Когда в гарантийном автомобиле проявляется недостаток, обычно автосервис предлагает нам пройти «диагностику» или «дефектовку», предупреждая, что если недостаток не проявится, мы должны будем ее оплатить. ЭТО НЕ ЗАКОННО.
В течение гарантийного срока никто не вправе навязывать Вам платные «диагностики» и взимать за них деньги. Это запрещено пунктом 2 статьи 16 и пунктом 5 статьи 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту Закон № 2300-1).
В Законе № 2300-1 нет таких понятий как «диагностика» или «дефектовка», а есть «проверка качества» и «экспертиза», которые бесплатные. Максимум что может вам предложить сервисный центр – провести проверку качества, при которой вы вправе присутствовать. Даже если для такой проверки придется снимать двигатель – это все равно бесплатная проверка качества. Впрочем, если вы сможете убедить бесплатно снять двигатель, но потом выяснится, что недостатка нет или он проявляется по вашей вине, тогда вам предложат заплатить за снятие и установку или только за установку двигателя. Что делать? Оплачивать данную работу и затем письменно требовать компенсировать ваши убытки; а если откажутся – обращаться в суд.
Требование о компенсации убытков должно быть удовлетворено в 10ти дневный срок. Затем за каждый день взыскивается неустойка 1% от текущей цены автомобиля. При этом общий размер неустойки может в несколько раз превысить стоимость автомобиля. Более того, суд взыщет с виновной стороны штраф в размере 50% стоимости иска.
Отсутствие запасных частей для гарантийного ремонта
Изготовитель вправе устанавливать срок службы автомобиля, но если он этого не делает, то срок службы в силу Закона № 2300-1 равен десяти годам.
При этом изготовитель в течение срока службы автомобиля изготовитель обязан обеспечить возможность его использования, для чего обеспечивает ремонт и техническое обслуживание автомобиля, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
Напомним, что в силу статьи 20 Закона № 2300-1 любой гарантийный недостаток автомобиля должен устраняться незамедлительно, то есть запасные части должны быть в любом сервисе в количестве, необходимом для незамедлительного гарантийного ремонта. Если их нет, то уполномоченная автомастерская обязана привезти их как можно быстрее, ведь за каждый день просрочки ремонта ей придется платить потребителю неустойку в размер 1% от цены автомобиля, а у потребителя появится права вернуть деньги за автомобиль или заменить его на новый без доплаты.
В пункте 1 статьи 20 Закона № 2300-1 прямо сказано, что отсутствие необходимых для устранения недостатков автомобиля запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.
Об этом же говорит и статья 401 ГК РФ: если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на наш старый сайт
Разработка и продвижение сайта – FMF
Почтовый адрес: 432071, г. Ульяновск, ул. Дмитрия Ульянова, д. 4
Диагностика или проверка качества автомобиля
/ Информация для потребителей / Грамотный потребитель /
Чем отличается проверка качества товара от экспертизы?
Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» установлено отличие понятий «проверки качества товара» от «экспертизы».
В части 5 статьи 18 указанного Закона, по этому поводу сказано следующее: «продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке».
Таким образом, проверка качества отличается от экспертизы тем, что может проводиться на первоначальном этапе без привлечения специалистов-экспертов, обладающих специальными познаниями, без какой-либо дополнительной оплаты, как правило, непосредственно продавцом в месте покупки товара.
Экспертиза товара проводится после проведения проверки качества. Основанием для проведения экспертизы могут послужить разногласия о причинах возникновения недостатков товара между покупателем и продавцом, после проведения проверки качества.
При проведении экспертизы эксперт дает соответствующее заключение о товаре. Сроки проведения экспертизы устанавливаются статьями 20, 21 и 22 Закона «О защите прав потребителей», например, 10-дневный срок предусмотрен в случае предъявления требования о возврате денежной суммы за некачественный товар.
При этом необходимо знать, если в результате экспертизы установлено, что недостатки товара возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Уважаемые потребители, если вы приобрели товар ненадлежащего качества, в первую очередь необходимо обратиться к продавцу, в письменном виде (скачать бланк претензии) с требованием о проведении проверки качества. Если Вы желаете присутствовать при проведении проверки качества товара, необходимо указать это в заявлении, а так же потребовать чтобы вас известили о времени и месте проведения экспертизы, т.к. потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
За консультациями потребители могут обращаться в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай в рабочие дни с 9:00 до 18:00 по телефону 8-38822-6-42-41.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.
Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
Сейчас 498 гостей онлайн
Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173
Тел.: +7 (38822) 6-43-84
Эл. почта:
Наш аккаунт в instagram: @rospotrebnadzor04
Защита прав потребителей Томской области
Юридические услуги и юридическая помощь
оперативный тел: 8-953-92-18-411
Является ли диагностика проверкой качества товара
| Печать |
Подробности Родительская категория: Справочник потребителя Категория: О правах потребителей в торговле Просмотров: 12814
Является ли диагностика проверкой качества товара
Отвечая на данный вопрос, прежде всего, необходимо уточнить, что подразумевается под термином диагностика. Вопрос этот не праздный. Так как, многие потребители, сталкиваясь с проблемой выявления недостатков товаров (особенно технически сложных) и обращаясь к соответствующему продавцу, слышат в ответ, что для решения вопроса об удовлетворении заявленных потребителем в претензии требований необходимо провести диагностику товара.
