- Моторное масло для двигателя ЯМЗ-536
- Когда менять масло
- Сколько масла заливать в двигатель ЯМЗ 536
- Дизельные двигатели с 2012
- Какое масло нужно использовать для двигателя ЯМЗ 536
- Оригинальное
- Неоригинальное
- Общие указания по техническому обслуживанию двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.
- Система смазки двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.
- Система смазки двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.
Моторное масло для двигателя ЯМЗ-536
ЯМЗ-536 – шестицилиндровый дизель объемом 6,6 литра, с мощностью 240-312 л. с. в зависимости от модификации. В отличие от базового семейства ЯМЗ-530 снабжен турбонаддувом и отвечает более современным экологическим нормам. Кроме того, в моторе установлен компрессор кондиционера, а также есть возможность регулировки топливной системы и подключения ретандера. Имеет электронный блок. ЯМЗ-536 запущен в серию в 2011 году, он сконструирован на базе ЯМЗ-534 и имеет схожие с ним технические решения. Благодаря продуманной унификации двигатель получился недорогим в производстве. Он устанавливается в грузовики, самосвалы, авто-шасси и автопоезда со снаряженной массой до 44 тонн. Например, модификация ЯМЗ-536-10 подходит для грузовиков с массой 26-38 тонн. Версию ЯМЗ-536-40 устанавливают на городской автобус ЛиАЗ-6212 (6213) со снаряженной массой 28 тонн.
Когда менять масло
Период замены масла в двигателе ЯМЗ 536 составляет раз в год или каждые 10-15 тыс. км. Наиболее точный регламент замены зависит от состояния смазочного материала через определенное количество пробега. Иными словами, рекомендуется своевременная проверка уровня масла и его состояния на предмет наличия продуктов износа в виде осадка. Из других признаков ухудшения качества жидкости можно выделить помутнение, недостаточный уровень масла, запах гари, изменения цвета и грязевые отложения. На неспособность масла эффективно охлаждать и смазывать детали ДВС также указывает перегрев мотора, внезапное падение его мощности и тяги, особенно на подъемах.
Сколько масла заливать в двигатель ЯМЗ 536
Годы выпуска – с 2012
ЯМЗ-536 с рядным расположением шести цилиндров имеет довольно громоздкую конструкцию, но с другой стороны, такая компоновка обеспечивает плавную и бесперебойную работу, что очень важно при тяжелых нагрузках, с которыми обычно сталкивается грузовая техника. К тому уже, рядный дизель отличается высоким ресурсом и имеет сбалансированные эксплуатационные характеристики. Современные комплектующие в данном моторе позаимствованы у иностранных производителей, что позволило адаптировать его к экологическим нормам Евро-5 и Евро-6. По сравнению с базовым семейством у последних версий ЯМЗ-536 наблюдается снижение уровня вредных выбросов и более высокая экономичность, а ресурс двигателя может достигать 800 000 км.
Дизельные двигатели с 2012
ЯМЗ-536, 6.6 л (202-330 л. с.), объем масла – 22,5 литра; допуск и вязкость: API-SL, CI-4, АСЕА – Е7; SAE 5W-40, 10W-40, 15W-40
Какое масло нужно использовать для двигателя ЯМЗ 536
Оригинальное
Для двигателя ЯМЗ 536 требуется оригинальное масло М-10-Г2; М-8-Г2 ГОСТ 8581-78. Производители могут быть разные, но с аналогичным ГОСТом. Кроме того, еще подойдет Славол М-3042У (М-10-Г2у) ТУ У 13932946.015-96, а также Лукойл Стандарт SAE 10W-30 AP SF/CC ТУ 0253-072-00148636-95.
Неоригинальное
В двигатель ЯМЗ 536 заливают следующие виды моторных масел-аналогов:
SDT Super Duty Turck 10W-40 API-CI-4, CJ-4, CK-4; ACEA E6, E7, E9
NDT 5W-40 API-CJ-4, ACEA E7, E9
Low Emission Turck 15W-40 API-CJ-4, CI-4 Plus, CH-4, CG-4, CF-4, SM; ACEA E7, E9
Euro IV Truck 10W-40 API-CI-4, CJ-4, SN; ACEA E9.
Общие указания по техническому обслуживанию двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.
Общие указания по техническому обслуживанию двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.
Надежная работа двигателя и длительный срок его службы обеспечиваются своевременным проведением технического обслуживания. Работы по техническому обслуживанию являются профилактическими, поэтому их надо выполнять обязательно в строго установленные сроки.
