Двигатель бдс 02м схема

Бесконтактный электродвигатель БДС-0,2

До последнего времени в портативных магнитофонах с автономным и универсальным питанием применялись коллекторные электродвигатели постоянного тока с центробежными или транзисторными стабилизаторами частоты вращения. Надежность и срок службы таких двигателей относительно невелики, но главное, им присущ ряд недостатков, обусловленных наличием трущихся контактов: электромагнитные и радиопомехи в широком диапазоне частот, повышенный акустический шум, проникновение щеточной пыли в подшипники и т. д.

В последние годы в бытовых магнитофонах, выпускаемых отечественной промышленностью и рядом зарубежных фирм, стали применять так называемые бесконтактные электродвигатели постоянного тока, которые свободны от недостатков, перечисленных выше, более устойчивы к механическим и климатическим воздействиям, полностью готовы к работе даже после длительного хранения.

Бесконтактный электродвигатель постоянного тока БДС-0,2 с электронным коммутатором, разработанный для кассетного магнитофона Вес-на-306, имеет следующие технические характеристики:

Напряжение питания, В 5,1—9,3

Момент нагрузки. м НМ 0,4—0,7

Номинальная частота вращения, об/мин 3000; 1500 Отклонение частоты вращения от номинальной при изменении напряжения питания от 5,1 до 9,3В и момента нагрузки от 0,4 до 0,7 мН-м, %, при частоте вращения:

Ток холостого хода, мА 70

Ток при нагрузке на валу 0,6 мН-м, мА, не более 150

Коэффициент детонации при частоте вращения 3000 об / мин и напряжении питания от 5,1 до 9,3 В. %, не более 0,12

Уровень звука на расстоянии 0,25 м , дБ, не более —38

Среднее время нараоотки на отказ, ч . не менее 2000

Его ротор состоит из постоянного магнита возбуждения 5 и магнита датчика положения ротора 6, опрессованных пластмассой вместе с валом 1. Статор 4 набран из пластин электротехнической стали. В пазы статора уложены силовая и тахогенераторная обмотки 3. В обойме датчика положения 9 с помощью клея закреплены трансформаторы 8, магннтопроводы которых выполнены из феррита с прямоугольной петлей гистерезиса. Обойма датчика положения закреплена винтами на щите 10, статор с помощью клея — в корпусе 2. Выводы 11 обмоток статора и датчика положения пропущены через отверстие в корпусе 2 и прижаты к нему защитной крышкой 7.

Ротор электродвигателя вращается на шариковых подшипниках 13, что значительно удлиняет срок службы без дополнительного пополнения смазки. Для снижения акустического шума подшипники помещены в спрессованные резиной втулки 12.

Принципиальная схема электронной части двигателя приведена на рис. 2. Она состоит из трех (по числу секций силовой обмотки статора) электронных ключей, стабилизатора частоты вращения и генератора питания датчика положения ротора.

Электронные ключи собраны на транзисторах 11—Т3. Их базы соединены соответственно через, диоды Д1— ДЗ со вторичными обмотками трансформаторов Tp1—Тр3 датчика положения ротора. Первичные обмотки этих трансформаторов соединены последовательно и подключены к обмотке 9—10 трансформатора Тр 4 генератора питания датчика. Диоды Д1—ДЗ служат для выпрямления переменного напряжения, поступающего со вторичных обмоток трансформаторов Tpl —Тр3. На базы транзисторов Т1—Т3 подается напряжение закрывающей полярности с выпрямителя на диоде Д17.

Коммутация секций силовой обмотки осуществляется следующим образом. Если магнитопровод какого-либо трансформатора датчика положения, например Тр 1 , не насыщен, то напряжение с его первичной обмотки wа трансформируется во вторичную wб , выпрямляется диодом Д1, поэтому транзистор Т1 открыт и напряжение питания приложено к секции Л силовой обмотки статора. Если же магнитопровод трансформатора датчика насыщен (это происходит при подходе к нему магнита датчика, расположенного на роторе), то электрическая связь между его обмотками нарушается, напряжение, поступающее на базу транзистора, резко уменьшается и он закрывается. При вращении ротора электронные ключи включаются поочередно, соединяя с источником питания ту или иную секцию обмотки статора. Последовательность и длительность их включения определяется схемой соединений и конструкцией датчика положения.