Сразу следует отметить, что термин диагностика отсутствует в законодательстве о защите прав потребителей. Для соответствующей цели используется термин «проверка качества товара». Основываясь на судебной практике по делам о защите прав потребителей можно смело утверждать, что «проверка качества товара» никоем образом не может быть связана с разбором изделия, проведением с таким изделием различного рода манипуляций, повреждающих имеющиеся пломбы или иным образом ставящими в опасность повреждения самого изделия и тем более не подразумевает проведения ремонтных работ в любом виде. Формально проверка качества для бытовых приборов – это простые действия по его включению и выключению, и в зависимости от характера недостатка получения подтверждения о наличии самого недостатка.
Так, например, для проверки качества кислородного концентратора ATMUNG-3 L-1 (LFY-1-3A), продавцу необходимо было только включить прибор и в течение определенного времени дать ему поработать и отследить качество данной работы прибора. В противоречие этому продавец взял товар на так называемую диагностику, вскрыл товар, повредил заводские пломбы. Данное делать категорически запрещено, так как если проверка качества не дала информации о наличии недостатка или был выявлен недостаток, но есть сомнения по причинам его возникновения, сделать необходимые выводы в таких случаях может только специалист, обладающий специальными познаниями, а проще говоря — эксперт.
Никакие материалы и заключения диагностики не могут выступать в качестве достаточного доказательства в суде.
В рассматриваемом выше примере продавец, взял прибор имеющий недостатки на так называемую диагностику и попросту осуществил ремонт изделия, что делать не имел права. В результате, проведенная по делу экспертиза показала, что товар подвергался ремонту и суд в полном объёме удовлетворил требования потребителя.
Вывод: Потребитель должен знать, что проверка качества товара, на что имеет право продавец, не означает разбор товара и т.п. манипуляции. Потребителю во избежание недоразумений лучше всего воспользоваться своим право присутствовать при проведении проверки качества товара. Если недостаток товара выявлен о причинах его возникновения лучше узнать у эксперта для чего, если это не будет сделано самим продавцом, следует провести экспертизу товара.
Согласно п.5 Закона РФ «О защите прав потребителей» — Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
По всем вопросам проведения экспертизы, защиты прав потребителей, обращения в суд в защиту Ваших прав и законных интересов Вы можете обращаться в Томское региональное отделение «Объединение потребителей России» в Томске и Северске оперативный телефон 8-953-92-18-411.
Компьютерная диагностика двигателя автомобиля: машина о машине
Что такое компьютерная диагностика автомобиля
Компьютерное диагностирование– это комплекс мер по проверке блоков электронной системы управления, электронных узлов автомобиля, датчиков, индикаторов, модулей. Диагностика дает точную оценку технического состояния электроники автомобиля и исправность бортовой системы. Компьютерная диагностика выявляет как очевидные, так и скрытые неисправности.
Компьютерная диагностика необходима при обнаружении:
Повышенного расхода топлива;
Неровной работы двигателя;
Потери мощности;
Сигнальной лампочки «CHECK» на приборной панели.
Также рекомендуется регулярно проводить профилактическую диагностику, например, перед дальней дорогой или при смене сезона. Компьютерную проверку следует провести, приобретая поддержанный автомобиль.
Что такое компьютерная диагностика автомобиля
Диагностирование транспортного средства при помощи современных технологий – это процесс, при котором с основных элементов машины считываются коды ошибок и неисправностей. Также в дальнейшем на основе данной информации возможна корректировка различных параметров системы. Для проведения подобного анализа используют специальный прибор. Примеры такого оборудования (дилерского, аналогичного) – это различного типа сканеры, комплектующие оригинального производителя, многофункциональные автомобильные стенды.
Следует обратить внимание на то, что большинство современного программного обеспечения, диагностических систем считывает и ведет учет всех изменений в работе коробки переключения передач, доске индикации, системе управления мотором и других узлов. Информация со сканера транслируется на мультиметр, обычно в режиме онлайн. Также на данном приборе возможно отобразить сразу до пяти различных графиков, причем в наиболее комфортном для восприятия виде.
Системы компьютерного диагностирования, применяемые на сегодняшний день на всех специализированных станциях ТО, могут также перекодировать параметры двигателя. Это делается, чтобы повысить показатели, относящиеся к мощности машины. Процедуру повышения данных характеристик называют «чип-тюнинг ТС».
Для оптимизации системы управления под конкретный автомобиль нередко проводят перенастройку. Обновление настроек блока управления производится с помощью специализированных устройств для диагностирования. Данная настройка регулирует параметры бензосистемы и корректирует обороты двигателя при работе вхолостую.
Дополнительное программное обеспечение позволяет осуществлять перенастройку всех параметров электроники автомобиля в соответствии с интерфейсом последних моделей, сошедших с конвейера буквально сегодня. Такая система не требует введения начальных и нормированных параметров и автоматически фиксирует различия.
