Устройство проезжей части
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект занятия в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pdd_proezzhaya_chast.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
« Устройство проезжей части »
- Дать детям представление об основных элементах улицы (тротуар, проезжая часть, «зебра», осевая линия, «островок безопасности»).
- Закрепление у детей знаний о грузовом, легковом, пассажирском транспорте и машинах специального назначения.
- Расширение знаний о правилах перехода улицы, о дорожных знаках (умение находить их с помощью загадки).
- Воспитание у детей желания знать и соблюдать правила дорожного движения.
Словарная работа: дорожная разметка, сигналы светофора, тротуар, пешеходы, проезжая часть, осевая линия, пешеходный переход, «зебра», «островок безопасности».
Материал: макет, машины, куклы, деревья, дома, дорожные знаки.
Воспитатель приглашает детей в «Школу безопасности»
— Сегодня в нашей «Школе безопасности», я хочу рассказать и показать вам устройство проезжей части улицы.
Беседа «Устройство проезжей части»
Рассказ воспитателя с использованием макета.
— Перед вами улица большого города. Посреди улицы проходит – дорога. По обе стороны дороги находятся специальные дорожки для пешеходов.
— Как называются дорожки для пешеходов? (тротуары)
— Тротуар – это «дорога для пешеходов».
– Как называют людей, которые идут по тротуару? (пешеходы)
(Дети ставят на макет пешеходов)
— И вот по тротуарам пошли люди.
— Вдоль улицы стоят многоэтажные дома, магазины, автобусные остановки, газетные киоски и т.д. Перед домами растут деревья, разбиты газоны и цветочные клумбы.
— А теперь внимательно посмотрите на улицу, чего ещё не хватает на ней? (Не хватает транспорта).
— Какие виды транспорта вы знаете? ( Грузовой, пассажирский, легковой, машины специального назначения)
— Какие машины относятся к грузовому транспорту? Пассажирскому? Легковому?
— Назовите машины специального назначения. (Скорая помощь, пожарная машина, милиция).
— Чем оснащены машины специального назначения? ( визуальной и звуковой сиреной).
— На какой сигнал светофора они могут ехать? (на любой).
Проводится дидактическая игра «Назови вид транспорта»
— Основную часть дороги, по которой движутся транспортные средства, называют проезжей частью.
— Где движется транспорт?
— Видите белую линию на дороге? Она разделяет дорогу на две части и называется осевой. По этой части дороги машины едут в одну сторону, по этой – в другую. Как называется линия, которая делит дорогу на две части? (Дети ставят на макет транспорт).
— Где идут люди, где едет транспорт?
— Улица очень оживленная. Здесь шумно, многолюдно, по дороге туда-сюда снуют машины, слышен визг тормозов, сигналы, того и гляди голова кругом пойдет. Как во всем разобраться, как пройти на ту сторону улицы, когда машины движутся нескончаемым потоком? А на перекрестке совсем пропадешь!
Воспитатель загадывает загадку :
Есть на каждом перекрестке
Замечательный прибор.
Знайте, дети, что зовется
Он помощник … ( светофор ).
Начинаем разговор
Про трехглазый светофор.
Он не зря горит над нами
Разноцветными огнями.
Проводится игра «Светофор» (Ведущий поднимает красный кружок — дети стоят на месте, желтый — хлопают в ладоши, зеленый — ходьба на месте. Игра повторяется несколько раз).
— На какой сигнал светофора, можно переходить дорогу?
— А вот пешеходный переход, который носит название животного. Какого? (зебра). (Показ иллюстрации животного).
— Ребята, как вы думаете, что общего у пешеходного перехода и настоящей зебры?
Зебра в Африке живет, полосата очень.
Воду пьет, траву жует, порезвиться хочет.
А у нас на улице, здесь у перекрестка
Точно зебра, в самый раз, переход в полоску.
— «Зебра» — это участок, по которому пешеходам разрешается переходить улицу, обозначается широкими белыми линиями.
— Где нужно переходить дорогу?
На улице нашей машины, машины (идут по кругу, останавливаются).
Машины большие (встают, поднимают руки вверх).
Эй, машины, полный ход! (быстро идут по кругу, останавливаются).
Я — примерный пешеход (прижимают ладони к груди),
Торопиться не люблю (поворачивают голову вправо-влево)
Вам дорогу уступлю (разводят руки в стороны, наклоняясь вперед).
— В больших городах, на широких улицах, посредине есть «островок безопасности». Островок безопасности расположен посредине проезжей части улицы и обозначается белыми сплошными линиями. Если пешеход, начавший переходить улицу на зеленый сигнал светофора, не успевает перейти её до конца, т.к. загорается красный сигнал, ему следует остановиться на островке безопасности и ждать зеленого сигнала. И только после этого завершить переход улицы.
Островок вот на асфальте
Белой краской нанесён.
Это зона пешехода,
Безопасным назван он.
— Для чего нужен «островок безопасности»?
— Дети, чего не хватает на нашем макете? (дорожных знаков).
- По полоскам черно-белым
Пешеход шагает смело …
Знак о чем предупреждает?
