Для чего нужны шины автомобиля

Устройство и виды автомобильных шин

Одним из основных элементов автомобильного колеса является шина. Она устанавливается на диск и обеспечивает стабильный контакт автомобиля с дорожным покрытием. В процессе движения автомобиля шины поглощают возникающие вибрации и колебания, вызванные неровностями дороги, что обеспечивает комфорт и безопасность пассажиров. В зависимости от условий эксплуатации шины могут изготавливаться из различных материалов со сложным химическим составом и определенными физическими свойствами. Шины могут также отличаться рисунком протектора, обеспечивающего надежное сцепление с поверхностями с различным коэффициентом трения. Зная устройство шин, правила их эксплуатации и причины преждевременного износа, вы сможете обеспечить долгий срок службы резины и безопасность вождения в целом.

Функции шины

К основным функциям автомобильной шины относятся:

  • гашение вибраций колес от неровностей дорожного покрытия;
  • обеспечение постоянного сцепления колес с дорогой;
  • снижение расхода топлива и уровня шума;
  • обеспечение проходимости автомобиля в сложных дорожных условиях.

Устройство автомобильной шины

Конструкция шины достаточно сложная и состоит из множества элементов: корда, протектора, брекера, плечевой зоны, боковины и борта. Поговорим о них подробнее.

Основой шины является каркас, состоящий из нескольких слоев корда. Корд – прорезиненный слой ткани из текстильных, полимерных или металлических нитей.

Корд натянут по всей площади шины, т.е. радиально. Существуют радиальные и диагональные шины. Наибольшее распространение получила радиальная шина, т.к. она характеризуется наиболее долгим сроком эксплуатации. Каркас в ней более эластичный, за счет чего уменьшается теплообразование и сопротивление качению.

Диагональные шины имеют каркас из нескольких слоев корда, расположенных перекрестно. Эти покрышки отличаются невысокой ценой и имеют более прочную боковину.

Протектор

Наружная часть покрышки, непосредственно контактирующая с дорожной поверхностью, называется “протектор”. Главным его предназначением является обеспечение сцепления колеса с дорогой и защита его от повреждений. Протектор влияет на уровень шумности и вибрации, а также определяет степень износа шины.

Рисунок протектора шины и ее назначение

Конструктивно протектор представляет собой массивный слой резины, имеющий рельефный рисунок. Рисунок протектора в виде канавок, борозд и выступов обуславливает способность шины работать в определенных дорожных условиях.

Брекер

Слои корда, расположенные между протектором и каркасом, называются “брекер”. Он необходим для улучшения взаимосвязи между этими двумя элементами, а также для предотвращения отслоения протектора под действием внешних сил.

Плечевая зона

Часть протектора, находящаяся между беговой дорожкой и боковиной, называется “плечевая зона”. Она усиливает боковую жесткость шины, улучшает синтез каркаса с протектором, берет на себя часть боковых нагрузок, передаваемых беговой дорожкой.

Боковины

Боковина – прослойка резины, являющаяся продолжением протектора на боковых стенках каркаса. Она ограждает каркас от влаги и механических повреждений. На нее наносится маркировка шин.

Боковина заканчивается бортом, служащим для ее крепления и герметизации на ободе колеса. В основе борта находится нерастяжимое колесо из стальной обрезиненной проволоки, придающее прочность и жесткость.

Виды шин

Шины можно классифицировать по нескольким параметрам.

Сезонный фактор

По сезонному фактору различают летние, зимние и всесезонные шины. Сезонность шины определяется по рисунку протектора. На летней резине отсутствует микрорисунок, зато присутствуют ярко выраженные бороздки для стока воды. Это обеспечивает максимальное сцепление колес с асфальтом.

Зимние шины от летних можно отличить по узким канавкам протектора, которые позволяют резине не терять свою эластичность и хорошо держать машину даже на обледенелой дороге.

