- Все тонкости экспертизы двигателя автомобиля
- Судебная и внесудебная
- Законодательство
- Вопросы, на которые отвечает проверка
- Кто имеет право проводить?
- Необходимые измерительные инструменты
- Когда нужна независимая экспертиза двигателя?
- Сломался мотор на новой машине
- Сломался на б/у машине
- После недавнего ремонта
- Как правильно подготовить авто?
- Работа с ДВС
- Экспертиза электродвигателя
- Срок проведения и стоимость
- Случаи, когда проверка невозможна
- Сотрудник ГИБДД не нашел номер
- VIN-номер поврежден
- Полезное видео
- Меняем мотор: как оформить замену двигателя в ГИБДД в 2021?
- Изменения в конструкции: есть или нет?
- Когда изменений в конструкции нет
- А если изменения в конструкции есть?
- Шаг 1. Проходим предварительную экспертизу
- Шаг 2. Получаем разрешение на внесение изменений в конструкцию ТС
- Шаг 3. Меняем двигатель
- Шаг 4. Проходим повторную экспертизу
- Шаг 5. Проходим техосмотр
- Шаг 6. Проходим проверку в ГИБДД
Все тонкости экспертизы двигателя автомобиля
Двигатель – один из основных элементов автомобиля, повреждение которого в большинстве случаев ведет к прекращению эксплуатации ТС.
Определить причину и виновника возникновения повреждений без привлечения третьих лиц сложно. Для установления истины проводится экспертиза двигателя автомашины и затем можно с уверенностью сказать, что произошло.
Судебная и внесудебная
Экспертиза мотора может назначаться по указу судебного органа или по инициативе владельца машины, а также автосервиса. В первом случае работа проводится по рекомендации следователя, прокурора или непосредственно судьи. Основное отличие оценки, назначаемой в рамках судебного расследования, заключается в указании предупреждения о статье УК РФ в заключении эксперта.
Инициатором внесудебной оценки состояния ДВС выступает чаще всего собственник авто. Существуют ситуации, когда обязательно нужно пригласить независимого специалиста:
- при повреждении нового ТС, купленного в салоне, чтобы доказать невиновность водителя в причинении ущерба машине или наличие заводского брака;
- если вышел из строя мотор у авто, купленного на вторичном рынке. Владелец должен доказать, что повреждение было следствием неправильного обращения с ТС бывшего собственника;
- при восстановлении автомобиля после ДТП или очередных ремонтных работ, для определения вины автосалона;
- если работники СТО не могут определить техническую причину некорректной работы;
- при постановке авто на учет;
- при утере документов для установления мощности двигателя;
- если у сотрудника ГИБДД имеется подозрение, что машина была угнана, а госномера заменены, осуществляется проверка номера мотора ТС.
Правильно оформленный результат экспертной оценки движка является документом, имеющим юридическую силу.
При инициировании разбирательства в суде бумага используется как доказательство.
Внимание! Специалист, проводивший экспертизу, также вызывается для защиты позиции, выдвинутой при исследовании причин некорректной работы двигателя.
Законодательство
Экспертиза, назначаемая при рассмотрении дел, должна проводиться в соответствии с нормами УПК РФ. Проверяющим предоставляется заключение, в котором, согласно 80 статье УПК РФ, формулируются основные выводы. В соответствии с 204 статьей УПК РФ в выданном экспертом документе отображаются следующие сведения:
- время проведения исследования;
- место осмотра;
- основания для совершения действия;
- информация об организации, а также сведения о работнике и его уровне квалификации;
- данные об объекте, предоставленном для оценки (автомобиль);
- вопросы, которые предстоит осветить;
- информация о третьих лицах, присутствующих при процедуре оценивания;
- ход исследования и результаты;
- выводы на основе полученной информации.
При необходимости эксперт может включить сведения, которые дополняют картину оценки, но не затрагиваются в основных вопросах.
В некоторых случаях экспертиза проводится и вне рамок судебного процесса по желанию владельца ТС. При обнаружении повреждений на основании Закона № 2300-1 с продавца авто либо с фирмы, осуществляющей устранение недостатков, взыскивается компенсация.