Дай машине тихий ход … (пешеходный переход).
Воспитатель предлагает ребенку найти нужный знак
- В белом треугольнике с окаемкой красной
Человечкам-школьникам очень безопасно.
Этот знак дорожный знают все на свете:
«Будьте осторожны, на дороге дети!»
— Найдите и покажите такой знак. Где вы видели такой на дороге?
- Что за знак дорожный: красный крест на белом?
Днем и ночью можно обращаться смело!
Врач повяжет голову белою косынкою
И окажет первую помощь медицинскую.
(пункт медицинской помощи).
- Предположим, что с друзьями ты отправился в спортзал,
Но в дороге вспомнил: маме ты об этом не сказал.
Жди, тебе поможет он, знак дорожный – телефон!
- Путь не близок, на беду ты не взял с собой еду.
Вас спасет от голоданья знак дорожный «Пункт питанья».
Дети ставят на макет дорожные знаки.
— Вот мы и построили с вами улицу. После занятия вы поиграете на этом макете.
— Дети, вам понравилось в «Школе безопасности»?
— Покажите на макете: тротуар, проезжую часть, осевую линию, пешеходный переход, «зебру», «островок безопасности» и расскажите о их назначении.
— Мы с вами закрепили виды транспорта: грузовой, легковой, пассажирский, машины специального назначения, поговорили о правилах перехода улицы.
Не такие сложные.
Ты всегда их твердо знай,
На дороге соблюдай!
— На прощание, я хочу вручить вам удостоверения юного пешехода.
Конспект занятия по ПДД «Дорога и я»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doroga_i_ya.docx | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ПДД
1. Образовательные: формировать представления о понятиях: дорога, проезжая часть, тротуар; познакомить детей с правилами перехода улицы и дорожными знаками: пешеходный переход, надземный переход, подземный переход.
2. Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, речь.
3. Воспительные: воспитывать уважительное отношение к законам улицы, довести до сознания детей важность соблюдения правил дорожного движения.
Здравствуйте. Тема нашего занятия «Дорога и Я» (слайд 1).
Ребята, сегодня к нам в гости пришёл мышонок Джерри. Послушайте стихотворение и догадайтесь, чему хочет научиться Джерри на занятии (слайд 2):
По городу, по улице
Не ходят просто так
Когда не знаешь правил ты
Легко попасть впросак.
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.
Кто из вас переходит улицу, когда идёт в детский сад?
Кто тебе помогает переходить улицу?
Какие правила вы соблюдаете при переходе улиц?
(Обобщая ответы детей).
Чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, чтобы не мешать движению транспорта, каждый человек должен строго соблюдать правила дорожного движения.
Загадка про дорогу
Куда бежит – сама не знает
В степи ровна, в лесу плутает,
Споткнётся у порога
Что это?
(Дорога)
Что такое дорога?
(Возможные варианты ответов детей).
Дорога – это обустроенная или приспособленная используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Знакомство с элементами дороги
Дорога включает в себя проезжую часть и тротуар.
Ребята, мышонок Джерри не может понять, для чего люди разделили дорогу на проезжую часть и тротуар?
Послушайте рассказ И. Серякова «Твой друг — тротуар» и попробуйте найти ответ на вопрос: для чего люди разделили дорогу на проезжую часть и тротуар?
Рассказ И.Серякова «Твой друг — тротуар»
Это случилось в старой Москве много — много лет назад. Был летний вечер. По Тверской улице, поднимая тучи пыли, мчались вперегонки две тройки. Бубенцы заливались на всю улицу. Развалившиеся на сиденьях купчики колотили кучеров кулаками в спины и кричали:
— Гони, на чай получишь!
Рослые ямщики, привстав на облучке, нещадно хлестали лошадей. Тройки бешено мчались к перекрёстку, где толпились люди. Кучера махали кнутами и орали во всё горло:
Но уберечься удалось не всем. Улица огласилась воплями сбитых с ног, насмерть перепуганных людей. Когда взмыленные лошади остановились, разъярённая толпа начала колотить чем попало и пассажиров и кучеров. На мостовой остались пострадавшие. «Как избежать несчастных случаев?» — гадали хозяева города.
— Надо переделать улицу между конными экипажами и пешеходами, — предлагали разумные люди. Тогда и решено было мостовую отдать в безраздельное владение повозкам, экипажам, а тротуар – пешеходам. Французское слово «тротуар» так и переводится – дорога для пешеходов. Тротуар сделан намного выше, чем мостовая. Это для того, чтобы на него даже нечаянно не мог попасть автомобиль.
В тех местах, где особенно людно, тротуар отделяют от мостовой металлической оградой, чтобы пешеход случайно не зашёл на мостовую. Там же, где почему то не сделали тротуара, для пешеходов вдоль домов отводят полоску улицы, которую ограничивают белыми линиями. Все пешеходы знают, что тротуар сделан специально для них, что там ходить совершенно безопасно. Знать это обязаны все.
Чтобы ходить, ничего не боясь,
Придумали люди проезжую часть.
