Масла для дизельных двигателей
Дизели отличаются от других двигателей внутреннего сгорания очень большим разнообразием типов, конструкций, способов смесеобразования, назначений и условий эксплуатации. Поэтому в них используются масла, значительно различающиеся по предъявляемым к ним требованиям и эксплуатационным свойствам, т.е. к дизельным могут относиться масла всех классификационных групп (от А до Е).
Основой дизельных масел являются дистиллятные, остаточные или компаундированные базовые масла селективной очистки, получаемые из малосернистой или сернистой нефти. Во все дизельные масла (за исключением масла М-20-А) вводят многофункциональные присадки или композиции присадок.
Выбор марки дизельного масла определяется назначением и типом дизеля, уровнем его форсирования, жесткостью условий эксплуатации и качеством применяемого топлива.
Наиболее широко для дизелей применяются масла группы В2 (зимнее М-8-В2 и летнее М-10-В2), предназначенные для мало- и среднефорсированных автотракторных дизелей и содержащие 7. 8 % композиций моюще-диспергирующей, антиокислительной, противоизносной, антипенной (а в зимнем сорте и депрессорной) присадок.
Моторные масла группы Г2 (летнее М-10-Г2 и зимнее М-8-Г2), предназначенные для высокофорсированных дизелей при особенно тяжелых условиях их работы, имеют несколько улучшенные эксплуатационные свойства, чем у масел группы В2, т. е. они содержат такую же композицию присадок, но в большей концентрации (до 14 %).
Масла для автотракторных дизелей (табл. 6.3) могут быть рекомендованы для следующей транспортной техники:
М-8-В2 — для малофорсированных безнаддувных автотракторных дизелей в зимних условиях эксплуатации, а М-10-В2 — для тех же дизелей в летних условиях эксплуатации;
М-8-Г2у — для высокофорсированных безнаддувных или с невысоким наддувом автотранспортных дизелей в зимних условиях эксплуатации при увеличенном пробеге до смены масла, а М-10-Г2у — для тех же дизелей в летних условиях эксплуатации;
М-8-Г2 — для высокофорсированных безнаддувных или с невысоким наддувом автотракторных дизелей в зимних условиях эксплуатации, а М-10-Г2 — для тех же дизелей в летних условиях эксплуатации;
М-8-Г2к — для зимних условий эксплуатации в основном автомобилей КамАЗ, автобусов «Икарус», тракторов К-700, а М-10-Г2к — для летних условий эксплуатации этой же техники;
М-16-Г2к — для дизелей типа ЧН21/21, Ч и ЧН 15/18, установленных на автосамосвалах и буровом оборудовании (всесезонно);
М-8-ДМ — для высокофорсированных дизелей с турбонаддувом, установленных на большегрузных автомобилях и промышленных тракторах, в зимних условиях эксплуатации, а М-10-ДМ — для тех же дизелей в летних условиях эксплуатации.
Масла для быстроходных транспортных дизелей вырабатываются в соответствии с ГОСТ 6360—83 и 25770—83:
М-63/10-Б2 — представляет собой загущенную маловязкую основу нормированного фракционного состава с композицией функциональных присадок, используется в качестве зимнего масла, а в ряде случаев как всесезонное;
М-1б-А(т) и М-16-В2 — получают на базе масла М-16 с добавлением присадок, используются как летние и всесезонные.
Применение моторных масел
Для автомобилей ГАЗ-51 и ЗИЛ-164 выпускается масло М-8-А, а в качестве замены для него используется масло М-8-Б1.
Для автомобилей ЗИЛ-130, ГАЗ-53, Урал-377 выпускается всесезонное масло М-8-В.
Для некоторых моделей автомобилей ВАЗ, ГАЗ-2401 и ЗАЗ-968 выпускаются летнее масло М-12-Г1 зимнее масло М-8-Г1 и всесезонное масло М-6з/10-Г1.