Вопросы, на которые отвечает проверка
Задачей проверяющего является получение ответов на вопросы, позволяющие определить состояние мотора. Эксперт обязан установить:
- Наличие дефектов движка либо повреждений его основных модулей.
- Какие повреждения могли вызвать текущее состояние мотора.
- В какое время двигатель сломался.
- Причину возникновения повреждений, приведших к ухудшению состояния элемента.
- Подлежат ли замене испорченные детали.
- Может ли ТС в дальнейшем эксплуатироваться.
- Являются ли дефекты следствием заводского брака или некачественного ремонта.
- Может ли дефект проявиться повторно.
- Относятся ли недостатки к категории существенных.
- Насколько снизится стоимость ТС после восстановления.
- Сколько стоит замена деталей.
Ответы формулируются в конце документа, содержащего исследование, на основании полученных сведений.
Кто имеет право проводить?
Для проведения проверки состояния авто нужно прибегать только к услугам лицензированных фирм. Эксперт должен обладать высокой квалификацией, подтвержденной документально, а также владеть навыками в работе с оборудованием, предназначенным для оценки технического состояния движка.
Внимание! Результаты экспертизы, проведенной лицом, не имеющим квалификационный аттестат, не могут быть представлены в качестве доказательства в суде. Выданный проверяющим документ не будет иметь юридической силы.
Необходимые измерительные инструменты
Исследование проводится с использованием оборудования, предоставленного непосредственно проверяющим. В процессе оценки состояния двигателя используется фотоаппаратура.
Каждый этап и деталь экспертизы фотографируется, а затем снимки прикрепляются к листу с результатом исследования.
Специалист должен владеть целым рядом измерительной аппаратуры. В список необходимых приспособлений входит:
- набор щупов;
- магнитная стойка;
- штангенциркуль;
- нутрометр;
- контрольно-проверочная линейка;
- прибор, определяющий электронные коды имеющихся ошибок;
- микрометр.
В набор автомобильного проверяющего также входит лупа, позволяющая разглядеть мельчайшие повреждения, а в некоторых случаях – портативный микроскоп.
Когда нужна независимая экспертиза двигателя?
Помимо случаев, когда проведение вызвано распоряжением прокурора или судьи, есть ситуации инициации процедуры непосредственно владельцем ТС. Причем тестироваться мотор может как на новой машине, недавно сошедшей с конвейера, так и на авто, уже сменившем несколько владельцев.
Сломался мотор на новой машине
Если вышел из строя мотор на недавно купленном авто, собственник обращается за исправлением дефектов непосредственно в салон или техцентр фирмы-партнера. Однако некоторые организации, прежде чем отремонтировать ТС, требуют доказательств отсутствия вины собственника в возникшем повреждении.
Экспертиза, заказанная автодилером, не всегда является честной. Поэтому хозяева авто предпочитают перестраховаться и заранее отвести от себя вину, пригласив специалиста лицензированной фирмы для оценки состояния ТС.
Сломался на б/у машине
Если автомобиль покупался не в автосалоне, а у предыдущего собственника, возможность обнаружения дефекта увеличивается в разы. Чтобы получить компенсацию, а в ряде случаев даже вернуть деньги, уплаченные за покупку, новый хозяин заказывает оценку ТС.
Если информация, полученная в ходе исследования, однозначно укажет, что повреждение появилось при нахождении машины у предыдущего владельца, значит, имеет место факт продажи заведомо неработающего ТС. Он является основанием для разрыва договора о купле-продаже и возвращения уплаченных за транспорт средств.
После недавнего ремонта
Чаще всего дефекты двигателя наблюдаются после проведения восстановления авто. Ответственность в подобном случае ложится на станцию, проводящую устранение повреждений. Однако техцентр может попытаться переложить вину на водителя, вменив последнему неаккуратное обращение с ТС, приведшее к повреждению.
