Дизельный двигатель стук при запуске

Стук в дизельном двигателе

Появление посторонних звуков в процессе работы дизельного двигателя является признаком неисправностей. Дизель может стучать по разным причинам, начиная от вышедших из строя подшипников привода навесного оборудования до проявления детонационных взрывов топлива в цилиндрах. Перед началом ремонта дизельного двигателя можно попытаться самостоятельно диагностировать причину стуков и шумов для более точного определения поломки.

В дизеле застучали шатуны или коленвал

Стук шатунов является признаком серьезной поломки, которая означает необходимость капитального ремонта дизельного мотора. Такой «шатунный стук» дизеля отличается от аналогичной неисправности бензинового мотора.

Поршни в дизельных агрегатах во время совершения возвратно-поступательного движения почти вплотную приближаются к ГБЦ. Появление стука означает, что произошло увеличение зазора в шатунной шейке коленчатого вала, в результате чего верх поршня слегка «утыкается» в головку блока цилиндров. Второй причиной стука может быть раскрутившаяся гайка шатуна. По своей природе звук напоминает глухие металлические удары, которые также возникают при неправильно выставленном ремне ГРМ, который проскочил на один «зуб».

Диагностировать неисправность путем поочередного отключения питания на каждый цилиндр (применяется при диагностике аналогичных неисправностей на бензиновых агрегатах) не получится. Коленвал все равно будет вращаться, а поршень продолжит касаться ГБЦ. Ездить на дизельном моторе, в котором стучит шатун, категорически запрещено. Автомобиль необходимо доставить в сервис на буксире или эвакуаторе для расточки коленвала, замены вкладышей и т.д.

Стуки коленвала дизеля наиболее отчетливо проявляются «на холодную», когда моторное масло еще не успело в полной мере добраться до подшипников по масляным каналам. С прогревом проблема немного маскируется, коленвал может стучать менее интенсивно на определенных оборотах. На холодном моторе звук металлический, ритмичный и приглушенный в режиме холостого хода. С набором оборотов ритмичность возрастает, стук становится более звонким.

К увеличению зазоров и износу приводит эксплуатация мотора на грязном масле или смазке низкого качества, несвоевременная замена моторного масла в дизеле. Стучать коленчатый вал может после попадания в масло излишнего количества топлива в результате повреждений БЦ или ГБЦ, а также рабочей жидкости из системы охлаждения двигателя.

Также распространенной причиной стука дизеля является засорение масляного фильтра, так как частицы металла и мусор вместе с маслом попадают в подшипники колневала. Исправный фильтрующий элемент хорошо очищает масло, но при снижении пропускной способности открывается клапан и грязное масло свободно идет в двигатель без фильтрации.

Стук коленвала дизельного двигателя может появиться в результате падения давления масла и нехватки смазки, которая подается к подшипникам. К такой неисправности может привести неправильная работа маслонасоса системы смазки двигателя, забитый масляный фильтр, который конструктивно не имеет клапана для прямой подачи масла в обход фильтрующего элемента.

Изредка бывает забит масляный канал. Застучать коленчатый вал может даже после непродолжительной езды с критически низким уровнем масла в картере двигателя. В таких случаях стук коленвала сопровождается загоранием сигнальной аварийной лампы давления масла на панели приборов (при условии исправности датчика давления масла и указателя на приборной панели)

Наличие царапин или шершавой поверхности в области шейки вала после проведения ремонтных работ также может являться причиной стуков дизеля после сборки. Если шейки вала или постели вкладышей стали овальными сверх нормы, тогда колневал будет стучать.

Читайте также:  Как установит замену всех машин gta

Перед установкой нового вала (или после восстановления старого) необходимо в обязательном порядке обмерять каждую шейку микрометром. Это делается для того, чтобы проверить нахождение показателя овальности в допустимых пределах до максимум 0,005 мм.

Стуки распределительного вала дизельного мотора

Распредвал дизеля имеет приглушенный стук, который различается на начальной стадии в момент запуска холодного мотора. Стук распредвала по ритмичности ровно в два раза меньше по частоте сравнительно с аналогичной частотой стуков коленчатого вала. В тот момент, когда моторное масло дойдет до подшипников, стук исчезает. Обычно это занимает около 3 секунд.

Причиной такого стука распредвала являются его изношенные подшипники. Причины износа по своей природе аналогичны факторам, которые приводят к стуку коленчатого вала дизельного двигателя: нехватка смазки, грязное моторное масло, недостаточное давление в системе смазки, царапины на распредвале. По мере увеличения износа распредвал будет стучать и на прогретом дизельном моторе.

Дело в том, что стучащий распредвал будет немного перемещаться. Смещение вала вверх и вниз приведет к тому, что в зоне работы гидрокомпенсатора и сопряженных с ним деталей образуется выработка, нарушаются зазоры. Итогом станет то, что гидрокомпенсатор без должного зазора будет приоткрывать клапан.

