Диаметр колеса автомобиля маз

Шины грузовых автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Шины грузовых автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ

Основными параметрами пневматических шин, применяемых у современных автомобилей КамАЗ, КрАЗ и МАЗ, являются размеры шин и внутреннее давление в шинах. Кроме того, тип шины определяется рисунком протектора.

Шина состоит из покрышки, камеры и ободной ленты. Покрышка надежно защищает камеру от проколов и других повреждений. Основу покрышки составляет каркас, выполненный из нескольких слоев специальной прорезиненной ткани, — корда. В последнее время все более широкое применение получает вискозный корд. Между слоями ткани проложена резиновая прослойка. В зависимости от строения каркаса шины делятся на два типа: шины обычной конструкции, где нити корда в каркасе располагаются по диагонали, и шины типа Р, где нити располагаются по кратчайшему расстоянию между бортами — радиально (отсюда название шин — Р — радиальные).

По окружности внутри бортов покрышки с обеих сторон заложены проволочные кольца, образующие сердечник бортов, при помощи которых покрышка удерживается на ободе колеса. Снаружи по внешнему диаметру покрышка имеет толстый слой резины, называемый протектором. Для лучшего сцепления с дорогой на протекторе наносят специальный рисунок. Боковые поверхности покрышки защищены более тонким наружным слоем резины. Количество слоев каркаса зависит от нагрузки, допускаемой для данной шины. Шины грузовых автомобилей имеют 8-14 слоев каркаса. Между протектором и каркасом проложена резинотканевая прослойка — подушечный слой, защищающий каркас от ударов, воспринимаемых протектором.

Камера представляет собой трубу из тонкой резины в виде замкнутого кольца с высокой герметичностью. Для накачивания воздуха в камеру служит вентиль с металлическим или резиновым корпусом, внутри которого помещен золотник с клапаном, прижимаемый пружиной к ниппелю. В шинах грузовых автомобилей между ободом и камерой прокладывают предохранительную ободную ленту.

Размер шин указывают на боковине покрышки двумя цифрами, первая из которых означает ширину профиля, вторая — диаметр обода колеса. Размер шин, выпускаемых по новым стандартам, указывают в миллиметрах, в скобках для справок даются размеры в дюймах. Шины, выпущенные по старым стандартам, имеют обозначение размеров в дюймах или смешанное обозначение, при котором первая цифра обозначает миллиметры, а вторая — дюймы. Шины для грузовых автомобилей выбирают в зависимости от нагрузки, приходящейся на колесо, при полностью нагруженном автомобиле.

При выборе шин для эксплуатации автомобиля в тех или иных условиях обращают также внимание на число слоев корда в каркасе, от чего зависит его прочность. По государственному стандарту на шины число слоев каркаса обозначается как норма слойности. На боковинах покрышек помимо размера шин наносятся обозначения, указывающие модель и серийный номер, завод-изготовитель (начальной буквой), норму слойности.

На автомобилях Минского и Кременчугского завода применяются шины размером 12,00-20. Обычные шины этого размера, имеющие 14 слоев каркаса, допускают нагрузку на колесо 2500 кгс. Шины повышенной грузоподъемности такого же размера, но имеющие 16 слоев каркаса, могут работать с нагрузкой на колесо до 2730 кгс.

На автомобилях семейства МАЗ-5335 рекомендуются шины 11,00-20 (300-508Р) с давлением воздуха в шинах передних колес 0,6 МПа, задних — 0,68 МПа. На автомобилях КамАЗ-5320 устанавливают шины 260-508Р модели ИН-142Б с допускаемой максимальной статической нагрузкой на шину 2250 кгс. Давление в шинах передних колес 0,73 МПа, а в шинах задней тележки 0,43 МПа.

Рисунки протекторов шин бывают трех типов: дорожный, универсальный и повышенной проходимости. Различные рисунки протектора шин предназначаются для разных условий эксплуатации. При эксплуатации автомобилей по дорогам с твердым покрытием рекомендуется применять шины с дорожным рисунком протектора. Для автомобилей, эксплуатируемых по дорогам с разными покрытиями, следует применять шины с универсальным рисунком протектора. В условиях бездорожья и на грунтовых дорогах рекомендуются шины повышенной проходимости.

Во время эксплуатации автомобиля необходимо следить за поддержанием нормального давления воздуха в шинах. Не следует даже кратковременно допускать движения с пониженным давлением воздуха в шинах во избежание повреждения каркаса покрышек.

В процессе работы автомобиля нельзя допускать перегрузки шин, избегая нагрузки автомобиля сверх установленной грузоподъемности, равномерно распределяя груз в кузове.

Трение шины о детали подвески или кузова может привести к быстрому ее износу, особенно сильно повреждаются боковины, в результате разрушения которых шина может быть приведена в полную негодность.

