- Основные диагностические параметры системы смазки
- Система смазки автомобиля: как диагностировать нарушения?
- Система смазки двигателя: из чего состоит и как работает?
- Признаки неисправности смазки в двигателе
- Диагностика системы смазки
- Диагностирование смазочной системы транспортных средств
- Значение диагностики транспортного средства, определение технического состояния агрегатов и узлов без разборки. Особенности диагностики системы смазки. Характеристика диагностического оборудования смазочной системы. Проверка уровня и давления масла.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Основные диагностические параметры системы смазки
Температура масла равна 50-100 о С в картере двигателя; выбег центрифуги 2,0-3,0 мин. (после резкого сброса с максимальных оборотов и выключения двигателя).
Для измерения давления масла в системе используют механический манометр. С помощью штуцера его подсоединяют к главной масляной магистрали двигателя, обычно на место датчика давления масла. Затем запускают двигатель и измеряют давление во всех режимах его работы. В случае отклонения давления от номинального неисправность следует искать в элементах смазки.
Давление масла в системе на средних оборотах:
МАЗ (двигатель ЯМЗ 236) 2-4 кг/см 2
КамАЗ-740 4-5,5 кг/см 2
ЗИЛ-4331 4-5,5 кг/см 2
На холостых оборотах :
0,5-0,8 кг/см 2 – для карбюраторных автомобилей
1 кг/см 2 – для дизелей
Угар масла не более
ГАЗ, ЗМЗ – 1,2 л на 100 км
ЗИЛ – 1,5 л на 100 км
ПРОВЕРКА МАСЛЕНОГО НАСОСА
Производительность масленого насоса определяют по развиваемому им давлению при определенном сопротивлении на выходе. Для этого на специальной установке к выходному патрубку насоса присоединяют жиклер диаметром 1,5мм и трубопровод длинной 5метров. Насос с приемным патрубком и сеткой помещают в бачок, заполненный смесью, состоящий из 90% керосина и 10% моторного масла, или индустриальным маслом И20. Уровень смеси в бачке должен быть на 20-30 мм не ниже плоскости разъема корпуса и крышки насоса. Насос приводят во вращение от электродвигателя. При выпуске жидкости из насоса через трубопровод длинной 40мм с отверстием диаметром 4,2мм (при температуре (28±8)°С давление должно составлять 3,25-5,00кгс/см 2 .
При недостаточной производительности или после длительной эксплуатации масляный насос снимают и разбирают, все его детали промывают в керосине и продувают сжатым воздухом.
ПРОВЕРКА РЕДУКЦИОННОГО КЛАПАНА
Проверяется на специальном стенде на котором через клапан можно подавать масло под давлением. При этом фиксируется моменты начального и полного открытия клапана. При давлении 3кгс/см 2 редукционный клапан должен быть закрыт, допускается лишь вытекание отдельных капель из него; при давлении 6 кгс/см 2 клапан должен быть полностью открыт, а масло должно вытекать из него непрерывной струей.
Более простым, но не точным методом проверки работоспособности редукционного клапана является проверка нажатием на пружину (шарик, плунжер) прутком из мягкого металла. Пружина (шарик, плунжер) должен перемещаться без помех с некоторым сопротивлением.
Редукционный клапан при ремонте масленого насоса разбирают с промывкой растворителем его гнезд. На клапане и его гнезде не должно быть продольных рисок. Небольшие царапины и сколы плунжерных клапанов можно зашлифовать наждачной бумагой. В случае необходимости проверяют упругость пружины клапанов. При нажатии на пружину с усилием 4 кгс ее длина не должна уменьшиться более чем 11-13 мм.
ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДАТЧИКА
На подавляющем большинстве двигателей имеется датчик давления масла. По принципу действия это включатель с нормально замкнутыми контактами. При неработающем двигателе и включенном зажигании напряжение от аккумулятора подается на контрольную лампу аварийного давления масла, расположенную на панели приборов. После запуска двигателя создаваемое масляным насосом давление масла воздействует на , мембрану датчика, которая, прогибаясь, размыкает контакты и прерывает цепь питания контрольной лампы. Цепь прерывается при давлении в системе 0,4. 0,8 кгс/см 2 (в зависимости от модели двигателя). Если давление падает ниже указанного значения, контакты датчика замыкаются и контрольная лампа загорается.
Для проверки датчика можно применить следующую методику. Отсоединить разъем от датчика и с помощью омметра проверить наличие контакта между выводом датчика и «массой». При неработающем двигателе и включенном зажигании цепь должна быть замкнута, т. е- омметр должен показывать нулевое сопротивление, а при работающем двигателе — разомкнута, т. е. омметр должен показывать «бесконечное» сопротивление.
Если датчик снят, его работоспособность можно проверить следующим образом. К выводу датчика и его корпусу подсоединяют омметр, в масляное отверстие датчика вставляют отрезок проволоки и слегка надавливают на мембрану. При нажатии цепь должна прерываться. Давление можно создать и сжатым воздухом, однако оно не должно быть слишком высоким, иначе возможно повреждение мембраны.
