Двигатель M50B20
Основное о двигателе
Крупнейший немецкий производитель BMW AG славится автомобилями премиум класса. Надежные и долговечные двигатели этой марки отличаются весьма широким ассортиментом и придутся по душе любому искушенному владельцу. Начиная от турбо 3-цилиндрового B38, 4-цилиндрового М10-М40 и N20/B48, 6-рядных М20/М50 и N54/N55 до первоклассных моделей V8 М60 -N63 и V12 для лидирующих серий. Выпускаются силовые установки, предназначенные как для города, так и более спортивные версии, наряду с бензиновыми производятся дизельные, атмосферные и турбированные. Каждый может приобрести автомобиль, опираясь на предпочитаемую модификацию, версию и конфигурацию мотора. В России и СНГ также не обошли своим вниманием баварские модели BMW.
Характеристики двигателя M50B20
Мощность, л.с. | 150 |
Тип топлива | Бензин |
Объем, см*3 | 1991 |
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. | 190 (19) / 4700 |
Расход топлива, л/100 км | 9.9 — 10.5 |
Тип двигателя | Рядный, 6-цилиндровый |
Выброс CO2, г/км | 207 |
Диаметр цилиндра, мм | 80 |
Количество клапанов на цилиндр | 4 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. | 150 (110) / 5900; 150 (110) / 6000 |
Нагнетатель | Нет |
Степень сжатия | 10.5 |
Ход поршня, мм | 66 |
Преимущества
Под эту модификацию двигателя была разработана новая механика ГБЦ, состоящая из 24 клапанов, двух распредвалов DOHC, впускной коллектор из пластика, введен механизм распределения газа VANOS, гидрокомпенсаторы. Технически изменена система зажигания, она стала полностью электронной, добавлена на каждую свечу отдельная катушка зажигания, привод ГРМ был заменен на цепной с большим эксплуатационным ресурсом.
Мотор знаменит тем, что, несмотря на короткий срок выпуска, он остался до сих пор популярным и на его основе были разработаны серии 3-х литровых движков с мощностью 240-250 лошадиных сил, а также он стал базой для выпуска ДВС марки S50 спортивных моделей авто.
Недостатки
Перечень основных затруднений:
- Плавающие обороты, шумы в ГБЦ.
При возникновении первичных признаков недостаточной тяги движка нужно осмотреть конструкционные узлы. Источником может стать механизм декомпрессии мотора и подсос воздуха, пробой катушки зажигания. Диагностика катушек зажигания каждые 100000 км, предотвратит проблему плавающих оборотов. А в случае повреждения маслосъемных колец, их нужно просто заменить. Также для устранения вопроса «плавающих оборотов» нужно проверить исправность расходомера и устройства Vanos. Возрастание вибрации при наборе рабочей температуры агрегата на холостом ходу вызывает сильные толчки и препятствует непрерывной выдаче топлива. Это связано с индивидуальностью работы механизма Vanos и считается заводским браком, который был устранен в дальнейшем. Решением может стать приобретение его ремкомплекта. - Течь масла.
Своевременная проверка и замена уплотнительной прокладки корпуса генератора или сальника коленчатого вала предотвратит такое затруднение как «протекание моторного масла». Если применять аналоги сальников коленчатого вала, то замену нужно производиться чаще, нежели при использовании оригинальных расходников. - Завышенный расход масла.
Вопрос перерасхода моторного масла решается сменой маслосъёмных колпачков и всех составляющих масляного трубопровода через каждые пройденные 100000 км, иначе можно столкнуться с нарушением герметичности магистральных патрубков маслопровода и полным износом масляных колпачков.
Лучше сразу ставить новые оригинальные маслостойкие кольца, так как они качественнее и прослужат дольше аналогов. - Увеличенный расход топлива.
Расход горючего увеличивается из-за развала катализаторов. Попадание сот разрушенных катализаторов в цилиндры будет последствием возникновения разного рода царапин. Первыми признаками будет цоканье поршня, он начинает кривиться и задевать верхнюю точку. С задирами ездить конечно можно, но не долго, потому что придется покупать новый мотор, так как цена ремонта будет высока. Прохождение технического обслуживания у дилера, с продлением гарантии, обработка составом от износа и задира НТ-10 после своевременной диагностики методом АГЦ поможет избежать этого. - Перегрев.
Воздушные пробки в механизме охлаждения могут спровоцировать опасность перегрева.
Чтобы избежать перегрева ДВС, нужна профилактика радиатора и своевременная замена термомуфты вентилятора. Замена охлаждающей жидкости и промывка механизма последовательно через два года, поможет уберечься от перегрева двигателя из – за большого количества движущихся деталей мотора. - Троение.