Читайте также:  Разборка сборка автомобиля хендай

Существуют и так называемые “всесезонные шины”, о плюсах и минусах которых можно сказать следующее: они одинаково хорошо показывают себя как в жару, так и в холод, однако обладают весьма средними эксплуатационными характеристиками.

Способ герметизации внутреннего объема

По этому показателю различают “камерные” и “бескамерные шины”. Бескамерные шины – это шины, имеющие только покрышку. В них герметичность достигается за счет устройства последней.

Внедорожные шины

Этот класс шин отличается повышенной проходимостью. Резина характеризуется высоким профилем и глубокими канавками протектора. Подходит для езды по глинистым и грязевым участкам, крутым склонам и прочему бездорожью. Но на этой резине не получится развить достаточную скорость на ровной дороге. В обычных условиях эта шина плохо “держит дорогу”, в следствие чего снижается безопасность движения, а протектор быстро изнашивается.

Рисунок протектора шин

По рисунку протектора различают шины с ассиметричным, симметричным и направленным рисунками.

Симметричный рисунок наиболее распространен. Параметры шины с таким протектором наиболее сбалансированы, а сама шина в большей степени приспособлена для эксплуатации на сухой дороге.

Наивысшие эксплуатационные свойства имеют шины с направленным рисунком, который придает покрышке устойчивость к аквапланированию.

Шины с ассиметричным рисунком реализуют в одной покрышке двойную функцию: управляемость на сухой дороге и надежность сцепления на мокром дорожном покрытии.

Низкопрофильные шины

Этот класс шин разработан специально для скоростного движения. Они обеспечивают быстрый разгон и уменьшают тормозной путь. Но, с другой стороны, эти шины не отличаются плавностью хода и характеризуются шумностью при движении.

Слики

Слики – еще один класс шин, который можно выделить отдельной. Чем отличаются слики от остальных шин? Абсолютной гладкостью! Протектор не имеет ни канавок, ни бороздок. Слики хорошо себя показывают только на сухой дороге. Используются в основном в автоспорте.

Износ автомобильных шин

В процессе движения автомобиля шина подвергается постоянному износу. Износ шины сказывается ее эксплуатационных показателях, в том числе и на длине тормозного пути. Каждый дополнительный миллиметр износа протектора увеличивает длину тормозного пути на 10-15%.

Важно! Допустимая глубина протектора для зимних шин составляет 4 мм, а для летних – 1,6 мм.

Виды износа шин и их причины

Для наглядности виды и причины износа шин представим в виде таблицы.

Вид износа шины Причина
Износ протектора посередине покрышки Неправильное давление воздуха в шине
Трещины и выпуклости на боковой стенке шины Удар шины о бордюр или яму
Износ протектора по краям покрышки Недостаточное давление в шинах
Плоские пятна износа Особенности вождения: резкое торможение, занос или ускорение
Односторонний износ Неправильный сход-развал

Проверить износ шин можно визуально при помощи индикатора уровня износа шин, представляющего собой участок протектора, отличающийся от его основы размерами и формой.

Индикатор износа в виде цифр

Индикатор износа шин может быть:

  • классическим – в виде сепаратного протекторного блока высотой 1,6 мм, расположенного в продольной канавке шины;
  • цифровым – в виде выдавленных в протекторе цифр, соответствующих определенной глубине протектора;
  • электронным – одна из функций системы контроля давления в шинах.

Что нужно знать о шинах перед их выбором и покупкой

Нет надобности рассказывать, зачем автомобилю нужны шины. Любой автовладелец знает, что шины – это всё: и управляемость авто, и его поведение на трассе, а также безопасность самого водителя, его попутчиков и других участников движения. Что же надо знать о шинах для того, чтобы вышеперечисленные характеристики проявляли себя в полной мере?

Типы автомобильных шин

Огромное количество наименований автомобильных шин, которые представлены сейчас на рынке, можно все-таки подвергнуть классификации и разделить по таким параметрам, как назначение шин, форма их профиля, габариты, конструкция и принцип герметизации.