4.5. Колёса и шины. Устройство и техническое обслуживание

Устройство

Колёса автомобиля — бездисковые, со съёмными бортовыми 2 (см.рис.71) и замковыми 3 кольцами. Замочное кольцо разрезное и является второй конической полкой обода для посадки шины. Обод 17 колеса по внутреннему диаметру (под канавкой для замочного кольца) имеет конус, по которому кольцо центруется на ступице.
Передние колёса автомобиля одинарные, задние сдвоенные. Между ободьями сдвоенных колёс устанавливается проставочное кольцо.
Для удобства накачки внутренних шин предусмотрен удлинитель вентиля.
Крепление колёс к ступицам осуществляется установкой их на коническую посадочную поверхность диска 7 и последующим поджимом специальными прижимами 4. При этом прижим заднего колеса наружным скосом одновременно
центрирует и зажимает наружный обод колеса.
Гайка и болты крепления колёс с правой и левой сторон имеют правую резьбу.

Техническое обслуживание

Ежедневно перед выездом нужно проверять затяжку гаек крепления колёс. При затяжке гаек не следует наращивать плечо ключа, так как это может привести к срыву резьбы или скручиванию болтов. Замочное кольцо съёмного борта тщательно укладывают в канавку на ободе.
При эксплуатации автомобильных шин (300 — 508R) необходимо строго придерживаться следующих основных правил:
· ежедневно перед выездом проверять давление в шинах и при необходимости доводить его до нормы (в передних — 8,0кгс/см 2 , задних — 6,7кгс/см 2 ). Уменьшение внутреннего давления в шинах против нормы на 25% снижает срок их службы примерно на 25-40%;
· не перегружать шины. Груз должен равномерно распределяться по кузову автомобиля. Для перевозки длинномерных грузов использовать прицепы-роспуски. Нельзя допускать загрузку автомобиля выше его номинальной грузоподъёмности. Перегрузка шин на 25% снижает срок их службы примерно на 40%;
· тормозить автомобиль плавно, не допуская скольжения колес, так как скольжение приводит к повышенному износу протектора;
· цепи противоскольжения надевать только при действительной необходимости и снимать их, как только необходимость миновала;
· следить за тем, чтобы на шины не попадали топливо, масло и другие нефтепродукты, так как это разрушает их.
Для снятия колёс следует отвернуть все гайки крепления колеса на шесть оборотов, вывесить домкратом колесо (колеса) и с помощью лопатки для монтажа шин освободить прижимы (для задних колёс). Если прижимы зажаты между гайкой и ободом, необходимо выпустить воздух из камеры (камер) и только после этого, отвернув гайки снять колесо.
Порядок установки колеса на ступицу следующий:
· установить колесо на ступицу, надеть прижимы на болты крепления колёс и навернуть гайки;
· произвести затяжку гаек колёс, сначала затянув верхнюю гайку, а затем диаметрально противоположную ей. Остальные гайки затягивать также попарно (крест-накрест). Рекомендуется затяжку гаек производить в несколько приёмов и проверять при этом торцевое биение колеса, которое не должно превышать 8мм при замере по середине боковой поверхности шины. В случае большего отклонения, гайки колёс ослабляют и снова производят их затяжку в изложенной выше последовательности, добиваясь при этом уменьшения биения колеса.
Следует помнить, что эксплуатация автомобиля с осевым биением колеса свыше 8мм не допускается, так как это приводит к повышенному износу шин и дополнительной нагрузке на подшипники колёс.

Технические характеристики самосвала МАЗ-5516 и ТОП-4 его модификаций

Технические характеристики

Описание и характеристика МАЗ-5516А5:

Колесная база агрегата 3,85+1,4 м
Расстояние дорожного просвета 0,27 м
Колея по передним колесам 1,97 м
Колея по задним колесам 1,85 м
Размер шин 12.00/R20
Масса снаряженного автомобиля 13 500 кг
Давление, оказываемое на переднюю ось 7 000 кг
Давление на заднюю телегу 26 000 кг
Тип двигателя Турбированный
Модель мотора ЯМЗ-6582
Мощность силового агрегата 330 лошадиных сил
Номинальная частота вращения коленчатого вала 2 100 оборотов в минуту
Крутящий момент модели МАЗ-5516 1 800 Нм
Частота вращения на холостом ходу 2 150 оборотов в минуту
Модель КПП ЯМЗ-2381
Количество передач 10
Передаточное число 7,24
Тип сцепного механизма Фрикционное, сухое
Механизм рулевого управления С пневматическим гидроусилителем руля
Межколесный блокиратор Есть
Межосевой блокиратор Есть
Давление в шинах транспорта 6,5 кгс/см2
Тип КПП Пятиступенчатая, механическая
Масса 33 000 кг
Читайте также:  Замена ролика генератора автомобиля

МАЗ-5516 — технические характеристики также включают в себя такие показатели, как: расход топливной жидкости, параметры и грузоподъемные свойства.

Расход топлива

Средний расход топлива на 100 км составляет 30 л. Согласно рекомендациям автозавода, следует выбирать масляную жидкость в зависимости от сезона.

Габариты

Габаритные размеры модели 5516 самосвала:

  • длина — 7,19 м;
  • ширина — 2,5 м;
  • высота — 3,1 м;
  • объем кузова — 14,3 м3 .