Результатом станет падение компрессии, возникнут сложности с запуском ДВС, у дизеля пропадет мощность, повысится расхода дизельного топлива. Низкая компрессия понизит температуру в цилиндрах, двигатель будет работать неустойчиво, что вызовет активное нагарообразование и локальные перегревы, а также может привести к прогару поршня и клапанов.

Клапана ГРМ могут стучать в результате увеличенных зазоров. На моторах с гидрокомпенсаторами стук может быть вызван также износом самих компенсаторов или возникать в результате их недостаточного наполнения моторным маслом. Стук звонкий, частота стука аналогична стуку распредвала. Если фазы газораспределения не выставлены, тогда поршень может доставать до клапана.

Детонационные стуки

Ранний топливный впрыск на дизельных двигателях вызывает детонационное сгорание рабочей топливно-воздушной смеси. Детонация приводит к стукам, грубой и жесткой работе дизеля. Под понятием детонации понимается нарушение нормального процесса горения солярки в камере сгорания.

Детонация означает не сгорание топлива, а взрыв. Вся порция топливной смеси сгорает моментально. Давление на поршень, который еще не добрался до верхней мертвой точки, резко возрастает. Также в результате детонации образуется ударная волна, которая отражается от поршня, разрушает сам поршень и кольца.

Взрывы в цилиндрах вызывают характерные детонационные звуки дизельного двигателя. Главными признаками детонации в дизеле выступает металлический (относительно звонкий) стук в цилиндрах, двигатель троит, перегревается ГБЦ, снижается мощность. Еще одной причиной детонации дизеля может быть неисправность дизельных форсунок, ТНВД (топливный насос высокого давления). Излишнее обеднение смеси приводит к подобным взрывам в камере сгорания.

Суммируем возможные причины

Как видно, в дизеле могут стучать клапаны газораспределительного механизма или шкивы на коленчатом валу. Если дизель стучит после ремонта, в результате которого менялась прокладка ГБЦ, тогда может появиться звук, похожий на стук клапанов. Дело в том, что после обтяжки головки отверстие под поршень в прокладке может стать меньше в диаметре. Стук возникает от того, что поршень доходит до ВМТ и касается выступающей части прокладки своей головкой. Результатом может стать то, что прокладка головки блока цилиндров дизельного двигателя окажется пробита.

Читайте также:  Двигатель форд мондео 2 литра схема

На дизельных моторах отчетливо слышны стуки ТНВД. Для дизельных агрегатов эти стуки различимы в режиме холостого хода, характерным является стук плунжерных пар ТНВД. Диагностику насоса необходимо осуществлять силами специалистов, которые проверяют устройство на специальном стенде.

Еще одной причиной стука дизельного двигателя может выступать слабое натяжение зубчатого приводного ремня или цепи ГРМ. Неисправность чаще проявляется с ростом оборотов, когда возникают вибрации. Ременной привод может касаться защитного кожуха, создавая громкий звук. Вибрации цепи приводят к повышенному шуму в процессе работы мотора.

Стук может проявиться тогда, когда поршень достает до клапанов в результате нарушенных фаз газораспределения. Поршень также может вызывать характерные металлические стуки и в результате касания головки блока цилиндров. Это может происходить после установки прокладки несоответствующей толщины, которая еще дополнительно продавливается после обтяжки.

Почему холодный двигатель может стучать: различные неисправности. Анализ характера стука в силовом агрегате: звонкий, металлический, приглушенный и т.д.

Что означает «двигатель сапунит». Проблемы с цилиндропоршневой группой и ГРМ, повышенный расход масла. Нарушения в работе системы вентиляции картера ДВС.

По каким причинам возникает стук поршневых пальцев во время разгона автомобиля и работы под нагрузкой: качество топлива, зажигание, состав смеси и другие.

Что следует понимать под определением «стуканул двигатель». Почему мотор начинает стучать. В каких случаях стук в двигателе указывает на поломку ДВС.

Наиболее распространенные причины стука двигателя: поршневой, шатунный, стук коленвала. Что делать, если двигатель неожиданно начал стучать в движении.

Что может стучать, свистеть, шелестеть и издавать другие посторонние звуки под капотом после запуска двигателя. Диагностика и определение неисправностей.

Стуки в двигателе как признак неполадок дизельного мотора

Посторонние стуки и шумы в двигателе не должны сопровождать авто на протяжении его жизни. Слабые или сильные, звонкие или глухие – они раздражают слух и свидетельствуют о том, что двигателю Вашего автомобиля грозит неминуемый капитальный ремонт. Это касается любых посторонних звуков, свидетельствующих о неполадках в агрегатах и узлах (поршень-цилиндр, головка блока, привод ГРМ и другое).

Причины стука в двигателе:

  • несоответствующая компрессия;
  • увеличенные зазоры в подшипниках (коренных, шатунных);
  • ранний впрыск;
  • люфт колец поршневых;
  • выход из строя подшипников распределительного вала;
  • неквалифицированный ремонт.

