- Определения износа при оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств. Экономическое содержание износа. Виды износа
- Виды износа. Методы определения степени физического износа машин при оценке (часть вторая)
- Функциональный износ машин
- Внешний (экономический) износ машин
- Совокупный (накопленный) износ машин
- Вопрос 2. Экономическая оценка износа машин.
Определения износа при оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств. Экономическое содержание износа. Виды износа
1.6.3 Определения износа при оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств. Экономическое содержание износа. Виды износа
Обычно каждая машина характеризуется рядом выходных параметров (потребительских свойств), причем допустимое значение каждого из них оговаривается в нормативных документах на машину. Например, для технологического оборудования это, прежде всего, точность и производительность. Пока значения выходных параметров находятся в допустимых пределах, машина должным образом выполняет свои функции, то есть является работоспособной. Работоспособность — это состояние машины, при котором она способна выполнять свои функции, сохраняя значения выходных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией.
С течением времени в любой машине происходят изменения, которые приводят к снижению уровня ее потребительских свойств. Различные виды энергии, действуя на машину, вызывают в ее узлах и деталях связанные со сложными физико-химическими явлениями процессы, которые приводят к износу, поломке, коррозии и другим видам повреждений. Это влечет за собой изменение потребительских свойств машины и может привести к нарушению работоспособности машины.
Например, нагрузки и трение в подвижных соединениях станка приводят к их износу и искажению начальной формы сопряжений, что вызывает потерю станком такого важного потребительского свойства, как точность. Воздействие реактивов вызывает коррозию в резервуарах и трубопроводах агрегатов химической промышленности, что приводит сначала к загрязнению химических веществ, изменению пропускных сечений трубопроводов, а затем и полному отказу этих агрегатов. При переменных силовых воздействиях на детали машин (валы и оси, болты, элементы сварных и заклепочных соединений и др.) в них могут воз62 никнуть усталостные разрушения (трещины), которые снижают прочность и могут привести к поломкам.
Нарушение работоспособности машины, вызванное разными причинами, принято называть отказом. Все отказы можно разделить на два основных вида — внезапные и постепенные.
Внезапные отказы возникают в результате сочетания неблагоприятных факторов, превышающих возможности машины, и носят случайный характер. Момент возникновения внезапного отказа не зависит от длительности предыдущей работы машины.
Постепенные (износовые) отказы связаны со старением машины, ухудшающим начальные показатели ее качества. Вероятность такого отказа в значительной степени зависит от длительности предыдущей работы машины. К этому виду относится большинство отказов машин.
Практика идентификации машин показывает, что появление отказов во времени подчиняется определенной закономерности. Обычно интенсивность отказов . велика в самый начальный период эксплуатации машины, который называют периодом приработки. Это так называемые приработочные отказы, имеющие характер внезапных отказов. Здесь выходят из строя «слабые» или некондиционные элементы машин. Если качество изготовления машин высокое или на предприятии-изготовителе проведена обстоятельная обкатка машины, то начального периода вообще может и не быть. На рынке такие машины стоят дороже.
Затем наблюдается спад интенсивности отказов, и их стабилизация на относительно низком уровне — это конец периода приработки. Дальше начинается период нормальной эксплуатации, который продолжается достаточно долго. Нагрузки, действующие на машину в этот период, не приводят к необратимым изменениям ее свойств. Отказы возникают только при значительных концентрациях нагрузок и имеют преимущественно внезапный характер. Интенсивность их не меняется на протяжении всего периода нормальной эксплуатации и остается на самом низком уровне.
Уровень интенсивности отказов в этот период, оставаясь низким, может различаться для аналогичных машин, выпущенных на разных предприятиях.
Данные об интенсивности отказов характеризуют качество продукции разных производителей, что отражается на ее цене.
В этот период, в основном, в результате износа и усталости происходит постепенное накопление необратимых изменений. Сопротивляемость машины внешним нагрузкам постепенно падает. Если это технологическая машина, то снижается ее производительность и ухудшается качество выпускаемой продукции.
Если эксплуатация не прекращается, то может наступить период катастрофических износов, когда эксплуатация машины становится экономически нецелесообразной. Поэтому еще до наступления последнего периода машину подвергают капитальному ремонту.
Свойство машины сохранять во времени свою работоспособность называется надежностью. Надежность — обобщенное свойство, включающее в себя понятия безотказности и долговечности.
