- «Несбывшиеся мечты»: история ЗМЗ-301, российского V6 нового поколения
- История
- Планы
- Многоцелевой советский двигатель ГАЗ-11.
- Зачем ГАЗу понадобилась рядная «шестёрка»?
- Как создавали ГАЗ-11?
- Конструктивные особенности ГАЗ-11.
- Области применения и модификации.
- Двигатели ЗМЗ: модификации, характеристики
- Модификации двигателей ЗМЗ
- Двигатель ЗМЗ-511.10
- Двигатель ЗМЗ-513.10
- Двигатель ЗМЗ-5233.10, ЗМЗ-5234.10
- Двигатель ЗМЗ-73
- Двигатель ЗМЗ-402.10, ЗМЗ-4026.10
- Двигатель ЗМЗ-4021.10, ЗМЗ-4025.10
- Двигатель ЗМЗ-4104.10
- Двигатель ЗМЗ-4062.10
- Двигатель ЗМЗ-40621.10
- Двигатель ЗМЗ-4063.10
- Двигатель ЗМЗ-409.10
- Двигатель ЗМЗ-40522.10
- Двигатель ЗМЗ-5143.10
- Семейство двигателей 406
- Семейство двигателей V8
- Семейство двигателей 514
- Другие статьи
«Несбывшиеся мечты»: история ЗМЗ-301, российского V6 нового поколения
Про этот мотор можно сказать: он как бы есть, но как бы его и нет. Проект перспективного 6-цилиндрового мотора ЗМЗ-301 отправлен под сукно в начале 2000-х, а жаль двигатель был перспективным. В этой статье я расскажу об этом моторе.
История
В 1996 году, когда ЗМЗ-406 уже выпускается на главном конвейере, начинается разработка V-образного 6-цилиндрового мотора ЗМЗ-301.
Конструктивно новый мотор напоминал 406-ой. Поршни, шатуны, детали ГБЦ были заимствованы у 406-го, унификация между моторами составляла 40%. Блок был изготовлен из чугуна, расстояние между центрами цилиндров составляло 106 мм.
Развал цилиндров составлял классические 90 градусов. За счет чего двигатель имел сопоставимый с 406-м размер по высоте. Масса ЗМЗ-301 составляла 240 кг.
Предполагалось, что новый мотор пропишется под капотом перспективной Волги ГАЗ-3111. Что окончательно утвердило бы ее представительский статус и дало возможность на равных с иномарками состоять в этом классе. Благо характеристики позволяли: мощность двигателя составляла 207 л.с., а крутящий момент 284 Н·м. При этом завод утверждал, что расход топлива не намного превышал показатели ЗМЗ-406.
Планы
Планы на мотор были грандиозные. В ближайшем будущем конструкторы предполагали оснастить мотор турбонаддувом, системой изменения фаз ГРМ и непосредственным впрыском. А в отдаленном, увеличить объем с 3,2 до 3,5 литров и выпустить на базе 301-го, еще более мощный V8.
В 2001 году, мотор должен был встать на конвейер под индексом ЗМЗ-301.10 . Но к сожалению планам не суждено было сбыться, точные причины почему проект ЗМЗ-301 был закрыт, мне не известны. Думаю что связано это с неудачными продажами ГАЗ-3111. Из-за непомерной большой цены, новая Волга имела малый спрос, устанавливать в нее еще более дорогой 301-й не имело никакого смысла.
Так отечественный V6 нового поколения пополнил ряды нереализованных проектов, коих в российском автопроме было не мало. Что довольно грустно, только представьте Волга 3,2 литра V6 — неплохо звучит правда?
Сколько было выпущено моторов непонятно, но думаю не больше десятка. Известно только что часть из них была отправлена на переплавку, один передан в МАМИ, судьба других неизвестна.
Вот такая незавидная судьба нашего V6.Что Вы думаете об этом моторе, напишите в комментариях. А если понравилась статья ставьте лайки 👍 и подписывайтесь на канал. Благодарю за поддержку)
Многоцелевой советский двигатель ГАЗ-11.
Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!
Создание шестицилиндрового двигателя на Горьковском автозаводе явилось очередным этапом в развитии предприятия и его продукции. Новый мотор позволил не только сконструировать автомобили большей грузоподъёмности, но и производить военную технику, внёсшую значительный вклад в Победу над фашизмом.
Зачем ГАЗу понадобилась рядная «шестёрка»?
Приступив к созданию ГАЗ-М1, специалисты Горьковского автозавода поняли, что возможности четырёхцилиндрового мотора исчерпаны. Для дальнейшего роста грузоподъёмности требовался двигатель с большей удельной мощностью. Заводов по производству автомобильных двигателей в Советском Союзе тогда не было. Получать по кооперации двигатели с других автомобильных заводов возможности не было.
