- Техническое обслуживание и текущий ремонт тормозов с гидроприводом
- Диагностика гидравлической тормозной системы
- Проверка тормозной системы
- Осмотр тормозного шланга
- Электрическая цепь контрольной лампы тормоза
- Указания по диагностике
- Описание проверки
- ТО и диагностика тормозной системы автомобилей с гидравлическим приводом.
Техническое обслуживание и текущий ремонт тормозов с гидроприводом
ЕО — опробовать действие педали тормозов — педаль должна перемещаться вниз без заеданий, расстояние от площадки педали до пола должно быть не меньше установленной нормы. Внешним осмотром проверить состояние и крепление главного тормозного цилиндра и гидровакуумного усилителя (при его наличии), обратить особое внимание на места возможного подтекания тормозной жидкости.
ТО-1— дополнительно к объему работ по ЕО необходимо очистить от пыли и грязи все доступные элементы тормозной системы, у легковых автомобилей тщательно очистить скобы (суппорт) передних дисковых тормозов. Проверить крепление основных узлов, штуцерных соединений и т.д. Необходимо проверить уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. При попадании воздуха в систему гидропривода — необходимо произвести прокачку системы.
ТО-2— дополнительно к объему ТО-1 проводят углубленную диагностику (как поэлементную, так и полную) технического состояния тормозной системы. При ТО-2 в обязательном порядке снимаются все колеса и барабаны автомобиля, в целях оценки состояния колесных тормозных механизмов и их обслуживания. Отсоединяют стяжную пружину и проверяют легкость поворота на опорных эксцентричных пальцах колодок. При ТО-2, в порядке сопутствующего ремонта, можно заменять любые неисправные узлы и детали.
ТР — в зону текущего ремонта поступают автомобили с внезапно возникшими неисправностями в тормозной системе в ходе эксплуатации (в т.ч. и после некачественного проведения работ при ТО-1 или ТО-2). На постах зоны ТР, оборудованных осмотровыми канавами или подъемниками, для обеспечения доступа к автомобилю снизу, может проводиться любая операция, входящая в объем работ ТО-1 или ТО-2.
Тормозная система не обеспечивает нормальное эффективное торможение- сопровождается увеличением тормозного пути.
· износ фрикционных накладок колодок;
· замасливание фрикционных накладок колодок;
· износ тормозных барабанов, тормозных дисков;
· попадание воздуха в гидросистему;
· неисправная работа гидровакуумного усилителя.
Тормозная система не обеспечивает равномерности торможения колес (при одинаковом износе протекторов и давлении в шинах) — что повышает возможность заноса автомобиля на дороге.
· неодинаковая эффективность действия различных колесных тормозных механизмов;
· неравномерное действие тормозных механизмов колес одной оси;
· последовательность и интервал начала срабатывания тормозов передних и задних колес не соответствуют техническим.
В случае опережающего торможения задних колес — возможен занос автомобиля, значительное опережение торможения передних колес может привести к потере управляемости автомобиля.
Полный отказ в работе тормозной системы.
· отсутствие тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра;
· попаданиев гидросистему большого количества воздуха;
· педаль тормоза неуправляема.
Нерастормаживание колес — при полном отпускании педали.
· разбухание резиновых манжет поршнейглавного цилиндра или колесных тормозных цилиндров;
· коррозия или налет солевых отложений на рабочей поверхности колесных тормозных;
· эллипсообразный износ тормозных барабанов;
· обрыв стяжных пружин колодок;
· заедание тормозных колодок на опорных пальцах;
· засорение воздушного отверстия в пробке бачка главного цилиндра;
· засорение компенсационного отверстия в главном цилиндре;
· отсутствует или слишком мал технологический свободный ход педали тормоза.
Диагностика гидравлической тормозной системы
Проверка тормозной системы
Проверка эффективности тормозной системы должна проводиться на ровном, сухом и чистом участке дороги без выбоин. Проверка не будет по-настоящему эффективной, если дорога мокрая, покрыта маслом или грязью, т.к. в этом случае не будет обеспечено равенство сцепления всех шин с дорогой. Наличие неровностей также может оказать отрицательное влияние на проведение испытания, т. к. колеса будут подпрыгивать.
Испытание тормозной системы необходимо проводить на разных скоростях, прилагая разные усилия на педаль, при этом, однако, следует избегать блокировки колес. Блокировка колес и переход в юз не свидетельствуют об эффективности тормозной системы, т.к. при заблокированных колесах тормозной путь будет длиннее. Сцепление шины с дорогой будет сильнее, когда к колесу прилагается максимальное тормозное усилие без блокировки, а не при скольжении шины по дорожному покрытию.
При более резком торможении может потребоваться большее усилие на педали.
На эффективность торможения оказывают влияние три основных внешних фактора:
- Неравномерное сцепление шин с дорогой может привести к неравномерности торможения. Давление во всех шинах должно быть одинаковым. Износ протектора шин по правому и левому борту должен быть приблизительно одинаковым.