Безотказность — свойство машины непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени (времени наработки на отказ). Показателями безотказности обычно служат либо вероятность безотказной работы p(t) в течение заданного интервала времени t = T (например, p = 0,95 в течение 1000 часов работы), либо интенсивность отказов .(t), либо среднее время безотказной работы Тср (наработка на отказ).
Машины, имеющие хорошие показатели безотказности, ценятся выше. На практике хорошие показатели безотказности часто ассоциируются с определенными фирмами-производителями машин и учитываются при оценке стоимости машины или формировании модели ее цены.
Долговечность — свойство машины сохранять работоспособность в течение всего периода эксплуатации при условии проведения обслуживания и ремонтов, поддерживающих машину в работоспособном состоянии.
Основным показателем долговечности машины является ее общий срок службы, который определяется допустимыми значениями выходных параметров и процессом износа, зависящим от многих факторов. Обычно для каждой машины устанавливается срок службы Тн, зависящий от ее вида и условий эксплуатации.
При этом предполагается, что в течение установленного срока службы машина должна подвергаться регулярным ремонтным воздействиям в соответствии с графиком планово-предупредительных ремонтов, когда ее утраченная работоспособность может быть частично восстановлена.
Надежность и износ машин как технико-экономические понятия
Надежность является одним из основных показателей качества машины и непосредственно связана с ее стоимостью. Для покупателя машины определяющим моментом является достижение наибольшего экономического эффекта от ее использования по назначению. В общем случае изменение во времени этого эффекта происходит под влиянием двух основных факторов: затрат Р на приобретение машины и эксплуатационных расходов E(t) на поддержание и восстановление ее работоспособности в течение всего срока эксплуатации. Эти затраты являются отрицательными, причем E(t) имеют тенденцию к возрастанию, так как по мере износа машины приходится затрачивать все большие средства на поддержание ее работоспособности.
С другой стороны, работа машины приносит доход D(t) ее владельцу. Однако доход со временем имеет тенденцию к уменьшению, поскольку из-за простоев в ремонте и обслуживании общая производительность машины уменьшается.
Виды износа. Методы определения степени физического износа машин при оценке (часть вторая)
Одним из главных факторов, вызывающих уменьшение надежности машин с течением времени, является износ, которому с начала эксплуатации подвергаются машины и оборудование.
В.Ю. Белопашенцев, эксперт-автотехник, практикующий оценщик машин и оборудования с 1997 г., – о методах определения различных видов износа.
В предыдущем материале мы рассмотрели методы определения степени физического износа машин при их оценке. Очередной материал – о функциональном и внешнем (экономическом) износе.
Функциональный износ машин
В отличие от физического износа, имеющего абсолютный характер, функциональный износ является относительным: это потеря стоимости машиной (объектом оценки) в результате применения новых технологий и материалов при производстве аналогичного оборудования и увеличение издержек при ее эксплуатации.
На ускорение функционального износа, т.е. частоту смены поколений машин и технологий, влияет научно-технический прогресс.
Применительно к вопросам оценки обычно рассматривают две стороны возможного отличия нового объекта от старого.
Исходя из статей затрат, различают следующие группы функционального износа (устаревание):
- износ, обусловленный избытком капитальных затрат.
Этот износ представляет собой результат технологических изменений, появления новых материалов или невозможности оптимально использовать оборудование, несбалансированности производственного процесса. Часто этот вид функционального износа называют технологическим устареванием.
Коэффициент функционального износа определяется по формуле:
Кфун = 1 – (По/Па)*n,
где По – производительность оцениваемого старого оборудования; Па – производительность нового оборудования или аналога; n – коэффициент торможения цены.
Этот износ возникает в результате совершенствования технологии либо повышения эффективности размещения и компоновки. Этот вид функционального износа часто называют операционным устареванием.
Определение обесценивания машин и оборудования, вызванное операционным устареванием, включает в себя следующие этапы
- определение ежегодных эксплуатационных расходов при использовании оцениваемого объекта;
- определение ежегодных эксплуатационных расходов при использовании аналога;
- определение разницы затрат на эксплуатацию;
- учет влияния налогов;
- определение остаточного срока экономической жизни оцениваемого объекта или времени на устранение недостатков;
- определение текущей стоимости ежегодных будущих потерь по соответствующей ставке дисконтирования.
