Двигатель камаз евро 1 датчики масла

Двигатель камаз евро 1 датчики масла

Особенности масляной системы двигателей КАМАЗ 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300

Смазочная система комбинированная с «мокрым» картером

Система включает масляный насос, фильтр очистки масла, водомасляный теплообменник, картер масляный, маслоналивную горловину, трубку указателя и указатель уровня масла.

Схема смазочной системы показана на рис. 1

Из картера 13 масляный насос 1 подает масло в фильтр очистки масла 3 и через водомасляный теплообменник 6 в главную магистраль, далее к потребителям.

В смазочную систему также включены клапан системы 2, обеспечивающий давление в главной масляной магистрали 400-550 кПа (4,0-5,5 кгс/см 2 ) при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, предохранительный клапан 14, отрегулированный на давление 931-1127 кПа (9.5-11,5 кгс/см 2 ), перепускной клапан 4, отрегулированный на срабатывание при перепаде давления на фильтре 150-220 кПа (1,5-2,2 кгс/см 2 ) и термоклапан 11 включения водомасляного теплообменника.

При температуре масла ниже 95 °С, клапан открыт и основной поток масла поступает в двигатель минуя теплообменник.

При температуре масла более 110° С, термоклапан закрыт и весь поток масла проходит через теплообменник, где охлаждается водой.

Тем самым обеспечивается быстрый прогрев двигателя после запуска и поддержание оптимального температурного режима в процессе эксплуатации.

Конструктивно термоклапан расположен в корпусе масляного фильтра.

Масляный насос (см. рисунок) закреплен на нижней плоскости блока цилиндров.

Ведущее зубчатое колесо напрессовано на передний конец коленчатого вала и имеет 64 зуба, ведомое 52, то есть передаточное отношение 0.8125.

Зазор в зацеплении приводных зубчатых колес регулируется прокладками, устанавливаемыми между привалочными плоскостями насоса и блока, который должен быть 0,15-0,35 мм, момент затяжки болтов крепления масляного насоса к блоку должен быть 49-68.6 Н.м (5-7 кгс.м).

Масляный насос шестеренчатый, односекционный. Содержит корпус 2, крышку 1 и шестерни.

В крышке расположен клапан смазочной системы 13, с пружиной 11. В нагнетающем канале установлен предохранительный клапан, состоящий из шарика, пружины и регулировочных шайб.

Масляный фильтр (см. рисунок) закреплен на правой стороне блока цилиндров и состоит из корпуса 1, двух колпаков 9 и 11, в которых установлены полнопоточный 8 и частично-поточный 4 фильтроэлементы.

Колпаки на резьбе вворачиваются в корпус. Уплотнение колпаков в корпусе осуществляются кольцами 2 и 3.

В корпусе фильтра также расположен перепускной клапан 15 и термоклапан включения водомасляного теплообменника.

Очистка масла в фильтре комбинированная.

Через полнопоточный фильтроэлемент 8 проходит основной поток масла перед поступлением к потребителям, тонкость очистки масла от примесей при этом составляет 40 мкм.

Через частично — поточный фильтроэлемент 4 проходит 3-5 л/мин. где удаляются примеси размерами более 5 мкм.

Из частично-паточного элемента масло сливается в картер. При такой схеме достигается высокая степень очистки масла от примесей.

Масляный картер штампованный, крепится к блоку цилиндров через резинопробковую прокладку. Момент затяжки болтов крепления картера 8 — 17,8 Нм (0,8 — 1,8 кгс.м).

Термоклапан включения водомасляного теплообменника состоит из подпружиненного поршня 13 с термосиловым датчиком 6.

При температуре ниже 93 °С поршень 13 находится в верхнем положении и основная часть потока масла, минуя теплообменник, поступает в двигатель.

При достижении температуры масла (95+2) °С омывающего термосиловой датчик 6, активная масса, находящаяся в баллоне, начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток датчика и поршень 13.

При температуре масла (110+2) °С поршень 13 разобщает полости в фильтре до и после теплообменника и весь поток масла идет через теплообменник.

