- Диагностика ГБО
- Состав ГБО
- Установка и настройка ГБО
- Обслуживание ГБО
- Основные неисправности и диагностика ГБО
- Диагностика ГБО и его настройка с помощью программы
- Проверка ГБО: что, где, когда?
- Как часто проходит проверка ГБО
- Как и где пройти
- Можно ли проверить самому
- Сколько стоит освидетельствование баллонов
- Как проходит проверка
- Какие документы нужны
Диагностика ГБО
Цены на бензин постоянно растут и облагаются новыми акцизами. Но без автомобиля в нашей стране с её огромными расстояниями и слаборазвитой транспортной системой просто нельзя. Поэтому многие автолюбители хотят сэкономить на своем автомобиле. Одним из способов достижения солидной экономии является установка газового оборудования. Цена на газ всегда ниже, чем на бензин, и каждый километр, пройденный на газе, в среднем обходится на 30-50% дешевле.
Установка газового оборудования является одним из способов экономии
Состав ГБО
На данный момент на рынке представлены различные поколения ГБО, всего их шесть. Первые два поколения разработаны для карбюраторных двигателей и не имеют электронной начинки. Остальные же поколения были разработаны для инжекторных двигателей и с каждым поколением усложнялись все больше, как и двигатели внутреннего сгорания.
В России самым распространенным является газобаллонное оборудование четвертого поколения.
Оно включает в себя следующие части:
- Газовый баллон. Это емкость для хранения запаса топлива. Баллоны для метана и пропана-бутана отличаются.
- Мультиклапан. Это устройство располагается прямо на баллоне и делает возможным извлекать газ или же, наоборот, — заполнять баллон. На него же монтируются защитные устройства для аварийного сброса газа.
- Устройство для заправки газа. Поскольку газ может быть жидким только под огромным давлением, просто залить его не выйдет, поэтому для заправки монтируется специальное устройство.
- Магистраль высокого давления. Это трубопровод, по которому газ попадает в двигатель.
- Редуктор-испаритель. Служит для возвращения газа к его нормальному состоянию.
- Газовые форсунки. Служат для подачи газа в двигатель, отличаются от бензиновых.
Газовые форсунки нужны для подачи газа в двигатель
Установка и настройка ГБО
Установка газового оборудования производится в сертифицированном сервисе опытными профессионалами. Только так можно достичь надежности, безотказности, безопасности и стабильности работы автомобиля на новом виде топлива.
Настройка и регулировка также должна производится профессионалами. Неправильно настроенный комплект ГБО серьезно скажется на ресурсе и работе двигателя, расход может стать выше, чем на бензине, динамика автомобиля пропадет, и двигатель может сломаться.
Обслуживание ГБО
Газобаллонное оборудование – это новая система в автомобиле, и она потребует к себе внимания.
Обслуживание ГБО подразумевает следующие операции:
НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.
- Заправка баллона газа.
- Слив конденсата. Из-за температуры газа в системе постоянно образуется конденсат, который необходимо сливать через каждую третью заправку.
- Очистка комплекта от грязи и пыли.
- Очистка медных трубок и магистралей. В них накапливается грязь, и им требуется обслуживание. Раз в два года требуется очистить все элементы ГБО.
- Замена расходных материалов: фильтров тонкой и грубой очистки, раз в месяц — мембран на редукторе. Фильтры обычно меняются раз в 10000 километров пробега или вместе с заменой масла в двигателе. Мембраны на редукторе обычно «устают» через 1-2 года эксплуатации.
- Контроль соединений комплекта ГБО и их герметичности производится раз в полгода, при необходимости они подтягиваются.
- Контроль креплений комплекта ГБО. Особенно это касается жестких металлических трубок, если элемент, который к ним закреплён, расшатан – они могут обломаться, поэтому все должно быть закреплено жестко.
- Регулировка и настройка ГБО. Для инжекторов и для карбюраторов производится по-разному. Для карбюраторных двигателей процедура похожа на настройку самого карбюратора – смесь настраивается с помощью регулировочных болтов.
Настройка ГБО для инжекторов и для карбюраторов производится по-разному
Для инжекторных двигателей для этих целей применяется программное обеспечение, компьютер подключается к электронному блоку управления газового оборудования.
