Электронная система управления двигателем газ

Система управления двигателем

Транспортные газовые двигатели (ТГД) оборудованы электронной системой управления двигателем (ЭСУД) рисунок 34, которая выполняет следующие функции:

— управление запуском и остановом двигателя;

— управление подачей газа на всех режимах работы двигателя;

— управление временем накопления энергии и моментом зажигания;

— поддержание стабильной частоты вращения двигателя на режимах холостого хода;

— ограничение максимальной частоты вращения двигателя;

— поддержание состава рабочей смеси, удовлетворяющего требованиям к экономичности и токсичности отработавших газов;

— защита двигателя при аварийных режимах работы;

— управление двигателем в аварийных режимах;

— централизованная диагностика элементов системы;

— сигнализация об аварийных и критических режимах работы двигателя и системы.

Система управления транспортного газового двигателя (СУ ТГД) состоит из следующих узлов:

— микропроцессорного блока управления «М 20»;

— жгута проводов СУТГДРВ 03.01;

— датчика углового положения коленчатого вала 23.3847;

— датчика фазы 25.3855;

— датчика температуры воздуха во впускном коллекторе 233.3828;

— датчика температуры охлаждающей жидкости 233.3828;

— датчика давления воздуха во впускном коллекторе (40. 250 кПа), 45.3829 М;

— датчика температуры газа 233.3828;

— датчика давления газа (40. 400 кПа), 59.3829;

— привода дроссельной заслонки;

— модуля педального КДБА 453621.001;

— электромагнитного дозатора газа ИВУА.407212.024;

— катушек зажигания Bosch 0221503001;

Рисунок 34 — Принципиальная схема системы управления газового двигателя:

1,2 — турбокомпрессоры; 3 — охладитель наддувочного воздуха; 4 — дроссельная заслонка; 5 — электромагнитный дозатор газа; 6 — фильтр очистки газа; 7 — свеча зажигания; 8 — электропривод дроссельной заслонки; 9 — модуль педальный; 10 — разъем диагностический; 11 — электронный блок управления газовым двигателем (М 20); 12 — катушка зажигания; 13 — колесо датчика фазы; 14 — зубчатый венец противовеса коленчатого вала переднего; 15 — коленчатый вал; 16 — питание 24 В.

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Микропроцессорный блок управления «М 20» предназначен для выработки сигналов управления катушками зажигания, приводом дроссельной заслонки, электромагнитными дозаторами газа и электромагнитным клапаном высокого давления на основе информации, получаемой от датчиков ЭСУД, а также определяет неисправности в системе управления и предупреждает о них водителя включением диагностической лампы «Check Engine» (проверь двигатель) в комбинации приборов.

При включении зажигания лампа должна загореться и погаснуть после пуска двигателя. Если лампа не загорится или горит постоянно, в системе управления двигателем возникла неисправность, в этом случае, водителю необходимо обратиться на станцию технического обслуживания для определения и устранения неисправности в работе двигателя.

В качестве прибора системы диагностики работы ЭСУД используется сканер-тестер, который подключается к диагностическому разъему системы управления. Коды неисправностей ЭСУД даны в руководстве по эксплуатации сканер-тестера.

Датчики системы управления служат для получения информации, необходимой для выработки сигналов управления двигателя.

Привод дроссельной заслонки предназначен для управления положением дроссельной заслонки по сигналам от электронной педали.

Электромагнитный дозатор газа ИВУА.407212.024 осуществляет фазированную подачу необходимого количества газа по сигналам блока управления.

Электромагнитный клапан 113.4412010-20 осуществляет отключение подачи газа при выключении системы управления и при аварийных ситуациях.

Жгут проводов соединяет элементы системы управления с электронным блоком, шиной питания и шиной заземления. Применяемые электрические соединители обеспечивают надежность соединений и их защиту от влияния внешних условий. Расположение жгута проводов на установках должно исключать опасность его перелома при вибрации или повреждения острыми или нагретыми частями.

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) 23.3847 — индуктивного типа. Установлен на передней крышке двигателя. Датчик представляет собой катушку с магнитным сердечником. Для нормальной работы системы управления необходимо, чтобы зазор между датчиком и зубьями диска составлял 0,5-1,2 мм. Наличие посторонних частиц (загрязнений) в зазоре не допускается. Соединительный кабель датчика должен быть надежно закреплен во избежание его повреждения вращающимися деталями двигателя. При неисправном датчике положения коленчатого вала, повреждениях соединительного жгута эксплуатация двигателя невозможна.

