- Характеристики двигателя ЯМЗ-651
- Общая информация
- Основные характеристики
- Технические характеристики
- Модельный ряд двигателей ЯМЗ 650-656
- Общая информация
- Основные характеристики
- Технические характеристики
- Двигатель ЯМЗ-651
- Технические характеристики
- Схема расположения узлов ЯМЗ-651
- Особенности конструкции
- Система топливоподачи
- Рубежи тяжёлого класса
Характеристики двигателя ЯМЗ-651
Общая информация
Семейство включает 4 базовые модели, 5 модификаций и свыше 80 комплектаций. Модификации конструктивно выполнены аналогично базовым моделям и отличаются регулировками топливной аппаратуры за счет изменений параметров настройки электронного блока управления. Это дает возможность основным и потенциальным потребителям выбрать необходимую модель, по характеристикам наиболее подходящую выпускаемой технике.
Двигатели семейства ЯМЗ-650 по выбросам вредных веществ соответствуют Специальному техническому регламенту «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ»:
- ЯМЗ-651: Правила ЕЭК ООН №24-03; №49RII-04; ГОСТ Р41.24-2003, ГОСТ Р41.49-2003 — Евро-4;
- ЯМЗ-652: Правила ЕЭК ООН №24-03, №96-02, №85; ГОСТ Р41.85-99, ГОСТ Р41.24-2003;
Основные характеристики
Тип двигателя: дизель, 6-цилиндровый, D×S=123×156 мм, рабочим объемом 11,12 л, с рядным расположением цилиндров, 4-тактный, с непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом, жидкостным охлаждением, промежуточным охлаждением наддувочного воздуха типа «воздух-воздух» (охладитель устанавливается на изделиях). Степень сжатия 16,4. Ресурс до капитального ремонта 15 000 часов или 1 000 000 км пробега; гарантийный ресурс 140 000 км пробега.
Технические характеристики
Модель, комплектация | ЯМЗ-651-01 (-11, -21, -31) | ЯМЗ-651 (-02, -12, -22, -32, -42, -52, -62) | ЯМЗ-651-03 (-13) | ЯМЗ-651-05 (-15, -25, -35) | ЯМЗ-6511-01 (-11, -21, -31) |
---|---|---|---|---|---|
Число и расположение цилиндров | L6 (рядное) | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 123 | ||||
Ход поршня, мм | 156 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 11,12 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 303 (412) | 266 (362) | |||
Частота вращения, об/мин | 1900±25 | ||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 1911 (195) | 1765 (180) | |||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1200–1400 | 1100–1400 | |||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 193 (142) | 194,5 (143) | |||
Сцепление | — | — | — | MFZ-430 | — |
Коробка передач | — | — | — | — | — |
Габаритные размеры, мм | 1286×955×1136 | ||||
Масса*, кг | 1150 | 1198 | 1150 | ||
Применяемость | «Урал»: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи с колесной формулой 4×2, 6×4, 8×4, 8×8, 10×8, 10×10 полной массой до 41 т, автопоезда до 54 т | МАЗ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4 полной массой до 52 т, автопоезда до 65 т | КрАЗ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4, 8×6, 8×8 полной массой до 52 т, автопоезда до 65 т | МЗКТ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4 , 8×6, 8×8, 10×4, 10×6, 10×8, 10×10 полной массой до 52 т, автопоезда 65 т | «Урал»: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 6×4, 8×4, 8×8, 10×8, 10×10 полной массой до 41 т, автопоезда до 54 т |
Модель, комплектация | ЯМЗ-6511 (-02, -12, -22, -32, -42, -52, -62) | ЯМЗ-6511-03 (-13) | ЯМЗ-6511-05 (-15, -25, -35) | ЯМЗ-6512 (-02, -32, -42) | |
Число и расположение цилиндров | L6 (рядное) | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 123 | ||||
Ход поршня, мм | 156 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 11,12 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 266 (362) | 234 (318) | |||
Частота вращения, об/мин | 1900±25 | 2000±25 | |||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 1765 (180) | 1569 (160) | |||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1100–1400 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 194,5 (143) | 196 (144) | |||
Сцепление | — | — | MFZ-430 | — | |
Коробка передач | — | — | — | — | |
Габаритные размеры, мм | 1286×955×1136 | ||||
Масса*, кг | 1150 | 1198 | 1150 | ||
Применяемость | МАЗ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4 полной массой не более 44 т, автопоезда до 52 т | КрАЗ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4, 8×8 полной массой до 44 т, автопоезда до 52 т | МЗКТ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4 полной массой до 44 т, автопоезда до 52 т | МАЗ: грузовые автомобили, шасси, самосвалы и тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6 полной массой до 36 т, автопоезда до 44 т |
* масса заправленного двигателя в комплектности поставки (с транспортной подставой).
