- Электропривод бытовой швейной машинки
- 1. Швейный электропривод должен «отдыхать»
- 2. Замена щеток в электроприводе
- 3. Какой купить электропривод?
- 4. Электропривод для оверлока
- 5. Не оставляйте без присмотра швейную машину
- Радиосхемы Схемы электрические принципиальные
- Главное меню
- Реклама на сайте
- Блок управления электродвигателем швейной машины
- Электроника в быту
- Схема блока управления
Электропривод бытовой швейной машинки
У современной швейной бытовой машинки рабочий привод бывает только электрическим. Ушли в прошлое ножной и ручной привод, а вместо них внутри корпуса швейной машины находится почти бесшумный электродвигатель, который очень редко, но все же требует ремонта, а иногда и замены.
Отремонтировать «серьезную» поломку электродвигателя в домашних условиях почти невозможно, за исключением замены щеток и, как правило, приходится менять его на новый привод. Чтобы этого не случилось нужно соблюдать правила эксплуатации бытовых электроприводов, а также знать, что если двигатель не работает, то это еще не значит, что он сломан. Причинами его «поломки» могут быть вышедшая из строя педаль, окисленные контакты соедининий, обрыв проводки, соединяющей педаль с приводом и др.
О причинах «поломки» электродвигателя и педали на сайте имеются и другие материалы, в этой статье рассмотрим методы диагностики работоспособности привода, как правильно его эксплуатировать и др.
1. Швейный электропривод должен «отдыхать»
Как правило, мы не особо обращаем внимание на главную деталь швейной машины — швейный электропривод. Работает электродвигатель, ну и хорошо. Только вот иногда замечаем, что после продолжительной работы появляется специфический запах и замедляется скорость работы швейной машинки. Это первый признак того, что вы перегружаете электродвигатель, не даете ему «отдых» и обмотки внутри начинают греться, оттого и появляется запах жженых проводов. Вероятней всего, это сигнализирует о том, что со временем вам придется купить новый электропривод. Купить же, хороший швейный электропривод и оплатить работу мастера иногда достигает половины стоимости машинки, и все лишь потому, что мы не всегда знаем, как должен работать швейный электропривод. Может не во всех инструкциях, но вот у швейной машины Чайка и Подольская указано, что бытовые электроприводы должны работать с циклом 40 к 60. То есть, например, 4 минуты двигатель работает, а 6 «отдыхает». И только на промышленных машинах электродвигатели могут работать непрерывно, поскольку у них совершенно иное устройство электродвигателя и принцип работы.
Видео как разобрать электропривод бытовой швейной машинки.
Любой бытовой швейный электропривод, в том числе и для оверлока, устроен так, что во время работы обмотки его нагреваются. Изоляция, намотанных проводов привода, рассчитана выдерживать значительные температуры, но всему есть предел. И когда приходится шить или обметывать большое количество, например штор, то часто мы «забываем» про машинку, и она работает без остановки несколько часов подряд. Это и приводит к перегреву электропривода. Внутри каждого электропривода вмонтирован вентилятор, лопасти которого засасывают воздух и охлаждают проводку. Но они слишком маленькие, а воздух внутри корпуса машинки слишком теплый, особенно в жаркую летнюю погоду. В результате лак на проводах плавиться, появляется вначале жженый запах, а когда провода полностью «оголятся» происходит их замыкание и тогда уже это можно и увидеть и услышать.
У промышленных швейных машин вентилятор внутри двигателя стоит намного мощнее. Он настолько сильно втягивает воздух, что даже холодно иногда бывает ногам от его работы. Да и принцип работы у такого двигателя совершенно иной, но это вряд ли кому интересно. Главное помнить, что нужно беречь электропривод своей машинки, оверлока и давать ему периодически «отдыхать».
2. Замена щеток в электроприводе
Швейный электропривод работает от сети 220 вольт и ремонт двигателя должен выполнять только электрик. Разбирать двигатель и что-либо в нем делать, мы не рекомендуем по многим причинам, одна из которых ваша безопасность. Единственное, что можно сделать самим, так это заменить электропривод или заменить щетки двигателя.
Доступ к щеткам, как правило, находится снаружи, достаточно лишь отверткой вывернуть фиксирующие шайбы, иногда просто повернуть их на пол-оборота. Но часто бывает и так, что они находятся внутри корпуса электродвигателя. Например, у двигателя TUR-2, которым оборудованы почти все «советские» швейные машины Чайка и Подольская. Кстати, это очень хороший привод и щетки менять в нем вряд ли понадобится, скорее сам двигатель. Во всяком случае, в нашей практике ни разу не приходилось этого делать.
