- Обзор условных обозначений в электрических схемах и автосхемы своими руками
- Нормативная база
- Виды и типы схем в электрике
- Графические обозначения в электрических схемах
- Буквенные обозначения
- Изучение электросхем автомобилей
- Что следует учитывать?
- Советы для начинающих
- Электрические схемы для авто своими руками
- Видео «Правила чтения электросхемы»
- Как читать схемы электрооборудования автомобилей?
- Определимся с терминами:
- При чтении схем надо знать основополагающие принципы:
- Согласно стандарту DIN 72552 (часто используемые значения):
- Перечень наиболее используемых символических рисунков:
- Обозначения элементов схемы.
- Как читать схемы электооборудования автомобилей иностранных моделей?
- Обозначения сокращений цвета
Обзор условных обозначений в электрических схемах и автосхемы своими руками
Для подключения или ремонта электрооборудования начинающему электрику или автоэлектрику необходимо графическое исполнение устройства. Чтобы понять условные обозначения в электрических схемах, нужно опираться на нормативную базу.
Виды и типы схем в электрике
Графические обозначения в электрических схемах
Изучение электросхем автомобилей
Что следует учитывать?
Советы для начинающих
Электрические схемы для авто своими руками
Видео «Правила чтения электросхемы»
Комментарии и Отзывы
Нормативная база
Для облегчения чтения и ориентира применяются документы ГОСТ.
Номер | Значение |
21.614 | Изображения графические электрооборудования и проводок в оригинале |
2-755-87 | Обозначения условные графические в схемах. Устройства коммутационные и контактные соединения |
2.279-68 | Обозначения условные графические в схемах. Приборы электроизмерительные |
2-702-2011 | Правила выполнения электрических схем |
2.273-68 | Обозначения условные графические в схемах. Катушки индуктивности, дроссели, трансформаторы, автотрансформаторы и магнитные усилители |
Виды и типы схем в электрике
В электрических схемах и чертежах насчитывается сотни символов, которые разделяются на:
- принципиальные;
- принципиально-монтажные;
- монтажные.
В электрике и автоэлектрике широкое применение имеют электрические схемы для различных целей:
- плановое техническое обслуживание;
- переоборудование авто (установка дополнительного оборудования, к примеру, газового);
- устранение дефектов при работе сети освещения, сигнализации, систем безопасности.
Электросхемы классифицируются следующим образом:
- Структурная. Дает представление о принципе работы электроустановки автомобильного агрегата. По направлению стрелок определяется последовательность работы узла в целом.
- Функциональная. Показывает не только принцип устройства, но и указывает какие элементы установлены.
- Принципиальная. Поясняет принцип работы распределительных сетей, автомобильной сети, систем безопасности.
- Монтажная. Показывает схематичность установки и размещения оборудования (розеток, выключателей, светильников, систем освещения автомобиля и т. д.).
- Объединенная (принципиально-монтажная). В данной схеме описывается место установки и принцип работы оборудования.
Графические обозначения в электрических схемах
Графические обозначения применяются чаще, чем буквенные. Они используются в быту, основаны на ГОСТ 2.702-2011. Все символы изображены простыми геометрическими фигурами, которые представлены в виде окружностей, а также линий и треугольников.
Благодаря большому количеству элементов любой специалист в области инжиниринга может создавать схемы различного назначения. При изображении символов необходимо учитывать размеры элементов, толщину линий. В отличие от буквенных графические можно найти как на принципиальной, так и на монтажной, структурной, а также объединенной схеме.
Буквенные обозначения
Для расшифровки электросхем, в том числе автомобилей, применяются также буквенные обозначения. Они классифицируются на одно-, двух- и многобуквенные. Буквенные обозначения ссылаются на ГОСТ 2.710-81.
Буквенные и двухбуквенные обозначения представлены в таблицах ниже.
Изучение электросхем автомобилей
Минимального понятия о действии электрического тока достаточно для того, чтобы разобраться, как устроена электрическая цепь в автомобиле, на даче или производстве. В книге по ремонту авто обычно обозначения прописаны после главной схемы, там же есть цифровые сноски для удобства и быстрого ориентира.
