- Инструкция по эксплуатации инжекторных автомобилей, оснащенных ГБО
- Предостережения.
- Инструкция-памятка по безопасной эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей, работающих на сжиженном газе
- 1. Общая часть
- 2. Эксплуатация газобаллоного оборудования
- 3. Пуск холодного двигателя
- 4. Остановка двигателя (для стоянки)
- 5. Заправка автотранспорта
- 6. Техническое обслуживание газобаллоной установки автомобиля
- 7. Меры безопасности
Инструкция по эксплуатации инжекторных автомобилей, оснащенных ГБО
Инструкция по эксплуатации инжекторных автомобилей, оснащенных газобаллонной аппаратурой.
Для безотказной работы газобаллонного оборудования необходимо регулярно проводить технические осмотры, обслуживание и своевременный ремонт газобаллонной аппаратуры, который должен проводиться на специализированных постах или станциях технического обслуживания.
1. Техника безопасности и предупреждения.
1.1 Эксплуатация комплекта ГБА (газобаллонной аппаратуры), работающего под давлением 1,6 МПа (16 кгс/см 2 ) должна осуществляться в соответствии c требованиями настоящей инструкции.
1.2 Следует обращать особое внимание на герметичность всех соединений трубопроводов, клапанов, редуктора — испарителя и надёжность крепления газового баллона.
1.3 В холодное время года, при низких температурах воздуха (ниже, +10° C), запрещается преждевременный запуск холодного двигателя на газовом топливе (с целью предотвращения обмерзания редуктора — испарителя и повышенного износа цилиндров двигателя). Для перевода двигателя на газовое топливо необходимо прогреть двигатель на бензине до температуры охлаждающей жидкости 50-60° C.
1.4 Останавливать двигатель следует выключением зажигания. При длительных стоянках рекомендуется закрывать расходный вентиль на баллоне и вырабатывать газ из системы
1.5 Расходный вентиль на баллоне следует открывать полностью во избежание дросселирования газа при прохождении через него.
1.6 Закрывать расходный вентиль следует в случаях длительной стоянки автомобиля, а также в случае неисправности газовой системы. После закрьтия расходного вентиля необходимо выработать газ из системы и затем, после остановки двигателя, выключить зажигание.
1.7 Не допускается одновременная подача двух топлив.
1.8 Категорически запрещается:
- производить обслуживание и ремонт газобаллонный аппаратуры при наличии людей в салоне и кабине;
- в случае утечки газа запускать двигатель с открытыми расходными вентилями на баллонах;
- производить выпуск газа из баллона и из системы в помещении;
- эксплуатировать ГБА на газе при обнаружении внешних механических повреждений, неисправной газовой аппаратуре и утечке газа из системы;
- эксплуатировать ГБА в любом режиме (на бензинe, либо на газе) при обнаружении утечки газа в арматуре газовых баллонов;
- продолжать движение при обнаружении запаха газа в кабине водителя и пассажирском салоне;
- эксплуатировать ГБА после истекшего срока очередногоиспытания ( переосвидетельствования ) баллонов, техосмотра ГБА;
- производить проверку герметичности соединений открытым пламенем и пользоваться огнем для каких-либо целей;
- останавливать ГБА около мест, где осуществляют работы c открытым пламенем;
- ставить ГБА, имеющий утечку газа, на стоянку в помещение или на консервацию;
при обнаружении утечки газа:
- курить и пользоваться любым открытым пламенем;
- производить любые ремонтные работы c электрооборудованием до устранения причин утечки
1.9 Перед проверкой или ремонтом приборов электрооборудования на автомобиле необходимо убедиться в отсутствии скопления газа под капотом, салоне, багажнике автомобиля (пе’ наличию характерного запаха).
1.10 Ремонт газовой аппаратуры следует производить только после выработки газа из системы, при закрытых вентилях на баллоне.
1.11 Автомобиль должен быть укомплектован хладоновым или порошковым огнетушителем ёмкостью не менее 2 л.
1.12 Вносить конструктивные изменения в систему ГБА, разбирать, переносить, внедрять новаторские идеи без согласования сертифицированных специалистов.
Предостережения.