Исходя из этих параметров, можно отдельно говорить о резине для большегрузных авто и легковых моделях, для грузовиков малой и средней тоннажности, для автобусов, троллейбусов и прочем транспорте.

Если принимать во внимание форму профиля автомобильной шины, то всю продукцию такого рода можно разделить на резину обычного профиля (это камерные и бескамерные автошины), низкопрофильную резину, арочные шины и пневмокатки.

С учетом габаритов, резину подразделяют на такие классы, как крупногабаритные (350 мм ширина профиля), среднегабаритные (ширина профиля составляет 200-350 мм) и малогабаритные (менее 200 мм).

Также автомобильную «резину» подразделяют на:

— Всесезонную. Такие шины предназначены для езды по сухому и мокрому асфальту, в том числе и в зимнее время. Отличить такие шины можно по рисунку их протекторов, который группируются в так называемые «дорожки», разделенные канавками. Продаются эти шины с маркировкой all season.

— Дорожные шины. Их можно опознать по характерному рисунку протектора, где четко различаются продольные, и заметны поперечные канавки. На протекторе такой резины нет микрорисунка, зато есть округленный переход от самого протектора к боковине шины.

Дорожные шины нет смысла использовать в зимнее время, а ездить на них оптимально по мокрым грунтовым дорогам. Увидеть такую резину чаще всего можно на скоростном авто, благодаря своей высокой износостойкости они обеспечивают отличную связь с дорогой даже на больших скоростях.

— Зимние шины. Используются, исходя из названия, в холодное время года. Такие шины отлично подходят для езды по обледенелым и заснеженным дорогам. Здесь рисунок протектора такой резины меняется в зависимости от «проблематичности» дорожных условий.

Узнать такую резину можно также по рисунку протектора, на котором присутствуют так называемые «шашки» фигурного рельефа с микрорисунком.

— Универсальные шины, похожи, в принципе на всесезонную резину. Их главное отличие от «всесезонки» заключается в более разветвленном рисунке протектора.

Какие требования предъявляются к рабочей шине?

Рабочая шина – это шина без повреждений, хорошо накачанная и правильно установленная на диск. Резина в нормальном состоянии просто обязана отлично пружинить, амортизировать, а также уметь направлять автомобиль по прямой, отличаться эффективным протектором и долгим сроком эксплуатации.

Шина, как известно, призвана помогать автомобилю хорошо держать дорогу, поэтому правильной резиной можно считать ту, которая может выдерживать приличные нагрузки в продольном и поперечном сечении и делать это на трассе при любых погодных условиях.

Из чего состоят современные шины?

Автошина является достаточно сложной конструкцией, изготовленной из более десяти различных компонентов. Кроме того, в конструкцию шины входят такие важные и обязательные элементы, как каркас, необходимый для обеспечения амортизации, и протектор, ответственный за устойчивость автомобиля при движении.

Основные заблуждения об автошинах

Большое разнообразие на рынке автомобильных шин, а также их не всегда низкая стоимость могут приводить ко всякому рода «конформизму», который сам по себе оказывается в итоге затратным, а порой и небезопасным.

Основное заблуждение относительно всесезонных шин выглядит как отказ водителя менять «всесезонку» на летнюю резину. Однако не стоит забывать о том, что универсальность всесезонной шины достигается в силу компромисса, а значит не всегда эффективного усреднения его основных характеристик.

Об универсальности резины можно говорить только относительно рисунка ее протектора, который может быть до некоторой степени схожим и у летней, и у зимней шины. И все же протектор хотя и является основной составляющей шины, но он не единственный важный ее элемент.

Есть еще и каркас, и его конструкция. Именно поэтому разумнее использовать автошины по сезонам: в жаркую, сухую погоду «переобуваться» в летнюю резину, а в холодное время использовать зимнюю, которая хорошо едет и тормозит по ледяной дороге.

По поводу зимней резины есть такое общераспространенное мнение, что шипованные шины помогут водителю на любой самой опасной обледенелой дороге. Увы, это не всегда так, и никакие шины не спасут, если водитель сам не думает о соблюдении простых правил безопасности.

