Двигатель ямз 651 схема

Характеристики двигателя ЯМЗ-651

Общая информация

Семейство включает 4 базовые модели, 5 модификаций и свыше 80 комплектаций. Модификации конструктивно выполнены аналогично базовым моделям и отличаются регулировками топливной аппаратуры за счет изменений параметров настройки электронного блока управления. Это дает возможность основным и потенциальным потребителям выбрать необходимую модель, по характеристикам наиболее подходящую выпускаемой технике.

Двигатели семейства ЯМЗ-650 по выбросам вредных веществ соответствуют Специальному техническому регламенту «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ»:

  • ЯМЗ-651: Правила ЕЭК ООН №24-03; №49RII-04; ГОСТ Р41.24-2003, ГОСТ Р41.49-2003 — Евро-4;
  • ЯМЗ-652: Правила ЕЭК ООН №24-03, №96-02, №85; ГОСТ Р41.85-99, ГОСТ Р41.24-2003;

Основные характеристики

Тип двигателя: дизель, 6-цилиндровый, D×S=123×156 мм, рабочим объемом 11,12 л, с рядным расположением цилиндров, 4-тактный, с непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом, жидкостным охлаждением, промежуточным охлаждением наддувочного воздуха типа «воздух-воздух» (охладитель устанавливается на изделиях). Степень сжатия 16,4. Ресурс до капитального ремонта 15 000 часов или 1 000 000 км пробега; гарантийный ресурс 140 000 км пробега.

Технические характеристики

Модель, комплектация ЯМЗ-651-01
(-11, -21, -31)
ЯМЗ-651
(-02, -12, -22, -32, -42, -52, -62)
ЯМЗ-651-03
(-13)
ЯМЗ-651-05
(-15, -25, -35)
ЯМЗ-6511-01
(-11, -21, -31)
Число и расположение цилиндров L6 (рядное)
Диаметр цилиндра, мм 123
Ход поршня, мм 156
Рабочий объем цилиндров, л 11,12
Мощность, кВт (л.с.) 303 (412) 266 (362)
Частота вращения, об/мин 1900±25
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) 1911 (195) 1765 (180)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин 1200–1400 1100–1400
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) 193 (142) 194,5 (143)
Сцепление MFZ-430
Коробка передач
Габаритные размеры, мм 1286×955×1136
Масса*, кг 1150 1198 1150
Применяемость «Урал»: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи с колесной формулой 4×2, 6×4, 8×4, 8×8, 10×8, 10×10 полной массой до 41 т, автопоезда до 54 т МАЗ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4 полной массой до 52 т, автопоезда до 65 т КрАЗ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4, 8×6, 8×8 полной массой до 52 т, автопоезда до 65 т МЗКТ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4 , 8×6, 8×8, 10×4, 10×6, 10×8, 10×10 полной массой до 52 т, автопоезда 65 т «Урал»: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 6×4, 8×4, 8×8, 10×8, 10×10 полной массой до 41 т, автопоезда до 54 т
Модель, комплектация ЯМЗ-6511
(-02, -12, -22, -32, -42, -52, -62)
ЯМЗ-6511-03
(-13)
ЯМЗ-6511-05
(-15, -25, -35)
ЯМЗ-6512
(-02, -32, -42)
Число и расположение цилиндров L6 (рядное)
Диаметр цилиндра, мм 123
Ход поршня, мм 156
Рабочий объем цилиндров, л 11,12
Мощность, кВт (л.с.) 266 (362) 234 (318)
Частота вращения, об/мин 1900±25 2000±25
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) 1765 (180) 1569 (160)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин 1100–1400
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) 194,5 (143) 196 (144)
Сцепление MFZ-430
Коробка передач
Габаритные размеры, мм 1286×955×1136
Масса*, кг 1150 1198 1150
Применяемость МАЗ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4 полной массой не более 44 т, автопоезда до 52 т КрАЗ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4, 8×8 полной массой до 44 т, автопоезда до 52 т МЗКТ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4 полной массой до 44 т, автопоезда до 52 т МАЗ: грузовые автомобили, шасси, самосвалы и тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6 полной массой до 36 т, автопоезда до 44 т
Читайте также:  Замена масла редукторе лодочного мотора ямаха

* масса заправленного двигателя в комплектности поставки (с транспортной подставой).

