Электрическая схема реверсивного пускателя двигателя

Схема реверсивного пускателя

Для переключения вращения электропривода в прямом и обратном направлении применяется схема реверсивного пускателя. Ниже рассмотрены пусковые и рабочие режимы, защитные мероприятия. Дополнительные рекомендации предотвратят ошибки при монтаже и аварии в процессе эксплуатации.

Нереверсивное подключение электродвигателя

Сначала следует рассмотреть относительно простой вариант, когда электрический двигатель выполняет свои функции с вращением только в одном направлении. Такие решения вполне достаточны для насосных станций, компрессорных установок.

В этом варианте подключен трехфазный источник питания 220 V последовательно через автомат и магнитный пускатель «КМ». Реле «Р» в нулевой цепи обеспечивает защиту при чрезмерном нагреве силового агрегата. Второй контакт обмотки пускателя подсоединен к одной из фаз «С» через плавкий предохранитель «FU», ограничивающий силу тока. Двумя кнопками устанавливают соответствующие режимы: «Пуск» и «Стоп».

Нереверсивный запуск

Включение автомата – подготовительный этап. Электродвигатель начинает вращение после нажатия кнопки «Пуск». Это действие подключает питание обмоток. Силой магнитной индукции якорь перемещается в нужное положение. Комбинированный контактор пускателя подает напряжение на рабочие обмотки. В этом положении шунт замыкает вспомогательную цепь, что сохраняет питание силового агрегата в рабочем режиме при отжатой кнопке.

Остановка

Для остановки нажимают «Стоп». В этом положении отключается питание катушек пускателя. Пружина перемещает якорь в исходное положение с одновременным размыканием силовых контактов.

Защита двигателя при нереверсивном пуске

При попадании в механический привод посторонних предметов ток в обмотках двигателя увеличивается. Нагрев изгибает биметаллические элементы теплового реле. На определенном уровне повышения температуры цепь нулевого провода разрывается. Контактные группы «КМ» возвращаются в исходное положение. Плавкий предохранитель выполняет свои функции при коротком замыкании между витками катушки индукции магнитного пускателя.

Устройство магнитного пускателя для реверсного пуска

Стандартный пускатель состоит из следующих компонентов:

  • сердечник с закрепленной на нем катушкой индукции;
  • якорь с механизмом перемещения контактных групп;
  • корпус, обеспечивающий целостность конструкции вместе с защитой от внешних воздействий.

При подаче (отключении) тока питания движением якоря замыкаются (отсоединяются) соответствующие контакты силовых цепей. Реверсивные модификации создают из двух обычных пускателей, установленных на одной монтажной панели. Дополнительными проводниками обеспечивается блокировка, препятствующая одновременному включению двух изделий.

К сведению. В некоторых моделях блокировка организована с применением специальных механических приспособлений.

В этом варианте используют отдельные клавиши, которые инициируют вращение ротора в прямом и обратном направлении. Первый рабочий режим сопровождается шунтированием контактной группой «КМ1» соответствующей цепи. Если нажать после этого клавишу «Назад», ничего не произойдет.

Для активизации обратного вращения следует сначала остановить двигатель, чтобы исключить поломку. Нажатием «Стоп» (С – на рисунке ниже) отключают питающее напряжение 380 V. После можно подать ток в нужные обмотки через силовые контактные группы «КМ2».

Как подключается реверсивный пускатель

Такие пускатели применяют в станках и других устройствах, где необходимо попеременное вращение двигателя в разных направлениях. Принцип подключения однофазной сети аналогичен рассматриваемому варианту. В обоих случаях устанавливают плавкие предохранители для предотвращения повреждения цепей сильными токами.

Читайте также:  Импортный двигатель для газ 3102

Как происходит включение

На первой стадии основной выключатель «QF» обеспечивает подачу трех фаз на все входные контакты двух пускателей. Разомкнутая цепь управления отключает питание обмоток двигателя.