Как узнать, когда нужно менять щетки? Очень просто. Поработайте немного на машинке в темноте, и если электродвигатель очень сильно искрит и «трещит», значит нужно менять щетки. Их можно купить в любом магазине швейных машин. Как правило, они стандартные и взаимозаменяемы, но все же лучше иметь с собой образец старых щеток. Для «кулибиных» могу дать бесплатный совет. Щетки легко обтачиваются напильником и практически любую щетку можно подогнать таким способом под нужный размер.
Если уж вы добрались внутрь двигателя, проверьте поверхность участка ротора, соприкасающегося со щетками. Наверняка она имеет нагар, убрать который нужно только обычной бумагой, но ни в коем случае не наждачной. Приложите кусочек бумаги к поверхности этого участка и покрутите рукой ротор. Возможно, это не даст большого эффекта, но больше вы ничего сами и не сделаете.
3. Какой купить электропривод?
Ремонт двигателя обычно всегда сводится к его замене. Если обмотка двигателя имеет разрыв, найти его и тем более восстановить нет никакого смысла, проще купить новый привод и заменить. Но купить тоже не так просто, как кажется. Проблема обычно заключается в том, что не всегда подходит крепление электропривода, особенно это касается современных моделей швейных машин. Завод изготовитель, вероятно, не предусматривает необходимость замены электропривода и не сильно заботиться о стандартах креплениях двигателя на всех своих моделях. Чего не скажешь о «советских» моделях швейных машин. Они все имеют одинаковое крепление, оснащенное мощным болтом, под ключ на 12.
Лучше всего, при замене швейного электропривода обращаться в сервисный центр, выполняющий ремонт и обслуживание вашей марки швейной машины. Это рекомендуем делать еще и потому, что заменить нужно не только двигатель, но одновременно выполнить монтаж электропроводки освещения, включения машинки. Ну а если у вас электронная машинка, тогда и вовсе вам эта статья ни к чему. Ремонт такой машинки, в том числе и заменить двигатель могут выполнить только в сервисном центре.
Кроме крепления двигателя к корпусу машинки, есть и еще одна проблема. У многих швейных современных машин шкив электродвигателя «фасонный», проще говоря, с зубчиками, рассчитанными под определенный шаг звеньев приводного ремешка. Шкив конечно можно снять и поставить на вал другого двигателя, но вот подойдет ли отверстие? И крепление шкива зафиксировано винтом под шестигранник очень мелкого размера, отвернуть который можно только ключом хорошего качества.
4. Электропривод для оверлока
Проще всего заменить электропривод у оверлока. У них обычно достаточно стандартное крепление, позволяющее легко заменить привод. Доступ к двигателю, как правило, прост. Главное, убедиться в том, что размеры нового привода не больше старого и подходит крепление. Заодно, можно заменить и ремень. Раз уж «сгорел» двигатель, то и ремешок тоже, наверное, сильно изношен. Вот только купить ремень нужно такого же диаметра как стоял до этого. У оверлоков они могут отличаться от ремней для швейной машины и даже иметь другой диаметр. Поэтому, возьмите в магазин с собой образец или измерьте точно диаметр и длину старого. Но самое важное, это не забыть сказать продавцу, что вам нужно купить электропривод для оверлока, а не для швейной машинки, иначе вы можете купить электропривод, который будет вращать оверлок не в ту сторону. И обязательно сами уточните, в какую же сторону у вас вращается оверлок. Обычно он вращается «от себя», но бывает и наоборот.
5. Не оставляйте без присмотра швейную машину
И еще, после самостоятельного ремонта швейного электропривода или швейной педали, никогда не оставляйте швейную машину включенной в розетку на длительное время без присмотра. От неумелой регулировки реостата педали, она может постоянно находиться во включенном режиме и подавать напряжение на швейный электропривод. Если убрать ногу с педали, на электроприводе, идущем к приводу не должно быть напряжения, в этот момент происходит полное разъединение электрической цепи. Но поскольку реостат может все- таки проводить ток, причем, не вращая электропривод, то вы можете этого не понять. Швейная машинка не будет вращаться, хотя напряжение и будет подаваться. Такого быть не должно, поэтому если вы не сможете проверить это сами, просто возьмите за правило — любую швейную электрическую машинку не оставлять включенной в розетке без присмотра и тем более надолго.
