Эксплуатационная выработка строительной машины

Эксплуатационная выработка строительной машины

При выборе машин для производства строительных работ определенного вида и объема за основу принимают их технико-эксплуатационные и технико-экономические показатели, при сопоставлении которых находят оптимальные типоразмеры и количество машин для выполнения требуемых технологических операций.

Основным технико-эксплуатационным показателем строительных машин является их производительность. Производительность определяется количеством продукции, выраженной в определенных единицах измерения (т, м3, м2, м длины и т.д.), которую машина вырабатывает (перерабатывает) или перемещает за единицу времени — час, смену, месяц или год.

Различают три категории производительности машин: конструктивную, техническую и эксплуатационную.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Конструктивная производительность Пк — максимально возможная производительность машины, полученная за ч непрерывной при расчетных условиях работы, скоростях рабочих движений, нагрузках на рабочий орган с учетом конструктивных свойств машины и высокой квалификации машиниста.

При расчете конструктивной производительности не учитываются условия производства работ и перерывы (простои) в работе машины — технологические (связанные с технологией производства работ), организационные (связанные с организацией работ), по метеорологическим условиям и случайные. Конструктивную производительность используют в основном для предварительного сравнения вариантов проектируемых машин, предназначенных для выполнения одного и того же технологического процесса. Эта производительность является исходной для расчета производительности машин в реальных условиях эксплуатации.

Техническая производительность Пт — максимально возможная производительность машины, которая может быть достигнута в конкретных производственных условиях данным типом машины с учетом конструктивных свойств и технического состояния машины, высокой квалификации машиниста и наиболее совершенной организации выполняемого машиной технологического процесса за ч непрерывной работы:
Пт = ПЛГу,
где Ку — коэффициент, учитывающий конкретные условия работы машины.

Так, конкретными условиями работы одноковшовых экскаваторов являются категория разрабатываемого грунта, высота (глубина) забоя, требуемый угол поворота рабочего оборудования в плане, условия разгрузки ковша (в отвал или в транспортные средства). Часовая техническая производительность указывается в технической документации машины — паспорте, инструкции по технической эксплуатации.

Экагчуатационная производительность определяется реальными условиями использования машины с учетом неизбежных перерывов в ее работе, квалификации машиниста и может быть часовой, сменной, месячной и годовой.

Эксплуатационная производительность является главным рабочим параметром, по которому подбирают комплекты машин для комплексной механизации технологически связанных трудоемких процессов в строительстве. В комплект машин входят согласованно работающие основная (ведущая) и вспомогательные машины, взаимно увязанные по производительности, основным конструктивным параметрам и обеспечивающие заданный темп производства работ.
Эксплуатационная производительность основной машины Пэ.о должна быть равной или несколько меньшей (на 10… 15%) эксплуатационной производительности вспомогательных машин Пэ.в.

Среднегодовая потребность в машинах для выполнения заданного объема определенного вида работ
М = еОбщУ/(100 Пэгод),
где Qo6m — общий объем соответствующего вида работ (в физических измерениях), подлежащих выполнению в течение года; У — доля (в %) объема работ, выполняемая данным видом машин, в общем объеме соответствующего вида работ.

Экономическая эффективность от использования в строительстве новой машины определяется как разность приведенных затрат на выработку единицы продукции по сравниваемым эталонному и принятому вариантам. При сравнении вариантов в качестве эталона рассматривают лучшие отечественные строительные машины (серийно выпускаемые или рекомендованные к серийному производству), а также лучшие образцы зарубежной техники, эксплуатируемой в нашей стране. В общем виде приведенные затраты, руб.

Основными технико-экономическими показателями, позволяющими сравнивать качество различных машин одного назначения, являются удельные металлоемкость и энергоемкость, стоимость единицы продукции и выработка на одного рабочего.

Удельные металлоемкость и энергоемкость машины представляют собой соответственно отношение массы машины и мощности установленных на ней двигателей (двигателя) к единице часовой технической производительности или к ее главному параметру (вместимости рабочего органа, грузоподъемности, грузовому моменту и т.п.).

Степень механизации строительно-монтажных работ оценивается уровнем комплексной механизации, механовооруженностью и энерговооруженностью строительства.

23.2 Расчет эксплуатационной производительности и потребного числа строительных машин

Состав парка и число машин, необходимых для выполнения принятой про­граммы строительных работ определяют одним из трех способов.

1. Расчет ведут по нормативным расчетным показателям для составления ПОС на 1 млн руб. СМР.