Как происходит переключение

Нажатием второй клавиши «Пуск-2» подают ток в обмотки для вращения двигателя в обратном направлении. Как видно по схеме, одновременное включение двух устройств невозможно.

Реверсивное подключение трехфазного двигателя

В остановленном положении система управления готова к работе. Однократным нажатием «Пуск-1» подают питание на обмотки для вращения ротора в прямом направлении. Шунт поддерживает целостность электрической цепи после возврата кнопки пружиной в исходное положение.

Переключение системы при противоположном вращении

Первый пускатель отключается, так как электромагнитный привод второго разрывает цепь контактной группы «КМ2» (схема реверс).

Изменение поворотного движения

Изменение режимов через остановку предотвращает быструю подачу напряжения на другие обмотки электродвигателя. Действие с определенной временной задержкой предотвращает механические повреждения, исключает сильные броски напряжения при подключении к источнику нагрузки с индуктивными характеристиками.

Схема подключения

Далее подробно рассмотрена однолинейная схема подключения реверсивного магнитного пускателя.

После включения силового автомата QF питание поступает на верхнюю группу контактов пускателей. Цепь управления подключается к фазе «А» и нейтральному проводнику, но находится в разомкнутом состоянии, которое поддерживается соответствующим положением элементов: SB2 (3), КМ 1.1. (2.1.).

Работа цепей управления при вращении двигателя влево

Однократное нажатие кнопки «Влево» подает питание на катушку для перемещения якоря и замыкания контактов КМ2. Шунт КМ 1.1. поддерживает целостность электрической цепи в рабочем режиме.

Работа цепей управления при вращении двигателя вправо

Для активации противоположного вращения меняют местами две фазы на обмотках двигателя. Предварительно нажимают «Стоп» (SB1), так как без этой промежуточной операции включить второй реверсивный магнитный пускатель не получится.

Силовые цепи

На следующих рисунках показано, как именно переключаются обмотки в схеме реверсивного пуска для вращения ротора в одну и другую стороны. Фаза «А» остается на том же месте. Меняются местами «В» и «С».

Защита силовых цепей от короткого замыкания или «защита от дурака»

Если переключение пускателей выполнить без перерыва, две фазы будут одновременно поданы на силовые клеммы КМ1. Короткое замыкание повредит конструкцию. Для предотвращения подобных ситуаций применяют отдельные контактные группы (КМ 2.2. и КМ1.2.), которые устанавливают перед катушками КМ1 и КМ2. При подключении этих устройств, кроме соответствия по нагрузкам, отдельное внимание следует уделить корректному монтажу и защитным мероприятиям.

Следует учитывать особенности решения разных практических задач. Так, асинхронный двигатель подключают через пусковой конденсатор. Обеспечить функциональность пускателя от источника постоянного напряжения можно. Однако в этом случае понадобится ограничить силу тока специальным резистором, чтобы предотвратить повреждение катушки. Придется подобрать оптимальное электрическое сопротивление для сохранения работоспособности привода якоря.

Видео

Электрическая Схема Реверсивного

Произойдёт короткое замыкание между фазами L1 и L3.


Следует учитывать особенности решения разных практических задач.

Устройство и принцип работы Чтобы лучше понимать схемы подключения магнитного пускателя, необходимо разобраться в его устройстве и принципе работы. Магнитопровод состоит из двух частей — подвижной и неподвижной.
Схема подключения проходного выключателя — переключателя.



В этом случае схема выглядит как на рисунке ниже. Двигатель останавливается.

При этом в нем возникают электромагнитные волны.

Разница между прямым и реверсивным пускателями Главное отличие нереверсивного и реверсивного пусковых устройств, состоит в схеме подключения. Напряжение от источника питания подается на фиксированные обмотки статора.

Пускатели марки ПМЛ широко применяются в схемах реверса трехфазного двигателя для реализации дистанционного пуска в насосных станциях, в башенных кранах и вентиляционных системах, в других механизмах.