В настоящее время производится много современных моторных масел, соответствующих международным стандартам. Например, российская нефтяная компания «Лукойл» выпускает для всех видов легковых автомобилей с карбюраторными двигателями и автомобилей с высокофорсированными дизелями без наддува масла «Новойл-мотор» (по зарубежной классификации SАЕ 15W-30), «Лукойл-супер» (SАЕ 15W-40, АРI СD/SF), «Лукойл-стандарт» (SАЕ 15W- 40, АРI SЕ/СС) и М-63/14 (SАЕ 20W-40, АРI SF/СС).
Немецкие фирмы выпускают масла «Раvеnоl mеnегаlоеl formel super» (SАЕ 15W-40) и «Ravenol formel extra» (SАЕ 20W-50).
Все моторные масла должны иметь паспорта качества. Одна из форм паспорта качества на автомобильные масла приведена в Приложении.
Физико-химические характеристики масел для автотракторных дизелей
Трансмиссионные масла
Трансмиссионные и редукторные масла применяются в большинстве современных машин и механизмов и служат для смазывания зубчатых передач различного типа, шестеренчатых редукторов (цилиндрических, гипоидных, червячных и др.), а также являются гидравлическим рабочим телом при передаче мощности в гидродинамических коробках передач.
Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссии транспортных машин и промышленных редукторах меняется в широких пределах: от температуры окружающего воздуха в момент начала работы до 120. 130°С и даже 150°С.
Минимальная температура масла в агрегатах трансмиссии автомобилей в холодной зоне может достигать — 60 °С, в умеренной зоне до — 40 °С, а в жаркой до —10 °С.
Скорость скольжения (для различного типа передач от 1,5 до 25 м/с) и удельные нагрузки на поверхности зубьев шестерен (от 0,5 до 2 ГПа в полюсе зацепления, а в гипоидных передачах до 4 ГПа) во многом определяют тип применяемого масла в шестеренчатой передаче. При увеличении нагрузки смазочная пленка, разделяющая трущиеся поверхности, может начать разрушаться, что приведет к непосредственному контакту металлических поверхностей, их заеданию и катастрофическому износу. С увеличением скорости скольжения понижается температура, при которой начинается заедание, и появляются условия для катастрофического износа.
По уровню напряженности работы зубчатых передач трансмиссионные масла можно разделить на следующие виды:
универсальные, обеспечивающие работу всех типов зубчатых передач и других трущихся деталей агрегатов трансмиссии;
общего назначения, применяющиеся в цилиндрических, конических и червячных передачах автомобилей;
масла для гипоидных передач грузовых и легковых автомобилей.
Для обеспечения надежной работы современной техники трансмиссионные и редукторные масла должны отвечать следующим основным требованиям:
обладать достаточным уровнем противоизносных и противозадирных свойств;
иметь хорошие вязкостно-температурные свойства;
не оказывать коррозионного воздействия на детали трансмиссии;
иметь хорошую термоокислительную стабильность;
обладать хорошими защитными свойствами;
быть нетоксичными и иметь хорошую совместимость с материалами сальниковых уплотнений.
Масла для автотракторных дизельных двигателей
В современных форсированных дизелях тракторов, комбайнов и большегрузных автомобилей масла работают в особенно тяжелых условиях (высокие температура, нагрузки, скорости), поэтому их изготавливают на основе высококачественных и хорошо очищенных продуктов прямой перегонки нефти с добавлением присадок, количество и эффективность которых зависят от условий применения масла. Для дизельных двигателей вопросы правильного выбора масел особенно важны, так как они в значительной степени определяют надежность и экономичность работы автотракторной техники.
За последние годы произошло качественное изменение ассортимента моторных масел. Основными стали масла с комплексами присадок, обеспечивающими долговечную работу форсированных теплонапряженных Дизелей. «Показатели качества масел, выпускаемых в соответствии с ГОСТ 8581—78 для быстроходных дизелей тракторов и автомобилей, приведены в табл. 7.