Однако при помощи эксперта, работающего независимо, удается установить истинного виновника возникновения дефектов. Если им оказался центр ремонта, в соответствии с 29 статьей Закона № 2300-1 он обязан:
- снизить стоимость восстановления;
- бесплатно отремонтировать двигатель;
- возместить расходы клиента, в том числе и за наем проверяющего.
Обратиться к эксперту владелец ТС может в течение 2 лет с момента исправления дефектов на СТО, если иной срок гарантии не установлен в договоре.
Как правильно подготовить авто?
Перед приходом проверяющего следует провести ряд действий, способных существенно упростить работу приглашенного специалиста:
- тщательно вымойте автомобиль;
- подготовьте техническую документацию на ТС;
- облегчите доступ к части машины, где расположен ДВС;
- выгрузите из авто лишние вещи.
Подобные манипуляции существенно сэкономят время и позволят проверяющему быстрее выполнить работу.
Работа с ДВС
Сначала эксперт устанавливает наличие поломок элементов ДВС при помощи имеющихся в наборе инструментов. Используются современные методики диагностики, практически исключающие ошибку. К основным процедурам относят:
- Органолептический анализ внешних оболочек. Позволяет установить, производилось ли изменение номера, а также обнаружить наличие коррозии, повреждений механического характера и масляных потеков. Удается также установить время эксплуатации движка.
- Измерение компрессии. Проводится при работающем моторе. Движок прослушивается, устанавливается степень его работоспособности. Используя автоматизированные устройства, проверяющий выявляет перекруты, появляющиеся при перегревании двигателя, а также наработки в моточасах.
После информация анализируется, а выводы отображаются в специальном экспертном заключении.
Экспертиза электродвигателя
При изучении электрического мотора авто проверяющий проводит диагностику каждого элемента:
Проверяется наличие повреждений изолятора. При экспертизе электродвигателя используются приборы, определяющие повреждения и степень износа составляющих частей.
Срок проведения и стоимость
Законодательно установлен только порядок процедуры. О сроках в нормативных актах РФ не говорится. Однако к внесудебной экспертизе хозяин авто может прибегнуть в любое время.
Цена оценки работоспособности двигателя начинается примерно с 15 000 рублей. Однако стоимость можно определить, только учитывая:
- модель авто;
- степень имеющихся повреждений;
- время процедуры;
- использование технически сложного оборудования.
Внимание! На сайтах известных фирм выложен подробный прайс-лист с указанием цены за каждую услугу.
Случаи, когда проверка невозможна
На каждый двигатель нанесен идентификационный номер, определяющий принадлежность мотора ТС. Иногда несоответствие цифр влечет невозможность проведения проверки, так как неясно, принадлежит ли движок конкретной машине.
Сотрудник ГИБДД не нашел номер
Если идентификатор вытравлен или не нанесен, сотрудник отправляет машину на экспертизу. Современные технологии в ряде случаев помогают определить номер даже при его удалении кислотой или механическим путем. Однако если сделать это не удалось, причислить мотор к составляющим авто невозможно, а значит, проверка состояния мотора на наличие повреждений не проводится.
VIN-номер поврежден
Снятие и постановка на учет авто при поврежденном VIN связана с массой трудностей. Восстановить номер невозможно, так как отсутствует законодательное описание процедуры. Поэтому проводить оценку состояния двигателя бессмысленно.
Полезное видео
Юрист по ситуации:
Как проходит процесс:
Меняем мотор: как оформить замену двигателя в ГИБДД в 2021?
Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года |
Представим: вы купили машину, а двигатель другой! Как быть? Неужто невнимательность при проверке автомобиля сыграла с вами злую шутку? А что, если это более мощный мотор или, скажем, он не соответствует требованиям безопасности к транспортным средствам? А если он не проходил по базе ГИБДД? А если инспектор угрожает штрафом, «розгами» и конфискацией автомобиля?