Техническое обслуживание по периодичности и перечню выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ЕТО) выполняется один раз в сутки по окончании суточной работы.
ПЕРВОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО-1) выполняется после первых 500 часов работы двигателя или 15000 км пробега для самосвалов и шасси/автобусов на городских и пригородных маршрутах или 25000 км пробега для автомобилей междугородних и международных перевозок/автобусов на междугородних маршрутах.
ВТОРОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО-2) выполняется через каждые 1000 часов работы двигателя или 30000 км пробега для самосвалов и шасси/автобусов на городских и пригородных маршрутах или 50000 км пробега для автомобилей междугородних и международных перевозок/автобусов на междугородних маршрутах при каждой смене моторного масла.
Интервал проведения периодичности ТО-2 исчисляется после выполнения ТО-1.
СЕЗОННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (СО).
Переход на весенне-летний или осенне-зимний периоды эксплуатации должен проводиться в сроки, установленные эксплуатирующей организацией. Горюче-смазочные и другие эксплуатационные материалы должны применяться в строгом соответствии с рекомендациями раздела “Эксплуатационные материалы”. Проведение одного из сезонных технических обслуживаний должно совмещаться с очередным номерным техническим обслуживанием.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ выполняются в соответствии с назначенными сроками проведения технического обслуживания.
ВНИМАНИЕ! ДОПУСКАЕТСЯ ОТКЛОНЕНИЕ ПЕРИОДИЧНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ±10% ОТ ПРОБЕГА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА.
ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ЕО).
- Проверить работу двигателя.
- Проверить исправность генератора по амперметру.
- После остановки двигателя проверить на слух работу турбокомпрессора (отсутствие посторонних шумов).
- Осмотреть двигатель, если необходимо, очистить его от пыли и грязи, устранив возможные подтекания масла, охлаждающей жидкости.
- Заполнить сжатым природным газом газовые баллоны.
- Проверить уровень масла в масляном картере двигателя.
- При отрицательных температурах окружающего воздуха рекомендуется слить жидкость с накопленными загрязнениями из фильтра газового низкого давления.
ВНИМАНИЕ! ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СЖАТОГО ГАЗА С ВЫСОКИМ СОДЕРЖАНИЕМ ВЛАГИ И МАСЛА ДАННУЮ ОПЕРАЦИЮ ВЫПОЛНЯТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО, В ТОМ ЧИСЛЕ И ПРИ ПЛЮСОВЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ ОКРУЖАЮЩЕГО ВОЗДУХА.
- Проверить герметичность системы питания газом (с помощью контрольных ламп на щитке приборов).
ПЕРВОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО-1).
- Осмотреть двигатель, если необходимо, очистить его от пыли и грязи.
- Подтянуть, при необходимости резьбовые соединения, устранив возможные подтекания масла, газа, ОЖ.
- Проверить состояние и натяжение приводных ремней, при необходимости заменить.
- Провести диагностику электронной системы управления двигателем и устранить выявленные неисправности.
- Заменить масло в системе смазки двигателя.
- Заменить сменный фильтр для масла.
ВНИМАНИЕ! СМЕННЫЙ ФИЛЬТР ДЛЯ МАСЛА ЗАМЕНЯТЬ ПРИ СМЕНЕ МАСЛА.
- Заменить фильтрующий элемент фильтра газового низкого давления.
- Заменить фильтрующий элемент фильтра газового высокого давления.
- Провести обслуживание воздушного фильтра и впускного тракта (см. разделы «Техническое обслуживание системы питания воздухом» и «Проверка герметичности системы питания воздухом» и руководство по эксплуатации ТС). При наличии индикатора засоренности воздушного фильтра обслуживание выполнять по сигналу индикатора.
ВТОРОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО-2).
- Осмотреть двигатель, если необходимо, очистить его от пыли и грязи.
- Проверить герметичность системы питания газом с помощью прибора для обнаружения утечек газа или омыливанием.
- Подтянуть, при необходимости резьбовые соединения, устранив возможные подтекания масла, газа, ОЖ.
- Проверить отсутствие течи из дренажного отверстия водяного насоса. Допускается на не прогретом двигателе кратковременное выделение конденсата через дренажное отверстие, находящееся в нижней части корпуса водяного насоса. Выделение конденсата не является признаком неисправности водяного насоса.
- Проверить состояние и натяжение приводных ремней, при необходимости заменить.
