Диагностика двигателя трактора мтз 80

Диагностика технического состояния приборов электрооборудования трактора МТЗ-80/82

Проверка аккумуляторной батареи

Проверьте уровень и плотность электролита. Для этого выверните пробки и измерьте уровнемером уровень электролита в каждом аккумуляторе батареи. Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше предохранительного щитка.

Измерьте с помощью денсиметра плотность электролита (рис.1). Разница в плотности электролита аккумуляторов батареи не должна превышать 0,02 г/см 3 . При большей разности замените батарею.

Рис. 1. Измерение плотности электролита:
1 – эбонитовый наконечник; 2 – денсиметр; 3 – колба; 4 – груша

Измерьте температуру электролита. Пользуясь данными табл. 1 внесите поправку в измеренные показания.

Таблица 1. Значение поправки к показаниям денситометра

Температура электролита, °C Поправка к показанию денситометра, г/см 3
60 +0,03
45 +0,02
30 +0,01
15 0
0 -0,01
-15 -0,02
-30 -0,03
-40 -0,04

Определите степень разряженности по наименьшей плотности электролита (табл.2).

Таблица 2. Определение степени разряженности аккумуляторной батареи

Если не известна начальная плотность электролита полностью заряженной батареи, проверьте напряжение каждого аккумулятора батареи под нагрузкой с помощью нагрузочной вилки ЛЭ-2 (рис. 2).

Рис. 2. Проверка аккумуляторной батареи с помощью нагрузочной вилки ЛЭ-2

Степень разряженности батареи определите по данным табл. 3.

Таблица 3. Определение степени разряженности аккумуляторной батареи

Показания вольтметра нагрузочной вилки, В Степень разряженности батареи, %
1,8–1,7 0
1,7–1,6 25
1,6–1,5 50

Показания вольтметра следует снимать спустя 5 с после подключения вилки. Разрядное напряжение в течение 5 с должно быть устойчиво. Разность напряжений в аккумуляторах одной батареи не должна превышать 0,2 В. При большой разности замените батарею. Батарею, разряженную более чем на 25% зимой, отправьте в мастерскую на подзарядку.

Определите состояние аккумуляторной батареи, руководствуясь указаниями, приведенными в табл. 4.

Таблица 4. Диагностика аккумуляторной батареи

Проверка исправности генератора на тракторе

Исправность генератора проверяют до начала работы с помощью контрольной лампы, установленной на щитке приборов. Если генератор исправен, контрольная лампа загорается при замыкании включателя «масса» перед пуском дизеля. После пуска контрольная лампа гаснет. Остановив дизель, нужно разомкнуть выключатель «масса» (контрольная лампа при этом гаснет).

На тракторе исправность генератора проверяют только при неработающем дизеле, отъединив провода от всех клемм генератора. Проверку выполняют с помощью лампы напряжением 12 В и аккумуляторной батареи при отсоединенном регуляторе напряжения.

Проверяя обмотку возбуждения, отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединяют с клеммой М генератора, а ее положительный вывод – через контрольную лампу с клеммой Ш генератора. Если обмотка возбуждения исправна, лампа горит вполнакала (сила тока 3,0. 3,5 А). Полный накал лампы (сила тока более 3,5 А) указывает на короткое замыкание между обмоткой возбуждения и корпусом генератора. Если лампа не горит, имеется обрыв в обмотке возбуждения.

Исправность выпрямителя и обмоток статора проверяют в следующем порядке:
1. Отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединяют с клеммой М генератора, а ее положительный вывод – через контрольную лампу с клеммой В генератора. В этом случае лампа не должна гореть. Если же лампа горит, то возможны следующие неисправности выпрямителя: короткое замыкание в одном или нескольких диодах обеих полярностей; пробои изоляции между теплоотводом и корпусом выпрямителя; замыкание положительного вывода на корпус генератора.

2. Отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединяют с одной из клемм переменного тока генератора, а ее положительный вывод – через контрольную лампу с клеммой В генератора. При этом лампа не должна гореть. В противном случае пробит один или несколько диодов прямой полярности.
3. Положительный вывод аккумуляторной батареи через контрольную лампу соединяют с одной из клемм переменного тока генератора, а ее отрицательный вывод – с клеммой М генератора. Лампа также не должна гореть. Если же лампа загорается, значит пробит один или несколько диодов обратной полярности или произошло короткое замыкание обмотки статора на корпус генератора.

Читайте также:  Чем можно промыть воздушный фильтр автомобиля

Проверка генератора на стенде КИ-8927-ГОСНИТИ

Выключите включатель «массы». Подключите прибор стенда (см. рис. 3). Включите включатель «массы», пустите дизель, установите максимальную частоту вращения коленчатого вала и выключите включатель «массы». После запуска дизеля стендом поднимите электроды реостата.

Рис. 3. Схема проверки регулятора напряжения и генератора на стенде КИ-8927:
1 – генератор; 2 – реле-регулятор; 3 – вольтметр стенда; 4 – реостат стенда; 5 – аккумуляторная батарея; 6 – амперметр стенда

Включите стенд в режим проверки электрооборудования и задайте генератору нагрузку; при этом ток нагрузки генератора должен быть 32 А. Допускаемое значение напряжения должно быть не менее 13,2 В в положении «Лето» переключателя посезонной регулировки напряжения (ППР) и не менее 14,0 В в положении «Зима».

Если при исправном реле-регуляторе напряжение нагрузки менее допускаемого значения, а также при наличии повышенного шума или стука, генератор следует снять и направить в мастерскую.

Проверка интегрального регулятора напряжения

Для поддержания напряжения, вырабатываемого генератором 46.3701, в заданных пределах устанавливается интегральный регулятор напряжения (ИРН) Я112-Б. Интегральные регуляторы напряжения не разбирают и не ремонтируют. Однако в процессе эксплуатации и при ремонте генераторов с ИРН приходится проверять их техническое состояние. Рекомендуется также проверять и новый ИРН перед установкой его на генератор.

Оборудование и приборы, необходимые для проверки работоспособности ИРН: источник постоянного тока, позволяющий получать напряжение 12. 12,5 и 16 В (например, две аккумуляторные батареи, выпрямитель или генератор, установленный на стенде); контрольная лампа мощностью 3. 5 Вт напряжением 12 В; вольтметр не ниже первого класса со шкалой 3. 5 В; амперметр №309.

Для проверки тракторных регуляторов Я112-Б соберите схему по рисунку 4, а, а для автомобильных регуляторов Я112-А – по рисунку 4, б. Минус аккумуляторной батареи (или другого источника тока) соедините с клеммой М (теплоотводом) ИРН, а «+» через переключатель напряжения – с клеммой Б или В (для регулятора Я112-А). Клемму Ш обоих типов регуляторов соединяют через контрольную лампу с «+» двенадцативольтового источника тока.

Рис. 4. Схемы проверки ИРН:
а – работоспособности и падения напряжения Я112-Б; б – работоспособности Я112-А.

Установите выключатель S3 во включенное положение, а S2 – в выключенное. Если регулятор исправен, то при установке переключателя напряжения S1 в положение «12В» лампа должна гореть (выходной транзистор открыт), а в положении переключателя «16В» лампа должна гаснуть. Если лампа не горит в обоих случаях, то в выходной цепи регулятора обрыв, а если в обоих случаях горит – пробит выходной транзистор.

