Технология сборки двигателя
Блок цилиндров устанавливают на стенд (см. рис. 5), закрепив его фиксирующими штифтами за четыре отверстия блока. Болтами с пружинными шайбами закрепляют кронштейн стартера. В отверстия блока ввертывают резьбовые пробки и угольник отвода масла к компрессору. Пробки и угольник ставят на нитрошпаклевке, сурике или свинцовых белилах. Затем при помощи оправки (рис. 108, а) запрессовывают сальник вала привода топливного насоса, выдержав расстояние 69 мм от торца гнезда под передний подшипник до сальника. Используя предохранительную оправку (рис. 108, б), устанавливают ведомую шестерню привода топливного насоса в сборе с валом и подшипниками. Болты крепления упорного фланца стопорят отгибанием краев замковых шайб на грани болтов. Монтаж толкателей производится в следующем порядке. В расточку задней перегородки блока цилиндров 8 устанавливают заднюю
втулку 6 (рис. 109); в заднюю втулку вставляют крайнюю ось 7 с надетыми на нее толкателями 2 и распорной втулкой 3 и ставят промежуточную втулку 5 осей толкателей. Аналогично устанавливают другие оси в сборе с толкателями и их втулки. Толкатели должны проворачиваться на осях легко, без заеданий. При установке распределительного вала в сборе с шестернями и упорным фланцем обеспечивают совпадение меток на ведущей 5 (см. рис. 54) и ведомой шестернях привода топливного насоса. Упорный фланец вала привертывают, подложив под головки болтов замковые шайбы. Фланец должен перекрывать отверстие под
ось в передней втулке оси толкателей. Окружной зазор а в зацеплении шестерен должен быть 0,09—0,22 мм. После монтажа необходимо отогнуть края замковых шайб на грани болтов.
Сняв крышки коренных подшипников коленчатого вала, протирают плоскости разъема и постели под вкладыши, ставят вкладыши и крышки коренных подшипников на место и, смазав вкладыши дизельным маслом укладывают коленчатый вал, обеспечив совпадение меток на шестерне 3 коленчатого вала и шестерне 4 распределительного вала. Вкладыши с отверстиями и канавками устанавливаются в гнезда блока. Ремонтный размер вкладышей коренных подшипников должен соответствовать ремонтному размеру коренных шеек коленчатого вала.
Затем в выточки задней коренной опоры блока устанавливают упорные полукольца коленчатого вала так, чтобы стороны колец с канавками прилегали к упорным торцам вала, проверяют выступание штифтов над привалочной плоскостью упорных полуколец в задней крышке (6,2—6,8 мм) и ставят упорные полукольца в крышку канавками к упорным торцам коленчатого вала.
Смазав дизельным маслом вкладыши, уложенные в крышки коренных подшипников, ставят крышки в соответствии с маркировкой. Порядковый номер крышки должен совпадать с номером опоры, на блоке, при этом клейменая сторона крышки должна быть обращена к левому ряду цилиндров. Нумерация опор на блоке начинается от переднего торца.
Болты крепления крышек коренных подшипников, кроме задних, начиная со средней и кончая крайними, затягивают в два приема (момент 30—32 кгс-м). Перед затяжкой заднего коренного подшипника необходимо, слегка подтянув болтами крышку, перемещать коленчатый вал взад-вперед, выравнивая положение крышки, и только после этого затянуть болты. Все болты следует попарно зашплинтовать, туго, но без надрывов натянув шплинт-проволоку. Концы проволоки не должны выступать за торцы крышки. После затяжки болтов суммарный осевой зазор между валом и упорными полукольцами должен быть 0,08-—0,23 мм, окружной зазор в зацеплении
шестерен коленчатого и распределительного валов в рабочем положении 0,09—0,22 мм (размер а на рис. 54). После затяжки болтов коренных подшипников вал должен легко проворачиваться за штифты от руки.
