- Комплект рулевого и дистанционного управления для российских (Нептун-23, Нептун-25, Вихрь-25, Вихрь-30/32) лодочных моторов.
- Мировые моторы
- Управление дистанционное реверсом и дроссельной заслонкой Вихрь Нептун
- Три плюса Компании «Мировые моторы»:
- Дистанционное управление вихрь 30
- «Вихрь»
- ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
- Вычисление шага винта
- Маховики
- УСТРОЙСТВО ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ
- Подвесной лодочный мотор Вихрь 30 Э
- Подвесной лодочный мотор Вихрь 30
- Виды дистанционного управления лодочным мотором
- Устройство газореверсных машинок
- Устройство дистанционного управления лодкой
- Установка дистанционного управления лодочным мотором
- Трос для дистанционного управления лодочным мотором
- Дистанционное управление лодочным мотором
- Разновидности ДУ
- Устройство газо-реверсных машинок
- Устройство управления курсом лодки
- Газ-реверс “Вихрь-30″
- Похожие:
Комплект рулевого и дистанционного управления для российских (Нептун-23, Нептун-25, Вихрь-25, Вихрь-30/32) лодочных моторов.
Системы дистанционного (ДУ) и рулевого (РУ) управления отечественными и зарубежными лодочными моторами отличаются принципиально. На отечественных моторах Нептун и Вихрь поворот мотора влево, вправо осуществляется с помощью двух тросов, так или иначе проложенных по обеим бортам лодки и закрепленных с одной стороны на рулевой колонке, с другой стороны укрепленных на моторе (как правило с помощью отверстия на ручке для транспортировки мотора). Управление газом и реверсом также осуществляется по такому же принципу, с помощью двух тросов (вперед, назад:1А, 2А, 1Б, 2Б См. Рис.1). Таким образом, для управления отечественными лодочными моторами необходима система тросов, состоящая из 6 (4+2) тросов и установочного комплекта кронштейнов и тяг. Как правило, система рулевого и дистанционного управления комплектуется производителями отечественных лодок и катеров (Прогресс, Казанка, Днепр, Крым, Обь и т.д.). Сами же лодочные моторы производятся уже полностью приспособленными к подобной системе дистанционного и рулевого управления. Наиболее удачным вариантом по мнению водомоторников является система дистанционного и рулевого управления, устанавливаемая на лодках Прогресс и выпускаемая ВАСО (г. Воронеж). В определенной степени комплект РУ и ДУ для отечественных лодочных моторов представляет собой конструктор «сделай сам» и в этом качестве его можно использовать и на других лодках, оборудованных постом управления. Немаловажным является вопрос наличия электрозапуска на лодочном моторе. Установка электростартера на лодочный мотор производится в заводских условиях, главным образом, из-за необходимости маховика с зубчатым венцом, который должен быть правильно отбалансирован на специальном оборудовании. Сам же электростартер СТ-369 должен быть несколько доработан, в частности для использования на лодочных моторах Нептун-23, Нептун-25 необходимо доработать колокол электростартера.
Рис. 1. Монтаж дистанционного управления на лодочных моторах Нептун-23, Нептун-25, Вихрь-25, Вихрь-30.
- упор;
- хомут;
- шайба, шплинт;
- качалка;
- фиксатор;
- ось;
- ось газа Вихрь, Нептун;
- ползунок;
- ось газа Вихрь, Нептун;
- качалка;
- винт;
- упор;
- наконечник;
- контргайка;
- рукоятка реверса;
- кронштейн реверса;
- упор;
- трос реверса (1А);
- трос газа (1Б);
- трос реверса (2А);
- трос газа (2Б);
- ручка реверса лодочного мотора Вихрь, Нептун;
- защелка.
Комплект поставки дистанционного и рулевого управления:
- Трос – 4 шт.
- Кронштейн реверса – 1 шт.
- Фиксатор – 1 шт.
- Переходник – 1 шт.
- Кронштейн – 1 шт.
- Кронштейн газа – 1 шт.
- Качалка – 1 шт.
- Рукоятка – 1 шт.
- Пластина – 1 шт.
- Кронштейн – 1 шт.
- Прокладка – 1 шт.
- Крышка пульта – 2 шт.
- Сектор – 2 шт.
- Пистон – 1 шт.
- Упор – 2 шт.
- Шайба пружинная диам. 8 – 2 шт.
- Винт М5х50 – 4 шт.
- Винт М8х18 – 1 шт.
- Болт М5х26 – 2 шт.
- Болт М8х44 – 1 шт.
- Гайка М5 – 8 шт.
- Гайка М6 – 1 шт.
- Гайка М8 – 1 шт.
- Шайба 1,5-5-10 – 2 шт.
- Шайба пружинная диам. 5 – 10 шт.
Рулевая колонка;
Два троса рулевой колонки;
Установочный комплект рулевого управления (крепеж).
Мировые моторы
В вашей корзине нет товаров
Управление дистанционное реверсом и дроссельной заслонкой Вихрь Нептун
Управление дистанционное реверсом и дроссельной заслонкой Вихрь Нептун (лодочный мотор)
Три плюса Компании «Мировые моторы»:
Благодаря многолетнему и успешному сотрудничеству с заводами-производителями, мы имеем возможность предоставить Вам самые выгодные и низкие цены на запчасти
В нашем прайс-листе — более 6 тысяч позиций. Мы предлагаем нашим клиентам всё, начиная от специфических болтов и мелких крепежных элементов, и заканчивая агрегатами в сборе и крупными деталями кузова
Наша организация создала оптимальную и стабильную систему доставки запчастей в любой регион страны. Своевременная доставка осуществляется как железнодорожным, так и автотранспортом через транспортные компании.