Грузоподъемность

К характеристикам МАЗ относится грузоподъемность. Этот параметр у МАЗ-5516А5-380 равен 20 000 кг.

Колеса и шины МАЗ

Колеса МАЗ, устройство

На автомобилях МАЗ установлены колеса бездисковой конструкции, отличительной особенностью которых является отсутствие диска и крепление обода непосредственно к ступице. Для этих целей литые ступицы имеют по шесть спиц с обработанными посадочными поверхностями под углом 28° для соответствующих поверхностей обода. Обод 6 (рис. 87) колеса конической поверхностью установлен на конусы спиц и прижат к ним шестью прижимами 2 посредством болта 4 и гайки 3. Болт 4 удерживается в гнездах спиц от проворачивания четырехгранной головкой с выступом, а от выпадания при монтаже — шплинтами 5, устанавливаемыми в их стержень с внешней стороны ступицы.

Обод заднего внутреннего колеса установлен на конической поверхности внутренней части спицы задней ступицы. Необходимое монтажное расстояние между шинами задних сдвоенных колес обеспечивается проставочным распорным кольцом 9, которое для увеличения жесткости с обеих сторон имеет отбортовки, а для уменьшения веса — вырезы на цилиндрической поверхности. Распорное кольцо передает также усилие затяжки гаек и прижимов, крепящих заднее наружное колесо, на внутреннее заднее колесо, посаженное на конические поверхности спиц задней ступицы. Заднее наружное колесо при этом центрируется на конических поверхностях прижимов крепления задних колес.

Для предотвращения проворачивания колес на спицах ступиц в случае ослабления крепления к каждому колесу приварены два упора.

Рис. 87. Ступица заднего колеса МАЗ:

1 — ступица; 2 — прижим; 3 — гайка колеса; 4 — болт крепления колеса; 5 — шплинт; 6 — обод колеса; 7 — замковое кольцо; 8 — бортовое кольцо; 9 — распорное кольцо; 10 — тормозной барабан; 11 — сдвоенный конический роликовый подшипник; 12 — гайка; 13 — шайба; 14 — контргайка; 15 — цилиндрический роликовый подшипник

Колеса автомобиля — штампованные, бездисковые, со съемным бортовым и замковым кольцами. Съемное бортовое кольцо 8 удерживается на ободе пружинным замковым кольцом 7, устанавливаемым в канавке обода. Обод колеса от бортов к середине имеет коническую поверхность, которая обеспечивает более надежную посадку и крепление шины, что способствует повышению ее долговечности.

Крепление запасного колеса МАЗ

На автомобилях МАЗ-500А и МАЗ-516 запасные колеса установлены в горизонтальном положении под полом кузова (рис. 88) на откидном кронштейне, расположенном на правой продольной балке рамы, а на автомобиле МАЗ-504А — в вертикальном положении за кабиной.

Откидной кронштейн в нижней части имеет бобышку с отверстием. С помощью оси этот кронштейн шарнирно соединен с кронштейном запасного колеса, привернутым к раме. На верхней части откидного кронштейна сделаны три массивные бобышки, равномерно расположенные по окружности и жестко связанные между собой литыми ребрами.

Сверху на откидном кронштейне установлено седло запасного колеса, которое имеет три бобышки для соединения с откидным кронштейном и три жесткие литые спицы коробчатого сечения с обработанными на конус концами (аналогично спицам ступиц колес) для крепления к ним обода запасного колеса. В спицы седла ввернуты три шпильки, расположенные по окружности, диаметр которой равен диаметру окружности расположения болтов в спицах ступиц колес. Колесо прикреплено к седлу гайками и прижимами.

Откидной кронштейн может быть поднят; в поднятом положении он удерживается откидной защелкой, которая под воздействием пружины стремится всегда быть закрытой.

Рис. 88. Крепление запасного колеса на автомобиле МАЗ-500А:

1 — кронштейн; 2 — запасное колесо; 3 — таль подъема колеса; 4 — рукоятка защелки; 5 — пружина; 6 — прижим; 7 — седло кронштейна; 8 — защелка; 9 — откидной кронштейн

Рис. 89. Крепление запасного колеса автомобиля МАЗ-504А:

1 — откидной кронштейн; 2 — держатель запасного колеса; 3 — собачка тормоза; 4 — вороток подъема запасного колеса; 5 — вкладыш; 6 — подъемный трос; 7 — храповик тормоза; 8 — тормозная пружина; 9 — стопорная гайка; 10 — рама автомобиля

Для открытия защелки и освобождения откидного кронштейна имеется длинная рукоятка, установленная в держателе кронштейна, привернутого к раме. В поднятом транспортном состоянии откидной кронштейн запасного колеса дополнительно крепят двумя гайками на шпильках, ввернутых в держатель кронштейна.

Чтобы опустить запасное колесо, достаточно отвернуть гайки шпилек, удерживающих откидной кронштейн в поднятом положении, несколько приподнять колесо и с помощью рукоятки откинуть защелку, удерживающую кронштейн. При опущенном откидном кронштейне закрепленное на нем колесо касается земли.