Обслуживание ГБО несложное, и его можно производить своими руками.
Основные неисправности и диагностика ГБО
Редуктор-испаритель. Самая распространенная проблема с редуктором испарителем – его перемерзание. В этом случае необходимо смотреть подключение к системе охлаждения автомобиля. На втором месте идет повреждение мембран, тогда редуктор пропускает газ. Плохое крепление может привести к тому, что трубки, подключенные к нему, сломаются. Если редуктор давно не чистили – он мог засориться. Раз в два года необходимо делать его ревизию и менять вышедшие из строя элементы.
Фильтры. Засорение фильтра приводит к тому, что газ перестает поступать в систему.
Фильтр нужен для поступления газа в систему
Повреждение соединений или газовой магистрали. Как и любое нарушение герметичности в системе газового оборудования, это приводит к утечкам газа и появлению его запаха в салоне. Утечка газа определяется намыливанием, далее следует разборка элемента, его повторный монтаж, замена уплотнителя или самого элемента в случае, если его невозможно починить.
Мультклапан. Зависание поплавка или обрыв датчика количества газа приводят к тому, что уровень газа не отслеживается.
Поломка скоростного клапана. Газ в систему не подается, или его у него слишком маленький расход.
Клапан аварийного сброса. Не работает или пропускает газ. Очень опасная поломка, которая может привести к печальным последствиям. Выход из строя запорной арматуры, облом штока или вентиля означают, что ГБО эксплуатировать нельзя.
Электромагнитный клапан на баллоне. Пропускает или не пропускает газ, необходимы ремонт или замена.
Магистральный клапан. Обрыв цепи, выход из строя катушки, заклинивание поршня, обрыв или ослабление пружины, трещины на корпусе, повреждение резьбы могут привести к отказу клапана или потере герметичности.
Магистральный клапан ГБО
Если запах газа проявляется только при включенном зажигании, это свидетельствует о поломке магнитного клапана второй ступени, он ремонтируется или меняется.
Устройство для заправки газа. Поломка корпуса, утеря или поломка крышки, поломка защитного клапана не позволят заправить баллон. Клапан должен издавать характерный щелчок.
Перегорание предохранителей. Неисправная проводка в системе ГБО может привести к перегоранию предохранителей и отказу работы электрической части ГБО.
Загрязнение трубопроводов, их повреждения. Газопровод может быть загрязнен до такой степени, что газ пройти по нему просто не сможет.
Если механическая часть комплекта газобаллонного оборудования в порядке – стоит приступить к диагностике электрической части и датчиков. Это проще сделать с помощью программы.
Диагностика ГБО и его настройка с помощью программы
Системы газового оборудования четвертого поколения (например, Ловато, Тамона и Stag) имеют свою систему диагностики, настройки и компьютерную программу. Каждый производитель ГБО стремится нажиться на поставках оборудования и продает такие кабели для проведения компьютерной диагностики и настройки отдельно и совсем недешево. И они не универсальные.
Изготовить универсальный кабель для диагностики и настройки своими руками вполне реально
Большая часть кабелей для диагностики и настройки газового оборудования Ловато, Тамона и Stag очень похожи и за редким исключением выполнены на базе двух типов разъемов: восьми- и четырехпиновом. Причем, кабели эти различаются только разъемом, распайка же внутри кабеля обычна идентична. Это было сделано, чтобы для каждого комплекта покупали свой кабель. Однако изготовить универсальный кабель для диагностики и настройки своими руками вполне реально.
Стоит начать с определения типа питания при помощи мультиметра. Некоторые комплекты ГБО начинают работу только при включённом зажигании. Необходимо найти плюс и минус.
Для работы комплектов ГБО Ловато, Тамона и Stag с программой подойдут разъёмы от Волги или Лады с четырьмя контактами.
Для перехода проводов на USB интерфейс необходимо будет приобрести адаптер K-L-Line или аналогичный. Все ГБО работают на базе порта RS-232, который в современные компьютеры не устанавливаются, необходимо будет подключить его через USB адаптер. Распайки и распиновки интерфейсов USB, RS-232 и конкретного комплекта ГБО можно найти в интернете.