Дистанционное управление вихрь 30
Конечно лодочные моторы «Вихнь» российского производства не сравнить с дорогими моделями, брендами. Для тех, кто любит сам разбираться в технике, самостоятельно ремонтировать моторы, для тех кто читает инструкции и умеет в них ориентироваться — этот мотор идеально подойдет. Как показывает практика, моторы «Вихрь» вполне надежны, при условии соблюдения всех правил эксплуатации.
«Вихрь»
Подвесные лодочные моторы «Вихрь» имеют как модификацию, оснащенную ручным запуском и управлением с помощью румпеля («Вихрь-30Р»), так и модификацию оснащенную электростартером («Вихрь-30Э»), позволяющим использовать их на лодках, оборудованных рулевым управлением. Неприхотливый к топливу, простой в эксплуатации и доступный по цене, «Вихрь» на сегодняшний день является самым мощным из отечественных подвесных лодочных моторов.
Конструкция лодочного мотора «Вихрь» классическая: узлы двигателя расположены в вертикальной плоскости. Двигатели «Вихрь» являются двухцилиндровыми двухтактными, имеющими дефлекторную или петлевую (двух и трехканальную) продувку. Топливная смесь поступает в картер через устройство, имеющее дисковые текстолитовые золотники. Рабочая смесь зажигается от магнето, двигатель охлаждается забортной водой с помощью водопомпы.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Подвесные лодочные моторы моделей «Вихрь» предназначены для установки на судах туристского или хозяйственного назначения весом не менее 130кг для моторов мощностью 25 л.с., а для моторов мощностью 30 л.с. – не менее 150 кг и высотой транца не более 405 мм и могут эксплуатироваться в любых водоемах, имеющих глубину не менее 0,8 м. Благодаря высокой мощности они могут обеспечивать движение на больших скоростях и буксировку водного лыжника. Подводная часть моторов выполнена из коррозийностойких материалов, поэтому моторы могут быть использованы как в пресной, так и в соленой воде с соблюдением рекомендаций, изложенных в данной инструкции.
Запуск моторов «Вихрь-М», «Вихрь-30Р», «Вихрь-25Р электрон», «Вихрь 30Р электрон» — ручной, с самоубирающимся шнуром. Запуск мотора «Вихрь-30» и «Вихрь-30 электрон» производится электростартером.
Реверсивный привод гребного винта обеспечивает передний и задний ход лодки, а также допускает работу моторов вхолостую.
Моторы имеют места подключения дистанционного управления (фиг. 2), деталями которого комплектуются лодки.
Моторы оборудованы системой отбора электроэнергии к источникам сета, устанавливаемым на судне, и устройством для подзарядки аккумулятора в процессе работы двигателя.
В настоящем руководстве дано краткое описание моторов и необходимые указания по их эксплуатации. Исправная работа, экономичность и долговечность во многом зависят от технически правильного пользования моторов, при строгом соблюдении указанных в руководстве правил. Заводом ведется дальнейшая работа по усовершенствованию выпускаемых лодочных моторов, поэтому некоторые конструктивные изменения в руководстве могут быть не отражены. Категорически запрещается производить запуск мотора без погружения в воду.
При заправке бака топливом не забудьте влить в бензин масло в пропорции, указанной в руководстве, и тщательно его размешать. Езда, даже кратковременна, на чистом бензине приведёт к выходу двигателя из строя. На моторе между картером и карбюратором стоит ограничительная шайба. После окончания периода обкатки мотора (5 топливных баков0 необходимо снять ограничительную шайбу.
При запуске и прогреве двигателя не развивайте больших оборотов – это может привести к разрушению подшипников нижних головок шатунов и заклиниванию поршней в цилиндрах.
Перед остановкой мотора обязательно его охладите работой на малых оборотах в течении 2-3 минут.
До истечения гарантийного срока владельцу лодочного мотора категорически запрещается вскрывать картер и редуктор. При нарушении данного условия эти узлы не будут приниматься на гарантийный ремонт.
Вычисление шага винта
Несколько элементарных формул позволят на практике выяснить — какой винт нужен именно Вам:
Пример:
Паспортные обороты двигателя = 5000-5600 об./мин.
Максимальные обороты двигателя = 5600 об./мин.
Показания тахометра = 4800 об./мин.
Разность = 800 об./мин.
Разность шага винта в 1 дюйм (2,54 см) соответствует примерно 200 об./мин. С учетом этого, разделим найденную в нашем примере разность между фактическими показаниями тахометра и максимальными паспортными оборотами двигателя на 200. Получим 4. На этом основании попробуйте использовать винт с шагом на 4 дюйма меньше, чем у данного винта. Теперь все должно быть в порядке.
В действительности, обойтись одним каким-либо винтом нельзя. Если Вы собираетесь использовать свое судно как многоцелевое — для прогулок, рыбной ловли или для буксировки воднолыжников, например, то Вам потребуется, безусловно, больше, чем один винт.
Настоятельно рекомендуется всегда иметь с собой на борту запасной винт с полным комплектом крепежа.
Маховики
На моторах «Вихрь» и первых выпусках моторов «Вихрь-М» устанавливался маховике шестью магнитами, размещенными внутри обода с одинаковым шагом 60°. Для мотора «Вихрь» этот маховик имел номер 2.119-000, для мотора «Вихрь-М» -4.119-000.
С начала 1971 г на маховик не устанавливали два магнита (третий и шестой от шпоночного паза по часовой стрелке, если смотреть изнутри маховика), в результате чего шаг магнитов по ободу стал переменным (120-60-120-60°). Номера маховиков не изменялись. Поэтому, несмотря на внешнюю идентичность маховиков их нельзя переставлять с одного мотора на другой.
