Диагностика и проверки двигателя
Силовой агрегат. Двигатель. Форд Фокус 1
1. Проверьте обоснованность жалобы клиента, задействовав систему.
2. Выполните визуальную проверку наличия очевидных признаков механических или электрических повреждений.
Таблица визуального осмотра
Механические факторы
Электрические факторы
– Протечки охлаждающей жидкости
– Протечки в топливной системе
– Заметно поврежденные или изношенные элементы
– Ослабление затяжки или отсутствие гаек или болтов
– Ослабший или корродированный разъем(ы)
– Поврежденный или изношенный переключатель(и)
3. Если очевидная причина выявленной вами или описанной клиентом неисправности обнаружена, устраните ее перед переходом к дальнейшим действиям (если это возможно).
4. Если проблема визуально не очевидна, проверьте признак неисправности и обратитесь к Таблице признаков неисправности.
Таблица признаков неисправности
Состояние
Возможные Причины
Действие
•Использование моторного масла неподходящего типа
Определите тип масла, которое использовалось последним (например, по последней квитанции или бирке замены масла), и сравните его со спецификацией; при необходимости замените масло. Чрезмерно высокое давление в блоке цилиндров
•Неисправная система вентиляции картера двигателя
•Снимите крышку маслозаливной горловины. Если при работающем двигателе ощущается заметное давление: Проверьте работу системы вентиляции картера и при необходимости отремонтируйте ее.
•Неисправность системы принудительной вентиляции картера (PCV).
•Проверьте работу системы PCV и при необходимости отремонтируйте систему.
•Выверните заглушку крышки головки блока цилиндров.
•Поочередно подключите магистраль подачи сжатого воздуха к отверстию для свечи зажигания каждого цилиндра, подайте сжатый воздух и проверьте наличие утечки воздуха при снятой крышке маслозаливной горловины. Если имеется заметный поток воздуха, осмотрите поверхности гильз цилиндров и поршни на наличие повреждений. ОБРАТИТЕСЬ к гл. «Общие процедуры», представленной в этом разделе.
•Протечка, вызываемая поврежденным масляным уплотнением или неправильной выверкой держателя масляного уплотнения:
•Масляное уплотнение распределительного вала.
•Переднее или заднее масляное уплотнение распределительного вала.
•Проверьте выверку держателя масляного уплотнения; при необходимости отрегулируйте. Замените масляное уплотнение.
•Повреждение прокладок или сопрягаемых поверхностей
•Проверьте прокладки и сопрягаемые поверхности на наличие повреждений.
•Повреждена прокладка или сопрягаемая поверхность головки цилиндров, моторное масло может вытекать из двигателя в зоне между головкой и блоком цилиндров или попадать в систему охлаждения.
•Откройте крышку расширительного бачка системы охлаждения и проверьте, есть ли на поверхности охлаждающей жидкости масляная пена или масляная пленка.
•Снимите головку цилиндров. Zetec-SE — За дополнительной информацией обратитесь к Разделу 303-01A / 303-01B / 303-01C / 303-01D / 303-01E. Zetec-E — 1.8L Endura-DI и 1.8L Duratorq TDCi —
•Проверьте сопрягаемые поверхности и прокладку головки цилиндров и проверьте отклонение от плоскостности сопрягаемой поверхности головки цилиндров. ОБРАТИТЕСЬ к гл. «Общие процедуры», представленной в этом разделе.
•При необходимости замените головку цилиндров.
•Протечки масла в элементах, которые покрываются маслом или имеют масляные тракты, протечки масла во вспомогательных элементах
•С помощью ультрафиолетового (UV) тестера проверьте наличие трещин во вспомогательных элементах, имеющих масляные тракты, или в двигателе и замените неисправный элемент или прокладку.
•Неисправность системы PCV
•Засорение шлангов или вентиляционного клапана/ сапуна. Это вызывает повышение давления в картере, что, в свою очередь, увеличивает объем поступления масла в камеру сгорания.