Основная цель компьютерного анализа машины – это устранение неполадок, которые связаны с появлением какого-либо значка индикации на приборной панели. В случае, когда загорелся индикатор неисправности или владелец транспорта сам обратил внимание на ошибки в функционировании систем автомобиля, часто выполняется диагностирование с помощью компьютера. Причиной проведения диагностики также может стать желание потенциального покупателя транспортного средства с пробегом убедиться в том, что машина находится в хорошем состоянии.
Проверка автотранспорта проводится с использованием специальных разъемов, подключаемых к бортовому оборудованию машины. Если проводят углубленное диагностирование различных частей, то транспортное средство синхронизируют с устройством со специализированным ПО. Данный сканер считывает множество транслируемых кодов неполадок машины. В первую очередь закодированные данные отображаются на экране устройства, затем специальные программы расшифровывают коды. После анализа собранной информации подводят итог: имеются ли сбои и неисправности в конкретной системе автомобиля.
Рекомендуем
«Как правильно тормозить на механике в любое время года» Подробнее
Виды диагностирования во время эксплуатации автомобиля
в процессе технического обслуживания
заявочное
ресурсное
Диагностирование в процессе технического обслуживания увязано с системой технического обслуживания конкретной машины.
Заявочное проводится по заявке автомобилиста с целью выявления дефектов.
Ресурсное проводится с целью установления остаточного ресурса детали или соединения.
Виды компьютерной диагностики автомобиля
Диагностирование частей подвески
Такая процедура понадобится, если у автомобиля неравномерно изнашивается резина, появляются стуки. Чаще всего можно услышать посторонний звук во время резкого поворота, но иногда машина «стучит» и при езде по неровной дороге без ускорения. Важным моментом является то, что проверка элементов подвески будет полезной в следующих случаях: срабатывание антиблокировочной системы раньше времени, снос оси машины во время поворота или резкого торможения, обнаружение большого люфта рулевого управления.
Поводом для проведения компьютерной проверки могут быть расход топлива выше нормы, рывки, пробуксовка и посторонние звуки при переключении передач, утечка масла. Диагностирование АКПП включает в себя считывание кодов неполадок блока управления коробки переключения передач с дальнейшей расшифровкой, анализ данных с датчиков системы. К таким характеристикам относят положение заслонки дросселя и селектора коробки передач, температуру рабочей жидкости.
Диагностика двигателя автомобиля
Причин для проведения компьютерного диагностирования силовой части машины может быть много: трудности с запуском, повышение расхода топлива, периодическое перегревание мотора, изменение оборотов холостого хода двигателя, значительные потери мощности, появление сторонних вибрации, звуков, причем не только при движении. Компьютерная диагностика двигателя автомобиля дает возможность проверки уровня компрессии мотора и систем электроснабжения, впрыска.
Главные преимущества данной проверки машины:
Повышение характеристик управляемости транспортного средства: компьютерное диагностирование позволяет настроить показатели, влияющие на управление автомобилем во время движения.
Безопасность: водитель, который знает о возможных ошибках в работе машины и методах их устранения, хорошо подготовлен к нестандартным ситуациям, которые могут возникнуть во время движения.
Экономия средств: автовладелец осознает, сколько реально может стоить ремонт транспортного средства.
Нерациональным выглядит отказ от проведения компьютерного анализа двигателя автомобиля, так как преимущества диагностики окупают средства, потраченные на ее проведение.
Рекомендуем
«Как хранить шины: летние зимой, а зимние летом» Подробнее
Особенности компьютерной диагностики двигателя автомобиля
Наиболее трудной задачей диагностирования мотора машины является определение узла, в котором произошла поломка. На многих транспортных средствах отсутствует единая система электронного управления двигателем (ЭСУД), следовательно, специалисты обращают внимание на признаки различных поломок, проводят множество сложных операций по диагностике. Во время подобных процедур часто снимают навесное оборудование, частично разбирают мотор автомобиля.
Что же показывает проверка силовой части? Компьютерная диагностика транспортного средства – современный способ проверки узлов и элементов, взаимодействующих с ЭСУД. Нередко неисправности одного механизма непосредственно влияют на функционирование другого. Подобные ошибки фиксируются во время анализа, что позволяет точно и оперативно локализовать неполадки.
Компьютерная диагностика автомобиля помогает оценить показатели двигателя во время работы и сравнить их с номинальными. Анализ работы силовой части позволяет проверить системы зажигания, питания и охлаждения, механизм газораспределения и непосредственно ЭСУД. Одновременно с проверкой возможно оценить состав топливно-воздушной смеси, качество заполнения цилиндров ТВС и прочие показатели.
Диагностика осуществляется поэтапно: после выведения отчета о неисправностях идет расшифровка информации. В результате решается, ремонтировать или менять конкретную деталь, узел, элемент.
Приборы, необходимые для проверки, подразделяют по назначению на 2 группы:
Отвечающие за измерение физических параметров. К устройствам данной группы относятся амперметры, вольтметры, омметры, манометры.
Отвечающие за отображение работы машины в цифровой или графической форме. Примером таких приборов являются сканеры, мотор-тестеры.
Требования, предъявляемые к устройствам компьютерной диагностики двигателя автомобиля:
наличие в базе данных номинальных характеристик для множества моделей, марок машин;
высокая точность обработки данных;
защита от неправильного подключения, перегрузки;
автоматическое выключение прибора;
простота использования.