Троение в основном возникает из-за сбоя в работе свечей, форсунок и катушек зажигания и как правило, вопрос решается их заменой.
Технические характеристики
Агрегат M50B20 — это атмосферный бензиновый рядный 6-цилиндровый движок с 24 клапанами и водяным охлаждением, а также с распределенным впрыском бензина ДМЕ Motronic 3.1фирмы Bosch, во впускном коллекторе, DOHC. Впускные и выпускные каналы головки блока цилиндров распределены напротив друг друга. Чугунный блок цилиндров состоит из отформованных цилиндров, рубашки охлаждения, верхней части картера и 7 опор коленчатого вала.
Наибольшая производительность этого 2 литрового движка при объеме 1991 кубических сантиметров, насчитывает 150 лошадиных сил / 110 КВТ при 6000 оборотов в минуту. При крутящем моменте в 190 Нм и от 4700 оборотов в минуту поперечник цилиндра равен 80 мм, а ход поршни равен 66 мм. Поршневая группа под степень сжатия равна 10.5 и включает 7 штук коренных опор, нагнетатель отсутствует. Камера сгорания имеет рабочий объем 31,6 кубических сантиметров при величине в 75 лошадиных сил на 1000 кубических сантиметров.
Мотор заводской марки M50B20 TU — это бензиновый рядный 6-цилиндровый движок с 24 клапанами и водяным охлаждением, а также с распределенным впрыском бензина MS 40.1 фирмы Siemens во впускном коллекторе, DOHC. Для улучшения экологичности двигателя и в рамках экономии топлива, а главное для увеличения разгона была установлена система Vanos. Установлены новые поршни и шатуны, внесены изменения в параметры клапанов и коленчатого вала.
Наибольшая производительность этого 2 литрового движка при объеме 1991 кубических сантиметров, насчитывает 150 лошадиных сил / 110 КВТ при 5900 оборотов в минуту. При крутящем моменте в 190 Нм и от 4200 оборотов в минуту поперечник цилиндра равен 80 мм, а ход поршни равен 66 мм. Поршневая группа под степень сжатия равна 11,6 и включает 7 штук коренных опор, нагнетатель отсутствует. Камера сгорания имеет рабочий объем 31,6 кубических сантиметров при величине в 75 лошадиных сил на 1000 кубических сантиметров. Нагнетатель отсутствует. Движок М50В20 TU был монтирован на автомобили BMW пятой серии.
Движение охлаждающей эмульсии производиться с помощью водяного герметичного насоса с приводом от коленчатого вала и зубчатым ремнем газораспределительного устройства. Для контроля температуры технической жидкости для охлаждения при работающем непрогретом движке, а также для сохранения комфортной действующей температуры, в механизм охлаждения вмонтирован термостат. Этот термостат механизма охлаждения мотора открывается при температуре 80-92 градусов и давлении от 1,5 до 2 бар.
Для диагностики системы отработанных выхлопных газов, число оборотов на холостом ходу моторов М50 В20 для ступенчатой коробки передач составляет 650-700 оборотов в минуту. Для поддержания приемлемого состава горючего и воздуха и для замеров состава выхлопных газов установлен датчик кислорода с поступательным изменением сигнала. Модуль, свечи и провода зажигания образуют микропроцессорный механизм зажигания мотора, который в дальнейшим не регулируется и не обслуживается.
Инжекторный движок, с задним приводом и 5-ступенчатой механикой, управляются электронной системой Motronic 3.1фирмы Bosch /Siemens MS 40.1 На основании данных лямбда — зонда система производит расчет времени открытия впрыскивающих клапанов, благоприятного для соответствия топлива и воздуха, которое безусловно не рассчитаешь при регулировании вручную. В верхней части газораспределительной системы расположены два распределительных вала, сразу над блоком цилиндров, что увеличивает мощность агрегата, равномерно распределяется нагрузка, уменьшается расход бензина и шум мотора. С помощью установленных гидравлических компенсаторов понижается шум двигателя, клапаны не нуждаются в регулировке. Рекомендуется производить замену цепного ремня привода ГРМ через каждые пройденные 250000 километров.
Устойчивый ход холостых оборотов достигается дроссельной заслонкой с помощью автоматического управления и коррекцией данных на опережение механизма зажигания.
Датчик дроссельной заслонки, регулирующий дроссельную заслонку на холостом ходу, координируется электромагнитным клапаном холостого хода. В случае его поломки, регулировка или замена производиться только в сервисном центре производителя.