При подъеме откидного кронштейна с запасным колесом рекомендуется пользоваться талью, имеющейся в наборе принадлежностей водителя. Кронштейн тали опирают на борт платформы, а крюком захватывают откидной кронштейн и с помощью троса, продетого через блоки, поднимают запасное колесо вместе с кронштейном в верхнее горизонтальное положение, где его фиксируют защелкой и прикрепляют гайками к держателю.

Держатель запасного колеса на автомобиле МАЗ-504А (рис 89) с механическим подъемом и опусканием колеса установлен на левой продольной балке рамы. Откидной кронштейн 1 держателя шарнирно связан с неподвижно закрепленным на продольной балке рамы кронштейном, в котором смонтирован механизм запасного колеса.

Вороток 4 подъема запасного колеса проходит через щеки неподвижного кронштейна и заканчивается коническим хвостовиком. В средней цилиндрической части воротка просверлены отверстия, в которые вставлен трос механизма подъема: один конец троса укреплен на воротке, а другой — на откидном кронштейне. На конической части воротка, выступающей из кронштейна, смонтирован храповик 7 и тормоз воротка, представляющий собой набор тарельчатых пружин. Усилие затяжки тормоза регулируют навернутой на конец воротка гайкой. К этой же щеке кронштейна прикреплена собачка тормоза. Вороток оканчивается шестигранником для ключа, имеющегося в комплекте водительского инструмента.

Для поднятия колеса с земли поставить его в откидной кронштейн и вращать вороток специальным ключом. При этом на вороток наматывается трос и откидной кронштейн приподнимается вместе с колесом. Храповик, насаженный на вороток, вращается вместе с ним и удерживается собачкой от проворачивания в обратном направлении.

Опускание колеса обеспечивается нажатием на него вниз усилием руки для преодоления силы прижатия тарельчатыми пружинами храповика, посаженного на конус воротка. В результате проскальзывания храповика колесо начнет опускаться. Скорость опускания колеса можно регулировать гайкой воротка, изменяя силу нажатия пружин, т. е. трение конической поверхности вала воротка о корпус храповика.

Регулировка подшипников передних и задних колес МАЗ

Задняя ступица смонтирована на двойном коническом и роликовом цилиндрическом подшипниках.

Передняя ступица смонтирована на двух конических роликовых подшипниках.

Для проверки затяжки подшипников ступиц колес поднять домкратом и провернуть от руки колесо автомобиля. Если колесо вращается туго, причем это тугое вращение не является следствием трения тормозных колодок о барабан, или при покачивании колеса чувствуется зазор, отрегулировать затяжку подшипников передней ступицы.

Для задних ступиц легкость вращения может нарушаться заеданием шестерен колесного редуктора или дифференциала. Чтобы выяснить причину, снять крышки ступицы или картера моста и осмотреть шестерни редуктора или дифференциала, а при необходимости вынуть полуось с шестерней.

Порядок регулировки подшипников передней ступицы следующий:

  • снять крышку ступицы и ослабить гайку подшипника, затем, поворачивая колесо, проверить легкость его вращения. В случае тугого вращения снять ступицу и выяснить, не вызвано ли это повреждением сальника или подшипника;
  • поворачивая колесо, затянуть гайку подшипника до тугого вращения колеса. Для этого приложить усилие примерно 30 кГ к концу воротка (с ключом) длиной 400 мм;
  • отвернуть гайку подшипника примерно на 30° (на расстояние между двумя соседними отверстиями замковой шайбы) и проверить колесо на легкость вращения без ощутимого зазора;
  • установить замковую шайбу, шайбу контргайки и, навернув до отказа контргайку, застопорить ее по грани отгибом шайбы.

Подшипники задней ступицы не регулируются.

При установке ступицы задних колес должна обязательно обеспечиваться комплектная установка двойного конического подшипника в соответствии с комплектовочной маркировкой ГПЗ, нанесенной на торцах обойм и наружном диаметре распорного кольца.

Правильная установка подшипников задней ступицы обеспечивается тугой затяжкой внутренних колец этих подшипников при помощи гайки, замковой шайбы и контргайки, навернутых на кожухах полуосей через водило колесной передачи, так как наружный подшипник ступицы колеса установлен на внутренней чашке водила.

Для подтягивания гаек подшипников ступиц задних колес необходимо:

  • поднять домкратом соответствующее колесо; слить смазку из полости колесной передачи с последующей ее разборкой;
  • отвернуть контргайку 14 (см. рис. 87) подшипников ступицы, снять стопорную шайбу 13 и подтянуть гайку 12 подшипников ступицы с усилием примерно 100 кГ на ключе с воротком 500 мм;
  • проверить правильность вращения ступицы и поставить стопорную шайбу так, чтобы внутренний выступ попал в паз кожуха полуоси, а наружный ус — в паз гайки. Если же ус находится посередине между пазами гайки, ее следует затянуть, затем поставить контргайку и затянуть ее.
Читайте также:  Диагностика перед покупкой грузовых автомобилей с выездом

После регулировки и затяжки подшипников ступиц проверить степень нагрева ступиц при движении автомобиля. Температура ступицы не должна превышать 60°С (рука выдерживает длительное прикосновение).

