Эксплуатационная выработка строительной машины
При выборе машин для производства строительных работ определенного вида и объема за основу принимают их технико-эксплуатационные и технико-экономические показатели, при сопоставлении которых находят оптимальные типоразмеры и количество машин для выполнения требуемых технологических операций.
Основным технико-эксплуатационным показателем строительных машин является их производительность. Производительность определяется количеством продукции, выраженной в определенных единицах измерения (т, м3, м2, м длины и т.д.), которую машина вырабатывает (перерабатывает) или перемещает за единицу времени — час, смену, месяц или год.
Различают три категории производительности машин: конструктивную, техническую и эксплуатационную.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Конструктивная производительность Пк — максимально возможная производительность машины, полученная за ч непрерывной при расчетных условиях работы, скоростях рабочих движений, нагрузках на рабочий орган с учетом конструктивных свойств машины и высокой квалификации машиниста.
При расчете конструктивной производительности не учитываются условия производства работ и перерывы (простои) в работе машины — технологические (связанные с технологией производства работ), организационные (связанные с организацией работ), по метеорологическим условиям и случайные. Конструктивную производительность используют в основном для предварительного сравнения вариантов проектируемых машин, предназначенных для выполнения одного и того же технологического процесса. Эта производительность является исходной для расчета производительности машин в реальных условиях эксплуатации.
Техническая производительность Пт — максимально возможная производительность машины, которая может быть достигнута в конкретных производственных условиях данным типом машины с учетом конструктивных свойств и технического состояния машины, высокой квалификации машиниста и наиболее совершенной организации выполняемого машиной технологического процесса за ч непрерывной работы:
Пт = ПЛГу,
где Ку — коэффициент, учитывающий конкретные условия работы машины.
Так, конкретными условиями работы одноковшовых экскаваторов являются категория разрабатываемого грунта, высота (глубина) забоя, требуемый угол поворота рабочего оборудования в плане, условия разгрузки ковша (в отвал или в транспортные средства). Часовая техническая производительность указывается в технической документации машины — паспорте, инструкции по технической эксплуатации.
Экагчуатационная производительность определяется реальными условиями использования машины с учетом неизбежных перерывов в ее работе, квалификации машиниста и может быть часовой, сменной, месячной и годовой.
Эксплуатационная производительность является главным рабочим параметром, по которому подбирают комплекты машин для комплексной механизации технологически связанных трудоемких процессов в строительстве. В комплект машин входят согласованно работающие основная (ведущая) и вспомогательные машины, взаимно увязанные по производительности, основным конструктивным параметрам и обеспечивающие заданный темп производства работ.
Эксплуатационная производительность основной машины Пэ.о должна быть равной или несколько меньшей (на 10… 15%) эксплуатационной производительности вспомогательных машин Пэ.в.
Среднегодовая потребность в машинах для выполнения заданного объема определенного вида работ
М = еОбщУ/(100 Пэгод),
где Qo6m — общий объем соответствующего вида работ (в физических измерениях), подлежащих выполнению в течение года; У — доля (в %) объема работ, выполняемая данным видом машин, в общем объеме соответствующего вида работ.
Экономическая эффективность от использования в строительстве новой машины определяется как разность приведенных затрат на выработку единицы продукции по сравниваемым эталонному и принятому вариантам. При сравнении вариантов в качестве эталона рассматривают лучшие отечественные строительные машины (серийно выпускаемые или рекомендованные к серийному производству), а также лучшие образцы зарубежной техники, эксплуатируемой в нашей стране. В общем виде приведенные затраты, руб.
Основными технико-экономическими показателями, позволяющими сравнивать качество различных машин одного назначения, являются удельные металлоемкость и энергоемкость, стоимость единицы продукции и выработка на одного рабочего.
Удельные металлоемкость и энергоемкость машины представляют собой соответственно отношение массы машины и мощности установленных на ней двигателей (двигателя) к единице часовой технической производительности или к ее главному параметру (вместимости рабочего органа, грузоподъемности, грузовому моменту и т.п.).
Степень механизации строительно-монтажных работ оценивается уровнем комплексной механизации, механовооруженностью и энерговооруженностью строительства.
23.2 Расчет эксплуатационной производительности и потребного числа строительных машин
Состав парка и число машин, необходимых для выполнения принятой программы строительных работ определяют одним из трех способов.
1. Расчет ведут по нормативным расчетным показателям для составления ПОС на 1 млн руб. СМР.
