- Диагностика колес
- Разбалансировка колеса.
- Нарушение развала-схождения.
- Порядок проверки технического состояния шин и колес
- Техническое состояние шин и колес проверяется в указанном порядке:
- Как проводится диагностика грузовиков
- Диагностика грузовиков
- Диагностика двигателя
- Диагностика ABS/EBS
- Подвески
- Диагностика бортового компьютера/панели приборов
- Другие блоки управления
- Автосканер Tecnomotor
Диагностика колес
От непредвиденной остановки в пути из-за прокола колеса не застрахован ни один автомобилист. Кто-то возит с собой запаску и домкрат, кто-то надеется на жгуты и герметики, а кто-то просто полагается на авось. Но если предугадать, когда автомобильная шина «встретится» с гвоздем, практически невозможно, то проявление большинства других проблем можно предотвратить, если во время производить диагностику колес. Ведь в какой-то мере, шины можно назвать индикатором проблем, связанных с другими автомобильными системами.
Диагностика колес начинается с осмотра протектора. Для этого не нужно ехать в сервисный центр. Вполне можно обойтись и своими силами. Если же вы не уверены в своем глазомере — купите на любом авторынке индикатор износа протекторов. Стоит он не дорого. Итак, осматриваем рисунок. Каверны, уплотнения, сильный износ с одной из сторон могут быть вызваны разбалансировкой колеса или нарушением развала-схождения. Обе эти проблемы устраняются в автосервисе на специализированном оборудовании. Надеяться на авось здесь не стоит, ведь это довольно серьезные проблемы.
Разбалансировка колеса.
У любого тела есть два центра: геометрический и центр масс. С первым все более или менее понятно. Второй-точка равновесия тела. В идеально отбалансированном колесе эти центры совпадают. В автосервисах стараются максимально сблизить их, размещая на диске маленькие клеевые грузики. Места, куда их нужно крепить, определяют с помощью специального станка, называемого балансировочным. Он раскручивает колесо и считывает все параметры. На указанных точках оператор крепит грузики и вновь запускает диагностику колес. Операция повторяется необходимое число раз. Балансировку нужно делать после каждой смены шин, жестких наездов на препятствие. Ведь в разбалансированном колесе возникают очень сильные деформации, которые не только влияют на общую управляемость автомобиля, но и могут вызвать сильные повреждения шин и дисков.
Нарушение развала-схождения.
Еще одна возможная причина износа протектора — нарушение углов установки колес (сход-развала). Для лучшей управляемости колеса автомобиля наклонены друг к другу под небольшим углом. Жесткий наезд на препятствие, повреждения и ремонт подвески могут привести к тому, что углы немного «собьются». Автомобиль при этом начинает «хуже слушаться руля», его может «вести» в сторону. Да и покрышки начинают «гореть» просто с катастрофической скоростью. Самостоятельно исправить углы и провести диагностику колес в этом случае практически невозможно. Ведь наклон составляет всего пару-тройку градусов от вертикали. Для этого в автосервисах используются специальные стенды развал-схождения.
После осмотра протектора на предмет износа нужно очистить его от мелких камешков, пыли и грязи и внимательно осмотреть на предмет проколов и порезов. Диагностика колес включает в себя и осмотр нипелей. Подозрительные места можно проверить, нанеся мыльный раствор.
Диагностика состояния автомобильных систем путем осмотра колес не может быть полной без осмотра внутренних стенок шин на наличие тормозной жидкости. Если вы вдруг обнаружите ее — немедленно проверяйте тормозные линии и механизмы.
Заканчивается диагностика колес проверкой давления в шинах с помощью манометра. Не слеудет доверять показаниям манометров, которые устанавливаются на шлангах подкачки на заправках. Лучше иметь собственный агрегат и всегда возить его с собой.
Регулярно проводимая диагностика колес помогает своевременно выявить возникающие неполадки и устранять их. Это поможет избежать серьезных поломок, которые имеют свойство происходить неожиданно и в самое неподходящее время. ренебрегать посещением автосервиса сход-развал нельзя ни в коем случае. Туда стоит обращаться при покупке автомобиля, любых неполадках в рулевом управлении, если автомобиль начал жевать шины, при жестком наезде на препятствие. Ведь стоимость услуг мастерской полностью окупается в дальнейшем возможностью несколько лет использовать одни и те же комплекты шин и безопасностью управления автомобилем.