Модельный ряд двигателей ЯМЗ 650-656
Общая информация
Двигатель ЯМЗ-652 L6 с турбонаддувом
Двигатели семейства ЯМЗ-650 по выбросам вредных веществ соответствуют Специальному техническому регламенту «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ»:
- ЯМЗ-651: Правила ЕЭК ООН №24-03; №49RII-04; ГОСТ Р41.24-2003, ГОСТ Р41.49-2003 — Евро-4;
- ЯМЗ-652: Правила ЕЭК ООН №24-03, №96-02, №85; ГОСТ Р41.85-99, ГОСТ Р41.24-2003;
Основные характеристики
Тип двигателя: дизель, 6-цилиндровый, D×S=123×156 мм, рабочим объемом 11,12 л, с рядным расположением цилиндров, 4-тактный, с непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом, жидкостным охлаждением, промежуточным охлаждением наддувочного воздуха типа «воздух-воздух» (охладитель устанавливается на изделиях). Степень сжатия 16,4. Ресурс до капитального ремонта 15 000 часов или 1 000 000 км пробега; гарантийный ресурс 140 000 км пробега.
Технические характеристики
Модель, комплектация (Правила №96-02) | ЯМЗ-652-01 (-11,-21,-31) | ЯМЗ-652-301 (-311, -321, -331) | ЯМЗ-652 (-02, -12, -22, -32, -42, -52, -62) | ЯМЗ-652-05 (-15, -25, -35) | ЯМЗ-6521-01 (-11,-21,-31) |
Число и расположение цилиндров | L6 (рядное) | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 123 | ||||
Ход поршня, мм | 156 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 11,12 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 303 (412) | 266 (362) | |||
Частота вращения, об/мин | 1900±25 | ||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 1870 (191) | 1670 (170) | |||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1100–1400 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 192 (141) | ||||
Сцепление | — | MFZ-430 | — | MFZ-430 | — |
Коробка передач | — | ZF 16S 2220 TD | — | — | — |
Габаритные размеры, мм | 1286×935×1126 | 2301×935×1126 | 1286×935×1126 | 1300×935×1126 | 1286×935×1126 |
Масса*, кг | 1100 | 1468 | 1100 | 1148 | 1100 |
Применяемость | «Урал»: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 6×4, 6×6, 8×4, 8×8, 10×8, 10×10 полной массой до 41 т, автопоезда до 87 т | МАЗ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4 полной массой до 52 т, а также автопоезда до 65 т | МЗКТ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4, 8×6, 8×8, 10×4, 10×6, 10×8, 10×10 полной массой до 52 т, автопоезда до 65 т | «Урал»: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 6×4, 6×6, 8×4, 8×8, 10×8, 10×10 полной массой до 41 т, а также автопоезда до 54 т | |
* масса заправленного двигателя в комплектности поставки (с транспортной подставой). | |||||
Модель, комплектация (Правила №96-02) | ЯМЗ-6521-101 (-111, -121, -131) | ЯМЗ-6521 (-02, -12, -22, -32, -42, -52, -62) | ЯМЗ-6521-05 (-15, -25, -35) | ||
Число и расположение цилиндров | L6 (рядное) | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 123 | ||||
Ход поршня, мм | 156 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 11,12 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 266 (362) | ||||
Частота вращения, об/мин | 1900±25 | ||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 1670 (170) | ||||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1100–1400 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 192 (141) | ||||
Сцепление | MFZ-430 | — | MFZ-430 | ||
Коробка передач | ZF 16S 1820 TO | — | — | ||
Габаритные размеры, мм | 2216×935×1126 | 1286×935×1126 | 1300×935×1126 | ||
Масса*, кг | 1438 | 1100 | 1148 | ||
Применяемость | «Урал»: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 6×4, 6×6, 8×4, 8×8, 10×8, 10×10 полной массой до 41 т, автопоезда до 54 т | МАЗ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4 полной массой до 44 т, а также автопоезда до 52 т | МЗКТ: грузовые автомобили, самосвалы, шасси, тягачи 4×2, 4×4, 6×2, 6×4, 6×6, 8×4 полной массой 44 т, автопоезда до 52 т | ||
* масса заправленного двигателя в комплектности поставки (с транспортной подставой). |
Двигатель ЯМЗ-652 L6 с турбонаддувом
Двигатель ЯМЗ-651
Двигатель ЯМЗ-651 это 6-цилиндровый 4-тактный дизель с рядным расположением цилиндров, жидкостной системой охлаждения, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа “воздух-воздух”, установленном на транспортном средстве (без системы EGR).
По выбросам вредных веществ соответствует экологическому классу 4 для дорожной техники – Правилам ООН № 49-05C (уровень В1 с системой EOBD), № 24-03 – euro-4.