В этом видео даются рекомендации, как правильно натянуть ремень электропривода и советы как избежать дорогостоящего ремонта швейной машинки. Видео на английском, но можно выбрать нужный вам язык субтитров.
Устройство и ремонт электропривода TUR-2
Электроприводом марки TUR-2 оснащены многие бытовые швейные машины. Это надежный двигатель, но иногда требуется выполнить ему профилактический ремонт.
Как разобрать машинку и заменить электропривод
Иногда возникает необходимость разобрать швейную машину, точнее снять пластиковый корпус машинки, чтобы получить доступ к некоторым узлам. Такая необходимость возникает очень редко и возникает она только тогда, когда необходимо заменить электродвигатель швейной машины или приводной ремень. Впрочем, для замены электропривода достаточно иногда снять лишь нижнюю и боковую крышку. А вот чтобы устранить «заклинивание» придется разобрать машинку полностью.
Электропривод современной швейной бытовой машины
В этой статье вы узнаете, как найти причину неисправности электропривода, а также как самостоятельно заменить электродвигатель.
Как устроена швейная педаль
Обычно проблемы швейного электропривода начинаются с педали, а не с электродвигателя. Однако самостоятельно разбирать педаль не рекомендуем. Обращайтесь с педалью осторожней, не перекручивайте провода, не «становитесь» на них ножкой стула и вообще помните, что по этим проводам проходит электрический ток, напряжением 220 вольт.
Инструкция к швейной машине Чайка, Подольск 142
Часто инструкция к Чайке или Подольской написана техническим языком. Читая ее, чувствуешь себя словно первоклассник на лекции в институте. В этой статье мы постарались как можно проще и понятнее рассказать об устройстве швейной машинки Чайка.
Ремонт швейных машин Подольск
Ремонтировать швейный электропривод не рекомендуется самостоятельно. Помните, что это источник опасного напряжения. Но вот научиться ремонтировать и настраивать бабушкину швейную машинку очень даже можно самостоятельно. Читайте наши статьи, и со временем вы сможете обходиться без услуг мастера по ремонту швейных машин.
Швейная ручная машинка — устройство и ремонт привода
Швейная ручная машинка просто незаменима при пошиве толстых тканей и даже кожи. Но вот ручной привод настолько неудобен, что использовать ее нет желания. Однако, эту ситуацию легко исправить, если купить швейный электропривод вместе с педалью и приводным ремнем в комплекте. У каждого электродвигателя имеется штатное крепление, что позволяет его установить даже на ручную швейную машинку.
Привод ножной швейной машины
Ножной привод швейной машины в наше время это скорее музейный экспонат. Гремит, стучит, да и ноги устают. К тому же, часто машинка начинает крутиться не в ту сторону. Как отказаться от его использования, если машинка Чайка или Подольская вас вполне устраивает? Нужно просто установить швейный электропривод. Крепление для него есть у каждой Чайки. Сам электропривод стоит всего лишь в два раза дороже нового ремня ножного привода.
All rights reserved © / 2011 / Sewing-Master.ru / How to repair sewing machine at home by yourself / MY-Project
У вас есть швейная машинка, и вы любите шить? Тогда этот сайт для вас. Профессиональные мастера подскажут вам как выполнить мелкий ремонт швейной, вязальной машинки. Опытные технологи поделятся секретами пошива одежды. Обзорные статьи подскажут, какую купить швейную или вязальную машину, утюг манекен и много других полезных советов вы найдете на нашем сайте.
Спасибо, что вы полностью просмотрели страницу.
Копирование и перепечатка статей сайта «Швейный мастер» без согласия автора запрещена.
Авторские права защищаются законом.
Радиосхемы Схемы электрические принципиальные
Мы в социальных сетях
Главное меню
Реклама на сайте
Блок управления электродвигателем швейной машины
Электроника в быту
Н. ШУКОВ, г. Гомель, Беларусь
Радио, 2002 год, № 9
Бытовые швейные машины нередко электрифицируют, устанавливая коллекторный двигатель МШ-2, питаемый от сети переменного тока 220 В, 50 Гц. Управление этим двигателем с помощью штатной педали ненадежно, кроме того, ее не всегда удается приобрести. В предлагаемой конструкции применена самодельная педаль, снабженная оптическим датчиком положения, причем резкое нажатие на нее вызывает форсированный разгон двигателя. Заданная педалью частота вращения не изменяется под характерной для швейных машин переменной нагрузкой на вал двигателя. Имеется возможность ограничить максимальную частоту, причем порог ограничения можно регулировать в процессе шитья.