Порядок проверки технического состояния шин и колес
Техническое состояние шин и колес проверяется в указанном порядке:
- Осмотреть колеса транспортного средства. Оценить соответствие дисков и способов их крепления конструкции транспортного средства. При необходимости обеспечения доступа к элементам крепления колес демонтировать декоративные защитные колпаки дисков. При установке на транспортное средство дисков, не предусмотренных документацией предприятия-изготовителя, убедиться в отсутствии выступания наружного края диска за габариты транспортного средства, а также отсутствие касания внутреннего края диска элементов тормозной системы, рулевого управления и подвески при максимальных углах поворота управляемых колес. Визуально проверить надежность крепления колес и наличие всех крепежных элементов. Осмотреть диски и ободья колес на предмет отсутствия повреждений, трещин, неправильной установки замковых колец.
- Осмотреть шины транспортного средства. По их маркировке определить соответствие установки шин на осях транспортного средства, размеров и конструкции шин документации предприятия — изготовителя транспортного средства. При установке шин, не предусмотренных документацией, удостовериться в отсутствии выступания боковин шин, расположенных с наружной стороны, за габариты транспортного средства, в отсутствии касания частей шин, расположенных с внутренней стороны, элементов тормозной системы, рулевого управления и подвески при максимальных углах поворота управляемых колес, а также касания беговыми дорожками шин элементов кузова, шасси и оперения при максимальных ходах подвески вверх. Убедиться в отсутствии повреждений шин, обнажающих корд, а также отслоений протектора. При наличии на транспортном средстве ошипованных шин проверить наличие таких шин на всех осях и на запасном колесе, а также установку опознавательного знака «Шипы».
- Проверить давление в шинах. Проверка проводится с помощью шинного манометра, соответствующего по пределам измерения максимальному давлению, указанному на шине. Если максимальное давление шины указано в psi, следует перевести его значение в килопаскали (1 psi = 6,895 кПа). Значение измеренного давления в шине не должно превышать максимально допустимого, указанного на шине, и должно соответствовать нормативным значениям, указанным в эксплуатационной документации транспортного средства.
- Определить величину износа протектора шин. Предельным износом протектора считается такой износ, при котором остаточная высота выступов протектора имеет минимально допустимое значение на площадке, ширина которой равна половине ширины беговой дорожки протектора, а длина — 1/6 длины окружности шины посередине беговой дорожки или (при неравномерном износе) на суммарной площади такой же величины. Длина l зоны должна быть не более 1/6 длины окружности.
Ширина зоны b2 больше или равна 0,5b1.
Остаточная высота протектора не должна измеряться в местах расположения уступов у основания элементов рисунка протектора и полумостиков в зоне пересечения канавок.
Для шин, имеющих сплошное ребро по центру беговой дорожки, измерение высоты рисунка протектора производится по краям этого ребра, для шин повышенной проходимости — между грунтозацепами по центру или в местах, наименее удаленных от центра беговой дорожки, но не по уступам у основания грунтозацепов и не по полумостикам.
Остаточную высоту рисунка протектора можно измерять глубиномером, которым оборудован штангенциркуль, а также специальным шаблоном — измерителем глубины рисунка протектора.
На шинах с индикаторами износа предельно допустимая высота рисунка протектора определяется по проявлению индикаторов.
Индикатор износа — это элемент конструкции беговой дорожки шины, указывающий на предельное состояние ее протектора по износу беговой дорожки. Индикаторы износа располагаются обычно в поперечной плоскости беговой дорожки в шести радиальных сечениях. Места расположения индикаторов обозначаются на боковине различными значками, в основном аббревиатурой TWI (Tread Wear Indicator).
Как проводится диагностика грузовиков
В своей основе диагностика грузовых автомобилей использует так называемый метод POKAYOKE (дословно с японского переводится как «дуракоустойчивость» или «избежание ошибок»). Метод работы диагнотического сканера был разработан инженерами TOYOTA в 1960 году и успешно используется фирмой по сегодняшний день.
