- Автомобиль ГАЗ-67: фото, обзор и технические характеристики, история модели
- Описание
- История создания
- Как появилась модель 67-Б?
- Кузов
- Салон
- ГАЗ-67: размеры, клиренс
- Масса
- ГАЗ-67: технические характеристики
- Ходовая часть
- Рулевое
- Тормоза
- Колеса
- Подводим итоги
- ГАЗ-67 – настоящий военный джип советского производства
- История создания полноприводного автомобиля
- Появление автомобиля ГАЗ-67Б и его отличия от базовой модели
- Внешний вид ГАЗ-67
- Особенности конструкции ГАЗ-67
- Тормозная система, двигатель и трансмиссия советского внедорожника
- Достоинства и недостатки ГАЗ-67
Автомобиль ГАЗ-67: фото, обзор и технические характеристики, история модели
Горьковский автомобильный завод имеет очень длинную историю. В годы Великой Отечественной войны на ГАЗе занимались выпуском не только «полуторок». В 1942 году поступило распоряжение разработать полноприводный внедорожник, который бы имел более совершенную конструкцию, нежели ГАЗ-64. Так, этим внедорожником стал ГАЗ-67. Фото, историю, особенности и технические характеристики данной модели мы рассмотрим прямо сейчас.
Описание
Итак, что это за машина? ГАЗ-67 представляет собой полноприводный внедорожник с упрощенным кузовом. Он предполагает отсутствие крыши, откидывающееся лобовое стекло и отсутствие дверей. Вместо последних были лишь вырезы. Также машина отличалась уникальной конструкцией мостов. Разработкой данной модели занимался В. А. Грачев. В качестве базовой «тележки» послужил внедорожник ГАЗ-64. Однако технические узлы были использованы от ГАЗ-М1. Данный внедорожник использовался не только в ВОВ, но и в Корейской войне.
Среди военных 67-й ГАЗ получил забавное прозвище «козлик». Всего за десять лет производства завод выпустил порядка 93 тысяч экземпляров. Часть автомобилей поставлялась другим странам в качестве военной поддержки.
Наибольшее распространение получила модификация «Б». После окончания ВОВ авто ГАЗ-67 использовалось в:
- МГБ.
- МВД.
- Армии.
- Сельском хозяйстве.
- Геологической разведке.
- Лесной промышленности.
Также на базе данного внедорожника было разработано несколько разновидностей техники узкой специализации.
История создания
Осенью 1942-го руководством ГАЗа был утвержден план, по которому Грачеву требовалось выполнить глобальную доработку внедорожника ГАЗ-64. Грачев и его команда приступили к работе в феврале 1943-го. Разработка первого опытного образца заняла всего несколько месяцев. Однако данный экземпляр обладал немалыми дефектами. Наиболее существенным оказалась колея. Она была слишком узкой, что негативно отображалось на проходимости. Весной 1943-го инженеры произвели глобальную доработку конструкции. Ширина колеи была также изменена (увеличена). Дополнительно изменения коснулись крепления глушителя и рамы.
Окончательную модель внедорожника собрали уже в августе того же года. Испытания проводились осенью. В ходе исследований дефектов не было обнаружено, и проверку автомобиль прошел с удовлетворительными результатами. Тестирование производилось по бездорожью, асфальтированным дорогам и грунтовке. Внедорожники были экипированы пушкой ЗИС-3. В таком оснащении автомобиль прошел 2,2 тысячи километров.
Уже в сентябре 1943-го специалисты ГАЗа отработали производственный план, собрав первые десять моделей. С каждым днем производство набирало обороты. Так, к концу года на ГАЗе было собрано порядка 718 экземпляров. А уже к концу ВОВ на заводе было выпущено шесть тысяч внедорожников ГАЗ-67 (фото машины можно увидеть в нашей статье).
Как появилась модель 67-Б?
Первый прототип улучшенного варианта 67-го был продемонстрирован руководству ГАЗа в начале 1944 года. Модернизированный экземпляр получил индекс «Б». Испытания его длились порядка пяти месяцев. За этот период опытные образцы успели пройти 20 тысяч километров в самых разных условиях. В итоге новый модернизированный внедорожник настолько понравился военным начальникам, что последние отдали приказ о немедленном старте серийного выпуска модели.
Что примечательно, первые годы маркировка «Б» не фигурировала в официальной документации. До 1950 года многие военные путали 64 и 67 модели, полагая, что последняя являлась усовершенствованной версией с улучшенными мостами.