Сальник в крышку шестерен распределения запрессовывают, используя оправку (рис. 110, а). Запрессовав сальник, ставят на место правую и левую прокладки и крышку шестерен распределения Для предохранения сальника от повреждения при установке крышки применяют оправку, изображенную на рис. 110, б.
Далее, предварительно подложив прокладки, на шпильках крышки распределительных шестерен гайками с пружинными шайбами закрепляют водяной насос, закрепляют привод вентилятора и верхнюю крышку блока. Люк верхней крышки закрывают заглушкой. Компрессор пневмотормозов монтируют после сдаточных испытаний двигателя.
Затем устанавливают кронштейн передней опоры двигателя, затягивают четыре болта (крутящий момент 9—11 кгс-м), запрессовывают шпонку шкива коленчатого вала, напрессовывают до упора шкив и закрепляют его болтом. Отвернув три гайки, снимают боковину шкива водяного насоса, надевают ремень, ставят боковину шкива на место и проверяют натяжение ремня. Прогиб ветви под действием усилия 3 кгс, приложенного к середине ветви, должен быть 10—15 мм. При необходимости увеличения натяжения ремня следует уменьшить число регулировочных прокладок между боковинами шкива. Вынутые прокладки ставят под гайки с внешней стороны боковины шкива.
Используя оправку / (рис. 111, а), запрессовывают сальник 2 в картер 3 маховика, ставят прокладку и картер маховика на место.
Для предохранения сальника от повреждения во время установки картера маховика на задний конец коленчатого вала 4 (рис. 111, б) надевают специальную оправку. Болты крепления картера затягивают в два приема (момент окончательной затяжки 8—10 кгс-м). После затяжки проверяют легкость вращения толкателей.
Маховик устанавливают на штифы коленчатого вала. Для облегчения установки маховика в требуемом положении на ступице маховика и на торце коленчатого вала выбиты цифры 2 (рис. 112), которые при сборке должны быть совмещены. Маховик крепят к коленчатому валу восемью болтами, подложив под каждые два болта замковую пластину. Болты затягивают в два приема. Момент окончательной затяжки 20—22 кгс-м. Замковые пластины отгибают на грани болтов, как показано на рис. 112.
После этого закрепляют сапун двумя болтами с пружинными шайбами к торцу блока и кляммером к картеру маховика, устанавливают фильтр центробежной очистки масла, обеспечив совпадение отверстий для прохода масла в блоке и прокладке (при необходимости прокладку следует повернуть другой стороной), крепят фильтр грубой очистки масла и фильтр тонкой очистки топлива. При монтаже ТНВД в сборе с автоматической муфтой и регулятором под выступающий конец вала 4 (рис. 113) привода насоса ставят подставку и запрессовывают шпонку, на вал 4 надевают полумуфту 7, совместив метки а на фланце 5 и полумуфте 7; устанавливают ТНВД с автоматической муфтой и регулятором; ставят шайбу 8, обеспечив зазоры между кулачками ведущей полумуфты и торцом автоматической муфты 9 в пределах 0,7—1,0 мм (метки на ведущей полумуфте должны быть совмещены), затягивают и зашплинтовывают гайку 13 крепления полумуфты.
Затем закрепляют топливные трубки низкого давления. Трубка подвода топлива к ТНВД не должна касаться болта крепления сливной трубки форсунок и верхней крышки блока. Под наконечники трубок и головки пустотелых болтов подкладывают уплотни тельные шайбы.