Техническое обслуживание колес МАЗ

Ежедневно перед выездом проверять затяжку гаек крепления колес. При затяжке гаек не следует наращивать плечо ключа, так как это может привести к срыву резьбы или скручиванию болтов. Замочное кольцо съемного борта тщательно укладывать в канавку на ободе.

При эксплуатации автомобильных шин строго придерживаться следующих основных правил:

  • ежедневно перед выездом проверять давление в шинах и при необходимости доводить его до нормы. Уменьшение внутреннего давления в шинах против нормы на 25% снижает срок службы их примерно на 25—40%;
  • не перегружать шины. Груз должен равномерно распределяться по кузову автомобиля. Для перевозки длинномерных грузов использовать прицепы-роспуски.Нельзя допускать загрузку автомобиля выше его номинальной грузоподъемности. Перегрузка шин на 25% снижает срок их службы примерно на 40%;
  • тормозить автомобиль плавно, не допуская скольжения колес, так как скольжение приводит к повышенному износу протектора;
  • цепи противоскольжения надевать только при действительной необходимости и снимать их, как только необходимость миновала;
  • следить за тем, чтобы на шины не попадали топливо, масло и другие нефтепродукты, так как это разрушает их;
  • не допускать комплектования автомобиля шинами с различными типами рисунка протектора. Разница в глубине рисунка протектора сдвоенных шин не должна превышать 3 мм (при размере канавки рисунка протектора по центру беговой дорожки). Большая разница приводит к постоянной работе шестерен дифференциала, излишним износам и потерям на трение в дифференциале;
  • переставлять шины рекомендуется при выявлении технической необходимости (повреждение шин, необходимость правильного подбора сдвоенных шин, обеспечение эксплуатации более надежных шин на передней оси автомобиля, неравномерный интенсивный износ рисунка протектора шин и др.);
  • периодически проверять состояние ограничителей проворота колес. При срезе ограничителей снять колеса со ступицы и приварить новые ограничители.

Перед снятием колес со ступиц выпустить воздух из камер с целью безопасности.

Порядок демонтажа шин следующий:

  • положить колесо бортовым кольцом вверх и выпустить воздух из камеры;
  • вставить прямую лопату между бортовым кольцом и шиной и отжать борт шины вниз;
  • в образовавшийся зазор между бортовым кольцом и шиной вставить вилочную лопатку таким образом, чтобы прямая лопатка находилась в пазу вилочной лопатки, а сами зубья вилочной лопатки надежно подхватывали бортовое кольцо;
  • последовательно передвигаясь по окружности колеса и отжимая борт шины прямой и вилочной лопатками, снять борт шины с конической полки замочного кольца;
  • вставить конец прямой лопатки в прорезь на замочном кольце и отжать кольцо из замочной канавки, при этом вилочной лопаткой приподнять замочное кольцо вверх;
  • удерживая замочное кольцо вилочной лопаткой в приподнятом положении, завести конец прямой лопатки под торец замочного кольца и выжимать замочное кольцо, пока оно не выйдет полностью из замочной канавки обода;
  • вынуть бортовое кольцо и, перевернув колесо, снять борт шины с обода при помощи прямой и вилочной лопаток.

Порядок монтажа шин следующий:

  • вложить камеру в шину и вставить ободную ленту, предварительно пересыпав камеру тальком;
  • надеть шину на обод и вставить вентиль в вентильный паз. При этом следить за тем, чтобы не было перекоса вентиля;
  • надеть бортовое кольцо и вставить замочное кольцо средней частью относительно разреза в замочную канавку;
  • вдавить замочное кольцо (сначала одну часть кольца, затем другую) до посадки его в замочную канавку;
  • накачать шину до нормального давления и навернуть на вентиль колпачок. При этом убедиться, что бортовое кольцо плотно удерживается замочным.

При монтаже и демонтаже шин применение кувалд запрещается. При накачке шины в гаражных условиях для обеспечения безопасности установить ограждение. При накачке шины в дорожных условиях ее необходимо класть замочным кольцом вниз.

При монтаже колеса следует установить его на ступицу, надеть прижимы на болты крепления колес и навернуть гайки; после этого затянуть гайки колес — сначала затянуть верхнюю гайку, а затем диаметрально противоположную ей. Остальные гайки надо затягивать также попарно (крест-накрест).

Гайки рекомендуется затягивать в несколько приемов и проверять при этом торцовое биение колеса. Для этого к торцу колеса установить угольник или отвес и, вращая колесо рукой, определить максимальное отклонение колеса от угольника, которое не должно быть более 8 мм при замере по торцу шины. В случае большего отклонения ослабить гайки колес и снова затянуть их в изложенной выше последовательности, добиваясь при этом уменьшения биения колеса.