Кузов
Внешность данного автомобиля была практически идентична предыдущей, 64 модели. Из-за этого у многих и была путаница. Однако среди основных отличий можно выделить другую форму передних крыльев. На старой версии они были закругленными. А на новых крыло имеет угловатую форму. В остальном же внешность была такой же и напоминала американский «Джип Виллис».
Основная особенность горьковского внедорожника – отрытый кузов. Внутри могло размещаться до четырех человек. Передние сиденья разделенные, задние – сдвоенные. Кстати, крылья так сформованы были неспроста: на них при необходимости могли размещаться еще два солдата. Кроме этого, к крыльям крепились ящики с боеприпасами и оружием. Кузов был максимально универсален. В дождливую погоду кузов мог закрываться специальным брезентом. Также отметим, что капот на автомобиле ГАЗ-67 имел характерные вырезы на задней части. Это вытяжные щели. Сделано это, чтобы улучшить подкапотную аэродинамику внедорожника.
Лобовое стекло сдвоенное, крепится на металлической рамке. Может фиксироваться в вертикальном положении либо откидываться вперед. Дворник предусматривался только с водительской стороны. Машина окрашивалась в один цвет – зеленый. Качество металла насколько хорошее, что многие модели до сих пор остались в идеальном состоянии (конечно же, это экземпляры после повторной покраски).
Салон
Автомобиль имеет максимально аскетичный салон. здесь нет каких-либо пластиковых накладок. Повсюду голый металл. Сиденья дерматиновые, без регулировок. Рулевое колесо смещено ближе к центру. Как таковой панели приборов здесь нет – лишь пара датчиков. Спидометр и тахометр также отсутствовали. Со стороны пассажира – металлическая ручка, за которую можно держаться, когда машина едет по неровной дороге (кстати, подобная ручка сохранилась на УАЗе «Хантер», который выпускается до сих пор). Пол практически ровный. По центру – металлическая крышка, под которой находилась коробка передач.
Отметим, что изначально ГАЗ-67 оснащался четырехспицевым рулевым колесом диаметром в 38,5 сантиметра. Разработан был этот руль в течение суток. Однако позже его заменили на более современный, трехпицевый. Изготовлен он из пластика. Диаметр руля стал 42,5 сантиметра. Никаких регулировок рулевой колонки здесь нет. Все максимально просто и надежно. Руль оказался настолько удобным, что впоследствии использовался на грузовых автомобилях ГАЗ.
ГАЗ-67: размеры, клиренс
Каких-либо удлиненных модификаций на базе 67-го не производилось. За 10 лет габариты кузова и прочие характеристики не поменялись. Так, суммарная длина кузова составляет 3,4 метра, ширина и высота – 1,7 метра. Величина дорожного просвета – 23 сантиметра. При этом внедорожник обладает неимоверными углами заезда и выезда. Их величина составляет 68 и 44 градуса соответственно. Бампер поднят максимально вверх, что положительно сказывалось на проходимости. Без предварительной подготовки эта машина способна преодолевать броды глубиной до 55 сантиметров. С подготовкой данный показатель увеличивался до 80 сантиметров.
Масса
Изначально снаряженная масса внедорожника составляла 1376 килограммов. Но в ходе доработок эта цифра снизилась до 1342 килограммов. Полна масса машины с четырьмя пассажирами – 1672 килограмма. Также автомобиль способен буксировать прицеп массой до 800 килограммов. С ним машина способна подниматься на 20-градусные подъемы.
ГАЗ-67: технические характеристики
Под капотом у советского внедорожника находился бензиновый четырехцилиндровый двигатель с рабочим объемом 3,28 литра. Максимальная мощность агрегата составляла 54 лошадиные силы. Крутящий момент – 18 кгс/м при полутора тысячах оборотов. Система питания карбюраторная, с механическим топливным насосом. Двигатель ГАЗа-67 укомплектовывался современным на то время карбюратором К-23. Он был лишен пневматического экономайзера, за счет чего была достигнута точность регулировки и уменьшен расход топлива. Слева от двигателя под капотом у ГАЗа-67 размещался воздушный фильтр. Соединялся он с карбюратором посредством длинного патрубка. Двигатель работал на бензине второго сорта с октановым числом 55-60.
Какие имеет эксплуатационные характеристики ГАЗ-67? Максимальная скорость внедорожника составляла 90 километров в час, что по тогдашним меркам было значительным успехом. Автомобиль оснащался 43-литровым топливным баком, который находился под лобовым стеклом. Также на ГАЗ-67 ставился дополнительный бак с завода. Он рассчитан на 33 литра и располагался под водительским сиденьем.
