Замена цепи ГРМ на двигателе 1.2 TSI (CBZA, CBZB, CBZC), семейство EA111
Mark Icons
DD — Dрифтер в DУше
Инструкция по замене цепи ГРМ на двигателе 1.2 TSI, семейства EA111
Мы уже писали о том, что самой большой проблемой на двигателях 1.2 TSI, семейства EA111, является короткий срок службы цепи ГРМ, её растяжение и перескакивание. Подробнее о семействе этих двигателей можно прочитать в отдельной статье, посвящённой исключительно моторам 1.2 TSI (CBZA, CBZB, CBZC).
Изначально цепь была тоньше и её реальный пробег до появления проблем не превышал 30 000 км. Потом в 2011 году концерн Фольксваген обновил конструкцию, но кардинально решить проблему это не помогло, и поэтому лучше менять цепь не реже чем раз в 60 000 км (как и на большинстве современных двигателей).
Для того, чтобы оценить растяжение цепи, Вы можете воспользоваться методиками описанными на нашем форуме.
Нижеописанный метод замены цепи ГРМ будет справедлив для следующих моделей концерна VAG с двигателем 1.2 TSI EA111:
- Audi A1 (8X) (02.2010 — 05.2014),
- Audi A3 (8P) (07.2008 — 02.2013),
- Seat Altea,
- Seat Ibiza,
- Seat Leon (1P),
- Seat Toledo (1P),
- Skoda Fabia Scout (5J) (03.2010 — 01.2015),
- Skoda Fabia Monte Carlo (5J) (01.2012 — 01.2015),
- Skoda Roomster Scout (5J) (08.2010 — 01.2015),
- Skoda Yeti (5L) (05.2009 — 01.2014),
- Volkswagen Jetta 6,
- Volkswagen Caddy,
- Volkswagen Golf 6,
- Volkswagen Beetle A5,
- Volkswagen Polo
На сегодняшний день Фольксваген предлагает менять цепь старого образца на новую 3-ей модификации единым ремкомплектом, который можно заказать о каталожному номеру 03F 198 158 B:
Этот ремкомплект включает в себя:
- цепь нового образца — 03F 109 158 G (1 шт);
- чёрный натяжитель цепи — 03F 109 507 D (1 шт);
- шестерня распредвала — 03F 109 571 F (1 шт);
- шестерня коленвала — 03F 105 209 G (1 шт);
- успокоители цепи (башмаки) — 03F 109 469 E (1 шт), 03F 109 509 F (1 шт);
- сливная пробка для масляного поддона с уплотнителем — N90 813 202 (1 шт);
- болт крепления шкива коленчатого вала N90 987 302 (1 шт);
- болт крепления звездочки распредвала N90 256 202 (1 шт);
- болты крепления крышки корпуса ГРМ N10 734 501 (М6х20, 12 шт);
- длинный болт крепления крышки корпуса ГРМ N10 734 401 (М6х40, 1 шт);
- прокладка-шайба шкива коленчатого вала — WHT 004 724 (1 шт).
Дополнительно потребуются:
- Сальник коленвала передний (тефлоновый) — 038 103 085 С (471032 мм, 1 шт) (подробнее о том, как правильно установить тефлоновый сальник коленчатого вала);
- Прокладка выхлопа (между коллектором и приёмной трубой) — 1K0 253 115 M (1 шт);
- Оригинальный черный герметик для крышки ГРМ — D 176 501 A1 (50 мл, 1 шт);
- Оригинальный черный герметик для поддона картера ГРМ — D 176 600 A1 (80 мл, 1 шт);
- Молибденовая паста — G 052 723 A2 (35 гр, 1 шт);
- Масло Special Plus 5w-40 (VW 502/00, 505/00, 505/01) — G 052 167 M2 (всего 3,8 л);
- Масляный фильтр — 03C 115 561 H (1 шт).