Для того чтобы убедиться, как обеспечивает ИРН обмотку возбуждения генератора, проверьте падение напряжения между клеммами Ш и М по схеме, показаанной на рисунке 4, а. К клемме Б (В) подключите «+», а к клемме М ИРН «–» аккумуляторной батареи на 12В (для ИРН 120-АТ – 24В). Клемму Ш ИРН соедините через реостат (начальное сопротивлние не менее 4 Ом) и амперметр с «+» батареи. Между клеммами Ш и М регулятора установите вольтметр. Переключатель S1 должен быть в положении «12В», S2 – во включенном, а S3 – в выключенном положении. Реостатом установите ток 3 А, соответствующий наибольшему току возбуждения, и вольтметром замерьте падение напряжения. Оно не должно превышать 1,7 В.

Падение напряжения в ИРН можно замерять и на собранной генераторной установке. Реостат здесь не нужен, так как его заменяет обмотка возбуждения.

Техническое обслуживание тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82

С целью обеспечения поддержания тракторов в исправном и работоспособном состоянии, для увеличения долговечности, экономичности, безотказности работы требуется проводить систематическое техническое обслуживание планово-предупредительного характера.

Читайте также:  Glk 220 d 4matic premium 2020 тест драйв

Для тракторов установлена трёхномерная система технических обслуживаний (помимо ежесменного), предусматривающая 3 периодических (номерных) техобслуживания:

При переходе к весенне-летнему и осенне-зимнему периоду эксплуатации предусмотрены сезонные технические обслуживания. Помимо них предусматриваются обслуживания в особых условиях эксплуатации, резко отличающихся от обычных типовых условий (например, в горных районах, в пустынях и других).

Периодичность номерных технических условий:

техническое обслуживание № 1 (ТО-1) – через каждые 60 часов работы;

техническое обслуживание № 2 (ТО-2) – через каждые 240 часов работы;

техническое обслуживание № 3 (ТО-3) – через каждые 960 часов работы.

При проведении номерных технических обслуживаний выполняются не только регламентированные операции, но и устраняют все обнаруженные неисправности.

Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) проводится в перерыве между сменами (через каждые 10 часов работы). Оно предусматривает выполнение следующих операций:

1) — проверить, нет ли подтеканий масла, топлива, воды либо электролита через соединения деталей;

2) – долить профильтрованное либо отстоянное топливо в баки дизелей и пускового двигателя;

3) – измерить уровень масла в картере двигателя и при необходимости долить масло. Уровень следует измерять не раньше, чем через 20 минут после остановки дизеля;

4) – проверить уровень воды в радиаторе;

5) – слить конденсат из ресивера пневматической системы;

6) – проверить степень засорённости воздухоочистителя дизеля по индикатору на щитке приборов, работу контрольных приборов, звукового сигнала и освещения;

7) – при эксплуатации трактора в условиях повышенной запылённости осмотреть и, если необходимо, очистить защитную сетку радиатора.

Во время рабочей смены следует прислушиваться к работе дизеля, следить за показаниями контрольных приборов, обращать внимание на цвет выхлопных газов. Помимо этого, нужно периодически проверять состояние шин, степень нагрева корпусных узлов дизеля, трансмиссии, гидравлической и ходовой систем.

Техническое обслуживание №1 (ТО-1) проводится через каждые 60 часов работы.

Сначала выполняются все операции ЕТО. Затем следует:

проверить уровень масла в корпусе топливного насоса;

проверить натяжение ремня вентилятора дизеля;

проверить состояние шин и давление воздуха в них;

проверить работу рулевого управления и тормозов;

смазать подшипники водяного насоса системы охлаждения и отводки сцепления;

слить отстой из топливного фильтра грубой очистки.

Через 120 часов работы (через одно ТО-1) следует проверить уровень и состояние масла в поддоне воздухоочистителя дизеля, очистить ротор центробежного масляного фильтра дизеля, смазать подшипники шарниров карданных валов переднего ведущего моста.

Техническое обслуживание №2 (ТО-2) проводится через каждые 240 часов работы.

