- Что показывает компьютерная диагностика автомобиля
- Компьютерное тестирование: что это такое и для чего оно нужно
- Неисправности и их причины
- Установление реальных потенциалов
- Процесс электронного тестирования
- Подвеска
- Силовой агрегат
- Коробка-автомат
- Используемое оборудование
- Плюсы электронной диагностики
- Оперативно и точно
- Профилактика вероятных сбоев
- Подбор электронного тестирования
- Когда необходимо электронное тестирование
- Машина имеет один или несколько признаков неисправности
- Предполагается длительное путешествие
- Покупая подержанную машину
- Профилактическая мера
- Компьютерная диагностика автомобиля. Для чего?
- Какие данные можно получить посредством диагностики
- Диагностика состояния двигателя своими силами и в сервисном центре
- Для чего и когда нужна диагностика
- Как и где провести компьютерную диагностику
- Признаки того, что нужна диагностика
- Сколько длится диагностика?
Что показывает компьютерная диагностика автомобиля
В современном автомобиле имеется огромное количество всевозможной электроники, обеспечивающей бесперебойную и правильную работу всех устройств. Своевременное определение сбоев и неполадок – гарантия безопасной, эффективной и долговечной эксплуатации транспортного средства. И для определения неисправностей на ранних этапах делается компьютерная диагностика автомобиля, которая позволяет наиболее достоверно определить любую неисправность при минимальных затратах времени. Сегодня мы поговорим о компьютерной диагностике.
Компьютерное тестирование: что это такое и для чего оно нужно
Электронная диагностика автомобиля выполняется с целью получения ответов на главные вопросы о:
- техническом состоянии транспортного средства на данный момент;
- способах, которые позволят сделать его работу более эффективной;
- действиях, которые необходимо предпринять для исправления и существующих проблем и достижения идеального состояния.
Компьютерная диагностика
Считывая коды имеющихся ошибок специальным сканером, стендом и ридером, подготовленный специалист следит, о чем говорит система диагностики и анализирует поступающую информацию. Исходя из полученных данных, автовладелец принимает решение об исправлении уже существующих и предупреждении возможных неисправностей.
А значит, электронная диагностика предполагает два основных предназначения, и каждое из них важно при использовании авто.
Неисправности и их причины
Совсем недавно мероприятия по определению неисправностей в машине и установлению их причин были трудными и занимали много времени. Помимо этого, они не давали стопроцентной гарантии — тестирование могло не получиться сразу, а в его правильности были некоторые сомнения. Сегодня применение компьютерной техники в автодиагностике позволяет оптимизировать данный процесс, делая его значительно легче, точнее и максимально оперативно.
Практически, электронная диагностика — это тестирование систем машины, причем каждой из них в отдельности. Список тестируемых узлов/агрегатов включает двигатель, подвеску, трансмиссию, бортовую электронику и прочие элементы транспортного средства.
По окончанию тестирования на экране диагностического оборудования высвечиваются все данные о сбоях и поломках в машине, а также приведших к этому причинах. Расшифровав полученные данные, специалист передает их автовладельцу. Это помогает оценить, в каком техническом состоянии находится транспортное средство и принять решение об устранении неполадок, которые препятствуют эффективности и надежности в работе.
Установление реальных потенциалов
Многие автомобили, особенно это касается бюджетных машин, имеют изначально неправильные настройки, установленные на заводе. Так установленное ПО «препятствует» раскрытию всех возможностей «железного коня», а нередко и существенно осложняет эксплуатацию. Фактически все подобные проблемы оперативно исправляются. И электронная проверка становится первым шагом к устранению «заводских» неполадок. Кроме того, в новейшем диагностическом оборудовании предусмотрена возможность перепрограммировать параметры – провести чип-тюнинг.
Чип-тюнинг автомобиля
К примеру, перенастраивается центральный электронный блок для оптимизации под определенную комплектацию. Такая перенастройка может состоять из «исправления» холостого хода либо регулировки системы питания. А добавив один или несколько плагинов, можно перепрограммировать электронику в соответствии с интерфейсами новых представителей определенного семейства автомобилей, возможно и тех, чьё поступление в продажу только предполагается. В системе автоматом идентифицируются отличия и не требуется ручной корректировки всех характеристик.