•Маслоотделитель системы PCV неисправен, и моторное масло может проникать в камеру сгорания через впускной коллектор.
•Убедитесь в исправности работы системы PCV; при необходимости отремонтируйте систему.
•Повреждение гильз цилиндров или чрезмерно большие зазоры в элементах двигателя
•Проверьте рабочие поверхности и зазоры элементов двигателя и при необходимости замените перечисленные ниже элементы. При необходимости замените блок цилиндров.
•поршневые кольца (между кольцом и канавкой, кольцом и стенкой поршня и т.д.)
•штоки и направляющие клапанов
•штоки и направляющие клапанов
•Повреждение прокладок или сопрягаемых поверхностей
•Проверьте прокладки и сопрягаемые поверхности на наличие повреждений.
•Повреждена прокладка или сопрягаемая поверхность головки цилиндров, и моторное масло может поступать в камеру сгорания
•Снимите головку цилиндров. Zetec-SE — За дополнительной информацией обратитесь к Разделу 303-01A / 303-01B / 303-01C / 303-01D / 303-01E. Zetec-E — 1.8L Endura-DI и 1.8L Duratorq TDCi —
•Проверьте сопрягаемые поверхности и прокладку головки цилиндров и проверьте отклонение от плоскостности сопрягаемой поверхности головки цилиндров. ОБРАТИТЕСЬ к гл. «Общие процедуры», представленной в этом разделе.
•При необходимости замените головку цилиндров.
•Повреждены масляные уплотнения штоков клапанов, и моторное масло может поступать в камеру сгорания через зазор между штоком клапана и направляющей клапана. Особенно заметным это становится при торможении двигателем.
•Замените масляные уплотнения штоков клапанов. Zetec-SE — За дополнительной информацией обратитесь к Разделу 303-01A / 303-01B / 303-01C / 303-01D / 303-01E. Zetec-E — 1.8L Endura-DI и 1.8L Duratorq TDCi —
•Трещины в элементах двигателя, имеющих масляные тракты, или в элементах двигателя, покрытых маслом, например, в гильзах цилиндров, поршнях, масляных галереях и каналах картера.
•Добавьте присадку к моторному маслу, предназначенную для ультрафиолетовой проверки на наличие протечек, и доведите моторное масло до температуры 80° C минимум, чтобы присадка к моторному маслу смогла проникнуть в любые имеющиеся трещины. Дайте двигателю остыть до температуры окружающего воздуха, снимите и (при необходимости) разберите неисправный элемент. Проверьте элемент двигателя с помощью ультрафиолетового течеискателя и при необходимости замените этот элемент.
•Расход охлаждающей жидкости
•Повреждение прокладок или сопрягаемых поверхностей
– Повреждена прокладка или сопрягаемая поверхность головки цилиндров. Охлаждающая жидкость может поступать в камеру сгорания или картер двигателя.
•Снимите головку цилиндров. Zetec-SE — За дополнительной информацией обратитесь к Разделу 303-01A / 303-01B / 303-01C / 303-01D / 303-01E. Zetec-E — 1.8L Endura-DI и 1.8L Duratorq TDCi —
– Проверьте сопрягаемые поверхности и прокладку головки цилиндров и проверьте отклонение от плоскостности сопрягаемой поверхности головки цилиндров. ОБРАТИТЕСЬ к гл. «Общие процедуры», представленной в этом разделе.
– При необходимости замените головку цилиндров.
•Трещины или разрывы в элементах двигателя, омываемых охлаждающей жидкостью, таких как гильзы цилиндров и выемки (полости) камеры сгорания, головки цилиндров
•Определите поврежденный элемент двигателя и замените его.
•Двигатель не запускается
•Неисправность аккумулятора или электропроводки
•Проверьте аккумулятор, кронштейн и кабели. За дополнительной информацией обратитесь к Разделу 414-00.
•Неисправность стартера или электропроводки
•Проверьте систему стартера. За дополнительной информацией обратитесь к Разделу 303-06.