Списочное число строительных машин М для каждого вида работ опреде­ляется по формуле

где m — норма потребности данного вида машин на 1 млн руб. С:МР, единицы главного параметра или штуки;

С — объем СМР выполняемый собственными силами строительной организации, млн руб.;

k- коэффициент, учитывающий природно-климатические условия.

2. Потребность в строительных машинах определяется на основании объемов работ , принятых способов механизации в ППР и эксплуатационной произ­водительности машин или норм выработки машин, устанавливаемых с учетом местных условий строительства.

Среднесписочное число машин, требующихся для выполнения принято­го объема работ за соответствующий период времени, определяется по фор­муле

­

3. Расчет ведут по нормам затрат машинного времени на единицу выполненного объема работ в физическом измерении, принятых в ЕНиР или в ведом­ственных нормах времени и расценках (ВНиР), и принятым способам механи­зации в проекте производства работ:

Читайте также:  Как убрать точки ржавчины с кузова автомобиля своими руками

­

Для оценки использования парка строительных машин применяют ряд по­казателей.

Одним из основных показателей экономической эффективности примене­ния средств механизации является производительность (выработка). Она зави­сит от целого ряда факторов, которые можно объединить в три группы: конст­руктивные, технологические и эксплуатационные. В зависимости от учета этих факторов различают конструктивно-расчетную, техническую и эксплуа­тационную производительность. По методам определения различают норма­тивную, плановую (прогнозную) и фактическую производительности, по вре­мени отчета- часовую, сменную и годовую.

Расчетная производительность машин Пр характеризует ее максимальные теоретические возможности, постоянные для данной марки машины, и изменяется только при изменении ее параметров. В справочной литературе вместо Пp приво­дят основные параметры машины, которые ее косвенно характеризуют, например, емкость ковша и продолжительность цикла для одноковшовых экскаваторов.

Техническая производительность Пт часто указывается в технической харак­теристике машины и дает представление о максимальных производственных воз­можностях машины для конкретных, как правило, наиболее рациональных технических условий при непрерывной работе и может быть представлена в виде

где Кт- коэффициент использования технических возможностей машины.

Кт может быть определен как совокупность частных коэффициентов, каж­дый из которых отражает влияние одного либо нескольких факторов, напри­мер, влияние категории грунта, плотности, влажности и т.п. на степень использования емкости (грузоподъемности) ковша для экскаваторов и погрузчиков; влияние схемы применения машин и размеров захватки на продолжительность рабочего цикла и т .д.

Наибольшее значение для технико-экономических расчетов (ТЭР) имеет эксплуатационная производительность П3.

Эксплуатационная сменная Пэсм., или годовая Пэ,г. производительность определяется с учетом всех перерывов в работе по техническим, технологиче­ским, организационным и другим причинам и может быть представлена в виде

где Кв — коэффициент использования машин по времени соответственно в течение смены или года.

Для ТЭР используют показатель сменной эксплуатационной производи­тельности, учитывающий работу машины по времени в течение смены.

Для грубой оценки и прогнозирования эффективности механизации при­меняют укрупненные сметные нормы (УСН) или единичные сметные нормы (ЕСН). Существенным недостатком при их использовании является то, что они:

— не позволяют отразить изменение конструктивных параметров машин и рабочих органов при модернизации традиционных машин;

— затрудняют учет особенностей технологических схем применения средств механизации.

Кроме того, на новые, самые прогрессивные средства механизации нормы, как правило, отсутствуют.

Поэтому более гибкой и точной и не очень трудоемкой является процедура подсчета эксплуатационной производительности (выработки) машины в час, от которой можно впоследствии перейти к сменной и годовой эксплуатационной производительности. Далее приводится расчет часовой эксплуатационной про­изводительности для основных видов строительных машин.

1. Одноковшовые экскаваторы:

Значение k3 принимается в зависимости от высоты забоя:

Значение kн принимается:

для песчаных и легких грунтов -0,85 . 0,95;

для глинистых грунтов -0,75 . 0,85;

для скальных грунтов -0,5 .. . 0,55;

kp для этих же грунтов принимается соответственно 1,15; 1,25; 1,4.

Значение kн при работе в отвал -0,9, при работе на транспорт-0,75.

где q — объем перемещаемого грунта впереди отвала за один раз, определяемый по формуле

3. Монтажные краны и подъемники:

Значения tп и tp принимают по действующим нормативам.