Процесс электронного тестирования
К бортовой электронной системе через специальные диагностические разъёмы подключается достаточно сложное оборудование — сканер, имеющий серьёзное ПО. Прибор читает передаваемые машиной коды. Данные, которые получает сканер, расшифровывает специалист, используя предназначенные для этого программы. Основываясь на полученной информации, специалист делает вывод об имеющихся неисправностях.
А само электронное тестирование подразделяют на несколько действий. Расскажем о некоторых симптомах, при появлении которых имеет смысл провести компьютерный анализ определенного элемента.
Подвеска
Тестирование подвески необходимо в том случае, если автовладельцем обнаружен один из нижеперечисленных признаков:
- неравномерный износ покрышек;
- появление посторонних звуков (стук/гул) при входе в резкий поворот или в процессе движения с постоянной скоростью (по неровным дорогам);
- отмечается «снесение» одной из осей при входе в поворот;
- происходит досрочное срабатывание АБС;
- у руля отмечается возрастание свободного хода.
Силовой агрегат
Диагностика двигателя целесообразна, если автомобилистом замечено следующее:
- увеличилось время разогрева двигателя;
- увеличился расход горючего;
- работа двигателя стала неустойчивой либо он стал «неохотно» запускается;
- силовым агрегатом потеряна мощность;
- отмечается белый/чёрный дым на выхлопе;
- появление сторонних шумов при работе двигателя;
- холостые обороты поменялись в сторону понижения/повышения.
В процессе проведения тестирования проверке подвергается система впрыска, электроснабжения, замеряется компрессия.
Коробка-автомат
Электронный анализ АКПП стоит провести, когда:
- отказ от включения одной из передач;
- появились ощутимые рывки;
- переключая передачи, вы слышите шумы или оно происходит с пробуксовкой;
- увеличился расход топлива;
- отмечается протечка масла.
При диагностике читаются коды ошибок в блоке управления коробкой, оцениваются данные с датчиков, уровень температуры рабочей жидкости, расположение дроссельного затвора и селектора.
Используемое оборудование
Электронные системы тестирования машин классифицируются на две группы:
В первую группу входят независимые сканеры – это приборы размером с рацию, имеющие дисплей и выход для прямого подсоединения к машине для считывания информации. Кроме того, к этой группе принадлежат адаптеры, работающие только в паре с компьютером, он, в свою очередь, связан с ЭБУ либо через кабель с датчиками автомобиля.
Электронное оборудование из второй группы разделяется следующим образом:
- Дилерские приборы – устройства от автопроизводителей, которые имеют полную совместимость с автомобилем и возможность перепрограммировать ЭБУ.
- Марочное оборудование – диагностические средства, которые выпущены сторонними компаниями для конкретных марок или моделей.
- Мульти марочные устройства – оборудование, которое совместимо с любыми машинами или с ТС определенного региона (Южная Азия, Америка).
Заметим, что при более низкой стоимости и не такими широкими функциональными возможностями (в сравнении с дилерским оборудованием) любое компьютерное оборудование выдает полную картинку о сбоях и поломках.
Сканер для диагностики
Плюсы электронной диагностики
Компьютерный анализ состояния автомобиля необходим для большей части машин по объективным причинам. Помимо всего, электронная диагностика отличается рядом значительных преимуществ по сравнению с тестированием обыкновенным.
Оперативно и точно
Полное электронное сканирование всех устройств в машине займет около получаса. Тестирование одного из узлов/агрегатов комп производит в течение нескольких минут, выдавая полный анализ сбоев и неисправностей. В итоге, автовладелец видит подробную картину об имеющихся проблемах. Информация подлежит расшифровке — это выполняется опытным мастером. В соответствии с полученными данными составляется план ремонта.
В процессе электронного тестирования можно изменить настройки бортовой электроники. При помощи диагностического оборудования настраивается холостой ход, регулируются показатели в топливной системе, автомобиль оптимизируется под конкретную комплектацию, заменяется ПО и прочее.