При превышении температуры масла выше 115 °С срабатывает датчик температуры и на щитке приборов загорается сигнальная лампочка.

Водомасляный теплообменник (рис. Фильтр масляный с теплообменником) установлен на масляном фильтре, кожухотрубного типа, сборный.

Внутри трубок проходит охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя, снаружи — масло.

Со стороны масла трубки имеют оребрение в виде охлаждающих пластин.

Поток масла в теплообменнике четыре раза пересекает трубки с водой, чем достигается высокая эффективность охлаждения масла.

На двигатели 740.11-240, 740.13-260 и 740.14-300 устанавливаются два типа теплообменников:

— 740.11-1013200 на двигатель 740.11-240,

— 740.20-1013200 на двигатели 740.13-260 и 740.14-300, которые отличаются длиной.

Читайте также:  Как улучшить выхлоп машины

Система вентиляции картера (см. рисунок) открытая, циклонного типа. Картерные газы отводятся из штанговой полости второго цилиндра, через угольник 1, в котором установлен завихритель 2.

При работе двигателя картерные газы, проходя через завихритель 2, получают винтовое движение.

За счет действия центробежных сил капли масла, содержащиеся в газах, отбрасываются к стенке трубы 4 и через трубку 6 сливаются обратно в картер.

Очищенные картерные газы удаляются в атмосферу.

Возможные неисправности системы смазки дизеля и способы устранения

Неисправность

Повышенный расход масла

— Длительная работа двигателя на оборотах холостого хода.

Без необходимости не работать на оборотах холостого хода двигателя.

— Утечка масла через соединения в смазочной системе турбокомпрессора.

Подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки и резиновые рукава.

— Износ сопряжения клапан-втулка в головке цилиндров, старение резиновой манжеты клапана.

Проверить и заменить изношенные детали.

— Засорение воздухоочистителя или колпака воздухозаборника.

Провести обслуживание воздухоочистителя и очистить сетку колпака.

Понижение давления масла в смазочной системе

— Низкий уровень масла в масляном картере.

Проверить и при необходимости долить масло до отметки «В»

— Неисправность приборов контроля давления

Убедиться в исправности приборов

— Применение масла не соответствующей вязкости

Заменить масло на соответствующее химмотологической карте.

— Загрязнение фильтрующих элементов масляного фильтра

Заменить фильтрующие элементы.

— Нарушение регулировки или заедание предохранительного клапана или клапана смазочной системы

Проверить клапаны и устранить заедание, при необходимости отрегулировать или заменить неисправные детали.

— Засорение заборника масляного насоса

— Попадание охлаждающей жидкости в масло

Проверить герметичность водяной полости, уплотнение гильз цилиндров, герметичность водомасляного теплообменника, неисправные детали заменить.

— Утечки масла в местах соединений и масляных магистралях смазочной системы

Проверить состояние технологических заглушек, пробок, затяжку крепежных деталей в местах соединений, состояние уплотнительных колец и прокладок

— Нарушение работоспособности масляного насоса

Снять насос и на специальном стенде проверить работоспособность.

— Недопустимое возрастание зазора в подшипниках коленвала и распредвала

Произвести ремонт двигателя.

Загорание сигнализатора аварийной температуры масла

— Неисправность датчика аварийной температуры масла

Убедиться в исправности датчика, при необходимости заменить.

— Заедание термоклапана включения теплообменника, неисправность термосилового датчика

Проверить работу термоклапана включения теплообменника, при необходимости устранить заедания или заменить датчик.

— Засорение трубок или загрязнение охлаждающих пластин

Проверить водомасляный теплообменник на предмет засорения трубок и загрязнения охлаждающих пластин, при необходимости промыть или заменить теплообменник.

Повышение давления масла в смазочной системе

— Высокая вязкость масла

Заменить масло на соответствующее химмотологической карте

— Нарушение герметичности линии управляющего сигнала соединяющей главную масляную магистраль с насосом или ее засорение

Проверить трубу подвода масла к насосу, затяжку болтов крепления, наличие отверстия в крышке

— Заедание или нарушение регулировки клапана смазочной системы.