Пропан — бутановый газ, выходящий на воздух и виде жидкости, интенсивно испаряется и отнимает тепло из окружающей среды. Поэтому попадание струи сжиженного газа на тело человека может вызвать обморожение.
B случае возникновения на автомобиле пожара необходимо, немедленно выключить зажигание, закрыть расходный вентиль на баллоне и приступить к тушению горящего автомобиля огнетушителем, песком, одеждой или кошмой.
Газовая аппаратура автомобиля работает под избыточным давлением до 16 Мпа (16 кгс/см 2 ) и поэтому требует тщательного соблюдения правит техники безопасности. При утечках из газовой системы тяжёлый газ, c трудом рассеивающийся в воздухе, особенно в закрытых помещениях, скапливается внизу (к примеру. в смотровой яме) и может легко образовать взрывчатую смесь.
Основным требованием техники безопасности при эксплуатации автомобиля на сжиженном нефтяном газе является регулярная тщательная проверка герметичности газовой аппаратуры и немедленное устранение причин, вызывающих утечки. Значительны утечки газа обнаруживаются на слух или по обмерзанию соединений, пропускающих газ. Небольшие утечки обнаруживаются c помощью мыльного раствора или машинного масла.
При затягивании или отвертывания болтов и гаек в газовых соединениях следует предварительно закрыть вентили баллона и выработать газ из системы для устранения избыточного давления. Нужно быть осторожным c инструментом, не допускать появления искры при ударе.
2. Особенности эксплуатации автомобиля на сжиженном нефтяном топливе.
2.1 Пуск двигателя на газовом топливе.
Перед пуском необходимо:
- осмотреть газовую аппаратуру и убедиться в её исправности и герметичности
- проверить по указателю уровня газа наличие топлива в баллоне
- плавно открыть расходный вентиль жидкой фазы на блоке арматуры баллона (или убедиться в том, что он открыт).
При пуске холодного двигателя при температуре окружающей среды ниже +10° C необходимо запускать двигатель только на бензине. После прогрева охлаждающей жидкости до температуры (плюс 50-60°С) перевести работу двигателя на газовое топливо методом увеличения оборотов двигателя (перегазовкой).
2.2 Остановка двигатели.
Останавливать двигатель следует выключением зажигания. Перед длительной остановкой при отрицательной температуре окружающем среды газовый клапан необходимо отключить установкой переключателя в положение «Бензин». Перед длительной стоянкой (более суток) следует при работающем двигателе закрыть расходный вентиль на блоке арматуры газового баллона и выработать газ из системы до остановки двигателя, затем выключить зажигание.
2.3 Перевод двигателя с одного вида топлива на другой.
Для перевода двигателя с бензина на газ необходимо:
- открыть расходный вентиль на блоке арматуры
- запустить двигатель на бензине
- установить переключатель вида топлива в положение «ГАЗ »
- увеличить обороты двигателя нажатием педaли газа до установленной нормы и при характерном щелчке полуавтомата, установленного в салоне автомобиля, убедиться, что автомобиль работает на газе.
Для перевода работающего двигателя c газа па бензин необходимо:
- немного увеличив обороты двигателя, поставить переключатель вида топлива в положение «Бензин»
2.4 Порядок наполнения баллона сжиженным газом.
Остановить двигатель, включить зажигание.
Открыть багажник и капот.
Снять заглушку c заправочного штуцера ВЗУ (выносное заправочное устройство).
Открыть заправочный вентиль блоке арматуры.
Присоединить наполнительный шланг к заправочному устройству ВЗУ и начать наполнение баллона.
После срабатывания клапана ограничения заправки (слышимый щелчок) в блоке арматуры, перекрыть вентиль на наполнительном шланге(при его наличие) и отсоединить наполнительный шланг.
Установить заглушку на заправочное устройство ВЗУ (блока арматуры). Во избежании срабатывания клапана ограничения расхода при заправке, расходный вентиль блока арматуры держать закрытым. После заправки его следует открывать плавно.
3. Техническое обслуживание.
Самостоятельно:
3.1 Периодически, один раз в месяц, проверить герметичность системы обмыливанием соединений. Сливать осадки конденсата с редуктора испарителя
3.2 Периодически, один раз в месяц, проверять крепление редуктора газового клапана, баллона.