Необходима электронная диагностика и при приобретении б/у транспорта. Она позволит в деталях увидеть его техническое стояние и выявить неисправности, умалчиваемые продавцом.
Профилактика вероятных сбоев
Тестирование позволяет выявить не только существующие поломки, но и узнать о неисправностях, которые могут появиться в ближайшем будущем. Так, внимательно оценив, что показывает диагностическое оборудование, автовладелец сможет избежать больших затрат на капремонте, заблаговременно починив определенную систему. Но главное — это позволяет свести к минимуму риски непредвиденных аварийных моментов в дороге.
Проведение диагностики
Подбор электронного тестирования
Кроме общего компьютерного анализа можно выбрать диагностику отдельных элементов:
- силовой агрегат;
- трансмиссия;
- подвеска;
- бортовая электроника;
- вспомогательные ходовые элементы и пр.
А следовательно, нет необходимости оплачивать полную диагностику, если имеются жалобы на работу одного узла.
Когда необходимо электронное тестирование
Компьютерная диагностика – процедура не обязательная, но в определенных моментах она является лучшим и единственным способом решить все проблемы, имеющиеся в машине. Хотя существуют обстоятельства, когда автовладельцу целесообразно обратиться за данной услугой.
Машина имеет один или несколько признаков неисправности
Если на приборной доске автомобиля загорелась лампочка, сигнализирующая о той или иной неисправности, либо заметно ухудшились рабочие характеристики самого автомобиля, специалисты советуют сделать электронную диагностику элемента, на сбой которого указывает система (предполагает водитель). Вовремя проведенное тестирование позволит застраховаться от дальнейшего развития имеющихся неисправностей, предотвратив их проявление в поездках. Помимо этого, ликвидация сбоев на ранних этапах будет стоить гораздо дешевле.
Предполагается длительное путешествие
Собираясь в длительную поездку (особенно в малознакомое место), целесообразно съездить на профилактическую диагностику. По результатам тестирования можно выяснить, какие детали лучше поменять перед путешествием, а еще установить вероятные неисправности, которые еще не проявили себя, чтобы купировать их дальнейшее развитие. Так автомобилист сможет сэкономить время на поисках сервиса в незнакомом месте, которого, к слову, может вообще не попасться на пути.
Покупая подержанную машину
Выбрав подержанный автомобиль, лучше не полениться и не пожалеть денег на компьютерную диагностику. Продавцы старых машин, зачастую не спешат сообщать обо всех имеющихся неисправностях (особенно, если их нельзя определить визуально). Так гарантированно получится защититься от покупки плохой машины. Специалист при помощи специального оборудования произведет анализ и проверит все элементы автомобиля, предупредив об имеющихся неполадках. Тестирование позволяет с высочайшей точностью установить, попадал ли автомобиль в ДТП, имеются ли неисправности и предрасположенность к их возникновению.
Электронное тестирование автомобиля
Профилактическая мера
Компьютерное тестирование — опциональное мероприятие. Но, специалистами рекомендуется систематически проходить его даже несмотря на то, что автомобиль находится в идеальном состоянии. В процессе тестирования, обычно, выявляются слабые места, которые не показывают себя, но создают риски аварийных ситуаций. Приезжая на диагностику 1 раз в 6 месяцев, автомобилист существенно повышает уровень надежности ТС.
Сравнивая электронный анализ автомобиля с обыкновенным, можно заявить, что 1-й вариант рассматривается как верх диагностической технологии, потому, что очень оперативно и достоверно помогает выявить действительно все неполадки с минимальными временными затратами.
Компьютерная диагностика автомобиля. Для чего?
Практически каждый автолюбитель сталкивался с ситуацией, когда на приборной панели загорался «CHECK ENGINE». Появившееся предупреждение свидетельствует о том, что в работе двигателя и его систем появилась неисправность. Самостоятельно, без специального оборудования, разобраться с причиной загорания индикатора «CHECK ENGINE» невозможно. Для этого потребуется провести соответствующую компьютерную диагностику двигателя машины.