Проверить клапан и устранить заедание, при необходимости заменить неисправные детали.

Ремонт элементов масляной системы

Для разборки, сборки и проверки масляного насоса:

— слейте масло из картера, выверните болты крепления и снимите картер;

— снимите всасывающую трубку 4 (рис.) с фланцем, кронштейном и чашкой в сборе и трубку подводящую клапана системы смазывания;

— выверните болты крепления масляного насоса 1, снимите насос;

— снимите шестерню масляного насоса съемником И80 1.02.000 (рис.), для этого болты 3 вверните до упора их в шестерню 5, винт 1 уприте в торец вала.

Вращая рукоятку, вверните винт в траверсу до полного снятия шестерни;

— выверните болты крепления нагнетающей и радиаторной секций масляного насоса и разберите его;

— замерьте радиальный и торцовый зазоры нагнетающей и радиаторной секций, зазоры в зацеплении зубьев шестерен в радиаторной и нагнетающей секциях, между ведущим валом и отверстием в корпусе, между осью и шестерней. При необходимости замените изношенные детали;

— при сборке насоса не допускайте повторное использование отгибных шайб.

После сборки насоса валик должен проворачиваться от руки плавно, без заеданий;

— испытайте насос на стенде с использованием масла М10Г2К или М10ДМ.

При частоте вращения валика 2800 — 60 мин -1 и разрежении на всасывании 12-15 кПа подача насосом должна быть не менее 130 л/мин при давлении на выходе 0,35 — 0,40 МПа;

— отрегулируйте давление срабатывания клапана смазочной системы, которое должно быть 0,40 — 0,45 МПа.

Читайте также:  Документ оплаты ремонта автомобиля

Для регулирования допускается использование не более 3-х шайб, устанавливаемых под пружину.

При несоответствии давления-начала открытия клапана, замените пружину. Повторное использование шплинта пробки не допускается.

Моменты затяжки резьбовых соединений, Н.м (кгс.м)

Болты крепления масляного насоса 49,0 — 68,6 (5 — 7)

Болты крепления крышки 39,2 — 54,9 (4 — 5,6)

Болты крепления трубки к насосу 19,6-24,5 (2-2,5)

Колпаки масляного фильтра 49,0- 58,8 (5 — 6)

Пробка термоклапана фильтра 47,0- 58,8 (4,8 — 6)

Сливные пробки колпаков 24,5-39,2 (2,5-4,0)

Болты крепления масляного фильтра 88,2-112,6 (9,0-12,5)

Гайка крепления ведомой шестерни привода масляного насоса 98,1-117,6 (10-12)

Размеры деталей и допустимый износ, мм

Диаметр шестерен 55,44 — 55,47

Допустимый диаметр шестерен 55,4

Радиальный зазор между зубьями шестерен и стенкой корпуса 0,130-0,206

Допустимый радиальный зазор 0,25

Высота шестерен 34,913 -34,975

Допустимая высота шестерен 34,900

Глубина колодца 35,050-35,089

Торцовой зазор 0,075-0,176

Допустимый торцевой зазор 0,2

Диаметр шеек валика 19,920 — 19,899

Допустимый диаметр шеек 19,85

Диаметр втулок в корпусе под шейки валика 19,98-19,959

Допустимый диаметр втулок 20,10

Диаметр оси 19,987 — 20.000

Допустимый диаметр оси 19,85

Диаметр втулок ведомой шестерни 20,040-20,073

Допустимый диаметр втулок 20,080

Диаметр плунжера клапана 15,968-15,941

Допустимый диаметр плунжера 15,92

Диаметр отверстия в крышке под клапан 16,000-16,027

Усилие пружины клапана сжатой до размера 44 мм, Н 60-74

Для разборки, сборки и проверки фильтра масляного:

— слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя;

— выверните сливные пробки с колпаков и слейте масло из фильтра;