Для смазки двигателей следует применять только те масла, которые предназначены для них по заводской карте смазки.
Оценку степени загрязнения масла и изменения его качеств можно производить по цвету масла или по методу «масляного пятна».
На фильтровальную бумагу с чистого щупа наносят капли масла из картера двигателя. Полученное пятно сравнивают с эталонными цветными пятнами, которые напечатаны на специальных эталонной карте. Каплю масла можно также нанести на чистое стекло.
Коррозийная агрессивность масла обнаруживается по потемнению медной или стальной пластины, помещенной в горячее масло.
Замену масла проводят на прогретом двигателе. Периодичность смены масла в двигателе зависит от:
1 времени его работы;
2 степени изношенности двигателя;
3 дорожных условий;
4 климатических условий.
В целях обеспечения возможности замены масла на посту любого типа зарубежные фирмы выпускают установки для удаления старого масла методом откачивания с использованием зонда вставляемого в отверстие для измерительного щупа.
После слива масла в каналах системы смазки остается большое количество продуктов износа из сгустков окисла масла. Поэтому для увеличения срока службы масла и самого двигателя предусматривается обязательная промывка системы перед заливкой свежего масла.
Для промывки используют:
1 веретенное масло;
2 смесь дизельного топлива (2 части) и дизельного масла (1 часть) – для дизельных двигателей;
3 90% уайт спирит и 10 % ацетона (заливают 2,5-3 литра в зависимости от емкости системы смазки);
4 специальные промывочные жидкости.
Для механизации процесса промывки применяются установки М 1121 и М 1147.
УХОД ЗА СИСТЕМОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ КАРТЕРА
Система вентиляции картера предназначена для удаления проникающих из цилиндров в картер двигателя газов и паров топлива, которое разжижает масло и ухудшает его свойства.
Система вентиляции масленого картера двигателя в процессе эксплуатации автомобиля засоряется продуктами неполного сгорания топливно-воздушной смеси — картерными газами.
При уменьшении проходных сечений с трубок системы вентиляции приводит к повышенному отложению осадков и может вызвать подтекание масла из картера вследствие увеличения давления картерных газов.
В случае нарушения герметичности системы вентиляции двигатель начинает неустойчиво работать на холостом ходу и вследствие повышенного разрежения в картере будет засасывать большое количество пыли, что приведет к повышенным износам.
При обслуживании вентиляции картера легковых автомобилей необходимо отсоединить шланги, снять и разобрать пламегаситель, маслоотделитель, сетку и промыть их в растворителе, в бензине или керосине.
Для двигателей ЗИЛ при каждой смене масла необходимо промывать фильтр вентиляции картера, установленный на маслозаливной горловине – керосином.
На двигателях ЗМЗ промывать в керосине фильтрующую набивку фильтра вентиляции картера, установленного на маслозаливной горловине.
При ТО-1 – крепежные работы
ТО-2 – очистить систему вентиляции от отложений.
Фильтры тонкой очистки
а) картонные или бумажные при фильтровании задерживают механические примеси до 0,001 мм;
б) центрифуги (улавливают от 2 до 0,5 мм).
ЕО – перед выездом на линию, пред пуском двигателя, необходимо проверить уровень масла в поддоне картера (автомобиль должен быть установлен на горизонтальной площадке). Следует проверить герметичность системы смазки по возможным подтеканием масла.
ТО-1– провести контрольный осмотр, обращая особое внимание на герметичность системы – возможны подтеки масла через поврежденные или плохо затянутые прокладки, в местах соединения шлангов, трубопроводов, через повреждения в элементах масленого радиатора, через поврежденные или плохо затянутые элементы масленых фильтров, центрифуг, часто наблюдается течь масла через передний и задний коренные подшипники коленчатого вала, при повышенных износах и повреждение их сальников. При каждом ТО-1 следует проводить крепежные работы, проверять давление масла в системе на прогретом двигателе на различных режимах работы.
ТО-2– дополнительно к объему работ по ТО-1 при ТО-2 в порядке проведения сопутствующего ремонта можно заменять отдельные неисправные элементы системы смазки.
Система смазки автомобиля: как диагностировать нарушения?
Для уменьшения трения между двигающимися деталями двигателя, а также для обеспечения их охлаждения при нагревании в процессе работы необходимо исправная работа смазочной системы. От технического состояния всех элементов смазочной системы зависит длительность эксплуатации двигателя. Основным показателем работоспособности всей системы является наличие давление масла в магистрали. Недостаточное значение этого показателя, даже при непродолжительной работе может повлечь за собой серьезные поломки деталей ДВС. С целью недопущения подобных проблем водителю необходимо внимательно следить за системой смазки и вовремя реагировать на диагностируемые нарушения. Как это сделать будет рассказано в рамках данной статьи.
Система смазки двигателя: из чего состоит и как работает?