Читайте также:  Разборка швейной машины singer

Для защиты транзисторов Т1—Т3 от перенапряжений, возникающих при их закрывании, секции обмотки за-шунтированы стабилитроном Д 7 и диодами Д4—Д6.

Генератор питания датчика положения ротора выполнен по двухтактной схеме на транзисторах Т 7 и Т8, Частота вырабатываемых им колебаний может находиться в пределах 40—60 кГц. Питается генератор от того же источника напряжения, что и двигатель, через электронный стабилизатор, выполненный на транзисторе Т 6 и стабилитроне Д19. Благодаря этому двигатель устойчиво работает при изменим напряжения от 5,1 до 9,3В ,

Электронный стабилизатор частоты вращения собран на транзисторах Т 4 и Т5 и представляет собой усилитель постоянного тока, управляющий работой электронных ключей. В цепь базы первого транзистора включены стабилитроны Д14—Д16, напряжение пробоя которых определяет стабилизированную частоту вращения двигателя. Напряжение с обмоток тахогенератора выпрямляется диодами Д8—Д13 и, в зависимости от положения переключателя В 1 , поступает на вход стабилизатора и сравнивается о напряжением пробоя стабилитронов.

Таким образом на вход усилителя подается напряжение, равное разности напряжений тахогенератора и опорного напряжения стабилитронов Д14, Д15 или Д16. Необходимую частоту вращения устанавливают с помощью подстроенных резисторов R5 и R6. Если напряжение тахогенератора меньше напряжения пробоя стабилитрона, то транзистор Т5 открыт, двигатель включен и его частота вращения увеличивается. Когда же напряжение тахогенератора превышает напряжение пробоя, транзистор Т5 закроется и двигатель отключится от источника питания. В результате автоколебательного процесса включения и выключения средняя частота вращения двигателя поддерживается на заданном уровне. Температурная стабилизация режима работы стабилизатора частоты вращения осуществляется терморезистором R9 в цени смещения транзистора Т 4 . Питается электронный стабилизатор от выпрямителя на диоде Д18.

Вся электронная часть двигателя (кроме переключателя В 1 ) смонтирована на печатной плате из фольгированного гетинакса , и соединена с обмотками двигателя жгутом из многожильного провода.

БДС-0, 2М

электродвигатель для кассетных магнитофонов

Электродвигатель БДС-0, 2М с платой регулировки частоты вращения

Схема блока электронной регулировки частоты вращения двигателя БДС-0, 2М

В своё время для кассетных магнитофонов был разработан бесконтактный синхронный электродвигатель типа БДС-0, 2(М).

В состав входит собственно сам двигатель ДВ (по схеме), датчик положения ротора ДПР, трансформаторы которого установлены неподвижно, а магнит закреплён на валу электродвигателя, тахогенератор ТГ, обмотки которого расположены в пазах статора, и коммутатор, управляющий работой двигателя.

Силовые обмотки соединены звездой и поочерёдно включаются электронными ключами коммутатора на транзисторах Т1—Т3. Включение одного из них осуществляется ДПР, трансформаторы которого расположены по окружности со сдвигом 120°. Магнитная проводимость сердечника трансформатора (кольцевой феррит) изменяется в больших пределах в зависимости от степени насыщения, которое создаётся внешним магнитом ДПР.

Напряжение, управляющее электронными ключами, снимается со вторичной обмотки только того трансформатора ДПР, сердечник которого не насыщен. На первичные обмотки трансформаторов ДПР напряжение подаётся с мультивибратора, работающего на транзисторах Т5, Т6.

Для стабилизации частоты вращения вала используется ТГ. Напряжение с его обмоток выпрямляется диодами Д10—Д15 и через переключатель В1 (переключатель частоты вращения вала) и подстроечные резисторы R13 и R14 (ими устанавливают первоначальную частоту вращения вала) поступает на вход стабилизатора, где сравнивается с напряжением пробоя стабилитрона Д8 и Д9, и далее поступает на усилитель постоянного тока на транзисторах Т7—Т9, включающий или отключающий электронные ключи, а следовательно, и обмотки электродвигателя.