•Неисправность в системе подачи топлива
•Проверьте систему подачи топлива. Zetec-SE — За дополнительной информацией обратитесь к Разделу 303-01A / 303-01B / 303-01C / 303-01D / 303-01E. Zetec-E — 1.8L Endura-DI и 1.8L Duratorq TDCi —
•Пустой топливный бак
•Проверьте уровень рабочей жидкости.
•Неисправность в системе зажигания
•Проверьте систему зажигания. Zetec-SE — За дополнительной информацией обратитесь к Разделу 303-01A / 303-01B / 303-01C / 303-01D / 303-01E. Zetec-E —
•Неисправность в системе управления двигателем
•Проверьте систему управления двигателем. За дополнительной информацией обратитесь к Разделу 303-14.
•Неисправность в системе воздухозабора
•Протечка воздуха в системе воздухозабора
•Заблокирован фильтр очистки воздуха.
•Неисправен клапан управления подачей воздуха в режиме холостого хода.
•Проверьте систему впуска. За дополнительной информацией обратитесь к Разделу 303-12.
•Поврежден клапанный механизм
•Прогорание выпускного клапана
•Неправильная регулировка газораспределения
•Растрескивание или повреждение ремня газораспределительного механизма
•Подсоедините источник сжатого воздуха к цилиндрам. Если воздух выходит наружу через впускной коллектор или выпускную трубу, проверьте клапанный механизм.
•Неисправность элементов двигателя
•прокладка головки цилиндров
•шейки под подшипники нижних головок шатунов и/или коренные подшипники
•Подсоедините источник сжатого воздуха к цилиндрам. Если воздух выходит наружу через открытую крышку маслозаливной горловины, снимите головку цилиндров в соответствии с описанной процедурой и проверьте элементы. Zetec-SE — За дополнительной информацией обратитесь к Разделу 303-01A / 303-01B / 303-01C / 303-01D / 303-01E. Zetec-E — 1.8L Endura-DI и 1.8L Duratorq TDCi —
•Чрезмерно низкая выходная мощность/ чрезмерно высокий расход топлива/ неровная работа двигателя
•Неисправность в топливной системе
•Проверьте топливную систему. Zetec-SE — За дополнительной информацией обратитесь к Разделу 303-01A / 303-01B / 303-01C / 303-01D / 303-01E. Zetec-E — 1.8L Endura-DI и 1.8L Duratorq TDCi —
•Неисправность в системе зажигания (только бензиновые двигатели)
•Проверьте систему зажигания. Zetec-SE — За дополнительной информацией обратитесь к Разделу 303-07A / 303-07B / 303-07C / 303-07D. Zetec-E —
•Неисправность в системе управления двигателем
•Проверьте систему управления двигателем. За дополнительной информацией обратитесь к Разделу 303-14.
•Неисправность в системе воздухозабора
•Протечка в системе воздухозабора
•Засорен воздушный фильтр
•Неисправен клапан управления подачей воздуха в режиме холостого хода
•Проверьте систему воздухозабора. За дополнительной информацией обратитесь к Разделу 303-12.
•Поврежден клапанный механизм
•Прогорание выпускного клапана
•Неправильная регулировка газораспределения
•Растрескивание или повреждение ремня газораспределительного механизма
•Подсоедините источник сжатого воздуха к цилиндрам. Если воздух выходит наружу из впускного коллектора или выпускной трубы, проверьте клапанный механизм.
•Неисправность элементов двигателя
•прокладка головки цилиндров
•шейки под подшипники нижних головок шатунов или коренные подшипники
•Подсоедините источник сжатого воздуха к цилиндрам. Если воздух выходит наружу через открытую крышку маслозаливной горловины, снимите головку цилиндров в соответствии с описанной процедурой и проверьте элементы. Разберите двигатель в соответствии с описанием, данным в Руководстве, и проверьте элементы. Zetec-SE — За дополнительной информацией обратитесь к Разделу 303-01A / 303-01B / 303-01C / 303-01D / 303-01E. Zetec-E — 1.8L Endura-DI и 1.8L Duratorq TDCi —
•Перебои (пропуски) зажигания/ обратная вспышка
– Неподходящее октановое число топлива (только бензиновые двигатели) или использование топлива неподходящего типа.