- Провести диагностику электронной системы управления двигателем и устранить выявленные неисправности.
- Заменить масло в системе смазки двигателя.
- Заменить сменный фильтр для масла.
- Заменить фильтрующий элемент фильтра газового низкого давления.
- Заменить фильтрующий элемент фильтра газового высокого давления.
- При первом ТО-2 проверить и, при необходимости отрегулировать тепловые зазоры между траверсой и коромыслом в приводе клапанов механизма газораспределения. В последующей эксплуатации проверку и, при необходимости, регулировку тепловых зазоров в приводе клапанов выполнять при каждом втором ТО-2.
- При каждом втором ТО-2 заменить свечи зажигания.
- При каждом втором ТО-2 проверить состояние наконечников свечей, удлинителей, высоковольтных проводов, при необходимости заменить.
- При каждом втором ТО-2 проверить состояние натяжителя ремня на наличие посторонних шумов или люфта, при необходимости заменить.
- Провести обслуживание воздушного фильтра и впускного тракта. При наличии индикатора засоренности воздушного фильтра обслуживание выполнять по сигналу индикатора.
СЕЗОННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (СО).
- Если в двигатель залито всесезонное моторное масло, а сезонное техническое обслуживание не совпадает со сроком его смены, масло в этом случае замене не подлежит.
- Проверить плотность охлаждающей жидкости.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.
ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 200000 км ПРОБЕГА (через каждые 4000 часов работы).
- Заменить ремни привода генератора и вентилятора.
ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 400000 км ПРОБЕГА (через каждые 8000 часов работы).
- Заменить натяжитель ремня привода генератора.
ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 800000 км ПРОБЕГА (через каждые 16000 часов работы).
- Заменить натяжитель ремня вентилятора.
ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ ТРИ ГОДА.
- Заменить трубопроводы низкого давления (регулятор давления газа – фильтр газовый низкого давления – рампа).
- Заменить охлаждающую жидкость в системе охлаждения, обратив внимание на состояние (внешний вид) охлаждающей жидкости.
ВНИМАНИЕ!
- ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НЕОБХОДИМО ПРОВЕСТИ ТЩАТЕЛЬНУЮ ОЧИСТКУ ЗОНЫ ПРЕДСТОЯЩЕЙ РАБОТЫ И ПРИНЯТЬ ВСЕ МЕРЫ ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОПАДАНИЯ ПЫЛИ, ГРЯЗИ В РАСКРЫВАЕМЫЕ ПОЛОСТИ ДВИГАТЕЛЯ.
- ВСЕ ОПЕРАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВЫПОЛНЯТЬ ПРИ ЗАКРЫТОМ ЗАПОРНОМ КРАНЕ ПОДВОДА ГАЗА.
- ПЕРЕЧЕНЬ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМ ПИТАНИЯ ТОПЛИВОМ И ЗАЖИГАНИЯ УТОЧНЯЕТСЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ В СОСТАВЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.
Система смазки двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.
Система смазки двигателей семейства ЯМЗ-530 CNG.
Система смазки двигателя – смешанная, с «мокрым» картером. Схема системы смазки приведена на рисунке.
Масляный насос через всасывающую трубу с маслозаборником засасывает масло из картера и подает его в систему смазки по каналу нагнетания через последовательно включенные жидкостномасляный теплообменник (ЖМТ) и масляный фильтр (МФ). При увеличении давления в канале нагнетания (за масляным насосом) выше 0,9…1,0 МПа (9…10 кг/см 2 ) открывается редукционный клапан, и часть масла из канала сливается в масляный картер. Редукционный клапан крепится к всасывающей трубе с маслозаборником и устанавливается на блок цилиндров.
ЖМТ смонтирован в корпусе сервисного модуля, в котором также установлены дифференциальный клапан системы смазки, водяной насос и термостаты. Сервисный модуль установлен на блок цилиндров спереди справа.
Масляный фильтр установлен на сервисный модуль. В корпус масляного фильтра установлен перепускной клапан ЖМТ. Когда разность давлений до и после теплообменника достигает 274 ± 40 кПа (2,8 ± 0,40 кгс/см 2 ), клапан открывается и часть масла подается непосредственно к масляному фильтру неохлажденным (например, в случае засорения теплопередающего элемента).