Нормальная компрессия дизельного двигателя должна соответствовать указанной в инструкции к автомобилю. Поскольку для разных моделей авто данный параметр свой. Замерить этот показатель компрессии можно только с помощью специального прибора – компрессора.

Специалисты выделяют несколько причин уменьшения компрессии:

  • производился ремонт двигателя с разборкой цилиндров и поршней. В результате этого с их поверхности была полностью удалена масляная пленка, выполняющая задачу уплотнителя;
  • было множество попыток завести дизельный двигатель, что привело к удалению масла с поверхности цилиндров и поршней;
  • недостаточно оборотов стартера;
  • неправильно отрегулированы клапаны;
  • проблемы в работе гидрокомпенсаторов;
  • прогорание клапанов;
  • направляющие втулки клапанов износились;
  • деформация стержней клапанов;
  • прогорел или разрушился поршень или кольца на поршне;
  • произошел износ колец компрессионных или цилиндров и другие.

Самостоятельно вы сможете только поверхностно справиться с проблемой уменьшения компрессии. Для полного устранения – необходимо обращаться к специалистам.

Проявляется металлический стук в результате детонационного сгорания топливовоздушной смеси из-за раннего впрыска топлива.

Причины раннего впрыска:

  • ослаблены винты крепления ТНВД;
  • ремень ТНВД переставлен на насколько или даже один зубец так, что ротор ТНВД повернут по часовой стрелке вперед;
  • разряженное давление во впускном штуцере ТНВД. К этому может привести: топливный засоренный фильтр, засоренная сеточка топливного насоса, либо в бак была залита неподходящее для зимних морозов дизельное топливо;
  • засорился выходной штуцер ТНВД.
Читайте также:  Схема подключения двигателя 380 через пускатель с кнопками

Увеличенные зазоры в подшипниках (коренные, шатунные)

Из-за износа шатунных или поршневых вкладышей возникают большие зазоры, что приводит к стуку коленчатого вала. Отчетливо данные стуки слышны во время запуска холодного двигателя. Стук глухой на холостом ходу коленчатого вала, а по мере увеличения оборотов двигателя, становится более частым и звонким. Для высокооборотных авто данная неисправность неприемлема и требует срочного ремонта.

Выделяют еще несколько причин увеличения зазоров в подшипниках (коренные, шатунные):

  • попадание с маслом абразивных, механических примесей из-за несвоевременной замены масляного фильтра или его дефектов. В таком случае фильтр забивается, что приводит к резкому уменьшению пропускной способности. В результате этого открывается обводной канал, по которому неочищенное масло, минуя фильтр, попадает в систему;
  • сомнительное качество масла;
  • наличие тосола либо воды в масле. Это происходит по причине неисправностей в двигателе;
  • двигатель работает без масла. Причины: поломка систем двигателя, потеря масло при повреждении во время движения;
  • царапины и задиры на шейках вала. Причины: неквалифицированный ремонт, некачественные детали;
  • недостаточность смазки на подшипниках. Причины: неисправность насоса масляного, засоренность масляного фильтра (нет обводного клапана) или масляного канала.

Люфт колец поршневых

Поршневые кольца используются для уплотнения между цилиндром и поршнем, служат для равномерного распределения по зеркалу цилиндра масла и для отвода от поршня тепла. Появление люфта осевого в канавке, вызывает износ канавки и потерю компрессии.

Кольца должны плотно прилегать к зеркалу цилиндра – это можно определить визуально. При износе или неправильной установке поршневых колец, увеличиваются зазоры, которые приводят к стуку.

Данный стук говорит о том, что продукты сгорания через зазоры поршневых колец попадают из пространства цилиндра в картер двигателя и разрушают смазочную пленку на своем пути. Со временем это приводит к необходимости ремонта дизельных двигателей, поскольку все больше и больше газов проникает в картер двигателя, создавая там повышенное давление, которое приводит к течи масла.

Выход из строя подшипников распределительного вала

Стуки, издаваемые распределительным валом при запуске двигателя, глухие и затихают через пару секунд после поступления на подшипники масла.

Причины, по которым выходят из строя подшипники распределительного вала:

  • наличие воды либо механических примесей в масле;
  • некачественное масло;
  • недостаточно масла для работы подшипников;
  • двигатель работает без масла;
  • царапины и задиры, недостаточная овальность или шероховатость шеек вала.

В результате слишком близкого расположения головки к поршню появляется стук. Происходит это из-за установки тонкой прокладки под головку, либо если ее сильно затянули. Диагностировать данную неисправность довольно трудно и чаще всего возможно, только если разобрать двигатель и внимательно его осмотреть: в местах соприкасания будет отсутствовать нагар.

Если Вы услышали стук или нехарактерный шум, скрежет, то срочно обратитесь к специалистам! Возможно, это поможет Вам сэкономить приличную денежную сумму на ремонте двигателя.

По всем вопросам и для записи на ремонт обращайтесь по телефону: +7 (985) 905-83-18

Адрес грузового сервиса: г. Подольск, проспект Юных Ленинцев, 59а

Электронная почта: mail@sas1.ru

Оцените статью