Если разобраться с амперметром или манометром будет несложно для многих людей, то, например, сканером должен пользоваться опытный работник. Модульные приборы, которые подключаются к ПК, могут измерять ток, напряжение, давление, определять разряжение газов и наличие жидкости в частях мотора. Результаты измерений обязаны быть очень точными, так как на их основании в дальнейшем проводится диагностика карбюраторных и инжекторных двигателей с различными системами зажигания – классической, микропроцессорной или электронной.
Использование мотор-тестеров помогает оперативно и точно определить неисправности при подаче топлива, в системе зажигания, протестировать работу генератора и заряд аккумулятора.
Чтобы определить код неисправности, часто применяют системный сканер. Данное устройство имеет цветной экран, а также оснащено небольшим принтером. Его работа заключается в считывании кода ошибки с последующей распечаткой данных. При тестировании прибора в автоматическом режиме исправления происходят до пяти раз. Невозможность купирования ошибки свидетельствует о том, что имеется поломка в системе управления.
Основными функциями сканера являются:
считывание кодов неисправностей, которые сохраняются во время самодиагностики автомобиля в памяти блока управления, с последующей расшифровкой;
удаление кодов ошибок из памяти без устранения причины неисправности;
отображение показателей работы транспортного средства в режиме реального времени;
воздействие на датчики, блок управления;
активация исполнительных механизмов;
внесение в программу блока управления корректировок в пределах возможностей прибора и автосервиса.
Газоанализаторы с помощью сканера способны определить состав отработанного газа. На основании полученной информации возможно провести оценку работы двигателя. Также стоит отметить, что есть газоанализаторы, которые тестируют автомобиль в автономном режиме.
Полноценную компьютерную диагностику двигателя автомобиля проводят в сервисах, которые укомплектованы требуемым оборудованием, в том числе ПК с подключенными специальными приборами.
Необходимые устройства комплекса для проведения компьютерного анализа:
многофункциональная мобильная закрывающаяся стойка для диагностирования.
Данные устройства должны иметь изолированные провода, а также располагаться в одном месте.
Сколько по времени делается диагностика автомобиля
Сроки обследования зависят от того, что проверяется. Полная электронная диагностика автомобиля займет несколько часов. Экспресс-тестирование длится 15-20 минут.
У современных авто имеются ЭБУ, которые включают в себя три основных элемента, дающих возможность проверить автомобиль на ходу:
Механический узел (катушки зажигания, форсунки и тому подобное).
Индикаторы, выполняющие замеры с последующей передачей информации на блок управления.
Компьютер, отвечающий за контроль всех процессов.
Сколько длится диагностика в этом случае? После запуска двигателя ЭБУ собирает и обрабатывает нужные сведения, выполняет расчеты, контролирует циклы работы механизмов, включая момент подачи искры и количество впрыскиваемого горючего. Для детального обследования ТС лучше провести компьютерную диагностику автомобиля.
Проверка практически любых марок машин возможна дома, если есть комп и соответствующие навыки. Ручная технология со сканером или мультиметром эффективна, делается бесплатно. Независимо от того, какая часть машины проверяется, все проблемы необходимо устранить в кратчайшие сроки, автомобиль будет быстрее изнашиваться, если игнорировать тревожные сигналы.
Описание большинства ошибок прилагается в мануале к ТС. Что показывает и сколько времени занимает, зависит от назначения и где проходит процесс. Недорого проверку можно сделать на обычном СТО, оснащенным соответствующим оборудованием и мастерами, имеющими понятие о том, что это такое. Услуги нередко предоставляют частные лица, имеющие в гараже соответствующие приспособления и навыки.
С какой периодичностью нужно проводить компьютерную диагностику двигателя автомобиля
Проверку машины с использованием компьютерной техники впервые начали проводить более 25 лет назад. Необходимость данной процедуры связана с исчезновением с рынка карбюраторных моторов, появлением электронной системы управления двигателем транспортного средства. В любом случае многие автовладельцы не знают точно, когда следует проводить компьютерную диагностику.
Конечно, первым признаком того, что водителю необходимо отправляться в автосервис, является загорание индикаторной надписи «check engine» (или значка «двигатель»). Обратите внимание, что данный значок не всегда сигнализирует о неисправности именно в силовой части машины. Раньше система управления присутствовала только в моторе автомобиля, но и потом дизайн индикатора оставили без изменений.
На приборной панели современных машин загорание индикатора «Проверь мотор» может значить, что неполадки возникли, например, в коробке передач или фаре транспортного средства. В любом случае, если появилось такое предупреждение, нет причин для паники, в первую очередь нужно оценить поведение машины.
Если двигатель работает ровно, датчик температуры антифриза не сигнализирует о перегреве, нет данных о низком уровне давления в топливной системе, то с мотором автомобиля не случилось ничего катастрофического. В случае если вы передвигались по бездорожью, часто буксуя, или долго стояли в пробке, то не исключена возможность перегрева в коробке передач.