– Неисправность в системе зажигания (только бензиновые двигатели)
– Чрезмерно высокая температура двигателя
– Отложения углерода (нагар) в камере сгорания начинают накаляться и вызывать пропуски зажигания
– Неправильная регулировка газораспределения, вызывающая перебои в системе впуска/ выпуска
•Определите причину пропусков зажигания и устраните ее.
– Определите, топливо какой марки было залито в бак последним (обратите внимание на спецификации (технические характеристики) топлива конкретной страны).
– Проверьте систему зажигания. Zetec-E — За дополнительной информацией обратитесь к Разделу 303-07A / 303-07B / 303-07C / 303-07D. Zetec-SE — 1.8L Endura DI и 1,8L Duratorq TDCi —
– Проверьте охлаждение двигателя. За дополнительной информацией обратитесь к Разделу 303-03.
– Снимите нагар, используя специальные топливные присадки при движении автомобиля.
– Проверьте фазы газораспределения клапанов.
•Поврежден клапанный механизм
•Проверьте клапанный механизм.
•Чрезмерно большие зазоры в клапанах, вызываемые неисправными гидравлическими толкателями или неправильной регулировкой клапанного зазора
•Если возможно, отрегулируйте клапанные зазоры или замените неисправные гидравлические толкатели.
•Неправильная регулировка фаз газораспределения клапанов: клапаны и поршни соприкасаются
•Проверьте и при необходимости отрегулируйте фазы газораспределения клапанов. Zetec-SE — За дополнительной информацией обратитесь к Разделу 303-01A / 303-01B / 303-01C / 303-01D / 303-01E. Zetec-E — 1.8L Endura-DI и 1.8L Duratorq TDCi —
•Растрескивание или повреждение ремня газораспределительного механизма
•Проверьте ремень газораспределительного механизма. Также проверьте поршни и клапаны на наличие повреждений и замените неисправные элементы.
•Неисправность элементов двигателя
•прокладка головки цилиндров
•шейки под подшипники нижних головок шатунов и/или коренные подшипники
•Разберите двигатель и проверьте элементы. Zetec-SE — За дополнительной информацией обратитесь к Разделу 303-01A / 303-01B / 303-01C / 303-01D / 303-01E. Zetec-E — 1.8L Endura-DI и 1.8L Duratorq TDCi —
•Элементы двигателя или вспомогательные элементы повреждены или непрочно закреплены.
•Проверьте состояние элементов двигателя, удостоверьтесь в прочности их крепления и правильности посадки. При необходимости затяните элементы крепления до предписанного момента затяжки. Замените поврежденные элементы.
Диагностика Форд Фокус: частые поломки в каждом поколении
Форд Фокус — сравнительно недорогой, неприхотливый и надежный автомобиль. По продажам он неоднократно становился лидером в своем классе. Не только новых, но и среди б/ушных машин. В соотношении цена-комфорт-безопасность он всегда на первых позициях. Но даже самый надежный автомобиль подвержен износу — тогда и начинают проявляться классические болячки.
Если вы покупаете Фокус с рук или владеете им больше 5–6 лет, будьте готовы столкнуться с характерными поломками этого автомобиля. Забегая наперед, скажем: все они легко устраняются, если вовремя провести диагностику вашего Фокуса.
Ford Focus первого поколения
Фокус первого поколения в России и Европе комплектовали двумя типами моторов Zetec и Duratec разного литража. Они обладают большим запасом надежности даже при экстремальной езде.