3.3 Периодически, через 1500-2000 км. пробегa, производиться слив конденсата из редуктора-испарителя через сливное отверстие, которое находится в нижней части редуктора (болт, заглушка).
Только на СТО:
3.4 Рекомендуется заменять резинотехнические изделия в системе через 30-40 тыс. км пробега автомобиля.
4. Правила хранения автомобиля, оснащенного газобаллонной аппаратурой.
Хранение автомобиля, укомплектованного газобаллонной аппаратурой, допускается как на открытых площадках, так и в помещениях (гаражах). Помещения по взрывопожарной и пожарной опасности должны соответствовать категории «В», требований Общесоюзных норм технологического проектирования «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности» ОНТП 24-86.
При хранении автомобиля на открытой площадке, останавливать двигатель следует в порядке указанном в п.2.2.
При хранении автомобиля в закрытом помещении необходимо следующий порядок въезда и выезда:
- Пеpед въездом в гараж перекрыть расходный вентиль на блоке арматуры баллона, выработать газ из системы до появления перебоев в работе двигателя, переключить двигатель на бензин и все перемещения внутри гаража осуществлять только на бензине;
- При выезде из гаража запустить двигатель на бензине и переводить на газ только после выезда из помещения;
- Внутри гаража запрещается открывать вентили баллонa и запускать двигатель на газе.
Будьте внимательны при эксплуатации оборудования!
Инструкция-памятка по безопасной эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей, работающих на сжиженном газе
1. Общая часть |
2. Эксплуатация газобаллоного оборудования |
3. Пуск холодного двигателя |
4. Остановка двигателя (для стоянки) |
5. Заправка автотранспорта |
6. Техническое обслуживание газобаллоной установки автомобиля |
7. Меры безопасности |
1. Общая часть
1.1. Настоящая инструкция предназначена для водителей автомобилей, работающих на сжиженном газе, и разработана в соответствии с требованиями действующих нормативных документов заводов-изготовителей.
1.2. К эксплуатации и обслуживанию автомобилей, работающих на сжиженном газе, допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности, условиям хранения и эксплуатации газового оборудования.
1.3. Водитель получает копию инструкции, о чем делается соответствующая пометка в журнале.
Водитель обязан знать :
- устройство и взаимодействие всех узлов, систему механизмов данного типа автомобиля;
- устройство и схему подачи газа от баллона до двигателя автомобиля;
- различия в свойствах бензина и сжиженного газа при использовании их в качестве горючего для двигателя автомобиля.
1.4. Требования к исправности автомобилей, работающих на сжиженном газе, должны быть повышены, особенно к системе питания двигателей и эл. оборудованию, т.к. малейшие неисправности могут быть причиной возникновения пожара.
1.5. При неисправном эл.оборудовании автомобилей возможно воспламенение газа (пожар) от неплотных контактов, искрения, короткого замыкания проводов и т.д. Поэтому водитель обязан следить за исправностью газовых коммуникаций и эл .оборудования, не допуская утечек газа, пропусков через клапан редуктора 2-й ступени при неработающем двигателе, неисправности изоляции проводов высокого и низкого напряжения, неплотности контактов проводов зажигания.
1.6. На каждый автомобиль, оборудованный для работы на сжиженном газе, дополнительно устанавливается:
- баллон с арматурой для хранения газа;
- испаритель для преобразования газа из жидкого в парообразное состояние;
- двухступенчатый редуктор, для преобразования давления газа из высокого в низкое.
Все это оборудование соединяется трубопроводами. Трубопроводы от баллона до редуктора находятся под высоким давлением (рабочее давление 16кг/см 2 ), перед редуктором устанавливается электромагнитный клапан, который автоматически перекрывает поступление газа в карбюратор при выключении двигателя.
2. Эксплуатация газобаллоного оборудования
2.1. Содержать газовое оборудование автомобиля, противопожарный инвентарь, инструмент приспособления в чистоте и исправном состоянии.
2.2 Иметь при себе свидетельство о переводе автотранспорта для работы на сжиженном газе
2.3 При каждом выезде из гаража представлять автомашину для осмотра лицу, ответственному за работу газового оборудования автомобиля.