Протерев посадочные места гильз и блока цилиндров, устанавливают подобранный комплект гильз в расточки блока цилиндров. Выступание буртов гильз над плоскостью блока должно быть 0,07— 0,16 мм ; разница величин выступания в пределах одного ряда цилиндров не должна превышать 0,08 мм . После замера положение гильзы в блоке следует обозначить меткой, выбитой на верхней нерабочей поверхности бурта гильзы в направлении передней части
двигателя; вынуть из блока гильзы, надеть в канавки уплотнительные и антикавитационные кольца, смазанные маслом, и установить гильзы в блок. Клейменая сторона каждой гильзы должна быть обращена в сторону передней части двигателя. При сборке шатунно-поршневого комплекта с одной стороны поршня / вставляют стопорное кольцо 13 (рис. 114) поршневого пальца и при помощи приспособления (см. рис. 15) надевают последовательно нижнее и верхнее маслосъемные кольца 4 (см. рис. 114), третье, второе 3 и первое 2 компрессионные кольца. Скосы на торцах компрессионных колец должны быть направлены вверх к днищу поршня, а замки смежных колец развернуты в противоположные стороны. Далее поршень с кольцами следует выдержать в масляной ванне в течение 10 мин при температуре масла 80— 100° С, установить в поршень шатун 6 так, чтобы ось верхней головки шатуна совпала с осью отверстия под поршневой палец, и вставить палец 5 (запрессовка пальца не допускается). Камера сгорания поршня в должна быть смещена в сторону длинного болта 9 шатунной крышки. После этого устанавливают второе стопорное кольцо. Вывернув шатунные болты 9 и 10, снимают крышку 8 шатуна вместе с болтами и кладут вкладыши 7, совместив выступы вкладышей
с пазами в постелях. Размерная группа комплекта шатунных вкладышей, устанавливаемого на двигатель, должна соответствовать ремонтному (или номинальному) размеру шатунных шеек коленчатого вала. Вкладыши, бывшие в употреблении, рекомендуется ставить в те постели, где они были установлены ранее и обязательно попарно. Смазав вкладыши дизельным маслом, при помощи технологических оправок 14 вставляют поршни в сборе с шатунами в гильзы // цилиндров, предварительно смазанные маслом. Камеры сгорания в поршнях должны быть смещены к оси двигателя. Крышки шатунов затягивают болтами их крепления (момент затяжки 17— 19 кгс-м), начиная с длинного болта. Суммарный осевой зазор между торцами нижних головок шатунов и щеками коленчатого вала должен быть 0,15—0,57 мм. Замеры производят между торцами шатунов и их крышек. Если зазор
меньше указанного, ослабляют затяжку болтов и легкими ударами резинового молотка по крышке шатуна сдвигают ее до получения необходимого зазора. После установки шатунов с поршнями коленчатый вал должен проворачиваться от руки плавно, без заедания при помощи рычага длиной 0,55 м . В крышку передней опоры коленчатого вала ввертывают две шпильки крепления масляного насоса (момент затяжки 3 кгс-м). Далее устанавливают масляный насос и проверяют окружной зазор не менее чем в трех точках в зацеплении шестерни коленчатого вала с промежуточной шестерней масляного насоса. Зазор в (см. рис. 54) в рабочем положении должен быть 0.25—0,37 мм. В случае необходимости между корпусом насоса и крышкой коренного подшипника кладут регулировочные прокладки (не рекомендуется более трех). Прилегание фланцев к привалочным плоскостям блока и насоса проверяют щупом толщиной 0,05 мм . Он не должен проходить под фланцы. После проверки окружного зазора и прилегания фланцев усики замковых шайб отгибают на грани болтов. Для установки дифференциального клапана в отверстие на нижней плоскости блока ввертывают угольник 7 (рис. 115); слегка привертывают на корпусе масляного насоса / болтами 10 со стопорными шайбами отводящую трубку 2 с прокладкой 11; на нижнюю плоскость блока 8 прикрепляют болтами 9 дифференциальный клапан 4 с уплотнительным кольцом 3, окончательно затягивают болты 9 и 10, отгибают стопорные шайбы на грани болтов; закрепляют на штуцере 5 и угольнике 7 подводящую трубку 6, устанавливают поддон блока цилиндров с ввернутой сливной пробкой и головки цилиндров и затягивают гайки крепления головок (момент затяжки 22—24 кгс-м).