При изучении схемы необходимо иметь мультиметр.
Он должен измерять такие величины, как:
На каждом датчике машины при работе должны быть определенные параметры, если они не совпадают, электрооборудование будет работать некорректно.
Электронная схема состоит из:
- источника питания — это может быть АКБ или генератор — начинать читать схему нужно от них;
- электрические цепи, производящие передачу тока;
- приборы управления, выполняющие замыкание проводки или ее размыкание;
- потребители электротока.
К аппаратуре управления относятся:
- релейный механизм;
- переключатели;
- концевые элементы;
- замок зажигания.
Основными потребителями электрической энергии в машине является:
- осветительная сеть;
- обогрев (сидений, стекол, зеркал);
- приборная панель;
- система безопасности автомобиля.
Образец чтения схемы своими руками, если не заводится автомобиль:
- По схеме определяем цвет и маркировку проводников по системе зажигания.
- Ставим ключ зажигания во включенное положение и замеряем мультиметром значение напряжения на блоке зажигания. Если напряжение есть — неисправен сам блок управления, когда значение на приборе 0, то причина в подходящем проводе.
После устранения причин необходимо выполнить повторные измерения.
Что следует учитывать?
На схеме, прилагающейся к автомобилю, цветовое обозначение проводов обычно совпадает с цветом электроцепей машины.
При расшифровке схемы нужно учитывать некоторые моменты:
- Проводник может иметь один или два цвета (быть основным или дополнительным). Основные цвета черный «-» и красный «+». На дополнительных наносятся поперечные или продольные штрихи.
- Когда два или более кабелей размещены на одном жгуте и имеют одинаковую маркировку, это означает, что у них гальваническое соединение.
- Если проводник входит в жгут, он должен иметь небольшой наклон в сторону, где он находится.
- Провода с черным цветом предназначены для соединения с массой.
- На электроцепях есть обозначения, благодаря которым определяется место подключения к приборам.
- Номера на механизмах должны соответствовать цифрам в схеме.
- Числа, указанные в кружках, означают соединение кабеля с «минусом». Сочетание цифр и букв должно соответствовать разъемным соединениям.
На видео показаны графические буквенные обозначения. Снято каналом chipdip.
Советы для начинающих
Главное правило — это соблюдение техники безопасности. При работе с приборами измерений необходимо заранее учитывать измеряемый предел, производя замеры значений, не замыкая щупы прибора.
Электрические схемы для авто своими руками
В каждом автомобиле завод изготовитель оставляет недоработки, которые обнаруживаются в течение времени. Основным недостатком машин является отсутствие контроля бортовой сети.
Есть 2 варианта решения проблемы:
- Купить радиокомпоненты и собрать автосхему контроля бортовой сети самостоятельно.
- Купить готовый прибор, установить в приборную панель и правильно подключить к бортовой сети. Индикатор подсоединяется согласно приведенной схеме. Понадобится несколько метров монтажного провода и инструмент.
Контроль бортовой сети автомобиля
Также к доработке можно отнести схему подключения противотуманных фар, которая довольна проста для начинающего автоэлектрика:
- В первую очередь необходимо установить сами фары.
- Установить кнопку включения на панели управления, а также релейную аппаратуру.
- Выполнить монтаж согласно схеме, соблюдая полярность подключения, которое следует производить при отключенной клемме аккумулятора. Обязательно необходимо установить предохранитель согласно указанной схеме.
Видео «Правила чтения электросхемы»
На видео показаны правила чтения условных обозначений в электрических схемах. Снято каналом MR. BORODA.
Как читать схемы электрооборудования автомобилей?
Для того что бы понимать содержимое схемы, надо знать соответствие между символами схемы и реальными элементами устройства. Какие функции эти устройства выполняют и как между собой взаимодействуют.
Определимся с терминами:
- Элемент схемы — составная часть схемы, которая выполняет определенную функцию в изделии и не может быть разделена на части, имеющие самостоятельное назначение.
- Устройство — совокупность элементов, представляющая единую конструкцию (блок, плата, и т.п.).