Списочное число строительных машин М для каждого вида работ определяется по формуле
где m — норма потребности данного вида машин на 1 млн руб. С:МР, единицы главного параметра или штуки;
С — объем СМР выполняемый собственными силами строительной организации, млн руб.;
k- коэффициент, учитывающий природно-климатические условия.
2. Потребность в строительных машинах определяется на основании объемов работ , принятых способов механизации в ППР и эксплуатационной производительности машин или норм выработки машин, устанавливаемых с учетом местных условий строительства.
Среднесписочное число машин, требующихся для выполнения принятого объема работ за соответствующий период времени, определяется по формуле
3. Расчет ведут по нормам затрат машинного времени на единицу выполненного объема работ в физическом измерении, принятых в ЕНиР или в ведомственных нормах времени и расценках (ВНиР), и принятым способам механизации в проекте производства работ:
Для оценки использования парка строительных машин применяют ряд показателей.
Одним из основных показателей экономической эффективности применения средств механизации является производительность (выработка). Она зависит от целого ряда факторов, которые можно объединить в три группы: конструктивные, технологические и эксплуатационные. В зависимости от учета этих факторов различают конструктивно-расчетную, техническую и эксплуатационную производительность. По методам определения различают нормативную, плановую (прогнозную) и фактическую производительности, по времени отчета- часовую, сменную и годовую.
Расчетная производительность машин Пр характеризует ее максимальные теоретические возможности, постоянные для данной марки машины, и изменяется только при изменении ее параметров. В справочной литературе вместо Пp приводят основные параметры машины, которые ее косвенно характеризуют, например, емкость ковша и продолжительность цикла для одноковшовых экскаваторов.
Техническая производительность Пт часто указывается в технической характеристике машины и дает представление о максимальных производственных возможностях машины для конкретных, как правило, наиболее рациональных технических условий при непрерывной работе и может быть представлена в виде
где Кт- коэффициент использования технических возможностей машины.
Кт может быть определен как совокупность частных коэффициентов, каждый из которых отражает влияние одного либо нескольких факторов, например, влияние категории грунта, плотности, влажности и т.п. на степень использования емкости (грузоподъемности) ковша для экскаваторов и погрузчиков; влияние схемы применения машин и размеров захватки на продолжительность рабочего цикла и т .д.
Наибольшее значение для технико-экономических расчетов (ТЭР) имеет эксплуатационная производительность П3.
Эксплуатационная сменная Пэсм., или годовая Пэ,г. производительность определяется с учетом всех перерывов в работе по техническим, технологическим, организационным и другим причинам и может быть представлена в виде
где Кв — коэффициент использования машин по времени соответственно в течение смены или года.
Для ТЭР используют показатель сменной эксплуатационной производительности, учитывающий работу машины по времени в течение смены.
Для грубой оценки и прогнозирования эффективности механизации применяют укрупненные сметные нормы (УСН) или единичные сметные нормы (ЕСН). Существенным недостатком при их использовании является то, что они:
— не позволяют отразить изменение конструктивных параметров машин и рабочих органов при модернизации традиционных машин;
— затрудняют учет особенностей технологических схем применения средств механизации.
Кроме того, на новые, самые прогрессивные средства механизации нормы, как правило, отсутствуют.
Поэтому более гибкой и точной и не очень трудоемкой является процедура подсчета эксплуатационной производительности (выработки) машины в час, от которой можно впоследствии перейти к сменной и годовой эксплуатационной производительности. Далее приводится расчет часовой эксплуатационной производительности для основных видов строительных машин.
1. Одноковшовые экскаваторы:
Значение k3 принимается в зависимости от высоты забоя:
Значение kн принимается:
для песчаных и легких грунтов -0,85 . 0,95;
для глинистых грунтов -0,75 . 0,85;
для скальных грунтов -0,5 .. . 0,55;
kp для этих же грунтов принимается соответственно 1,15; 1,25; 1,4.
Значение kн при работе в отвал -0,9, при работе на транспорт-0,75.
где q — объем перемещаемого грунта впереди отвала за один раз, определяемый по формуле
3. Монтажные краны и подъемники:
Значения tп и tp принимают по действующим нормативам.
Для получения производительности крана или подъемника в весовых единицах необходимо количество подъемов груза в час умножить на вес поднимаемого груза.
› Содержание › 23.2 Расчет эксплуатационной производительности и потребного числа строительных машин
Определение эксплуатационной производительности
Производительность землеройно-транспортных и профилировочных машин в общем виде выражается:
где П — производительность, м 3 /ч; n — число рабочих циклов за 1 ч; q — объем грунта, перемещаемого за один цикл, м 3 .