Порядок затяжки гаек показан на рис. 116.
оборота (это соответствует такту сжатия в первом цилиндре и оба клапана закрыты).
оборота. Регулировку зазоров в каждом цилиндре производят так же, как и в первом. Клапанные зазоры рекомендуется регулировать в порядке работы цилиндров, т. е. для двигателя ЯМЗ-236: 1—4—2—
5—3—6; для двигателя ЯМЗ-238; 1—5—4—2—6—3—7—8. Схема нумерации цилиндров показана на рис. 117.
Затем устанавливают комплект форсунок, с которыми ТНВД проходил испытания и регулировку. Под гайку распылителя под-кладывают не более одной уплотнительной шайбы. Затяжку гайки крепления скобы производят крутящим моментом 5—6 кгс-м. Далее ставят дренажные трубки форсунок и отводящую топливную трубку и закрепляют последнюю кляммером на шпильке впускного коллектора. После этого необходимо установить крышки головок цилиндров, соединительный патрубок впускных коллекторов фланцем крепления трубки компрессора к передней части двигателя, воздушный фильтр, подсобрать со шлангами и хомутами соединительную и перепускную трубки водяных термостатов и установить их на двигатель, снять двигатель со стенда, поставить на подставку и установить стартер и транспортные заглушки.
Крыльчатку вентилятора, генератор и компрессор, а также сцепление и коробку передач монтируют после сдаточных испытаний двигателя.
Двигатель ямз 238 сборка двигателя
Установка головок цилиндров, коромысел клапанов и регулировка зазоров в клапанах
Шпильки крепления головки цилиндров ввертывают в правый и левый ряды блока цилиндров, предварительно смазав резьбовые отверстия под шпильки в блоке дизельным маслом
Шпильки ввертывают на всю длину резьбы моментом 80—100 Нм (8—10 кгсм); они должны выступать над плоскостью блока на величину 122 мм, что проверяют втулкой (рис. 1).
Перед установкой головки цилиндров необходимо протереть привалочную плоскость.
Прокладку головки цилиндров устанавливаем на шпильки так, чтобы она установилась на штифты, а окантовка прокладки — на бурты гильз цилиндров.
Головка цилиндров в сборе должна свободно, без ударов устанавливаться на шпильки и установочные штифты.
Затем на шпильки навертываем гайки крепления головки цилиндров и затягиваем их.
Затягивать гайки надо в порядке возрастания номеров (см. рис. 2).
После первой затяжки динамометрическим ключом необходимо повторной операцией проверить требуемый крутящий момент 220—250 Нм (22—25 кгсм) на каждой гайке, соблюдая указанную последовательность.
Штанги толкателей устанавливают в окна блока цилиндров и при этом совмещают наконечник штанги с пятой толкателя.
Предварительно штангу протирают и смазывают наконечник дизельным маслом.
Правые и левые коромысла клапанов с осью в сборе устанавливают так, чтобы установочные штифты оси вошли в отверстия головки цилиндров, а сфера регулировочного винта была совмещена с наконечником штанги.
Регулировочный винт должен быть ввернут в коромысло до упора.
Затем ввертывают в головки цилиндров болты крепления оси коромысла и затягивают их моментом 120—150 Нм (12—15 кгсм).
Зазоры клапанов регулируют одновременно на двух цилиндрах и при этом применяют лимб (рис. 4).
Лимб устанавливают на шкив коленчатого вала, а палец З вставляют в резьбовое отверстие на крышке шестерен распределения.
Тепловые зазоры двигателя ЯМЗ-326 регулируют в следующей последовательности:
— вращают коленчатый вал по часовой стрелке ключом за болт крепления шкива, наблюдают за движением впускного клапана первого цилиндра и устанавливают момент, когда он полностью закроется.
