Должностная инструкция моториста по ремонту двигателей внутреннего сгорания

Должностные обязанности моториста, особенности профессии

Несмотря на активное внедрение на флоте современных механизмов управления и роста количества полностью автоматизированных систем, профессия моториста по-прежнему актуальна. Количество объявлений о вакансиях говорит нам: рынок не насыщен такими специалистами, для них всегда есть работа. Итак, что же это за должность такая, в которой беспилотная современная техника никак не может вытеснить человека?

Кто такой моторист?

Моторист – это работник, который занимается двигателями, устраняет неисправности и следит за их бесперебойной работой.

На слуху еще такая профессия, как моторист-рулевой. Это человек из морского или речного флота, который помимо стандартных обязанностей моториста еще и управляет судном и может корректировать курс. Что же именно он должен делать? Разберемся далее.

Обязанности моториста

Чем же занимается такой специалист на судне? Рассмотрим более детально должностные обязанности моториста:

  • Обслуживание и эксплуатация двигателей внутреннего сгорания.
  • Подготовка, пуск и остановка двигателей и вспомогательных механизмов.
  • Управление судном и курсом движения судна под наблюдением непосредственного начальника (входит в обязанности рулевого моториста на судне).
  • Чистка, смазка, текущий ремонт механизмов рулевого устройства.

Матрос-моторист

Если в должностной инструкции прописано, что сотрудник выполняет еще и обязанности матроса-моториста, то список его задач и умений расширяется. В этом случае он должен знать не только работу моториста, но и уметь выполнять те же обязанности, что и обычный матрос: вязать узлы, чистить палубу, знать приемы оказания первой помощи утопающим, производить малярные работы и т.п.

Личностные требования

Любая работа помимо знаний и профессиональных умений требует определенных личностных качеств. Человек, которому постоянно требуется общение, вряд ли будет эффективно выполнять работу на космической станции в полном одиночестве в течение полугода. И наоборот, если кто-то боится детей и «зажимается» при необходимости говорить речь, вряд ли он сделает успешную карьеру аниматора.

Точно так же дела обстоят с профессией моториста – есть определенные тонкости личности, особенности характера и здоровья, которые будут помогать в освоении этой профессии. Некоторые из них крайне желательны для человека, который решил взять на себя обязанности моториста.

  • Умение работать в команде. Мотористы, как и остальные члены экипажа, долгое время проводят в ограниченном пространстве с одними и теми же людьми. Логично, что пребывание в коллективе должно быть комфортным для всех его членов, это напрямую повышает производительность работы. Моторист должен быть командным игроком, а не волком-одиночкой, любящим уединение. Взаимовыручка и дружелюбие – вот те составляющие, которые обязательно должны присутствовать у человека, исполняющего обязанности моториста на судне.

  • Выносливость и хорошая физическая форма. Эта профессия не для белоручек. Часто придется иметь дело с тяжелыми частями двигателя, с узлами мотора. Мотористу желательно иметь хорошую физическую подготовку.
  • Дисциплинированность. Здесь вновь не будет лишним вспомнить о необходимости работы в команде. Если от вышестоящего руководства поступает приказ, моторист обязан выполнить его точно в срок и без лишних вопросов. Если человеку присуща некая расхлябанность, болезненное самолюбие и безответственность, то он может подвести всю команду и для работы мотористом, очевидно, не годится.
  • Хороший вестибулярный аппарат, слух, зрение. Все знают, что развитый вестибулярный аппарат нужен космонавтам, но работникам моря он требуется не меньше. Бури, штормы, качки – выполнять работу требуется подчас в экстремальных условиях. Страдать морской болезнью моторист точно не должен. Некоторые неисправности опытный специалист может определить по характерным звукам, соответственно, хороший слух тоже будет далеко не лишним в этой работе. Хорошее зрение потребуется, чтобы отмерять «на глазок» расстояние между двумя судами, расстояние до берега, визуально оценивать появляющиеся на пути следования препятствия. Понимая, что наблюдение придется вести в условиях тумана и дождя, а также в ночное время, делаем вывод, что острое зрение мотористу требуется не меньше, чем острый слух.
  • Развитое пространственное мышление. Водная гладь не федеральная трасса – обозначений километража или населенных пунктов на ней нет. Моторист должен хорошо ориентироваться на водном пространстве и запоминать детали тех мест, которые видел.
  • Хорошая реакция. Исполняя обязанности моториста, требуется контролировать одновременно несколько объектов. Нельзя рассеянно относиться к своему вниманию. Вдобавок при выходе из строя какого-либо элемента двигателя требуется оперативное принятие решения. А значит, необходима и быстрая реакция.
Читайте также:  Ремонт автомобилей тойота авенсис