Различают теоретическую, техническую и эксплуатационную производительность машин. Теоретическая производительность землеройной машины представляй собой производительность, обеспечиваемую конструктивными возможностями машин при непрерывной ее работе:
где По — теоретическая производительность, м 3 /ч; n — число циклов в 1 мин, определяется для нормальны условий работы (нормальная высота забоя, средняя расчетная скорость каната, угол поворота платформы 90°, выгрузка в отвал); q — геометрическая емкость ковша, м 3 .
Для средних условий работы значения и могут быть приняты по табл. 8.16.
Техническая производительность учитывает кроме технических возможностей машины конкретные условия, определяющие производительность за 1 ч непрерывной работы, и определяется по формуле:
где Пт — техническая производительность, м 3 /ч; По — теоретическая производительность, м 3 /ч; kг — коэффициент влияния грунта, зависящий от степени наполнения ковша и качества грунта (по табл. 8.17); kц — коэффициент продолжительности цикла в данных условиях, kц=nт/n (nт — число циклов в данных условиях, п — теоретическое число циклов).
Эксплуатационная производительность зависит от использования машины по времени с учетом неизбежных в процессе работы простоев (техническое обслуживание, простои по организационным причинам, передвижка машин, подготовка забоя и т. п.).
Эксплуатационная производительность подсчитывается по формуле:
где Пэ — эксплуатационная производительность, м 3 /ч; Пт — техническая производительность, м 3 /ч; kв — коэффициент использования по времени в течение смены (принимается для экскаватора 0,75 при работе в транспорт и 0,9 при работе в отвал).
Эксплуатационная производительность многоковшового экскаватора может быть определена по формуле:
где Пэ — эксплуатационная производительность, м 3 /ч; q — емкость ковша, v — скорость движения ковшей, м/с; t — шаг ковша, м; kн — коэффициент наполнения ковшей (в среднем 0,8—0,9); kр — коэффициент, учитывающий разрыхление грунта (принимается 0,7—0,9); kв — коэффициент использования экскаватора по времени (при хорошей организации работ 0,8—0,9).
Эксплуатационная производительность скрепера, работающего по замкнутому циклу, определяется по формуле:
где Пс — эксплуатационная производительность, м 3 /ч; Vс — геометрическая емкость ковша скрепера, м 3 ; t — время одного цикла, мин; kн — коэффициент наполнения ковша (в среднем 0,8—1); kр — коэффициент, учитывающий разрыхление грунта (принимается 0,7—0,9); kв — коэффициент использования скрепера по времени (принимается 0,8—0,9).
Время одного цикла, мин, определяется по формуле:
где tн — время наполнения ковша, мин:
где Lн=25÷45 м — длина пути набора грунта; vн — скорость перемещения скрепера при наборе грунта (обычно на 1-й или 2-й передаче трактора), м/мин: tр — время разгрузки скрепера, мин:
где Lр=15÷20 м — длина пути, проходимого скрепером при разгрузке; vр — скорость перемещения скрепера при разгрузке (обычно на 2-й или 3-й передаче трактора), м/мин; Lr — длина пути груженого хода, м; vr — скорость перемещения груженого скрепера (обычно на 3-й или 4-й передаче трактора), м/мин; Ln — длина пути порожнего хода, м; vп — скорость перемещения порожнего скрепера (обычно на 3-й или 4-й передаче трактора), м/мин.
Эксплуатационная производительность бульдозера в зависимости от характера выполняемой им работы определяется по одной из следующих формул.
а) При резании и перемещении грунта на расстояние свыше 50 м (обратное движение осуществляется передним ходом) отвалом, установленным перпендикулярно продольной оси трактора (α=90°), производительность бульдозера определяется по формуле:
где Па — эксплуатационная производительность, м 3 /ч; V — объем грунта, перемещаемого бульдозером за один рабочий цикл, м 3 :
где l — длина отвала, м; а — высота отвала по хорде, м; μ — коэффициент потери грунта, равной (j—0,005) kр — коэффициент разрыхления грунта (принимается 1,25—1,30); φ — угол естественного откоса грунта; kв — коэффициент использования бульдозера по времени (принимается 0,85—0,9); 7 — время одного цикла, мин.