Читайте также:  Все составные части машины или механизма

Датчик фазы 25.3855 установлен на картере маховика. На валу 13 (рисунок 6) находится колесо датчика фаз 18 с выступом. Принцип действия датчика основан на эффекте Холла. Он выдает контроллеру информацию об угловом положении распределительного вала. Наличие посторонних частиц (загрязнений) в зазоре не допускается. Соединительный кабель датчика должен быть надежно закреплен во избежание его повреждения вращающимися деталями двигателя.

Датчик давления 59.3829 и 45.3829 М (газа в системе питания и абсолютного давления во впускном трубопроводе).

Датчик давления газа в системе питания установлен на корпусе фильтра очистки газа, датчик абсолютного давления воздуха во впускном трубопроводе — за дроссельным пространством впускного трубопровода. По измеренным значениям давлений блок управления определяет количество воздуха, поступающего в цилиндры двигателя и количество газа, необходимое для обеспечения режимов работы двигателя.

Датчик питается стабилизированным напряжением 5В и имеет линейную характеристику зависимости выходного напряжения от величины измеряемого давления. Датчик подключается к жгуту проводов посредством трехконтактной вилки. В системе управления применяются датчики модели 45.3829 М (датчик абсолютного давления во впускном трубопроводе) и датчик 59.5829 абсолютного давления газа. Нарушение электрических соединений, работоспособности датчиков приводит к сбоям в работе системы управления.

Не допускается повреждение корпусов датчиков давления и повреждения соединительных шлангов (растрескивание, нарушение герметичности, отсутствие хомутов).

Датчики температуры полупроводникового типа и предназначены для определения температурного состояния систем двигателя (система охлаждения, система питания воздухом, система питания газом). В соответствии с измеренным значением температуры электронный блок корректирует значения угла опережения зажигания, положения дросселя и топливоподачи. Датчик температуры охлаждающей жидкости 233.3828 установлен на корпусе термостатов двигателя, датчик температуры воздуха 233.3828 — на передней стенке впускного трубопровода, датчик температуры газа 233.3828 — на корпусе газового фильтра с электромагнитным клапаном. Датчики подключаются к жгуту проводов посредством двухконтактного соединителя.

Неисправность датчиков приводит к нарушениям работы системы управления и снижению мощности двигателя.

УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ

СУ ТГД относится к необслуживаемым в эксплуатации изделиям группы II вида I по ГОСТ 27.003 — 90 и не требует подстроек, регулировок и технического обслуживания в процессе эксплуатации.

Срок службы СУ ТГД не менее срока службы изделия.

Ремонт блока управления и блока коммутации должен производиться на предприятии-изготовителе или на специализированных предприятиях по согласованию с предприятием-изготовителем.

Не допускается короткое замыкание выводов контактного разъема блока управления на массовый или положительный полюс источника питания.

Не допускается изменение полярности источника питания на время более 1 минуты.

Автомобиль: ремонт и обслуживание своими руками.

Электронная система управления двигателем ГАЗ-560.10 «STEYR»

предназначена для оптимального управления исполнительными механизмами дизельного двигателя на основании анализа сигналов датчиков с помощью микропроцессорного контроллера. Микропроцессорный контроллер управления двигателем фирмы «VDO» выполнен в едином корпусе и имеет выходной соединитель на 35-контактов. Контроллер предназначен для управления двигателем с целью достижения его оптимальных характеристик в зависимости от условий эксплуатации и обеспечения нормативной токсичности отработавших газов. На автомобилях «ГАЗ» контроллер устанавливается на щитке передка автомобиля. К жгуту проводов контроллер подключается с помощью розетки 963059-1 AMP (гнездо 0-927775-1 AMP типа «Лира» серии 2,8).

  • Вход —входной сигнал контроллера;
  • Выход—выходной сигнал контроллера;
  • Вход/выход —входной-выходной сигнал контроллера;
  • Питание—электропитание контроллера.
  • Цвета проводов жгута могут не совпадать и даны для справок.