Следует помнить, что движение автомобиля с осевым биением колеса свыше 8 мм категорически запрещается.

При затяжке гаек крепления задних колес прижимы не должны упираться в торец спицы.

Модификации

Каждая модель отличается по техническим показателям и габаритным параметрам, а также по стоимости транспорта. На каждом самосвале установлены разные двигатели и коробки передач.

К модификациям этого транспортного средства относятся: 551603, 551608, 5516А5, 5516Х5 и МАЗ-5516А8-336.

МАЗ-551603

Колесная формула 6х4
Наибольшая грузоподъемность 20 000 кг
Снаряженная масса 12 700 кг
Нагрузка на передний ведущий мост 7 000 кг
Нагрузка, оказываемая на заднюю телегу 26 000 кг
Модель силового агрегата ЯМЗ-236БЕ2
Тип используемой топливной жидкости Дизель
Рабочий объем мотора 11,15 л
Мощность автомобиля 250 л. с.
Турбонаддув Есть
Количество цилиндров 6
Расположение цилиндрических элементов V-образное
КПП МАЗ-551603 ЯМЗ-238М
Тип коробки передач Механическая
Количество передач 8
Диапазон трансмиссии 7,3-0,71
Передаточное число 7,14
Объем топливного бака 350 л
Средний расход топлива 32 л на 100 км
Максимальная скорость движения 81 км/ч
Тип переднего подвесного механизма Рессорный
Задняя подвеска Рессорно-балансирная
Размер шин 8,5-20
Тип колес Пневматические
Площадь грузовой платформы 10,1 см2
Параметры платформы 1,1х2,3х4,44 м
Объем кузовной части 10,5 м3
Международный экологический стандарт Евро-2
Диаметр цилиндрических элементов 12 см
Ход поршневой части 13 см
Межосевой блокиратор колес Есть
Тип кабины Откидная
Температурный режим -30…+30°С
Вес 33 000 кг

МАЗ-551608

Технические параметры модификации МАЗ-551608-236:

Колесная база агрегата 6х4
Расстояние дорожного просвета 0,3 м
Колея по передним колесам 2,4 м
Колея по задним колесам 1,5 м
Размер шин 12.00R20
Масса снаряженного автомобиля 14000 кг
Давление, оказываемое на переднюю ось 7000 кг
Давление на заднюю телегу 26000 кг
Тип двигателя Турбированный
Модель мотора ЯМЗ-7511.10
Мощность силового агрегата 400 л. с.
Номинальная частота вращения коленчатого вала 2100 оборотов в минуту
Крутящий момент 1785 Нм
Частота вращения на холостом ходу 2300 оборотов в минуту
Модель коробки передач ЯМЗ-239
Количество передач 9
Передаточное число 5,49
Тип сцепного механизма Дисковый
Механизм рулевого управления Пневматический гидроусилитель руля
Межколесный блокиратор Есть
Межосевой блокиратор Есть
Давление в шинах транспорта 6 кгс/см2
Тип КПП Механическая
Масса 33000 кг
Спальное место Есть
Средний расход топливной жидкости 32 л на 100 км
Тип колес Пневматические
Площадь грузовой платформы 11 см2
Рабочий объем двигателя 11,2 л
Тип используемого топлива Дизель
Максимальная скорость движения 80 км/ч

МАЗ-5516А5

На рынке представлено несколько моделей этой модификации.

МАЗ-5516А5-380 — это самосвал, который предназначен для перевозки различных сыпучих материалов. Максимальная грузоподъемность этой модели составляет 20 000 кг. Такой транспорт отличается хорошим уровнем проходимости. На нем установлен мощный двигатель и девятиступенчатая коробка передач. Мощность силового агрегата составляет 330 л. с.

Техника используется на промышленных предприятиях и строительных площадках.

Она оборудована просторной двухместной кабиной, рессорными подвесными механизмами, пневматическим гидроусилителем руля. Рекомендуемое масло для заливки в двигатель — ЛУКОЙЛ-авангард.

МАЗ-5516А5-371. Автомобиль выполнен на базе шасси с колесной формулой 6х4. Здесь установлен надежный двигатель ЯМЗ-6582.10, изготовленный в соответствии с международным экологическим стандартом Евро-3. Топливный бак вмещает в себя 350 л рабочей жидкости, а средний расход топлива составляет 33 л на 100 км пути.

Рекомендуется менять все основные расходники (резину, подшипники, клапаны, фильтрующие элементы, масляную жидкость) 1 раз в сезон. Это поможет продлить срок эксплуатации транспортного средства и защитит основные узлы от преждевременного износа и повреждений. Первое ТО нужно проводить через 5 000 км пробега.

Читайте также:  Определение износа деталей автомобиля

МАЗ-5516А5-375. Это транспортное средство исправно работает в условиях бездорожья и при низких температурах окружающей среды (температурный режим -30…+35°С). Оборудован девятиступенчатой коробкой передач и небольшой кабиной, в которой нет спального места. Количество выхлопных газов соответствует международному экологическому стандарту Евро-3.