Расход топлива, по паспортным данным, составляет 13,2 литра по шоссе летом и 13,7 зимой. Суммарный запас хода при этом – от 520 до 535 километров. Однако, как показывал опыт эксплуатации, максимальный запас хода был отнюдь другим. По сухой грунтовой дороге он составлял 335 километров, а по шоссе – 405. Впрочем, о топливной экономичности в те годы никто не задумывался.
Машина ГАЗ-67 обладала минимальным количеством электрооборудования. Среди них можно отметить лишь индикаторы масла и температуры охлаждающей жидкости.
Ходовая часть
Советский внедорожник строился на раме с усиленными лонжеронами закрытого профиля. Также в конструкции был исключен промежуточный карданный вал, благодаря укорочению колесной базы. Открытый вал, что находился спереди, дополнен шарнирами. Вращался он на игольчатых подшипниках.
Спереди использовался мост с четверть-эллиптическими рессорами в количестве четырех штук. Однако такая конструкция была ненадежной. Из-за неравномерного распределения нагрузки данные листы часто ломались. Также автомобиль отличался недостаточной боковой жесткостью. Модернизированная версия «Б» получила новые втулки и резьбовые пальцы, что улучшило устойчивость машины на асфальтированной дороге и снизило крены.
Слишком короткая колесная база и конструкция мостов привела к так называемому галопированию. Это аэродинамическая неустойчивость и продольное качение кузова. Чтобы исключить этот недостаток, инженеры внедрили в подвеску мощные гидравлические амортизаторы. Однако до 1951 года они были одностороннего действия, из-за чего обладали малой прочностью. В период с 1951 по 1953 год машина укомплектовывалась более усовершенствованными амортизаторами двустороннего действия.
Сзади рессоры были размещены над «чулками» моста. В качестве опоры на раму выступали кронштейны консольного типа. Данное решение позволило незначительно увеличить дорожный просвет и отказаться от применения поперечного стабилизатора. Также отметим, что в версии «Б» были усилены комплектующие передней подвески.
Рулевое
В данном автомобиле инженеры применили прямую тягу. Она размещена перед балкой переднего поста. Рулевая тяга получилась довольно жесткой, за счет отсутствия изгибов в конструкции. Однако она стала более уязвимой к фронтальным ударам. Угол наклона руля на внедорожнике ГАЗ-67 составляет 10,28 градуса. Однако на управляемости это не сказывалось негативно.
Тормоза
Тормозная система – тросового типа, с барабанными механизмами. Колодки приводились в действие от механического привода. Никаких усилителей в конструкции не предусматривалось. Для увеличения эффективности работы тормозной системы в конструкции добавлен раздаточный вал. Чтобы снизить скорость, водитель мог использовать ножную педаль либо ручной рычаг.
Колеса
На автомобиль устанавливались 16-дюймовые диски. ГАЗ-67 оснащался резиной 6,50″. Ширина протектора и высота боковой части были одинаковыми – 15 сантиметров. В пересчете на современную маркировку, шины имели размер 165 х 85. Ширина покрышек была строго ограничена.
Если увеличить данный параметр (как это делают сейчас любители оффроуда), есть риск зацепить за рулевой механизм. Стандартно полноприводный ГАЗ-67 оснащался радиальными шинами с грунтозацепами типа «расчлененная елка». Конструкция данных покрышек была заимствована от предыдущего внедорожника модели 64. Выпуском шин занимался Ярославский завод. Кстати, в военные годы наблюдался дефицит покрышек, и часть моделей пришлось оснащать колесами от ГАЗ М1. Их главный минус заключался в рисунке протектора. Это были шоссейные шины, которые плохо показывали себя на бездорожье.
Подводим итоги
Итак, мы выяснили, что собой представляет данный автомобиль. ГАЗ-67 — это легендарный советский внедорожник, который в свое время получил инновационную конструкцию. В архивах Горьковского автозавода до сих пор хранятся чертежи данной техники. В период Великой Отечественной войны данный автомобиль принимал участие во многих разведывательных операциях. На данный момент сохранилось очень мало экземпляров. Большинство их них можно встретить в частных коллекциях, а также на военных выставках. Кстати, после ВОВ специалисты НАМИ занимались разработкой машины-амфибии на базе данного внедорожника.
ГАЗ-67 – настоящий военный джип советского производства
После начала советско-финской войны Красная Армия показала, что её оснащение и вооружение сильно устарели. Требовалось срочно создавать новое вооружение и машины, которые могли бы передвигаться в условиях бездорожья.