Очищенное в фильтре масло подается в главную масляную магистраль блока цилиндров, расположенную с правой стороны блока. Из главной масляной магистрали через каналы в блоке масло поступает к подшипникам коленчатого вала и на форсунки масляного охлаждения поршней. От подшипников коленчатого вала через масляные каналы в коленчатом вале масло подается к шатунным вкладышам нижней головки шатуна. Верхние втулки шатунов смазываются разбрызгиванием (маслом, стекающим из полости масляного охлаждения поршня).
Для поддержания и стабилизации постоянного давления в главной масляной магистрали (на различных скоростных режимах, как на новом, так и на изношенном двигателе), в корпусе сервисного модуля, параллельно с каналом отвода масла в блок, установлен дифференциальный клапан системы смазки, отрегулированный на начало открытия 400…500 кПа (4,5…5,0 кгс/см 2 ). При повышении давления в главной масляной магистрали свыше 500 кПа (5,0 кгс/см 2 ) часть масла сливается в картер.
Схема системы смазки.
С левой стороны блока цилиндров, рядом с распределительным валом, расположена вторая масляная магистраль. Масло в нее поступает из главной масляной магистрали по каналу, расположенному в корпусе шестерен.
Из второй масляной магистрали по каналам в блоке масло подается к втулкам распределительного вала, а также через канал у заднего торца блока – в головку цилиндров. В головке цилиндров масло подводится в полую ось коромысел клапанов через заднюю стойку оси, из нее к втулкам коромысел. От втулок по каналу в коромысле масло поступает на шаровой палец и стекает на траверсу клапанов и на клапаны. Толкатели штанг, расположенные в блоке, смазываются маслом, стекающим из головки цилиндров. Основная часть масла из головки стекает в картер двигателя по полым вертикальным полостям жесткости в блоке.
К подшипникам турбокомпрессора и компрессора пневмотормозов масло поступает по наружным трубопроводам.
Шестерни привода агрегатов, кулачки распределительного вала, толкатели и гильзы цилиндров смазываются разбрызгиванием.
Масляный насос.
Масляный насос установлен на заднем торце блока цилиндров, доступ к нему только при снятом картере маховика.
Для предотвращения разрушения масляного насоса при пуске и работе холодного двигателя, когда масляная магистраль двигателя может быть заполнена застывшим или вязким маслом, служит редукционный клапан.
Редукционный клапан установлен на нижнем фланце блока цилиндров, и крепится к всасывающей трубе с маслозаборником, доступ к нему возможен только при снятом масляном картере.
Редукционный клапан отрегулирован на давление после масляного насоса 0,9…1,0 МПа (9…10 кгс/см 2 ). При превышении этой величины часть масла из канала подвода масла к сервисному модулю сбрасывается в масляный картер.
Масляный насос.
На двигателях применяется масляный фильтр со сменным фильтром для масла фирмы «MANN+HUMMEL» модели W 11 102.
Масляный фильтр состоит из корпуса с ввернутым в него штуцером 7 и сменного фильтра для масла 6, установленного колпаком вниз. Сменный фильтр выполнен в виде неразборного металлического колпака с бумажным фильтрующим элементом. Установка сменного фильтра на корпус осуществляется наворачиванием его на центральный резьбовой штуцер 7 до касания с опорной поверхностью корпуса. Уплотнение между корпусом и сменным фильтром обеспечивается уплотнительным резиновым кольцом сменного фильтра.
Корпус масляного фильтра крепится болтами к сервисному модулю, уплотнение обеспечивается прокладкой корпуса МФ. В корпус масляного фильтра установлен перепускной клапан ЖМТ. Когда разность давлений до и после теплообменника достигает 274 ± 40 кПа (2,8 ± 0,40 кгс/см 2 ), клапан открывается и часть масла подается непосредственно к масляному фильтру неохлажденным (например, в случае засорения теплопередающего элемента).
В сменный фильтр для масла встроены противосливной (клапан блокировки обратного хода) и перепускной клапаны.
Противосливной клапан открывается при малом усилии на входе «грязного масла» в фильтр и исключает возможность слива масла с фильтра во время остановки двигателя, на неработающем двигателе (при установке фильтра колпаком вверх) или при замене фильтра при техническом обслуживании двигателя.
Перепускной клапан предназначен для перепуска масла при пуске двигателя в холодное время года, загрязнении фильтрующего элемента и защиты фильтрующего элемента от разрушения. Он отрегулирован на перепад давления 2,5 кгс/см 2 до и после элемента. При превышении этого перепада часть масла поступает в двигатель, минуя фильтрующий элемент. Это может происходить при пуске и работе холодного двигателя, когда масло очень вязкое.