Модельный ряд двигателей ЯМЗ 650-656

Общая информация


Двигатель ЯМЗ-652 L6 с турбонаддувом

Двигатели семейства ЯМЗ-650 по выбросам вредных веществ соответствуют Специальному техническому регламенту «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ»:

  • ЯМЗ-651: Правила ЕЭК ООН №24-03; №49RII-04; ГОСТ Р41.24-2003, ГОСТ Р41.49-2003 — Евро-4;
  • ЯМЗ-652: Правила ЕЭК ООН №24-03, №96-02, №85; ГОСТ Р41.85-99, ГОСТ Р41.24-2003;

Основные характеристики

Тип двигателя: дизель, 6-цилиндровый, D×S=123×156 мм, рабочим объемом 11,12 л, с рядным расположением цилиндров, 4-тактный, с непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом, жидкостным охлаждением, промежуточным охлаждением наддувочного воздуха типа «воздух-воздух» (охладитель устанавливается на изделиях). Степень сжатия 16,4. Ресурс до капитального ремонта 15 000 часов или 1 000 000 км пробега; гарантийный ресурс 140 000 км пробега.

Технические характеристики

Модель, комплектация (Правила №96-02) ЯМЗ-652-01 (-11,-21,-31) ЯМЗ-652-301 (-311, -321, -331) ЯМЗ-652 (-02, -12, -22, -32, -42, -52, -62) ЯМЗ-652-05 (-15, -25, -35) ЯМЗ-6521-01 (-11,-21,-31)
Число и расположение цилиндров L6 (рядное)
Диаметр цилиндра, мм 123
Ход поршня, мм 156
Рабочий объем цилиндров, л 11,12
Мощность, кВт (л.с.) 303 (412) 266 (362)
Частота вращения, об/мин 1900±25
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) 1870 (191) 1670 (170)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин 1100–1400
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) 192 (141)
Сцепление MFZ-430 MFZ-430
Коробка передач ZF 16S 2220 TD
Габаритные размеры, мм 1286×935×1126 2301×935×1126 1286×935×1126 1300×935×1126 1286×935×1126
Масса*, кг 1100 1468 1100 1148 1100
Применяемость «Урал»: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 6×4, 6×6, 8×4, 8×8, 10×8, 10×10 полной массой до 41 т, автопоезда до 87 т МАЗ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4 полной массой до 52 т, а также автопоезда до 65 т МЗКТ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4, 8×6, 8×8, 10×4, 10×6, 10×8, 10×10 полной массой до 52 т, автопоезда до 65 т «Урал»: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 6×4, 6×6, 8×4, 8×8, 10×8, 10×10 полной массой до 41 т, а также автопоезда до 54 т
* масса заправленного двигателя в комплектности поставки (с транспортной подставой).
Модель, комплектация (Правила №96-02) ЯМЗ-6521-101 (-111, -121, -131) ЯМЗ-6521 (-02, -12, -22, -32, -42, -52, -62) ЯМЗ-6521-05 (-15, -25, -35)
Число и расположение цилиндров L6 (рядное)
Диаметр цилиндра, мм 123
Ход поршня, мм 156
Рабочий объем цилиндров, л 11,12
Мощность, кВт (л.с.) 266 (362)
Частота вращения, об/мин 1900±25
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) 1670 (170)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин 1100–1400
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) 192 (141)
Сцепление MFZ-430 MFZ-430
Коробка передач ZF 16S 1820 TO
Габаритные размеры, мм 2216×935×1126 1286×935×1126 1300×935×1126
Масса*, кг 1438 1100 1148
Применяемость «Урал»: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 6×4, 6×6, 8×4, 8×8, 10×8, 10×10 полной массой до 41 т, автопоезда до 54 т МАЗ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4 полной массой до 44 т, а также автопоезда до 52 т МЗКТ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4 полной массой 44 т, автопоезда до 52 т
* масса заправленного двигателя в комплектности поставки (с транспортной подставой).