Часто какой-либо индикатор приборной панели гаснет после того, как вы заглушили двигатель и дали ему время остыть. Также в случаях, когда об ошибках сообщают неосновные системы транспортного средства, можно отложить поездку в автосервис. Естественно, про компьютерную диагностику двигателя автомобиля нельзя забывать и нужно выяснить, что все-таки случилось с машиной. Потенциальная неисправность останется висеть в воздухе, пока не будет определен узел, требующий к себе повышенного внимания.
Стоит понимать, что отсутствие горящих индикаторов не свидетельствует о том, что транспортное средство находится в идеальном состоянии. С двигателями некоторых моделей случаются определенные неполадки, а соответствующая информация до водителя не доходит. В том числе и по этой причине производители автомобилей включают компьютерную диагностику мотора в обязательную программу технического обслуживания машины.
Ситуации, при возникновении которых требуется срочное диагностирование двигателя:
проблемы с запуском и медленный прогрев мотора;
снижение мощности двигателя;
увеличение расхода топлива и масла;
выхлопы белого, сизого или черного цвета;
возникновение посторонних шумов и стуков;
появление в выхлопных газах горелого запаха;
наличие регулярных сбоев в функционировании систем.
Также поводами для проведения компьютерной диагностики двигателя транспортного средства могут стать:
приобретение автомобиля с пробегом у физического лица;
подготовка машины к продаже, так как проведение компьютерной проверки поможет более точно определить стоимость автотранспорта;
длительный срок эксплуатации без ремонта;
экстремальные условия эксплуатации машины (например, регулярные длительные поездки, тяжелые погодные условия).
Можно встретить немало владельцев автомобилей, которые ездят не так много, соответственно, пробег, именуемый межсервисным, у них набирается только за несколько лет. Или другая история – фирменная гарантия машины уже истекла. В обоих случаях рекомендуется проводить компьютерную диагностику транспортного средства не реже одного раза в год.
Объективные методы основываются на измерении и анализе информации о действительном техническом состоянии элементов автомобиля с помощью контрольно-диагностических средств и путем принятия решения по специально разработанным алгоритмам диагностирования. Применение тех или иных методов существенно зависит от целей, которые решаются в процессе технической подготовки автомобилей. Однако в связи с усложнением конструкции автомобиля, повышенными требованиями к эксплуатационным качествам, интенсивностью использования объективные методы диагностирования находят все большее применение.
Методы диагностирования автомобилей, их агрегатов и узлов характеризуются способом измерения и физической сущностью диагностических параметров, наиболее приемлемых для использования в зависимости от задачи диагностирования и глубины постановки диагноза.
В настоящее время принято выделять три основные группы методов, классифицированных по виду диагностических параметров.
Методы I группы базируются в основном на имитации скоростных и нагрузочных режимов работы автомобиля и определении при заданных условиях выходных параметров. Для этих целей используются стенды с беговыми барабанами или параметры определяются непосредственно в процессе работы автомобиля на линии. Методы диагностирования по параметрам эксплуатационных свойств дают общую информацию о техническом состоянии автомобиля. Они позволяют оценить основные эксплуатационные качества автомобиля:
тормозные
мощностные
топливную экономичность
устойчивость и управляемость
надежность
удобство пользования
и т.д.
Методы II группы базируются на объективной оценке геометрических параметров в статике и основаны на измерении значения этих параметров или зазоров, определяющих взаимное расположение деталей и механизмов. Проводят такое диагностирование в случае, когда измерить эти параметры можно без разборки сопряжений трущихся деталей. Структурными параметрами могут быть зазоры в подшипниковых узлах, клапанном механизме, кривошипно-шатунной и поршневой группах двигателя, шкворневом соединении колесного узла, рулевом управлении, углы установки передних колес и др. Диагностирование по структурным параметрам производится с помощью измерительных инструментов: щупов, линеек, штангенциркулей, нутромеров, индикаторов часового типа, отвесов, а также специальных устройств. Преимущество методов этой группы — возможность постановки точных диагнозов, простота средств измерения, а недостатки — большая трудоемкость, малая технологичность.
К III группе относятся методы, оценивающие параметры сопутствующих процессов. Например, герметичность рабочих объемов оценивается при обнаружении и количественной оценке утечек газов или жидкостей из рабочих объемов, узлов и агрегатов автомобиля. К таким рабочим объемам можно отнести:
камеру сгорания
герметичность которой зависит от состояния цилиндропоршневой группы и клапанов газораспределения
систему охлаждения
систему питания двигателя
шины
гидравлические и пневматические приборы и механизмы
По интенсивности тепловыделения можно оценить работу трения сопряженных поверхностей деталей, качество процессов сгорания (например, по температуре отработавших газов), однако такие методы пока не нашли широкого применения. При создании средств технического диагностирования транспортных средств широко используются также методы, оценивающие состояние узлов и систем по параметрам колебательных процессов. Их можно разделить на три подвида:
методы, оценивающие колебания напряжения в электрических цепях
методы, оценивающие параметры виброакустических сигналов (получаемых при работе зубчатых зацеплений, клапанных механизмов, подшипников и т.д.)