2.5. Не допускать нагрев баллона свыше 400 С, в случае перегрева остудить баллон холодной водой, в жаркую погоду необходимо уменьшить степень наполнения баллона
3. Пуск холодного двигателя
3.1. Проверить по указателю уровня жидкости наличие газа в баллоне, проверить герметичность газового оборудования при помощи мыльной эмульсии.
3.2. Проверить показание кнопки переключения ГАЗ-БЕНЗИН в положение БЕНЗИН.
3.3. Запустить двигатель на БЕНЗИНЕ, произвести нагрев до 500° С
3.4. После прогрева двигателя поставить переключатель ГАЗ-БЕНЗИН в нейтральное положение, после того как выработается бензин поставить переключатель в положение ГАЗ и произвести повторный пуск двигателя на газовом топливе.
4. Остановка двигателя (для стоянки)
4.1. Поставить переключатель ГАЗ-БЕНЗИН в нейтральное положение, выработать газ, перевести переключатель в положение БЕНЗИН и произвести повторный пуск на бензине.
4.2. При длительной стоянке необходимо закрыть кран подачи газа на баллоне
5. Заправка автотранспорта
5.1. При заправке баллонов сжиженным газом выключить зажигание, поставить противооткатный упор, высадить пассажиров, открутить заглушку заправочной горловины и выполнять дальнейшие указания оператора АГЗС.
5.2. При поездках следить за остатком газа в баллоне, не допускать его полного опорожнения, не допускать наполнение баллона свыше 85%
6. Техническое обслуживание газобаллоной установки автомобиля
В соответствии с действующим «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» для газовой аппаратуры автомобилей установлены следующие виды технического обслуживания:
- ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
- первое техническое обслуживание (ТО-1);
- второе техническое обслуживание (ТО-2).
6.1. Ежедневное обслуживание
Перед выездом необходимо проверить:
- крепление газового баллона, состояние газового оборудования, газопроводов и герметичность соединений газовой системы и арматуры;
- легкость пуска и работу двигателя на газе на холостом ходу при различной частоте вращения коленчатого вала;
- отсутствие подтекания бензина (резервного топлива) в соединениях топливных проводов.
После возвращения автомобиля в гараж необходимо:
- очистить арматуру баллона и агрегаты газового оборудования от пыли и грязи;
- проверить герметичность арматуры газового баллона и расходных вентилей;
- закрыть вентиль на баллоне.
6.2. Техническое обслуживание газового оборудования (ТО-1 и ТО-2) производить только в специализированной организации, с получением свидетельства о проведении испытаний газобаллонного оборудования для технических осмотров.
7. Меры безопасности
7.1. Запрещается эксплуатация автомобиля с неисправной газовой аппаратурой или утечкой газа. Обнаруженные неисправности должны немедленно устраняться квалифицированным персоналом.
7.2. Автомобили с неисправной газовой аппаратурой должны находиться на открытых площадках без газа в баллонах.
7.3. Запрещается производить ремонт и регулировку оборудования автомобиля возле наполнительной колонки АГЗС.
7.4. В зимнее время при безгаражном хранении автомобилей и при низких температурах предварительный подогрев двигателя и устранения ледяных образований и пробок в газовых коммуникациях разрешается производить только с помощью горячей воды или пара.
7.5. Не разрешается курить и пользоваться открытым огнем в кабине автомобиля и при техническом обслуживании газобаллонного оборудования, производить ремонт соединений газовой магистрали, находящейся под давлением.
7.6.Неразрешаетсяэксплуатироватьавтомобильпринеисправномэлектрооборудовании. Не проверять работоспособность свечей зажигания на работающем двигателе.
7.7. При воспламенении газа в подкапотном пространстве закрыть расходный вентиль, выключить зажигание. Принять меры к тушению пожара.
7.8. Запрещается эксплуатировать автомашину с неисправным газовым редуктором (пропуск газа через клапан 1 или 2 ступени).
7.9. Использовать при эксплуатации автомобиля только исправные свечи и высоковольтные провода.
7.10. Не допускать наполнение баллона свыше 85%, а также нагрев баллона более 400° С.