Появилась острая необходимость налаживания производства своего двигателя современной конструкции, повышенной мощности, удобного в производстве, неприхотливого и простого в эксплуатации. Школа двигателестроения в СССР ещё не была создана. Силы института НАТИ были направлены на создание для грузовиков дизельных моторов, которые активно внедрялись за рубежом. Создание нового двигателя силами завода и последующая его доработка требовала наличия специалистов, денег и главное времени, которого не было у завода и страны.
Новый двигатель нужен был не только для горьковских автомобилей, но и для целого ряда военной техники, производство которой было поручено автозаводу. Решили пойти по ранее испробованному пути — купить лучшую мировую конструкцию, производственное оборудование и в короткое время освоить её производство. Анализ лучших американских моторов позволил отдать предпочтение модели Флатхед компании Крайслер. В Америке его называли «Плоский-6» или «плоскоголовый» и устанавливали на грузовики Додж-Д5.
Флатхед при незначительно большем, по сравнению с ГАЗ-М, литровым объёмом имел почти в два раза большую удельную мощность (22-24 л.с./л). Кроме того он был экономичнее, легче и технологичнее. Наличие передовых конструктивных решений делало его надёжнее, проще в эксплуатации и ремонте. Оборудование для производства мотора предполагалось купить у американцев.
Как создавали ГАЗ-11?
Копирование конструктивных решений мировых автомобилестроителей для нужд одной страны в те времена, как и сейчас, было весьма распространено и не считалось предосудительным. Таким путём активно шли производители автомобилей довоенной Японии. Такое направления было выбрано и в СССР. Не полный комплект чертежей двигателя был приобретён агентами советских спецслужб у американцев.
Специалистами ГАЗа во главе с Е.В. Агитовым конструкторская документация была переведена в метрическую систему, доработана под газовское производство, додуманы недостающие для условий нашей эксплуатации узлы. Мотор назвали ГАЗ-11 и предусмотрели две комплектации: с чугунной ГБК и алюминиевой. В первом случае мощность была 76 л.с. при 3,4 тысячи оборотов коленвала в минуту, во втором — на 9 л.с. больше при 3600 об/мин. Степень сжатия — 5,6 и 6,5 соответственно. Опытный образец обкатали на стенде в 38-м году. Он выявил недостатки, устранявшиеся до 40-го года, 18 февраля которого считается началом выпуска многоцелевого мотора.
Закупкой оборудования в Америке занимался А.А. Липгарт лично, отбирая наилучшие технологические решения современности, которые позволили почти пятьдесят лет выпускать двигатель, успешно применявшийся на военной технике, в авиации, в судостроении и других производствах.
Конструктивные особенности ГАЗ-11.
- Применение заменяемых вкладышей коленвала из биметалла, сёдел клапанов системы выпуска из жаропрочного металла, вентиляции картера, поршней с защитной оксидной плёнкой, подвижного маслоприёмника, фильтрации всего объёма масла позволило повысить надёжность мотора.
- Шестерёнчатый привод распредвала с применением текстолитового сателлита исключил периодические регулировочные операции, обязательные на Флатхеде.
- Система охлаждения с термостатом и автоматическое изменение опережения зажигания способствовали стабильной работе двигателя при разных нагрузках.
Области применения и модификации.
Мотор ГАЗ-11 стал многоцелевым. Он использовался на автомобилях, танках, самолётах, судах и в других установках. До войны были спроектированы легковые (ГАЗ-11-73, 61) и грузовые (ГАЗ-33, 34, 62, 63) автомобили, бронеавтомобиль и аэросани, на которых планировалось применение рядной «шестёрки». Ограниченные производственные мощности в военное время не давали возможности применять его на автомобилях, так как основная масса выпущенных моторов применялась на военной технике.
Во время войны ГАЗ производил лёгкие танки. Для моделей Т-30 и Т-40 применялась модификация с индексом ГАЗ-202. Электрооборудование, система охлаждения и спаренный карбюратор модели М-1 являлись главными отличительными особенностями этой модификации. Для повышения мощности применялась установка двух двигателей, соединяемых специальной муфтой. Такую комбинацию моторов ставили на танки Т-60, Т-70 и называли ГАЗ-203.
Для довоенных артустановок СУ-76 самоходного типа применяли мотор ГАЗ-15. Самолётные моторы комплектовались редуктором для привода воздушного винта, имели мощность 85 л.с. и соответствующий ей индекс ГАЗ-85. Судовые двигатели комплектовались редуктором привода винта, масляным радиатором и насосом для системы охлаждения другой конструкции.
