Диагностирования машины при проведение ремонта

Диагностирования машины при проведение ремонта

3.6. Порядок проведения диагностирования автомобилей при ТО и ремонте

Технологические процессы технического обслуживания автомобилей можно классифицировать на две основные группы: типовой процесс ТО-1 с диагностированием Д-1, типовой процесс ТО-2 с диагностированием Д-1 и Д-2. Схема типового технологического процесса ТО-1 показана на рис. 3.22, Автомобиль, пройдя пост уборочно-моечных работ, поступает на участок ТО-1, где проводят необходимые крепежные, регулировочные, шинные и смазочные работы. Здесь же проводят необходимые подготовительно-заключительные работы, предшествующие диагностированию на участке Д-1, т. е. доводят до нормы давление в шинах, регулируют свободный ход педали тормоза и др. На участке ТО-1 выполняют также ограниченный объем нетрудоемких ремонтных работ. Если объем ремонтных работ превышает установленный предел для ТО-1, автомобиль может быть направлен на участок TP непосредственно из зоны ЕО. На участок TP автомобили поступают также из участка ТО-1 до прохождения диагностирования Д-1 и с участка Д-1 после прохождения ТО-1 и Д-1.


Рис. 3.22. Схема организации типового технологического процесса ТО-1 с применением СТД

Схема типового технологического процесса ТО-2 показана на рис. 3.23. Автомобили, пройдя КПП и зону ЕО (уборочно-моечных работ), разделяются на два потока. Часть автомобилей поступает на участок Д-2, где выполняются диагностические работы, предусмотренные регламентом ТО-2. Подготовительно-заключительные работы, предшествующие диагностированию, проводят на этом же участке, объем этих работ в зависимости от модели автомобиля составляет 25-40 % общего объема диагностических работ. По результатам диагностирования уточняют необходимость выполнения регулировочных и ремонтных работ и их объем.


Рис. 3.23, Схема организации типового технологического процесса ТО-2 с применением СТД

После диагностирования Д-2 автомобиль сразу или через 2-3 дн направляют на прохождение ТО-2. Если при диагностировании Д-2 выявлены неисправности, трудоемкость которых превышает установленную норму для сопутствующего текущего ремонта, то до выполнения ТО-2 автомобиль направляют на участок ТР.

Значительную долю в системе автотранспортных предприятий общего пользования составляют АТП с парком малотоннажных автомобилей и таксомоторные парки. По данным НПО «Главмосавтотранса» в АТП со списочным составом до 150-200 автомобилей целесообразно выполнять диагностирования Д-1, Д-2 на одном посту. В АТП со списочным составом более 150-200 автомобилей зоны диагностирований Д-1 и Д-2 раздельны (см, рис. 3.24).

На АТП мощностью до 200 единиц (рис. 3.24, а) автомобили после уборочно-моечных работ проходят на посту Д-2 регламентное диагностирование Д-1, а затем в зависимости от результатов диагностирования поступают в зону ТО-1 с ДТО-1 или в зону TP с Дтр. Для оценки качества ремонта или для более глубокой локализации неисправностей автомобиль из зоны TP может быть повторно направлен в зону Д-2.

На АТП мощностью 200-600 единиц (рис. 3.24,б) автомобили после уборочно-моечных работ поступают в зону Д-1 с ТО-1. Если необходимо, то автомобиль может быть направлен в зону TP, откуда для повторного диагностирования в зону Д-1.

Схема технологического процесса ТО-2 с диагностированием Д-2 (рис. 3.24, в) на АТП мощностью до 200 автомобилей аналогична схеме, показанной на рис. 3.24, а. На АТП мощностью 200-600 автомобилей (рис. 3.24, г) плановое диагностирование проводят за 1-2 дн до ТО-2. Из зоны Д-2 в зависимости от результатов диагностирования автомобиль направляют на участок ТО-2 с ДТО-2 или в зону TP. После выполнения ТО-2 сопутствующие ему регулировочные работы по тормозным системам и ходовой части выполняются на постах линии Д-1 с ТО-1. Контроль качества работ ТО-2 производят выборочно, а контроль качества TP — по всем отремонтированным автомобилям.