Основная причина этого состоит в различии угла опережения зажигания — у «Вихря» — 38°, а у «Вихря-М» — 30° (до ВМТ 7,87 и 5,02 мм соответственно). Такое изменение максимального угла опережения выполнено за счет разворота на 8° кулачка, который расположен на ступице. Поэтому на мотор «Вихрь» можно устанавливать только маховик 2.119-000, а на » Вихрь-М» — 4.119-000. Внешне их можно отличить по расположению кулачка — на маховике 2.119-000 отверстие для крепления кулачка смещено от оси шпоночного паза на 10°, на маховике 4.119-000 — на 18°.
На моторы «Вихрь-М» и «-30», оборудованные контактной системой зажигания МВ-1, и с ручным запуском устанавливаются маховики 3.119-700, с электрозапуском (с зубчатым венцом) -3.119-701. Эти маховики взаимозаменяемы; разница заключается лишь в наличии у последнего зубчатого венца. На «Вихрь-М» и «Вихрь-30», оборудованные бесконтактной ЭСЗ (МБ-2), с ручным запуском устанавливаются маховики 4.121-000, с электрозапуском -4.121 -000-01; для системы зажигания МВ-1 они не пригодны.
УСТРОЙСТВО ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ
Моторы модели «Вихрь» выполнены по одной конструктивной схеме, отличие моторов мощностью 30 л.с. от моторов мощностью 25 л.с. заключается в увеличенном диаметре цилиндров и как следствие этого, блоки цилиндров, блоки головок, глушители, картера в части координат крепления блока цилиндров, поршни имеют соответствущие конструктивные отличия.
Подвесной лодочный мотор Вихрь 30 Э
Подвесной лодочный мотор Вихрь 30Э – это самый популярный среди любителей водного спорта и профессиональных рыболовов отечественный лодочный мотор. Данная модель оснащена электростартером, что позволяет использовать его на лодках, оборудованных рулевым управлением. Также устройство отличается неприхотливостью к топливу, надежностью, продвинутой системой зажигания. Мотор порадует своих владельцев мощностью двигателя в 30 лошадиных сил, объемом цилиндров в 488 куб.см и объемом топливного бака на 22 л. Вихрь 30Э весит 54 кг., имеет два цилиндра и выдает 5000 оборотов в минуту.
Техническая характеристика лодочного мотора Вихрь-30Э:
- Рабочий объем — 488 куб.см;
- Количество цилиндров – 2;
- Мощность двигателя — 30 л.с.;
- Максимальное число оборотов в минуту — 5000;
- Система зажигания — электронная МБ-22
- Смазка — преварительным смешиванием
- Соотношение бензин:масло (М12-ТП) — 40:1;
- Объем топливного бака 22 л;
- Масса — 54 кг;
- Передачи — F-N-R;
- Запуск — ручной и электростартер
Подвесной лодочный мотор Вихрь 30
Этот удобный отечественный лодочный мотор отличается доступной ценой, мощностью и надежностью. Вихрь-30Р оснащен ручным запуском и управлением с помощью румпеля, он неприхотлив к топливу и прост в эксплуатации. Также разработчики снабдили мотор улучшенной системой зажигания, которая обеспечивает надежность питания устройства, улучшили расплыв топлива в карбюраторе и изменили газораспределительный процесс, благодаря чему удалось значительно снизить гидравлическое сопротивление в цилиндрах. Также к достоинствам мотора Вихрь-30Р можно отнести применение вихревого эффекта.
Техническая характеристика лодочного мотора Вихрь-30Р:
- Рабочий объем — 488 куб.см;
- Количество цилиндров – 2;
- Мощность двигателя — 30 л.с.;
- Максимальное число оборотов в минуту — 5000;
- Система зажигания — электронная МБ-22
- Смазка — преварительным смешиванием
- Соотношение бензин:масло (М12-ТП) — 40:1;
- Объем топливного бака 22 л;
- Масса — 49 кг;
- Передачи — F-N-R;
- Запуск — ручной.
Источники:
- http://www.motolodka.ru/motors/domestic/vikhr/vikhr_man
- http://vih.su/page
- http://www.motocontinent.ru/lodochnye-motory-vihr/
- https://water.drom.ru/engines/+/%C2%E8%F5%F0%FC/
Виды дистанционного управления лодочным мотором
Для регулирования оборотов двигателя и направления вращения винта устанавливается газореверсная машинка, его еще называют пультом дистанционного управления. Простейшая машинка имеет два рычага, один из которых отвечает за подачу топливовоздушной смеси через дроссель, а второй за переключения передач на редукторе двигателя.
Устройство газореверсных машинок
На данный момент производители предлагают множество модификаций газореверсных машинок. Различаются они по количеству рычагов, возможности установки на левый или правый борт, материалу исполнения основных элементов.
В современные модели устанавливается блок электроники для поднятия/погружения двигателя, световыми индикаторами, возможностью запуска и остановки двигателя с кнопки или с ключа, а также блоком предохранителей.
Устройство дистанционного управления лодкой
- Механическая рулевая система имеет преимущество перед гидравлической в простоте конструкции и относительно низкой цене, но уступает в точности управления моторами. Она состоит из механического рулевого редуктора, троса, рычага и рулевого колеса. Чем мощнее двигатель, тем сложнее его управление, для каждой группы двигателей нужен подходящий редуктор, но при мощности более 150 л.с. рекомендуется устанавливать гидравлическую систему.
- Не ко всем лодочным моторам можно подключить систему дистанционного управления. Из доступных по цене двигателей Yamaha в категории до 30 л.с. представлены три модели.
- Рулевое управление мотора 25 BWC можно уставить как румпельное, так и позже подключить дистанционное, а вот для управления подачей топлива и переключением передач потребуется газореверсная машинка. Его мощность составляет 25 л.с. и цена у официальных дилеров 176 300 рублей, модели с мощностью в 30 л.с. также обладающие возможность подключения дистанционного управления, стоят ненамного дороже.