Кабина прикреплена к корпусу самосвала при помощи рессорной передней подвески пневматического типа. Здесь установлена улучшенная амортизаторная система, что делает управление этим транспортом более комфортным. МАЗ оснащен восьмицилиндровым двигателем мощностью 320 л.с.

МАЗ-5516А5-347 оборудован двигателем ЯМЗ-6582.10, мощность которого составляет 330 л. с. Колесная формула автомобиля — 6х4. Техника отвечает международным экологическим нормам Евро-2. Автомобиль работает на дизельном топливе, рабочий объем мотора равен 11,8 л. Для зимнего и летнего сезона рекомендуется использовать разные масла.

МАЗ-5516Х5

МАЗ-5516Х5-481-000 — это самосвал с задним типом разгрузки, предназначен для транспортировки строительных сыпучих грузов. Модель установленного двигателя — ЯМЗ-65853 (мощность — 330 л. с.). Объем грузовой платформы равен 12,5 м3 . Количество цилиндрических элементов — 8, их диаметр — 12 см. Модель отличается экономичным расходом топлива и неприхотливостью в обслуживании. Цилиндры работают в такой последовательности: 1-3-2-4-5-7-6-8.

Техника оборудована девятиступенчатой коробкой передач и топливным насосом высокого давления. Все показатели электрического оборудования выведены на приборную панель.

МАЗ-5516Х5-480-050 — это небольшая самосвальная техника, предназначенная для транспортировки различных грузов, вес которых не превышает 20000 кг. Она оснащена двухместной кабиной со спальным местом, корпус кабины не подрессоренный. Максимальная скорость, которую может развивать этот транспорт, 85 км/ч, при этом расход топлива составит 38 л на 100 км пути. Мощность силового агрегата — 330 л. с.

Двигатель состоит из восьми цилиндров, которые работают в следующей последовательности: 1-3-2-4-5-7-6-8. Диаметр цилиндрических элементов составляет 12,5 см, а ход поршневой части — 14 см.

МАЗ-5516Х5-472-000. Такая модель оборудована пневматическим гидроусилителем руля, однодисковым фрикционным механизмом сцепления и барабанным тормозным устройством. У топливного фильтра есть система подогрева, что позволяет запускать двигатель даже в условиях низких температур.

4.5. Колёса и шины. Устройство и техническое обслуживание

Устройство

Колёса автомобиля — бездисковые, со съёмными бортовыми 2 (см.рис.71) и замковыми 3 кольцами. Замочное кольцо разрезное и является второй конической полкой обода для посадки шины. Обод 17 колеса по внутреннему диаметру (под канавкой для замочного кольца) имеет конус, по которому кольцо центруется на ступице. Передние колёса автомобиля одинарные, задние сдвоенные. Между ободьями сдвоенных колёс устанавливается проставочное кольцо. Для удобства накачки внутренних шин предусмотрен удлинитель вентиля. Крепление колёс к ступицам осуществляется установкой их на коническую посадочную поверхность диска 7 и последующим поджимом специальными прижимами 4. При этом прижим заднего колеса наружным скосом одновременно центрирует и зажимает наружный обод колеса. Гайка и болты крепления колёс с правой и левой сторон имеют правую резьбу.

Техническое обслуживание

Ежедневно перед выездом нужно проверять затяжку гаек крепления колёс. При затяжке гаек не следует наращивать плечо ключа, так как это может привести к срыву резьбы или скручиванию болтов. Замочное кольцо съёмного борта тщательно укладывают в канавку на ободе. При эксплуатации автомобильных шин (300 — 508R) необходимо строго придерживаться следующих основных правил: · ежедневно перед выездом проверять давление в шинах и при необходимости доводить его до нормы (в передних — 8,0кгс/см2, задних — 6,7кгс/см2). Уменьшение внутреннего давления в шинах против нормы на 25% снижает срок их службы примерно на 25-40%; · не перегружать шины. Груз должен равномерно распределяться по кузову автомобиля. Для перевозки длинномерных грузов использовать прицепы-роспуски. Нельзя допускать загрузку автомобиля выше его номинальной грузоподъёмности. Перегрузка шин на 25% снижает срок их службы примерно на 40%; · тормозить автомобиль плавно, не допуская скольжения колес, так как скольжение приводит к повышенному износу протектора; · цепи противоскольжения надевать только при действительной необходимости и снимать их, как только необходимость миновала; · следить за тем, чтобы на шины не попадали топливо, масло и другие нефтепродукты, так как это разрушает их. Для снятия колёс следует отвернуть все гайки крепления колеса на шесть оборотов, вывесить домкратом колесо (колеса) и с помощью лопатки для монтажа шин освободить прижимы (для задних колёс). Если прижимы зажаты между гайкой и ободом, необходимо выпустить воздух из камеры (камер) и только после этого, отвернув гайки снять колесо. Порядок установки колеса на ступицу следующий: · установить колесо на ступицу, надеть прижимы на болты крепления колёс и навернуть гайки; · произвести затяжку гаек колёс, сначала затянув верхнюю гайку, а затем диаметрально противоположную ей. Остальные гайки затягивать также попарно (крест-накрест). Рекомендуется затяжку гаек производить в несколько приёмов и проверять при этом торцевое биение колеса, которое не должно превышать 8мм при замере по середине боковой поверхности шины. В случае большего отклонения, гайки колёс ослабляют и снова производят их затяжку в изложенной выше последовательности, добиваясь при этом уменьшения биения колеса. Следует помнить, что эксплуатация автомобиля с осевым биением колеса свыше 8мм не допускается, так как это приводит к повышенному износу шин и дополнительной нагрузке на подшипники колёс.