Читайте также:  Драйвер шагового двигателя схема с микрошаговым режимом

Некоторые технические характеристики электродвигателя БДС-0, 2(М):
— напряжение питания — 5, 1 — 9, 3 вольта;
— частота вращения — 1500, 3000 оборотов в минуту;
— мощность на валу — 0, 2 Вт.

Старое железо!

бдс 02-легендарный мотор в 1варианте ключи 1Т403е конусные такие 3штуки и десяток мпшек..там была революционая идея БЕСКОНТАКТНЫЙ КОММУТАТОР НА ферите с насышаюшищся трансами
.-малоих сохранилось там еще транс раскачки для феритового коммутатора стоял
позднее 1Т403 заменили на ГТ403 а МПшки КТ315 транс выкинули переделав колца коммутатора в 2фазные-там было по УЖЕ 2 входных противофазных обмотки-это позволило выкинуть транс возбудителя и уменшить плату в 2ра-за-ПОЯВИЛСЯ БДС-0.2М(1)вот схемка ПРАВАЯ
их недостаток длина-поэтому ставились боком и пасик перекрешивали-он часто слетал
\позднее появился БДс-0.14 -более короткии его ставили как обычный колекторник-пасик не слетал
он уже на кремниевых ключах КТ816 с мелкой платой /\
его ставили толко в 2скоростные модели магов(впрочем как и БДС02х)

Не только в двухскоростные. Та же «Весна 309» имела одну скорость но была с таким мотором. На плате управления двигателем детали для второй скорости не были распаяны.

Арс: Не только в двухскоростные. Та же «Весна 309» имела одну скорость но была с таким мотором. На плате управления двигателем детали для второй скорости не были распаяны.

Валяется где-то РИТМ-202 или 203 с БДСом и усилителем с 237 серией.

Ну вообще идея была впереди платнеты. А возродилась в весьма неудачном ЛПМ ВЕГИ-122С. Причем аналогичный движек в Эстонии-010 работает, работает и работает. а тут тонна подстроечных элементов (не спроста) и постоянные глюки не считая дохнущих ДХ.

А еще для управления БДС-ами была разработана микросхема К157ХА3, заменяющая всю эту требуху, производилась на Гамме, т.е. через дорогу.
Кто укажет в каком магнитофоне искать, получит перожок.

да видал БДС014м1 на такой +3х816 мелкая платка -прототип в серию не пошла(наверно не успела) фотки нигде нет
вот схемка

Рисунок из ТУ на 157ХА3, появилась как минимум в начале 80-х.

вообще идея бесколекторных ДПТ была как раз наша -ее осваивали постепенно-сначала контакты коммутатора ДПР сделали герметичными!-геркон управлял силовым PNP ключом
помню была совковая вертушка винила с БДС где коммутатором фаз стояло 3 геркона(ДХ тогдаеще не освоили)-тоже с тахогенератором двигун позднее появились ДПР на ДХ. 1005ха3??оно вроде
последние разработки микрух изза бугра НЕ ТРЕБОВАЛИ ДПР-его роль выполняли обмотки самих силовых фаз!
такие ставили в некоторых видиках и сейчас в привод шпинделя винтов.
такая микра может легко крутить и БДС02

Упрощённый до предела герконовый двигатель: http://www.simplemotor.com/rsmotor.htm

Когда то попался упрощёный магнитофон-игрушка,из красной пластмассы,названия не помню примерно конца 80х.Там почему то стоял движок с коммутатором на 3 герконах и ключах на транзисторах КТ815 или подобных и довольно сложным стабилизатором.Движок возможно где то валяется и схема возможно сохранилась если поискать.

Форум про радио — сайт, посвященный обсуждению электроники, компьютеров и смежных тем.

