Допуски по маслам для японских автомобилей

Какое масло лить в японские моторы: вопрос — ответ

Вопрос:

Я приобрел подержанный японский автомобиль, необходимо сменить моторное масло, но в магазине сказали, что у «японок» нет своих допусков, все оригинальные масла — минеральные, а в связи с большим пробегом необходима синтетика 5w50 или 10w60. Так что же мне залить в мотор, как подобрать оптимальный вариант?

Ответ:

Точного ответа на этот вопрос не будет никогда, сколько людей — столько мнений. Но есть один общий вывод — самое главное в выборе масла — рекомендации производителя. Почитайте инструкцию по эксплуатации вашей машины, там, скорее всего, написана рекомендованная вязкость масла. Если нет под рукой сервисной книжки, можно обратиться к электронным или печатным каталогам по подбору масел.
Вообще же выбор масла — вещь во многом сугубо индивидуальная — необходимо учитывать и марку, и пробег, и состояние двигателя, и наличие/отсутствие турбины, тип топлива (бензин/дизель), и время года, и условия, в которых машина эксплуатируется. Но как же залить правильное масло в японский автомобиль, если у них нет своих допусков и спецификаций? Покупать только оригинал? Хорошо, а если таких масел не будет в продаже, оставить замену масла «до лучших времен?» Наш ответ — НЕТ!

В Японии автолюбители ориентируются по спецификациям международной организации ILSAC. Наверняка вы могли наблюдать на жестяных банках, в указании информации о масле, помимо вязкости, прописан класс качества по API/ILSAC. Вот по этим данным и стоит выбирать масло для японского «друга». По API «S» — масло для бензиновых двигателей, «С» — для дизельных, чем выше буква английского алфавита после них — тем выше качество масла. По ILSAC, GF — требование к бензиновым двигателям, чем выше число после него, тем масло более высокого качества.

Тут может возникнуть другой вопрос — а перекрывает ли современный допуск все предыдущие и можно ли заливать такие масла в любой японский автомобиль? Тут нет однозначного ответа — можно/нельзя, объясню почему: классы качества по ILSAC разрабатывались в разные периоды, и всегда шли в ногу со временем, поэтому самые последние требования этой классификации направлены (и это общемировая тенденция) в сторону экологии и защиты выхлопных систем автомобиля. О каких жестких нормах выхлопа можно говорить, если у вас авто 1995 года выпуска? Какими чувствительными компонентами выхлопной ситсемы может быть оборудован автомобиль 2001 года? Особо жесткими, стандарты по экологии стали с появлением мклассификации SN/GF-5 в 2011году.

Но это также не означает, что если ваш автомобиль сделан в начале 90-х, то для него придется искать масла с устаревшими допусками. По нашему мнению, станет выбор масел классификации SL/GF-3. Мы рекомендуем Motor Gold Extratec 5w30 SN/GF-5.

Данная норма имеет жесткие требования по защите ДВС от отложений, износа и пр., в то же время обеспечивая топливную экономичность и полностью совместима с системами очистки выхлопных газов. В силу объективных причин (топливо, неправильный тип масла, неправильные интервалы), многие владельцы подержанных японских автомобилей убирают из выхлопной системы элементы очистки газов (кат.нейтрализатор, сажевый фильтр), в этом случае вообще бессмыслено думать об экологичных маслах.

Если же автомобиль имеет значительный пробег, или мотор был подвержен капитальному ремонту, есть смысл заливать чуть загущенные масла с вязкостью 5w40. Масла с такой вязкостью не будут оказывать столь негативного влияния как более густые (с индексом 50 и 60), в то же время будут создавать стойкую масляную пленку большей толщины (под изменившиеся зазоры), а значит будет обеспечена необходимая защита от износа. Низкотемпературный показатель 5w — наиболее оптимальный для наших климатических условий, однако для жителей северных регионов будет актуальнее масла с индексом 0w. Наша рекомендация для японских автомобилей с большим пробегом — Motor Gold Supetec 5w40.