Для того чтобы изготовить диагностический кабель для диагностики ГБО, вам понадобятся
- схемы распайки кабеля для диагностики и настройки USB адаптера;
- кабель от телефона или USB адаптер;
разъем от Волги или Лады с четырьмя контактами;
Для изготовления диагностического кабеля понадобится паяльник
- паяльник;
- изолента;
- термоусадочная трубка;
- тонкий четырехжильный кабель.
Можно просто купить готовый адаптер для диагностики и настройки. Самые новые разработки позволяют подключать систему ГБО к смартфонам и планшетам на базе системы Андроид.
После того, как кабель готов, можно установить программу для настройки и диагностики ГБО и драйверы для того чтобы USB адаптер заработал правильно и определился. Адаптер проверяется без подключения к автомобилю – если все в порядке, то можно подцепить и ГБО.
Если ГБО не определяется программой, то тут возможны два варианта:
— Неправильная распайка кабеля. В этом случае её необходимо проверить и переделать, если необходимо.
— Не определился USB адаптер. Дело может быть в системе, драйвере или адаптере. Некоторые китайские адаптеры просто не работают.
После того как программа работает и видит установленный комплект газового оборудования Stag, можно приступать к настройке и запуску программы. В большинстве программ есть функция автокалибровки, которая сможет правильно выполнить большую часть операций, для того чтобы оборудование Stag работало нормально.
Настройка комплекта газового оборудования Stag-300 Plus
Но в большинстве случаев ручная настройка при помощи программы все-таки не помешает. Не все комплекты ГБО Stag сразу будут адекватно работать во всех режимах. Ручная настройка по оборотам помогает достичь оптимальной работы. Компьютер с помощью программы определит оптимальный состав смеси, параметры зажигания и другие. Эту же операцию можно проделать прямо во время движения автомобиля на разных скоростях, при ускорении и движении в горку. Для этого понадобится напарник, один будет вести автомобиль, второй — производить в это время настройку ГБО Stag с помощью программы.
С помощью программы для настройки и диагностики ГБО Stag также можно установить, какие датчики вышли из строя или работают неверно. Обычно проблемы с работой автомобиля на газе возникают как раз из-за неточной настройки и неправильной смеси. И все это можно исправить с помощью программы.
Проверка ГБО: что, где, когда?
Проверка ГБО — комплекс действий, направленных на проведение испытаний газовых баллонов на факт прочности и безопасности дальнейшего применения. Требование актуально с начала 2015 года, а после внесения ряда изменений в законодательство контроль еще более ужесточился. Ниже рассмотрим, как проходит работа, во сколько она обойдется, и какие нужны документы.
Как часто проходит проверка ГБО
В случае с проверкой всей системы ГБО на авто сроки зависят от вида проверяемого оборудования. К примеру, замена фильтров делается раз в 3-5 тысяч километров, установка новых резинок редуктора и форсунок через каждые 40-50 тысяч километров. Что касается емкостей для газа, на каждое устройство идет свой паспорт. При этом периодичность проверки ГБО автомобиля устанавливается с учетом рекомендаций производителя.
Рассмотрим основные требования:
- Стальные емкости для СНГ — раз в два года (для любой формы).
- Баллоны КПГ для метана: 3 года для углеродистой стали и металлокомпозитных материалов, 5 лет для легированной стали и 2 года для углепластика.
Освидетельствование баллонов ГБО проводится раз в 10 или 15-20 лет для пропановых и метановых емкостей соответственно. Срок может меняться с учетом материала. Если производитель не указал срок, контроль проводится раз в 20 лет.
Как и где пройти
Техническое освидетельствование ГБО на авто проводится только аттестованными организациями. Они должны иметь:
- Помещение, оборудованное необходимой аппаратурой и инструментом.
- Сотрудников с высокой квалификацией и опытом работы.
- Персональное клеймо с шифром, присваиваемым вместе с разрешения Ростехнадзора на пятилетний срок.
- Аппаратура для проверки емкостей (специальные стенды).
Иными словами, проверка ГБО на авто должна проводиться компаниями с соответствующими сертификатами. При этом право на проверку баллона и ГБО в целом могут иметь разные СТО.