После этого вал поворачивают в том же направлении до совмещения риски на шкиве коленчатого вала с меткой 1—4 ЯМ3-236 на лимбе;
— регулируют зазоры между носками коромысел и торцами клапанов первого и четвертого цилиндров.
После затяжки контргайки регулировочного винта щуп толщиной 0,25 мм должен свободно входить в зазоры толщиной 0,30 мм – с усилием.
Допускается после прокручивания коленчатого вала изменение зазора в пределах 0,20 – 0,35 мм;
— совмещая на такте сжатия в порядке работы цилиндров (1 – 4 – 2 – 5 – 3 – 6) риску на шкиве с метками 1 – 4, 2 – 5, 3 – 6 ЯМЗ – 236 на лимбе, регулируют зазоры для остальных цилиндров.
При регулировке тепловых зазоров двигателя ЯМЗ – 238 применяют те же приемы и методы, что и для двигателя ЯМЗ – 236:
— совмещают на такте сжатия рисунок 3 на шкиве с меткой 1 – 5 ЯМЗ – 238 на лимбе;
— регулируют зазоры клапанов первого и пятого цилиндров;
совмещая на такте сжатия в порядке работы цилиндров (1-5-4-2-6-3-7-8) риску на шкиве с метками 4—2, 6—3 и 7—8 ЯМЗ-238 на лимбе, регулируют клапаны остальных цилиндров.
Штанги толкателей регулировочных клапанов должны свободно вращаться от руки.
Зазор регулируют при помощи регулировочного винта; после регулировки надо надежно закрепить винт гайкой и проверить зазор.
Установка форсунок, топливопроводов и соединительного патрубка.
На двигатель устанавливают комплект форсунок одной группы по распылению.
Группа распылителя наносится на поверхности корпуса форсунки.
Перед установкой форсунок протирают внутреннюю поверхность стаканов, а на распылитель надевают одну уплотнительную медную шайбу.
Форсунки устанавливают таким образом, чтобы уплотнитель штуцера вошел в выемку головки цилиндров.
Скобы крепления форсунок устанавливают на шпильки головки цилиндров, надевают шайбы и навертывают гайки, которые затягивают моментом 50—60 Нм (5—6 кгс м).
Дренажные трубки устанавливают на левую и правую головки цилиндров, предварительно вывернув из форсунок транспортные пробки.
Дренажные трубки крепят к форсункам соединительными гайками и болтами, предварительно подложив шайбы под наконечники трубок и под головки болтов.
Для обеспечения надежного уплотнения во всех случаях надо ориентировать шайбы вершинами конусов от наконечников трубок наружу.
Топливные отводящие топливопроводы устанавливают в развале между цилиндрами и крепят болтами к правой и левой головкам цилиндров.
Для обеспечения более жесткого крепления на каждый топливопровод устанавливают кляммер и крепят его на шпильке фланца левого впускного трубопровода.
Топливопроводы высокого давления крепят на штуцера топливного насоса высокого давления и форсунок в определенной последовательности, соответствующей порядку работы секций топливного насоса высокого давления.
Насос двигателя ЯМЗ-236 имеет порядок работы, соответствующий порядку работы цилиндров двигателя (1 – 4 – 2 — 5—3—6).
Порядок работы секций насоса двигателя ЯМЗ-238 отличается от порядка работы цилиндров этого двигателя.
Если порядок работы цилиндров двигателя 1—5—4—2—6—3—7—8, то секции насоса работают в последовательности 1-3-6-2-4-5-7-8.
Схемы соединений секций насоса с цилиндрами двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 показаны на рис. 5.
Соединительный патрубок впускных трубопроводов устанавливают так, чтобы фланец под воздухопровод компрессора был направлен к передней части блока цилиндров.
Патрубок крепят к фланцам впускных трубопроводов, предварительно положив на фланцы прокладки с сетками в сборе и резиновые прокладки и крепят его болтами с надетыми шайбами.
