- Обзор конструкций снегоотчистителей, изготовление шнекового снегоуборщика своими руками
- Выбираем конструкцию снегоуборщика
- Силовые агрегаты для самодельных снегоочистителей
- Шнековый снегоуборщик своими руками, чертежи
- Как правильно выбрать дрель для дома, исходя из будущих работ
- Как выбрать дисковую пилу — циркулярную по дереву для домашнего и дачного использования
- Бензопила Дружба — особенности конструкции, ремонт, переделки из бензопилы
- Сепаратор для молока — принцип работы, выбор модели, цена на сепараторы
- Комментарии (1)
- Снегоуборщик своими руками — подробная инструкция с приложением чертежей
- Общая классификация снегоуборочной техники
- Возможные варианты конструкций
- Самостоятельное изготовление роторного изделия
- Сварка рамы
- Ротор
- Изготовление улитки и сборка конструкции
- Устройство снегоуборщика
- Изготовление роторного и шнекового аппаратов
- Как сделать снегоуборщик к мотоблоку
- Сборка конструкции на базе других аппаратов
- Из бензопилы
- На базе триммера
- С использованием мотоблока
- Причины возникновения
- Что делать, если снегоуборщик не достигает необходимой мощности?
Обзор конструкций снегоотчистителей, изготовление шнекового снегоуборщика своими руками
Малая механизация в частном секторе сегодня приносит большую пользу. Поэтому убрать снег во дворе быстро и с небольшими усилиями вам поможет самодельный снегоуборщик.
Если вы подберете удачную конструкцию и сумеете со знанием дела воплотить ее в жизнь, то уборка снега станет по силам даже более слабым членам вашей семьи.
Выбираем конструкцию снегоуборщика
1.Шнеково-роторный тип.
Большинство малых снегоуборочных машин имеют шнеково-роторную компоновку, в которой вращающийся шнек подает снег на ротор с лопатками (крыльчатку), выбрасывающий его подальше от места чистки.
По этой схеме созданы как самостоятельные машины с бензиновыми двигателями и электромоторами, так и навесное оборудование ко многим мотоблокам и минитракторам. Она показала свою эффективность и довольно высокую производительность, но наибольшим ее недостатком, на наш взгляд, является даже не столько обилие деталей, сколько необходимость обеспечения вращательного движения на двух взаимоперпендикулярных валах, да еще и с различной, но согласованной частотой их вращения. Именно это и определяет редкость реализации такой схемы своими руками: подбор двух редукторов, один из которых должен передавать вращение под углом 90°.
Обороты шнека должны находиться в пределах 500 – 800 об/мин, а крыльчатки 1000 – 1500 об/мин, чтобы она успевала выбрасывать поданный шнеком снег. А еще диаметр и размеры ее лопаток должны быть согласованы с диаметром и шириной шнека. Этот расчет достаточно сложен, поэтому, если вы решите применить именно такую схему своего снегоуборщика, то лучше возьмите за основу параметры одного из промышленно выпускаемых устройств, где уже все просчитано и скопируйте ее.
Такой снегоуборщик достаточно тяжелый, поэтому, как правило, он совмещается с самодвижущимся устройством. А значит, к предыдущим согласованиям добавляется необходимость еще одного – скорости движения силовой установки.
Среди наибольших проблем снегоуборщиков такой компоновки по отзывам пользователей — невозможность рационального выбора скорости движения с работой самого снегометателя. И дело здесь не столько в самой установке, сколько в неоднородности условий работы:
- свежий или слежавшийся снег;
- точечные его уплотнения от колес машин и прошедших по нему людей;
- различная влажность снега;
- наличие комков и ледяных включений;
- посторонние предметы в снеговом покрове – от бутылок и банок до замерзших фекалий животных.
Последние и наносят самый большой вред роторно-шнековым снегоуборщикам. Ведь эффективность их работы напрямую зависит от минимизации зазора между коробом и шнеком, а попадающие в этот зазор твердые включения с завидным постоянством наносят вред таким снегометам, иногда – труднопоправимый.
2. Шнековый снегоуборщик
Значительно проще в изготовлении шнековый снегомет, в котором расположенные по центру вала лопатки выполняют роль крыльчатки. А вот сами шнеки конструктивно могут быть разными, как и сами лопатки. Иногда их делают подпружиненными, чтобы минимизировать последствия попадания в аппарат твердых посторонних предметов.