Читайте также:  Колпаки для колес грузового автомобиля


Рис. 3.24. Схемы организации технологических процессов ТО-1 и ТО-2 с применением СТД для АТП малотоннажных автомобилей и такси: а — технологический процесс ТО-1 для АТП с парком до 200 автомобилей, б — технологический процесс ТО-1 для АТП на 200—600 автомобилей, в — технологический процесс ТО-2 для АТП с парком до 200 автомобилей, г — технологический процесс ТО-2 для АТП на 200—600 автомобилей

При проведении заявочного диагностирования с последующим ремонтом рекомендуется технологическая схема, показанная на рис. 3.25. Если вид и источник неисправностей определены механиком КТП, автомобиль направляют в зону TP, В противном случае автомобиль поступает на диагностирование Д-1 или Д-2. Устранение неисправностей осуществляют в зависимости от их вида и объема либо в зоне Д-2 (регулировка и замена узлов системы питания, системы зажигания и электроборудования), либо в зоне Д-1 с ТО-1 (регулировка тормозов, схождения колес), либо в зоне ТР.


Рис. 3.25. Схема организации технологических процессов Д-1 и Д-2 с последующим ремонтом

Основой технологических процессов ТО легковых автомобилей являются контрольно-диагностические работы, выполняемые по талонам сервисной книжки (табл. 3.13, 3.14), Большой объем контрольно-диагностических работ выполняют на предпродажной подготовке автомобилей.


Таблица 3.13. Перечень контрольно-диагностических работ по талонам сервисной книжки автомобилей ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109

В системе «Автотехобслуживания» и на многих предприятиях смежных отраслей технологический процесс диагностирования разрабатывают в соответствии с документом МУ 37.002,023-82 «Комплектность и содержание разрабатываемой технологической документации на типовые процессы технического обслуживания и ремонта транспортных средств»,


Таблица 3.14. Перечень контрольно-диагностических работ по талонам сервисной книжки автомобилей АЗЛК-2141 и АЗЛК-21412

Диагностирование и приемка машин в ремонт

Диагностирование — процесс определения технического состоя­ния машин. Его цель — обеспечить проведение ремонта машин в соответствии с их фактическим техническим состоянием.

Параметр состояния — физическая величина, характеризующая исправность или работоспособность объекта диагностирования, изменяющегося в процессе работы.

При диагностировании машины и ее составных частей проверя­ют комплектность, документацию.

Для установления технического состояния машин с определен­ной точностью получают, обрабатывают и анализируют информа­цию о техническом состоянии конкретной машины от потребителя. Очищают и осматривают места герметизации. Диагностируют ос­новные сборочные единицы и агрегаты с помощью специальных средств.

Различают заявочное и ресурсное диагностирования.

При заявочном диагностировании определяют место и при не­обходимости причину и вид дефекта или состояние машины в це­лом. Ресурсное диагностирование проводят в период эксплуатации машин и по результатам определяют остаточный ресурс составных частей. Если он достаточен, то продлевают наработку, которая дол­жна быть кратной чередованию видов технического обслуживания. В случае невозможности дальнейшей эксплуатации машины уста­навливают вид ремонта.

Ресурсное диагностирование включает в себя проверку состоя­ния: кривошипно-шатунной группы двигателя (по давлению масла в главной магистрали смазочной системы); цилиндропоршневой группы (по значению угара масла и количеству газов, прорываю­щихся в картер); трансмиссии (по суммарному зазору в механизмах, зазору в конечных и главной передачах).

На основании существующих ГОСТов сдают в ремонт: тракто­ры, сборочные единицы, выработавшие установленный ресурс и достигшие предельного состояния; тракторы с аварийными по­вреждениями и достигшие предельного состояния при наличии со­ответствующего акта.

Детали для установки навесного оборудования (кулачки, про­ушины и т. п.), кроме специального навесного и прицепного обору­дования, направляют в ремонт вместе с тракторами.