История создания полноприводного автомобиля
Работы по созданию полноприводных внедорожников начались на заводе ГАЗ в 1939 году. В 1941 году были собраны первые машины с колёсной базой 4х4. Это были ГАЗ-61 и ГАЗ-64. Но данные модели не обладали нужной простотой конструкции и проходимостью. Для перевозки низшего командного состава армии нужен был простой внедорожник, который был бы недорогим в производстве.
После появления в советской армии американских джипов Виллис и Бантам, конструкторы сразу же начали делать новый автомобиль с учётом конструкции американских джипов. Используя чертежи полноприводной схемы, конструкторам во главе с Грачёвым удалось создать машину, соответствующую следующему техническому заданию:
- Автомобиль должен быть надёжным;
- Ремонтопригодным;
- Дешёвым в производстве;
- Обладать высокой проходимостью;
- Иметь широкую колею, чтобы ехать за грузовиками.
К непосредственному созданию ГАЗ-67 приступили в 1943 году. В апреле этого года было изготовлено три опытных ГАЗ-67, колея которых была ещё узкой. В июле появилась первая модель с широкой колеёй, которая и была допущена в серийное производство. До конца 1943 года с конвейера Горьковского автомобильного завода сошло 718 автомобилей.
Появление автомобиля ГАЗ-67Б и его отличия от базовой модели
Модернизация, которая прошла в 1944 году серьезно повлияла на технические характеристики ГАЗ-67. Самой серьёзной модернизации подвергся передний мост автомобиля. Он получил следующие усовершенствования:
- В переднем мосту ГАЗ-67 стояли шариковые подшипники, которые выходили из строя через 7-8 тысяч км пробега. Новые подшипники скольжения типа «Уайт» были значительно надёжнее. После установки новых подшипников в передний мост, жалобы сразу же прекратились. Передний мост получился настолько надёжным, что его практически без изменений устанавливали на следующую модель – ГАЗ-69;
- Подшипники ступиц передних колёс получили новое, более прочное крепление;
- Передние рессоры ГАЗ-67 стали крепиться с помощью сквозных болтов;
- Вместо подушек стоек амортизаторов стали устанавливаться специальные шарниры;
- Двигатель ГАЗ-67Б получил распределитель Р-15, который соединялся со свечами при помощи высоковольтных проводов.
Рама ГАЗ-67Б осталась без изменений, так как в процессе эксплуатации на неё жалоб не поступало. Ранние выпуски ГАЗ-67Б имели по четыре односторонних амортизатора на оси, у более поздних версий – по два. Тем не менее, передний мост поздних модификации имеет ушко для крепления второго амортизатора.
Внешний вид ГАЗ-67
Внешность ГАЗ-67 имеет большое сходство с американскими военными внедорожниками. Его разработкой занимался Комаревский. Это был открытый кузов с тремя сиденьями для четырёх человек. На крыльях были установлены полки, на которых могли разместиться ещё несколько человек. В автомобиле имелись места для стрелкового оружия и места для снарядов калибра до 45 мм.
Для того чтобы максимально удешевить производство, решено было делать кузов без дверей. Для военного автомобиля отсутствие дверей играло немаловажную роль и при экстренной эвакуации из него. В случае опасности можно было мгновенно выпрыгнуть из машины и занять боевую позицию. Если шёл дождь, дверные проёмы можно было закрыть специально предназначенными для этого фартуками из брезента.
Для непогоды был предусмотрен специальный брезентовый тент, который устанавливался только на одной дуге. После модернизации было решено отказаться от такой установки тента и новые модификации получили две дуги. Лобовое стекло стояло строго вертикально. Несмотря на ухудшение аэродинамических характеристик, подобная установка стекла позволяла полностью обезопасить водителя от солнечных бликов. Кроме того, лобовое стекло можно было откинуть вперёд и зафиксировать в этом положении.
Интересная схема была применена для стеклоочистителей лобового стекла. Водительская щётка работала за счёт вакуумного привода, а щётка пассажира работала за счёт механического рычажка. Так как это был военный внедорожник, на него было решено не ставить подфарники и зеркала заднего вида.
Для того чтобы максимально упростить производство ГАЗ-67, было решено делать кузов в одной плоскости. Торцевые части кузовных панелей имели окантовку трубами. Для скрепления кузовных панелей использовалась технология точечной сварки. Дуговая сварка практически не применялась.
Чтобы сгладить очертания передней части машины, было решено использовать кузовные детали от ГАЗ-АА. Интересен и оригинальный руль ГАЗ-67 – он имеет деревянный обод. Передняя решётка автомобиля украшена фирменной эмблемой с надписью «ГАЗ». От модели ГАЗ-АА были взяты следующие детали:
- Крышка капота;
- Бензобак;
- Приборная панель.