- Из двухтактных моторов Suzuki стоит обратить внимание на модель DT 30 RL, ориентировочная цена в 142 000 р. В комплект поставки мотора входят газореверсная машинка, переходники тросов и рулевая тяга. Аналогичный по мощности и с возможность подключения ДУ, но уже четырехтактный двигатель будет стоить на 100 тысяч дороже.
- Двухтактные двигателя Tohatsu M 30 HE PL с возможность подключения дистанционного управления стоит чуть дороже, 166 000 рублей, как видно цены на японские моторы примерно на одном уровне, потому стоит обращать внимание на такие факторы, как надежность модели, отзывы других владельцев и экономичность.
- Отечественный мотор, с возможность установкой дистанционного управления, Вихрь 30 Э сравним по мощности с японскими, но значительно выигрывает в цене – всего 53 000 рублей. У него отличная от зарубежных система рулевого управления. Для поворота используются два троса, вместо одного, вследствие чего монтаж несколько усложняется. Сейчас многие российские производители комплектуют свои лодки системой дистанционного рулевого управления, что весьма удобно.
Установка дистанционного управления лодочным мотором
- Стоит с внимательностью отнестись к выбору места расположения газоревресной машинки, так как после установки для переноса нужно будет либо укорачивать, либо покупать новые троса.
- Самостоятельная установка дистанционного управления на лодку без соответствующей подготовки может стать причиной поломки двигателя, но если вы решились на это, то стоит основательно подготовиться.
- Перед покупкой троса стоит точно рассчитать расстояние от машинки до двигателя, прокладка должна осуществляться в таких местах, чтобы рубашка троса подвергалась механического воздействию и надежна закреплена, допустимый радиус изгиба не более 150 мм.
- Подробная схема подключения должна быть в инструкции к двигателю. Установка системы дистанционного управления на надувную лодку немного сложнее, для этого используют рулевые консоли, которые крепятся к баллонам или устанавливаются прямо на палубу лодки.
- На многих лодках с жесткими корпусами предусмотрены места для монтажа машинки и рулевого механизма, что значительно упрощает монтаж системы ДУ.
Трос для дистанционного управления лодочным мотором
Для подбора троса управления двигателем следует знать, что к каждому двигателю подходит трос только определенной марки, а его длина рассчитывается исходя из длины лодки.
Следует измерить расстояние от машинки до транца лодки, прибавить к нему половины ширины транца и 90 см. для поворотной петли.
При расчете длины троса рулевого управления замеряется расстояние от центра рулевого редуктора до борта лодки, длину пути вдоль борта плюс половина ширины транца. В конце вычесть 10 см за каждый изгиб в 90 градусов, в результате мы получим требуемую длину троса.
Что касается марок, то в инструкции к мотору указаны требуемая марка троса и его класс, также есть универсальные тросы подходящие к большинству двигателей Yamaha, Suzuki, Tohatsu.
Для моторов от Mercury и Johnson придется приобрести дополнительные адаптеры в случае использования универсальных тросов.
Дистанционное управление лодочным мотором
Установка своими руками
Длительное непрерывное управление лодкой посредством румпеля неизбежно вызывает ощущение дискомфорта. Рулевой вынужден долго находиться в неестественной позе, вполоборота. На руки, шею и спину передаётся сильная нагрузка, в результате чего мышцы начинают болеть. На коротких дистанциях это проявляется не столь ярко, но совершение длительного перехода без перерывов для отдыха представляется весьма затруднительным. Поэтому установку на лодочный мотор системы дистанционного управления следует признать объективной необходимостью. Она существенно упрощает эксплуатацию небольших лодок, а на больших судах необходима для обеспечения безопасности.
Производители некоторых марок моторов для лодок изначально включают в комплект дистанционное управление. Как правило, это блок (коммандер), управляющий реверсом и дроссельной заслонкой. Более совершенные системы позволяют также осуществлять маневрирование и изменять курс движения лодки. Для этого в них присутствует рулевое колесо (оно же — штурвал). Однако зачастую моторы продаются без дистанционного управления. Тогда эту систему приходится приобретать отдельно.
Разновидности ДУ
Существует два типа систем, служащих для управления двигателем судна. Они могут применяться по отдельности либо совместно.
- 1.Системы, в функцию которых входит включение передней, задней или нейтральной передачи, а также регулирование положения дроссельной заслонки, что позволяет изменять обороты винта, воздействуя на скорость движения судна.
- 2.Системы, которые предназначаются для осуществления маневрирования, изменения направления движения лодки и т.д. Их работа построена на том же принципе, что рулевое управление в автомобиле.
Устройство газо-реверсных машинок
Дистанционное управление лодочным мотором газ реверс.
Существует множество различных вариантов конструкций газо-реверсных машинок для дистанционного управления моторами. Однако на основании присутствия некоторых общих элементов можно разделить их на несколько видов. При этом их функционал может иметь значительные отличия.
Внутри блока управления располагается система рычагов, при помощи которой переключаются передачи, а также изменяется положение дроссельной заслонки и количество оборотов. Эта рычажная система сконструирована так, что сперва включается скорость, после чего для постепенного увеличения оборотов необходимо нажать на рычаг рукой.
Для связи коммандера с дроссельной заслонкой и с переключателем передач используются гибкие тросы или жёсткие тяги. В зависимости от применяемого типа соединения, дистанционное управление может быть тянущим либо толкающим.
- Первый вариант получил более широкое распространение. Команды от блока передаются на двигатель при помощи гибких тросов.
- Во втором случае для осуществления связи задействуются более жёсткие элементы.