Это и эксплуатационное управление трёхфазными асинхронными моторами разных станков и насосов, и управление системой вентиляции, арматурой, вплоть до замков и вентилей отопительной системы. Разница между прямым и реверсивным пускателями Главное отличие нереверсивного и реверсивного пусковых устройств, состоит в схеме подключения.

Схема реверсивного включения эл. двигателя(с 380В на 220В) без пускателя.
Читайте также:  Система отопления автомобиля газ 31105

Нереверсивное подключение электродвигателя

Некоторые пускатели обладают функцией реверсирования двигателя, однако обо всем по порядку. При подаче напряжения реле времени обозначены КТ1 и КТ2 в цепи управления срабатывают, размыкая свои контакты. Но более компактный, нежели контактор в обычном понятии: легче по весу и рассчитан непосредственно для работы с двигателями. После него фазный кабель уходит на разрыв, на кнопку стоп, а уже от нее делается подключение к контакторам.

Изменение поворотного движения Изменение режимов через остановку предотвращает быструю подачу напряжения на другие обмотки электродвигателя. Силовые непосредственно коммутируют цепь мощной нагрузки, в то время как блокировочные необходимы для управления работой силовых контактов.

Контакт нормально замкнутый ТР включается в цепь катушки управления КМ. Если скорость ротора меньше скорости вращения магнитного поля, то силовые линии вращающегося магнитного поля будут пересекать проводники обмотки ротора и индуктировать в них ЭДС.

В электромагните КМ1 создаётся магнитное поле. Это специфическое оборудование, которое необходимо для коммутации силовых целей с большими нагрузками, как на постоянном, так и на переменном токе.

Двигатель 1,5кВт, ток по каждой фазе 3А, ток теплового реле — 3,5 А.

Их отличает высокая надежность, они очень просты в эксплуатации и техническом обслуживании, могут работать в прямом подключении к сетям переменного тока. В этом случае фаза заводится на контакт L1, а ноль можно взять, подключившись к соответствующему разъему выхода катушки на фото выше это A2.

Пускатель выполняет коммутационную функцию силовыми контактами и подачу напряжения на двигатель.
Как правильно собрать реверсивный пускатель.

Возможности пускателей

Ситуация, с которой чаще всего сталкивается обычный человек на практике, это необходимость собрать схему подключения реверса электродвигателя асинхронного переменного тока либо коллекторного мотора постоянного тока.

При этом в нем возникают электромагнитные волны. Пускатель обладает более широким функционалом, нежели базовый контактор и кроме обеспечения частых пусков и остановок, может выступать в роли защитного барьера при перегрузках.

Их границы на схеме выделены штриховыми линиями; Стоп, Пуск — органы управления сам блок выделен штриховой линией. К примеру, может функционировать только лишь КМ1 либо же, напротив, КМ2. В этой статье подробно рассмотрена пошаговая работа схемы.

Между ротором и статором есть небольшой воздушный зазор, благодаря которому и возможно беспрепятственное смещение. Схемы включения реверсивного магнитного пускателя Принцип действия схем включения реверсивного магнитного пускателя Для изменения направления вращения асинхронного электродвигателя необходимо изменить порядок чередования фаз статорной обмотки.

Любой магнитный пускатель состоит из следующих основных частей: Электромагнитная часть. Они используются в различных станках, в качестве электропривода, в транспортерах, подъемных механизмах, насосах и вентиляторах. Контактор выполняет ту же роль, что и пускатель.


В некоторых случаях под потребности приходится собирать какой-то конкретный инструмент, который стоит довольно дорого или под него просто есть все необходимые компоненты. Чтобы свести риски к минимуму, потребуется пускатель. С учетом параметров пускателя, он может иметь до 5 пар контактов. Защита работы реверсного включения электродвигателя Всегда, перед тем как изменить порядок подключения 3-фазного двигателя, изменяя порядок фаз на обмотках электродвигателя, надо его остановить. Тепловое реле в этой схеме играет для электродвигателя защитную функцию от перегрузки и включено в разрыв питающей фазы.