Все сборочные единицы, детали и приборы крепят на тракторе в соответствии с его конструкцией. На тракторах и их сборочных еди­ницах допускается отсутствие отдельных крепежных деталей (бол­тов, гаек, шпилек) не более 10 % и стекол — не более 25 % от предус­мотренной конструкцией комплектности, а также мелких деталей (ручек дверей, застежек капотов и т. п.).

Читайте также:  Как найти причину стука двигателя

Колесные тракторы сдают в ремонт с накаченными и годными для эксплуатации шинами.

К каждому трактору прилагают следующие документы: форму­ляр с указанием данных о наработке трактора с начала эксплуата­ции или предыдущего капитального ремонта; справку, подтверж­дающую необходимость капитального ремонта (форма 3). Если сборочные единицы сдают в ремонт отдельно, то заказчик состав­ляет справку, подтверждающую необходимость капитального ре­монта.

Сдаваемые в ремонт двигатели комплектуют сборочными еди­ницами и деталями, предусмотренными конструкцией. При этом не должно быть деталей, отремонтированных способами, исклю­чающими их последующее использование или ремонт. Наружные поверхности очищают от грязи. Смазочные жидкости и воду сли­вают.

Все отверстия, через которые могут проникнуть влага и пыль во внутренние полости двигателей и их сборочных единиц, закрывают крышками и пробками-заглушками. На наружные неокрашенные металлические поверхности наносят антикоррозионную смазку.

Тара и транспортные средства, применяемые для перевозки ди­зелей и сборочных единиц, должны быть исправными.

Все технологические операции, связанные с ремонтом машин и их агрегатами, а также восстановлением деталей, необходимо про­водить на рабочих местах. Последние оснащают надлежащим обо­рудованием, приспособлениями и инструментом, предусмотрен­ными в альбомах технологических карт на разборку, сборку и вос­становление деталей машин соответствующих марок.

При сдаче машины на ремонтное предприятие представитель хозяйства оформляет два экземпляра приемосдаточного акта, кото­рый подписывают приемщик и представитель заказчика.

В акте указывают: число отработанных машиной моточасов с на­чала эксплуатации и после последнего ремонта; техническое состо­яние агрегатов; комплектность машины.

В центральных ремонтных мастерских предварительно проводят технический осмотр. По его результатам составляют ведомость уче­та дефектов. При этом можно определить общий объем ремонтных работ по всему парку машин хозяйства, заблаговременно подгото­вить нужные запчасти и материалы, учесть стоимость ремонта каж­дой машины. На основании объема ремонтных работ составляют план-график ремонта машин.

Ожидающие ремонта машины хранят в соответствии с требова­ниями, установленными для кратковременного хранения машин. Если срок ожидания ремонта составляет более 2 мес, то машины ставят на длительное хранение.

Подготовка машин к хранению включает в себя следующие ра­боты:

— удаление грязи, пыли, подтекания масла;

— защиту чехлами, парафиновой бумагой и т. п. генераторов, пус­ковых двигателей, реле и других сборочных единиц и элементов, на которые недопустимо попадание воды;

— консервацию поверхностей штоков гидроцилиндров;

— установку колесных тракторов на подставки для разгрузки рес­сор и шин колес;

— снятие батареи аккумуляторов и хранение на складе;

— плотное закрытие всех отверстий, кроме сливных;

— установку в нейтральное положение рычагов и педалей механиз­мов управления.

Машина или агрегат поступают в ремонт непосредственно от за­казчика или с места хранения ремонтного фонда (машин, посту­пивших в ремонт).

Консервацию тракторов при постановке на хранение выполня­ют в соответствии с требованиями ГОСТ 9.014—78 и ГОСТ 7.751 — 85 с учетом технических условий на трактор конкретной марки.

В технологическую документацию по ремонту машинно-трак­торного парка входят:

— технические требования на текущий ремонт тракторов и автомо­билей, а также других специальных машин;

— технологические карты на замену агрегатов при текущем ремон­те тракторов;

— чертежи нестандартного оборудования для хранения сельскохо­зяйственной техники;

— технические требования на ремонт плугов, сеялок, культивато­ров и других сельскохозяйственных машин;

— рекомендации по организации и технологии ремонта зерноубо­рочных комбайнов.