Схема блока управления
Для увеличения кликните по изображению (откроется в новом окне)
Схема блока управления (без силовых узлов) изображена на рис. 1. Датчиком частоты вращения вала двигателя служит оптрон с открытым оптическим каналом U1, сигналы которого усиливают и формируют транзистор VT1 и триггер Шмитта DD1.1. Как показано на рис. 2 , на корпусе 1 электродвигателя закреплена винтом 2 небольшая плата. Установленный на ней оптрон 3 входит в специально просверленное отверстие корпуса 1. Оптическое окно оптро-на должно находиться на расстоянии 1. 2 мм от насаженной на вал 5 крыльчатки вентилятора 4. На обращенную к оптрону поверхность крыльчатки нанесена маска (см. рис. 2, вид А на деталь 4). Ее рисуют черной и белой красками. Можно также, зачернив поверхность, наклеить на нее полоски фольги. Корректировкой положения оптрона относительно крыльчатки и подборкой номинала резистора R3 добиваются максимального размаха импульсов на коллекторе транзистора VT1 при вращении вала двигателя.
Всего на маске 16 светлых секторов, в результате за один оборот вала на вход одновибратора DD2.1 поступают 16 импульсов. В ответ на каждый из них одновибратор генерирует импульс фиксированной амплитуды и длительности, поэтому постоянная составляющая напряжения на выходе одновибратора пропорциональна частоте вращения. Усиленная и отфильтрованная каскадом на ОУ DA4 постоянная составляющая служит сигналом обратной связи в системе стабилизации частоты вращения. Крутизну зависимости напряжения от частоты устанавливают подстроечным резистором R12.
Конструкция педали показана на рис. 3.
Ее подвижная часть 2 и неподвижное основание 1 соединены пружиной 3, противодействующей нажатию Оптрон 4 (U2 аналогичный U1, см. рис. 1) размещен на основании 1. В зависимости от расстояния от оптрона 4 до отражателя 5, установленного на подвижной части 2, изменяется количество излученного светодиодом оптрона 4 света, вернувшегося к чувствительной поверхности его фототранзистора В результате изменяется ток фототранзистора. Каскад на микросхеме DA1 преобразует ток в напряжение. Номинал резистора R7 выбран таким, что полному ходу педали соответствует изменение напряжения на выходе DA1 от 0 приблизительно до -8 В.
ОУ DA2 — элемент сравнения и усилитель сигнала ошибки системы стабилизации. На его входы поступают сигналы, пропорциональные скорости вращения и положению педали, а выходное напряжение через диод VD5 подано на вход 3 ОУ DA3, служащего компаратором.
Вход 3 компаратора соединен с генератором пилообразного напряжения, состоящего из диодного моста VD1— VD4 и каскада на транзисторе VT2. На мост подано пониженное до 6 В сетевое напряжение. В моменты перехода сетевого напряжения через ноль, когда все диоды моста закрыты, а транзистор VT2 открыт током, текущим через резистор R6, конденсатор С1 заряжается почти до напряжения питания В остальную часть каждого полупериода мгновенное значение сетевого напряжения отличается от нуля, поэтому выпрямленное мостом положительное напряжение, поступая на базу транзистора VT2, удерживает последний в закрытом состоянии. Конденсатор С1 разряжается через резистор R10 Подборкой номинала этого резистора добиваются, чтобы напряжение на конденсаторе не опускалось ниже приблизительно 0,2 В. Иначе вал двигателя будет продолжать вращаться и при отпущенной педали.
Спады импульсов на выходе DA3 совпадают с моментами переходов сетевого напряжения через ноль, а положение фронтов на оси времени зависит от напряжения на выходе ОУ DA2. Через диод \/D6 и резистор R25 импульсы поступают на базу транзистора VT4, в коллекторной цепи которого находятся светодиод оптотиристора U3.1 и ограничительный резистор R28.
На рис. 4 показана схема силовой части блока управления, нумерация ее элементов продолжает начатую на рис. 1.