Двигатель ЯМЗ-652 L6 с турбонаддувом

Двигатель ЯМЗ-651

Двигатель ЯМЗ-651 это 6-цилиндровый 4-тактный дизель с рядным расположением цилиндров, жидкостной системой охлаждения, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа “воздух-воздух”, установленном на транспортном средстве (без системы EGR).

По выбросам вредных веществ соответствует экологическому классу 4 для дорожной техники – Правилам ООН № 49-05C (уровень В1 с системой EOBD), № 24-03 – euro-4.

Для достижения экологического уровня euro-5 применена система SCR, установленная на транспортном средстве, и PM-CAT каталитический нейтрализатор. Топливная система аккумуляторного типа (ECRS) фирмы R.Bosch.

Читайте также:  При качании машины стук спереди с правой стороны

Инструкция к двигателю ЯМЗ-651 (PDF, 30 Мб, на русском)

Технические характеристики

Диаметр цилиндра, мм 123
Ход поршня, мм 156
Рабочий объем двигателя, л 11,12
Номинальная мощность, кВт (л.с.) 303 (412)
Номинальная частота вращения, мин-1 1900
Максимальный крутящий момент, Нм (кгс·м) 1911 (195)
Частота вращения при макс. крутящем моменте, мин-1 1200-1400
Степень сжатия 16,4
Порядок работы цилиндров 1 — 5 — 3 — 6 — 2 — 4
Мин. удельный расход топлива, г/(кВт·ч) / г/(л.с.·ч) 193 (142)
Ресурс до капитального ремонта, тыс.км пробега ТС 1000
Габаритные размеры, мм ДхШхВ 1286 / 935 / 1126
Масса двигателя (вес), кг 1030
Экология (Правила ООН) № 49-05C (B1, EOBD) — euro-4

Схема расположения узлов ЯМЗ-651

Вид слева Вид спереди Вид справа
  1. насос гидроусилителя руля;
  2. датчик давления масла;
  3. датчик частоты вращения вала топливного насоса;
  4. топливный насос;
  5. генератор;
  6. подогреватель воздуха;
  7. пневмоклапан управления заслонкой моторного тормоза;
  8. реле включения подогревателя воздуха;
  9. маслозаливая горловина;
  10. топливные трубки высокого давления;
  11. фильтр центробежной очистки масла;
  12. датчик давления и температуры наддувочного воздуха;
  13. стартер;
  14. датчик частоты вращения коленчатого вала;
  15. датчик давления и температуры топлива;
  16. фильтр тонкой очистки топлива;
  17. картер масляный;
  18. табличка заводская;
  19. топливная рампа;
  20. электронная блок управления.
  1. датчик температуры охлаждающей жидкости;
  2. вязкостная муфта включения вентилятора;
  3. датчик температуры наддувочного воздуха;
  4. гаситель крутильных колебаний.
  1. заслонка моторного тормоза;
  2. заслонка системы EGR;
  3. пневмоцилиндр управления застонкой системы EGR;
  4. турбокомпрессор;
  5. пневмоклапан управления застонкой системы EGR;
  6. пневмокомпрессор;
  7. полнопоточный фильтр очистки масла;
  8. пневмоцилиндр управления заслонкой моторного тормоза.

Особенности конструкции

Система топливоподачи

Аккумуляторного типа (CRS) с электронным управлением подачей топлива EDC7 UC31.

Обеспечивает давления впрыска топлива:

  • для двигателей Евро-3 до 1400 бар;
  • для двигателей Евро-4 до 1600 бар.

Производитель Robert Bosch GmbH, Diesel Systems.