- Неравномерное распределение нагрузки автомобиля также может привести к снижению эффективности торможения, т.к. на колесе с максимальной нагрузкой необходимо большее тормозное усилие, чем на остальных колесах.
- Нарушение углов установки колес, в частности углов развала и продольного наклона оси поворотного шкворня, вызывает увод автомобиля в сторону при торможении.
Для проверки утечки тормозной жидкости нажмите и удерживайте педаль тормоза при работающем на холостом ходу двигателе и рычаге переключения передач, находящемся в нейтральном положении (NEUTRAL). Если при этом педаль постепенно проваливается, то это указывает на возможную утечку в системе гидропривода тормозов. Осмотрите систему, чтобы убедиться в отсутствии или наличии утечек.
Проверьте уровень жидкости в главном цилиндре. Незначительное снижение уровня жидкости в бачке может быть связано с износом накладок колодок тормозных механизмов. Значительное снижение уровня указывает на наличие утечек в системе. Утечки в системе гидропривода могут быть внутренними или внешними. Процедура проверки главного цилиндра приведена ниже. При проведении этой проверки незначительные утечки могут быть не обнаружены. Если уровень жидкости в норме, проверьте длину толкателя вакуумного усилителя. При необходимости отрегулируйте длину толкателя или замените его.
Проверьте работоспособность главного цилиндра следующим образом:
- Убедитесь в отсутствии трещин отливки корпуса цилиндра, а также подтекания тормозной жидкости. Утечкой может считаться жидкость в объеме не менее одной капли. Конденсат на поверхности цилиндра не является утечкой.
- Убедитесь в отсутствии заедания привода педали, а также в правильности регулировки толкателя. Если и привод, и толкатель в норме, разберите главный цилиндр и убедитесь в отсутствии деформации или набухания уплотнительных прокладок цилиндра и поршня. Наличие набухших прокладок указывает на использование нестандартной или загрязненной тормозной жидкости. В случае загрязнения жидкости следует полностью разобрать главный цилиндр и прочистить все детали, а все уплотнительные кольца необходимо заменить на новые. Все трубопроводы также следует промыть.
Использование нестандартной тормозной жидкости, наличие в ней минерального масла или воды может привести к закипанию тормозной жидкости или повреждению резиновых уплотнителей. Набухание тарелок главного поршня свидетельствует о повреждении резиновых уплотнителей.
При наличии явных признаков повреждения резиновых элементов следует разобрать систему гидропривода и промыть все детали спиртом. Перед сборкой высушите детали струей сжатого воздуха, чтобы не допустить попадания спирта в систему. Замените все резиновые элементы, включая шланги. Кроме того, при работе с тормозным механизмом следует убедиться в отсутствии жидкости на тормозных накладках. При обнаружении жидкости следует заменить накладки.
Если прокладки поршня главного цилиндра в норме, проверьте систему на наличие утечек или перегрева. Если утечки и перегрев не обнаружены, слейте тормозную жидкость, промойте ей главный цилиндр и снова залейте жидкость в цилиндр. Затем прокачайте тормозную систему, чтобы удалить из нее воздух.
Осмотр тормозного шланга
Проверку состояния шлангов гидравлической тормозной системы необходимо проводить не реже двух раз в год. Шланги следует проверять на отсутствие повреждений щебнем или гравием, отсутствие трещин, потертостей внешней оболочки шланга или вздутий, а также на разгерметизацию. Убедитесь в правильности прокладки и крепления шлангов. Если шланг задевает за элементы подвески автомобиля, со временем это приведет к его истиранию и выходу из строя. Для проведения проверки вам потребуется переносная лампа и зеркало. При обнаружении любого из вышеперечисленных дефектов следует устранить его или заменить шланг.
Электрическая цепь контрольной лампы тормоза
Указания по диагностике
Контрольная лампа ТОРМОЗА горит ярко, если замок зажигания повернут в положение «ON» и при этом замкнута цепь либо выключателя стояночного тормоза, либо датчика уровня тормозной жидкости. Если цепи выключателя и датчика обе не замкнуты, то контрольная лампа ТОРМОЗА подключена к «массе» через генератор и горит вполнакала, если замок зажигания повернут в положение «ON», а двигатель выключен. При включении двигателя генератор становится источником напряжения. При наличии напряжения, поданного на оба контакта лампы, она гаснет.
Описание проверки
Номера пунктов ниже являются номерами шагов в диагностической таблице.
1. С этого шага начинается последовательность проверки контрольной лампы ТОРМОЗА в случае, если она продолжает гореть при работающем двигателе.
2. С этого шага начинается последовательность проверки контрольной лампы ТОРМОЗА в том случае, если она не загорается во всех режимах работы.
ТО и диагностика тормозной системы автомобилей с гидравлическим приводом.
