Диагностика систем пуска двигателя

Диагностинка системы пуска двигателя

Системы пуска (рис. 1) различных моделей автомоби­лей ВАЗ мало чем отличаются друг от друга, поэтому и по­рядок поиска неисправностей в них одинаков. Внешне не­исправность в системе пуска проявляется в ненормальной работе стартера. Можно выделить пять основных неисправ­ностей.

Стартер не включается — не слышны щелчки срабатыва­ния тягового реле.

Причиной этой неисправности может быть нарушение контактных соединений, обрыв или короткое за­мыкание в цепях включения стартера, неисправность тяго­вого реле.
Порядок нахождения этой неисправности показан на схе­ме (рис. 30). Для обнаружения неисправности по этой схе­ме потребуется только контрольная лампа.

При включении стартера слышны многократные щелчки тягового реле.

Такая неисправность может встречаться в ав­томобилях, выпущенных после 1983 г. Их стартеры имеют тяговое реле с двумя обмотками: втягивающей и удержи­вающей. В момент замыкания контактов тягового реле втя­гивающая обмотка отключается и работает только удержи­вающая. Если при этом сильно разряжена аккумуляторная батарея, ослаблены контактные соединение в цепи стартера или же в удерживающей обмотке тягового реле возник об­рыв или короткое замыкание, то возвратная пружина пере­мешает якорь реле в обратном направлении. Контакты реле разомкнутся, втягивающая обмотка снова включится и под ее воздействием контакты вновь замкнутся. Процесс по­вторится.
Схема поиска неисправностей для этого случая приве­дена на рис. 31. В ходе работы может понадобиться арео­метр для проверки заряженности батареи, а при проверке системы пуска автомобилей ВАЗ-2108, «2109» еще и кусок провода для соединения выводов дополнительного реле включения стартера. Если включение стартера будет постоянно сопровождать­ся многократными щелчками и каждый раз причиной этого явится аккумуляторная батарея, то это значит, что либо она слишком быстро разряжается между поездками, либо в ней есть неисправности. В таком случае тщательно проверьте батарею. Порядок проверки приведен на рис. 32. Для этого необходимо иметь только тестер и аккумуляторный проб­ник Э107.

Стартер включается, но его якорь либо не вращается, ли­бо вращается медленно.

Причинами ненормальной работы в этом случае могут быть разряженность батареи, наруше­ние контактов в соединениях, подгорание контактов тяго­вого реле, загрязнение коллектора или изношенность ще­ток и, наконец, обрыв, межвитковое или короткое замыка­ние в обмотках стартера.
Найти неисправность поможет схема, приведенная на рис. 33. Приступая к работе, запаситесь куском толстого (12. 14 мм2) провода, мелкой шкуркой и ареометром. Если рассматриваемая неисправность часто повторяется и виной этому каждый раз бывает разряженная батарея, то последнюю тщательно проверьте (см. рис.1).

Стартер включается, якорь его вращается, но маховик дви­гателя остается неподвижным.

Такая ситуация часто бывает из-за: ослабления крепления стартера к картеру; поврежде­ния зубьев маховика и шестерни привода или появления на них забоин; загрязнения винтовой нарезки якоря; пробук­совки муфты свободного хода привода; поломки рычага, поводкового кольца или буферной пружины привода стар­тера.
Все эти неисправности выявите по схеме, приведенной на рис.1.

Читайте также:  Чип тюнинга от турбо

Стартер не выключается после запуска двигателя.

В этом случае маховик вращает муфту свободного хода с высокой частотой, из-за чего муфта перегреется и может заклинить. В результате стартер выйдет из строя. Поэтому при такой неисправности немедленно остановите двигатель. Если же стартер будет продолжать прокручивать коленчатый вал, то отсоедините батарею от «массы». Невыключение стартера после запуска двигателя может быть из-за спекания кон­тактов тягового реле (в автомобилях ВАЗ-2108, «2109», кро­ме того, и контактов реле включения), неисправности вы­ключателя зажигания или заедания привода на валу якоря.
Неисправность найдите (естественно, после остановки двигателя и отключения стартера) по схеме, приведенной на рис. 35.

Диагностирование системы пуска двигателя

Надежная работа данной системы во многом зависит от технического состояния АБ, чистоты и надежности крепления проводов и клемм стартера и АБ, исправности реле включения стартера, выключателя зажигания, крепления стартера к корпусу маховика.