— отсоедините патрубки подвода и отвода охлаждающей жидкости к теплообменнику;

— выверните пять болтов крепления и снимите фильтр с теплообменником;

— отверните гайки и отсоедините теплообменник от фильтра;

— выверните колпаки из корпуса, промойте внутреннюю полость дизельным топливом, проверьте целостность уплотнительных колец, упорных пружин, при повреждении замените;

— собранный фильтр проверьте на герметичность сжатым воздухом 490 кПа в воде;

— проверьте давление начала открытия перепускного клапана, которое должно быть 0,147-0,216 МПа;

— проверьте работоспособность термоклапана включения теплообменника.

При температуре масла (50-70) °С расход через клапан должен быть не менее 70 л/мин при давлении 0,147 кПа и не более 5 л/мин при температуре 100-110 °С.

При необходимости замените термосиловой датчик ТС 103-1306090-30.

Для разборки, сборки и проверки работы водомасляного теплообменника:

— установите заглушки на фланцы подвода масла и опрессуйте масляную полость давлением 0,79-0,83 МПа в воде, при обнаружении негерметичности снимите подводящий и отводящий коллекторы теплообменника и выньте сердцевину из корпуса, замените уплотнительные кольца или, при повреждении трубок сердцевину.

Датчик давления масла автомобиля КАМАЗ

Любой силовой агрегат, включая двигатель внутреннего сгорания, дольше прослужит, если соблюдать оптимальные условия его эксплуатации. Чтобы он нормально работал, как на легковом, так и грузовом транспорте, необходимо поддерживать нормальный уровень масла и своевременно его заменять. Датчик давления масла КАМАЗ — измеритель, при помощи которого осуществляется контроль уровня масла в моторе. В работающих силовых агрегатах немало деталей, трущихся друг о друга и, чтобы предотвратить их износ и отвести образующееся тепло, используется смазка.

Бывает, на панели приборов загорается красная лампочка в виде лейки-масленки. Обычно это указывает на то, что закончилось масло. Но после проверки оказывается, что это не масло кончилось, а проблема с самим датчиком. Почему он может сбоить, где его найти и как заменить — об этом и пойдет речь в статье.

Зачем нужен ДДМ

В двигателях внутреннего сгорания обязательным узлом является масляная система. Чтобы заливаемая жидкость «работала», необходимо поддерживать ее уровень, давление и качество. Для отслеживания уровня пользуются контрольным щупом, за качество отвечает фильтрующий элемент, а за давление — датчик.

Устройство и принцип работы датчика

Датчик давления масла КАМАЗ имеет простую конструкцию. Он состоит из:

  • защитного корпуса, предотвращающего проникновение влаги;
  • внешней или внутренней мембраны;
  • толкательного механизма;
  • цепочки контактов.

Приборы, считывающие показания давления масла, бывают электронные и механические. Электронный измеритель обычно выполнен в сером или другом темном цвете, поэтому сразу отыскать его сложнее. Работает датчик так: сильное давление смазки оказывает воздействие на мембрану, та приводится в движение и давит на толкатель, соединяющий контакты электросети. Если уровень давления на мембрану недостаточен, то толкатель остается на месте. Контакты при этом замыкаются. Измерители этого типа стоят на КАМАЗ 740.31-240 (Евро-2).

Читайте также:  Изучение устройства электрооборудования автомобилей

Встречается и механический датчик давления масла КАМАЗ, но куда реже. Современные грузовые автомобили все чаще оборудуют электронными измерителями. Устроены механические датчики сложнее. Они состоят из прочной медной или нихромовой обмотки и ползунка. Обмотка взаимодействует с ползунком, а тот выдает показатель давления на панель управления. Сигнал по электрической цепи идет в кабину. Такой ДДМ стоит на двигателях КАМАЗ 740.63-400 (стандарт Евро-3, Евро-4).