Время одного цикла бульдозера, мин, определяется по формуле:
где Lн — длина пути набора грунта (резания), м; Lп — длина пути перемещения грунта, м; Lx — длина пути холостого хода, м; vн — скорость движения трактора при резании грунта (обычно на 1-й передаче), м/мин; vп — скорость движения трактора при перемещении грунта (обычно на 2-й передаче), м/мин; vx — скорость холостого хода трактора (обычно на 3-й передаче), м/мин; tо — время на опускание ножа (принимается 0,1 мин); tпов — время на поворот бульдозера (принимается 0,15—0,20 мин); tск — время на переключение скоростей (принимается 0,1 мин).
При дальности перемещения менее 50 м, когда бульдозер проходит обратный путь задним ходом, в формулу производительности вместо vx подставляют скорость заднего хода трактора, вместо tпов — время на перемену направления движения (tн=0,1 мин).
б) При разравнивании выгруженного из транспортных средств грунта отвалом, установленным под углом а к направлению движения (рабочий ход двусторонний), производительность бульдозера определяется по формуле:
где Пэ — эксплуатационная производительность, м 3 /ч; L — длина рабочего хода бульдозера (длина фронта работ), м; l — длина отвала, м; а — величина перекрытия проходов (принимается 0,2—0,3 м); vп — скорость движения трактора при перемещении грунта, м/мин; α — угол отвала к продольной оси трактора; tп — время на перемену направления движения (принимается 0,1 мин); kв — коэффициент использования по времени (принимается 0,85—0,9).
Эксплуатационная сменная производительность грейдера и автогрейдера в зависимости от характера выполняемых работ определяется по формулам:
а) при постройке земляного полотна:
где Пэ — эксплуатационная производительность, км/смену; n — общее число двусторонних проходов, необходимых для профилирования полотна, в том числе n1, n2, n3 — количество проходов, совершаемых на 1-й, 2-й и 3-й передачах трактора (число проходов может быть определено по схеме профилирования дороги); v1, v2, v3 — скорости работы на 1-й, 2-й и 3-й передачах трактора, км/ч; tпов — время, затрачиваемое на поворот машины в конце участка, ч (для грейдера 0,023 ч, для автогрейдера 0,01 ч); Т — продолжительность смены, ч; kв — коэффициент использования по времени (принимается 0,85—0,9);
б) при ремонте земляного полотна:
где Пэ — эксплуатационная производительность, км/смену; l — длина отвала автогрейдера, м; v — рабочая скорость, зависящая от характера выполняемой работы (2-я и 3-я передачи), км/ч; α — угол захвата при производстве ремонтных работ (принимается 45°); b — ширина земляного полотна, м; n — число проходов по одному месту, необходимых для восстановления профиля (в зависимости от состояния дороги — от 1 до 4 раз); ψ — коэффициент перекрытия проходов (принимается 1,1); T — продолжительность смены, ч; kв — коэффициент использования по времени (принимается 0,5—0,9).
Производительность кранов определяется по формуле:
где Пэ — эксплуатационная производительность, т/ч; Q — наибольшая грузоподъемность крана на заданном вылете, т; К1 — коэффициент использования крана по грузоподъемности (по табл. 8.18); K2 — коэффициент использования крана по времени (по табл. 8.18); n — наибольшее число циклов за 1 ч (по технической характеристике крана).
Эксплуатационная производительность подъемников определяется по приведенной формуле для кранов, но значения коэффициентов K1 и К2 принимаются по табл. 8.19.
Эксплуатационная производительность ленточного конвейера при перемещении сыпучих грузов в горизонтальном направлении определяется по формулам:
при плоской ленте
где Vэ — эксплуатационная производительность в объемных единицах, м/ч; Qэ — эксплуатационная производительность в весовых единицах, т/ч; b — ширина ленты конвейера, м; v — скорость движения ленты (по технической характеристике конвейера), м/с; ρ — плотность перемещаемого материала, т/м 3 .
При транспортировании бетона производительность конвейера уменьшается примерно на 40%. При установке конвейера в наклонном положении производительность снижается в зависимости от угла наклона (табл. 8.20).
Производительность бетономесителей определяется по формуле:
где Пэ — эксплуатационная производительность, м 3 /ч; Vб — емкость смесительного барабана, л; f — коэффициент выхода готовой бетонной смеси или раствора (принимается 0,67); n — число замесов (20—36 в зависимости от емкости барабана), замесов/ч.