В послевоенное время были разработаны модификации для легкого автомобиля ГАЗ-12 и грузовиков второго (ГАЗ-51) и третьего поколения (ГАЗ-52), которые в свою очередь имели отличительные особенности в зависимости от климатического исполнения и системы электрооборудования. Активное применение двигатель имел в других областях народного хозяйства для привода электрогенераторов, насосов и других установок.
Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.
Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь .
Спасибо за внимание!
Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.
Двигатели ЗМЗ: модификации, характеристики
ОАО «Заволжский автомобильный завод» является одним из лидеров среди российских производителей двигателей внутреннего сгорания. На сегодняшний день заводом выпускаются двигатели более 80 различных модификаций:
— ЗМЗ-406 — семейство бензиновых 4-цилиндровых 16-клапанных инжекторных двигателей;
— ЗМЗ-402 — семейство бензиновых 4-цилиндровых карбюраторных двигателей;
— V-образные бензиновые 8-цилиндровые карбюраторные двигатели;
— модифицированные дизельные 4-цилиндровые двигатели ЗМЗ-5143, ЗМЗ-5148.
Благодаря широкому ассортименту модификаций можно подобрать оптимальный двигатель практически для любого транспорта, будь то легковой автомобиль, внедорожник, автобус или грузовик. Кроме этого, двигатели ЗМЗ могут быть адаптированы и для установки на специальные виды транспорта, среди которых катера, яхты, спецтехника, экспериментальный транспорт и т.д.
Модификации двигателей ЗМЗ
Среди наиболее популярных модификаций двигателей ЗМЗ можно выделить следующие:
Двигатель ЗМЗ-511.10
Это бензиновый карбюраторный V-образный агрегат, который имеет 8 цилиндров и предназначен для грузовых автомобилей средней грузоподъемности. Рабочий объем двигателя составляет 4,25 литра. Улучшения характеристик двигателя ЗМЗ-511.10 удалось добиться за счет следующих изменений:
— головка цилиндров имеет винтовые впускные клапаны, высокотурбулентные камеры сгорания;
— изменены фазы и расположение кулачков распределительного вала;
— ведомый диск сцепления усилен;
— верхние компрессионные поршневые кольца производятся из прочного качественного чугуна.
Благодаря использованию системы рециркуляции газов уменьшилось количество вредных выбросов в атмосферу.
Двигатель ЗМЗ-513.10
Этот бензиновый карбюраторный 8-цилиндровый агрегат является логическим продолжением двигателя ЗМЗ-66, которым оснащался автомобиль ГАЗ-66, отличавшийся повышенной проходимостью.
ЗМЗ-513.10, объем которого составляет 4,25 литра, предназначен для использования в сложных условиях, например, военными или для транспортировки грузов в народном хозяйстве. Этот двигатель подходит для установки на такие автомобили, как ГАЗ-3307, ГАЗ-3308, ГАЗ-33074.
Двигатель ЗМЗ-5233.10, ЗМЗ-5234.10
Этот V-образный бензиновый 8-цилиндровый карбюраторный двигатель с алюминиевым блоком цилиндров отличается увеличенным объемом цилиндров, составляющим 4,67 литра. Несмотря на такие характеристики, двигатель очень неприхотлив и доступен в обслуживании.
ЗМЗ-5233.10 устанавливают на такие автомобили и их модификации, как ГАЗ-3307, а также ГАЗ-3308.
ЗМЗ-5234.10 предназначен для автобусов ПАЗ-3205, ПАЗ-3206.
Двигатель ЗМЗ-73
Бензиновый карбюраторный двигатель ЗМЗ-73, который имеет 8 цилиндров с V-образным расположением, считается одним из самых надежных и безотказных. Этот агрегат с объемом 4,25 литра, снабженный экранированным оборудованием, предназначен для установки на транспорт специального назначения.
Двигатель ЗМЗ-402.10, ЗМЗ-4026.10
Бензиновый карбюраторный двигатель, имеющий 4 цилиндра с рядным расположением и алюминиевым блоком, прост в эксплуатации, поэтому часто устанавливается на автомобили отечественного производства. Рабочий объем двигателя составляет 2,445 литра.
ЗМЗ-402.10 устанавливают на легковые автомобили, относящиеся к среднему классу.
ЗМЗ-4026.10 предназначен для установки на грузовые автомобили малой грузоподъемности.
Двигатель ЗМЗ-4021.10, ЗМЗ-4025.10
Этот двигатель, который имеет такие же характеристики, как и ЗМЗ-402.10, отличается возможностью использования более дешевого топлива, что делает его привлекательным для жителей сельских и отдаленных регионов, где высококачественное топливо найти бывает сложно.