Основная головная боль движков линейки Zetec — это термостат в пластиковом корпусе. Со временем его оболочка трескается и даже рассыпается от высокой температуры в месте контакта с головкой блока цилиндров. Из трещин начинает течь антифриз.
Есть риск не заметить это вовремя. Особенно, если охлаждающая жидкость утекает тонкой незаметной струйкой, а не фонтанирует во все стороны. Далее антифриз постепенно стекает в ребра жесткости коробки передач и оттуда понемногу испаряется во время работы мотора.
С течением времени уровень охлаждающей жидкости значительно снижается. Происходит перегрев двигателя. А перегретый мотор Zetec — это мертвый мотор. Даже самые современные сплавы алюминия плохо переносят излишне высокую температуру.
Чтобы такого не допустить, осмотрите термостат уделяя внимание целостности пластиковой оболочки. Не пренебрегайте регулярным осмотром подкапотного пространства на предмет появления течей. Обращайте внимание указатель температуры на приборной панели. И обязательно проверяйте уровень охлаждающей жидкости — часто, а лучше при каждой поездке, как это рекомендовано техническим регламентом.
Двигатели линей Duratec также сделаны из сплава алюминия и очень боятся перегрева. Но жалоб на какие-то распространенные болезни у этих моторов нет. Просто следите, чтобы вся охлаждающая система работала исправно. Вовремя доливайте антифриз и моторное масло. Тогда мотор без проблем пробежит свои положенные 350–400 тысяч километров.
Задняя подвеска первых Фокусов сделана в виде многорычажной системы. Она должна улучшить управляемость, курсовую устойчивость и добавить плавность хода Ford Focus. И в первые годы жизни автомобиля все это так и работает. Но любая подвеска авто среднего ценового сегмента не рассчитана на долгие годы службы.
Уже после 100 тысяч км пробега все восемь задних рычагов разбалтываются, начинают греметь и иногда даже отламываются. Диагностика Форд Фокус в этом случае — банальная внимательность с вашей стороны.
Что можно заметить, каковы косвенные признаки проблем в подвески?
- Посторонние шумы и стуки снизу-сзади на ухабах и неровностях.
- Потеря управляемости, перекосы при езде.
- Увод машины при движении по прямой.
Во время планового ТО на сервисе или при самостоятельном осмотре автомобиля проверьте рычаги подвески на наличие люфтов. Если рычаги болтаются или стучат, надо устранить причину. Иногда это из-за изношенного резино-металлического шарнира (сайлентблока) в точках крепления рычагов. Иногда — из-за деформации самого рычага. Бывает, что причина люфта рычагов подвески — в ослабевших креплениях болтов.
В любом случае, если люфт вовремя не устранить и запустить проблему, то можно «доездиться» и до аварии. Рычаг вырвет из крепления во время движения, автомобиль станет неуправляемым. Поэтому не затягивайте с ремонтом — лучше сразу устраняйте причину:
Если дело в ослабшем крепеже, достаточно его затянуть.
Если причина — сайлентблок, придется провести более серьезную работу. Снять рычаг, из его проушин выпрессовать старый сайлентблок и на его место установить новый.
Наконец радикальное решение. Замена рычага в сборе — еще более простая операция.
Ford Focus второго поколения
Массу нареканий вызывает работа стандартной заводской прошивки электронного блока управления на Фокусах с моторами Duratec 1.8 и 2.0. С течением времени блок начинает вести себя некорректно. Есть версия, что это из-за российского климата с частыми и сильными перепадами годовых температур.
При диагностике Форд Фокус с пробегом выше 70 тысяч км отмечают провалы на низких оборотах, уменьшение тяги и мощности. Водители жалуются: приходится постоянно ездить на повышенных оборотах для стабильной тяги и нормального переключения передач. Двигатель изнашивается быстрее. Становится сложно завести машину в морозы или при аномальной жаре.