Для увеличения картинки — нажмите на нее.
При этом снег с силой направляется прямиком в раструб выброса. Правда и конструкция последнего при этом несколько меняется. Он имеет больший диаметр и с одной стороны открыт, а значит облако снежной пыли у таких агрегатов больше, чем у предыдущих.
Известны конструкции, когда лопатки находятся с одной стороны шнека.
Оправданность такой схемы вызывает некоторые сомнения в курсовой устойчивости снегоуборщика.
Если стремления к уводу его в сторону при работе не велики или компенсируются весом мотоблока или автономного двигателя, то можно сделать и так.
3. Конструкция роторного снегомета.
Самый простой в самостоятельном изготовлении , но не менее эффективный, роторный снегомет.
Форма корпуса и диаметр крыльчатки его могут быть разными. При его изготовлении главное – хорошая балансировка ротора.
Да и подключение такого снегомета к силовому агрегату простейшее – прямое. Если параметры двигателя позволяют его применение без редуцирования оборотов, то достаточно просто соединить валы. Единственное, что бы мы рекомендовали: сделать это через резиновую муфту или с применением сминаемых штифтов, чтобы в случае заклинивания ротора вследствие попадания в него твердого предмета не повредить двигатель. А чтобы у вас не было сомнений в производительности такого аппарата, смотрите видео:
Силовые агрегаты для самодельных снегоочистителей
Силовой агрегат нужен снегоочистителю, который работает автономно, а не является навесным оборудованием к другой технике, уже имеющей свой движок. В этом случае вам предстоит только передать крутящий момент на устройство.
Экзотические варианты мы естественно рассматривать не будем, а поговорим о двух практичных его видах:
Если поле деятельности вашего снегоуборщика ограничивается размерами двора на участке, и он не выходит за рамки стандартно нарезаемых при выделении в нашей стране, то вы вполне можете рассматривать электродвигатель в качестве силовой установки.
Причем, именно роторный снегомет будет в этом случае более предпочтительным вариантом.
На форумах самодельщиков, собирающихся строить такую технику, идет бурное обсуждение электрического движителя, в котором главным аргументом его противников выступает приближающаяся (вместе с нужным по параметрам проводом) к ДВС его цена. Но при этом в расчет не берется радикально меньшая стоимость электричества в сравнении с бензином и маслом, отсутствие обслуживания и долговечность использования электродвигателя.
Для большинства домашних снегоуборочных машин подойдет однофазный двигатель мощностью 2 – 3 кВт и частотой вращения 1500 об/мин, что является одним из самых распространенных параметров для данного оборудования. А чтобы не таскать за собой очень длинный кабель, можно оборудовать несколько стационарных постов подключения. Они могут пригодиться и для питания другого электрооборудования, которым ускоренными темпами пополняется технопарк частного сектора России.
Если говорить о двигателях внутреннего сгорания, то наиболее часто используемыми являются силовые агрегаты мощностью от 4 до 6 л.с. Для самых больших снегоочистителей – до 9 л.с. По прежнему одним из самых распространенных вариантов будет применение бензопил со снятыми пильными шинами и замененными ведущими звездочками.
А вот конкретное применение ДВС на одном из наиболее удачных, на наш взгляд, снегоочистителей мы рассмотрим в следующем разделе.
Шнековый снегоуборщик своими руками, чертежи
Понравившуюся нам конструкцию создал москвич Сергей Хомяков. В ней несколько интересных решений, значительно упрощающих изготовление снегоочистителя своими руками.
1. Для шнека он применил транспортерную ленту вместо металла, с которой работать значительно легче и которая точно лучше противостоит воздействию твердых предметов, находящихся в снегу.
Также для их изготовления могут быть использованы боковины покрышек большого диаметра.
Стальные пластины в шнеке используются для лопаток и дистанционных соединительных полос.
2. Боковины корпуса изготовлены из толстослойной влагостойкой фанеры, а сам кожух из листовой оцинкованной стали.
Практика эксплуатации подтвердила рациональность использования этих материалов, а о ремонтопригодности такого снегоуборщика и говорить излишне.
3. В качестве основания для снегоотводящего кожуха Сергей использовал колено от канализационной трубы Ø160 мм, что разом решает многие сложности его изготовления из иных материалов.