Общим же для всех будет такой совет: масло нужно заливать прежде всего качественное. Лучше всего лить в машину масло от известных производителей и покупать его в проверенных точках продаж или у официальных дилеров. Есть дорогие оригинальные масла, есть и неплохие масла среднего ценового ряда. Выбор той или иной марки — опять же дело вкуса, спорить об этом, как о всяких вкусах, бесполезно, нужно руководствоваться опытом.

Читайте также:  Двухскоростной асинхронный двигатель схема подключения 380

Вопрос:

А что же лучше — синтетика, минералка или полусинтетика?

Ответ:

Лучше всего — качественное масло, отвечающее необходимым требованиям и имеющее необходимую вязкость, остальное — дело второстепенное. В силу международной глобализации и интеграции, многие виды масел похожи друг на друга, т.к изготавливаются на одном и том же базовом масле, с одним и тем же пакетом присадок. А что укажет на этикетке производитель масла — дело рук службы маркетологов. До 99% масел, выпускаемых сейчас, базируется на синтетической гидрокрекинговой основе. Да-да, синтетической, так постановили в API. В выигрыше все — производители получили относительно дешевое и высококачественное базовое масло, потребитель получил хорошую цену и отличные эксплуатационные характеристики, двигатель получил отличную защиту — все только в плюсе! А споры о «синтетичночти» некоторых масел лучше оставить в «гаражных байках», главное — выбрать для себя качественный продукт, с необходимыми параметрами по вязкости и допусками!

Вопрос:

Можно ли заливать европейские масла по классификации ACEA в японские моторы?

Ответ:

Ответ простой — конечно, же можно! Как мы выяснили выше, категории качества API/ILSAC предъявляют особые требования к энергосбережению и топливной экономичности моторов, но в ACEA также есть похожие требования, и выражены они в классах А1/В1 и А5/В5. Некоторые европейские бренды, производящие масла с энергосберегающими свойствами, даже прописывают на этикетке своих масел, что они отвечают требованиям и ACEA и API/ILSAC. Motor Gold Extratec 5w30 имеет SN/GF-5.

Вопрос:

SAE 5w50 и 10w-60 -можно ли лить в двигатели, где оно не рекомендовано к применению?

Ответ:

Вот вы залили масло 10w-60 допустим, в двигатель Honda (Mazda, Toyota, Nissan и тп.-т.е. туда, где отсутствуют рекомендации к заливке 10w-60) Какие подводные камни есть в таком выборе?

  • Большие гидродинамические потери в двигателе на больших оборотах (5-15% мощности) на прокачивание высоковязкого масла по магистрали и тп. (относится ко всем загущенным маслам (5w-50,10w-60,20w-60 и тп.).
  • Из-за «толстой» масляной пленки масел 10w-60 масло медленнее циркулирует в двигателе, отсюда охлаждение движка происходит неэффективно, пленка масла дольше задерживается в парах трения типа вкладышшейка и тп., в связи с чем возможны повышение температуры (локальной) в этих местах, а то и перегрев.
  • Высокозагущенные масла имеют в своем составе длинные цепочки молекул загустителя, которые со временем при нагрузках разрушаются (разрываются), вызывая изменение вязкости масла и срабатывания присадок (пакета). Отсюда рекомендации на более частые замены (

5000км)

  • На холоде эти масла при заводке поступают медленнее к трущимся частям двигателя (те же распредвалы и тп.), чем масла вязкости 0w(5W)-40. В связи с этим имеем повышенный износ двигателя при холодных запусках (известно, что 70% износа двигателя приходится на холодный старт). Как следствие этого-масло начинает полноценно работать через полчаса нормальной езды (около red line 🙂
  • Как правило, в спорте все эти пункты не имеют значения, а имеющие значения пункты 1.2. решаются конструктивно (расточка маслоканалов, увеличение зазоров, обрезание балансиров кв и тп.) а вот на наших гражданских авто я бы крепко подумал о применении таких загущенных масел.