- Схема принципиальная (полная) — схема, определяющая полный состав элементов и связей между ними, и как правило, дающая детальное представление о принципах работы изделия . Схемами принципиальными пользуются для изучения принципов работы изделий, а также при их наладке, контроле и ремонте. Они служат основанием для разработки других конструкторских документов, например, схем соединений (монтажных) и чертежей.
- Схема соединений (монтажная) — схема, показывающая соединения составных частей изделия и определяющая провода, жгуты, кабели , которыми осуществляются эти соединения, а также места их присоединений и ввода (разъемы, платы, и т.п.).
- Схема расположения — схема, определяющая относительное расположение составных частей изделия, а при необходимости, также жгутов, проводов, кабелей и т.п.
- Жгут — совокупность проводов упакованных определенным образом в единое целое.
В схемах электрооборудования автомобилей схемы принципиальная, монтажная, расположения — объеденены в одну в упрощенном виде, упрощение касается схем монтажных и расположения. На схемах, устройства имеют рисунок в какой то степени соответствующий их внешнему виду, и расположены они по схеме также (вид сверху) как и в реальности физически, с определенным упрощением. Такое совмещение касается схем в основном автомобилей ранних выпусков. Схемы современных автомобилей выполнены иначе, ввиду существенного усложнения электрооборудования, схема расположения выполняется отдельно.
При чтении схем надо знать основополагающие принципы:
- Все провода соединений имеют цветовую маркировку, которая может состоять из одного цвета или двух (основного и дополнительного). Дополнительным цветом наносятся штрихи поперечные или продольные.
- В пределах одного жгута, провода одинаковой маркировки имеют гальваническое соединение (физически соеденены между собой).
- На схемах провод при входе в жгут имеет наклон в сторону, куда он проложен.
- Черным цветом, как правило, обозначается провод имеющий соединение с корпусом автомобиля (массой).
- Положение контактов реле указаны в состоянии, когда через их обмотку не протекает ток. По исходному состоянию, контакты реле различаются — на нормально замкнутые и нормально разомкнутые.
- Некоторые провода имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, которое позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Смотрите таблицу.
Согласно стандарту DIN 72552 (часто используемые значения):
Контакт | Значение |
---|---|
15 | Плюс аккумулятора после контактов ключа зажигания. |
30 | Плюс аккумулятора напрямую. |
31 | Минус аккумулятора напрямую или корпус. |
50 | Управление стартером. |
53 | Стеклоочиститель. |
56 | Головной свет. |
56a | Дальний свет. |
56b | Ближний свет. |
58 | Габаритные огни. |
85 | Обмотка реле (-) . |
86 | Обмотка реле (+). |
87 | Общий контакт реле ). |
87a | Нормально замкнутый контакт реле. |
87b | Нормально разомкнутый контакт реле. |
88 | Общий контакт 2 реле . |
88a | Нормально замкнутый 2 контакт реле. |
88b | Нормально разомкнутый 2 контакт реле. |
Перечень наиболее используемых символических рисунков:
Так же часто с элементом схемы стоит символический рисунок поясняющий к какому устройству этот элемент относится.
- Аварийная сигнализация.
- Аккумулятор.
- Вентилятор.
- Воздушная заслонка.
- Давление масла.
- Дальний свет
- Датчик износа колодок.
- Замок зажигания.
- Звуковой сигнал.
- Индикация поворота.
- Наружное освещение.
- Обогрев заднего стекла.
- Омыватель ветрового стекла.
- Омыватель заднего стекла.
- Омыватель фар.
- Освещение салона.
- Очиститель ветрового стекла.
- Очиститель заднего стекла.
- Очиститель фар.
- Прикуриватель.
- Противотуманное оборудование.
- Регулятор яркости освещения приборов.
- Свет заднего хода.
- Стекло-подъемники дверей
- Температура охлаждающей жидкости.
- Тормоза.
- Указатель уровня и резерва топлива.
- Уровень омывающей жидкости.
- Уровень охлаждающей жидкости.
Обозначения элементов схемы.
- Выключатель.
- Диод.
- Лампа с двумя нитями накаливания.
- Лампа.
- Переменный резистор.
- Предохранитель.
- Резистор.
- Реле.
- Стабилитрон.