Как отмечалось ранее, техническое состояние определяется текущим значением конструктивных параметров (размеры, зазоры, ходы и т.д.) с использованием прямого или косвенного метода

Читайте также:  Мотор завелся дыма нет

Характеристики методов и их взаимосвязь

непосредственное о техническом состоянии

(контактное) измерение изделия судят по косвенным

конструктивных диагностическим параметрам

Конструктивные Y0S0 Диагностические

Износ тормозных Тормозной путь

накладок и барабанов Ход тормозной педали

Износ цилиндро- Мощность

поршневой группы Компрессия

двигателя Расход (угар) масла

Содержание продуктов износа

Прорыв газов в картер

· точность; · не нужна разборка агрегата, системы;

· наглядность;· меньшая трудоемкость;

· достаточно простой · возможность контроля неразбираемых

инструмент; элементов, контроля сложных систем

· простые технологии. (впрыск, компьютерные системы).

· необходимость частичной · сложность диагностического

или полной разборки, оборудования;

увеличивающей · большая стоимость оборудования

интенсивность изнашивания и самого контроля;

· нарушение приработки; · необходимость периодического

· большая трудоемкость; метрологического контроля

· невозможность комплексного оборудования;

контроля сложных систем. · высокие требования к персоналу.

Диагностика это наука о методах проявления неисправностей, способах, средствах и алгоритмах их обнаружения.

Диагностирование это процесс определения технического состояния агрегата без его разборки.

Диагностирование не изменяет технического состояния ТМО, оно лишь является источником информации о техническом состоянии машин, которая может быть использована для принятия управленческих решений на различных уровнях управления. Реализация этих решений может обеспечить получение выгоды (например, сокращение времени простоя машин в ремонте; предотвращение аварийных отказов).

При принятии решений в технической эксплуатации используются статистическая и индивидуальная информации.

Статистическая информация это информация о состоянии или поведении группы объектов (например, распределение ресурсов деталей, трудоемкость выполнения работ, расход материалов и т.д.). Эта информация используется для расчета нормативов. Источником получения статистической информации являются соответствующим образом обработанные отчетные данные действующей на автомобильном транспорте документации, а также результаты специально организованных наблюдений.

Индивидуальная информация это информация о состоянии конкретного объекта (диагностическая информация). Она используется для корректировки нормативов. Пример: определение для каждого двигателя момента ремонта.

Статистическая и индивидуальная информации дополняют друг друга: на основании первой может быть установлен момент контроля технического состояния изделия, а целесообразность конкретных работ по поддержанию работоспособности определяется индивидуальной информацией о техническом состоянии изделия, получаемой с использованием средств диагностики.

Управление это процесс преобразования информации в определенные целенаправленные действия, переводящие управляемую систему из исходного в заданное или оптимальное состояние (рис. 3.1.).

Комплекс, включающий объект, средства и алгоритм, образует систему диагностирования. Объект системы диагностирования характеризуется необходимостью и возможностью диагностирования. Средствами диагностирования служат специальные приборы и стенды. Они делятся на внешние (отдельные) и встроенные, являющиеся составной частью ТМО. Системы диагностирования (рис. 3.2) делятся на функциональные, когда диагностирование проводят в процессе работы объекта, и тестовые, когда при измерении диагностических параметров работу объекта воспроизводят искусственно. Различают системы универсальные, предназначенные для нескольких различных диагностических процессов, и специальные, обеспечивающие только один диагностический процесс.

Диагностические системы могут быть общие, когда объектом является изделие в целом, а назначением – определение его состояния на уровне “годно — негодно”, и локальные – для диагностирования составных частей объекта (агрегатов, систем, механизмов). Кроме того, диагностические средства могут быть ручными и автоматизированными.

Внешняя среда

Реализация

Объект Информация

о состоянии

управленческого

решения

Управляющая система

Рис. 1.1. Схема использования информации при управлении объектом

Системы

диагностирования Общая

Функцио-

нальная

Тестовая Локальная

Объект Средства Алгоритм

Универ- Автомати-

сальная зированная

Специальная Внешние Встроенные Ручная

Рис. 1.2. Структура разновидностей систем диагностирования

Оцените статью