    Вопрос:

    Какие преимущества у масел с молибденом?

    Ответ:

    Существует 2 типа молибденовых присадок — дисульфид молибдена и органический молибден.

    В первом случае речь идёт о твёрдом смазочном материале, вводимом в моторное масло и образующем на металлических поверхностях слои, уменьшающие трение. Исследования показали, что такого рода добавки в масла эффективны, прежде всего, в таких промышленных агрегатах как лебёдка и редукторы с цилиндрическими зубьями. Для высокооборотных бензиновых двигателей в большинстве случаев результаты отрицательные.
    Моторное масло с дисульфидом молибдена — это физическая смесь, а не химический раствор. Размеры твёрдых частиц дисульфида молибдена достаточно велики. При работе в двигателе эти частицы попадают не только в желаемые зоны трения, но и туда, где такие добавки не желательны, например — в зону поршневых колец. Смазочные материалы, содержащие дисульфид молибдена, при высоких температурах не редко ведут к закоксовыванию или отложению твёрдых продуктов сгорания в зоне поршневых колец, что отрицательно влияет на работу ЦПГ (цилиндропоршневой группы). Происходящий вследствие этого прорыв газов в масло через зону поршневых колец в значительной степени ведёт к высоким термическим нагрузкам и, следовательно, к усиленному образованию нежелательных отложений. Этот факт объясняет, почему моторные масла, содержащие дисульфид молибдена, не рекомендуются к применению крупными автомобильными фирмами.

    Многие производителя энергосберегающих маловязких масел (0w20, 5w20) прибегают к технологии органического молибдена, например в маслах Idemitsu ECO Medalist 0w20 применена именно эта технология! Данный вид антифрикционной присадки полностью растворим в масле, однако выполняет все те же функции, присущие молибдену. Добавление органического молибдена в состав масла обусловлено малой высокотемпературной вязкостью (тонкой масляной пленки) масла, из-за чего могут возникнуть задиры в особо нагруженных парах трения. Для предотвращения усиленного износа и преждевременного выхода из строя механизмов, но в то же время дабы сохранить и увеличить энергосбережение, и стал применяться органический молибден, как более безопасный модификатор трения. Масла с органическим молибденом легко распознать — в силу химических связей они имеют зеленоватый оттенок.

    Но уменьшение трения в настоящее время возможно также с помощью специальных синтетических базовых компонентов. Речь идёт о так называемых сложных синтетических эфирах — продуктах, по своей полярности и смазочной способности, сравнимых с касторовым маслом. Последнее в настоящее время до сих пор частично применяется в гоночных автомобилях. Сложные эфиры (эстеры) имеют высокую адгезионную способность и образуют очень стабильную смазочную плёнку. Достоинством таких синтетических масел является их чрезвычайно высокая термическая стабильность

    Вопрос:

    Почему проблематично создать масло с широкой вязкостью и высокими классами?

    Ответ:

    Дело в том, что для широкого вязкостного диапазона необходимость применить базовое масло с очень высоким индексом вязкости в интервале от

    147 единиц. Допустим, для получения масел с вязкостью 5w-40 нужно тянуть индекс (разумно: минимум до

    155 единиц) за счет полимерных загустителей (в качестве модификаторов вязкости применяются полимеры и сополимеры, полиизобутилен, полиметакрилаты, сополимеры олефинов (этилена, пропилена, бутилена), гидрированный сополимер стирола и бутадиена, гидрированный полиизопрен и др. С целью подчеркивания их высокомолекулярной природы, они называются полимерными модификаторами вязкости (polymeric viscosity modifiers))., плюс добавлять депрессанты температуры застывания — для выполнения требований SAE по низкотемпературной прокачиваемости (в качестве депрессорных присадок (pour point depressants) применяются алкилнафталины, алкилфенолы и другие полимерные продукты).
    Так вот проблема в том, что если для вытягивания на эти диапазоны синтетической базы требуется незначительное кол-во загустителей и депрессорных присадок, то для минеральных базовых масел требуется значительно большее кол-во данных присадок. Полимерные модификаторы вязкости эффективны в маслах, эксплуатируемых при умеренных нагрузках, в отсутствии высокой деформации сдвига. При высокой нагрузке и высокой скорости сдвига длинные молекулы загустителей могут разрываться на мелкие фрагменты, вследствие чего эффективность загустителя при эксплуатации постепенно уменьшается. Именно поэтому новые масла с высоким индексом вязкости, стабильным в течение продолжительной работы в тяжелых условиях, получают не только добавлением полимерных присадок, но и путем модификации молекул базового масла (гидрокрекинг), либо путем использования синтетических (ПАО, эстеры) базовых масел.