Проверка электрических цепей системы пуска

Наконечники проводов и контакты выключателя зажигания не должны быть окислены. Они должны плотно быть плотно закреплены. Окисленные выводы АБ и наконечники проводов тщательно зачищают и смазывают тонким слоем защитной смазки (можно моторным маслом).

Реле включения стартера. Проверку производят по следующей схеме.

Рис. 23. Схема проверки реле включения стартера РС 507Б.

Подключают реле по схеме, замыкают цепь и реостатом устанавливают минимальное напряжение. Затем плавно увеличивают его, наблюдая за показаниями вольтметра и контрольными лампами, замеряют напряжение момента замыкания контактов (загораются лампы). Контакты реле должны замыкаться при напряжении 6 – 9В.

Напряжение замыкания регулируют с помощью натяжения пружинки реле. Контакты должны размыкаться при снижении напряжения до 2 – 4В.

Регулируют также зазоры между якорем и сердечником (0,5 – 0,6 мм) и 2-мя контактами «К» (0,4 – 0,5 мм).

При сильном обгорании контактов реле оно не будет подавать ток на стартер. Для проверки необходимо замкнуть контакты «Б» и «С». В этом случае реле выключиться из цепи и если стартер начнет работать, то реле необходимо отремонтировать.

Диагностика системы пуска и электроснабжения автомобиля.

Плохо крутит стартер, упало напряжение зарядки и вот уже стартер или генератор снят с двигателя и подвергается разнообразной проверке и переборке. После переборки и не обнаружения неисправности агрегат не без труда устанавливается на место, а утешительного результата нет. Все работает или не работает так же, как до всех манипуляций.
Начинается подтяжка толстых проводов «масса» и иногда это помогает, но ненадолго. Чтобы сэкономить время и деньги, прежде чем что либо разбирать нужно точно установить место неисправности. Им может оказаться как сам агрегат так и провода и места контактов проводов с агрегатами. Хуже всего отловить плавающую неисправность, когда то работает — то не работает.
Пример: на микроавтобусе клемма минусового провода идущего от аккумулятора до кузова расположена под обивкой в месте крепления к кузову была не затянута гайкой и просто болталась на шпильке. В момент включения стартера она то приваривалась, то отгорала. По этой причине неоднократно заменялось втягивающее реле и сам стартер, но неисправность с упорством повторялась до тех пор, пока не было проведено углубленное исследование.
И еще один пример: на одном авто минусовой провод с аккумулятора приходил на головку блока. Все места контактов были проверены, а при включении стартера напряжение на его контактах падало до 8В при напряжении на аккумуляторе 11,9В. Падение было обнаружено между головкой блока и самим блоком цилиндров. На первый взгляд невероятно, но сопротивление между блоком и головкой было 0,01 Ома.
Просадка тока и напряжения зарядки тоже часто происходит по вине плохого контакта между генератором и блоком или между передней и задней крышками генератора.

Читайте также:  Разборка двигателя волга 3110

Начинать углубленную проверку системы запуска двигателя и генераторной установки на автомобиле удобней с измерения напряжения непосредственно на штырях аккумулятора, без нагрузки и под нагрузкой, включением стартера. Это измерение поможет определить состояние самого аккумулятора. При включении нагрузки разница напряжений между клеммами и между штырями, за счет большего переходного сопротивления, может оказаться очень значительной, вплоть до невозможности включения стартера даже при внешней чистоте соединения.

Падение напряжения на клеммах напрямую указывает на плохой контакт между штырями и клеммами. Тонкая пленка, окислов незаметная глазом, делает свое черное дело. Зачищать штыри и клеммы лучше всего металлической щеткой и ершиком.

Между плюсовым
штырем и клеммой. Между минусовым штырем и клеммой. Между проводом и клеммой.

По минусовой ветви проверка производится аналогично.
Между минусовым штырем аккумулятора и стартером. Если имеется падение напряжения на этом пути, то проверяется каждое соединение. Между минусовым штырем аккумулятора и клеммой, клеммой и болтом » массы » и далее по всей цепочке
соединений.
И еще осложнять работу стартера могут контакты дополнительного реле или замка зажигания. Включается — не включается это определяется просто, но бывает и провокационные срабатывания дополнительного реле когда сопротивление контактов увеличивается до 0,5 — 0,7 Ом. В таком случае напряжения для срабатывания втягивающего реле хватает. Но при работе стартера не хватает силы прижима контактной пластины к головкам контактных болтов. И между ними возникает повышенное сопротивление затрудняющее работу стартера (стартер еле прокручивает) и приводящее к обгоранию силовых контактов вплоть до оплавления. Поэтому нужно проверять и напряжение подходящее к 50у выводу стартера, оно не должно отличаться от напряжения на 30м стартера более чем на 0,5В.