В состав системы CRS 2 входят:

  • насос высокого давления с модулем дозирования,
  • общий топливопровод-накопитель (рампа),
  • форсунки,
  • электронный блок управления двигателя,
  • датчики: температуры и давления дизтоплива в контуре низкого давления,
  • давления топлива в рампе,
  • температуры охлаждающей жидкости,
  • температуры и давления наддувочного воздуха,
  • давления масла,
  • частоты вращения двигателя,
  • частоты вращения вентилятора,
  • частоты вращения насоса топливного.

Для достижения параметров Евро-4 внедрены следующие конструктивные решения:

  • применение системы EGR (рециркуляции отработавших газов) и РМ-САТ (глушителя-нейтрализатора);
  • повышение энергии впрыска топлива;
  • модернизация систем охлаждения и наддува.

При этом обеспечена максимальная унификация с двигателями Евро-3.

Рубежи тяжёлого класса

Продолжается совершенствование дизелей тяжёлого класса ЯМЗ-650. Эти рядные 6-цилиндровые двигатели размерностью DxS=123х156 мм выпускаются по лицензии французской компании Renault Trucks. При рабочем объёме 11,12 л мощность составляет 311; 361 и 412 л.с., а максимальный крутящий момент – от 1215 до 1870 Нм при 1100–1400 об / мин.

Модифицированные турбодизели ЯМЗ-651 и ЯМЗ-652 уровня Euro 4, являющиеся детищем специалистов «Автодизеля» и инжиниринговой фирмы Ricardo (Великобритания), стали дальнейшим развитием базовой модели ЯМЗ-650. Силовые установки получили систему EGR с сажевым фильтром, глушитель-нейтрализатор в выпускной системе типа PM-CAT, модернизированную систему топливоподачи Common Rail, изменённую систему охлаждения и наддува, доработанную цилиндро-поршневую группу. В зависимости от мощности минимальный удельный расход топлива – 190–194,5 г / кВтч.

Установка более совершенной топливной аппаратуры с увеличенным до 200 МПа давлением впрыска и системы SCR позволило разработать и освоить серийное производство модели ЯМЗ-653, выполняющей требования стандарта Euro 5. При этом мощность удалось увеличить до 422 л.с., а максимальный крутящий момент до 2000 Нм при 1100–1300 об / мин. Ресурс этого силового агрегата – 1 млн км. Поскольку технические резервы мотора ограничены, версию уровня Euro 6 создавать не планируют.

Свою эстафету ЯМЗ-650 в будущем передаст семейству двигателей следующего поколения ЯМЗ-780, которое включает мощные высокооборотные дизели, предназначенные для монтажа на серийные и перспективные модели коммерческого транспорта и армейскую технику. Надо сказать, что эти рядные 6-цилиндровые агрегаты рабочим объёмом 12,42 л впитали всё самое лучшее, что накоплено в отечественном и мировом дизелестроении. Самая современная система впрыска топлива Common Rail, передовая электроника управления и турбонаддув, блок цилиндров повышенной прочности и другие конструктивные решения позволят расширить границы мощности от 400 до 750 л.с., а в дальнейшем до 1000 л.с. и более. Максимальный крутящий момент достигает 3000–3700 Нм.

Читайте также:  Схема расположения деталей автомобиля

Унификация внутри семейства будет достигать 70 %. Это цилиндро-поршневая группа, кривошипно-шатунный механизм, крышка головки блока цилиндров, элементы топливной аппаратуры, турбонаддув и электронный блок управления двигателем (ЭБУ). В числе достоинств ЯМЗ-780 нужно отметить соответствие нормам Euro 5, а будущем – Euro 6, низкий расход топлива во всём спектре рабочих условий и невысокую стоимость эксплуатации. Впрочем, и ремонтопригодность находится на высоте. Для получения объективной информации о состоянии систем и агрегатов двигателя в стандартной комплектации предусмотрены диагностические датчики и разъёмы. Новинка по массо-габаритным показателям близка к предшественнику ЯМЗ-653, а посему может выпускаться на том же оборудовании. Производство нового семейства, запланированное на 2020 г., позволит удовлетворить спрос на силовые установки мощностью свыше 420 л.с.