- 1.Выключено (замкнуты контакты 1 и 6);
- 2.Включено «медлено » (замкнуты контакты 2 и 4, а так же 5 и 6);
- 3. Включено » быстро » (замкнуты контакты 3 и 4 ).
»/> Трехрычажный переключатель. Этот переключатель состоит из нескольких видов контактов. Не фиксируемые — это контакты включения омывателя, звуковой сигнал и кратковременный сигнал дальнего света (замкнуты контакты 2 и 6), фиксируемые- это ближний свет (замкнуты контакты 4 и 5), дальний свет (замкнуты контакты 2 и 5) , включение указателя поворота и включение стеклоочистителя у которого 3 режима:
- 1.Выключено (замкнуты контакты 1 и 6);
- 2.Включено «медлено » (замкнуты контакты 2 и 4, а так же 5 и 6);
- 3. Включено » быстро » (замкнуты контакты 3 и 4 ).
Как читать схемы электооборудования автомобилей иностранных моделей?
Рассмотрим пример чтения схем автомобилей марки Ниссан. Для этого нам надо ознакомится с системой обозначений элементов электооборудования на схемах. Начнём с обозначения контактов разъёмов. Как показано на рис.1.
Рядом с рисунком разъёма располагается обозначение с какой стороны разъёма его рассматривать, со стороны контактов (Terminal Side)(T.S.) или со стороны жгута (Harness Side) (H.S.). Обратите внимание что контур разъёма , где контакты рассматриваются со стороны проводов обведён линией.
На рис.2 и рис.3 показаны обозначения элементов схемы, смысл которых разъяснён в таблице 1.
Номер | Наименование | Описание |
---|---|---|
1 | Battery | Аккумулятор |
2 | Fusible link | Предохранитель установленный в провод |
3 | Number fusible link or fuse | Порядковый номер линии с предохранителем или предохранителя |
4 | Fuse | Предохранитель |
5 | Current rating | Номинал предохранителя в амперах |
6 | Optional splice | Окружность показывает, что соединение зависит от исполнения автомобиля |
7 | Connector number | Номер разъёма |
8 | Splice | Чёрный круг обозначает соединение проводников |
9 | Page crossing | Данная цепь продолжается на следующей странице |
10 | Option abbreviation | Цепь между этими знаками присутствует только для полного привода |
11 | Relay | Показывает внутренние соединения реле |
12 | Option description | Показывает вариант исполнения схемы в зависимости от автомобиля |
13 | Switch | Cостояние контактов в зависимости от положения переключателя (замкнуты или размкнуты) |
14 | Circuit | Цепь |
15 | System branch | Указывет что соединение идёт в другую систему (головного освещения) |
16 | Shielded line | Линия имеет экранирование |
17 | Component name | Наименование элемента схемы |
18 | Ground (GND) | Заземление |
19 | Connector | Указан порядок нумерации контактов при просмотре со стороны жгута |
20 | Connectors | Показывает, что провод имеет 2 разъёма |
21 | Wire color | Сокращённое обозначение цвета провода |
22 | Terminal number | Описывает номер контакта, цвет провода и наименование сигнала |
Таблица 1.
Обозначения сокращений цвета
B = Black | LA = Lavender |
W = White | OR or O = Orange |
R = Red | P = Pink |
G = Green | PU or V (Violet) = Purple |
L = Blue | GY or GR = Gray |
Y = Yellow | SB = Sky Blue |
LG = Light Green | CH = Dark Brown |
BG = Beige | DG = Dark Green |
BR = Brown |
На рис. 4 показано изображение в схеме нормально разомкнутых и нормально замкнутых контактов, это состояние, когда через обмотку реле не протекает ток.
На рис.5. показан переключатель стеклоочистителя в виде графического рисунка и двух таблиц. На рисунке показано схематически внутренние соединения переключателя. Таблицы нам описывают работу переключателя, как «чёрного ящика», неизвестно как реализуется схема внутри, но на выходе состояние контактов соответствует указанным в таблице, для режимов:
- OFF- выключено;
- INT- интервальный;
- LO- низкая скорость;
- HI- высокая скорость;
- WASH- плюс включение омывателя.