    Классификация автомасел по японским стандартам JASO

    Автомобили японского производства отличаются не только внешним дизайном кузова, но и особыми конструкциями двигателя, приспособленными к эксплуатации в условиях страны восходящего солнца.

    Изначально пытались приспособить классификацию API к дизельным двигателям, которые имеют маленький уровень токсичности отработанных выхлопных газов. Создали дополнения CD+ к спецификации API CD. Позже попытались воплотить в жизнь новый проект стандартизации – API РС-8. Однако они не прижились и не смогли удовлетворить повышенные требования к автомаслу.

    Почему возникла необходимость в особой японской классификации

    Новая спецификация стала нужна по следующим причинам:

    • Европейская ассоциация допускает высокое содержание в автомасле для моторов, работающих на дизельном горючем, дисперсантов. Они способны стабилизировать вязкие свойства масла при больших разбегах температур, повышать моющие свойства, препятствовать оседанию шлама, нагара на внутренних стенках цилиндров двигателя. Дисперсанты имеют химическую формулу соли. Их высокая концентрация приводит к преждевременному старению мотора японских авто.
    • В поршне размещены ряд колец. Верхнее кольцо, по конструкторским особенностям двигателя японского производства, располагается на более низком уровне, чем в американском или европейском автомобиле, поэтому при рабочих температурах, на поршнях образуются отложения, из-за пониженных температур в области колец. Это также способно раньше гарантийного срока привести к поломке.
    • В японских машинах с целью сохранения экологии и снижения вредных выбросов присутствует система для вторичного сжигания отработанных газов. Эта функция приводит к возрастанию кислотных осадков. Кислота – причина коррозии металла. Необходим контроль над ее количеством.

    Исходя из перечисленных причин была введена классификация JASO, Japan Automobile Standards Organization, что в переводе означает Японская организация автомобильных стандартов.

    Спецификация автомасел для двухтактных двигателей автомобилей

    JASO FA

    Предназначаются для использования за пределами Японии, в двигателях работающих на территории развивающихся стран. Для них характерны минимальные требования к выбрасываемым газам, защитным функциям смазки.

    JASO FB

    Классифицированы самые малые требования для использования на территории Японии.

    JASO FC

    Основное масло, рекомендованное для применения в стране восходящего солнца.

    JASO FD

    Отсутствие дымности, отличные экологические свойства. Самые высокие требования к автомаслу предъявляются к JASO FD используемому на территории Японии. Они оптимально подходят для двигателей производства Японии и самые безопасные с точки зрения защиты окружающей среды.

    Спецификация автомасел для четырехтактных двигателей автомобилей и мотоциклов

    В Японии наряду с автомобилями широко используются мотоциклы и мопеды, как средства передвижения. Для их моторов важны не только защитные и смазывающие свойства деталей, необходимо также обеспечивать хорошую сцепку.

    В четырехтактные двигатели моторов мотоциклов заливают масло для бензиновых автомобилей. В такой жидкости содержится достаточное количество присадок для уменьшения трения.

    Для мотоциклов же важно избежать проскальзывания. Вязкость не может быть слишком низкой. Коэффициент жидкого трения должен быть достаточным для функций сцепления, так как в мотоциклах двигатель взаимодействует с фрикционным механизмом.