Скорее всего, проблема связана с тем, что инженеры при разработке второго поколения Фокусов не вдавались во все особенности эксплуатации автомобилей в РФ. Система впрыска настроена не для нашего климата, качества топлива и ряда особенностей национальной езды. Из-за этого в моторе скапливаются вредные отложения (происходит закоксовка). Они и становятся причиной проблем.
Лечится все раскоксовкой мотора и установкой новой прошивки блока ЭБУ от чип-тюнинговых фирм Paulus или «Ледокол». В среднем, перезапись новой программы второго Фокуса обходится не дороже 10 тысяч рублей. Можно попробовать и самому, но нужны глубокие знания и специальное оборудование, а иначе есть риск убить мотор.
У автомобилей с пробегом выше 100 тысяч км часто ломается генератор. Обычно это связано с попаданием воды на автомойке. Что посоветовать? Будьте внимательнее и получше сушите машину после водных процедур
Она мало отличается от подвески Ford Focus первого поколения и наследует все его типичные проблемы.
Изначально кузовное железо Фокусов второго поколения очень надежное. Заводские детали перед покраской оцинкованы. Это дороговато. И, видимо, в целях экономии, заводы используют не самое качественное лакокрасочное покрытие. Беда всех подержанных Фокусов второй версии — это замутненная краска. Она в течение 2–3 лет выгорает на солнце.
Благодаря оцинковке, явные очаги коррозии на кузове не появляются долгое время. Вместе с тем коррозия буйствует в скрытых полостях, нишах дверей и под декоративными накладками. Иногда настолько, что спасти деталь невозможно. Тогда дверь или крышка багажника целиком отправляется под замену. Нужно хотя бы раз в пол года заглядывать во все скрытые полости Фокуса, а также снимать накладки.
Ford Focus третьего поколения
В эту версию Фокуса перекочевала болезнь двигателей Duratec из предыдущих поколений. Спустя время, он требует прошить ЭБУ. Если этого не сделать, камеры сгорания из-за неправильной работы мотора забиваются отложениями. Лечится, как и во втором поколении Фокуса, перепрошивкой.
Со временем фары Ford Focus третьего поколения начинают здорово запотевать и мутнеть изнутри. Происходит это по ряду причин. Сырость, лужи на дорогах. Но самое главное — плохие уплотнители в фарах, которые легко пропускают влагу вовнутрь.
Симптомы понятны — свет рассеивается неравномерно, ухудшается видимость. На внутренней плоскости стекла фары видны капли или плотный слой отпотевания.
Если у вас такая же проблема, поставьте заглушки фар аналогичного размера, только с вентиляционными отверстиями. Можно поискать такие в интернет-магазинах, либо попытаться аккуратно проделать отверстия самостоятельно в оригинальных заглушках.
Автоматическая коробка PowerShift нового автомобиля работает отлично. Но спустя уже два–три года работы начинает крепко пугать водителей. Особенно в пробках.
Появляются рывки и дергания во время равномерного и спокойного движения. Звон и металлический скрежет, резкие толчки и рывки при переключении передач. Конечно, это может быть признаком выхода из строя отдельных элементов АКПП. Но подобные проблемы вскрываются при диагностике Форд Фокус в большинстве автосервисов страны, даже если АКПП исправна.
Недуг может возникать снова из-за ошибок в работе электроники, в прошивке контрольного модуля трансмиссии. Сам завод-производитель несколько лет назад выпустил новую версию прошивки, которая исправляет подобные проделки коробки, поэтому лечить такую проблему умеют практически в любом сервисе.
Что запомнить
У бывшего в употреблении Ford Focus периодически могут обостряться «родовые болячки». Чтобы не допустить их развития, нужно ежесезонно проводить полное ТО своего автомобиля. Строго следовать срокам замены расходных материалов и рабочих жидкостей. Они описаны в техническом регламенте по обслуживанию Фокуса.
И будьте аккуратнее с многочисленными сообществами в интернете, где описывают свои «ремонтные подвиги» любители этой марки автомобиля. Среди советов непрофессионалов встречаются откровенно вредные или просто сомнительные.