Какие данные можно получить посредством диагностики
Все современные автомобили оснащаются единой электронной системой контроля и управления работой двигателя (ЭСУД). Рабочие параметры этой системы контролируются электронным блоком управления автомобиля (ЭБУ).
Контроль и анализ параметров ЭСУД позволяет специалистам быстро и точно определять неисправности в системах мотора автомобиля. Диагностика выполняется посредством специальных компьютеризированных сканеров, которые позволяют получать разные данные о работе двигателя. Результаты сканирования сравниваются с параметрами, рекомендуемыми заводом-производителем. В случае отклонения от номинальных значений можно делать выводы о поломке в том или ином узле, неправильной работе какой-либо из систем машины. Часто случается так, что поломка в одной системе приводит к некорректной работе другой, поэтому компьютерная диагностика – это сложный процесс, требующий определенных навыков и умений.
Используя специальный сканер, механик может получить информацию о работе:
- электронного блока управления;
- топливной системы;
- системы охлаждения;
- системы зажигания;
- газораспределительного механизма;
- системы рециркуляции выхлопных газов.
Процесс сканирования выполняется в несколько этапов, по завершению каждого из которых формируется отчет об ошибках. Их расшифровка позволяет получить информацию о том, какой узел или система работают некорректно и требуют ремонта, замены или настройки.
Наличие на автомобиле ЭСУД и ЭБУ позволяет непрерывно контролировать работу всех систем, записывая в память электронного блока выявляемые ошибки. Данные о неисправностях хранятся в энергонезависимой памяти ЭБУ в виде специальных кодов, которые впоследствии считываются сканером. Чтобы предупредить водителя о возможной поломке на приборном щитке есть «CHECK ENGINE». При его срабатывании следует как можно раньше провести компьютерную диагностику и устранить причины появляющегося предупреждения. Своевременно выполненная диагностика автомобиля позволит предупредить более серьезную его поломку и избежать дорогостоящего ремонта.
Диагностика состояния двигателя своими силами и в сервисном центре
Определить техническое состояние мотора автомобиля можно несколькими способами. Они отличаются между собой точностью, требуемыми ресурсами и финансовыми затратами.
Самым простым способом является визуальный осмотр мотора на предмет выявления видимых повреждений его корпуса, патрубков и деталей, работающих вместе с ним в паре. Таким методом можно выявить утечку масла, охлаждающей жидкости, неправильный отвод отработанных газов, нестабильную работу мотора. Этот способ не требует финансовых затрат, но он малоточен. Только опытный водитель может на слух и при визуальном осмотре определить неполадки в моторе.
Еще один, малозатратный в финансовом плане, способ диагностики двигателя подразумевает использование специальных приборов и устройств, посредством которых можно определить рабочие характеристики мотора. Точность получаемых данных зависит от опыта и квалификации мастера. Несмотря на то, что стоимость такой диагностики невысокая, на нее уходит достаточно много времени.
Третий способ проверки работоспособности двигателя заключается в использовании специальных сканеров, подключаемых к соответствующему разъему автомобиля. С его помощью считываются коды ошибок, указывающие на неполадки в системах мотора. Коды представляют собой набор специальных символов, которые выводятся на экран диагностического оборудования. Их расшифровка позволяет получить информацию, по которой, с высокой точностью, можно определить характер и место поломки.
Для чего и когда нужна диагностика
Основной задачей компьютерной диагностики является поиск причин и мест неисправностей, а также оптимальных решений по их быстрому устранению. Диагностические процедуры направлены на то, чтобы в максимально быстрые сроки вернуть прежнюю работоспособность автомобилю.
Компьютерная диагностика обязательно проводится для:
- выяснения причин, по которым произошло загорание, на приборной панели, индикатора «CHECK ENGINE»;
- оценки технического состояния мотора автомобиля с пробегом, перед его покупкой;
- определения рабочих параметров двигателя, его состояния, потребности проведения ремонтных или профилактических работ.