ЗМЗ-4021.10, оснащенный системой рециркуляции отработанного газа, устанавливают на внедорожники и легковые авто среднего класса.
ЗМЗ-4025.10 подходит для грузовиков малой грузоподъемности.
Двигатель ЗМЗ-4104.10
Бензиновый карбюраторный двигатель имеет 4 цилиндра, расположенных в ряд. Его выделяет высокий крутящий момент и повышенная мощность. Улучшения характеристик удалось добиться благодаря увеличению объема цилиндров до 2,89 литра.
Двигатели ЗМЗ-4104.10 устанавливают на автомобили повышенной проходимости, выпускающиеся Ульяновским автомобильным заводом.
Двигатель ЗМЗ-4062.10
Бензиновый инжекторный рядный 4-цилиндровый двигатель ЗМЗ-4062.10 объемом 2,28 литра, выпускается с 1996 года. Этот современный скоростной агрегат с чугунным блоком цилиндров и диафрагменным сцеплением часто устанавливается на легковые отечественные автомобили среднего класса. Двигатель нуждается в профессиональном обслуживании, так как имеет сложную систему подачи топлива и электронную систему управления.
Двигатель ЗМЗ-40621.10
Этот двигатель стал логическим продолжением ЗМЗ-4062.10, отличаясь от него повышенными требованиями экологичности, соответствующими нормам ЕВРО-2.
Двигатель ЗМЗ-4063.10
Бензиновый 4-цилиндровый рядный двигатель, который отличается упрощенной системой подачи топлива, представляет собой карбюраторную версию двигателя ЗМЗ-4062.10. Этот агрегат предназначен для установки на грузовики небольшой грузоподъемности, а также на микроавтобусы.
Двигатель ЗМЗ-409.10
Бензиновый рядный инжекторный двигатель, имеющий 4 цилиндра объемом 2,68 литра, отличается повышенным крутящим моментом и увеличенной мощностью. Соответствует нормам ЕВРО-2. Устанавливают такой двигатель на автомобили, которые имеют повышенную проходимость, в частности на УАЗ.
Двигатель ЗМЗ-40522.10
Этот бензиновый скоростной инжекторный 4-цилиндровый двигатель с объемом цилиндров 2,46 литра отличается динамичностью и экономичностью. Агрегат, который устанавливается на грузовики с небольшой грузоподъемностью, а также на микроавтобусы, обеспечивает быструю и комфортную езду. Оборудован нейтрализатором, поэтому соответствует нормам ЕВРО-2.
Двигатель ЗМЗ-5143.10
Быстрый 4-цилиндровый дизель с объемом 2,235 литра, оборудованный системой рециркуляции выхлопных газов и системой турбонаддува, устанавливают на легкие грузовики, авто среднего класса, внедорожники, а также на микроавтобусы, масса которых не превышает 3,5 тонны.
Семейство двигателей 406
Бензиновые 4-цилиндровые двигатели, которые относятся к семейству 406 и соответствуют стандартам ЕВРО-3, применяются на таких автомобилях, как Газель, Волга и УАЗ-Patriot.
Семейство двигателей V8
Карбюраторные бензиновые 8-цилиндровые двигатели из семейства V8, объем которых достигает 4,67 литра, подходят для автобусов ПАЗ-3205 и ГАЗ-3308. Двигатели соответствуют стандартам ЕВРО-3.
Семейство двигателей 514
Дизельные 4-цилиндровые двигатели с турбонаддувом и объемом 2,24 литра. Устанавливаются на автомобили УАЗ-Patriot.
Другие статьи
Грузовые автомобили «Урал» оснащаются системами регулирования давления воздуха в шинах, в которых применяются гибкие трубопроводы — шланги. О том, что такое шланги системы накачки шин, каких типов они бывают и как они устроены, а также об их выборе, замене и обслуживании читайте в данном материале.
В современных транспортных средствах предусмотрена вспомогательная система, обеспечивающая комфортное движение при осадках — стеклоочиститель. Привод данной системы осуществляется мотором-редуктором. Все об этом агрегате, его конструктивных особенностях, выборе, ремонте и замене — читайте в статье.
Современные транспортные средства оснащаются светосигнальными приборами, установленными в передней и задней части. Формирование светового пучка и его окрашивание в фонарях обеспечивается рассеивателями — все об этих деталях, их типах, конструкции, выборе и правильной замене читайте в данной статье.
Многие современные автомобили, особенно грузовые, оснащаются гидравлическим приводом выключения сцепления. Достаточный запас жидкости для работы главного цилиндра сцепления хранится в специальном бачке. Все о бачках ГЦС, их типах и конструкции, а также о выборе и замене этих деталей читайте в статье.