схема ; б) положения ключа выключателя зажигания и стартера ; 1 – рычажок прерывателя ; 2 – подвижный контакт ; 3 – неподвижный контакт ; 4 — кулачок ; 5 – прерыватель низкого напряжения ; 6 — конденсатор ; 7, 14, 23 – провода ; 8 – выключатель зажигания ; 9 – добавочный резистор ; 10 – первичная обмотка ; 11 – вторичная обмотка ; 12 – катушка зажигания ; 13 — магнитопровод ; 15 – выключатель добавочного резистора ; 16 — амперметр ; 17 – аккумуляторная батарея (АКБ) ; 18 – выключатель электродом ; 19 – ротор с электродом ; 20 — распределитель ; 21, 24 – подавительные резисторы ; 25 – свеча зажигания ; 26 – ключ выключателя зажигания.

Контактная система батарейного зажигания состоит из : аккумуляторной батареи 17, катушки зажигания 12, прерывателя 5 низкого напряжения с конденсатором 6, распределителя импульсов высокого напряжения 20, свечей зажигания 25, выключателя зажигания 8, амперметра 16. Прерыватель 5 имеет два контакта : неподвижный 3 соединенный с массой и подвижный 2, расположенный на рычажке 1 и соединенный с проводом 7 с первичной обмоткой 10 катушки зажигания. В прерывателе установлен вращающийся валик с кулачком 4, при помощи которого размыкаются контакты. В системе зажигания в качестве источника электрического тока используется генератор переменного тока.

Читайте также:  Мотор тестер для диагностики дизельных двигателей

При замыкании контактов прерывателя ток от АКБ проходит по первичной обмотке катушки зажигания, создавая вокруг нее магнитное поле.

Цепь низкого напряжения следующая : положительный вывод АКБ 17 – амперметр 16 – выключатель зажигания 8 добавочный резистор 9 – первичная обмотка 10 — провод 7 – подвижный контакт 2 – неподвижный контакт 3 – масса – выключатель 18 цепи АКБ – отрицательный вывод АКБ.

При размыкании контактов прерывателя обесточивается первичная обмотка катушки зажигания и резко уменьшается магнитное поле. Магнитный поток исчезающего поля пересекает витки вторичной и первичной обмоток, при этом индуктируется электродвижущая сила (ЭДС) высокого напряжения во вторичной и ЭДС самоиндукции в первичной обмотках. Возникающие во вторичной обмотке импульсы высокого напряжения подводятся к свечам зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. Вращающийся ротор 19 своим электродом распределяет импульсы высокого напряжения по электродам крышки распределителя. Частота вращения ротора в 2 раза меньше частоты вращения коленчатого вала и, таким образом, совпадает с частотой вращения кулачка прерывателя.

Положение пластины ротора напротив каждого из электродов крышки распределителя соответствует разомкнутому состоянию контактов прерывателя.

Цепь высокого напряжения : вторичная обмотка 11 – провод 14 высокого напряжения – подавительный резистор 21 – электрод ротора 19 – один из электродов крышки распределителя 20 – провод 23 — подавительный резистор 24 – свеча зажигания 25 – центральный электрод свечи – боковой электрод свечи – масса – выключатель 18 цепи АКБ – отрицательный вывод АКБ 17 – положительный вывод АКБ 17 – амперметр 16 — выключатель зажигания 8 – добавочный резистор 9 – первичная обмотка 10 – вторичная обмотка катушки зажигания 12.

В первичной обмотке ток самоиндукции возникает при замыкании контактов прерывателя. Ток самоиндукции замедляет процесс исчезновения тока в первичной обмотке, нежелательно, так как при размыкании контактов увеличивается период искрообразования между ними, снижаются эффективность и надежность системы зажигания. Параллельно контактам прерывателя включен конденсатор 6. В момент размыкания цепи низкого напряжения конденсатор заряжается током самоиндукции, а затем при разомкнутых контактах разряжается через первичную обмотку.

Выключатель зажигания 8 необходим для остановки работающего двигателя размыканием первичной обмотки катушки зажигания. Он нужен и для включения зажигания перед пуском двигателя. Ключ 26 выключателя зажигания может занимать четыре положения : 0 – зажигания выключено ; 1 – зажигание включено ; 2 – включены зажигание и стартер ; 3 – подведено питание к радиоприемнику. В положении 0 ключ можно вставить и вынуть из замка зажигания. После пуска двигателя ключ выключателя зажигания переводят в положение 1.

Выключатель 18 цепи АКБ нужен для отключения батареи от массы при выполнении электротехнических работ и для остановки автомобиля на длительное время. Выключатель 18 защищает электрооборудование от короткого замыкания или от пожара при неисправной проводке, а также позволяет отключить батарею от всех потребителей электрической энергии, непосредственно не отсоединяя провода, отходящие от нее. В этом случае остается включенным аварийное освещение – плафон кабины и розетка переносной лампы.

Почему контактная система батарейного зажигания не используется на современных автомобилях?

Постепенно контактную систему батарейного зажигания вытеснили другие системы, такие как контактно транзисторная или бесконтактная системы зажигания. Этому предшествовало ряд недостатков контактной системы батарейного зажигания :

  • Быстрый износ и обгорание контактов прерывателя ;
  • Увеличение зазора между контактами прерывателя, соответственно увеличение угла опережения зажигания ;
  • Уменьшение тока в цепях низкого и высокого напряжения ;
  • Частые перебои с воспламенением рабочей смеси ;
  • Затрудненный пуск двигателя ;
  • Снижение экономичности и мощности двигателя.
Оцените статью