«Родные» ДДМ для КАМАЗ изготавливаются по ГОСТ 3940-84. Технические характеристики измерителя:

  • напряжение — 12 В;
  • сила тока — 0.4 А;
  • сочетаемость с реле PC509 или ЗС503;
  • минимальный уровень давления (холостые обороты) — 0.7 атм;
  • максимальный уровень давления (высокие обороты) — 5–5.5 атм.

На грузовых автомобилях КАМАЗ 5320 обычно стоит ДДМ ММ370. Такой элемент встречается и на других грузовиках отечественного производства: КрАЗ, МАЗ. Это довольно точный измеритель, работающий на механическом усилии, передающимся первичными преобразователями. Усилие действует на сенсор системы индикации. В механических датчиках чувствительным элементом выступает мембрана, которая и принимает на себя воздействие. И уже от этого воздействия меняются показатели манометра на приборной панели, которую видит водитель.

В электрических системах сигнал также передается от сенсора. Но у них отличается способ преобразования и передачи энергии, а вместе с этим и точность показаний. На данный момент в Москве можно отыскать множество индикационным систем, как отечественных, так и импортных.

Где расположен измеритель и как проверить его работоспособность

Независимо от вида измерительного устройства, место его крепления стандартно. Датчик давления масла КАМАЗ установлен на самом двигателе, на кронштейне, рядом с масляным фильтрующим элементом.

Если во время движения на панели управления автомобиля загорелась сигнальная лампочка, свидетельствующая о низком давлении масла, следует остановить двигатель и проверить, все ли в порядке с датчиком. Алгоритм проверки:

  • Визуально оценивают состояние двигателя, а именно — цел ли картер, есть масляные подтеки или нет.
  • Если поддон деформирован, то образуется течь, которую заделывают герметичным составом или схожим средством.
  • При помощи специального щупа проверяют уровень смазки. Обычно сигнальная лампочка загорается, когда масла недостаточно. Его доливают, включают мотор и смотрят на лампу. Если она потухла, значит проблема была в нехватке масла.
  • Иногда лампочка продолжает гореть. Тогда снимают датчик давления масла КАМАЗ, а на его место подсоединяют механический манометр. Двигатель заводят, чтобы он работал на минимальном или холостом ходу. Если прибор показывает больше 0.5 кг на 1 см, при этом число увеличивается вместе с ростом оборотов, значит проблема в датчике и его следует заменить. Зная, где находится измеритель, сложностей с заменой возникнуть не должно.

Замена ДДМ

Поставить новый датчик аварийного давления масла сможет даже неопытный механик, зная, где находится этот измеритель. Последовательность:

  • Выключают систему зажигания, открывают капот.
  • От датчика отсоединяют шланг, а сам измеритель снимают с кронштейна. Для этого понадобится молоток и отвертка.
  • Образовавшееся гнездо обрабатывают силиконовыми герметиком и ставят на место старого новый датчик.

После этого шланг обратно подсоединяется к измерителю. Рекомендуется его тоже обработать автомобильным герметиком. Далее подсоединяют манометр со шлангом. Если КАМАЗ оборудован электронной системой, то указатель ДДМ ставится поверх прошлого модуля.

Чтобы силовой агрегат КАМАЗа работал исправно, необходимо каждый день следить за уровнем масла, давлением жидкости и качеством топлива. Это простые процедуры, которые не требуют квалификации, поэтому с ними способен справиться каждый водитель. Если пренебречь этими проверками, то это может стать причиной поломки двигателя. А любые неисправности легче предупредить, чем исправлять.

Заключение

Аварийный датчик, установленный на большинстве автомобилей, срабатывает в момент критического падения давления (до минимальной отметки). Механические «сигнализаторы» в этом плане проще, так как легче отслеживать давление во время работы двигателя. Чтобы мотор работал исправно, необходимо постоянно следить за уровнем масла в ДВС и давлением. Даже если смазочной жидкости будет в избытке, а давление низким — это может стать причиной быстрого износа силового агрегата. Чтобы предупредить это, следует пользоваться рекомендуемыми моторными маслами, поддерживать систему в чистоте и проверять работоспособность датчиков, насоса.

Видео по теме

Оцените статью