Определение потребности в землеройных машинах
В качестве примера приведено определение потребности в землеройных машинах при сооружении КЭС с объемами земляных работ, принимаемыми по объемам работ, устанавливаемым для второго года строительства и являющимися максимальными за весь период: объем выемки — 1527 тыс. м 3 , объем насыпи — 950 тыс. м 3 .
Для строительства тепловых электростанций характерно следующее распределение выполнения объемов земляных работ различными механизмами, %:
Экскаваторы с ковшом емкостью до 0,25 м 3 — 1,4
Экскаваторы с ковшом емкостью свыше 0,25 м 3 — 57,4
Скреперы — 3
Бульдозеры — 38
Автогрейдеры — 0,2
Производительность землеройных машин может быть принята по средней годовой выработке машин (табл. 8.21).
Объем грунта, подлежащего разработке экскаваторами с ковшами емкостью до 0,25 м3, 1527000·0,014=15270 м 3 .
Требуемая суммарная емкость ковшей определяется ориентировочно, так как выработка для экскаваторов с емкостью ковшей 0,25 м 3 и ниже не нормируется: 15270:12500=1,02.
Общее количество экскаваторов с ковшом емкостью 0,25 м 3 1,02:0,25=4 шт.
Объем грунта, подлежащего разработке экскаваторами с ковшами емкостью свыше 0,25 м 3 , 1527000·0,574 = 876500 м 3 .
Требуемая суммарная емкость ковшей 876500:113000=8 м 3 .
Кроме того, из общего количества насыпи условно принимаем, что экскаваторной переработке подлежит дополнительно 40%, т. е. 350000 м 3 . Дополнительная потребная емкость ковшей составит 350000:113000=3,0 м 3 .
Общая требуемая емкость ковшей экскаваторов свыше 0,25 м 3 составит 8+3=11 м 3 .
Общее количество экскаваторов с ковшом емкостью 1 м 3 — 6 шт. и с ковшом емкостью 0,65 м 3 — 8 шт.
Для многоковшовых экскаваторов занятых на рытье траншей, выработка в Минэнерго СССР не нормируется. Количество многоковшовых экскаваторов принимается по нормам Госстроя СССР. Так, для многоковшового экскаватора принимается выработка 20000 м 3 в год на 1 экскаватор с суммарной емкостью ковшей 45,8 м 3 . Количество экскаваторов подсчитывается по объемам работ, определяемых ППР.
Объем грунта, разрабатываемого скреперами, 1527000·0,03 = 45810 м 3 .
Потребная емкость ковшей скреперов 45810:8600=13 м 3 .
Количество скреперов при емкости ковша 9,0 м 3 13:9=1,5≈2 шт.
Объем грунта, разрабатываемого бульдозерами, 1527000·0,38=580000 м 3 .
Требуемое количество бульдозеров 580000:42000=14 шт.
Кроме того, для переработки насыпи необходимо следующее количество бульдозеров: 950000:42000=22 шт.
Общая потребность в бульдозерах 14+22=36 шт.
В соответствии с проектами организации земляных работ основными механизмами на строительствах тепловых электростанций являются экскаваторы Э-1011 с емкостью ковша 1,0 м 3 , Э-1252 с емкостью ковша 1,25 м 3 и экскаваторы Э-04321, Э-04121, Э-652 с емкостью ковша 0,65 м 3 . Этими экскаваторами разрабатываются котлованы под главный корпус, сооружения гидроузла, подводящие и отводящие каналы.
Экскаваторы с емкостью ковша 0,25 м 3 и меньше применяются для рытья котлованов и траншей с небольшими объемами работ. Многоковшовые экскаваторы предназначаются для разработки траншей под подземные сети и коммуникации.
Число автомашин, необходимых для перевозки грунта и других грузов, подсчитывается по формуле:
где n — необходимое количество автомашин, шт.; 1,32 — коэффициент, учитывающий неравномерность суточных грузопотоков (≈1,1) и нахождение части автомашин в ремонте (≈1,2); Qсут — масса грузов, перевозимых в течение суток в наиболее напряженный по грузопотокам месяц, т; m — число смен работы автотранспорта в тот же период; с — среднесменное количество ездок, принимается в зависимости от дальности перевозок основных грузов (грунт, гравий, песок и т. д.); q — средняя грузоподъемность автомашин, т; К — коэффициент использования грузоподъемности, принимается в зависимости от соотношения отдельных видов грузов равным 0,7—0,9.
В табл. 8.22 и 8.23 приведены ориентировочные данные о потребности в строительных машинах при строительстве пылеугольной КЭС большой мощности.