- Хочу сменить мотор Opel Astra 1.6 на 1.8: получится?
- Надёжность двигателя
- Плюсы и минусы Z16XE
- Блок управления
- Неисправности двигателя Z16XE
- Характеристики Z16XE
- Система вентиляции картерных газов
- Дроссельная заслонка
- Клапан EGR
- Технические характеристики
- Обслуживание
- Впускной коллектор
- Модуль зажигания
- Хочу сменить мотор Opel Astra 1.6 на 1.8: получится?
- Ремень ГРМ
- Рекомендуемые типы масла
- Технические характеристики Z16XE
Хочу сменить мотор Opel Astra 1.6 на 1.8: получится?
Двигатель Z16XE появился в 1998 году и выпускался до 2010 года. Он относится к маркетинговому семейству Ecotec. Этот двигатель порадовал поклонников марки Opel 16-клапанной ГБЦ. Больше никаких особенных решений в нем нет. Т.е. фазовращатели не предусмотрены, впускной коллектор абсолютно пассивный. В приводе ГРМ используется зубчатый ремень, в приводе клапанов предусмотрены гидрокомпенсаторы. Блок данного двигателя чугунный. Для поршневой группы двигателя Z16XE предусмотрено несколько ремонтных размеров. Также есть ремонтные размеры для вкладышей. Тем не менее, этот двигатель уже сделан с учетом более строгих экологических норм. Его поршни облегчены, уменьшены внутренние потери на трение за счет уменьшения поршневых колец и маслосъемного в частности.
Это привело к тому, что двигатель Z16XE и его преемники неприятно удивили жором масла. Далее мы подробно об этом расскажем.
Двигатель Z16XE устанавливался почти на все модели Opel. Первыми его получили Astra G и Vectra B и Zafira A, затем Meriva A, Corsa C и Vectra C.
На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть разборку 1,6-литрового двигателя Z16XE, снятого с модели Meriva 2005 года выпуска.
Выбрать и купить двигатель для Opel вы можете в нашем каталоге контрактных моторов.
Надёжность двигателя
Самая обсуждаемая и распространенная проблема этого силового агрегата – повышенный расход масла на угар. С этой проблемой сталкиваются владельцы почти всех автомобилей Opel с данным мотором.
При покупке автомобиля с этим двигателем следует проверить его дымность, желательно на холодную. Сизый (светло-серый) дым указывает на горение масла. Также стоит выкрутить свечи и осмотреть их – жирный масляный налёт говорит о том, что проблема с потреблением масла в самом разгаре.
Плюсы и минусы Z16XE
Важное преимущество Z16XE – это повышенный ресурс, так как 300000 км могут проехать далеко не все современные автомобили. Но дойти до такой отметки можно только при условии правильного и своевременного проведения ТО.
К плюсам также можно отнести доступный по цене ремонт и покупку необходимых запчастей. Цена деталей на Z16XE такая, что не приходится искать более дешёвые аналоги, а лучше приобрести качественный оригинал.
Но существуют и недостатки:
- Недостаточная экономичность. Цены на топливо растут постоянно, поэтому экономичность является важной характеристикой своевременного автомобиля. Z16XE к данной категории не относится, его расход в среднем составляет 9.5 литра на 100 км, что достаточно много.
- Проблема повышенного расхода масла. Устранение этой проблемы не займёт много времени, но требует определённого вложения средств.
В остальном Z16XE можно классифицировать как надёжный и качественный ДВС, заслуживший свою репутацию многолетней эксплуатацией на различных моделях автомобилей.
Блок управления
Блок управления на автомобилях Opel и с двигателем Z16XE – слабое место. Нельзя сказать, что он часто беспокоит. Но многие глюки двигателя связаны именно с блоком. Блок располагается на самом двигателе, поэтому на него практически постоянно воздействуют вибрации и перепады температур.
Из неисправности блока появляются самые разнообразные ошибки. Например, ошибки по MAP-сенсору и странные провалы тяги обычно связаны именно с ЭБУ. Если двигатель Opel непредсказуемо глохнет, переходит в аварийный режим и не развивает более 3000 об/мин, то с блоком управления явные неполадки.