Наиболее массовыми являются масла группы В2 (зимнее М-8В2 и летнее М-10В2), предназначенные для эксплуатации мало- и среднефорсированных автотракторных дизелей.
Таблица 7 Основные физико-химические показатели качества масел для
автотракторных дизелей по ГОСТ 8581-78
Показатели качества | М 8B2 | М 10В2 | М-8Г2 | М-10Г2 | М-8Г2К | М-10Г2К |
Кинематическая вязкость, сСт: при 100 0 С при 0° С (не более) | 8±0,5 | 11±0,5 — | 8±0,5 | 11+0,5 — | 8±0,5 | 11±0,5 — |
Индекс вязкости (не менее) | ||||||
Зольность, % (не более) | 1,3 | 1,3 | 1,65 | 1 , 65 | 1,15 | 1,15 |
Щелочное число, мг/г (не менее) | 3,5 | 3,5 | 6,0 | б 0 | 6,0 | 6,0 |
Моющие свойства ПЗВ баллы (не более) | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,5 | 0,5 |
Температура, °С: | ||||||
вспышки (не ниже) | ||||||
застывания (не выше) | —25 | —15 | -25 | -15 | —30 | -15 |
Содержание, % (не более): | ||||||
механических примесей | 0,015 | 0,015 | 0,015 | 0,015 | 0,015 | 0,015 |
воды | Следы | |||||
Моторные испытания по ГОСТ 17479-72 | Выдерживает |
В них содержится 7—8% композиций моюще-диспергирующей, антиокислительной и противоизносной, а также антипенной присадок. В зимний сорт дополнительно вводят депрессор для понижения температуры застывания. Кроме этих основные марок группы В возможна выработка и поставка сельскому хозяйству масел с присадками других композиций: М-8В (ТУ38 101528—76), М-10В2 (ТУ 38 001278—72) и М-12ВУ (ТУ 38001248—76), эксплуатационные свойства, которых примерно равноценны. Выпуск их предусмотрен для расширения ресурсов производства. Все моторные масла группы В взаимозаменяемы в пределах одного класса вязкости. При необходимости допустимо смешение масел одной вязкости с различными комплексами присадок.
Особенно высоки температура, нагрузки, а, следовательно, и тяжелы условия работы смазочных материалов, в высокофорсированных дизельных двигателях, поэтому в предназначенные для использования в них моторные масла группы Г добавляют до 14% композиции присадок. Нефтяная промышленность выпускает масла группы Г двух основных марок летнее М-10Г2 и зимнее М-8Г2, композиция присадок в них такая же, как и умасел группы В, но концентрация выше. Масла обладают высокими моюще-диспергирующими и противоокислительными свойствами, большим запасом нейтрализующих веществ (щелочное число не ниже 6,0 мг/г). Их* применение обеспечивает хорошую чистоту цилиндропоршневой группы теплонапряженных дизелей и невысокий износ трущихся поверхностей даже при использовании сернистого топлива
Несколько улучшены эксплуатационные свойства (моюще-диспергирующие, вязкостно-температурные, ниже зольность) масел М-8Г2к (зимнее) и М 10Г2К
(летнее). Эти маета, выпускавшиеся ранее под маркой М-8Гф3 и М-ЮГф-1, предназначены главным образом для эксплуатации форсированных дизелей автомобилей КамАЗ (индекс к), а также тракторов К-700 и К-701. Используемая в них композиция присадок обеспечивает достаточную чистоту цилиндропоршневой группы теплонапряженных дизелей (загрязненность примерно в 1,5 раза меньше, чем при работе на других маслах группы Г), невысокие износ и интенсивность накопления отложений в маслоочистительных устройствах двигателя. Все масла группы Г взаимозаменяемы в соответствии с климатическими условиями применения. Однако для сохранения свойств высококачественных масел М-8Г2к и М-10Г2к на нефтебазах нефтесбытовых организаций и нефтескладах хозяйств должны быть обеспечены их раздельные от масел М-8Г2 и М-10Г2 прием, хранение и отпуск.