Файл:Радио 1978 г. №05.djvu

РАЗМЫШЛЯ Я О БУДУЩЕМ

«Размышляя о будущем, мы придаем большое значение науке, — сказал ■ докладе о 60-летии Великой Октябрьской. социалистической революции Л. И. Брежнев. — Ей предстоит внести огромный вклад в решение самых важных задач строительства коммунизма. Среди нив — открытие новых источников внергии и заменителей многих видов природных ресурсов, техническое перевооружение народного хозяйства, сводящее к минимуму ручной и тем более тяжелый физический труд, содействие подъему сельского хозяйства, борьба с болезнями и продление жизни человека».

Читайте также:  С чего начинать сборку двигателя

На зтмх страницах, посвященных Дню радио, мы хотели бы поразмышлять о некоторых направлениях радиоэлектроники будущего.

Каждый раз, соприкасаясь с этой отраслью науки и техники, которая является важнейшим катализатором научно-технического прогресса, мы не перестаем удивляться ее бурному развитию, все большему влиянию на труд, культуру, быт людей, ее возрастающей роли в научно-технической революции, в создании материально- технической базы коммунизма.

А какой будет радиоэлектроника завтра)

В преддверии Дня радио мы обратились к членам редакционной коллегии нашего журнала, работающим и науке и промышленности, с просьбой ответить на вопрос: «Какой они представляют себе радиоэлектронику на рубеже 2000 года)» Их ответы мы предлагаем вниманию читателей.

НА РУБЕЖЕ 2000 ГОДА

Академик А. БЕРГ,

Радиоэлектроника 2000 годе. Какой она будет в канун XXI века) Очевидно, даже самые смелые футурологи, увы, не возьмутся сегодня дать четкий и исчерпывающий ответ на этот вопрос. Слишком динамична в своем развитии, многогранна в применении и проникновении в другие научные направления современная радиоэлектроника. Она взаимосвязана и взаимодействует со многими последними открытиями, техническими достижениями и теоретическими идеями. И этот процесс будет расширяться и углубляться. Радио, ставшее ныне привычной приставкой к названиям ряда наук и породившее могучие научные ветви и направления, в грядущие два десятилетия, безусловно, вызовет к жизни новые науки,

новые технические отрасли.

Но подлинно качественный скачок можно ожидать на базе интеллектуального, творческого взаимодействия между гениальным созданием природы — человеческим мозгом и порождением человеческого гения — ЭВМ. Здесь речь идет не

о простой сумме возможностей человека и машины (это уже достигнуто!), а о такой кибернетической системе человек — ЭВМ, которая откроет до сего неизведанные пути творческого мышления, в котором машина станет равным партнером ученого.

Но если мы говорим о принципиально новой системе человек — машина, подразумевая, в первую очередь, создание нового поколения ЭВМ, то закономерно задуматься и о требованиях, которые предъявит эта система к человеку.

Главным таким требованием, как мне представляется, будет не только способность широко, масштабно мыслить, рождать технические идеи, но и научиться взаимодействовать с машиной, именно взаимодейство¬

вать, творчески общаться, а не только элементарно использовать технику. Вот почему весьма важно пробуждать у молодежи потребность к творчеству, желание мыслить, творить, фантазировать, постоянно общаться с техникой. Й еще одно — мыслительный процесс должен опираться на прочный фундамент знаний.

Возникает вопрос: «Готовит ли в этом смысле к будущему нашу молодежь современное техническое творчество и, прежде всего, радиолюбительство?» И да и нет. Готовит, если оно побуждает молодого человека к техническому поиску или воспитывает в нем потребность к техническому мышлению. Конечно, нет, если он только «паяет схемы».

Творить, искать, дерзать — вот каким сегодня должен быть девиз молодых энтузиастов радиоэлектроники, будущих творцов «мыслящих машин» XXI века. И тогда никого не удивит, если 7 мая 2000 года сотрудник редакции «Радио», задав вопрос ЭВМ о перспективах развития электроники, тут же в редакции, на экране дисплея, в качестве ответа увидит эскизы новых кибернетических систем, а синтезированный машинный голос даст ему четкую их характеристику.

Оцените статью