К тому же на ровной, пусть и скользкой трассе, эта резина обеспечивает хорошее сцепление с поверхностью дороги, но такое ее качество резко снижается при езде по слякоти и по очищенной от снега трассе.

Как выбрать и не ошибиться?

Огромный выбор шин на авторынке делает их покупку порой затруднительным мероприятием. На что в первую очередь ориентироваться при выборе резины для своего авто?

Для начала надо знать типоразмер шин, который обычно указывает сам автопроизводитель в сервисной книге. Там рекомендовано несколько типоразмеров покрышек, которые подходят для конкретной модели автомобиля.

Делает он это неспроста, ведь для того, чтобы подобрать шины, оптимальные для автомобиля, в расчет берутся многие технические показатели модели: вес, время разгона, предельная скорость, угол крена. В этой связи доверять данным производителя – достаточно мудрый ход, который поможет выбрать шины, позволяющие автомобили ездить безопасно и эффективно.

При выборе автопокрышек водитель должен ответить на главный вопрос: «А в какое время года я буду их эксплуатировать, и в каких условиях?». Отвечая на такой вопрос, необходимо иметь ввиду и климатические особенности местности, и сезонные факторы, и экстремальные ситуации, в которые может попасть автомобиль и его водитель.

К примеру, летом при движении по мокрой трассе возникает порой эффект аквапланирования, что делает автомобиль плохо управляемым и представляет угрозу безопасности. Помня об этом, на летний период стоит выбирать шины с протектором, рисунок которого щедро снабжен водоотталкивающими канавками.

Применительно к зимнему времени необходимо не забывать, что в этот период опасность представляют обледенелые дороги, заснеженные участки трассы, а также накатанный снег. Именно поэтому в холодный сезон лучше и безопаснее «обуваться» в зимнюю резину, созданную с учетом всех факторов риска.

И здесь снова необходимо обратить внимание на рисунок протектора резины, который намного грубее, чем у летних автошин, а также содержит многочисленные углубления и специальную маркировку (M+S).

Правильный уход и эксплуатация

Знания о правильном уходе и эксплуатации шин помогут увеличить их рабочий ресурс, а автовладельцу – сэкономить приличную сумму денег.

Правильно выбрав резину для своего авто (с учетом данных автопроизводителя), автолюбитель уже может рассчитывать на ее долговременную службу. Ведь если покрышка соответствует рекомендуемым для конкретной модели характеристикам, то она может:

· оптимально долго выдерживать вес этого авто,

· обеспечивать ему оптимальный разгон,

· поддерживать нужный уровень скорости,

· осуществлять эффективное торможение.

Не стоит забывать также и о таком важном пункте, как давление в шинах. Их постоянная эксплуатация при сниженном давлении приведет к печальным последствиям. Причем чаще всего возникает неисправимый ущерб: резина лопается.

Именно поэтому автовладельцам рекомендуют регулярно проверять уровень давления и в рабочих шинах, и в запаске. Проверку советуют проводить на «холодной» шине, не забывая при этом контролировать герметичность посадки колпачка вентиля.

Необходим и регулярный осмотр покрышек, а именно:

1. проверка протектора на наличие на нем трещин и проколов,

2. осмотр боковин на предмет наличия деформаций и повреждений.

Если обнаружился существенный износ, стоит обратиться в автомастерскую, где проведут диагностику автошин, установят причину их повреждений, проведут монтаж-демонтаж автопокрышек.

Зависит долговечность резины и от манеры езды автолюбителя. Если водить без резкого ускорения движения, избегать частого резкого торможения, это может воспрепятствовать быстрому износу покрышек, уберечь их от перегрева и лишних нагрузок.

Многое зависит и от внешних факторов, от климатических, а также погодных условий. Например, температура воздуха влияет на износостойкость шин, а удары о бордюр, разнообразные препятствия, проходимые на высокой скорости, становятся причиной необратимых повреждений.

Читайте также:  Воздушный фильтр автомобиля схема
Оцените статью