Также ошибки и симптомы, которые только появляются на прогретом двигателе тоже почти всегда связаны с ЭБУ. При этом двигатель начинает троить, фиксируются ошибки по нескольким датчика.
Неисправность ЭБУ, а точнее его разъема, в некоторых случаях можно буквально нащупать. Сбои в работе двигателя могут появляться или пропадать в момент шевеления косы проводки на ее входе в разъем ЭБУ.
Часто в ЭБУ двигателя Opel возникают трещины на плате, которые могут починить опытные электрики.
Неисправный блок можно поменять на Б/У. Если приобретается только ЭБУ, то нужно узнать его ПИН-код (карпасс) и ПИН-код своего ЭБУ. Изначально они написаны на вкладыше сервисной книги. Если ПИН-коды неизвестны, то ЭБУ нужно приобретать иммобилайзером, т.е. замком зажигания. Это значительно упрощает привязку б/у блока к автомобилю.
Выбрать и купить блок управления для двигателя Opel, вы можете в нашем каталоге контрактных запчастей.
Неисправности двигателя Z16XE
Мотор Z16XE относится к семейству Ecotec, но никаких особых новшеств, двигатель не имеет.
На борту двигателя Z16XE 16 клапанная ГБЦ, в которой есть гидрокомпенсаторы, а в приводе ГРМ используется зубчатый ремень. Блок двигателя чугунный, в поршневой группе предусмотрены ремонтные размеры, а также несколько ремонтных размеров предусмотрено для вкладышей.
Двигатель Z16XE разрабатывался с учетом более строгих экологических норм, что привело к облегченным поршням и к уменьшенным компрессионным и маслосъемным кольцам.
Характеристики Z16XE
Объем двигателя, куб.см 1598 Максимальная мощность, л.с. 100 — 101 Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. 150 (15) / 3600 Используемое топливо Бензин АИ-95 Расход топлива, л/100 км 7.9 — 8.2 Тип двигателя Рядный, 4-цилиндровый Доп. информация о двигателе распределенный впрыск топлива Степень сжатия 10.5 Диаметр цилиндра, мм 79 — 81.5 Ход поршня, мм 79 — 81.5 Выброс CO2, г/км 173 — 197 Количество клапанов на цилиндр 4
Самая распространённая проблема Z16XE расход масла на угар. С этой проблемой сталкиваются все владельцы данных моторов. При запуске двигателя на холодную, сизый дым из выхлопной трубы как раз показывает на горение масла. Масленый налет на свечах зажигания также говорит о сильном расходе масла.
Датчик положения коленвала обычно вопросов не вызывает, но если двигатель начал глохнуть во время прогрева и запускается только когда остынет, значит пришло время провести ревизию этого датчика.
Электронный блок двигателя (ЭБУ) расположен на двигателе, из-за этого на него передаются все вибрации и перепады температур. Многие ошибки двигателя связаны именно с ЭБУ, например ошибка по MAP сенсору и непредсказуемый провал тяги. Характерные неисправности ЭБУ – глохнет, двигатель падает в аварийный режим, двигатель не развивает более 3000 оборотов.
Для замены блока ЭБУ нужно знать пин код, данный код написан в сервисной книге. Если пин код утерян, придется приобретать ЭБУ с иммобилайзером.
Дроссельная заслонка Z16XE с электронным управлением – требует чистки каждые 50 тыс пробега.
Клапан ЕГР Z16XE является проблемным местом, ошибки могут возникать как электрические, так и механические. Клапан может подклинивать из-за налипшей грязи и сажи, при этом будут рыки при постоянной скорости. Если протираются дорожки потенциометра и фиксируется ошибка – неправильное положение клапана. Самое простое решение – заглушить клапан ЕГР, перекрыв отверстие для подачи отработавших газов, но при этом будут выскакивать ошибки по клапану ЕГР. Чтобы не появлялись ошибки можно залить оригинальную прошивку Z16XE, которая предназначена для двигателя без ЕГР.