методы, оценивающие пульсацию давления в трубопроводах (на основе этого принципа работают дизель-тестеры для диагностирования дизельной топливной аппаратуры)
Методы, с помощью которых оцениваются колебания напряжения в электрических цепях, используются для диагностирования системы зажигания двигателя по характерным осциллограммам напряжений в первичной и вторичной цепях. Осциллографом отображаются процессы, протекающие в первичной и вторичной цепях системы зажигания за время между последовательными искровыми разрядами в цилиндрах, для визуального исследования. Участки осциллограмм содержат информацию о состоянии системы зажигания. По осциллограмме первичного напряжения непосредственно измеряют угол замкнутого состояния контактов. По напряжению искрового разряда осциллограммы вторичного напряжения определяют состояние зазора свечи. Сравнивая полученные осциллограммы с эталонными, выявляют характерные неисправности проверяемой системы зажигания.
Виброакустические методы используются для измерения низко- и высокочастотных колебаний систем и элементов транспортных средств.
Одним из таких методов является диагностирование по периодически повторяющимся рабочим процессам или циклам. Суть данного метода заключается в следующем. Рабочие процессы впуска, сжатия, сгорания и выпуска, изменение давления в топливных трубопроводах высокого давления, колебательные процессы в системе зажигания и другие часто повторяются.
Так как закономерности изменения параметров рабочих процессов во всех периодах идентичны, то для диагностирования достаточно изучить параметры одного цикла. Для этого с помощью специальных преобразователей параметры одного цикла задерживают, разворачивают во времени и выводят на регистрирующий или показывающий прибор.
Определенное место занимают методы, оценивающие по физико-химическому составу отработавших эксплуатационных материалов состояние узлов и агрегатов и отклонения от их нормального функционирования, например анализ отработанного масла, анализ отработавших газов и т.п. Диагностирование по составу масла производится путем анализа его проб, взятых из картера двигателя с целью определения количественного содержания продуктов износа деталей, а также наличия загрязнений и примесей. Концентрации железа, алюминия, кремния, хрома, меди, свинца, олова и других элементов в масле позволяют судить о скорости изнашивания деталей. По изменению концентрации железа в масле можно судить о скорости изнашивания гильзы цилиндров, шеек коленчатого вала, поршневых колец. По изменению концентрации алюминия судят о скорости изнашивания поршней и других деталей. Содержание почвенной пыли характеризует состояние воздушных фильтров и герметичность тракта подачи воздуха в цилиндр двигателя.
Диагностирование автомобиля в целом проводят для определения уровня показателей его эксплуатационных свойств: мощности, топливной экономичности, безопасности движения и влияния на окружающую среду. Выявив снижение этих показателей по сравнению с установленными нормами, проводят углубленное диагностирование, определяют конкретные неисправности, регулируют механизмы и выполняют заключительный контроль.
Диагностирование автомобиля возможно при ходовых испытаниях или использовании стационарных стендовых средств. В эксплуатационных условиях ходовые испытания применяют ограниченно, главным образом для инспекторской проверки тормозов и линейного расхода топлива.
Более эффективным является стационарное диагностирование автомобиля при помощи специальных стендов, позволяющих задавать скоростные и нагрузочные тестовые режимы работы автомобиля.
Основными диагностическими параметрами эксплуатационных свойств автомобиля являются: колесная мощность Мк и ее производные; скорость движения Vа, сила тяги Р сопротивление движению Р и выбег $в; путь 3 , время I и ускорение р разгона, удельный расход топлива
Компьютерная диагностика двигателя автомобиля своими руками
Если вы решили провести компьютерный анализ двигателя транспортного средства самостоятельно, то можно справиться с этой задачей с помощью различных недорогих функциональных устройств.
Адаптер – это специализированное оборудование для диагностики, обладающее универсальным разъемом для подключения к ОБД-2 и имеющее возможность передавать информацию на смартфон, компьютер или планшет. Для установки прибора надо к автомобильному разъему ОБД подключить адаптер и скачать необходимую программу на телефон.
Все характеристики двигателя отобразятся на экране телефона через специальное программное обеспечение. На экране появится как рабочая информация – температура охлаждающей жидкости, показания вольтметра, так и основные данные (код ЭБУ, программный код, номер блока и т. п.).
При выборе самого адаптера следует обратить внимание на программу, которую нужно будет скачать на телефон. При этом необходимо уточнить, насколько универсален данный аппарат.
Бортовой компьютер
Во многих современных машинах имеются штатные диагностические БК. В большинстве случаев эти приборы значительно уступают настоящим бортовым диагностическим компьютерам. Следовательно, чтобы получить подлинную информацию о состоянии двигателя автомобиля, необходимо использовать специализированное устройство.
Несомненным плюсом данной компьютерной системы является возможность следить за важными показателями и их изменениями во время езды. Прибор специально разработан так, что им удобно пользоваться, управляя машиной.
Если вы подбираете БК для транспортного средства с карбюраторным мотором, то необходимо убедиться, что у устройства имеется совместимость с данным автомобилем. К слову, многие бортовые компьютеры, изготовленные для современных заграничных моделей, подойдут для карбюраторных отечественных машин. В комплекте прибора должно быть руководство по эксплуатации, в котором расшифрованы все кодовые сигналы.
Диагностический сканер
Часто для диагностики транспортного средства применяют специальные сканеры. Данный прибор стоит не очень много, информация со сканера принесет немного больше пользы, чем слова механика СТО.