Все эти детали были взяты без изменений и являются взаимозаменяемыми. Так как при эксплуатации ГАЗ-64 установка переднего бампера оказалась неудачной, было решено установить его максимально вперёд. Это позволило снять часть напряжения с рамы автомобиля при ударных нагрузках.
Особенности конструкции ГАЗ-67
Несмотря на внешние сходства ГАЗ-67 с его предшественником ГАЗ-64, новая машина получила множество технических отличий:
- В крышках капота были сделаны специальные щели, которые должны были улучшить аэродинамику автомобиля;
- Благодаря тому, что для автомобиля был выбран короткий кузов, проходимость по сравнению с тем же ГАЗ-61 была сильно увеличена. Благодаря этому появилась возможность избавиться от промежуточного кардана сзади;
- На ГАЗ-67 установили усиленную раму. В сочетании с короткой базой это дало огромную жёсткость на скручивание;
- Лонжероны, которые устанавливались на ГАЗ-67, тоже были усиленными.
Военный внедорожник ГАЗ-67 стал ещё более надёжным и неприхотливым, чем его предшественник, ГАЗ-64.
Тормозная система, двигатель и трансмиссия советского внедорожника
Тормозная система на ГАЗ-67 не гидравлическая, а механическая, работает за счёт тросов. Такая же система была применена и в ГАЗ-11, только там присутствовал ещё и раздаточный вал. Так как конструкция военного внедорожника должна была быть максимально простой и дешёвой в производстве, от вала было решено отказаться.
В настоящее время практически на всех сохранившихся в рабочем состоянии ГАЗ-67 стоят гидравлические тормоза. Это связано с тем, что в 1960-х годах старые машины с механической тормозной системой перестали допускать к участию в дорожном движении. Именно по этой причине купить оригинальные тормозные барабаны очень сложно.
Двигатель на ГАЗ-67 стоял четырёхцилиндровый, развивающий 54 л.с. Для того чтобы увеличить характеристики мотора, было решено использовать карбюратор К-21. Так как в условиях фронтового бездорожья двигателю предстояло испытывать огромные нагрузки, было решено установить на машину большой радиатор, который прекрасно охлаждал его.
При выборе трансмиссии для ГАЗ-67 перебрали несколько вариантов, пока не остановились на коробке передач от грузового автомобиля ГАЗ-ММ. Этот агрегат прекрасно зарекомендовал себя в процессе эксплуатации, установленный на лёгкую легковую машину он обладал огромным запасом мощности.
Достоинства и недостатки ГАЗ-67
Для своего времени автомобиль ГАЗ-67 был настоящим прорывом в области автомобилестроения, поэтому у него множество плюсов по сравнению с предыдущими советскими разработками:
- Толстый и качественный металл кузова и рамы. Именно по этой причине даже сейчас можно встретить автомобили ГАЗ-67 в отличном состоянии, если за ним следили;
- Мощный двигатель для своего времени;
- Высокий дорожный просвет;
- Высокая проходимость;
- Система полного привода;
- Отсутствие дверей можно считать как плюсом, так и минусом, но для военной машины это скорее плюс;
- Наличие тента из брезента;
- Наличие стеклоочистителей;
- Появление гидроамортизаторов на поздних моделях.
Кроме несомненных плюсов, ГАЗ-67 имеет и несколько минусов, хотя большинство из них связаны с возрастом машины:
- Нет гидравлических усилителей тормозов и рулевого управления. При небольшой массе и габаритах автомобиля это не является большой проблемой. В те годы даже грузовики не имели подобных систем;
- Нет регулировок рулевой колонки и сидений;
- Отсутствуют ремни безопасности;
- Нет багажника;
- Салон автомобили не имеет даже намёка на комфортные условия;
- Теснота внутри салона;
- Отсутствие отопителя салона делает зимнюю эксплуатацию автомобиля проблемной даже с тентом.
А вот внедорожные качества данного автомобиля даже сейчас вызывают удивление у профессиональных «джиперов».
В целом, ГАЗ-67 был одной из самых удачных разработок Горьковского автомобильного завода. Благодаря ему удалось сконструировать ГАЗ-69, который на долгие годы стал эталоном советского полноприводного внедорожника. В настоящее время купить ГАЗ-67 практически невозможно. За сохранившиеся экземпляры просят огромные деньги. Даже если удастся дёшево приобрести такую машину в плохом состоянии, привести её в нормальный вид будет нелегко.