Для достижения экологического уровня euro-5 применена система SCR, установленная на транспортном средстве, и PM-CAT каталитический нейтрализатор. Топливная система аккумуляторного типа (ECRS) фирмы R.Bosch.
Инструкция к двигателю ЯМЗ-651 (PDF, 30 Мб, на русском)
Технические характеристики
Диаметр цилиндра, мм | 123 |
Ход поршня, мм | 156 |
Рабочий объем двигателя, л | 11,12 |
Номинальная мощность, кВт (л.с.) | 303 (412) |
Номинальная частота вращения, мин-1 | 1900 |
Максимальный крутящий момент, Нм (кгс·м) | 1911 (195) |
Частота вращения при макс. крутящем моменте, мин-1 | 1200-1400 |
Степень сжатия | 16,4 |
Порядок работы цилиндров | 1 — 5 — 3 — 6 — 2 — 4 |
Мин. удельный расход топлива, г/(кВт·ч) / г/(л.с.·ч) | 193 (142) |
Ресурс до капитального ремонта, тыс.км пробега ТС | 1000 |
Габаритные размеры, мм ДхШхВ | 1286 / 935 / 1126 |
Масса двигателя (вес), кг | 1030 |
Экология (Правила ООН) | № 49-05C (B1, EOBD) — euro-4 |
Схема расположения узлов ЯМЗ-651
Вид слева | Вид спереди | Вид справа |
|
|
|
Особенности конструкции
Система топливоподачи
Аккумуляторного типа (CRS) с электронным управлением подачей топлива EDC7 UC31.
Обеспечивает давления впрыска топлива:
- для двигателей Евро-3 до 1400 бар;
- для двигателей Евро-4 до 1600 бар.
Производитель Robert Bosch GmbH, Diesel Systems.
В состав системы CRS 2 входят:
- насос высокого давления с модулем дозирования,
- общий топливопровод-накопитель (рампа),
- форсунки,
- электронный блок управления двигателя,
- датчики: температуры и давления дизтоплива в контуре низкого давления,
- давления топлива в рампе,
- температуры охлаждающей жидкости,
- температуры и давления наддувочного воздуха,
- давления масла,
- частоты вращения двигателя,
- частоты вращения вентилятора,
- частоты вращения насоса топливного.
Для достижения параметров Евро-4 внедрены следующие конструктивные решения:
- применение системы EGR (рециркуляции отработавших газов) и РМ-САТ (глушителя-нейтрализатора);
- повышение энергии впрыска топлива;
- модернизация систем охлаждения и наддува.
При этом обеспечена максимальная унификация с двигателями Евро-3.
Рубежи тяжёлого класса
Продолжается совершенствование дизелей тяжёлого класса ЯМЗ-650. Эти рядные 6-цилиндровые двигатели размерностью DxS=123х156 мм выпускаются по лицензии французской компании Renault Trucks. При рабочем объёме 11,12 л мощность составляет 311; 361 и 412 л.с., а максимальный крутящий момент – от 1215 до 1870 Нм при 1100–1400 об / мин.
Модифицированные турбодизели ЯМЗ-651 и ЯМЗ-652 уровня Euro 4, являющиеся детищем специалистов «Автодизеля» и инжиниринговой фирмы Ricardo (Великобритания), стали дальнейшим развитием базовой модели ЯМЗ-650. Силовые установки получили систему EGR с сажевым фильтром, глушитель-нейтрализатор в выпускной системе типа PM-CAT, модернизированную систему топливоподачи Common Rail, изменённую систему охлаждения и наддува, доработанную цилиндро-поршневую группу. В зависимости от мощности минимальный удельный расход топлива – 190–194,5 г / кВтч.
Установка более совершенной топливной аппаратуры с увеличенным до 200 МПа давлением впрыска и системы SCR позволило разработать и освоить серийное производство модели ЯМЗ-653, выполняющей требования стандарта Euro 5. При этом мощность удалось увеличить до 422 л.с., а максимальный крутящий момент до 2000 Нм при 1100–1300 об / мин. Ресурс этого силового агрегата – 1 млн км. Поскольку технические резервы мотора ограничены, версию уровня Euro 6 создавать не планируют.
Свою эстафету ЯМЗ-650 в будущем передаст семейству двигателей следующего поколения ЯМЗ-780, которое включает мощные высокооборотные дизели, предназначенные для монтажа на серийные и перспективные модели коммерческого транспорта и армейскую технику. Надо сказать, что эти рядные 6-цилиндровые агрегаты рабочим объёмом 12,42 л впитали всё самое лучшее, что накоплено в отечественном и мировом дизелестроении. Самая современная система впрыска топлива Common Rail, передовая электроника управления и турбонаддув, блок цилиндров повышенной прочности и другие конструктивные решения позволят расширить границы мощности от 400 до 750 л.с., а в дальнейшем до 1000 л.с. и более. Максимальный крутящий момент достигает 3000–3700 Нм.