Двигатель абсолютно любого транспортного средства состоит из следующих узлов:
- Маслобак;
- Маслозаборник;
- Масляный насос;
- Фильтр для очистки масла;
- Датчики;
- Система маслоподающих каналов.
В современных образцах двигателей используется комбинированная система смазки. В ней часть деталей смазывается под давлением, а другая часть непосредственно с помощью разбрызгивания или самотеком. Осуществляется смазка мотора циклически, тоесть при работе масляный насос закачивает масло в систему и под давлением подает его в масляный фильтр. После очистки масла от посторонних примесей, оно поступает к коленчатому валу, опорам распределительного вала и верхней опоре шатуна для смазки поршневого пальца. На рабочей поверхности двигателя масло оказывается с помощью отверстий в нижней опоре шатуна или за счет специальных форсунок. Все остальные части двигателя смазываются маслом разбрызгиванием.
Признаки неисправности смазки в двигателе
Как правило, симптомы неправильной работы смазочной системы двигателя имеют один и тот же характер. Среди них можно выделить следующие:
- После запуска мотора не гаснет контрольная лампа давления в системе;
- Наличие посторонних звуков после старта двигателя;
- Стук гидрокомпенсаторов;
- Посторонние шумы на прогретом двигателе.
При наличие любого из выше перечисленных симптомов нарушения автомобилист должен немедленно принять меры по их устранению. При внезапном включении лампы давления масла двигатель необходимо немедленно заглушить. Дальнейшая эксплуатация транспортного средства при таком нарушении не допустима.
Диагностика системы смазки
При резком падении уровня давления масла во время движения транспорт нужно остановить. После чего провести следующие действия:
- Проверить уровень масла;
- Проверить исправность контактов цепи;
- Проверить на наличие неисправностей датчик масла.
Для диагностирования неполадок в датчике или масляном насосе лучше обратиться за помощью к профессионалам. Выполнить самостоятельно такую проверку достаточно сложно, поскольку подобные работы подразумевают под собой снятие датчика и изменение положения коленвала.
В видео пойдет речь о системе смазки автомобиля и возможных нарушениях в ее работе:
Диагностирование смазочной системы транспортных средств
Значение диагностики транспортного средства, определение технического состояния агрегатов и узлов без разборки. Особенности диагностики системы смазки. Характеристика диагностического оборудования смазочной системы. Проверка уровня и давления масла.
Рубрика | Транспорт |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.11.2015 |
Размер файла | 135,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Диагностика системы смазки
2. Диагностическое оборудование смазочной системы
Список используемой литературы
Диагностирование — это определение технического состояния автомобилей, их агрегатов и узлов без разборки. Цель диагностирования при техническом обслуживании заключается в определении действительной потребности в выполнении работ технического обслуживания путем сопоставления фактических значений параметров с предельными, а также в оценке качества выполнения работ. Цель диагностирования при ремонте заключается в выявлении неисправностей, причин их возникновения и установлении наиболее эффективного способа устранения: на месте, со снятием агрегата узла или детали, с полной или частичной разборкой и заключительным контролем качества выполнения работ. При диагностировании с помощью контрольно-диагностических средств определяют диагностические параметры, по которым судят о структурных параметрах, отражающих техническое состояние диагностируемого механизма.
Диагностирование смазочной системы транспортных средств сводится к проверке уровня масла в картере двигателя и давления его в масляной магистрали. Правильность показаний штатного прибора давления масла проверяют контрольным манометром, подключаемым к масляной магистрали параллельно через штуцер.
Рассмотрим подробнее данный вопрос.
диагностика транспортный смазочный масло
1. Диагностика системы смазки
Ключевым показателем при проверке системы смазки авто является давление масла в магистрали. При исправном двигателе после его запуска и прогрева давление жидкости должно быть:
— не ниже 50 кПа, если коленвал имеет минимальную частоту;
— не ниже 340-450 кПа, если коленчатый вал имеет номинальную частоту вращения.
Поэтому перед диагностикой системы смазки желательно провести проверку коленвала. Недостаточное давление масла в магистрали способно вызвать серьезные поломки деталей авто даже при непродолжительной работе двигателя.
Контроль за давлением жидкости должен быть постоянным. Для его проведения можно использовать сигнальные лампочки, зажигающиеся при запуске мотора. Однако лучшим способом для проверки давления масла в магистрали является манометр, поскольку работа контрольных лампочек иногда может быть не информативной за счет выхода их из строя либо за счет выхода из строя предохранителей. При контроле за давлением масла с помощью лампочки нужно знать, что она должна гаснуть после запуска мотора.
Следует помнить, что при холостом ходе устройство может работать постоянно либо в импульсивном режиме. Такое функционирование не является признаком для ремонта системы смазки, так как каждое из описанных поведений является вариантом нормы.