Для высокофорсированных дизелей с наддувом разработано масло М-10Дм (ТУ 38 101783—79), которое в настоящее время выпускается опытными партиями (индекс м означает малозольное). Не отличаясь от М-10Г вязкостью, температурой вспышки и застывания, индексом вязкости, содержанием механических примесей и воды, это масло имеет улучшенные моющие и антиокислительные свойства; щелочное число составляет 8 мг/г при зольности 1,5%. Стендовыми и эксплуатационными испытаниями установлено, что М-10Дм обеспечивает надежную эксплуатацию современных форсированных дизелей с наддувом, причем срок смены масла увеличен.
Выпускаемые промышленностью зимние масла М-8В2 и М-18Г2 обеспечивают холодный запуск дизелей до температуры —10° С. При более низкой температуре (—20ч—25° С) необходимо использовать загущенные масла. Для среднефорсированных дизелей рекомендовано масло М-4з/8В2, которое прошло, все этапы лабораторных и стендовых испытаний и находится на стадии внедрения. Для форсированных дизелей разрабатывается масло М-4з/8Г2. Широкое применение загущенных масел позволит повысить эффективность использования тракторной техники, сократить расход топлива и масла, улучшить условия труда механизаторов.
Рекомендации по применению основных масел в автотракторных дизелях даны в табл. 8.
Периодичность замены масс т указана для использования топлива с содержанием серы до 0,5%, выпуск которого превышает 90% общего производства. В случае использования топлива с содержанием серы до 1%, создающего более тяжелые условия работы масла, сроки смены, как основных сортов, так и заменителей должны быть сокращены вдвое. При соблюдении данных рекомендаций и правил технического обслуживания обеспечивается гарантированный моторесурс дизелей, эффективная и экономичная работа тракторов.
Для эксплуатации малофорсированных тихоходных дизелей Д-16, 5/20, 4Д-36/50 выпускается масло дизельное моторное марки Т (ТУ 38 101655—76), не содержащее присадок.
Таблица 8 Масла, рекомендованные к применению в автотракторных дизельных двигателях*
Уровень форсирования и марки дизелей | Летом | Зимой | Периодичность смены, ч |
Среднефорсированные | |||
В-30Б, Д-180, Д-108, Д-65Н/М, | М-10В2 | М-8В2, М-4з/8В2 | |
КДМ-46, Д-48/48ЛС, СМД-14/15, | |||
Д-37М, Д-50, Д-20, Д-38, | |||
А-01М. А-41, Д-54А, Д-75Т, | |||
Д-60Р/К, А-03/01, ЯМЗ-236, | |||
ЯМЗ-238, ЯМЗ-238А, ЯМЗ-240, | |||
ЯМЗ 204, ЯАЗ-206 | |||
Высокофорсированные | |||
СМД-17К/18К, Д-160/160Б, Д-37Е, Д-240/240ЛГ, Д-130 Д | М-10Г2 (М-10В) | М-8Г2, М-4з/8Г2 (М-10В2, М-4з/8В2) | 480(240) |
ЯМЗ-240Б, Д-21А1/А2 | |||
Высокофорсированные, | |||
работающие в тяжелых условиях | |||
СМД-60/62, 64/72, 80/84, | М-10Дм (М-10Г2) | М-8Г2, М-4з/8Г2 | 480(240) |
СМД-21/22, 19/20, Д-144, | |||
ЯМЗ-238НБ, Д-145Т, Д-181, | |||
Д240Т, Д-260Т, 8ДВТ-330, | |||
A-01T, ЯМЗ-240Н, ЯМЗ-740 |
В скобках — заменители и их срок смены.
Его вязкость нормируется при 50° С и составляет 62—68 сСт, температура вспышки —не ниже 205° С, температура застывания —около 0°С; масло не должно содержать механических примесей. В соответствии с ТУ 38 101266—72 это же масло вырабатывается с 3% присадки ЦИАТИМ-339, несколько улучшающей его моющие свойства.