В случае растяжения цепи маслонасоса также необходимо заменить:
- Цепь маслонасоса — 03F 115 225 (1 шт);
- Шестерня маслонасоса — 03F 115 121 B (1 шт).
Также потребуются инструменты:
- Фиксатор распредвала — T10414;
- Винт-фиксатор коленвала — T10340;
- Динамометрический ключ — VAS 6583;
- Динамометрический ключ (40 … 200 Нм) — V.A.G 1332;
- Упор (контропора) — T10172;
- Упор (контропора) — 3415;
- Шпильки — 3415/2;
- 2 установочные шпильки M6x70 (например, болты с обрезанными головками);
- Съемник звезды коленвала и монтажное приспособление — T10417/1.
Приступаем к работам по замене цепи ГРМ на моторе 1.2 TSI (CBZA, CBZB, CBZC):
Предварительно нужно осуществить подготовительные работы:
- Слить охлаждающую жидкость;
- Снять переднее правое колесо и подкрылок правой передней колесной ниши;
- Пометить направление движения поликлинового ремня (приводной ремень навесного оборудования) и снять ремень;
- Разжать пружинные хомуты и снять шланги циркуляции охлаждающей жидкости 1 и 2 (фото ниже);
- Вдавить фиксатор 3 под шлангами ОЖ и потянуть шланги вверх (фото ниже);
- Отвести шланги ОЖ назад, за двигатель, чтобы не мешали;
- Отсоединить от обратного клапана оба шланга 4. Выкрутить крепёжный винт 5 и извлечь обратный клапан из клапанной крышки (фото ниже);
- Выкрутить все винты крепления крышки корпуса привода ГРМ 6 и снять крышку корпуса привода ГРМ (фото ниже);
- Вывернуть винты крепления 7 и снять кронштейн патрубка ОЖ 8 (фото ниже);
Для установки фиксаторов и снятия цепи ГРМ необходимо:
- Выкрутить пробку (отмечена стрелкой на фото ниже) из блока цилиндров;
- Вкрутить в освободившееся отверстие стопорный болт —T10340— в блок цилиндров до упора;
- Повернуть коленвал в направлении вращения двигателя до упора;
Если фиксирующий винт —T10340— не вкручивается до конца, то коленвал установится в неправильное положение!
В этом случае нужно поступить следующим образом: выкрутить стопорный болт, провернуть коленвал на 1/4 оборота (90°) в рабочем направлении, вкрутить стопорный болт —T10340— в блок цилиндров до упора, затянуть стопорный болт —T10340— моментом 30 Нм, повернуть коленвал в направлении вращения двигателя до упора.
4) Установить фиксатор распредвалов —T10414— в клапанную крышку до упора. Затянуть винт крепления 1 от руки.
Для снятия поддона картера, кожуха ГРМ и самой цепи необходимо:
- Снять шумоизолирующий кожух или защиту картера, в зависимости от комплектации;
- Отсоединить приёмную трубу от каталитического нейтрализатора;
- Слить моторное масло;
- Отсоединить 3-контактный разъём от датчика уровня и температуры масла G266 (на фото ниже позиция 2);
- Выкрутить винт 1 и задний винт кронштейна трубопровода ОЖ;
- Выкрутить оба винта крепления 3 и снять защитный экран;
- Отсоединить уплотнённый жидким герметиком масляный поддон;
- Снять масляный поддон. Для этого может потребоваться сначала сдвинуть масляный поддон с места лёгкими ударами молотка с резиновым бойком;
- Снимите пылезащитную крышку (колпачок) 4 и снять направляющий ролик 5 приводного ремня (фото ниже);
- Снять шкив насоса системы охлаждения;
- Удерживать шкив от проворачивания ключом для насоса системы охлаждения —V.A.G 1590—
- Открутить винт крепления шкива коленвала. Удерживать шкив при помощи упора —3415— и —3415/2—
- Выкрутить все винты крепления корпуса привода ГРМ 6, снять корпус привода ГРМ (фото ниже);
- Выкрутить натяжитель цепи ГРМ (показан стрелкой на рисунке ниже). Пометить фломастером направление хода цепи привода ГРМ;
- Открутить крепёжный болт 7 звёздочки распредвала, при этом нужно удерживать звёздочку упором —T10172-. Звёздочка снимается вместе с крепёжным болтом, а сама цепь привода ГРМ вынимается вниз;
Если вы меняете только саму цепь, так как она у Вас уже нового образца, то на этом этапе Вы останавливаетесь и начинаете сборку с новой цепью (описано ниже). А если Вы устанавливаете весь ремкомплект, то продолжаем разборку.