Ремень ГРМ на Z16XE подлежит замене каждые 90 тыс пробега или 1 раз в 6 лет. На практике ремень меняют 1 раз в 60 тыс пробега, так как на нашем рынке продаются некачественные расходники и 60 тысяч для них предел.
Двигатель Z16XE уже с завода имел повышенный расход масла. В сервисном бюллетене расход масла в 0.6 литра является нормой. Причина расхода масла кроется в закоксованности поршневых колец. Также в поршне нет отверстий для отвода масла. Бороться с масложором можно раскоксовкой, но данная процедура помогает если расход масла 300 грамм на 1000 км.
Система вентиляции картерных газов
Система вентиляции картерных газов на двигателе Z16XE не имеет мембранного клапана. Ломаться в ней нечему. Но маслоотделитель и трубки системы довольно быстро засоряются, поэтому проходимость системы нарушается. Следовательно, давление газов в картере увеличивается.
На это двигатель реагирует течами масла по уплотнениям. Сальники обычно сопротивляются до последнего, а вот прокладка клапанной крышки и поддона начинают течь.
Но что еще хуже, высокое давление в картере мешает работе маслосъемных колец. Т.е. снимаемое ими масло очень плохо стекает. На фоне этого маслосъемные кольца быстро закоксовываются, что усугубляет проблему жора масла.
Поэтому за проходимостью системы ВКГ необходимо следить. Трубки засоряются масляным нагаром, в маслоотделителе при коротких поездках собирается водно-масляная эмульсия, которая может замерзнуть зимой.
Дроссельная заслонка
Дроссельная заслонка на двигателе Z16XE имеет полностью электронное управление. Как правило, она вообще никаких проблем не вызывает. То есть, плавающие обороты, задумчивые отклики на газ и неадекватные реакции на газ на данном двигателе почти всегда связаны с клапаном EGR, о котором расскажем позже.
Но если клапан EGR заглушен, а холостые обороты немного плавают, то почти наверняка поможет чистка дроссельной заслонки.
Выбрать и купить дроссельную заслонку для двигателя Toyota, вы можете в нашем каталоге контрактных запчастей.
Клапан EGR
Клапан EGR на двигателе Z16XE является известным слабым местом. Проблемы с ним могут быть как механические, так и электрические. Чаще всего этот клапан подклинивает из-за налипшей на нем сажи или не может плотно закрыться. При этом сервопривод пытается попасть в нужную дозировку рециркулирующих газов. На это двигатель реагирует плавающими оборотами холостого года, дерганиями при езде на постоянной скорости движения или провалами тяги при плавном ускорении. Все эти симптомы могут проходить при ускорении с полностью открытой дроссельной заслонкой. В большинстве случаев фиксируются ошибки по клапану EGR.
Реже бывают проблемы по его электрической части – иногда протираются дорожки в потенциометре, из-за чего неправильно фиксируется положение клапана, и клапан неправильно работает.
От загрязнений помогает чистка и отмачивание клапана в подходящих чистящих средствах. Конечно, многие автовладельцы решают отшить клапан. Его можно заглушить, перекрыв канал подачи отработавших газов. Но двигатель продолжит выдавать ошибки, т.к. при помощи MAP-сенсора будет видеть некорректное давление во впускном коллекторе.
Самым правильным отключением EGR будет заливка оригинальной прошивки для этого мотора, но изначально не оборудованного системой EGR.
Выбрать и купить клапан EGR для двигателя Opel, вы можете в нашем каталоге контрактных запчастей.
Технические характеристики
Данный мотор был выпущен в 1994 году и заменил собой C16XE. Блок цилиндров X16XEL такой же, как у 8-клапанных моторов X16SZR с коленчатым валом с ходом 81.5 мм, с шатунами 129.75 мм, с другими поршнями все той же высотой 28.2 мм.
Мотор X16XEL/Z16XE в подкапотном пространстве.