И делать там нечего пешим…
Проезжая часть – это часть дороги, предназначенная для движения транспорта.
У пеших своя, пешеходная часть,
Где нету дороги проезжим. (слайд 6)
Тротуар – это часть дороги, предназначенная для движения пешеходов и примыкающая к проезжей части.
Мы по улице шагаем,
И ворон мы не считаем.
Смело мы идём вперёд,
Где пешеходный переход.
Когда дорогу перешли,
Можно и попрыгать: раз, два, три.
Знакомство с видами переходов
Нашему мышонку Джерри тоже захотелось перейти дорогу, но только он не знает, как это сделать. Как перейти с одной стороны улицы на другую? (по пешеходным переходам). Переходить через дорогу можно только в специально предназначенных для этого местах.
Переходы через дорогу обозначены линиями разметки на проезжей части и такие переходы называются «зеброй». Как вы думаете, почему? (Именно так окрашена зебра).
Я хочу предупредить вас о том, что переходить через дорогу надо спокойно, не выскакивать на проезжую часть, а внимательно посмотреть по сторонам, проверить, все ли машины уже остановились.
На дорогах, где большое движение транспорта, пешеходные переходы делают над дорогой – это надземные переходы.
В крупных городах на улицах, где большое движение, пешеходные переходы делают под землёй и называют подземным переходом.
Места этих переходов указывают дорожными знаками.
Это знаки специального назначения, как правило, выполняются в виде прямоугольника с голубым фоном. Они сообщают об особенностях дорожной обстановки или расположении на пути следования обозначенных на этих знаках объектов.
Знакомство с дорожными знаками
Ребята, Джерри нашёл дорожные знаки. Но дело в том, что он не может найти те, которые обозначают пешеходный переход.
Какие знаки указывают на пешеходный переход? Почему?
Работа по картинке
Наш гость – Джерри внимательно слушал, всё усвоил и решил выйти на улицу, но вдруг он увидел мальчика. Поведение мальчика очень возмутило Джерри.
Почему? Как вы думаете, ребята?
Правильно ли поступает мальчик?
Где нужно перейти дорогу?
Пешеход! Пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, надземный,
Похожий на зебру
Знай, что только переход
От машин тебя спасёт!
Игра на внимание «Пешеход»
(Дети выполняют за воспитателем движения только тогда, когда слышат слово пешеход).
В какие игры вы любите играть на улице?
А можно ли играть на проезжей части и на тротуаре? Почему?
Посмотрите на рисунки и скажите, верно — ли выбрано место для игры. (Ответы детей).
Опасно играть на мостовой! Все игры должны быть лишь в отведенных для них местах (во дворе, на стадионе, детских площадках).
Игра «Доскажи словечко»
Ребята, дайте правильный совет мышонку Джерри:
Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти,
Там иди, где весь народ,
Где есть надпись … (переход)
Объяснить надо запросто,
Будь ты мал или стар:
Мостовая для транспорта,
Для тебя … (тротуар)
Там, где есть машин поток,
Дорожных знаков много,
Постовой свистит в свисток,
Значит там … (дорога)
Если ты спешишь домой,
Не беги по мостовой,
Не цепляйся за трамвай
И другим … (не разрешай)
Кого называют пешеходом?
Что такое дорога?
Для чего предназначен тротуар?
Наше занятие подошло к концу. Чему же научился мышонок Джерри?
Какие важные правила дорожного движения мы должны знать?
(Ответы детей).
Ребята, запомните правила пешеходов!
1. Будьте дисциплинированными на улице!
2. Ходите только по тротуару!
3. Переходите улицу только в специально предназначенных для этого местах.
4. Не устраивайте игры на проезжей части и тротуаре!
На улице будьте внимательны, дети!
Твёрдо запомните правила эти.
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
А запомнить эти правила вам поможет памятка «Правила поведения пешеходов».
Правила поведения пешеходов
Ребята, будьте дисциплинированными на улице!
1. Переходите улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода.
2. Переходя улицу, посмотрите сначала налево, а дойдя до середины — направо!
3. Ходите только по тротуару.
4. Идите, придерживаясь правой стороны.
5. Не бегите, идите только шагом.
6. Обходите препятствие на тротуаре, не выходя на проезжую часть.
7. Не останавливайтесь на середине тротуара. Отойдите в сторону ближе к домам.
8. Не играйте и не балуйтесь на тротуаре.
9. Обронив что-либо на проезжую часть, оставайтесь на тротуаре и обратитесь за помощью к взрослым.
10. Не перелезайте через пешеходное ограждение. Не подлезайте под него и не сидите на нём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема:»Юный пешеход».1)Уточнение знания детей о дорожных знаках, и различных видах наземного транспорта.2)Формировать устойчивые навыки безопасного поведения на улице;обогащать и активизировать словарь.
Программное содержание: -учить детей правильно вести себя на улицах и дорогах города, .
Конспект «Безопасность на дорогах».
Образовательная область «Безопасность» Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через.
Конспект занятия по рисованию «Дорога для грузовика».
Цели: Учить детей конструировать не сложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышление, активизировать словарный запас по теме.Зада.