—Для питания аналоговых датчиков системы контроллер формирует опорное напряжение +5 В (VREF). Общие выводы датчиков объединены в жгуте проводов и подключены к выводу 20 контроллера (GNA). Цифровая масса (GND) контроллера соединена с массой двигателя.
—После включения зажигания контроллер инициализируется и включает главное реле системы, которое запитывает цепь управления реле свечей накаливания и сам контроллер. В случае неисправности цепей датчика частоты (положения) коленчатого вала и/или датчика положения топливной рейки контроллер отключает главное реле и блокирует запуск двигателя. Управление двигателем контроллер осуществляет по заданной циклограмме (программе) управления в зависимости от состояния датчиков и исполнительных механизмов.
—После включения зажигания и при работающем двигателе контроллер выполняет диагностику цепей датчиков и исполнительных механизмов и в случае неисправности фиксирует в своей оперативной памяти код (коды) неисправности (неисправностей). При обнаружении кода неисправности контроллер включает диагностическую контрольную лампу, размещенную на панели приборов автомобиля. Считывание из контроллера и дешифрация кодов неисправностей может осуществляться с помощью диагностических приборов и программ по однопроводной двунаправленной К-линии связи, выполненной в стандарте ISO 9141.
—После включения зажигания и при работающем двигателе контроллер считывает и обрабатывает информацию, поступающую с датчиков системы, и формирует управляющие сигналы исполнительными механизмами в соответствии с измеренными и расчетными параметрами. Типовые параметры системы управления двигателем на режиме холостого хода приведены здесь. Считывание из контроллера и дешифрация параметров системы осуществляется с помощью диагностических средств и приборов по К-линии связи.
—Контроллер позволяет записать в долговременную оперативную память начальное положение топливной рейки, которое устанавливается при выполнении операции ее калибровки.

Читайте также:  Выхлопные газы автомобилей это углекислый газ

АвтоБлог. Все о ремонте автомобилей Газ.

пятница, 1 ноября 2013 г.

Электронная система управления двигателем ГАЗ 560 Штаер.

Датчик частоты вращения коленвала

Предназначен для определения частоты вращения коленчатого вала двигателя. Этот датчик интегрального типа с чувствительным элементом на эффекте Холла, имеет вторичный преобразователь сигнала с открытым коллекторным выходом.
Датчик работает в пере с диском синхронизации (24 зуба) и установлен сзади справа на корпусе распределительного вала. Электропитание на датчик подается от главного реле.
При падении напряжения в бортовой сети до 10 В управляющая электроника начнет давать сбои, а при 7 В мотор и вовсе заглохнет. Так же проявляется и поломка датчика частоты вращения коленчатого вала. Чтобы проверить датчик, его снимают с двигателя и подключают к тестеру для измерения малых напряжений. Остается провести возле магнита датчика массивным стальным предметом: если датчик исправен, стрелка тестера отклонится.

Датчик положения газ — педали

Предназначен для определения положения педали газа.
Датчик двухканальный, потенциометрического типа. Установлен на электромеханизме управления газ-педалью в салоне автомобиля. Электропитание для каждого из потенциометров + 5 вольт подается от контроле.
При выходе из строя газ-педали автомобиль не должен ехать, но если очень надо — может. Двигатель будет работать на холостом ходу, но поддерживает эти обороты и при нагружении. Трогаться следует очень плавно. По ровной дороге можно добраться даже до пятой передачи.

Датчик давления надувочного воздуха

Расположен на щитке передка над двигателем. Предназначен для измерения абсолютного давления воздуха подаваемого в двигатель турбокомпрессором. Датчик интегрального типа с чувствительным элементом полупроводникового типа, имеет вторичный преобразователь с аналоговым выходом. Питание 5В от блока контролера.
Отказ датчика давления наддува, заметен сразу — двигатель теряет половину мощности.

Датчик температуры воздуха

Предназначен для измерения температуры воздуха подаваемого в двигатель. Датчик установлен на трубе между турбиной и воздушным фильтром. Идентичен датчику температуры и взаимозаменяем с ним.

Датчик температуры охлаждающей жидкости.

Датчик установлен на корпусе водяного насоса. Диапазон измеряемой температуры — 40. 130 градусов. Поломка датчиков температур охлаждающей жидкости и воздуха не смертельны для двигателя, хотя он и выйдет из оптимального режима.

Колодка диагностики неисправностей.