В отличие от одновальных моторов, на X16XEL установлена 16-клапанная головка с двумя распределительными валами, по 4 клапана на цилиндр. Диаметр впускных клапанов 31 мм, выпускных 27.5 мм, а толщина ножки 6 мм. Характеристики распредвалов X16XEL таковы: фаза 241/233, подъем 8.5/8.0 мм. Эта головка аналогична той, что стоит на X14XE.
В 1999 году двигатель Опель X16XEL был доработан, из основных нововведений отметим короткий впускной коллектор и модуль зажигания. Помимо популярного X16XEL, который был задушен головкой от малообъемного собрата, выпускался еще и полноценный X16XE. Эти двигатели отличаются распредвалами, большими впускными каналами, впускным и выпускным коллекторами, а также мозгом.
Характеристики распредвалов на Х16ХЕ: фаза 241/241, подъем 8.5/8.5 мм. От предшественника C16XE, мотор X16XE отличается клапаном EGR, установленным для соответствия стандартам Евро-2, впускным коллектором и ДАД.
Головка блок X16XEL/Z16XE.
В 2000 году двигатель X16XEL был снят с производства, а вместо него начали выпускать Z16XE. Основные отличия между X16XEL и Z16XE в расположении ДПКВ, который теперь в блоке, в электронной дроссельной заслонке, в двух лямбда-зондах, в общем и целом, это один и тот же мотор.
Выпускалась еще и версия Y16XE, которая отличается от Z16XE одним лямбда-зондом и соответствием экологическим стандартам Евро-3. Привод ГРМ на X16XEL, X16XE, Z16XE и Y16XE ременной, замена ремня ГРМ требуется после каждых 60 тыс. км. В противном случае, при его обрыве, мотор гнет клапана. В отличие от 8-клапанного X16SZR, на этих 16-клапанных моторах используется нормальный распределенный впрыск топлива.
Наименование | Характеристика |
Марка | X16XEL/Z16XE |
Маркировка | 1598 см. куб (1,6 литра) |
Тип | Инжектор |
Мощность | 101-106 л.с. |
Топливо | Бензин |
Клапанный механизм | 16 клапанный |
Количество цилиндров | 4 |
Расход горючего | 7.5 литров |
Масло в мотор | 0W-30 0W-40 5W-30 5W-40 10W-40 |
Экологическая норма | Евро 2 (X16XEL и X16XE) Евро 3 (Y16XE) Евро 4 (Z16XE) |
Диаметр поршня | 79 мм |
Ресурс | 200-250 тыс. км |
Применяемость | Opel Astra F/G/H Opel Corsa B Opel Meriva Opel Vectra B/C Opel Zafira A Opel Tigra A |
Обслуживание
Техническое обслуживание движка X16XEL/Z16XE , аналогичное, как и у собрата X16XE, и проводится с интервалом в 15 000 км. Рекомендованное обслуживание проводить необходимо каждые 10 000 км.
Впускной коллектор
Легкосплавный впускной коллектор двигателя Z16XE представляет собой составную конструкцию из нескольких частей: двух внутренний и двух внешних половинок. Еще в 2000-х годах выяснилось, что взаимные крепления половинок коллектора могут ослабевать, из-за чего нарушается плотное прилегание деталей.
После этого коллектор начинает дребезжать, шуршать и вибрировать. Производитель признал эту проблему и менял шумящие коллекторы по гарантии. А с мая 2005 года на двигателях Z16XE, а также Z16XEP появился усовершенствованный коллектор.
На практике старый дребезжащий коллектор можно снять, разобрать и собрать на герметике, чтобы устранить взаимный люфт его половин.
Выбрать и купить впускной коллектор для двигателя Opel, вы можете в нашем каталоге контрактных запчастей.