Некоторые модели блоков ДУ оснащаются двумя управляющими системами.
- Первая из них приводит лодку в движение.
- Вторая обеспечивает работу мотора только на холостом ходу (в режиме прогрева). Включение рычага передачи становится возможным только после того, как температура двигателя поднимется до определённого уровня.
В некоторых моделях управление мотором осуществляется исключительно при помощи механики. Однако в более современных модификациях хотя бы в минимальном количестве присутствует электроника. Например, это могут устройства, предназначенные для спуска мотора в воду и его подъёма, старта и остановки. Также существуют дополнительные функции для обеспечения безопасности. К ним относится предохранительная чека в коммандере, система зажигания, включить которую можно только при наличии ключа, индикаторы, отображающие параметры работы двигателя и его техническое состояние.
От любого коммандера с электронными компонентами отходят соединительные кабели, которые необходимо подключить к соответствующим гнёздам мотора. При покупке системы следует удостовериться, что разъёмы на блоке и двигателе соответствуют друг другу.
По сравнению с толкающими системами, тяговые считаются более надёжными. Это объясняется тем, что штанги, используемые в ДУ первого типа, в процессе эксплуатации могут деформироваться, в результате чего команды передаются с некоторыми задержками.
Кроме того, размещение жёстких тяг вблизи криволинейных поверхностей может быть затруднено.
Различные варианты систем ДУ могут предназначаться для установки по правому или левому борту лодки либо быть универсальными. Натяжение тросов и их длина настраиваются при помощи регулировочных винтов, которыми оснащается блок. Также в комплект входит специальная фурнитура, на которую крепят троса дистанционного управления для лодочного мотора.
Устройство управления курсом лодки
Дистанционное рулевое управление лодочным мотором.
В системах ДУ, предназначенных для изменения курса лодки, также могут использоваться тросы либо тяги, при помощи которых осуществляется связь между мотором и блоком рулевого управления, состоящим из штурвала (руля) и соединённого с ним редуктора с реечной передачей.
При выборе редуктора блока ДУ необходимо учитывать мощность мотора. Это важно, поскольку вращающийся винт способствует возникновению реактивной силы, стремящейся развернуть судно.
В результате управление при маневрировании с помощью мускульной силы может стать практически невозможным. За счёт системы шестерёнок, установленных в редукторе, усилие существенно увеличивается.
В принципе, тросы от румпеля можно напрямую присоединить к барабану руля. Однако в этом случае пострадает быстродействие. К тому же для того, чтобы повернуть руль, придётся прилагать значительно больше сил. Тем не менее, такие системы (в которых, в отличие от редукторных, используется не один, а два троса) ещё в советское время были достаточно популярны благодаря простоте конструкции и менее высокой стоимости.
Современные модели ДУ для управления румпелем, помимо тросов, оснащаются ещё и компенсационными пружинами. Они нужны для того, чтобы повысить комфортность управления и исключить вероятность чрезмерно резкой смены курса лодки при повороте штурвала.
Системы, позволяющие дистанционно управлять мотором, просто необходимы владельцам крупных лодок, а также тем, кто часто совершает длительные путешествия. Приобретать их рекомендуется одновременно с двигателем и, желательно, той же самой марки.
В крайнем случае, подобрать ДУ можно к ранее купленному мотору. Это исключит вероятность несовместимости между ними.
При выборе систем дистанционного управления подвесным лодочным мотором необходимо учитывать характеристики двигателя, а также особенности конструкции лодки. Оптимальным представляется ДУ, которое позволяет одновременно контролировать как обороты, так и курс. В противном случае рулевому придётся постоянно перебегать от мотора к рычагам управления и обратно.
Газ-реверс “Вихрь-30″
Автор: admin ‡ Дата: 17 июля 2010 ‡ Рубрика: Лодка ‡ Метки: газ-реверс
На практике владельцами ПЛМ “Вихрь”используется множество различных модификаций дистанционного управления газ-реверс лодочного мотора. Я хочу предложить вам еще одну конструкцию, подсмотренную у моего давнего товарища. На мой взгляд она довольно проста в изготовлении, отличается легкостью включения передней и задней скоростью “Вихря”. На фото я попытался показать данную конструкцию.
Самое сложное в этой конструкции- это необходимость минимальных токарных работ для вытачивания заготовки новой детали в виде шайбы толщиной 10-15 мм, которая в последствии наворачивается на штатную тягу газ-реверс. Хотя здесь можно обойтись и без токарных работ, допустим найдя подходящую металлическую шайбу, или отпилив ее от цилиндрического прутка подходящего диаметра. Диаметр этой шайба не критичен, главное чтобы она впоследствии ни за что не задевала. В шайбе ближе к краю сверлятся два диаметрально расположенных отверстия диаметром чуть больше диаметра тросов управления, делаются две засверловки с противоположных сторон шайбы. Диаметр засверловки чуть больше диаметра наружного размера боудена. Далее делаются два пропила от краев шайбы до отверстий. Ширина пропила, соответственно, равна диаметру тросов. В центре сверлится отверстие и нарезается резьба под штатную тягу газ-реверс, насколько я помню это М6. Все, главная деталь готова.
В поддоне двигателя сверлится сквозное отверстие, диаметром чуть больше диаметра троса.
На ручке двигателя, по месту на какой нибудь пластине крепится упор для боудены, который можно изготовить самому, либо использовать фрагмент от старой дистанционки, как сделано у автора этой конструкции.
Существующие троса дистанционки крепятся следующим образом: один трос вставляется в просверленной отверстие поддона и и жестко крепится к нему. Второй трос вставляется в прорезь шайбы. Троса регулируются с помощью штатной регулировки существующей дистанционки. Вся конструкция работает по принципу тяни-толкай. Дольше описывать монтаж, все можно увидеть на фотографии. Просто, как угол дома.