Маслоизмерительный щуп устанавливают в направляющую трубку, предварительно протерев его.
Затем устанавливают крышки го ловок цилиндров, которые крепят винтами на одну — две нитки и снимают двигатель со стенда.
Устанавливают заглушки на технологические отверстия и крепят болтами.
Под заглушки необходимо установить картонные прокладки.
Приработку и испытания двигателей после ремонта выполняют на стендах СТЭ-160-1500 с электротормозами.
На этих стендах можно испытывать двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 всех модификаций.
Характеристики электротормозов для испытательных стендов приведены в таблице.
Синхронная частота вращения, мин -1
Крутящий момент, Нм (кгсм)
Предельная частота вращения коленчатого вала двигателя при работе в
генераторном режиме с номинальным крутящим моментом, мин-1
Стенд для приработки и испытания двигателя должен иметь оборудование, необходимое для измерения мощности двигателя, частоты вращения коленчатого вала, часового расхода топлива, температуры воды, выходящей из двигателя (из правой и левой водяных труб), температуры масла в поддоне двигателя, давления масла в магистрали, угла опережения впрыска топлива в градусах угла поворота коленчатого вала.
Замер расхода топлива должен производиться на весах с пределом измерения до 15 кг, отсчет времени ведется по секундомеру с ценой деления 0.1 с; замер частоты вращения — ручным тахометром или тахотоскопом с ценой деления не более 10 мин.
Емкость расходного бачка должна быть 10 – 12 л, уровень дна мерного бачка – не ниже 500 мм от оси входного отверстия топливоподкачивающего насоса, внутренний диаметр подводящего и отводящего топливопроводов – не менее 8 мм.
Топливопроводы не должны касаться мерного бачка и должны быть погружены в топливо на глубину не более ⅓ высоты бачка от его днища.
На погруженном конце топливопровода, отводящего топливо от двигателя, устанавливают отражатель, препятствующий прямому направлению струи топлива на днище бачка и способствующий выравниванию температуры топлива в бачке.
Двигатель, устанавливаемый на стенд, должен быть полностью укомплектован (за исключением крыльчатки вентилятора, генератора, компрессора).
Приработка и испытание двигателя производится на дизельном топливе марки «Л».
На время приработки в поддон двигателя, корпус ТНВД и корпус регулятора заливают дизельное масло до верхних меток указателей уровня масла.
В воздушные фильтры заливается дизельное масло в количестве 1,6 л для двигателя ЯМЗ-236 и 1,4 л для двигателя ЯМЗ-238.
Температуру масла поддерживают при помощи технологических масляных радиаторов (в начале обкатки не ниже 50˚ С).
Приработка и испытание двигателя производится на специальных режимах и включают в себя холодную и горячую обкатку, контрольную приемку.
Холодная обкатка двигателя
Перед пуском стенда коленчатый вал необходимо несколько раз провернуть вручную, чтобы убедиться в исправности двигателя и в правильной его установке на стенде, проверить и при необходимости отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме.
В процессе обкатки проверяется давление масла в системе, подача масла к подшипникам коромысел и герметичность уплотнения форсунок в головках цилиндров.
Стетоскопом прослушиваются шумы и стуки распределительных шестерен, шатунных и коренных подшипников, поршневых пальцев и поршней.
При обнаружении дефектов обкатка должна быть прекращена, а после устранения продолжена.
Режим холодной обкатки приведен в таблице.
По окончании холодной обкатки рекомендуется сменить масло в поддоне двигателя и промыть масляные фильтры.
Для промывки ротора центробежного фильтра отвертывают гайку 3 (см. рис. 6) колпака фильтра, снимают колпак 1 и ротор в сборе.
Ротор разбирают, удаляют с колпака 10 и ротора 11 осадок, промывают их В дизельном топливе.