Профессиональные требования

  • Знание принципов работы двигателя, правил их эксплуатации и обслуживания. Это основное требование, так как моторист работает непосредственно с мотором и его составляющими.
  • Способы устранения возможных неполадок. Обязанность моториста – «чтоб все работало», поэтому мелкий ремонт он должен уметь выполнять самостоятельно.
  • Умение плавать и управляться со шлюпкой. Ситуации в море или на реке могут быть разные, и не умеющий плавать матрос-моторист – это, конечно, нонсенс.

Моторист: на все руки мастер

Чтобы успешно исполнять обязанности вахтенного моториста, сотрудник должен знать все о своем судне – назначении всех клапанов и вентилей, понимать, как действуют якорные механизмы, где на судне расположены трубопроводы, какие есть способы швартовки судна.

На его плечах — забота об исправности сигнальных фонарей и рулевого устройства, контроль за сменой режима работы двигателя, наличием в нем смазки и уровнем загрязнений.

Он обязан удерживать максимальную координацию внимания во время несения вахты. А это, на секундочку, до 8 часов на пассажирских судах и до 12 часов — на судах иного типа.

При этом надо ежесекундно помнить и соблюдать многочисленные правила безопасности и оперативно реагировать на неполадки. Такая работа максимально развивает многозадачность.

Ответственность моториста

Работа эта требует не только терпения, но и ответственности. Согласно статье 330 ТК РФ («Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан движением транспортных средств») за ненадлежащее исполнение по его вине прямых обязанностей моторист привлекается к дисциплинарной ответственности.

Ну и ко всему прочему, такой сотрудник материально ответственный за вверенные ему товарно-материальные ценности.

В каких еще сферах трудятся мотористы?

Помимо морского и речного судоходства мотористы могут работать еще в двух областях:

  • Авиация. Здесь они называются авиационными мотористами. В обязанности моториста в авиации входит ремонт и наблюдение за эксплуатацией поршневых авиационных двигателей. На данный момент эта профессия уходит в прошлое – современные самолеты в большинстве своем имеют газотурбинные двигатели.
  • Автосервисы. Здесь тоже трудятся рабочие, называющие себя мотористами. По факту это автомеханики, специализирующиеся на ремонте двигателей внутреннего сгорания.

Сотрудников из этих сфер мотористами называют нечасто. Все же в своей массе у большинства людей профессия моториста ассоциируется в первую очередь с водными пространствами.

Читайте также:  Запоминающие устройства электронных цифровых вычислительных машин

Особенности профессии: моторист и мастер трансмиссионщик

Моторист в автосервисе является техническим специалистом узкого профиля, он занимается обслуживанием, ремонтом и диагностикой двигателей внутреннего сгорания. Этот термин часто употребляется к специалистам по обслуживанию поршневых моторов. Существует еще более узкая специализация этой профессии — специалист моторных агрегатов.

Моторист обладает широкими знаниями в области ремонта двигателей различных марок, знает, как выглядит исправный мотор и как устранить любую неполадку в его работе.

Обязанности моториста

Капитальный ремонт двигателя. Ряд технологических операций, включающих помимо расточки блока и шлифовки коленвала, мойку всех деталей и мотора, обработку цилиндров, проверку коленвала и шатунов, чистку масляных каналов, проверку и регулировку топливной аппаратуры, ремонт насоса водяного и масляного.

Восстановление работоспособности мотора. Моторист проводит смену колец мотора и вкладышей коленвала, смену сальников клапана, смену распредвала, смену гидрокомпенсаторов, регулирует зазоры клапанов.

Диагностика двигателей легкового и грузового транспорта. Визуальный осмотр, проверка шумности и мощности мотора, диагностика системы: охлаждения, смазки, запуска, выхлопов, подвески двигателя, цилиндропоршневой группы, системы наполнения воздухом, привода газораспределения. Если возникают вопросы по поводу увеличения расхода топлива, то моторист проверяет все основные характеристики мотора, проводит диагностику расхода топлива.

Сборка и установка мотора после ремонта . После проведения ремонтных работ, двигатель ставится на место, моторист занимается его сборкой и установкой, обкаткой на холостом ходу.