Производитель BMW рекомендует к использованию бензин марки АИ-95. Оригинальное синтетическое моторное масло 5w-30, 5w-40 до 10w-40 и 15w-40 в зависимости от времени года, тормозная жидкость марки DOT 4 и оригинал от производителя охлаждающей жидкости, либо антифриз марки «Тосол», «Nord» поддержат безупречную работу мотора.
Средний расход бензина на 100 километров составит от 6,7 до 11,2 литров, моторного масла с фильтром 1 литр, охлаждающей жидкости 5 литров и тормозной жидкости 1,2 литр. Менять моторное масло рекомендуется через каждые пройденные 7000 -10000 километров, а смену одноразового фильтра проводить не меньше чем один раз в год, но одновременно с заменой масла. С помощью постоянного круговорота с полной фильтрацией масла, смазка двигателя проводится комбинированным типом и контролируется бароскопом. При повышенной эксплуатации двигателя замена моторного масла и фильтра производится согласно показаниям технического осмотра. Тормозную жидкость следует менять по истечению одного года, а антифриз каждые два года. В зависимости от вида трансмиссии, рекомендация производителя по использованию масла для механики SAE 75W-90, для автоматической коробки передач G 052.
Силовой агрегат при надлежащем уходе может увеличить свой ресурс более 400000 километров.
Конструкторы силовика М50В20 вложили в маркировку следующие показатели: М – обозначает серию семейства агрегата, категорию рядности и количество цилиндров – означает цифра 5, а 0 — уведомляет об отсутствии изменений в базовом варианте, ну и буква В обозначает тип топлива – бензиновый и расположение внутри семейства, в данном случае имеется ввиду продольно или поперечно.
Установка мотора рассчитана на фронтальную часть автомобиля рядом с передней подвеской продольно.
Vin код двигателя можно увидеть на стыке агрегата и коробки передач с левой стороны.
Мотор М50В20 устанавливается на автомобили BMW третьей и пятой серии, таких как 320i E36 и BMW серии 520i E34, так как выпускали его всего пять лет.
Модификации
Рассмотрим двигатели BMW серии M50.
M50 заменил предшествующую модель мотора M20.
Основные перемены коснулись головки блока цилиндров движка, разработан и внедрен газораспределительного механизма VANOS, размещена новая система управления агрегатом, привод ГРМ был заменен на цепной его вид. В результате снизились затраты горючего, повышена производительность, улучшена слышимость и крутящий момент двигателя. В легендарной серии М50 было выпущено две разновидности силового агрегата разной кубатуры. И хотя движки этой серии считались очень удачной разработкой конструкторов, они также были технически усовершенствованы.
- С 1991 года по 1992 год применялись базовые силовые агрегаты первых разновидностей – это 2 литровый М50 В20 и 2,5 литровый М50 В25.
- С 1992 года по 1995 год были внедрены их усовершенствованные версии – это 2 литровый М50 В20 TU и 2,5 литровый М50 В25 TU.
Спустя пять лет эта серия была заменена на ДВС версии М52 с алюминиевым блоком и аналогичным рабочим объемом.
Чип тюнинг и увеличение мощности
Каждый владелец авто хотел бы получить от двигателя дополнительную мощность и почувствовать мгновенный результат. При этом он считает что никаких последствий от этого не будет. Стоит заметить, что производитель не устанавливает чип тюнинг из-за необходимости соблюдения строгих параметров экологии выхлопных газов.
Для увеличения мощности на 42 лошадиные силы можно просто заменить базовую модель агрегата на улучшенную 2,5- литровую M50B25.
Можно увеличить мощность уже установленной базовой модели до 2,6 литров и 200 лошадиных сил путем замены значительного количества его составляющих на новые и на детали от более усовершенствованных его собратьев М50 В25 и М52В28. Но, нужно быть готовым к тому, что после модернизации движка использовать можно будет только бензин не ниже АИ-98, иначе не избежать падение мощности и возникновения детонации.
Также можно установить готовые строкер – комплекты или турбо — комплект Garrett, в этом случае мощность родного двигателя можно увеличить до 3 литров и до 300-400 лошадиных сил.
По истечении определенного времени после установки чип тюнинга, появляются проблемы с неисправностью инжекторов, прогоревшими клапанами ГБЦ и рециркуляцией выхлопных газов, а также расплавившиеся поршни. Каждый сам делает выбор по модернизации своего автомобиля, но всегда нужно помнить о последствиях для него. Ведь сервисы по установке чип тюнинга почему-то не предоставляют гарантии для автомобилей с внушительным автопробегом или работающим с большой нагрузкой
Если бережно относиться к автомобилю, своевременно менять моторное масло и только рекомендуемое производителем, регулярно проходить техническое обслуживание и вовремя производить смену автозапчастей, то можно с легкостью увеличить ресурс двигателя до 400 000 км и отодвинуть момент капитального ремонта движка.