Фильтр собирают в обратной последовательности, проверив состояние прокладки 15, чистоту отверстий сопел 22, состояние шайбы 2 и положение сетки 8.
Для промывки фильтра грубой Очистки масла нужно слить масло из Корпуса фильтра через отверстие, закрытое пробкой 2 (см. рис. 7), отвернуть болт 11 крепления колпака Фильтра, снять колпак 7, верхнюю крышку 8и фильтрующий элемент 5.
Снятый с двигателя фильтрующий элемент помешают на 3 ч в ванну с растворителем (бензином или четыреххлористым углеродом).
Через 3 ч элемент промывают мягкой волосяной щеткой, ополаскивают в чистом бензине или четыреххлористом углероде и продувают сжатым воздухом.
На время промывки устанавливаются технологические сменные фильтрующие элементы.
Режим холодной обкатки двигателей
Частота вращения коленчатого вала,
Продолжительность обкатки двигателя, мин
ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-2З8А, ЯМЗ-238Г, ЯМЗ-238К
Горячая обкатка двигателя
Перед пуском двигателя необходимо отрегулировать угол опережения впрыска топлива.
Для этого проверяют взаимное положение меток на муфте опережения впрыска топлива и ведущей полумуфте валика привода топливного насоса (метки должны быть с одной стороны);
— снимают трубку высокого давления первой секции ТНВД;
— на штуцер первой секции насоса устанавливают моментоскоп.
Убедившись, что скоба регулятора находится в положении включенной подачи топлива, прокачивают топливом систему питания двигателя ручным подкачивающим насосом в течение 2—3 мин и вращают коленчатый вал двигателя по часовой стрелке (если смотреть со стороны вентилятора) до появления топлива в стеклянной трубке.
Вращать коленчатый вал можно за болт крепления шкива коленчатого вала или ломиком за отверстия в маховике при снятой крышке люка картера маховика.
Далее выливают излишки топлива из стеклянной трубки, встряхнув ее пальцем, провертывают коленчатый вал против хода примерно на 118 оборота и, медленно проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке, внимательно следят за уровнем топлива в стеклянной трубке.
В момент начала движения уровня топлива в трубке прекращают вращение вала и проверяют взаимное расположение меток:
— риска на шкиве коленчатого вала должна находиться против риски с цифрой 20 на крышке 1 шестерен распределения (рис. 8, а) или риска с цифрой 20 на маховике 4 совпадать с указателем 3 на картере маховика (рис. 8, б).
У двигателя ЯМЗ-238К регулировочные риски совмещают с риской 14.
Если в момент начала движения топлива в трубке риски еще не совместились, необходимо, ослабив болты, развернуть муфту валика привода на ее фланце против направления ее вращения, затянуть болты крепления и вновь проверить установку угла опережения впрыска.
Несовпадение рисок должно быть не более одного деления.
Если в момент начала движения топлива в трубке риска уже прошла совмещенное положение, муфту валика привода необходимо развернуть по направлению ее вращения.
Смещение муфты валика привода относительно ее фланца на одно деление соответствует четырем делениям на маховике или крышке шестерен распределения.
После пуска двигателя проверяют герметичность всех соединений топливной системы двигателя.
Температура выходящей из двигателя воды должна быть 75 – 95˚ С, при этом разность температур воды, выходящей из правой и левой труб не должна превышать 5˚ С.
Температуру в указанных пределах рекомендуется поддерживать при помощи технологического радиатора.
Давление масла в магистрали при температуре 80 – 90˚ С должно быть 0,5 – 0,7 МПа (5 – 7 кгс/см 2 ) при номинальной частоте вращения коленчатого вала и не менее 0,1 МПа (1 кгс/см 2 ) при частоте вращения 500 мин -1 .
Выбрасывание и течь масла, воды и топлива, а также прорыв газов в местах соединений не допускаются.