    Чтобы масло отвечало требованиям моторов мотоциклов ассоциацией введены следующие классы смазки для четырехтактных двигателей:

    JASO MA-1

    Предполагается использовать в моторах мотоциклов, рассчитанных на небольшую нагрузку и имеющих механизм мокрого сцепления. Смазка занимает среднее положение по вязкости. Больше, чем JASO MB, но меньше, чем JASO MA-2.

    JASO MA-2

    Масло предназначается для гоночных, спортивных мотоциклов с фрикционным механизмом мокрого сцепления. Коэффициент динамической вязкости больший, чем у JASO MA-1.

    JASO MB

    Смазка жидкая, с небольшой вязкостью. Для мокрого сцепления не подходит.

    Спецификация автомасел для моторов, рассчитанных на дизельное горючее

    Японские стандарты для автомасел для дизельных моторов были введены в 2005 году. Номер стандарта М 355. Однако и ему впоследствии пришлось пережить изменения. Причиной послужил хлор.

    Чтобы уменьшить износ деталей двигателя, производители смазочных материалов стали выпускать пакеты присадок с добавлением хлора, фосфора. Для европейских и американских моторов производители допускают долю таких присадок до 2% от общего объема масла.

    Японские двигатели такое количество хлорных добавок не переносят. Так как имеют особое строение.

    В 2008 году для дизельных четырехтактных двигателей вступила в силу новая спецификация стандарта М 355. Ей определено три группы масел. Четвертая группа – в настоящее время проходит разработку и находится на стадии испытаний.

    JASO DH-1

    • Для двигателей, работающих на солярке.
    • На всем промежутке эксплуатации количество выхлопных газов должно не превышать допустимые значения.
    • Не допускают возникновение коррозии, деформации деталей двигателя.
    • Кинематическая и динамическая вязкость остается неизменной при большой разбежке температур.
    • Не допускает образование окислов, шлама, вспенивания, нагара.
    • Масло практически не испаряется.
    • Стабильно и эффективно при высоких рабочих температурах и экстремальных нагрузках.
    • Уменьшают износ сальников, цилиндров, поршней.
    • Уменьшают расход мощности на сдвиг.

    Масла серии DH-1 можно заливать в старые двигатели, использовать совместно с дизельным горючим и довольно большим включением серы, более пяти сотых процента.

    JASO DH-2

    Этот стандарт был специально создан под производителей грузовых автомобилей, больших автобусов, тягачей, работающих с экстремальными нагрузками.

    Механизм очищения отработанных газов в таких автомобилях оснащен устройствами: сажевые фильтры первичной очистки для дизельных моторов и каталитические нейтрализаторы.

    Масла с номером 2, применяются совместно с соляркой в которой процент серы не более пяти тысячных.

    Производители разрешают применять данный продукт в авто, которые были выпущены с конвейера до введения норм по допустимым значениям выбросов в атмосферу отработанных газов.

    JASO DL-1

    Стандарт автомасла для легковых машин, работающих в нормальных условиях. Допускаются умеренные нагрузки на двигатель.

    Механизм очистки газов в таких автомобилях оборудован сажевым фильтром для дизеля и каталитическим нейтрализатором выхлопных отработанных газов.

    Масла с номером 1 применяются для моторов автомобилей, в которых в качестве горючего используют солярку с процентом серы не более пяти тысячных.

    В этом стандарте дополнительно включены требования:

    • к проверке наименьшего числа содержания щелочи;
    • контролированию совместимости с прокладкой сальника;
    • к показателям степени износа клапанов;
    • по отсутствию отложений и осадков в турбокомпрессоре и на внутренней поверхности горячих поршней.

    JASO DX-1

    Абсолютно новый проект автосмазки. Находится в стадии разработки. Организация производителей предполагает, что введение данного стандарта позволит уберечь и продлить гарантийные сроки работы без ремонта двигателей, работающих с большой нагрузкой.

    На стадии тестирования, масла проходят проверки, которые включены в американский перечень тестов.

    Читайте также:  Двигатель начал резко жрать масло
    Оцените статью