При резком падении давления масла во время хода транспорт нужно остановить. После заглушения мотора рекомендуется произвести проверку уровня масла. Также следует проверить работу контактов цепи. Возможно, что дело не в падении уровня масла, а в работе соответствующего датчика. Для его проверки, а также для диагностики масляного насоса, лучше обратиться к специалистам, так как подобные работы предполагают снятие самого датчика и изменения положения коленвала. Если из получившегося отверстия масло вытекает струей, тогда можно говорить о замене датчика давления масла. В принципе, если машина находиться в дороге, то в этом случае мотор автомобиля можно запускать и ехать к ближайшему автосервису, где занимаются обслуживанием системы смазки. Если жидкость из отверстия совсем не вытекает, тогда продолжать ход нельзя — необходимое давление в системе смазки отсутствует.
Частый систематический контроль (желательно перед каждой поездкой) за системой смазки нужно проводить в следующих направления:
— визуальная проверка уровня жидкости в картере с помощью маслоизмерителя;
— своевременная замена жидкости (качество масла может оценить специалист по его цвету и прозрачности в момент стекания жидкости со щупа).
Загрязненное масло или недостаточный его уровень ускоряют процесс износа узлов и деталей ДВС. Поэтому простейший способ избежать преждевременной поломки мотора — периодически осуществлять обслуживание системы смазки автомобиля.
Обслуживание системы смазки требует проведения следующих операций:
— проверка содержания, давления и уровня масла;
— оценка герметичности соединений;
— ремонт или замена датчика давления масла;
Автовладелец должен систематически проверять качество и уровень масла. Для этого необходимо заглушить мотор и дождаться его полного остывания. После этого надо опустить щуп в поддон картера двигателя. Если след на щупе будет находиться посередине, то, значит, уровень масла в норме.
Если по результатам проверки окажется, что уровень масла недостаточен, то необходимо пополнить его до установленной нормы. Одновременно с этим следует осмотреть систему на предмет наличия течи. Обнаруженные подтеки свидетельствуют о нарушении герметичности соединений системы.
Для проверки давления надо вывернуть датчик давления и аккуратно подсоединить его к манометру. Затем необходимо основательно прогреть двигатель. И только после этого можно приступать к измерению давления. Если давление оказывается выше или ниже предусмотренных пределов, то необходимо устранить причину этого несоответствия.
Пониженное давление в смазочной системе можно исправить путем добавления или замены масла в поддоне картера, промывки сетки маслоприемника, замены привода масляного насоса или натяжения пружины редукционного клапана. Также может понадобиться отрегулировать сливной клапан и заменить вкладыши коленвала.
Для определения причины повышенного давления масла механик включает масляный радиатор и проверяет вязкость масла. Затем проверяется сливной клапан и устраняется его заедание. Для обеспечения нормального давления также может понадобиться ремонт КШМ и промывка системы смазки.
Выполнять промывка системы смазки следует на СТО каждые 45000 км пробега. Промывка системы смазки может понадобиться и раньше, если имеются липкие смолистые отложения на корпусе подшипников распределительного вала.
Как промывается система на СТО? Вначале мастер глушит двигатель. Затем он сливает отработанное масло. При этом масляный фильтр не снимается. Далее заливается специальное масло до нижней метки на щупе и запускается двигатель. После того как ДВС на малых оборотах холостого хода поработает 15-20 минут, автомеханик сливает масло полностью. Затем заменяется масляный фильтр и заливается новое двигательное масло.
Помимо этого, периодически следует смазывать подшипники генератора, валика вентилятора и приборов системы зажигания.
Рассмотрим этапы проверки уровня масла автомобиля.
Этап первый. Здесь следует подготовить транспорт к проверке: поставить его на ровную поверхность; немного прогреть двигатель (температура около 60 градусов) либо проверить масло через 5-10 минут, после остановки мотора авто. Нельзя измерять уровень жидкости непосредственно после поездки, поскольку данные будут не информативными, так как масло еще не стекло в поддон.
На втором этапе достается и протирается измерительный щуп. Ткань для очистки не должна оставлять после себя волокна.
Затем осуществляется сама проверка — щуп опускается обратно до упора на несколько секунд.
Четвертый этап: оценка результата. На измерительном щупе есть деления — «min» (L) и «max» (F). Расстояние между отметками примерно равно одному литру. Уровень масла определяется по краю масляной пленки на измерительном приспособлении.
Хорошо, если уровень масла находится в пределах этих отметок, однако желательно долить жидкости подходящего типа немного не доходя до максимально допустимой отметки — пятый этап. Долив должен осуществляться постепенно.
Последний этап — итоговая проверка уровня масла в двигателе авто. Когда уровень жидкости будет близок к отметке «max», щуп можно опустить обратно, закрутить пробку маслозаливной горловины.
Необходимость проверки масла
Достаточный уровень масла необходим для:
— экономичности и общей эффективности работы двигателя;
— уменьшения износа элементов мотора;
— уменьшения токсичности выхлопных газов.
Если уровень масла достаточно продолжительное время низкий, то это грозит выходом из строя мотора, так как все это время будет недостаточная смазка его элементов. При избыточном уровне происходит подтекание масла, что может вызвать замасливание свечей зажигания. В любом из перечисленных случаев ресурс мотора существенно уменьшается.