4.Поворотная направляющая снегосброса с регулируемым углом наклона верхней части позволяет направлять снежную струю в нужном направлении.
5. В простой конструкции деревянных лыж главной изюминкой является их пластиковое покрытие из электрических короб-каналов из поливинилхлорида. ПВХ легко, в отличие от металла, скользит по снежной поверхности, поэтому прилагается меньше усилий при работе.
Вот и чертежи основных деталей данной модели.
Для увеличения картинки — нажмите на нее.
А вот так работают лыжи снегоуборщика.
От себя хочется добавить, что пара колес, расположенных сзади чуть выше лыж, помогли бы при оттаскивании снегоочистителя назад при небольшом его наклоне на себя, ведь двигаться вперед помогает вращающийся шнек, а назад используется только мускульная сила.
Несколько слов о двигателе и редукторе данной модели.
Сергей использует 2-тактный двигатель мощностью 6,5 л.с. с редуктором с соотношением 1 : 2, на котором установлена ведущая звездочка с 13 зубьями, а ведомая имеет около 40-а, что позволяет при 3000 об/мин на двигателе иметь нужные 600 об/мин шнека.
Такие параметры снегоуборщика позволяют с легкостью справляться даже с глубоким слежавшимся снегом, смотрите сами:
Уважаемые читатели, если у вас остались вопросы, задавайте их, используя форму ниже. Мы будем рады общению с вами 😉
Рекомендуем другие статьи по теме
Как правильно выбрать дрель для дома, исходя из будущих работ
Как выбрать дисковую пилу — циркулярную по дереву для домашнего и дачного использования
Бензопила Дружба — особенности конструкции, ремонт, переделки из бензопилы
Сепаратор для молока — принцип работы, выбор модели, цена на сепараторы
Комментарии (1)
Замечательный сайт! Меня привлекло подробное, со знанием дела описанное изготовление самодельных устройств. Я сам изготавливаю различные приспособления и устройства и понимаю, что дать такое детальное описание и хорошо его иллюстрировать это большой труд. А нет ли у вас идей по изготовлению самодельного станка гидроабразивной резки? Меня эта тема давно волнует. Я одно время работал на таком станке и с тех пор у меня о нем самые восторженные воспоминания. Купить его очень дорого, с другой стороны принцип его устройства достаточно прост. Самодельных ЧПУ у нас предостаточно, а вот про станок, сделанный своими руками, я не слышал. Главная проблема, как я понимаю, изготовление насоса сверхвысокого давления (4000 атм.). Если интересно, можем вместе подумать.
Снегоуборщик своими руками — подробная инструкция с приложением чертежей
Общая классификация снегоуборочной техники
В зависимости от объема выполняемых задач снегоуборщики делятся на 3 категории:
- С внешним двигателем. Такой самодельный аппарат используется в качестве насадки к минитрактору, мотоблоку или мотокультиватору. Вращение от внешнего мотора передается на прибор. При этом необходимо присутствие промежуточного узла – редуктора. В его задачу входит понижение числа оборотов при значительном усилении крутящего момента.
- Снегоочистительная машина с собственным приводом. В качестве топлива используется бензин или электроэнергия. Такие агрегаты удобно использовать для очистки снега дома.
- Бульдозерные ковши. Объемный снегоочиститель ставится на трактор. В зависимости от размера ковша это бывает МТЗ или другая машина.
Возможные варианты конструкций
Выделяют роторные, шнековые и смешанные снегоуборочные аппараты. Устанавливаемые на них двигатели подразделяют на 2 типа:
- Бензиновые. Обладая высокой мощностью, применяются для расчистки глубокого снега. Могут снимать обледенелый покров. Используются для уборки больших площадей. Однако такие ручные приспособления издают много шума. К недостатку относится и наличие выхлопных газов.
- Электрические. Удобные для работы агрегаты, простые в обслуживании. В отличие от бензиновых конструкций их мощность ниже. Зависимость от электросети создает определеннее неудобства. Диапазон деятельности зависит от длины кабеля. При установке аккумуляторов время работы ограничено величиной их зарядки.
Зона применения электрических устройств — уборка снега около дома. Бензиновыми приспособлениями можно вести снегоуборочные работы на большой территории.