Для получения производительности крана или подъемника в весовых единицах необходимо количество подъемов груза в час умножить на вес подни­маемого груза. ­

› Содержание › 23.2 Расчет эксплуатационной производительности и потребного числа строительных машин

Определение эксплуатационной производительности

Производительность землеройно-транспортных и профилировочных машин в общем виде выражается:

где П — производительность, м 3 /ч; n — число рабочих циклов за 1 ч; q — объем грунта, перемещаемого за один цикл, м 3 .

Различают теоретическую, техническую и эксплуатационную производительность машин. Теоретическая производительность землеройной машины представляй собой производительность, обеспечиваемую конструктивными возможностями машин при непрерывной ее работе:

где По — теоретическая производительность, м 3 /ч; n — число циклов в 1 мин, определяется для нормальны условий работы (нормальная высота забоя, средняя расчетная скорость каната, угол поворота платформы 90°, выгрузка в отвал); q — геометрическая емкость ковша, м 3 .

Для средних условий работы значения и могут быть приняты по табл. 8.16.

Техническая производительность учитывает кроме технических возможностей машины конкретные условия, определяющие производительность за 1 ч непрерывной работы, и определяется по формуле:

где Пт — техническая производительность, м 3 /ч; По — теоретическая производительность, м 3 /ч; kг — коэффициент влияния грунта, зависящий от степени наполнения ковша и качества грунта (по табл. 8.17); kц — коэффициент продолжительности цикла в данных условиях, kц=nт/n (nт — число циклов в данных условиях, п — теоретическое число циклов).

Эксплуатационная производительность зависит от использования машины по времени с учетом неизбежных в процессе работы простоев (техническое обслуживание, простои по организационным причинам, передвижка машин, подготовка забоя и т. п.).

Эксплуатационная производительность подсчитывается по формуле:

где Пэ — эксплуатационная производительность, м 3 /ч; Пт — техническая производительность, м 3 /ч; kв — коэффициент использования по времени в течение смены (принимается для экскаватора 0,75 при работе в транспорт и 0,9 при работе в отвал).

Читайте также:  Технические средства для диагностика автомобиля

Эксплуатационная производительность многоковшового экскаватора может быть определена по формуле:

где Пэ — эксплуатационная производительность, м 3 /ч; q — емкость ковша, v — скорость движения ковшей, м/с; t — шаг ковша, м; kн — коэффициент наполнения ковшей (в среднем 0,8—0,9); kр — коэффициент, учитывающий разрыхление грунта (принимается 0,7—0,9); kв — коэффициент использования экскаватора по времени (при хорошей организации работ 0,8—0,9).

Эксплуатационная производительность скрепера, работающего по замкнутому циклу, определяется по формуле:

где Пс — эксплуатационная производительность, м 3 /ч; Vс — геометрическая емкость ковша скрепера, м 3 ; t — время одного цикла, мин; kн — коэффициент наполнения ковша (в среднем 0,8—1); kр — коэффициент, учитывающий разрыхление грунта (принимается 0,7—0,9); kв — коэффициент использования скрепера по времени (принимается 0,8—0,9).

Время одного цикла, мин, определяется по формуле:

где tн — время наполнения ковша, мин:

где Lн=25÷45 м — длина пути набора грунта; vн — скорость перемещения скрепера при наборе грунта (обычно на 1-й или 2-й передаче трактора), м/мин: tр — время разгрузки скрепера, мин:

где Lр=15÷20 м — длина пути, проходимого скрепером при разгрузке; vр — скорость перемещения скрепера при разгрузке (обычно на 2-й или 3-й передаче трактора), м/мин; Lr — длина пути груженого хода, м; vr — скорость перемещения груженого скрепера (обычно на 3-й или 4-й передаче трактора), м/мин; Ln — длина пути порожнего хода, м; vп — скорость перемещения порожнего скрепера (обычно на 3-й или 4-й передаче трактора), м/мин.

Эксплуатационная производительность бульдозера в зависимости от характера выполняемой им работы определяется по одной из следующих формул.

а) При резании и перемещении грунта на расстояние свыше 50 м (обратное движение осуществляется передним ходом) отвалом, установленным перпендикулярно продольной оси трактора (α=90°), производительность бульдозера определяется по формуле:

где Па — эксплуатационная производительность, м 3 /ч; V — объем грунта, перемещаемого бульдозером за один рабочий цикл, м 3 :

где l — длина отвала, м; а — высота отвала по хорде, м; μ — коэффициент потери грунта, равной (j—0,005) kр — коэффициент разрыхления грунта (принимается 1,25—1,30); φ — угол естественного откоса грунта; kв — коэффициент использования бульдозера по времени (принимается 0,85—0,9); 7 — время одного цикла, мин.