Работоспособность этой конструкции проверена годами эксплуатации, я и сам использовал ее пару сезонов, пока катался на “Вихре-30″. Легкость и плавность переключений гарантирована.
Возможно кто-то захочет повторить эту конструкцию. Будут вопросы пишите. Смогу -сам отвечу, не смогу – вместе спросим у автора.
Похожие:
Перечень инструкций по охране труда в маоуо «дюсш «Вихрь» Программа инструктажа работников учреждения по соблюдению правил пожарной безопасности | Перечень инструкций по технике безопасности и противопожарной безопасности… Инструкция по правилам поведения и технике безопасности обучающихся на тренировочных занятиях (вводный инструктаж) | ||
Бюллетень новых поступлений за август 2013 года Электронный ресурс] : электрон учеб., презентации (анимация, звук), подроб тренировоч тесты, контрол тесты, слов терминов, персоналии… | Новосибирский государственный технический университет novosibirsk… А. Старцева, Н. В. Столбунова, Т. А. Фрик; науч ред.: В. Н. Удотова, В. Н. Васюков; отв ред.: Т. В. Баздырева, Л. Б. Кистюнина; Новосиб… | ||
Интерактивный курс подготовки к егэ [Электронный ресурс]. М.: Экзамен,… М.: Экзамен, – 1 электрон опт диск. Систем требования: Windows 98/Ме/2000/ХР/Vista; Pentium III 350/500 Мгц; озу 64/128 Мб; 16х/24х… | Б. И. Герасимов [и др.]; под ред. М. Н. Макеевой. Электрон текстовые… Деловой английский для студентов экономистов [Электронный ресурс] : учеб пособие / Б. И. Герасимов [и др.]; под ред. М. Н. Макеевой…. | ||
Ратников В. П., Островский Э. В., Юдин В. В. Электрон текстовые данные | Отдел информационно-библиографического обслуживания новые документы по библиотечному делу … | ||
Оао «Концерн «Гранит-Электрон» Целью выполнения работ является изготовление с приемкой отк и вп и поставка прибора му2-1вз ивлц. 464349. 011 и составных частей… | Евразийский образовательный диалог Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума. / под ред. М. В. Груздева, И. В. Лободы. – Электрон текстовые… | ||
Бюллетень новых поступлений за март 2016 года Российской Федерации : библиогр указ. / [редкол.: К. В. Голумбовский и др.; сост.: О. Д. Круглова, Л. И. Яковлева]; Упр информ и… | Библиографический аннотированный список новых поступлений Великие правители России [Звукозапись] / Владимир Бутромеев; читает Егор Серов. Москва : ардис, 2012. 1 электрон опт диск (cd-rom)… | ||
Методические указания по курсовому проектированию по дисциплине «Проектирование… Электронный ресурс]: методические указания / О. Ф. Абрамова// Сборник «Методические указания» Выпуск. Электрон текстовые дан.(1файл:… | Библиографический указатель аудиовизуальных документов, имеющихся… Авторское право на музыкальные произведения : вып квалификац работа : направление подгот. 40. 03. 01 Юриспруденция : профиль подгот… | ||
Акционерное общество «Авиационные редуктора и трансмиссии – Пермские моторы» (ао «Редуктор-пм») Пермские моторы» (ао «Редуктор-пм»), именуемое в дальнейшем «заказчик», в лице Технического директора Загрышева А. Д., действующего… | Правила класса “конрад-25Р” (К25Р) 2006 одобрено Советом по крейсерским гонкам вфпс Настоящие правила разработаны для унификации требований к яхтам типа Конрад 25Р (далее К25Р) и предназначены для сохранения наиболее… |
Руководство, инструкция по применению
Системы дистанционного (ДУ) и рулевого (РУ) управления отечественными и зарубежными лодочными моторами отличаются принципиально. На отечественных моторах Нептун и Вихрь поворот мотора влево, вправо осуществляется с помощью двух тросов, так или иначе проложенных по обеим бортам лодки и закрепленных с одной стороны на рулевой колонке, с другой стороны укрепленных на моторе (как правило с помощью отверстия на ручке для транспортировки мотора). Управление газом и реверсом также осуществляется по такому же принципу, с помощью двух тросов (вперед, назад:1А, 2А, 1Б, 2Б См. Рис.1). Таким образом, для управления отечественными лодочными моторами необходима система тросов, состоящая из 6 (4+2) тросов и установочного комплекта кронштейнов и тяг. Как правило, система рулевого и дистанционного управления комплектуется производителями отечественных лодок и катеров (Прогресс, Казанка, Днепр, Крым, Обь и т.д.). Сами же лодочные моторы производятся уже полностью приспособленными к подобной системе дистанционного и рулевого управления. Наиболее удачным вариантом по мнению водомоторников является система дистанционного и рулевого управления, устанавливаемая на лодках Прогресс и выпускаемая ВАСО (г. Воронеж). В определенной степени комплект РУ и ДУ для отечественных лодочных моторов представляет собой конструктор «сделай сам» и в этом качестве его можно использовать и на других лодках, оборудованных постом управления. Немаловажным является вопрос наличия электрозапуска на лодочном моторе. Установка электростартера на лодочный мотор производится в заводских условиях, главным образом, из-за необходимости маховика с зубчатым венцом, который должен быть правильно отбалансирован на специальном оборудовании. Сам же электростартер СТ-369 должен быть несколько доработан, в частности для использования на лодочных моторах Нептун-23, Нептун-25 необходимо доработать колокол электростартера.
Рис. 1. Монтаж дистанционного управления на лодочных моторах Нептун-23, Нептун-25, Вихрь-25, Вихрь-30.