Спокойно! Вопрос решаемый: никто вас не накажет, а возможные проблемы при регистрации легко устраняются. Прежние проблемы ушли в прошлое, по новым правилам оформление замены двигателя в ГИБДД нужно вам, только если это повлечет конструктивные изменения в автомобиле. А иначе не стоит и «дергаться» – изменения в регистрационные данные внесут при следующем посещении автоинспекции, скажем, при продаже машины новому владельцу. Разбираем нюансы по новым правилам 2020 года.
Изменения в конструкции: есть или нет?
Сразу уточним: действующий сегодня порядок актуален с 2018 года. И хотя сами правила регистрации и административный регламент изменились, по факту поменялись лишь формулировки и номера приказов, принцип остался тот же. А он таков: если вы устанавливаете на автомобиль новый двигатель, идентичный прежнему, какие-либо действия по его регистрации проводить не нужно – оформление замены двигателя на аналогичный не осуществляется.
Дело в том, что номер мотора, маркировка и любые другие сведения о нем, кроме мощности, не относятся к регистрационным данным. Они указываются лишь в паспорте ТС, а его водитель с собой возить не обязан.
Вот и получается, что сверить соответствие номера и маркировки инспектор в дорожных условиях не сможет. Изменения в госреестр вносятся, но только при последующем обращении в ГИБДД по иной причине, специально «сдаваться» с новым мотором не нужно. Но это, уточним, касается только идентичного, «юридически чистого» двигателя, без перебитых номеров, розысков и прочих проблем.
Иная ситуация, если новый мотор мощнее или, наоборот, слабее прежнего.
Мощность двигателя – один из регистрационных реквизитов ТС (пп. 9 п. 2 ст. 11 ФЗ № 283 «О государственной регистрации ТС в РФ»), отображается в свидетельство о регистрации (его водитель возить с собой обязан).
Если она меняется, это признается внесением изменений в конструкцию автомобиля. И тогда владельцу придется пройти все 7 кругов оформления замены двигателя на более мощный через Ростехнадзор и ГИБДД.
Когда изменений в конструкции нет
Представим, что в ТС установлен новый контрактный двигатель аналогичной мощности. Конструктивных изменений не произошло, а значит подаваться в ГИБДД специально не нужно. Что в реальности было установлено под капот автомобиля или бензобак мотоцикла, выяснится лишь при перепродаже или иных регистрационных процедурах, когда автомобиль будет представлен к осмотру на площадке в автоинспекции.
Если замена двигателя не связана с изменением конструкции ТС, внесение сведений в госреестр ТС о его номере осуществляется ГИБДД при производстве регистрационных действий на основании результатов осмотра (п. 52 Правил, утв. Постановлением Правительства № 1764 от 21.12.2019).
Раньше замену двигателя без документов инспектор бы точно не пропустил: будь добр представь целый комплект бумаг, включая договор купли-продажи мотора в сборе как отдельного силового агрегата. Сегодня все гораздо проще: никакие документы на замененный двигатель при перерегистрации ТС ни новому, ни старому владельцу не нужны. Прямо на площадке осмотра инспектор проверит, ни изменялась ли маркировка, не объявлен ли мотор в розыск, предназначен ли агрегат для этой модели ТС и т.д.
Если все это в порядке, оформление замены двигателя на мотоцикле или авто пройдет «без сучка и задоринки»: инспектор внесет новые данные в государственный реестр и выдаст новый ПТС. Всё! Каких-либо других манипуляций проводить не нужно. Цена вопроса – госпошлина в размере 350 рублей (275 рублей при оплате через Госуслуги) за замену ПТС.
А если изменения в конструкции есть?
В таком случае будьте готовы к чрезмерной бюрократии, нервотрепке, очередям и непомерным расходам, явно превышающим 350 рублей. Дело в том, что конструктивные изменения влекут изменения содержания и состава регистрационных данных, содержащихся в соответствующей записи госреестра и документах, идентифицирующих автомобиль.
Это уже отдельное регистрационное действие, предусмотренное пп. 2 п. 4 ст. 10 ФЗ № 283, проходить его обязательно. И все бы ничего, но пройти его можно только на основании свидетельства о соответствии ТС требованиям безопасности.