Время одного цикла бульдозера, мин, определяется по формуле:

где Lн — длина пути набора грунта (резания), м; Lп — длина пути перемещения грунта, м; Lx — длина пути холостого хода, м; vн — скорость движения трактора при резании грунта (обычно на 1-й передаче), м/мин; vп — скорость движения трактора при перемещении грунта (обычно на 2-й передаче), м/мин; vx — скорость холостого хода трактора (обычно на 3-й передаче), м/мин; tо — время на опускание ножа (принимается 0,1 мин); tпов — время на поворот бульдозера (принимается 0,15—0,20 мин); tск — время на переключение скоростей (принимается 0,1 мин).

При дальности перемещения менее 50 м, когда бульдозер проходит обратный путь задним ходом, в формулу производительности вместо vx подставляют скорость заднего хода трактора, вместо tпов — время на перемену направления движения (tн=0,1 мин).

б) При разравнивании выгруженного из транспортных средств грунта отвалом, установленным под углом а к направлению движения (рабочий ход двусторонний), производительность бульдозера определяется по формуле:

где Пэ — эксплуатационная производительность, м 3 /ч; L — длина рабочего хода бульдозера (длина фронта работ), м; l — длина отвала, м; а — величина перекрытия проходов (принимается 0,2—0,3 м); vп — скорость движения трактора при перемещении грунта, м/мин; α — угол отвала к продольной оси трактора; tп — время на перемену направления движения (принимается 0,1 мин); kв — коэффициент использования по времени (принимается 0,85—0,9).

Эксплуатационная сменная производительность грейдера и автогрейдера в зависимости от характера выполняемых работ определяется по формулам:

а) при постройке земляного полотна:

где Пэ — эксплуатационная производительность, км/смену; n — общее число двусторонних проходов, необходимых для профилирования полотна, в том числе n1, n2, n3 — количество проходов, совершаемых на 1-й, 2-й и 3-й передачах трактора (число проходов может быть определено по схеме профилирования дороги); v1, v2, v3 — скорости работы на 1-й, 2-й и 3-й передачах трактора, км/ч; tпов — время, затрачиваемое на поворот машины в конце участка, ч (для грейдера 0,023 ч, для автогрейдера 0,01 ч); Т — продолжительность смены, ч; kв — коэффициент использования по времени (принимается 0,85—0,9);

б) при ремонте земляного полотна:

где Пэ — эксплуатационная производительность, км/смену; l — длина отвала автогрейдера, м; v — рабочая скорость, зависящая от характера выполняемой работы (2-я и 3-я передачи), км/ч; α — угол захвата при производстве ремонтных работ (принимается 45°); b — ширина земляного полотна, м; n — число проходов по одному месту, необходимых для восстановления профиля (в зависимости от состояния дороги — от 1 до 4 раз); ψ — коэффициент перекрытия проходов (принимается 1,1); T — продолжительность смены, ч; kв — коэффициент использования по времени (принимается 0,5—0,9).

Читайте также:  Шины для китайских грузовых машин

Производительность кранов определяется по формуле:

где Пэ — эксплуатационная производительность, т/ч; Q — наибольшая грузоподъемность крана на заданном вылете, т; К1 — коэффициент использования крана по грузоподъемности (по табл. 8.18); K2 — коэффициент использования крана по времени (по табл. 8.18); n — наибольшее число циклов за 1 ч (по технической характеристике крана).

Эксплуатационная производительность подъемников определяется по приведенной формуле для кранов, но значения коэффициентов K1 и К2 принимаются по табл. 8.19.

Эксплуатационная производительность ленточного конвейера при перемещении сыпучих грузов в горизонтальном направлении определяется по формулам:

при плоской ленте

где Vэ — эксплуатационная производительность в объемных единицах, м/ч; Qэ — эксплуатационная производительность в весовых единицах, т/ч; b — ширина ленты конвейера, м; v — скорость движения ленты (по технической характеристике конвейера), м/с; ρ — плотность перемещаемого материала, т/м 3 .

При транспортировании бетона производительность конвейера уменьшается примерно на 40%. При установке конвейера в наклонном положении производительность снижается в зависимости от угла наклона (табл. 8.20).

Производительность бетономесителей определяется по формуле:

где Пэ — эксплуатационная производительность, м 3 /ч; Vб — емкость смесительного барабана, л; f — коэффициент выхода готовой бетонной смеси или раствора (принимается 0,67); n — число замесов (20—36 в зависимости от емкости барабана), замесов/ч.