Модуль зажигания
Катушка зажигания на двигателе Z16XE представляет собой большой модуль – это стандартное решение для многих двигателей Opel. Но этот модуль надежнее модуля, который используется на 1,8-литровом двигателе. Модуль зажигания двигателя Z16XE служит довольно долго и не имеет проблем с пробоем изоляторов. К тому же, он стоит вполне вменяемых денег – оригинальный модуль от Delphi стоит порядка $70. На неисправность этого модуля зажигания однозначно указывают пропуски зажигания, которые не перемещаются между цилиндрами. Нередко он выходит из строя после проблем с регулятором напряжения генератора. Для собственного успокоения модуль зажигания можно проверить на искру, но без высоковольтных проводов от двигателя Opel Vectra A не обойтись. Модуль зажигания нужно снять с клапанной крышки, не отключать его, сдернуть резиновые изоляторы и вместо них подключить высоковольтные провода. Второй стороной провода соединяются со свечами вашего мотора. Далее нужно запустить двигатель и по очереди проверить свечи на искру.
Для этого с одной свечи нужно снять провод, выкрутить свечу, снова вставить свечу в провод и положить ее на «массу» (на клапанную крышку, например). Если искры не будет на одной из свечей, то модуль зажигания нужно менять.
Выбрать и купить катушку зажигания для двигателя Opel, вы можете в нашем каталоге контрактных запчастей.
Хочу сменить мотор Opel Astra 1.6 на 1.8: получится?
«У меня Opel Astra G 2003 г.в. с двигателем 1.6 (z16xe), «механика». Собираюсь поменять двигатель на z18xel. Подойдет ли он конструктивно?»
С одной стороны, оба двигателя устанавливались производителем на Opel Astra G. Следовательно, замена одного мотора на другой, во-первых, конструктивно возможна, во-вторых, абсолютно в рамках действующего законодательства. То есть в случае замены никаких проблем ни с постановкой на учет, ни со снятием с него, ни при прохождении ТО не будет.
С другой стороны, просто демонтировать один мотор и вместо него установить другой не получится. Начнем с того, что на z16xe используется система впрыска Multec, тогда как на z18xel — Siemens Simtec. А это означает различные системы зажигания и впрыска, электрику и т.д. Так что одним двигателем (400-500$) не отделаешься! Как минимум нужно, чтобы он был с комплектным навесным оборудованием (150-200$), со своим блоком управления и проводкой (400$). Добавим к этому впускной коллектор с катализатором (до 200$) — получим минимально необходимый свап-комплект стоимостью 1200-1300$. Это уже вдвое дороже покупки «нового старого» мотора z16xe!
Так ведь и это еще не все! Важно все правильно установить, «подружить» новый мотор со всем штатным оборудованием (топливная система, впуск и выпуск, блоки реле и предохранителей, система вентиляции и отопления и т.д.) — вопросов по механической и электрической части может быть достаточно много! Все это время и, конечно же, деньги.
В общем, возникает закономерный вопрос: зачем оно надо? Прибавка в мощности незначительная, в надежности тем более (своих «болячек» хватает и у этого мотора), а усилия по замене и стоимость свапа будут серьезными. Ей-богу, куда проще и дешевле «вложиться» в ремонт, доводку или покупку того двигателя, который был положен по заводу, то есть z16xe.
Иван КРИШКЕВИЧ ABW.BY
Сравнительная таблица | ||
Модель | Z16xe | Z18xel |
Конструкция | R4 | |
Количество клапанов | 16 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 79,0/81,5 | 80,5/88,2 |
Объем, куб. см | 1598 | 1796 |
Мощность, кВт(л.с.)/при об/мин | 74(101)/6000 | 81(110)/5600 |
Макс. крутящий момент/при об/мин | 150/3600 | 167/3800 |
Степень сжатия | 10,5:1 | |
Система впрыска | Multec S(F) | Siemens Simtec 71 |
КПП | F17CR | |
Применяемость | Astra G, Zafira A, Meriva A, Vectra B/C | Astra G, Vectra B/C |
У вас есть вопросы? У нас еcть ответы. Интересующие вас темы квалифицированно прокомментируют либо специалисты, либо наши авторы — результат вы увидите на сайте abw.by. Присылайте вопросы на адрес [email protected] и следите за сайтом
Ремень ГРМ
Согласно сервисной книге, ремень ГРМ подлежит замене каждые 90000 км или раз в 6 лет. На практике все меняют его каждые 60 000 км. Обрыв ремня ГРМ является довольно частой причиной серьезной поломки этого двигателя. Тут всё дело в качестве неоригинальных ремней. Поэтому затягивать с заменой неоригинала не стоит – 60000 км это предел для них.