- упор;
- хомут;
- шайба, шплинт;
- качалка;
- фиксатор;
- ось;
- ось газа Вихрь, Нептун;
- ползунок;
- ось газа Вихрь, Нептун;
- качалка;
- винт;
- упор;
- наконечник;
- контргайка;
- рукоятка реверса;
- кронштейн реверса;
- упор;
- трос реверса (1А);
- трос газа (1Б);
- трос реверса (2А);
- трос газа (2Б);
- ручка реверса лодочного мотора Вихрь, Нептун;
- защелка.
Комплект поставки дистанционного и рулевого управления:
- Трос – 4 шт.
- Кронштейн реверса – 1 шт.
- Фиксатор – 1 шт.
- Переходник – 1 шт.
- Кронштейн – 1 шт.
- Кронштейн газа – 1 шт.
- Качалка – 1 шт.
- Рукоятка – 1 шт.
- Пластина – 1 шт.
- Кронштейн – 1 шт.
- Прокладка – 1 шт.
- Крышка пульта – 2 шт.
- Сектор – 2 шт.
- Пистон – 1 шт.
- Упор – 2 шт.
- Шайба пружинная диам. 8 – 2 шт.
- Винт М5х50 – 4 шт.
- Винт М8х18 – 1 шт.
- Болт М5х26 – 2 шт.
- Болт М8х44 – 1 шт.
- Гайка М5 – 8 шт.
- Гайка М6 – 1 шт.
- Гайка М8 – 1 шт.
- Шайба 1,5-5-10 – 2 шт.
- Шайба пружинная диам. 5 – 10 шт.
Рулевая колонка;
Два троса рулевой колонки;
Установочный комплект рулевого управления (крепеж).
Спроектированный автором привод дистанционного управления мотором «Вихрь» установлен на лодке «Прогресс». В конструкции привода использован обычный, работающий только на растяжение грос, заключенный в боуденовскую оболочку.
Для передачи можно применить зсего один трос с возвратной пружиной на моторе. Усилие этой пружины должно преодолевать силу трения троса в оболочке и сопротивление переключению реверса или закрытию дроссельной заслонки. Если для надежности сделать пружину много сильнее, то придется на рукоятке у водителя предусматривать трещотку или фрикционный тормоз с регулировкой силы трения. В описываемой конструкции принята двухпроводная система без возвратных пружин как более надежная.
Для управления газом и реверсом требуются две отдельные рукоятки и две пары тросов, однако за счет некоторого усложнения доработки самого мотора оказалось возможным объединить две проводки в одну, что в итоге уменьшает стоимость системы управления и упрощает вождение катера. При этом управление газом-реверсом осуществляется одной рукояткой — сектором газа, которая при начальном движении вперед на 23° от нейтрального положения включает передний ход на малом газу, а при дальнейшем отклонении — увеличивает газ переднего хода. При движении рукоятки назад от нейтрального положения включается соответственно задний ход и далее увеличивается газ заднего хода. Движение сектора передается на мотор двумя тросами, которые вначале проходят по кокпиту свободно, а затем от предпоследнего шпангоута до мотора заключены в боуденовские оболочки, что позволяет мотору поворачиваться и откидываться без нарушения связи.
Предлагаемая доработка мотора позволяет переключать реверс и управлять газом при помощи одной рукоятки, поворачивать мотор штурвалом, давать газ ручкой румпеля при заводке мотора (только в положении реверса на холостом ходу), отключать дистанционное управление и переходить на ручное (это может потребоваться в аварийном случае или при перестановке мотора на лодку, не оборудованную дистанционной проводкой), давать задний ход с переднего сиденья.
Попутно устраняются два конструктивных дефекта мотора «Вихрь»— отсутствие фиксации кнопки реверса и слабость защелки заднего хода. Первый дефект зачастую приводит к такой неприятной ситуации: водитель, устанавливая холостой ход, вытаскивает кнопку «на глаз» и заводит мотор при фактически включенном переднем ходе, а в результате рывка лодки теряет равновесие и падает в воду, Нашим куйбышевским спасателям не раз приходилось ловить пустую «Казанку» с работающим «Вихрем» и вытаскивать из воды незадачливого водителя.
Из-за второго дефекта водителю при заднем ходе приходится упираться рукой в кожух мотора, удерживая его от откидывания, Конструктивно защелка не равнопрочна — массивные щечки держатся на двух винтах-осях, которые ломаются после первого же наезда на препятствие; кроме того, сила сцепления защелки с транцем недостаточна для заднего хода и совершенно не нужна для переднего.
Конструкция привода. Тросы от сектора газа передают вращение на ролик 1 и через ось на барабан 2, который связан тягой 3 с качалкой на приводе воздушной заслонки карбюратора, а качалкой 4—с вертикальной тягой реверса, идущей через дейдвуд в редуктор.
Барабан 2, закрепленный на оси винтом, имеет внизу два кулачка отключения газа и два резьбовых отверстия — внутреннее и наружное,— в которые заворачивается стопорный винт 8. По бокам барабана профрезерован фигурный паз, в который входит ведущий палец качалки 4.
Трехрогая качалка 4 вращается на горизонтальной оси. Левый рог сцеплен с барабаном; к среднему рогу присоединена тяга 5, а правый рог при помощи поводка 6 передает движение вертикальной тяге реверса. На нижнем конце вертикального стержня привода воздушной заслонки 7 монтируются рычаг 8 и механизм сцепления, состоящий из пружины, втулки 10 и упора 9. Втулка 10 имеет вертикальный ход 4 мм; в нижнем положении она сцепляется с приклепанным к стержню воздушной заслонки упором 9 и при помощи верхних выступов, входящих в пазы втулки рычага 8, соединяет его с приводом управления карбюратора. В верхнем положении втулка 10 выходит из зацепления с упором 9 и позволяет рычагу В свободно вращаться на оси. Втулку 10 поднимает рычажок, который поворачивает набегающий на нее кулачок барабана 2.