Определение потребности в землеройных машинах

В качестве примера приведено определение потребности в землеройных машинах при сооружении КЭС с объемами земляных работ, принимаемыми по объемам работ, устанавливаемым для второго года строительства и являющимися максимальными за весь период: объем выемки — 1527 тыс. м 3 , объем насыпи — 950 тыс. м 3 .

Для строительства тепловых электростанций характерно следующее распределение выполнения объемов земляных работ различными механизмами, %:

Экскаваторы с ковшом емкостью до 0,25 м 3 — 1,4
Экскаваторы с ковшом емкостью свыше 0,25 м 3 — 57,4
Скреперы — 3
Бульдозеры — 38
Автогрейдеры — 0,2

Производительность землеройных машин может быть принята по средней годовой выработке машин (табл. 8.21).

Объем грунта, подлежащего разработке экскаваторами с ковшами емкостью до 0,25 м3, 1527000·0,014=15270 м 3 .

Требуемая суммарная емкость ковшей определяется ориентировочно, так как выработка для экскаваторов с емкостью ковшей 0,25 м 3 и ниже не нормируется: 15270:12500=1,02.

Общее количество экскаваторов с ковшом емкостью 0,25 м 3 1,02:0,25=4 шт.

Объем грунта, подлежащего разработке экскаваторами с ковшами емкостью свыше 0,25 м 3 , 1527000·0,574 = 876500 м 3 .

Требуемая суммарная емкость ковшей 876500:113000=8 м 3 .

Кроме того, из общего количества насыпи условно принимаем, что экскаваторной переработке подлежит дополнительно 40%, т. е. 350000 м 3 . Дополнительная потребная емкость ковшей составит 350000:113000=3,0 м 3 .

Общая требуемая емкость ковшей экскаваторов свыше 0,25 м 3 составит 8+3=11 м 3 .

Общее количество экскаваторов с ковшом емкостью 1 м 3 — 6 шт. и с ковшом емкостью 0,65 м 3 — 8 шт.

Для многоковшовых экскаваторов занятых на рытье траншей, выработка в Минэнерго СССР не нормируется. Количество многоковшовых экскаваторов принимается по нормам Госстроя СССР. Так, для многоковшового экскаватора принимается выработка 20000 м 3 в год на 1 экскаватор с суммарной емкостью ковшей 45,8 м 3 . Количество экскаваторов подсчитывается по объемам работ, определяемых ППР.

Объем грунта, разрабатываемого скреперами, 1527000·0,03 = 45810 м 3 .

Потребная емкость ковшей скреперов 45810:8600=13 м 3 .

Количество скреперов при емкости ковша 9,0 м 3 13:9=1,5≈2 шт.

Объем грунта, разрабатываемого бульдозерами, 1527000·0,38=580000 м 3 .

Требуемое количество бульдозеров 580000:42000=14 шт.

Кроме того, для переработки насыпи необходимо следующее количество бульдозеров: 950000:42000=22 шт.

Общая потребность в бульдозерах 14+22=36 шт.

В соответствии с проектами организации земляных работ основными механизмами на строительствах тепловых электростанций являются экскаваторы Э-1011 с емкостью ковша 1,0 м 3 , Э-1252 с емкостью ковша 1,25 м 3 и экскаваторы Э-04321, Э-04121, Э-652 с емкостью ковша 0,65 м 3 . Этими экскаваторами разрабатываются котлованы под главный корпус, сооружения гидроузла, подводящие и отводящие каналы.

Экскаваторы с емкостью ковша 0,25 м 3 и меньше применяются для рытья котлованов и траншей с небольшими объемами работ. Многоковшовые экскаваторы предназначаются для разработки траншей под подземные сети и коммуникации.

Число автомашин, необходимых для перевозки грунта и других грузов, подсчитывается по формуле:

где n — необходимое количество автомашин, шт.; 1,32 — коэффициент, учитывающий неравномерность суточных грузопотоков (≈1,1) и нахождение части автомашин в ремонте (≈1,2); Qсут — масса грузов, перевозимых в течение суток в наиболее напряженный по грузопотокам месяц, т; m — число смен работы автотранспорта в тот же период; с — среднесменное количество ездок, принимается в зависимости от дальности перевозок основных грузов (грунт, гравий, песок и т. д.); q — средняя грузоподъемность автомашин, т; К — коэффициент использования грузоподъемности, принимается в зависимости от соотношения отдельных видов грузов равным 0,7—0,9.

В табл. 8.22 и 8.23 приведены ориентировочные данные о потребности в строительных машинах при строительстве пылеугольной КЭС большой мощности.

Оцените статью