В профилактических целях измерения масла автомобиля нужно проводить каждые 1000 км, а также после продолжительных поездок. Уровень масла в двигателе всегда должен находиться между отметками делений «min» и «max». Измерить его рекомендуется и в процессе предпродажной подготовки.
Проверить масло самостоятельно может каждый. Однако не каждый автовладелец сможет оценить качество жидкости, поэтому для полной проверки масла в двигателе рекомендуется обратиться в автосервис. Специалист организации сможет не только проверить его уровень, но и качество. Если после опускания чистого щупа на нем обнаружены твердые частицы, сама жидкость пахнет бензином, то масло нужно заменить. К тому же проверка масла авто входит в комплекс услуг по диагностике системы смазки.
Контроль за давлением масла необходимо производить постоянно. Самый простой вариант — это слежение за сигнальной лапкой о давлении масла, которая должна зажигаться при запуске мотора и потухать через несколько секунд. Опираться исключительно на работу контрольной лампочки не стоит, так как она может перегореть либо может полететь предохранитель. Чтобы проверить давление масла машины, нужно время от времени обращаться в автосервисы, поскольку замеры и оценка результатов должна производиться специалистами. Плюс, как показывает практика, проблем с давлением может и не быть, иногда неправильные показания дает соответствующий прибор. Производить замену датчика давления масла рекомендуется в автовервисах.
Одним из последствий постоянного недостаточного давления может стать непродолжительная работа мотора авто. Если будут выявлены проблемы, то следует продолжить диагностику системы смазки.
Чтобы понять через какой интервал лучше заменить в автосервисе или на СТО масло автомобиля нужно посмотреть сервисный интервал в руководстве по эксплуатации и сделать в точности, как рекомендует производитель, но в действительности каждый автомобиль используется с разной интенсивностью, поэтому срок замены и проверки уровня масла тоже должен вычисляться индивидуально.
Каждому водителю известно, что обозначенная стоимость замены в двигателях масла в прайс-листах техцентров отнюдь не всегда является фактором, определяющим качество. Чтобы производительность двигателя оставалась высокой, он работал бесперебойно и долго, важно использовать только оригинальную смазку, рекомендованную производителем, а также соблюдать другие правила.
Многие станции техобслуживания уже предлагают такую инновационную услугу, как экспресс-замена масла двигателя в автосервисах Москвы. Мастера столичных станций техобслуживания могут заменить смазку очень быстро и даже дешевле, чем обычно. Цены полной и экспресс-замены в двигателях автомобилей моторного масла на СТО отличны между собой практически всегда. В большинстве случаев смена смазки традиционным способом действительно обходится дороже. Исключением могут оказаться разве что сервисы, где экспресс-замена масла в двигателе круглосуточно (24 часа) осуществляется на постоянной основе, поэтому в таких мастерских, работающих в нон-стоп режиме, цены всегда заметно выше, чем на других СТО.
Важно решить, какой способ замены масла в ДВС для водителя предпочтителен в конкретной ситуации, а сколько стоит у дилера полная или экспресс-замена моторного масла в двигателе авто всегда можно самостоятельно уточнить по телефону. Традиционно использованная смазка сливается через картерное отверстие, при этом автомобиль устанавливается на подъёмник, что занимает много времени. При сливании масла таким способом можно попутно произвести диагностику ходовой, исправное состояние которой гарантирует вашему передвижению на личном транспорте безопасность. Если вы торопитесь и не намерены проверять ходовую на этот раз, то экспресс-замена значительно ускорит слив смазки благодаря использованию вакуумного насоса, который вставляется в ёмкость сверху. То есть при использовании экспресс-метода у вас появится шанс немного сэкономить.
Прежде чем отправляться в сервис, где заменить моторное масло в двигателе автомобиля по цене наиболее выгодно, стоит узнать о нём больше сведений, поскольку важно не только то, насколько дёшево и быстро вам заменят масло, но и то, какую смазку автомеханики зальют взамен использованной. Качество масла имеет значение для исправной работы мотора и для определения периода, по окончанию которого снова потребуется заменить смазку. Не секрет, что некачественное масло с примесями приходит в негодность намного быстрее.
Необходимо заранее поинтересоваться отзывами об экспресс-заменах масла в двигателях, адресами и телефонами техцентров, где предоставляется такая услуга. Также нужно обратить внимание, что вместе со сменой масла обычно производится замена воздушного фильтра.
2. Диагностическое оборудование смазочной системы
Диагностирование смазочной системы сводится к проверке уровня масла в картере двигателя и давления его в масляной магистрали. Правильность показаний штатного прибора давления масла проверяют контрольным манометром, подключаемым к масляной магистрали параллельно через штуцер.