Также отметим, что на двигателях Z16XE с большими пробегами случается разрушение шпонки зубчатого шкива коленвала. Поэтому при возможности стоит менять шпонку и осматривать шкив на предмет износа.
Рекомендуемые типы масла
Средний пробег агрегата Z16XE до капительного ремонта составляет 300000 км. При условии своевременного проведения технического обслуживания с заменой масла и фильтров.
Согласно руководству по эксплуатации Opel Astra и Opel Vectra, замену масла следует проводить не реже одного раз за каждые 15000 км. Более поздняя замена приводит к уменьшению эксплуатационного срока мотора. На практике, многие владельцы данных автомобилей советуют замену масла проводить чаще – каждые 7500 км.
Менять масло следует только на прогретом моторе. Последовательность замены следующая:
- Прогреть двигатель до его рабочей температуры.
- Аккуратно открутить сливной болт поддона и слить отработанное масло.
- Очистить магнитную сторону сливного болта от мусора, закрутить его обратно и залить специальное масло для очистки двигателей.
- Завести мотор и дать ему поработать на холостых оборотах в течение 10-15 минут.
- Слить промывочное масло, заменить масляный фильтр и залить рекомендуемое.
Для замены масла потребуется не менее 3.5 литров.
Двигатели Z16XE получили дефектную ГБЦ. По информации производителя, неправильно изготовленные головки блоков выпускались до мая 2003 года. В сервисном бюллетене упоминается следующий факт: «стержни клапанов имеют слишком шероховатую поверхность, которая вызывает ускоренный износ направляющих втулок и маслосъемных колпачков. В результате масло стекает по клапанам, попадая в камеры сгорания». Производитель менял ГБЦ на дефектных моторах при наличии жалобы со стороны владельца.
На практике так оно и было. При снятии и осмотре ГБЦ буквально на всех двигателях Z16XE были обнаружены клапаны с сильным масляным налётом на них. Также клапаны прилично люфтили в направляющих. Т.е. направляющие были изношены. Вся эта неприятность достигала пика уже к пробегу в 70000 – 100000 км. Моторы приходилось ремонтировать: по возможности специалисты пересобирали ГБЦ с новыми втулками, сальниками клапанов и другими компонентами. Но дефекты в ГБЦ – не единственная причина жора масла на двигателе Z16XE.
Выбрать и купить головку блока цилиндров (ГБЦ) для двигателя Opel, вы можете в нашем каталоге контрактных запчастей.
Технические характеристики Z16XE
Z16XE является заменой более старой модели X16XEL, которая выпускалась с 1994 по 2000 год. Небольшие отличия заключались в датчике положения коленчатого вала, в остальном двигатель ничем не отличался от своего собрата.
Основной проблемой ДВС Z16XE является его фактический расход топлива, который для города составляет 9.5 литра. При смешанном варианте езды – не более 7 литров. Блок цилиндров выполнен из высококачественного чугуна, выпускался практически без брака, за исключением нескольких единиц. Головка блока двигателя производилась из алюминия.
Технические характеристики Z16XE:
Технические характеристики | A22DM |
Объём двигателя | 1598 см 3 |
Максимальная мощность | 100-101 л.с. |
74 кВт при 6000 об/мин. | |
Максимальный крутящий момент | 150 Н*м при 3600 об/мин. |
Расход | 7.9-8.2 литра на 100 км |
Степень сжатия | 10.05.2019 |
Диаметр цилиндра | от 79 до 81.5 мм |
Ход поршня | от 79 до 81.5 мм |
Выброс СО2 | от 173 до 197 г/км |
Общее количество клапанов – 16 штук, по 4 на один цилиндр.