Методика использует достижения математиков — например, метод Паретто и большой опыт инженеров TOYOTA и позволяет выявить неисправности кратким путем, с первого раза, без ненужных затрат времени и высококвалифицированного механика (электрика).
Современный диагностический сканер представляет собой простое, надежное, точное оборудование, которым можно пользоваться, не имея глубоких знаний в области электронных систем автомобиля. Данная новейшая стратегия была разработана Toyota и получила широкое признание среди мастерских по типу шиномонтах, сервисные станции быстрого обслуживания и т. д. Автосканер Tecnomotor используют в своем производстве такие важные клиенты как DUCATI MOTOR, FIAT AUTO, IVECO, MAGNETI MARELLI, REMA TIP TOP, SCHRADER, SIMPLESFAIP, SCUDERIA FERRARI.
Диагностика грузовиков
Возрастающая потребность в уменьшении загрязнения окружающей среды, а также в безопасности и удобстве повлекла за собой увеличение количества установки электрических приборов управления на автомобиль. Кроме устройства для управления двигателем, существуют еще другие системы наподобие тех, которые устанавливаются на легковые автомобили (бортовой компьютер, панель приборов, автоматическая трансмиссия, подушки безопасности, кондиционер и т. д.), а также такие системы, которые являются обязательными только для грузовиков (подвеска, ретардер, ад-блу, обогреватель, тахограф и т. д.). Естественно, что возникает необходимость в диагностическом сканерах, которое могло бы полностью диагностировать электронику автомобиля под любым углом.
Однако, некоторые мастерские осуществляют только небольшие ремонтные работы грузовиков, например ремонт трансмиссии. Для удовлетворения их потребностей Tecnomotor изобрел специальное оборудование.
Диагностика двигателя
Диагностика грузовых автомобилей начинается с проверки самой главной части — двигателя. Двигатель — первая механическая часть, которая была оснащена электронным прибором управления вначале 90-х годов. Начиналось все с первых систем «блинк кода», которые представляли собой мигание лампочки на панели приборов, и в дальнейшем усложнилась до считывания ошибок через серийный коннектор и, наконец, до высокой сложности диагностики современного двигателя. На сегодня мастерским необходимо иметь в своем распоряжении профессиональный диагностический автосканер двигателя для:
- считывания и удаления кодов ошибок;
- считывания технических параметров двигателя грузовиков, необходимых для правильной диагностики, начиная от значений «об/мин», «температуры», «лямбди датчиков», «позиции педали акселератора», «измеряемого потока воздуха», «коррекции цилиндра», и «времени открытия клапана», и недавно введенных параметров для контроля эмиссии, таких как, «датчик температуры Nox» и т. д.
- отображение состояний двигателя грузовых автомобилей, таких как, состояние иммобилайзера, позиция сцепления и педаль тормоза, состояние торможения, конечные условия +15 и +30 и т. д.
таких частей, как вентилятор, инжекторы, реле помпы и т. д. - повреждение цилиндров;
- коды запасных частей, таких как инжекторов.
Диагностика ABS/EBS
Техническая диагностика грузовиков предусматривает также управление контролем стабильности и системой торможения. Особенно, диагностический сканер полезен для:
- считывания и удаления ошибок;
- считывание технических параметров, которые необходимы для правильной диагностики: «скорости колеса», «угла отклонения», «регулирования угла», «бокового ускорения», «давления педали тормоза», «педали акселератора», «окружности вращения шин» и т. д.
- запуска разных соленоидных клапанов, преобразователя тормозов.
Подвески
Подвески отыграют очень важную функцию, так как они контролируют правильную высоту корпуса грузовика. Необходимо:
- считывать и удалять коды ошибок;
- считывать технические параметры: цепь системы подвески подачи давления, номинальные и реальные уровни мостов. Уровни регулирования оси и т. д.
- проверять состояние дистанционного управления подвеской грузовых автомобилей, состояние датчика продольного крена грузового автомобиля, состояние соленоидного клапана оси и т. д.