Рис. 1 Измерение давления масла в двигателе. Вместо штатного датчика давления масла через переходник с трубкой подключается механический манометр. После этого запускается двигатель и контролируется давление в масляной магистрали
В смазочной системе проверяют:
— герметичность в соединениях поддона картера, фильтров, трубопроводов и сальниках коленчатого вала;
— уровень масла в картере;
— давление масла в магистрали;
— качество масла, его температуру и вязкость;
— правильность показаний щиткового прибора;
— степень загрязненности ротора центрифуги.
Герметичность проверяют осмотром на отсутствие течи.
Давление масла проверяют приспособлением КИ-5472 (КИ-4940) в магистрали и проверяют правильность показаний щиткового манометра. Приспособление подключают к масляной магистрали параллельно щитковому манометру. Для этого трубку, идущую к щитковому манометру, подсоединяют к тройнику приспособления, а вместо нее к масляной магистрали (датчику давления масла) присоединяют конец гибкого шланга с наконечником. При прогретом двигателе давление масла, измеряемое контрольным манометром и щитковым манометром, должно быть одинаковым, а величина его соответствовать техническим условиям.
Давление масла в магистрали и правильность показаний щиткового прибора проверяют прибором Э-204 или КИ-13936 (рис.2), подключаемым к масляной магистрали параллельно щитковому прибору.
Рис.2 Устройство Ки 13936 ГОСТНИТИ для определения давления масла
Устройство КИ-13936 предназначено для определения давления в системе смазки. Устройство включает манометр, защищенный винтовым демпфером, рукав, трубку с накидной гайкой и сменные штуцера. Общее состояние масляного насоса, состояние подшипников коленчатого вала и работоспособность указателя давления масла определяют по величине давления масла в главной масляной магистрали системы смазки. Данное устройство является модернизацией устройства КИ-5472.
Степень загрязненности ротора центрифуги и качество масла определяют с помощью приспособления КИ-9912 или КИ-9912А (рис. 3) по массе осадка и скорости накопления отложений. Во время проверки снимают защитный колпак ротора центрифуги и на ось ротора устанавливают приспособление, представляющее собой компактный пружинный динамометр с индикатором часового типа. Затем зажимной гайкой сводятся лапки до прочного сцепления их с гайкой ротора маслоочистителя. Далее, вращая гайку относительно опоры, поднимают корпус приспособления. Создаваемое при этом подъемное усиление будет последовательно передаваться на корпус, весовой механизм на захват лапок и ротор центрифуги. В результате ротор поднимается вверх по оси и оказывается между ее нижним торцом и упорной шайбой, не касаясь их. При этом масса ротора с находящимся в нем осадком будет передаваться через зажимные лапки на упругий элемент, деформируя его. Деформация пружины регистрируется индикатором, показания-которого пропорциональны массе ротора центрифуги. Для снятия приспособления нужно отвинтить зажимную гайку (при этом подпружиненные лапки раздвигаются) и приспособление свободно сняла с оси ротора центрифуги.
Рис. 3 Приспособление КИ-9912 для определения загрязненности центробежного маслоочистителя: 1 и 10 — гайка и ось ротора. 2 и 3 — зажимная и установочная гайки, 4 — захват, 5 — опора упругого элемента, 6 — индикатор, 7 — корпус, 8 — упругий элемент весового механизма, 9 — установочный узел; h — высота подъема ротора центрифуги при определении массы осадка
Необходимость замены масла и очистки ротора определяют по массе осадка согласно ТУ. Работу центрифуги оценивают также по времени до полной остановки ротора после остановки двигателя (у исправной центрифуги оно должно быть 2-3 мин); загрязненность масла определяют на спектрографической установке, а его вязкость — с помощью вискозиметра, принцип действия которого основан на сравнении скорости перемещения в маслах стальных шариков или пузырьков воздуха. В первых трех стеклянных пробирках содержатся три эталонных масла с разной вязкостью — 3, 6 и 10 сСт. В четвертую пробирку наливают до одного уровня с остальными маслами масло, вязкость которого нужно проверить, и закрыть пробкой. После этого необходимо вискозиметр с залитым маслом положить на несколько минут на прогретый блок двигателя (или в сосуд с горячей водой) для выравнивания температур в эталонном и проверяемом маслах. Перевернуть пробирки на 180°, наблюдать за всплыванием пузырьков воздуха в маслах. Чем меньше вязкость, тем быстрее пузырек воздуха поднимается кверху. Вязкость испытуемого масла определяют сравнением скорости движения пузырька воздуха в испытуемом масле со скоростью движения в эталонных маслах.
Для проверки масляного насоса и клапанов системы смазки используют приспособление КИ-4858, которое состоит из приборного блока, комплекта рукавов и соединительных элементов для подключения проверяемых элементов к приборному блоку. Приборный блок включает три манометра (класс 2,5), дроссель-расходомер и два дросселя для создания необходимого давления в проверяемой системе. Манометры, пределы измерений которых 0. 0.6 и 0. 1.6 МПа, позволяют контролировать давление в магистрали двигателя, на входе и выходе дросселя-расходомера. Масса прибора не превышает 20 кг с упаковкой и приспособлениями. Прибор позволяет определять производительность насоса до 80 мин с погрешностью, не превышающей 5%.