Если замена двигателя связана с внесением изменений в конструкцию ТС, внесение сведений в госреестр транспортных средств о его номере осуществляется ГИБДД при производстве регистрационных действий на основании свидетельства о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности (абз. 2 п. 52 Правил).
Это правило касается случаев замены двигателя на меньший объем, на большую мощность, количество оборотов и при изменении прочих характеристик. Без указанного свидетельства переоформить двигатель невозможно, а его эксплуатация – повод для привлечения владельца к ответственности по ст. 12.1 КоАП. Получить такое свидетельство сложно. Но, возможно. Рассказываем, как.
Шаг 1. Проходим предварительную экспертизу
Первая ваша цель на пути к оформлению замены контрактного двигателя – это заключение предварительной технической экспертизы конструкции ТС на предмет возможности внесения в нее изменений, выданное испытательной лабораторией. Без него ГИБДД не выдаст разрешение на внесение изменений. Заключение оформляется как государственными инспекциями, так и частными аккредитованными сертификационными центрами. Что выбрать, решать владельцу – экспертиза проводится на платной основе. Вот пример такого заключения.
В документе обосновывается возможность внесения конструктивных изменений с технической точки зрения, описывается порядок необходимых для этого работ, а также делается вывод о соблюдении требований к безопасности ТС.
Шаг 2. Получаем разрешение на внесение изменений в конструкцию ТС
Такое разрешение выдается технадзором ГИБДД. Для его получения владелец ТС должен представить (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства № 413 от 06.04.2019):
- заявление на внесение изменений в конструкцию;
- гражданский паспорт заявителя;
- заключение предварительной экспертизы.
На практике инспектор может потребовать представить еще и автомобиль для осмотра и фотографирования, но законом это не предусмотрено. Инспектор должен провести проверку документов, и на их основании выдать разрешение или отказать в его выдаче (п. 6 Правил, утв. Постановлением № 413)
Шаг 3. Меняем двигатель
Проводить модификацию могут лишь сертифицированные организации, аккредитованные на выполнение соответствующего вида технических работ. Их может провести в том числе частная организация, выдавшая вам заключение предварительной экспертизы. Затем она должна составить заявление-декларацию об объеме и качестве работ». Ниже – образец такого заявления на случай, если вы будете менять двигатель самостоятельно.
Шаг 4. Проходим повторную экспертизу
Ее можно пройти в той же организации, которая давала предварительное заключение. Если все в порядке, аккредитованная организация выдает протокол проверки безопасности конструкции ТС. В нем подтверждается, что результаты оценки безопасности соответствуют требованиям технических регламентов в части внесенных конструктивных изменений. Вот пример такого заключения.
Шаг 5. Проходим техосмотр
Пройти его можно у любого оператора ТО. Список аккредитованных из реестра операторов размещен на сайте РСА. Оператор выдает вам диагностическую карту.
Шаг 6. Проходим проверку в ГИБДД
Финальный этап – оформление замены двигателя в Ростехнадзоре ГИБДД. Для этого обращаемся в уполномоченное подразделение и подаем (п. 8 Правил, утв. Постановлением № 413):
- заявление о выдаче свидетельства;
- гражданский паспорт владельца;
- заполненное заявление-декларацию;
- заключение (протокол) проверки безопасности конструкции ТС;
- квитанция об оплате госпошлины в размере 850 рублей;
- разрешение ГИБДД на внесение конструктивных изменений.
Подразделение ГИБДД производит осмотр автомобиля с внесенными в его конструкцию изменениями, осуществляет проверку представленных документов и по результатам этих действий выдает свидетельство о соответствии ТС требованиям безопасности (п. 9 Правил, утв. Постановлением № 413).
Ну вот и все, на этом процедура оформления замены двигателя в ГИБДД в 2020 году завершится. Останется только получить на основании свидетельства новый паспорт на автомобиль и продолжать его законно эксплуатировать. Цена вопроса – 15-50-100 тысяч рублей в зависимости от марки автомобиля, двигателя и запросов аккредитованной на проведение экспертиз организации.