Специализация моторист-дизелист

Ремонтом, диагностикой всех систем и облуживанием дизельных автомобилей занимается моторист-дизелист . В обязанности специалиста по дизельным моторам входит: капитальный ремонт дизельных ДВС , реставрация головок блока мотора, смена ремней и ремонт системы ГРМ, починка блоков дизельного мотора, смена поршней, колец, коленвалов, вкладышей, реставрация цилиндров ДВС, ремонтные работы топливной систем и форсунок.

Мастер по ремонту трансмиссии

Трансмиссии делятся на типы, их тип напрямую зависит от вида преобразуемой энергии: они бывают механическими, электрическими, гидрообъемными, комбинированными.

Мастер трансмиссионщик обязан знать все основные элементы в трансмиссии и понимать принципы работы данного механизма.

Работы по ремонту трансмиссии : починка полуоси, карданного вала, смена ШРУСа, восстановление муфты, троса, привода сцепления, замена дифференциала, ремонт КПП .

В обязанности мастера по ремонту трансмиссии входит:

  • Диагностическая проверка систем и анализ неисправностей;
  • Демонтаж дефектных деталей;
  • Работы по разборке узлов агрегата, с подетальной диагностикой
  • Дефектовка, выявление сломанных элементов;
  • Сборка агрегата после замены необходимых деталей;
  • Монтаж трансмиссии.

Профессия моториста ответственная, так как приходится иметь дело с мотором автомобиля, который имеет сложную конструкцию и стоимость которого достаточно высока. Но овладевший в совершенстве данной профессией специалист, впоследствии никогда не останется без работы, а значит будет иметь постоянный высокий заработок. Для того, чтобы овладеть профессией моториста важно обладать аккуратностью, аналитическим складом ума, кропотливостью, быть ответственным и обучаемым.

Для того, чтобы узнать больше о специальности моторист, ознакомьтесь с разделом обучение по специальности «моторист» у нас на сайте.

Примерная форма должностной инструкции слесаря-моториста (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

[ организационно-правовая форма, наименование юридического лица ]

[ должность, подпись, Ф. И. О.
руководителя или иного должностного
лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию ]

[ число, месяц, год ]

[ наименование юридического лица ]

ГАРАНТ:

См. Справку по теме: «Должностные инструкции руководителей, специалистов, работников и порядок их составления» и Список должностных инструкций по подразделениям предприятия и отраслям деятельности

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

Читайте также:  Как поменять направление движения шагового двигателя

1. Общие положения

1.1. Слесарь-моторист относится к категории рабочих, принимается на работу и увольняется с нее приказом [ наименование должности руководителя ].

1.2. Слесарь-моторист непосредственно подчиняется [ наименование должности непосредственного руководителя ].

1.3. Требования к квалификации: [ указать уровень профессионального образования или наличие профессиональной подготовки и требования к стажу работы] .

1.4. Слесарь-моторист должен знать:

— основные сведения об устройстве автомобилей;

— основные приемы выполнения работ по разборке отдельных простых узлов;

— назначение и правила применения используемого слесарного и контрольно-измерительных инструментов;

— наименование и маркировку металлов, масел, топлива, тормозной жидкости, моющих составов;

— порядок сборки простых узлов;

— приемы и способы разделки, сращивания, изоляции и пайки электропроводов;

— основные виды электротехнических и изоляционных материалов, их свойства и назначение;

— систему допусков и посадок;

— основы электротехники и технологии металлов в объеме выполняемой работы;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

— правила пользования средствами индивидуальной защиты.

2. Должностные обязанности

На слесаря-моториста возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Проведение диагностики и профилактического осмотра транспортного средства с целью выявления неисправностей.

2.2. Выбраковка деталей после разборки и мойки, проведение при необходимости слесарной обработки деталей, статической балансировки деталей и узлов.

2.3. Выполнение работ по разборке, ремонту и сборке узлов и механизмов транспортного средства в соответствии с техническими условиями завода-изготовителя и иными руководящими документами по организации работ.

2.4. Ремонт и обслуживание бензиновых и дизельных двигателей.

2.5. Работа с технической документацией.

2.6. [ Другие должностные обязанности ].

Слесарь-моторист имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.7. [ Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации ].

Слесарь-моторист несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [ наименование, номер и дата документа ].

Руководитель кадровой службы [ инициалы, фамилия, подпись ]

[ число, месяц, год ]

Согласовано: [ должность, инициалы, фамилия, подпись ]

[ число, месяц, год ]

С инструкцией ознакомлен: [ инициалы, фамилия, подпись ]

[ число, месяц, год ]

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма должностной инструкции слесаря-моториста

Разработана: Компания «Гарант», сентябрь 2016 г.

Оцените статью