Для установки полного ремкомплекта цепи ГРМ необходимо произвести дополнительные операции:
1) Снять успокоители цепи (башмаки) — отображены на фото ниже;
2) Снимаем масляный насос полностью вместе с его приводной цепью;
3) С помощью съёмника (на фото, например, KUKKO 12-1 и пресс-шайбы MP3-467) аккуратно снимаем шестерню с коленчатого вала (не стучим по нему ни молотком, ни зубилом). Нижнюю звёздочку цепи ГРМ тянем без нагрева. Лапы съёмника устанавливать между зубьями. Пресс-шайба устанавливается во избежание повреждения коленчатого вала.
4) Коленчатый вал тщательно очищаем и обезжириваем;
- Резьбовую деталь приспособления —T30122— вкрутить в коленчатый вал (см. фото ниже) и затянуть моментом 140 Нм .
- Поверхности прилегания на коленвале и на нижней звёздочке цепи ГРМ смазать чистым моторным маслом и надеть звёздочку цепи ГРМ обозначением наружу (номер детали звёздочки виден).
- Резьбовую деталь приспособления —T30122-, опорную торцевую поверхность гайки и опорную поверхность оправки обильно смазать смазкой Molypaste G 052 723 A2 (при каждом применении наносить заново). После ремонта необходимо тщательно очистить все детали, смазанные MOLYPASTE, и при новом использовании наносить её заново!
- Надеть оправку.
- Вращая нажимную гайку, напрессовать звёздочку до упора.
10) Расстояние до которого необходимо устанавливать шестерню можно оценить по следующему фото;
- Далее в таком же порядке, как и снимали, устанавливаем на место масляный насос и цепь его привода;
- Установите новые успокоители цепи (башмаки).
Для установки новой цепи ГРМ, кожуха ГРМ и проверки установки меток необходимо:
- Установить цепь привода ГРМ 1 снизу на переднем зубчатом венце 2 и вывести её наверх между планкой успокоителя и башмаком натяжителя. Зафиксировать при этом цепь ГРМ от падения, например, можно с помощью отвёртки 3.
- Надеть цепь ГРМ 4 на звёздочку распредвала 5. Цепь ГРМ должна прилегать к успокоителю 6 и быть слегка натянута. Затянуть новый винт крепления звёздочки от руки. Цепь ГРМ должна проходить посередине башмака натяжителя.
- Затянуть натяжитель цепи —стрелка— моментом 60 Нм.
- Закрепить звёздочку распредвала новым винтом крепления 7 и затянуть моментом 1-го этапа затяжки 50 Нм.
- Только после перепроверки регулировки фаз газораспределения в конце рабочего процесса затянуть винты крепления согласно 2-му этапу затяжки — довернуть на 90°. Удерживать звёздочку упором —T10172-. Установить корпус привода ГРМ снизу и заменить уплотнение (сальник коленчатого вала передний). Нанести герметик D 176 501 A1 на привалочную плоскость.
- Полоска герметика должна иметь толщину 2 … 3 мм и огибать отверстия под винты. Установить приспособление —T10417/1— на носок коленчатого вала. Осторожно надвинуть корпус привода ГРМ 9 вместе с манжетным уплотнением по приспособлению. Снять приспособление с носка коленвала.