Тиристор U3.2 в диагонали моста VD8 открывается в каждом полупериоде с началом светового импульса, создаваемого светодиодом U3.1. На электродвигатель М1, включенный во вторую диагональ моста VD8, поступает сетевое напряжение. Тем, что открывающий тиристор световой импульс продолжается до конца полупериода, предотвращают преждевременные (до окончания полупериода) закрывания тиристора из-за свойственных коллекторным двигателям кратковременных нарушений контакта в щеточном узле.
Вернемся к рис. 1. Кроме узлов, рассмотренных выше, в устройстве имеется ограничитель среднего значения напряжения, подаваемого на двигатель. Ограничитель состоит из одновибратора DD2.2 и транзисторного ключа VT3. Спад каждого управляющего импульса (совпадающий по времени с нулевым мгновенным значением сетевого напряжения) запускает одновибратор DD2.2, импульсы которого открывают транзистор VT3. В результате транзистор VT4, а с ним и оптотиристор U3 не могут открыться, пока импульс одновибратора не закончится. За счет этого среднее напряжение на двигателе не может превысить значения, зависящего от положения движка переменного резистора R24.
Практика показала, что нередко при слишком низком пороге ограничения двигатель не может стартовать под нагрузкой, хотя нормально работает после предварительного разгона. В связи с этим обстоятельством предусмотрен узел принудительного отключения ограничителя, собранный на ОУ DA5. Пока напряжение на выводе 6 DA4, пропорциональное частоте вращения, по абсолютной величине меньше порога, установленного подстроечным резистором R20, напряжение на выходе DA5 — отрицательное, диод VD7 закрыт и низкий логический уровень напряжения на входе R одновибратора DD2.2 запрещает работу последнего, позволяя двигателю уверенно стартовать. С ростом частоты вращения низкий уровень на входе R DD2.2 сменяется высоким, разрешая работу одновибратора.
Блок можно питать от любого стабилизированного источника с выходными напряжениями +9 и -9 В, способного отдавать ток не менее 100 мА по цепи положительного напряжения и 30 мА — отрицательного. Переменное напряжение 6 В подают на диодный мост VD1—VD4 от отдельной вторичной обмотки сетевого трансформатора. Если такой обмотки нет, можно воспользоваться дополнительным понижающим трансформатором, дающим нужное напряжение.
В блоке использованы постоянные резисторы МЛТ, переменный R24 — СП-1; подстроечные R12, R20 — СПО-0,15. Конденсаторы С1, СЗ, С5 — металлопленочные, С7 — МБГЧ, оксидные С2, С4, С6 — К50-35. Транзисторы КТ502В можно заменить на КТ502А, КТ502Д, КТ502Е, КТ361Б, КТ361В, КТ361Г, а КТ503В — на КТ503А, КТ503Д, КТ503Е, КТ315Б, КТ315В, КТ315П. Вместо микросхемы К564АГ1 подойдет ее зарубежный аналог CD4098B, вместо КР140УД608 — К140УД6, К140УД7, КР140УД708. Диодный мост КЦ405Б можно заменить на КЦ402А, КЦ403А, КЦ403Б, КЦ403В, диоды КД509А — на КД503А, КД510А, КД518А.
Ненагруженный двигатель МШ-2 при номинальном питающем напряжении может развить очень высокую скорость (до 20000 мин -1 ). Поэтому желательно, чтобы во время налаживания блока управления двигатель был механически нагружен приводом швейной машины, работающей вхолостую (без ткани и ниток). Для швейных машин большинства типов максимальная частота вращения вала двигателя в этих условиях — приблизительно 3000 мин -1 , что соответствует частоте повторения импульсов одновибратора DD2.1800 Гц.
Длительность этих импульсов должна составлять 0,8 мс. Если при максимальной частоте вращения вала двигателя входит в насыщение ОУ DA4, длительность нужно уменьшить. Ее корректируют подборкой номинала резистора R16. Длительность импульсов одновибратора DD2.2 должна с помощью переменного резистора R24 изменяться в интервале 2. 6 мс.
Нажав на педаль до упора и перемещая движок подстроенного резистора R12 слева (по схеме) направо, установите его в положение, начиная с которого частота вращения вала двигателя уменьшается. Подстроенный резистор R20 регулируют по наиболее уверенному пуску двигателя под нагрузкой.
Если налаживать блок управления приходится с ненагруженным двигателем, обороты последнего можно уменьшить до необходимых 3000 с -1 с помощью переменного резистора R24, при необходимости временно изменив номиналы его и резистора R22.