Самостоятельное изготовление роторного изделия
Перед началом изготовления снегоуборщика своими руками подготавливаются чертежи. Роторный агрегат состоит из следующих узлов:
Если техника готовится для ручного использования, то на нее еще крепится двигатель. Полученная конструкция является технологичной и компактной.
Заранее подготавливаются материалы и инструменты:
- профильные уголки;
- заготовка для вала;
- листовой материал толщиной 2-3 мм;
- подшипники;
- при необходимости колеса, лыжи и двигатель;
- сварочный аппарат;
- болгарка;
- плоскогубцы;
- отвертки;
- молоток.
Чертеж роторного снегоочистителя
Сварка рамы
Рама – это прямоугольная сварная конструкция. На ней располагаются все узлы агрегата. Состоит она из уголков и различных профилей. Если планируется установка двигателя, то рама делается длиннее.
Для изготовления самоходной техники в ней предусматривается узел для крепления колес. Иногда снизу фиксируются лыжи.
Ротор
Ротор — это узел, который является самым сложным в конструкции. В чертеже он идет отдельно, как сборочная единица.
Порядок его изготовления следующий:
- На токарном станке вытачивается вал. Важно соблюсти точность изготовления, чтобы не было дисбаланса при вращении. Подшипники подбираются с таким расчетом, чтобы они выдержали нагрузку. Также необходимо выдержать соосность при посадке.
- Чтобы сделать крыльчатку, из листового метала толщиной 2-3 мм вырезается круг диаметром 29-32 см. В центре сверлится отверстие. Заранее на вале нарезается резьба. На нее надевается вырезанный круг и зажимается с 2 сторон гайками.
- Из того же металла вырезаются лопасти. Их размер и вес должен быть одинаковым. Затем они на равном расстоянии крепятся по краю окружности.
- Для подшипников готовится ступица. Ее можно сделать из трубы, внутренний диаметр которой должен соответствовать наружному подшипнику. Крепится она к улитке.
Чертеж ротора
Изготовление улитки и сборка конструкции
Кожух своей формой напоминает улитку. Отсюда и пошло такое название. Его изготовление и окончательная сборка проходит в следующем порядке:
- К листу металла приваривается труба большого диаметра. С одной ее стороны привариваются 2 направляющие лопатки, а в верхней ее части — патрубок для рукава.
- Чтобы снег летел в рукав, а не рассыпался впереди, передняя част корпуса сверху закрывается на 1/3 диаметра.
- Для крепления ротора к кожуху в стенке улитки сверлится отверстие. В него вставляется вал, и ступица притягивается болтами к стенке. На другую часть вала одевается крыльчатка.
- На выступающий вал с другой стороны одевается шкив для ременной передачи.
- Готовый узел устанавливается на раму.
- Дальнейшая комплектация идет в зависимости от выбранной схемы.
Устройство снегоуборщика
Если возникла необходимость создать снегоуборочную машину для дачи своими руками, надо знать основные различия спецтехники. Это поможет более точно определиться с подходящей самодельной моделью.
Основные различия снегоуборщиков заключаются в следующих узлах:
- Мотор. Снегоуборочные навески не имеют собственного двигателя. Привод они получают от мотоблока, мини-трактора. Полноценные снегоуборщики работают от бензинового или электрического мотора.
- Снегоуборочный узел. Механизмом для захватывания снега выступает шнек или ротор. Существуют комбинированные модели – шнекороторные.
- Механизм узла передвижения снегоуборщика. Несамоходные модели установлены на лыжи. Могут присутствовать колеса, но все равно для движения агрегат нужно толкать. Самоходные снегоуборщики получают привод на колеса от мотора. Оператор только управляет направлением движения. Заводские самоходки выпускают на колесном и гусеничном ходу.
Для дальнейшего изучения снегоуборщика следует знать основное его устройство:
- Тяговую силу агрегат получает от мотора. В первую очередь двигатель приводит в действие снегоуборочный механизм: шнек или ротор. У самоходных снегоуборщиков мотор передает крутящий момент узлу передвижения: колесам или гусеницам.
- Ковш является кожухом снегоуборочного механизма. Рабочий элемент расположен всегда спереди снегоуборщика. От габаритов ковша зависит ширина и высота захвата снежного пласта за один проход.
- Желоб для выброса снега оснащают поворотным козырьком, задающим направление. Квадратный или круглый рукав сделан из металла, реже – пластика. В самоделках используют кусок ПВХ канализационной трубы диаметром 110 мм. Козырьком выступает колено.