Данные транслируются в зашифрованном виде на экран устройства. Перед приобретением сканера необходимо проверить наличие у прибора инструкции с расшифровкой сигналов.
Большинство моделей изготавливается для современных иностранных автомобилей, значит, нужно удостовериться, что диагностический прибор подойдет для конкретной отечественной машины.
Основные причины покупки оборудования для компьютерной диагностики двигателя автомобиля и других его узлов:
Возможность сэкономить деньги на услугах диагностов, в компетенции которых можно усомниться.
Возможность самостоятельно следить за работой двигателя и автомобиля в целом.
Мастерской сложнее будет вас обмануть. Вы будете точно знать, в чем причина поломки, поэтому на предложения починить/заменить еще какие-то детали можно смело отвечать отказом.
Вы сможете регулярно отслеживать состояние двигателя, вовремя устраняя мелкие поломки. Тем самым снизится риск серьезных проблем с транспортным средством.
Все приборы и устройства, перечисленные выше, не доставляют автовладельцу каких-либо сложностей при подключении, эксплуатации. Если вы не имеете возможности самостоятельно подключить бортовой компьютер, то лучше его установить в сервисном центре.
Виды диагностических устройств
Все компьютерные системы диагностики автомобилей имеют две классификации – согласно исполнению и функциональным возможностям. В первой группе выделяют автономные сканеры и адаптеры. Первые размером похожи на рацию, имеют в своей конструкции дисплей и позволяют напрямую подсоединиться к машине для считывания информации.
Адаптеры работают лишь вкупе с компьютером, который связывают с ЭБУ или датчиками автомобиля кабелем. Согласно функциональному признаку оборудование может быть:
дилерское – сканеры от автопроизводителя, отличаются полной совместимостью с машиной, возможностью перепрограммирования ЭБУ;
марочное – средства диагностики, выпущенные сторонней компанией для определенной марки или модели;
мультимарочное – устройства, совместимые со всеми автомобилями либо с ТС из какого-либо региона (южно-азиатского, американского).
Очевидно, что отдавать предпочтение лучше дилерской технике, но ее стоимость может достигать нескольких тысяч долларов. Другие сканеры обладают меньшим функционалом, но его достаточно для выявления неисправностей.
Что лучше: компьютерная диагностика двигателя автомобиля «на дом» или на СТО
Компьютерный анализ двигателя транспортного средства требует наличие специализированных приборов. Автомобили, имеющие электронную систему управления двигателем, оснащены разъемом, к которому можно подключить ноутбук, персональный компьютер или сканер. Есть особенности и при подключении переходников, но некоторым машинам он не нужен. Также стоить помнить о специальном программном обеспечении, помогающем провести компьютерную диагностику.
Для четкого понимания, каким образом и в каком узле провести проверку, можно воспользоваться одним из двух методов:
вызвать выездную диагностику мотора автомобиля;
обратиться в центры, в которых имеется все необходимое для проведения компьютерной проверки двигателя оборудование.
При проведении компьютерной проверки машины в специальном центре потребуется привезти автомобиль на его территорию и оплатить счет на услугу. К положительным сторонам диагностики в сервисном центре относится то, что опытные мастера смогут найти поломку и устранить все неполадки за очень короткий срок. Из отрицательных моментов можно назвать стоимость такого анализа, которая может быть очень высокой.
Выездная компьютерная диагностика будет просто необходима, если у вас нет возможности доставить транспортное средство на станцию технического обслуживания или вы подбираете автомобиль с пробегом. Услуга выездной проверки машины может предоставляться не только профессионалами с большим опытом, но и новичками в сфере диагностики.
При наличии у крупных сервисных центров оборудования для проведения выездной проверки они могут предлагать ее как дополнительную услугу. В таком случае специалисты прибудут к вашему автомобилю, подключат к нему компьютер, сканер. С помощью данных приборов будут найдены и расшифрованы ошибки в работе двигателя.
К общей стоимости диагностики в данном случае прибавляется цена за выезд. При обращении к частным предпринимателям надо быть готовым, что компьютерная диагностика может быть как довольно качественной, так и с минимальным количеством приборов, без профессиональных знаний. Иначе говоря, за такую проверку однозначно придется выложить значительную сумму, но она может быть не очень добротной. А водитель смог бы произвести подобную поверхностную проверку самостоятельно и без лишних затрат.
Рекомендуем
«Автоподставы на дорогах: 11 самых популярных» Подробнее
Методы диагностирования по характеру измерения параметров
Прямые методы основаны на измерении структурных параметров технического состояния непосредственно прямым измерением (размер детали, зазор в подшипниках, прогиб ремня привода вентилятора и т.д.)
Косвенные методы основаны на определении структурных параметров состояния составных частей по косвенным (диагностическим) параметрам при установке диагностического устройства без разборки машины. Этими методами определяются физические величины, характеризующие техническое состояние механизмов и систем машины: давление масла, расход газа (топлива, масла), параметры вибрации, ускорение при разгоне двигателя и др.