Профилактический осмотр силового агрегата можно проводить самостоятельно, а техническое обслуживание и ремонт лучше проходить в специальном сервисе.
Замена масла в двигателях M50, M50TU, M52
Необходимые материалы и инструменты
1. Емкость объемом около 6 литров для слива отработавшего масла.
2. Торцовые или накидные ключи на 13 мм и на 17 мм. Также желателен динамометрический ключ.
3. 6 литров моторного масла, имеющее допуск BMW LL-98 или LL-01. Например, моторные масла ADDINOL SUPER POWER MV 0537 5w30 или ADDINOL Super light MV 0546 5w40
4. Комплект сменного элемента масляного фильтра. Номер по каталогу BMW 11421730389 (предыдущий номер 11421711568).
Этот комплект содержит все необходимые при замене уплотнительные элементы: сам фильтр, уплотнительное кольцо крышки корпуса масляного фильтра, нижнее уплотнительное кольцо стяжного болта корпуса масляного фильтра, верхюю уплотнительную шайбу стяжного болта корпуса масляного фильтра, уплотнительную шайбу сливной пробки поддона картера. Также можно использовать неоригинальный масляный фильтр Kheсht OX68D, который содержит все необходимые элементы. Фильтры других (даже именитых) производителей, могут не содержать всех необходимых элементов.
Последовательность выполнения
Предварительные рекомендации
Безусловно замену масла удобнее выполнить на эстакаде, смотровой канаве или подъемнике. Но если такой возможности нет, то можно и на ровной площадке. Главной проблемой в этом случае будет подобрать невысокую емкость объемом около 6 литров. Для удобства ослабления затяжки пробки сливного отверстия поддона картера двигателя можно немного поддомкратить автомобиль с правой передней стороны (во время непосредственного слива масла автомобиль необходимо опустить).
При применении современных синтетических масел, способных сохранять высокую текучесть даже при отрицательных температурах, требование выполнять замену на прогретом двигателе уже не очень актуально. Тем не менее все же стоит ограничить минимальную температуру масла при выполнении замены, скажем, на уровне 10°C.
1. Торцовым или накидным ключом на 13 мм выворачиваем стяжной болт корпуса масляного фильтра.
2. Снимаем крышку корпуса масляного фильтра.
3. Снимаем оставшееся на стакане старое уплотнительное кольцо крышки корпуса масляного фильтра. Если кольцо снимется вместе с крышкой, то соответсвенно извлекаем его из проточки в крышке.
4. Извлекаем из корпуса старый масляный фильтр.
5. При помощи шила или узкой шлицевой отвертки снимаем уплотнительное кольцо со стяжного болта корпуса масляного фильтра.
6. Снимаем со стяжного болта верхнюю уплотнительную шайбу.
7. Из комплекта нового масляного фильтра устнавливаем на стяжной болт верхнюю уплотнительную шайбу и нижнее уплотнительное кольцо.
8. Укладываем в проточку крышки корпуса масляного фильтра новое уплотнительное кольцо.
9. Чистой ветошью очищаем внутреннюю полость копуса масляного фильтра от остатков отработавшего моторного масла.
10. Устанавливаем в корпус новый масляный фильтр.
11. Устанавливаем крышку корпуса масляного фильтра с новым уплотнительным кольцом.
12. Устанавливаем стяжной болт корпуса масляного филтра с новыми уплотнениями и наживляем его от руки.
13. Динамометрическим ключом затягиваем стяжной болт корпуса моментом 22 Нм.
14. Торцовым или накидным ключом на 17 мм ослабляем затяжку пробки сливного отверстия поддона картера двигателя.
15. Устанавливаем под сливное отверстие подходящую емкость объемом не менее 6 литров, окончательно выворачиваем пробку и сливаем масло.
16. Заменяем уплотнительное кольцо пробки на новое.
17. Заворачиваем пробку сливного отверстия и затягиваем ее моментом 25 Нм.
18. Заливаем в двигатель около 5.5 литров нового моторного масла.
19. Проверяем уровень по указателю. Уровень будет находиться на максимальной отметке или даже выше. Это нормально.
20. Запускаем двигатель. Контрольная лампа аварийного давления масла будет гореть несколько дольше обычного. Во время работы двигателя проверяем отсутствие поддтекания масла из-под сливной пробки, крышки и стяжного болта корпуса масляного фильтра. Даем поработать двигателю около минуты и заглушаем его.
21. Через 5-10 минут проверяем уровень моторного масла и доводим его до максимальной отметки по указателю.