Операционное устаревание можно рассматривать как сегодняшнюю стоимость будущих избыточных производственных затрат. В зависимости от типа излишних производственных затрат, связанных с действующим оборудованием, различают операционное устаревание, вызванное повышенными а) инвестиционными издержками; б) эксплуатационными затратами.
Внешний (экономический) износ машин
Внешний износ проявляется в потере стоимости, вызванной крупными отраслевыми, региональными, общенациональными или мировыми технологическими, социально-экономическими, экологическими и политическими изменениями, например, сокращением спроса и предложения на определенный вид продукции, ухудшением качества сырья, рабочей силы, вспомогательных систем, сооружений, правовыми изменениями.
Существуют два подхода при определении величины внешнего износа:
1) капитализация потери дохода, относящегося к внешнему воздействию;
2) сравнение продаж аналогичного оборудования при наличии и отсутствии внешних воздействий.
При достаточном объеме данных второй подход является более предпочтительным.
На экономическое устаревание влияет большое количество факторов, причем не всегда удается доказать, что обесценение происходит именно по той или иной причине.
При применении затратного подхода недоиспользование оборудования вследствие внешнего износа можно оценить с помощью относительных показателей. Обычно таким показателем является относительный коэффициент недоиспользования оборудования:
где Вфакт и Вном – ) соответственно фактический и номинальный выпуски продукции (в денежном выражении) за определенный период времени.
Коэффициент внешнего экономического износа оборудования равен
При определении внешнего экономического износа машин и оборудования важно четко представлять истинные причины снижения выпуска продукции.
Совокупный (накопленный) износ машин
Коэффициенты физического, функционального и экономического износов обычно вычисляют в долях или процентах от стоимости воспроизводства или стоимости замещения. Для определения коэффициента суммарного (Накопленного) износа существуют 1) аддитивный и 2) мультипликативный подходы.
- При аддитивном подходе коэффициент суммарного износа (К) определяется сложением коэффициентов физического, функционального и экономического износов.
К = Кфиз+Кфун+К вн - При мультипликативном подходе базой для определения коэффициентов износа является стоимость, из которой исключены учтенные ранее виды износа. В данном случае суммарный коэффициент износа (К) определяется по формуле:
К = 1 – (1 – Кфиз) х (1 – Кфун) х (1 – Квн)
При использовании доходного подхода вообще не требуется специальный учет какого-либо вида износа, так как влияние каждого из них проявляется в величине дохода, создаваемого объектом оценки.
При определении сравнительного подхода в качестве базы для определения стоимости машины обычно используют рыночные цены (Цан) идентичных объектов или близких аналогов. Считается, что в этих ценах уже учтен функциональный и внешний износы оборудования, практически одинаковых с объектом оценки.
Поэтому требуется определение лишь его физического износа для корректировки цен близких аналогов по степени износа, если это необходимо:
С = Цан х (1 – Ки, физ, оц)/(1 – Ки, физ, ан), где Ки, физ, оц; Ки, физ, ан – коэффициенты физического износа объекта оценки и близкого аналога соответственно.
При использовании затратного подхода процесс определения стоимости (С) объекта оценки сводится к определению полной стоимости воспроизводства (Св) с последующим учетом обесценения вследствие действия всех трех видов износа:
С = Св (1 – Ки, физ) х (1 – Ки, Фун) х (1 – Ки, вн).
Формулы определения коэффициентов износа, приведенные выше, показывают, что процедура учета всех трех видов износа предполагает определенную последовательность:
- первым всегда учитывают физический износ;
- затем функциональный;
- потом – внешний (экономический износ).
Вопрос 2. Экономическая оценка износа машин.
Необходимость экономической оценки износа и остаточной стоимости техники возникает:
1. При передаче рабочей машины в аренду.
2. При продаже ее другому владельцу.
3. При продаже не работавшей, но морально и физически изношенной от неупотребления машины.
4. При обмене требующих ремонт составных частей на исправные на условиях купли-продажи и др.
Критерием оценки износа является: утрата основными средствами их потребительной стоимости в связи с износом. Основной характеристикой потребительной стоимости является возможность снижения при использовании техники величины затрат живого и овеществленного труда в расчете на единицу продукции.
В практических расчетах за критерий эффективности техники чаще всего применяют не общественно необходимые издержки производства, а их модели в виде приведенных затрат или прямых издержек производства. Следует отметить, что износ машины происходит непрерывно в течении периода ее существования, затраты же труда и средств, связанные с возобновлением нарушенных регулировок, износившихся деталей происходит периодически. Несовпадение по времени процесса изнашивания и затрат связанных с восстановлением машины, закрывает характер проявления износа и в связи с этим затрудняет его определение. В практических отчетах в качестве оценочных критериев используют два показателя:
1. Характеризует изменение ресурса машины.