Чтобы правильно выполнить компьютерную диагностику механик должен знать следующее:
- принципы работы сканера и используемого с ним специализированного софта;
- где расположен диагностический разъем автомобиля определенной марки;
- как расшифровать коды ошибок, выдаваемых сканером;
- работать с информационными базами и быстро искать нужную информацию в сети интернет.
Как и где провести компьютерную диагностику
Диагностику работы мотора можно выполнить несколькими способами:
- обратиться в специализированный автоцентр, который оснащен соответствующими сканерами и программным обеспечением для работы с определенной маркой машины;
- заказать выездную диагностику своего автомобиля;
- выполнить диагностику самостоятельно, используя приобретенный или арендованный сканер.
Первый способ предусматривает посещение автосервиса, в котором опытные механики выполнят все требуемые процедуры. Преимуществом этого варианта является то, что в сервисе есть все необходимое диагностическое оборудование для максимально полной проверки систем автомобиля. При выявлении неисправностей и незагруженности механиков ремонт может быть выполнен сразу после завершения диагностических процедур.
Выездная диагностика может потребоваться в тех случаях, если автомобиль не может собственным ходом добраться до автосервиса. Этот способ самый затратный, поскольку предусматривает оплату не только самих диагностических процедур, а и выезд мастера к месту расположения машины. Выбирая этот способ, есть риск того, что мобильное оборудование не позволит полностью проверить автомобиль и его, все-таки, придется транспортировать в автосервис. Поэтому, лучше изначально заказать эвакуатор и доставить автомобиль в ремонтную мастерскую. Поскольку машина не может самостоятельно двигаться, даже после полноценной выездной диагностики, ее все равно придется транспортировать для последующего ремонта – лучше это сделать изначально.
Чтобы самостоятельно провести диагностику мотора машины потребуется специальный сканер, ноутбук, планшет или смартфон с операционной системой Windows или Андроид/IOS. Адаптер можно приобрести или арендовать на время – стоимость этого оборудования достаточно высокая. Для тех, кто хочет самостоятельно проверять свою машину лучше купить диагностический разъем OBD2 и установить соответствующее программное обеспечение на свой планшет или смартфон.
Преимуществом этого способа является то, что выполнять диагностику можно в любое время. Имея свой сканер, можно выявить причины так называемых «плавающих ошибок», которые появляются периодически. Недостатком самостоятельной диагностики является ограничение функциональности используемых программ и имеющегося в распоряжении диагностического оборудования, а также небольшой опыт того, кто впервые взялся за компьютерную диагностику сложных систем автомобильного мотора.
Признаки того, что нужна диагностика
Компьютерная диагностика автомобиля не входит в перечень обязательных регламентных процедур. Ее выполняют в тех случаях, когда:
- на приборном щитке загорелся индикатор «CHECK ENGINE»;
- произошли заметные изменения в работе мотора;
- планируется путешествие на длинные дистанции (диагностика делается в профилактических целях);
- при покупке подержанной машины;
- в качестве профилактических мер при систематических проверках технического состояния автомобиля.
Сколько длится диагностика?
Используемый диагностический сканер выполняет глубокую проверку всех систем двигателя и спряженных с ним узлов. Эта проверка включает:
- анализ качества топливно-воздушной смеси, подаваемой в цилиндры мотора;
- проверку все узлов топливной системы;
- замер рабочих параметров двигателя;
- проверку работоспособности системы смазки;
- диагностику газораспределительного механизма, прочее.
Даже при несложных неисправностях процесс диагностирования мотора займет около 30-ти минут. После того, как все ошибки будут считаны, механику придется удостовериться, что вся полученная информация достоверна, а не является причиной некорректной работы электронных датчиков автомобиля. Чтобы исключить возможные неточности пользуются не одним единственным сканером, а специальным мотор-тестером. Это многоканальный осциллограф, который выполняет замер и анализ сигналов, получаемых от бортового компьютера и электронных датчиков разных систем. Расшифровка этих сигналов позволит получить максимально полную картину происходящего с двигателем и его спряженными системами.
В среднем выполнение полного цикла диагностических процедур, даже самыми опытными мастерами, занимает не менее двух часов.