- Шнек или ротор – рабочие узлы агрегата, предназначенные для захвата снега. Первый вариант ножа напоминает спираль и работает по принципу мясорубки. Ротор – это своеобразная крыльчатка с лопастями. Создающийся вихревой поток усиливает выброс снега за счет дополнительных потоков воздуха. Для эффективности работы снегоуборщики могут комплектовать комбинированными узлами, состоящими из шнека и ротора.
- Колеса для снегоуборщика используют на резиновом ходу. Важно устанавливать покрышки с глубоким рисунком протектора для обеспечения хорошей сцепки на скользкой поверхности.
- Гусеничный ход имеют снегоуборщики заводского изготовления. Тяжелые самоходные агрегаты с бензиновым мотором характеризуются улучшенной проходимостью по сложной местности.
- Ручки имеет даже самоходный снегоуборщик. Они нужны для управления техникой. На ручках ставят органы управления сцеплением, газом, пуском двигателя.
Важным узлом снегоуборщика является панель управления. Стоит она на самоходных заводских агрегатах. На панель выведены все органы управления: кнопки, тумблера, рычаги.
Изготовление роторного и шнекового аппаратов
Для изготовления смешанного — роторного и шнекового — снегоочистителя необходимо подготовить профильную трубу сечением 20 х 40 мм. А также инструменты:
- сварочный аппарат;
- электродрель;
- болгарку;
- молоток;
- плоскогубцы.
Порядок изготовления такой же, как и роторного прибора. Единственное различие — добавляется шнек.
Пошаговый процесс изготовления шнека выглядит следующим образом:
- В качестве вала используется труба размером 3/4 дюйма. Для его вращения применяются подшипники № 205.
- В центральной части вала осуществляется пропил, куда вставляется лопатка. Делается она из металла. Также ее можно приварить к валу.
- С 2 концов из транспортерной ленты вырезается шнек в виде полуколец диаметром от 28 мм. Толщина составляет 1 см. Иногда вместо ленты используется сталь. Она выгибается и приваривается к валу.
В процессе работы с двух концов шнек подает снег к центральной лопатке, которая его отбрасывает через патрубок в рукав. Во время окончательной сборки шнековый узел крепится к ротору.
Шнековый узел
Как сделать снегоуборщик к мотоблоку
Умельцы много показывают видео с самодельными снегоуборщиками, прицепляемыми к мотоблоку. Их отличие только в том, что механизмы являются навесками. Тяговую силу самодельные снегоуборщики получают через ремень от мотора мотоблока.
Существуют 3 распространенные модели самодельных навесок:
- Роторную самодельную навеску изготавливают аналогично, как для роторной снегоуборочной машины с бензиновым двигателем. Направляющих лопаток можно поставить две, что позволяет увеличить ширину захвата снега.
Проще всего оснастить мотоблок самодельным отвалом. Рабочую часть вырезают из ½ части трубы диаметром 300 мм. С тыльной стороны приваривают тяги и сцепной механизм, позволяющий быстро соединять отвал с мотоблоком.
Роторную и шнекороторную навеску для мотоблока обычно ставят на лыжи. Отвал желательно оснастить подъемным механизмом, чтобы получился полноценный самодельный бульдозер.
Сборка конструкции на базе других аппаратов
Сборка снегоочистителя часто ведется на базе других аппаратов:
В этом случае снегоуборочная техника превращается в самоходную машину.
Из бензопилы
При изготовлении такого снегоочистителя от бензопилы используется двигатель. Чтобы установить цепной привод, применяется мотоциклетная цепь и звездочки.
После установки бензопилы на раму большая из них фиксируется на шнеке, а меньшая на вале бензопилы. Между ними натягивается цепь. Тросик газа выводится на рукоятку рамы. Ниже устанавливаются шасси.
На базе триммера
Использование электрического триммера требует дополнительной установки редуктора. Он необходим для того, чтобы передать крутящий момент от триммера к шнеку.
Следует помнить, что редуктор стоит дорого. Поэтому такие конструкции изготавливаются редко.
С использованием мотоблока
Самодельная лопата прикручивается к раме мотоблока. В случае необходимости она легко снимается.
Агрегат превращается в небольшой бульдозер. Он расчищает снег на большом участке.