В процессе эксплуатации автомобиля необходимо следить за исправностью тормозной системы, потому что любая неполадка в работе тормозов автомобиля, зачастую, может привести к неприятным последствиям. О том, как проводится диагностика тормозной системы автомобиля, можно узнать из этой публикации.
Многие водители не находят время, или ленятся заглянуть под капот своего автомобиля, и проверить уровень жидкости в тормозном бачке. А ведь может наступить такой момент, когда уровень тормозной жидкости снизится до нуля, и при следующем нажатии на педаль тормоза, водитель уже будет сжимать не тормозную жидкость, а воздух. Конечно, изнутри салона водителю проще заметить снижение эффективности торможения во время движения, но если вы будете вовремя контролировать уровень тормозной жидкости, то будет и вам спокойнее, и другим участникам движения безопаснее.
Вы можете задаться вопросом, а куда же делась тормозная жидкость? Со временем, любая жидкость понемногу испаряется, да и детали тормозной системы не вечные, к примеру, ржавчина и вибрации приводят к потере герметичности трубок и шлангов гидравлического привода, изнашиваются уплотнительные манжеты поршней цилиндров.
Мокрые следы на колесах или под вашим автомобилем, совпадающие с расположением частей тормозной системы, свидетельствуют о неисправности, и вам стоит отказаться от поездки, и устранить эту неисправность. Торможение автомобиля – это процесс перехода кинетической энергии движущейся машины в тепловую энергию за счет сил трения. Поэтому, во время работы детали рабочих механизмов в системе тормозов, и пространство вокруг, сильно нагреваются. При этом тормозная жидкость, которая находится рядом в цилиндрах и трубках, также заметно нагревается, и может в определенный момент закипеть. После этого, по законам физики, тормозов у вас не будет до тех пор, пока вы не сожмете весь воздух в цилиндрах, шлангах и трубках, т.к. пузырьки воздуха, в отличие от жидкости, будут сжиматься, а не передавать давление к исполнительным механизмам. После того, как вы, все же, остановите автомобиль, следует разобраться, почему все это произошло, и как теперь устранить пузырьки воздуха из тормозной системы.
Разумный вариант торможения, особенно на крутых и затяжных спусках – торможение двигателем, во избежание подобных неприятностей. Если же вы будете часто нажимать педаль тормоза, увеличится нагрев деталей, а это может привести к сбою тормозной системы.
Как диагностировать наличие пузырьков воздуха в тормозной жидкости, которые могут появиться в результате разгерметизации гидравлического привода или закипания жидкости?
Первый знак наличия воздуха в приводе – педаль тормоза станет «мягкой», а скорость торможения снижается, при этом, при нескольких быстрых нажатиях педали, она становится жестче. Чтобы избавиться от воздуха в системе, нужно выпустить немного тормозной жидкости с пузырьками воздуха, после чего долить жидкость в тормозной бачок.
Другая распространенная проблема с тормозной системой – педаль тормоза становится тугой, и необходимо усилие, чтобы ее нажать. Если двигатель не работает, и автомобиль на буксировке, так и должно быть, т.к. усилитель тормозов не работает при неработающем двигателе. Если же двигатель работает, а педаль тормоза стала тугой, значит, неисправен усилитель, и ему требуется ремонт.
Правильно отлаженный стояночный тормоз обеспечивает удержание автомобиля на уклоне 23% при трех-четырех щелчках фиксатора рычага. Если стояночный тормоз не удерживает машину, требуется замена тросов, либо его регулировка. Также возможно необходимо поменять тормозные колодки.
Большую часть необходимых работ по отладке тормозной системы вы можете осуществить сами, но при серьезных неисправностях лучше обратиться к профессионалам, все-таки с тормозами шутки плохи.
Основные неисправности тормозной системы.
Автомобиль уводит в сторону при торможении — возможно чрезмерное изнашивание или замасливание накладок колодок какого-нибудь колесного тормозного механизма, неполадки колесного тормозного цилиндра. В этом случае требуется замена неисправного цилиндра, либо промывка загрязненных колодок.
Вибрации или шум при нажатии на тормоз могут возникнуть, вследствие следующих неисправностей:
-неравномерного износа тормозных барабанов или дисков,
-чрезмерного износа накладок тормозных колодок,
-ослабления или поломки стяжных пружин задних тормозных колодок,
-загрязнения тормозных механизмов. В этом случае требуется заменить изношенные и поврежденные колодки, барабаны, диски и пружины на новые, -промыть загрязненные колодки.
«Мягкая» педаль тормоза (увеличенный ход педали) может возникнуть, вследствие:
-наличия воздуха в системе гидропривода,
-сильного износа накладок тормозных колодок,
-утечки тормозной жидкости.
В этом случае, как было сказано выше, требуется прокачать систему гидропривода, тем самым, удалив воздух из системы, заменить поврежденные детали, во избежание утечки тормозной жидкости, заменить тормозные колодки.