В 2020 г. развернут серийный выпуск автомобильного варианта модели 780, получившего обозначение ЯМЗ-770. Его мощностный диапазон находится в границах от 370 до 550 л.с.

Сегодня наибольший объём производства пока приходится на V-образные дизельные моторы размерностью DxS=130х140 мм. Семейство объединяет тяжёлые 6-, 8- и 12-цилиндровые агрегаты рабочим объёмом 11; 15; 14,86 и 22,3 л различных экологических классов.

Мощность турбированных «шестёрок» ЯМЗ-6565 (11,15 л) составляет 230–300 л.с., а «восьмёрок» ЯМЗ-6585 (14,86 л) – 330–420 л.с. В исполнении Euro 4 двигатели оборудованы ЭБУ, системой SCR, а также топливной аппаратурой Common Rail (с использованием насоса «Компакт-40») с увеличенным до 180 МПа максимальным давлением впрыска и многофазной подаче топлива. Помимо всего доработке подверглись блок цилиндров, головка блока, маховик и его картер, впускные коллекторы, в свою очередь систему вентиляции картера выполнили замкнутой.

Проделанная ранее работа позволила достаточно просто перейти на выпуск автомобильных вариантов моторов V-6 и V-8 экологического класса Euro 5. Более того, у ЯМЗ-6585 мощность подняли до 500 л.с., а крутящий момент – до 2000 Нм. С этой целью изменили фазы газораспределения, отрегулировали систему впрыска топлива, по-другому настроили турбонаддув, модифицировали систему смазки, улучшили эффективность охлаждения поршней изменённой конструкции. В процессе дальнейшей модернизации мощность ЯМЗ-6585 будет увеличена до 530 л.с. Удельный расход топлива у обоих моторов находится на современном уровне – 194 г / кВтч.

Как тут не сказать, что изготовление топливной аппаратуры для упомянутых моторов, ЭБУ, программное обеспечение, электронно управляемые форсунки с повышенным давлением впрыска взяли на себя отечественные предприятия.

В модельном ряду как и прежде остаются разновидности двигателей V-6 и V-8 экологического уровня Euro 3, Euro 2, Euro 1 и даже Euro 0. Модели серий ЯМЗ-6581, ЯМЗ-7511, ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 мощностью 150–420 л.с. поставляются как запчасти на ранее выпущенную автотехнику, используются на строительно-дорожном оборудовании, армейских машинах и пр., где экологические требования не столь строги.

То же самое относится и к семейству тяжёлых V-образных 12-цилиндровых дизельных двигателей ЯМЗ-240 рабочим объёмом 22,3 л. Агрегаты с непосредственным впрыском топлива в безнаддувной и наддувной версиях мощностью 300–500 л.с. удовлетворяют нормам Euro 0.

Завершают производственную программу тяжёлые V-образные 12-цилиндровые дизели, рабочим объёмом 25,86 л и размерностью DxS=140х140 мм.

Моторы серии ЯМЗ-840 (Euro 0 и Euro 1) мощностью 650–800 л.с. оборудованы непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом с промежуточным охлаждением, головками цилиндров с четырьмя клапанами.

Аналогичные по техническому исполнению двигатели серии ЯМЗ-850, развивающие мощность 440–680 л.с., удовлетворяют стандарту Euro 0.

Силовые установки обеих групп применяются только на тяжёлой мобильной и других видах специальной техники.

В Ярославле надеются, что рост производства продолжится и в ближайшей перспективе: в 2020 г. предприятие планирует изготовить 45,9 тыс., а в 2018-м уже 59,6 тыс. двигателей. Для этого мощности по выпуску ЯМЗ-530 придётся наращивать. Через пять лет они должны увеличиться с нынешних 20–25 тыс. до 50 тыс. единиц в год.

Оцените статью