На правый конец штока 11 наворачивается кнопка ручного управления реверсом (используется старая). Левый конец штока имеет три канавки, в которые входит фиксирующая пружина. В утолщении на середине штока просверлено отверстие для тяги 5 и профрезерован уступ для принудительного поворота качалки 12, которая передает движение на тягу 13.
Защелка 14 может поворачиваться на цапфах втулки 15, которая надевается на ось поворота мотора 17 и сцепляется с тягой 13 при помощи болта и втулки 16. При опускании тяги вниз защелка упирается выступами в дно кронштейна подвески мотора и поднимается вверх, отцепляясь от транца лодки. При подъеме втулки вверх защелка опускается вниз под действием собственного веса. От проворота на вертикальной оси защелка удерживается: в опущенном положении— зацеплением за планку транца, а поднятом — упором в края кронштейна подвески мотора.
Работа привода. При установке барабана 2 на нейтраль тяга 3 находится в «мертвом» положении; при повороте барабана в ту или другую сторону тяга движется только вправо и увеличивает газ. Первоначальное движение барабана от нейтрального положения (по 41°) используется для включения переднего и заднего хода с помощью качалки 4; тяга 3 при этом поворачивает привод воздушной заслонки только на 1/8 хода, что обеспечивает включение кулачков реверса на малом газу.
Дальнейшее вращение барабана увеличивает газ переднего и заднего хода.
В нейтральном положении кулачок барабана рассоединяет сцепление (9, 10) рычага 8 с приводом заслонки карбюратора, позволяя поворачивать его ручкой румпеля, что нужно при заводке мотора. Барабан, вращаясь, переключает реверс, передает движение качалкой 4 и тягой 5 штоку 11, который через качалку 12 и тягу 13 опускает защелку 14 на переднем ходу, освобождая мотор для откидывания, и поднимает ее, сцепляя с транцем в нейтральном положении, а также на заднем ходу. Для откидывания мотора на стоянке необходимо установить рукоятку в положение «передний ход» или поднять защелку рукой.
Переключать реверс кнопкой на моторе нельзя, так как ведущий лалец качалки на моторе упирается в паз барабана 5. Чтобы отключить дистанционное управление, надо вывернуть стопорный винт и повернуть барабан против часовой стрелки на 106° (сектор газа поставить на защелку в крайнее заднее положение); при этом ведущий палец выйдет из паза барабана, а его второй кулачок отключит привод заслонки, позволяя проворачивать ее ручкой румпеля.
Включение дистанционного управления производится в обратном порядке; при этом нужно не забыть вытянуть кнопку реверса на задний ход.
Рукоятка сектора газа (см. ее эскиз) с помощью четырех винтов и оси соединяется с роликом 7, который вращается в кронштейнах 4 и 5. Для фиксации ролика в нем просверлены два отверстия, в кото» рые входит подпружиненный шарик 6. Крепление троса в ролике осуществлено с помощью запрессованного на конец троса шарика 17, который входит в вырез и удерживается в нем двумя шплинтами. В зависимости от расположения в лодке сектор газа может быть установлен в четырех различных положениях; для этого в ролике сделаны четыре выреза под шарик, три из которых в каждом конкретном случае делать не обязательно.
Натяжение тросов производится ввертыванием боуденодержателей 12, которые после окончательной регулировки фиксируются.
Управление поворотом мотора осуществляется штурвалом с тросовой проводкой. Штурвал можно использовать от легковой автомашины или сделать самому. Не обязательно делать его круглым, так как максимальный поворот составляет ±135°. Наклон оси штурвала к горизонтали выбирается в пределах 20—30°.
Тросовая проводка, поддерживаемая шестью самоориентирующимися роликами, подсоединяется к мотору при помощи двух талрепов.
Для обеих проводок лучше всего использовать стальной оцинкованный трос «КСАН-2,5» диаметром 2,5 мм, но можно применить и обычный стальной трос. Название троса «КСАН» расшифровывается так: канат стальной, авиационный, нераскручивающийся. Преимущество его заключается в том, что неопаянные концы троса на отдельные пряди не распускаются.
При установке передних и задних роликов в корпус необходимо иметь в виду, что трос должен подходить перпендикулярно оси катушки штурвала, а с задних роликов должен сходить по оси откидывания мотора, что обеспечит неизменность длины троса при наклоне мотора.
В прошлом 1967 г. часть лодок «Прогресс» была выпущена с дистанционным управлением описанной конструкции. При этом предполагалось, что завод—изготовитель «Вихря» одновременно будет производить доработку выпускаемых моторов под установку этого управления. Однако завод предложил новую конструкцию дистанционного управления, более сложную по устройству, но зато имеющую то преимущество, что доработка мотора становится несколько проще.
Начиная со второго квартала 1968 г. каждая лодка «Прогресс» оборудуется новым дистанционным управлением, а все моторы, выпущенные после 1 января 1968 г., уже подготовлены для его установки.
В новой конструкции управление газом и реверсом раздельное. Сектор газа имеет две рукоятки с фрикционным тормозом и блокировкой, благодаря которой передний или задний ход можно включить только на малом газу, а полный газ можно дать только при включенном переднем ходе.
Упрощенные рабочие чертежи доработки мотора под дистанционное управление газом — реверсом одной рукояткой, а также рабочие чертежи доработки мотора под новую конструкцию управления и чертежи дистанционного управления, которое может быть установлено на любую лодку, высылаются всем желающим по запросам (их следует направлять в адрес редакции сборника «Катера и яхты»).