Изготовление самодельного снегоочистителя значительно облегчает труд по уборке территории в зимнее время. Если возникают сложности при создании, можно модернизировать некоторые аппараты, дополнив их дополнительной функцией.
Причины возникновения
Двигатель снегоуборщика модели патриот или huter может не запускаться совсем, а может просто иметь дефекты при работе (стук, внезапная остановка).
Если снегоуборщик не хочет запускаться совсем, то на это будут несколько возможных поводов:
- Отсутствует форма зажигания.
- Нет подходящего топлива.
- Закрыт топливный кран.
- Открыта воздушная специальная заслонка.
- Открытый топливный шланг загрязнен.
- Засорился воздушный клапан.
В последних двух случаях ремонт бензинового снегоуборщика из пилы чемпион или патриот сведется к прочистке топливного шланга и воздушного фильтра соответственно.
Рассмотрим устранение основных неполадок:
- Для того чтобы до конца разобраться с поступлением или непоступлением топлива в бензиновый двигатель, необходимо извлечь из него свечу (предварительно отсоединив шланг). На фото видно, с какой стороны можно это проделать. Если на свече нет бензина, то это говорит о том, что бензин в топливный бак не поступает и забита сетка — фильтр карбюратора. Если на вынутой свече есть бензин, то бензина в баке достаточно. Бывает так, что снегоуборщик не стартует из-за переизбытка бензина в баках.
- При наличии на извлеченной свече нагара ее необходимо тщательно очистить. Для этого вполне подойдет мелкая шкурка.
- Если все остальное в порядке, то причиной отсутствия работы может быть величина зазора между электродами. Этот показатель для каждого бензинового снегоуборщика свой. Наиболее популярные модели, такие как патриот и huter, имеют зазор 0,8 мм.
- Дело может быть также в наличии искры. От ее силы зависит, воспламенится ли топливо. Для того, чтобы проверить, проходит ли искра достаточной силы, нужно взять свечу, прислонить ее верхнюю часть к крышечке цилиндра, прислонить к свече провод и запустить мотор. На фото можно увидеть способ такого соединения. Возникла при данной манипуляции искра или нет, можно ощутить эмпирически. Если остаются сомнения, то надо проверить ее с новой свечой. Искра должна быть мощной для того, чтобы мотор завелся.
- Если искры нет, то в этом виновата, скорее всего, электронная катушка зажигания. Есть еще вариант: связь катушки с магнитопроводом нарушена. Проще будет тогда заменить как катушку целиком.
При оснащении моделей huter или мтд электростартером, по очереди необходимо проверить:
- Стартер. При необходимости заменить.
- Предохранитель.
- Аккумуляторная батарея. Зарядить.
Все это относится конкретно к ремонту бензиновых снегоуборщиков марок патриот, huter и мтд.
Что делать, если снегоуборщик не достигает необходимой мощности?
При развитии событий, когда снегоуборщик периодически глохнет, слабо выкидывает снег, возникают различные перебои, причиной их могут быть:
- Воздушный фильтр мотоблока. Эта проблема не очень распространена среди снегоуборщиков, так как пыли, способной забить воздушный фильтр, при снежной погоде практически нет. Если вы долго храните снегоуборочную технику в пыльном помещении, то вам не мешало бы периодически проверять в нем воздушный фильтр. Бумажные воздушные фильтры вынимаются и очищаются легким постукиванием, сетчатый продувается пылесосом, поролоновые придется промывать проточной водой и чистящим средством.
- Качество топлива. Здесь скупой платит дважды. Если изначально было взято топливо низкого качества, то из-за этого весь агрегат может не заводиться, работать с перебоями и быстрее изнашиваться. При этой причине нужно просто заменить марку бензина на более дорогую.
- Неисправность системы зажигания.
- Глушитель. Он может быть забит продуктами сгорания. Такое бывает не очень часто, но встречается при длительной эксплуатации. При этой поломке необходимо разобрать его и промыть водой с моющим средством (сухая чистка не допустима). Затем высушить и вставить обратно.
- Неправильная регулировка карбюратора мотоблока.
- Снижение компрессии. Это можно проверить компрессометром. Обычно она составляет 8 атм. Если показания прибора составляют менее 5 атм., то необходимо заменить всю цилиндропоршневую группу двигателя.