Дифференциальный клапан системы смазки.
Производительность масляного насоса системы смазки рассчитана с запасом на изношенные пары трения двигателя в течение всего ресурса двигателя до капитального ремонта, в том числе для режима работы на малых оборотах. В процессе эксплуатации такого количества масла не требуется.
Для стабилизации давления масла в системе смазки и сброса лишнего масла из системы в картер предназначен дифференциальный клапан системы смазки.
Клапан установлен в корпусе сервисного модуля в масляной магистрали после ЖМТ до масляного фильтра. Устройство клапана показано на рисунке.
Клапан представляет собой подпружиненный плунжер с кольцевой канавкой. В полости для пружины имеется канал, выходящий в картерную полость блока цилиндров, а к кольцевой канавке плунжера подходит канал из полости грязного масла масляного фильтра. В торец клапана, по каналу из полости чистого масла после фильтра, подводится управляющее чистое масло с давлением, равным давлению в главной масляной магистрали блока цилиндров.
Клапан отрегулирован на начало открытия 450…500 кПа (4,5…5,0 кгс/см 2 ). Регулировка достигается первоначальным поджатием пружины. При достижении этого давления после фильтра, плунжер под действием управляющего чистого масла начинает движение, сжимая пружину, и через кольцевую канавку соединяет канал нефильтрованного масла с каналом сброса масла в картер.
Таким образом, часть масла, не нужная двигателю в данный момент работы, сбрасывается обратно в картер, минуя масляный фильтр, разгружая фильтрующий элемент и увеличивая срок его службы до замены.
Дифференциальный клапан системы смазки.
1 – пробка; 2 – пружина; 3 – канал подвода нефильтрованного масла к клапану; 4 – канал сброса нефильтрованного масла в картер; 5 – дифференциальный клапан; 6 – канал управляющего давления; 7 – дифференциальный клапан открыт.
Рекомендуемые марки масел.
Для двигателя применять следующие моторные масла:
Основные моторные масла.
ExxonMobil:
- Mobil Delvac XHP ESP (SAE 10W-40, API CJ-4);
- Mobil Delvac 1 LE (SAE 5W-30, API CJ-4).
Дублирующие моторные масла.
- SHELL: Shell Rimula R4L (SAE 15W-40, API CJ-4).
- ExxonMobil: Mobil Delvac XHP LE (SAE 10W-40 API CI-4).
- ООО «Фукс Ойл»: Titan Cargo (SAE 5W-40, 10W-40, 15W-40, API CJ-4).
- ООО «НПП «Квалитет»: М-3з/12-Д по СТО 08151164-084-2011.
Для двигателей ЯМЗ, эксплуатирующихся за рубежом, допускается применение моторных масел классов вязкости по SAE 5W-40, 10W-40, 15W-40, SAE 20 (20W), SAE 30, с уровнем эксплуатационных свойств по API не ниже CJ-4 с величиной сульфатной зольности не более 1%.
Внимание.
Вышеперечисленные моторные масла:
- классов вязкости SAE 15W-40 применять при температурах окружающего воздуха минус 20 °С и выше – без предпускового подогрева, ниже минус 20 °С – с предпусковым подогревом;
- классов вязкости SAE 10W-40 применять при температурах окружающего воздуха минус 25 °С и выше – без предпускового подогрева, ниже минус 25 °С – с предпусковым подогревом;
- классов вязкости 3з/12 и SAE 5W-30, SAE 5W-40 применять при температурах окружающего воздуха минус 30 °С и выше – без предпускового подогрева, ниже минус 30 °С – с предпусковым подогревом;
Равноправны по применяемости, совместимы между собой и могут быть смешаны при необходимости.
Периодичность смены моторных масел.
Первая замена масла – после первых 500 часов работы двигателя или 15000 км пробега для самосвалов и шасси/автобусов на городских и пригородных маршрутах или 25000 км пробега для автомобилей междугородних и международных перевозок/ автобусов на междугородних маршрутах.
Далее замена масла – через каждые 1000 часов работы двигателя или 30000 км пробега для самосвалов и шасси/ автобусов на городских и пригородных маршрутах или 50000 км пробега для автомобилей междугородних и международных перевозок/автобусов на междугородних маршрутах (см. раздел «Техническое обслуживание»).
Внимание.
- Срок смены масла может быть уточнен по результатам эксплуатационных испытаний.