- Насадить корпус привода ГРМ на установочные штифты —стрелки— до прилегания к блоку цилиндров.
Следить за тем, чтобы корпус привода ГРМ не встал с перекосом.
Проверьте момент затяжки винтов крепления!
При установке использовать только новые винты!
Сначала равномерно затянуть новые винты крепления корпуса привода ГРМ от руки.
Затянуть винты крепления в указанной последовательности с помощью динамометрического ключа —VAS 6583— с моментом 5 Нм и довернуть на 30°
Время установки после нанесения герметика до затяжки винтов крепления не должно превышать 6 минут!
8) Установить шкив коленвала.
Момент затяжки: 150 Нм и довернуть на 180°.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Чтобы не повредить стопорный болт, при затяжке винта крепления обязательно использовать упор —3415— с пальцами —3415/2-.
- Извлечь фиксатор —T10414— из распредвала.
- Выкрутить фиксирующий болт —T10340— из блока цилиндров.
- Повернуть коленвал на 2 оборота в направлении вращения двигателя.
- Проверить регулировку фаз газораспределения.
- Затянуть стопорный болт —T10340— моментом 30 Нм.
- Повернуть коленвал в направлении вращения двигателя до упора. Шлицы распредвала —стрелки— должны находиться в показанном положении.
- Установить фиксатор распредвалов —T10414— в клапанную крышку до упора.
- Затянуть винт крепления 10 от руки. (Если фиксатор распредвалов —T10414— не вставляется в отверстия распредвалов до упора, то фазы газораспределения неправильные и нуждаются в регулировке. Фазы газораспределения в порядке, если фиксатор распредвалов —T10414— вставляется в отверстия распределительных валов до упора и винт 10 можно вкрутить от руки).
Для того, чтобы установить масляный поддон, необходимо:
1) Удалить остатки герметика на блоке цилиндров с помощью плоского шабера. С помощью дрели с насаженной на нее пластмассовой щёткой очистить масляный поддон от остатков герметика (работайте в защитных очках). Очистить привалочные плоскости — На них не должно быть масла и смазки.
2) Герметик D 176 600 A1 не должен быть просрочен (см. срок годности). Масляный поддон должен быть установлен в течение 5 минут после нанесения силиконового герметика.Масляный поддон устанавливается легче и точнее, если в два отверстия на привалочной поверхности блока цилиндров ввернуть шпильки M6.
Отрезать наконечник тюбика с герметиком по расположенной на его конце метке (Ø отверстия должен быть равен примерно 3 мм).
Нанести силиконовый герметик, как показано на рисунке, на чистую посадочную поверхность масляного поддона. При этом полоска герметика должна: толщиной 2. 3 мм. В местах отверстий под крепёжные винты герметик наносить с внутренней стороны —стрелки—
Толщина полоски герметика не должна превышать указанное выше значение, так как в противном случае выступивший из стыка герметик может попасть в масляный поддон и привести к засорению сетки маслозаборника. Обязательно использовать новые винты масляного поддона. Сразу же установить масляный поддон и слегка затянуть все винты его крепления.
- Затянуть винты масляного поддона 13 Нм, а винты крепления защитного экрана к КП 40 Нм.
- Подсоединить приёмную трубу к нейтрализатору.
- После установки масляного поддона дать высохнуть герметику примерно 30 минут. Только после этого можно будет залить моторное масло.
- Дальнейшая сборка осуществляется в последовательности, обратной снятию.
Внимание!
Адаптация блока управления двигателя нужна вне зависимости от того, заменяется ли цепь привода ГРМ или будет установлена применявшаяся ранее. В зависимости от того, устанавливается ли новая или использовавшаяся цепь ГРМ, применяются различные варианты адаптации. Если значения адаптации не установлены, то следствием этого может быть повреждение двигателя!