Признаками брака не являются потение, образование масляных пятен и отдельных капель в местах сальниковых уплотнений, с падением не более одной капли в течением 5 мин, при любом режиме работы двигателя;
— легкое потение без каплеобразования в местах разъемов и соединений;
— выделение масла и конденсата через отводящую трубку системы вентиляции картера в количестве не более двух капель в 1 мин при номинальной частоте вращения коленчатого вала;
— выделение топлива через дренажную трубку форсунок в виде капель, а также смеси топлива и масла из дренажной трубки корпуса ТНВд;
— выделение воды и смазки из дренажного отверстия водяного насоса не более одной капли в 3 мин, а также капель воды при остановке двигателя;
— незначительное потение без каплеобразования масла через микропоры на кольцевом ребре головки цилиндров.
Допускается выделение в период обкатки из выхлопной трубы отдельных капель топливно-масляной смеси.
Горячая обкатка двигателей производится на режимах, приведенных в таблице
Режим горячей обкатки двигателей
В конце горячей обкатки необходимо проверить и при необходимости подрегулировать мощность двигателя.
Мощность двигателя ЯМЗ-236 при частоте вращения коленчатого вала 2050+15 мин должна быть 178 -5 л. с. при часовом расходе топлива 33 кг/ч, двигателя ЯМЗ-238 — 237-5 л. с. при 44 кг/ч, ЯМЗ-238А — 213-5 л.с. при 39 кг/ч, ЯМЗ-238Г при частоте вращения 1670 мин1 — 172-5 л. с. и часовом расходе топлива 30,1 кг/ч, ЯМЗ-238И— не менее 160 л. с. при частоте вращения 1500 мин и 27 кг/ч, ЯМЗ-238К — 190-5 л.с. при частоте вращения 2100 мин 1 и часовом расходе топлива 36 кг/ч.
Часовой расход топлива определяют способом трехкратного замера времени расходования 500 г дизельного топлива.
Наибольшая разница повторных измерений должна быть не более ±0,2 с относительно среднего значения времени, полученного в результате всех измерений.
Подрегулировку мощности двигателя производят винтом регулировки мощности 19 (см. рис. 9) при указанной выше для каждого двигателя частоте вращения коленчатого вала и упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимального скоростного режима.
Плавно снизив нагрузку до нуля, регулируют максимальную частоту холостого хода:
— для двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-238А и ЯМЗ-238К — 2200—2275 мин 1 ;
— для двигателя ЯМЗ-238Г — 1850—1950 мин 1 ;
— для двигателя ЯМЗ-238И максимальная частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода не должна превышать номинальную частоту вращения более чем на 100 мин.
Проверку максимальной частоты вращения производят при упоре рычага в болт ограничения максимального скоростного режима и вывернутом корпусе буферной пружины на 10—11 мм от торца контргайки.
Если максимальная частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-238А и ЯМЗ-238К ниже 2225 мин 1 , определяют точку перегиба скоростной характеристики, которая должна лежать в диапазоне 2100 +50 мин —1
Минимальную частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода регулируют в пределах 450—550 мин 1 , при упоре рычага управления регулятором в болт.
При ввертывании болта частота увеличивается, при вывертывании уменьшается.
Вначале частоту вращения постепенно уменьшают до появления неустойчивости, а затем корпус буферной пружины ввертывают до повышения частоты вращения на 10— 20 мин 1 .
Двигатель должен устойчиво работать в режиме холостого хода с колебаниями не более 15 мин -1 .
Устойчивость в этом режиме проверяют увеличением частоты вращения коленчатого вала до 1200 – 1300 мин 1 и резком сбросе рычага до упора болт 1.
У двигателя ЯМЗ-238И проверяют величину нестабильности частоты вращения (отклонение от нормальной), которая не должна превышать ± 15мин-1 при 80 лс., 120 лс., и 150 лс.
После этого подтягивают гайки крепления головок цилиндров и при необходимости регулируют зазоры в клапанах.