2. Характеризует изменение издержек производства, связанных с реализацией единицы ресурса в течение срока службы.
Методы определения износа машин.
1 метод. Метод сопоставления полного амортизационного срока со сроком службы на момент оценки износа. Вместо времени может быть взята наработка, т. е. производится сопоставление планового объема работ за амортизационный срок и объема работ, который выполнен к моменту оценки износа.
или
,
где U — износ в процентах;
t — отработанная часть срока службы, лет, ч;
Т — амортизационный срок, лет, ч;
— выполненный объем работ за t лет;
— объем работ установленный на весь амортизационный срок.
Этот метод получил наибольшее распространение за его простоту и доступность.
Недостаток: он не учитывает величину затрат на поддержание техники в работоспособном состоянии.
2 метод. Метод экономической оценки износа (предложен д. т. н-к Петуховым Р. М.).
Характеристика метода: учитывает износ машины не только как исходного образца, но и определенного объема добавочных вложений, связанных с ее ремонтом.
,
где U — износ в процентах;
Сд — первоначальная (восстановительная) стоимость изделия;
Ср — стоимость ремонта изделия;
t — фактический срок службы изделия на момент определения его износа;
Т — полный амортизационный срок службы;
tp — фактический срок службы изделия после очередного ремонта;
Тр — межремонтный срок службы изделия.
Недостаток: трудность практического определения величины Ср (т. к. в межремонтный период происходят труднопрогнозируемые отказы машины и следовательно невозможно (почти) определить общие затраты связанные с восстановлением работоспособности на межремонтный период, поэтому областью применения являются отдельные детали или сборочные единицы.
3 метод. Определение износа ведется по величине начисления амортизации (по первому методу) с учетом поправки к норме амортизации на реновацию для приведений ее в соответствие с действительным износом.
,
где t — период, за который определяется износ машины;
Нса(t) — норма начислений амортизации t, в руб.;
— поправка к норме амортизации на реновацию для приведений ее в соответствие с действительным износом, руб.
Методические пояснения к третьему способу.
Ранее мы представляли машину как совокупный фонд изнашивания:
,
где Фис — совокупный фонд изнашивания;
Фип — первоначальный фонд изнашивания, т. е. первоначальная стоимость машины;
Фид — дополнительный фонд изнашивания, т. е. сумма дополнительно вносимых в машину конструктивных и не конструктивных элементов, вносимых в машину за срок ее эксплуатации.
Тогда средние издержки эксплуатации, которые складываются за весь срок использования машины в расчете на единицу времени или на единицу наработки, определяется:
где Т — полный срок использования машины.
Средние издержки за период эксплуатации t:
,
где Нса(t) — начисленная за этот период амортизация;
Рэкс(t) — затраты на поддержание машины в работоспособном состоянии за период t.
Разница между издержками, исчисленных по средним значениям и фактическими расходами эксплуатации за период t запишется:
.
Тогда в развернутом виде величина износа определяемого по третьему способу запишется:
,
где Фид — средняя суммарная величина дополнительно внесенных в машину конструктивных и неконструктивных элементов за период t;
Рэкс(t) — суммарная величина Фид, внесенная в конкретную машину за период t.
Если величина Рэкс(t) затраченная хозяйством за период времени t на восстановление и поддержание работоспособности данной машины будет больше средней величины Фид(t), тогда значение в скобках будет отрицательным величина износа, вычисленная по данной формуле, для этой машины будет меньше, чем средняя величина износа для аналогичных машин.
Краткие выводы экономической оценки износа.
1. Экономическое изнашивание наиболее интенсивно протекает в первой половине срока службы машины. Внешние признаки износа проявляются во второй половине.
2. При определении износа и остаточной стоимости машины необходимо учитывать износ не только первоначального образца (первоначального фонда изнашивания), но и всей совокупности ее составных частей замененных за период использования машины (дополнительный фонд изнашивания).
3. При определении износа машины за пределами амортизационного срока необходимо учитывать затраты, которые необходимы для поддержки работоспособности машин за увеличенный срок службы.
Дата добавления: 2015-03-07 ; просмотров: 1849 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