Прибор подключают через фильтр системы смазки, а один из манометров прибора подсоединяют последовательно с манометром двигателя. На различных режимах проверяют насос и клапаны, а также правильность показаний масляного манометра.
Большое внимание при диагностировании системы смазки уделяют проверке работы фильтров. При своевременном контроле фильтров и их очистке масло в системе дольше сохраняет первоначальные свойства и позволяет поддерживать стабильные условия работы сопряжений двигателя.
Параметрами проверки эффективности работы центрифуги являются масса, частота вращения и время работы ротора. Для проверки центрифуги по выбегу ротора используют стетоскоп и секундомер. Диагностирование проводят на прогретом двигателе при номинальной частоте вращения коленчатого вала. Стетоскоп приставляют к колпаку фильтра и выключают двигатель, после прекращения вращения вентилятора по секундомеру начиняют отсчет времени выбега ротора до момента полного затухания шума. Ротор исправного масло-очистителя должен вращаться не менее 35 с.
Для определения частоты вращения ротора центрифуг ряда двигателей (Д-48, СМД-14 и др.) применяют вибрационный тахометр КИ-1308В. Для измерения тахометр навинчивают на ось ротора и проверяют работу центрифуги на прогретом двигателе при номинальных оборотах коленчатого вала и номинальном давлении в системе смазки. Поворачивая крышку тахометра, следят за колебаниями его язычка. При максимальных колебаниях стрелка прибора укажет частоту вращения ротора центрифуги. Тахометр измеряет частоту вращения от 4000 до 7000 мин, погрешность измерения составляет ±100 мин-1, масса прибора 0,4 кг.
Методы проверки работы центрифуг по частоте вращения и по выбегу ротора не дают достаточно точных данных о степени загрязнения центрифуг, эти методы позволяют только выявить их функциональные параметры. Для окончательного вывода о техническом состоянии центрифуги необходимо определить массу осадка, задержанного центрифугой.
Для определения осадка как указывалось выше используют индикатор загрязненности КИ-9912, который представляет собой компактный пружинный динамометр с индикатором часового типа. При определении загрязненности индикатор прикрепляют к гайке стакана ротора при снятом колпаке центрифуги, устанавливают нулевое значение шкале индикатора часового типа, поднимают потоп вдоль оси и регистрируют показания индикатора. Определяют массу ротора с осадком и. зная массу чистого. определяют массу осадка в роторе.
Это же приспособление используют для опенки качества моторного масла, для чего полученные значения осадка делят на время, за которое эти осадки накоплены, всяким образом получают значения средней скорости накопления отложений в центрифуге. Этот способ наиболее эффективен.
Фильтры грубой очистки проверяют по значениям перепада давления до и после Фильтров манометром с приспособлениями или приспособлением КИ-4858.
Рассмотрим диагностирование системы смазки автомобиля ЗИЛ — 4333
Перед выездом на линию, перед пуском двигателя, необходимо проверить уровень масла в поддоне картера. В этих целях вынимают и протирают ветошью измерительный щуп, вставляют наместо до упора, затем вновь вынимают и по специальным меткам определяют, сколько следует залить масла. Нежелательна эксплуатация автомобиля при пониженном уровне масла, так как приводит к перегреву и разжижению масла, но не допускается и перелив масла выше указанных меток, потому что этот избыток масла будет попадать в камеру сгорания, что приводит к дымлению двигателя, к замасливанию электродов свечей и выходу их из строя. Следует проверить герметичность системы смазки по возможным подтекам масла. В дороге следует следить за показанием манометра (указателем давления масла) на различных режимах работы двигателя.
Затем проводят контрольный осмотр, обращая особое внимание на герметичность системы — возможны подтеки масла через поврежденные или плохо затянутые прокладки (клапанных крышек, поддона картера, крышки распределительных шестерен), в местах соединения шлангов, трубопроводов, через повреждения в элементах масляного радиатора, через поврежденные или плохо затянутые элементы масляных фильтров, центрифуг, часто наблюдается течь масла через передний и особенно через задний коренные подшипники коленчатого вала при повышенных износах или повреждений их сальников и т.д.
Поэтому при каждом осмотре следует проводить крепежные работы в местах возможной течи масла и самих элементов системы смазки, расположенных снаружи двигателя. Проверять давление масла в системе на прогретом двигателе на различных режимах работы. На холостом ходу холостом ходу давление должно быть в пределах 0,05-0,08 МПа. Не допускается работа двигателей при загорании сигнализатора аварийного давления масла. Масло подлежит замене, если оно уже настолько темного цвета, что не просматриваются риски на щупе.
Дополнительно к вышеуказанному объему работ порядок проведения сопутствующего ремонта можно заменить на отдельные неисправные легкодоступные элементы смазки, вплоть до масляного радиатора, центрифуги и т.д.
Проверяют уровень масла в моторе, при необходимости заливают. Перед выездом на линии визуально проверяют на наличие течи снизу масла.