Читайте также:  Ремонт двигателя теплый стан

Обратите внимание! К трехфазной сети Руководствуясь представленной схемой легко составить последовательность, в которой должно производиться подключение электродвигателя. Если прямой пуск двигателя невозможен и необходимо ограничить пусковой ток асинхронного короткозамкнутого двигателя, применяют пуск на пониженное напряжение. Шунт поддерживает целостность электрической цепи после возврата кнопки пружиной в исходное положение. Обратите пристальное внимание на треугольник между силовыми контактами КМ1 и КМ2.

Реверсивные магнитные пускатели в своем устройстве могут иметь контакты в верхней части конструкции и на стороне обмотки якоря КМ ; блок-контакты функционально предназначены для коммутации цепи управления; переход в начальное положение пускатель осуществляет при помощи возвратного механизма, это пружина, которую якорь катушки управления КМ возвращает в начальное положение, размыкая все контакты. В этом случае используются электромагнитные пускатели с катушками на напряжение , 48, 36 или 24 В.
Реверсивная схема пускателя

Устройство магнитного пускателя для реверсного пуска

Запуск мотора схемой звезда-треугольник При прямом запуске мощных трехфазных электродвигателей, применяя схему управления реверсом, происходят просадки напряжения в сети. Если еще раз обратить внимание на схему, то можно заметить, что пускатель КМ1 имеет прямое подключение фаз к двигателю, а КМ2 обеспечивает некоторое смещение.

Включение двигателя через электромагнитный пускатель обеспечивает кроме всех удобств при управлении еще и нулевую защиту. Внутренняя схемотехника реверсивного устройства характерна тем, что невозможно запустить одновременно два режима — прямой и реверс. Теперь посмотрите на контакты КМ2.

Действие с определенной временной задержкой предотвращает механические повреждения, исключает сильные броски напряжения при подключении к источнику нагрузки с индуктивными характеристиками.

Как происходит защита двигателя при нереверсивном пуске Защита электрического двигателя реализуется при помощи биметаллических контактов ТР , они изгибаются при увеличении тока, и расцепитель воздействует на контакт в пусковой обмотке, прекращая подачу электрической энергии. Он убирает реактивную составляющую из сети, в результате чего снижается нагрузка и, как следствие, ток потребления.

Подобным образом, замыкая имеющийся контакт КМ1, совершается эффект самозахвата магнитного устройства. Это связано с большими пусковыми токами, протекающими в этот момент. В заключении этой статьи смотрите видео, демонстрирующее детальную работу схемы реверсного пуска двигателя. Очень рекомендую ознакомиться, перед дальнейшим чтением.

На компонентах для подключения лучше не экономить, т. Это так называемый кнопочный пост. В пускателе за коммутирование силовых контактных отвечает непосредственно катушка в металлическом сердечнике, к которой прижимается якорь, давящий на контакты и замыкающий цепь. Простейшая схема управления двигателем представлена на рис.

Во всех схемах, приведённых в этой статье, электромагнитные пускатели имеют катушку на напряжение В. Когда требуется изменение направления вращения его вала, для пуска применяют реверсивный пускатель, схема подключения которого является объектом изучения профессионалов и простых обывателей. При применении двигателей малой мощности, не требующих ограничения пусковых токов, пуск осуществляется включением их на полное напряжение сети.

Силовые и блокировочные контакты бывают нормально-разомкнутыми или норамально-замкнутыми. Изменение направления вращения двигателя, связанных с ним исполнительных механизмов — довольно востребованная процедура. Реверсивный пускатель состоит из двух обыкновенных пускателей собранных по специальной схеме.
Электрическая схема тельфера

Оцените статью