Унификация внутри семейства будет достигать 70 %. Это цилиндро-поршневая группа, кривошипно-шатунный механизм, крышка головки блока цилиндров, элементы топливной аппаратуры, турбонаддув и электронный блок управления двигателем (ЭБУ). В числе достоинств ЯМЗ-780 нужно отметить соответствие нормам Euro 5, а будущем – Euro 6, низкий расход топлива во всём спектре рабочих условий и невысокую стоимость эксплуатации. Впрочем, и ремонтопригодность находится на высоте. Для получения объективной информации о состоянии систем и агрегатов двигателя в стандартной комплектации предусмотрены диагностические датчики и разъёмы. Новинка по массо-габаритным показателям близка к предшественнику ЯМЗ-653, а посему может выпускаться на том же оборудовании. Производство нового семейства, запланированное на 2020 г., позволит удовлетворить спрос на силовые установки мощностью свыше 420 л.с.
В 2020 г. развернут серийный выпуск автомобильного варианта модели 780, получившего обозначение ЯМЗ-770. Его мощностный диапазон находится в границах от 370 до 550 л.с.
Сегодня наибольший объём производства пока приходится на V-образные дизельные моторы размерностью DxS=130х140 мм. Семейство объединяет тяжёлые 6-, 8- и 12-цилиндровые агрегаты рабочим объёмом 11; 15; 14,86 и 22,3 л различных экологических классов.
Мощность турбированных «шестёрок» ЯМЗ-6565 (11,15 л) составляет 230–300 л.с., а «восьмёрок» ЯМЗ-6585 (14,86 л) – 330–420 л.с. В исполнении Euro 4 двигатели оборудованы ЭБУ, системой SCR, а также топливной аппаратурой Common Rail (с использованием насоса «Компакт-40») с увеличенным до 180 МПа максимальным давлением впрыска и многофазной подаче топлива. Помимо всего доработке подверглись блок цилиндров, головка блока, маховик и его картер, впускные коллекторы, в свою очередь систему вентиляции картера выполнили замкнутой.
Проделанная ранее работа позволила достаточно просто перейти на выпуск автомобильных вариантов моторов V-6 и V-8 экологического класса Euro 5. Более того, у ЯМЗ-6585 мощность подняли до 500 л.с., а крутящий момент – до 2000 Нм. С этой целью изменили фазы газораспределения, отрегулировали систему впрыска топлива, по-другому настроили турбонаддув, модифицировали систему смазки, улучшили эффективность охлаждения поршней изменённой конструкции. В процессе дальнейшей модернизации мощность ЯМЗ-6585 будет увеличена до 530 л.с. Удельный расход топлива у обоих моторов находится на современном уровне – 194 г / кВтч.
Как тут не сказать, что изготовление топливной аппаратуры для упомянутых моторов, ЭБУ, программное обеспечение, электронно управляемые форсунки с повышенным давлением впрыска взяли на себя отечественные предприятия.
В модельном ряду как и прежде остаются разновидности двигателей V-6 и V-8 экологического уровня Euro 3, Euro 2, Euro 1 и даже Euro 0. Модели серий ЯМЗ-6581, ЯМЗ-7511, ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 мощностью 150–420 л.с. поставляются как запчасти на ранее выпущенную автотехнику, используются на строительно-дорожном оборудовании, армейских машинах и пр., где экологические требования не столь строги.
То же самое относится и к семейству тяжёлых V-образных 12-цилиндровых дизельных двигателей ЯМЗ-240 рабочим объёмом 22,3 л. Агрегаты с непосредственным впрыском топлива в безнаддувной и наддувной версиях мощностью 300–500 л.с. удовлетворяют нормам Euro 0.
Завершают производственную программу тяжёлые V-образные 12-цилиндровые дизели, рабочим объёмом 25,86 л и размерностью DxS=140х140 мм.
Моторы серии ЯМЗ-840 (Euro 0 и Euro 1) мощностью 650–800 л.с. оборудованы непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом с промежуточным охлаждением, головками цилиндров с четырьмя клапанами.
Аналогичные по техническому исполнению двигатели серии ЯМЗ-850, развивающие мощность 440–680 л.с., удовлетворяют стандарту Euro 0.
Силовые установки обеих групп применяются только на тяжёлой мобильной и других видах специальной техники.
В Ярославле надеются, что рост производства продолжится и в ближайшей перспективе: в 2020 г. предприятие планирует изготовить 45,9 тыс., а в 2018-м уже 59,6 тыс. двигателей. Для этого мощности по выпуску ЯМЗ-530 придётся наращивать. Через пять лет они должны увеличиться с нынешних 20–25 тыс. до 50 тыс. единиц в год.