Помимо вышеуказанных объемов работы перед летней эксплуатации меняют зимнее моторное масло на летнее с последующей промывкой системы смазки или наоборот. Сливают масло на прогретом двигателе в специальную емкость, с последующей утилизацией отработавшего масла.
Система смазки обеспечивает оптимальные условия работы сопряжений двигателя, от ее эффективности во многом зависит надежность и долговечность работы двигателя и в первую очередь цилиндрово-поршневой группы, кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения. Система смазки обеспечивает поступление масла определенной вязкости и чистоты к сопряжениям двигателя под необходимым давлением и допустимой температуры.
Работоспособность системы смазки зависит от технического состояния масляного насоса, масляного радиатора, фильтров грубой и тонкой очистки, клапанов.
В смазочной системе проверяют:
— герметичность в соединениях поддона картера, фильтров, трубопроводов и сальниках коленчатого вала;
— уровень масла в картере;
— давление масла в магистрали;
— качество масла, его температуру и вязкость;
— правильность показаний щиткового прибора;
— степень загрязненности ротора центрифуги.
Герметичность проверяют осмотром на отсутствие течи.
Основными показателями технического состояния системы смазки являются давление масла, его температура, частота вращения и выбег ротора масляной центрифуги, производительность насоса.
Прежде всего, проверяют давление масла в магистрали. Правда, причинами снижения давления в системе могут быть повышенный износ в цилиндро-поршневой группе, изменение режима работы двигателя, вязкость применяемого масла и некоторые другие причины. Но давление масла также характеризует состояние клапанов, состояние насоса (износ деталей).
Являясь одним из важнейших частей любого автомобиля, смазочная система нуждается в постоянном уходе. Для поддержания ее в работоспособном состоянии и предотвращения возможных неисправностей необходимо своевременно проводить его техническое обслуживание.
Уход за системой смазки заключается в проверке качества и поддержания уровня масла в картере, периодической и сезонной сменах масла, проверке состояния и работы фильтра тонкой очистки и смене его фильтрующего элемента, проверке плотности соединений маслопроводов, прокладок, сальников и в подтяжке соединений.
Для смазки двигателя нужно применять масла только тех сортов, которые указаны в таблице и карте смазки автомобиля.
Необходимо помнить, что смешивание масел различных сортов может привести к ухудшению смазочных свойств смеси. Поэтому при доливке масла в двигатель следует применять масло того же сорта, какое было залито в картер ранее.
Список используемой литературы
1. Врагов В.К. Теория и конструкция автомобиля и двигателя. — М.: Академия, 2012. — 416 с.
2. Вялов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: М., 2010.- 480 с.
3. Евсеев Е.А. Техническое обслуживание автомобилей. — М.: ИНФРА — М, 2009. — 352 с.
4. Карасёв М.И. Слесарь по ремонту автомобилей — М.: Высшая школа, 2009. — 239 с.
5. Кругов С.М. Справочник автослесаря по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. — М.: Высшая школа, 2011. — 304 с.
6. Михайлов Е.В. Диагностика автомобиля: учебник — М., 2010. — 224 с.
7. Рогожин В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств: учебник, СпБ, 2009. — 432 с.
8. Сабаев В.И. Диагностирование и ремонт автомобилей. — М.: МГИУ, 2014. — 284 с.
9. Туркин А.М. Теория и техническое обслуживание автомобильных двигателей — М., 2012. — 664 с.
10. Турчинский И.С. Техническое обслуживание транспортных средств — М.: ИНФРА — М, 2011. — 256с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Характеристика смазочной системы: понятие, назначение, виды. Устройство смазочной системы: поддон картера, масляный насос, фильтр. Анализ основных требований, предъявляемых регистром к смазочной системе. Ремонт системы смазки, особенности замены масла.
контрольная работа [848,7 K], добавлен 26.01.2013
Назначение и характеристика смазочной системы. Типы смазочных систем, классифицированных по различным признакам. Конструкция и работа смазочной системы, ее назначение и характеристика. Особенности конструкции и работы жидкостной системы охлаждения.
реферат [615,4 K], добавлен 24.01.2010
Назначение, устройство и работа системы смазки двигателя автомобиля ВАЗ-2109. Основные неисправности, причины их возникновения и методы устранения. Разборка, проверка деталей и сборка масляного насоса. Техническое обслуживание смазочной системы.
дипломная работа [2,7 M], добавлен 05.12.2014
Общая схема и принцип действия системы смазки двигателя, ее составные части и их взаимодействие. Отличительные признаки и особенности эксплуатации смазочных систем с мокрым и сухим кратером. Неполадки и ремонт сборочных единиц смазочной системы.
презентация [845,8 K], добавлен 10.04.2010
Основные понятия и определения. Положения и задачи технической диагностики. Диагностирование в системе управления техническим состоянием транспортных средств, диагностические параметры. Характеристика транспортного средства как объекта диагностирования.
реферат [150,2 K], добавлен 24.07.2014