Руководство по эксплуатации

Руководство по эксплуатации содержит следующие разделы:

  1. Требования безопасности во время работы на данном транспортном средстве. Здесь перечислены все меры предосторожности, порядок действий при аварийных ситуациях.
  2. Мотор. В этом разделе приведены характеристики двигателя, его устройство и рекомендации по обслуживанию.
  3. Коробка передач. Здесь описана работа трансмиссии и приведено краткое описание ее основных элементов.
  4. Ходовая часть транспорта. В этом разделе дается описание конструкции передней оси и рулевой тяги.
  5. Рулевое управление, тормозные системы.
  6. Электрооборудование.
  7. Маркировка транспорта. Здесь описано, где можно найти идентификационный номер транспортного средства, дана расшифровка номера.
  8. Правила обкатки самосвала.
  9. Особенности эксплуатации и техническое обслуживание. Здесь прописано, когда и как проводить ТО, какие бывают виды технического обслуживания.
  10. Условия хранения автомобиля, правила его транспортировки.
  11. Гарантийный срок и талон на транспорт.

Схема переключения передач

Схема переключения передач есть в руководстве пользователя самосвала. Переключение происходит следующим образом:

  1. При помощи механизма сцепления происходит разъединение силового агрегата с трансмиссией транспортного средства. Это дает возможность переключить ступени коробки передач, не сбавляя при этом обороты двигателя.
  2. Через блок сцепления проходит крутящий момент.
  3. Зубчатые шестерни расположены параллельно оси валовых устройств.
  4. Первый вал соединяется с механизмом сцепного устройства, на поверхности которого есть шлицы. По ним перемещается ведомый диск.
  5. С оси вращательное действие передается на промежуточную ось, которая объединена с шестерней первичного валового механизма.
  6. При включении нейтрального режима начинается свободное вращение шестерен, а муфты синхронизаторов приходят в разомкнутое положение.
  7. При выжатом сцеплении вилка перемещает муфту в положение зацепления с парой, расположенной на торцевой части шестерни.
  8. Шестерня фиксируется вместе с валом и перестает на нем прокручиваться, что обеспечивает передачу вращательного действия и усилия.

Электросхема

Схема электрооборудования включает в себя такие элементы, как:

  1. Аккумуляторы. Их напряжение составляет 12 В. Перед началом работы необходимо откорректировать плотность аккумуляторных батарей.
  2. Генератор переменного тока. Такая установка оборудована регулятором напряжения интегрированного типа и выпрямительным блоком. В конструкцию генератора входят подшипники, состояние которых рекомендуется проверять через каждые 50 000 км пробега.
  3. Стартер. Это устройство необходимо для запуска силового агрегата. Оно состоит из крышки реле, контактов, заглушек смазочных каналов, тяги якорного устройства, стакана, пружин щеткодержателя, крепежных элементов, рукоятки, защитной ленты.
  4. Электрофакельное устройство. Его задача — облегчение запуска двигателя в условиях низких температур.
  5. Выключатель массы батарей. Он нужен для присоединения и отсоединения аккумуляторов к массе транспорта.
  6. Система освещения и световой сигнализации. Она контролирует работу головных фар, фар-прожекторов, противотуманных огней, освещение внутри салона.

Тюнинг

Тюнинг автомобиля МАЗ-5516 предполагает замену вышедших из строя и поврежденных механизмов и узлов или улучшение технических характеристик.

Например, если нужно заменить рессоры сидений в кабине водителя, то рекомендуется демонтировать кресло при помощи набора ключей и отверток, установить новый механизм.

Для того чтобы повысить уровень комфорта в кабине водителя, следует усовершенствовать систему амортизации. Для этих целей рекомендуется использовать полурессоры амортизаторов от похожей модели КамАЗа.

Для того чтобы установить этот механизм на МАЗ-5516Х5, необходимо:

  1. Демонтировать задний хомут крепления.
  2. Снять рукоятку управления хомута и блокиратор.
  3. Убрать кронштейны.
  4. Установить нижнюю часть крепления новых амортизаторов на раму.
  5. Опустить защелки вместе с крепежными элементами рессор.
  6. Отпилить брызговик с внутреннего корпуса крыла.
  7. Опустить кабину на специальную подставку.
  8. Сделать отверстия под крепление и зафиксировать новый механизм. Сверло должно проходить через кронштейн крепления задних опор.
  9. Установить кабину на место.
Оцените статью