Техническое диагностирование при эксплуатации машин приурочивается к соответствующему виду технического обслуживания. Это позволяет снизить трудоемкость выполнения операций технического обслуживания, повысить их эффективность и обеспечить безотказность работы объекта до следующего контроля и обслуживания.
Результаты диагностирования заносят в специальную карту, в которой год и дату поступления техники считают от последнего капитального ремонта (или от начала эксплуатации для новых автомобилей). Наработку от начала эксплуатации ставят в том случае, если автомобиль не подвергался капитальному ремонту. В заключение указывают вид ремонта основных агрегатов, либо автомобиля в целом, или же остаточный ресурс и номер очередного технического обслуживания.
Основным источником достоверной информации о техническом состоянии каждого отдельно взятого автотранспортного средства является технический контроль, включающий осмотр и инструментальное диагностирование.
В соответствии с принятой терминологией под техническим контролем в сфере производства понимается проверка соответствия продукции установленным техническим требованиям (соответствие технического состояния автотранспортного средства нормативно-технической документации и законодательным нормам).
Техническая диагностика — отрасль знаний, изучающая и устанавливающая признаки неисправностей составных частей объектов, разрабатывающая методы и средства, с помощью которых дается заключение (ставится диагноз) о техническом состоянии объектов диагностирования, а также принципах построения и организации использования систем диагностирования.
Техническое состояние — совокупность подверженных изменению в процессе производства или эксплуатации свойств объекта, характеризуемая в определенный момент признаками и параметрами состояния, установленными технической документацией на этот объект.
Объект диагностирования — изделие (транспортное средство) и его составляющие, подвергаемые диагностированию.
Техническое диагностирование — процесс определения технического состояния объекта диагностирования с требуемой точностью.
Результатом диагностирования является диагноз — заключение о техническом состоянии объекта с указанием при необходимости места, вида и причины дефекта.
Средства и объекты диагностирования, подготовленные к проверке параметров состояния или осуществляющие ее по правилам, установленным соответствующей документацией, называются системой технического диагностирования. Таким образом, различают понятие диагностики как отрасли знаний и как области практической деятельности. В первом случае используется термин «техническая диагностика», во втором — «техническое диагностирование».
Важнейшее требование к диагностированию — возможность оценки состояния объекта без его разборки.
От чего зависит цена компьютерной диагностики двигателя автомобиля
Сколько стоит компьютерная диагностика двигателя автомобиля? Вообще, это довольно сложная процедура, в результате которой автовладелец получает реальные показатели работы мотора. Неудивительно, что стоимость такой проверки в среднем выше в 2–2,5 раза, чем диагностика других систем автомобиля. Для этой процедуры применяют дополнительные приборы и устройства, способные измерить множество характеристик двигателя в режиме реального времени.
Цена компьютерной диагностики двигателя автомобиля зависит от скорости обнаружения проблемы. Неполадки можно выявить сразу, но бывают случаи, когда нужно проверить всю автоматику двигателя прежде, чем обнаружится проблемный механизм. Чем больше систем и деталей будет проверено, тем выше окажется стоимость услуги.
Компьютерная система не сможет в процессе проверки выдать все показатели работы двигателя. Поэтому, помимо стационарного компьютера, применяют специальные устройства, показывающие реальные параметры двигателя автомобиля. К примеру, для выяснения номинального значения компрессии необходимо использовать компрессометр. Применение манометра обязательно для получения точной информации о давлении в бензонасосе.
Те или иные дополнительные устройства повышают общую стоимость компьютерной диагностики двигателя автомобиля. В данном случае компьютер только указывает на проблемную систему или деталь. Он считывает всю необходимую информацию, а дальше в работу вступает измерительное оборудование.
На территории Российской Федерации цена проведения компьютерной диагностики транспортного средства варьируется в пределах от двух до семи тысяч рублей. На окончательную стоимость влияют мощность двигателя, модель автомобиля, тип коробки переключения передач и множество других параметров.
Компьютерная проверка двигателя и самой машины – это профилактическая мера, которая позволяет избежать поломок во многих системах транспортного средства. В результате двигатель и большинство других агрегатов машины могут быть защищены от различных повреждений, которые слабо проявляются вначале, но способны прогрессировать. С помощью подобной диагностики можно выявить скрытые дефекты до того момента, пока системы автомобиля не дали сбой или не повлияли на функционирование других узлов, предупреждая тем самым возможность дорогостоящего ремонта в будущем.
Этапы диагностики
Продолжительность исследования электронных компонентов автомобиля обычно не превышает 30 минут. В случаях, когда тестируется определенный узел (АБС, двигатель), первые результаты получают уже спустя 10 минут. В любом случае диагностика проводится в три этапа:
Общая компьютерная диагностика автомобилей. Это считывание кодов ошибок в «режиме ожидания», когда ни одна из систем не функционирует. Она необходима для выявления неисправного агрегата.
Динамическая проверка. Автомобиль устанавливается на специальный стенд, запускаются его основные системы, информация считывается с функционирующих датчиков.
Удаление данных. Накопленная бортовым компьютером база данных удаляется, инициализируются (активируются) контроллеры для сбора информации.
Полученные в ходе диагностики коды ошибок расшифровываются с помощью специальных приложений. На основании этих данных выносится вердикт о неисправности той или иной системы.