- запускать центральные оси двигателя, левую и правую оси двигателя, выпускные клапаны и т. д.
- корректировать уровень подвески.
Диагностика бортового компьютера/панели приборов
В связи с установкой большого количества электронных блоков управления, грузовой автомобиль должен быть оснащен «сервером» сети для управления целой системой. В зависимости от марки и модели бортовой компьютер или панель управления приборов исполняют эту функцию, на придачу к типичным функциям, таким как управление ключом и дистанционным управлением, свет, панель приборов и т. д. Для работы с этими системами необходимо:
- считывать и удалять коды ошибок;
- считывать параметры: км/дата до следующего сервисного купона, уровень топлива, количество запрограммированных ключей/дистанционного управления, последнее использование ключей/дистанционного управления, внешняя температура, яркость дисплея, скорость автомобиля и т. д.
- показывать состояние: подключение блоков управления, кнопок панели управления, запрограммированных ключей/дистанционного управления, света и лампочек и т. д.
- функционирование предупреждающего света, индикаторов и дисплея аналога панели приборов, звуковой сигнализации и т. д.
- кодирование новых ключей и дистанционного управления;
- установка км/даты для следующего сервисного купона;
- установка км/даты технического обслуживания тормозов для разных осей, хладагена и т. д.
Другие блоки управления
В последнее время новые сложные системы устанавливаются на автомобили. Среди всего прочего следует упомянуть:
- Ретардер: система торможения, которая дает возможность сэкономить до 50% срабатывания диска. Автосканер позволяет считывать/удалять ошибки и считывать технические параметры, такие как номинальный и реальный тормозной момент, жидкость ретардера и температуру хладагента и т. д.
- Тахограф: система измерения пройденного времени/километража. Диагностика позволяет считывать/удалять ошибки, считывать технические параметры, такие как установка размера колеса, время остановки, время езды, коэффициент и т. д.
- Инфо-развлечения: начиная от простого встроенного радио, мы перешли к новым сложным решениям в информационной и развлекательных системах, таким как GPS, cd/dvd проигрыватель, качественная высокотехнологичная система, МР3 проигрыватель, Bluetooth связь з мобильным телефоном. В случае необходимости тестовое оборудование подключается к этим системам для установки и ремонта.
- Контроль давления в шинах: проверка шин электронным путем представляет собой один из вызовов будущего. Кстати, кроме «механического» технического прогресса в области шин и внешних боковых поверхностей обода колеса за последние несколько лет, на сегодня не существует активной системы защиты шин. Первый шаг в этом направлении — датчики давления, встроенные в середину шины, которые мониторят давление в реальном времени. Для диагностики этой системы необходимо визуализировать данные давления и температуры, программируя замененные датчики, подключить антенны трансмиссии и т. д.
- Управление светом: появление ксенонового света и направляющего света превратило управление простой лампочкой в сложную систему, в которой, с помощью диагностики, можно проверить использование энергии, эмиссию света автомобилей на разной скорости и т. д.
- Управление центральным замком, подъемником окон, светом и сиденьями: все приводы в середине машины контролируются электронным устройством управления, что дает возможность диагностировать составные частисистемы, проверять состояние автомобиля во время старта, корректировать в случае замены некоторых частей и т. д.
Автосканер Tecnomotor
Tecnomotor предлагает Socio коллекцию: PC (Socio 380), Palm (580) и Tablet (780) — эффективный диагностический сканер для потребностей сервиса автомобилей. Этот полный и уникальный ряд отвечает любым потребностям мастерской в области электронной диагностики грузовиков и коммерческих автомобилей.
Программное обеспечение автосканеров содержит техническую информацию относительно технического обслуживания:
- тип и количество жидкости необходимой для двигателя, тормозов и т. д.
- тип и количество фреона и жидкости для системы кондиционирования;
- тип батареи;
- плотность тормозов.
Модели автосканера 310 и 710 также содержат функцию дорожного теста, когда нужна диагностика грузового автомобиля на дороге, сохраняют данные и позже проверяют «телеметрические данные» для выявления недостатков.