Генератор.

Возбуждение генератора.

Начальный ток возбуждения генератора поступает с 15 контакта при включении зажигания через контрольную лампу и паралельно ей включенный резистор. Начальный очень незначительный ток через лампочку нужен для подмагничивания ротора, поскольку остаточной намагниченности недостаточно для возбуждения генератора при малых оборотах. При достижении оборотов двигателя 2000 — 2500 Об/мин генератор обычно запускается без дополнительного подмагничивания. На пути от 15го замка зажигания до 15го вывода генратора может быть предохранитель и несколько соединений. От 15го вывода питается система зажигания и прочие потребители включающиеся при включении зажигания, обозначенные на упрощенной схеме — R нагрузки. После возбуждения генератора напряжение между 15м и 30м выводом генератора практически равно нулю и проследив по схеме пути тока видно, что контрольная лампа гореть не может. Но на практике бывает она начинает светиться при достаточном напряжении зарядки аккумулятора. Происходит это при плохом контакте в местах соединения провода и на предохранителе. Если представить указанный на схеме предохранитель резистором объединившим в себе все возможные сопротивления на соединительных контактах то видно, что сопротивление нагрузки и сопротивление контактов образуют делитель напряжения и напряжение на контрольной лампе уже не может быть равно нулю. И может достигать 3 — 4 вольт. При таком напряжении контрольная лампа светится уже довольно ярко. Так же контролька может светиться и при плохом контакте или обрыве в самом генераторе. Определить где неисправность в проводке или в генераторе довольно просто: если напряжение между 15м и 30м на генераторе равно нулю, а лампа светится — виновата проводка, если нет — виноват генератор.
Там где доступ к генератору затруднен, но к контрольной лампе свободный, можно определить подключив плюсовой щуп мультиметра к контрольке со стороны замка, а минусовой со стороны генератора. Если при светящейся лампе на мультиметре появится знак минус — виновата проводка если нет — генератор.

Читайте также:  Рав 4 тест драйв кпп

Пути тока зарядки.

При зарядке аккумулятора ток может идти от вывода 30 генератора до + аккумулятора, на разных машинах по разным путям. Путь А самый короткий, непосредственно от вывода генератора до клеммы аккумулятора, а уже с клеммы на замок зажигания и ко всем потребителям и имеет всего две точки контакта. Путь Б бывает многосложным. Например: от 30 генератора к 30 стартера и от стартера разветвляется, к аккумулятору через силовой провод стартера и ко всем потребителям через дополнительный провод. На контактном болте стартера при этом образуется целый «бутерброд» из клемм и шайб. Или от генератора до стартера через соединительную колодку, от стартера до аккумулятора и с генератора к потребителям через соединительную колодку. На некоторых машинах в провод 30 идущий к замку зажигания дополнительно ставится предохранитель на большой ток. Он необходим если дорогА машина и опасен если дорогА голова. Повышенное сопротивление или отсутствие контакта в любом из этих соединений приводит к неправильному балансу напряжений между генератором и аккумулятором. При пониженном напряжении зарядки на аккумуляторе в первую очередь нужно проверить напряжение между 30м контактом генератора и его задней крышкой. Если напряжение на генераторе в норме, а на аккумуляторе недостаточное, значит в какой то точке соединения проводов имеется повышенное сопротивление.
Вылавливается эта точка так же как и на силовых проводах стартера. Многие точки являются общими.
Проседание напряжения под нагрузкой может возникать еще и по причине плохого контакта между минусом регулятора напряжения и крышкой генератора. На минусовом контакте регулятора видны следы микродуги. Напряжение с этим регулятором то держалось стабильно, то проседало при незначительной нагрузке. На алюминии крышки образовался толстый слой окисла и контакт то возникал, то пропадал.

Контактная шайба регулятора напряжения.

Места установки щупа при поиске точки падения напряжения.
Второй щуп устанавливается на заднюю крышку генератора, где обнаружится падение напряжения — там и есть плохой контакт.

На болт. На гайку. На клеммы. Между задней и
передней крышками генератора.

При большем увеличении видно, что шайба под гайкой имеет следы воздействия высокой температуры и даже незначительное оплавление изоляции провода. В этом месте и терялось 0,6 Вольта. На болте генератора 14,3 Вольта, а на штырях аккумулятора 13,7 Вольт.

Оцените статью