Можно ли проверить самому
Много вопросов касается того, как самому проверить через ноутбук ГБО, и можно ли это сделать. Если речь идет об испытании баллона, придется обращаться в уполномоченный сервис, имеющий необходимый сертификат. Протестировать емкость для газа в условиях гаража не получится, ведь для этого необходимо специальная аппаратура и станки.
Что касается проверки газобаллонного оборудования, для выполнения этой работы нужен ноутбук, диагностический кабель и программа для настройки. Также необходимые знания, касающиеся установки параметров. Если изменить какой-то показатель, необходимо понимать его назначение, ведь бездумные изменения могут привести к негативным последствиям.
Сколько стоит освидетельствование баллонов
Стоимость проверки ГБО зависит от объема и типа емкости. Минимальная цена на рынке начинается от 1200 рублей. На окончательную цену могут влиять иные параметры:
- снятие / монтаж;
- удаление газа;
- очистка / мойка;
- грунтовка, окрашивание;
- небольшой ремонт, реставрация.
В результате цена может дойти до 7000 рублей за проверку одного баллона. Иногда проще купить новую емкость, чем сделать проверку баллона ГБО в специализированном сервисе. Плановая проверка газобаллонной системы обходится в 500 рублей, но здесь также все зависит от модели аппаратуры, марки авто и необходимости устранения проблем.
Срок выполнения работы — до трех суток, если следовать законным требованиям. Некоторые СТО берут с клиентов деньги, но по факту не делают никаких испытаний ГБО. Чтобы избежать такого мошенничества, желательно обращаться в проверенные сервисы.
Как проходит проверка
Указанные выше сроки работ обусловлены комплексом мероприятий, которые необходимо сделать специалистам. Диагностика баллона проходит в несколько этапов:
- Изучение документации, их сверка с маркированной емкостью.
- Снятие и дегазация изделия.
- Разборка путем демонтажа мультиклапана или вентиля.
- Мойка, чистка, внешний осмотр.
- Изучение состояния баллона внутри, кроме емкостей до 55 л.
- Измерение веса и вместительности. Контроль проводится путем наполнения бака водой, посредством взвешивания полной и пустой емкости с последующим сравнением результатов.
- Испытания бака под действием давления на специальном стенде.
В процессе работы выявляются следы ржавчины, трещины и иные повреждения, с которыми эксплуатация запрещена. Сервис бракует емкость для ГБО в следующих случаях:
- вышел срок официального ресурса;
- трещины, риски и прочие повреждения свыше 10% от толщины;
- износ резьбы;
- вес бесшовных баллонов с объемом от 12 до 55 литров снижен на 7,5%;
- ржавчина покрывает более 10% площади.
Баллоны проверяются на специальных стендах, с помощью пневматических или гидравлических методов. На пропановые емкости подается давление 1,6 МПа, а для метановых — от 20 до 25 МПа. После окончания работы на баллон наносится клеймо с датой следующего контроля, а в паспорте делаются соответствующие отметки.
После подключения система проверяется под давлением с регулированием работы ГБО и контролем содержания СО / СН в выхлопе. Далее автовладелец получает свидетельство об успешном завершении испытаний.
Если речь идет об обычной проверке ГБО, здесь проводится другой комплекс работ:
- замена фильтров редуктора;
- слив конденсата;
- компьютерная диагностика;
- замена масла и фильтров;
- установка новых форсунок, элементов редуктора.
Какие документы нужны
Для проверки баллона необходимо наличие стандартного набора документов. В него входит:
- свидетельство по форме 2Б;
- свидетельство о регистрации ТС с отметкой об установке ГБО;
- отметка на баллоне с отметками о проверках;
- паспорт с данными, которые соответствуют табличке емкости.
Если водитель просрочил проверку баллона ГБО, его ожидает штраф в размере 500 рублей. Более того, в дальнейшем могут возникнуть трудности с постановкой на учет авто при его продаже. Если испытания были проигнорированы ранее, их в любом случае придется проводить.
В комментариях отпишитесь, как вы выполняете эту работу, и какие трудности возникали. Также поделитесь информацией, сколько пришлось потратить на подобную диагностику.