Диагностика системы осуществляется с помощью диагностической лампы (сигнализатор свечей накаливания). При диагностировании диагностическая лампа световым кодом (пос-
последовательностью вспышек) отображает цифровой код неисправности. Вспышки кодов каждой неисправности повторяются три раза.
Диагностирование проводится следующим образом:
1. Остановить двигатель. Соединить проводником выводы 1 и 2 в диагностической колодке, которая установлена под капотом на щитке передка слева. Нумерация выводов указана на корпусе колодки.
2. Перевести ключ зажигания в положение I (включены комбинация приборов и система управления двигателем), при этом диагностическая лампа загорится на 2 секунды («А») (см. фото снизу).
3. После паузы в 2 секунды («В») диагностическая лампа три раза повторит мигания кода 12, что означает начало проведения диагностирования. В дальнейшем последовательностью вспышек лампа будет сообщать о выявленной неисправности. Каждая вспышка длится 0,4 секунды («D»), пауза между вспышками составляет 0,6 секунды («Е»). Пауза между цифрами кода неисправностей (например, между цифрами «5» и «5») составляет 1 секунду («F»). Количество вспышек по 0,4 секунды (с паузой 0,6 секунды) соответствует 1-й
цифре кода, далее после паузы в 1 секунду — количество вспышек по 0,4 секунды с паузой 0,6 секунды соответствует 2-й цифре кода. Пауза между кодами составляет 2 секунды («С»).
Примеры:
1. Одна вспышка 0,4 секунды, пауза между цифрами кода 1 секунда, две вспышки по 0,4 секунды, пауза между вспышками 0,6 секунды соответствуют коду 12.
2. Две вспышки по 0,4 секунды (с паузой между ними 0,6 секунды), пауза между цифрами кода 1 секунда, одна вспышка 0,4 секунды соответствуют коду 21.
Для выхода из режима диагностики перевести ключ выключателя приборов в положение 0, отсоединить проводник от выводов диагностической колодки.

Читайте также:  Двигатель suzuki обслуживание ремонт

Перечень кодов неисправностей.

012 Включен режим самодиагностики контроллера (короткое замыкание K-линии на массу).
013 Низкий уровень сигнала датчика давления наддувочного воздуха.
014 Высокий уровень сигнала датчика давления наддувочного воздуха.
017 Низкий уровень сигнала датчика температуры воздуха.
018 Высокая температура воздуха, дефект в канале датчика температуры.
021 Низкий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости.
022 Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости.
023 Низкий уровень сигнала датчика № 1 положения газ-педали.
024 Высокий уровень сигнала датчика № 1 положения газ-педали.
027 Низкое опорное напряжение контроллера для питания датчиков.
028 Высокое опорное напряжение контроллера для питания датчиков.
029 Неисправность цепи датчика (датчиков) положения газ-педали.
033 Низкий уровень сигнала датчика № 2 положения газ-педали.
034 Высокий уровень сигнала датчика положения газ-педали, дефект по каналу газ-педали.
035 Низкий уровень сигнала датчика положения топливной рейки.
036 Высокий уровень сигнала датчика положения топливной рейки.
053 Сбой сигнала датчика (частоты вращения) положения коленчатого вала.
054 Нет сигнала от стартера (неисправность цепи).
055 Нет сигнала от датчика (частоты вращения) положения коленчатого вала.
056 Начальное положение топливной рейки ниже минимального значения.
057 Начальное положение топливной рейки выше максимального значения.
099 Неисправность цепи главного реле (ошибка в цепи электромагнита привода насос-фарсунок).
167 Короткое замыкание на бортсеть в цепи реле электробензонасоса.
168 Обрыв или короткое замыкание на массу в цепи реле электробензонасоса.
171 Короткое замыкание на бортсеть в цепи клапана рециркуляции.
172 Обрыв или короткое замыкание на массу в цепи клапана рециркуляции.
177 Короткое замыкание на бортсеть в цепи главного реле.
178 Обрыв или короткое замыкание на массу в цепи главного реле.
181 Короткое замыкание на бортсеть в цепи диагностической лампы.
182 Обрыв или короткое замыкание на массу в цепи диагностической лампы.
186 Неисправность в цепи управления клапаном рециркуляции.
187 Короткое замыкание на бортсеть в цепи электромагнита топливной рейки.
188 Обрыв или короткое замыкание на массу в цепи электромагнита топливной рейки.
191 Неисправность цепи управления клапаном рециркуляции.
194 Короткое замыкание на бортсеть в цепи реле свечей накаливания.
195 Обрыв или короткое замыкание на массу в цепи реле свечей накаливания.

Оцените статью