Сначала выполняются все операции ТО-1. Затем следует:

1) — заменить масло в картере дизеля, поддоне воздухоочистителя и корпусе топливного насоса (при использовании масел М8Г2 и М10Г2 по ГОСТ 8581-78 с содержанием серы не более 0,5 % масло в картере дизеля заменяют через 480 часов работы);

2) – слить отстой из фильтра тонкой очистки топлива и топливных баков;

3) – промыть фильтрующие элементы воздухоочистителя пускового дизеля, регулятора давления пневматической системы;

4) – проверить уровень масла в корпусах трансмиссии (сцепления, коробки передач, переднего ведущего моста, заднего моста, верхних и нижних пар колёсных редукторов, промежуточной опоры карданной передачи), в баке раздельно-агрегатной гидравлической системы, редукторе пускового двигателя, корпусе гидроусилителя рулевого управления (ГУР); смазать втулки поворотных цапф переднего моста, ступицу педали сцепления;

5) – проверить свободный ход педали сцепления и тормозов, падение давления воздуха в пневмосистеме при свободном положении педали тормозов, свободный ход рулевого колеса, герметичность воздухоочистителя и впускного трубопровода двигателя, состояние клемм и вентиляционных отверстий аккумуляторных батарей, плотность и уровень электролита;

Читайте также:  Штраф за обвес машины

6) – провести обслуживание блока отопления и охлаждения воздуха в кабине;

7) – проверить крепление ступиц задних колёс, лонжеронов к переднему брусу и корпусу сцепления, корпуса коробки передач, кронштейна промежуточной опоры карданной передачи, двигателя.

Через 480 часов работы (через одно ТО-2) следует проверить зазор между клапанами и коромыслами дизеля, очистить центральную трубу воздухоочистителя и промыть его корпус с фильтрующими элементами.

Техническое обслуживание №3 (ТО-3) проводится через каждые 960 часов работы.

Сначала выполняются все операции ТО-2. Затем следует:

проверить топливный насос на безмоторном стенде на соответствие регулировочным параметрам, угол опережения подачи топлива на дизеле, форсунки дизеля на давление начала впрыска и распыл топлива, затяжку гаек крепления головки блока цилиндров дизеля с последующей регулировкой зазора между клапанами и коромыслами;

провести регулировку реле-регулятора, механизма включения сцепления редуктора пускового двигателя, зазора между контактами прерывателя магнето и электродами запальной свечи с подтяжкой всех винтов магнето;

промыть сливные фильтры раздельно-агрегатной системы и гидроусилителя рулевого управления, фильтры грубой и тонкой очистки топлива с заменой фильтрующих элементов тонкой очистки, фильтрующий элемент воздухоочистителя пускового двигателя и топливопроводящий штуцер карбюратора;

проверить и при необходимости регулировать гайку червяка гидроусилителя рулевого управления, сходимость передних колёс, осевой зазор подшипников ступиц передних колёс неведущего моста, пополняя при этом смазку;

смазать подшипники шарниров привода рулевого управления, шестерни правого раскоса и втулки вала механизма задней навески;

очистить сетку маслозаливной горловины и набивку сапуна дизеля, а также сапуна топливного насоса, слить утечки масла из кожуха гидроаккумулятора.

Через 1920 часов работы (через одно ТО-3) следует:

проверить состояние контактов реле, коллектора, щёток стартера пускового двигателя, регулировку реле-регулятора;

провести обслуживание пневмопереходника и компрессора пневмосистемы;

разобрать и смазать гибкий вал тахоспидометра.

Через 3000 часов работы (через два ТО-3) следует:

проверить состояние коллектора и щёток стартера, зацеплений червяк — сектор и сектор – рейка гидроусилителя рулевого управления;

промыть систему охлаждения дизеля;

заменить смазку в ступицах передних колёс.

Сезонное техническое обслуживание проводится при переходе от весенне-летнего к осенне-зимнему периоду эксплуатации и наоборот.

При переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации следует:

заменить масло и смазку летних сортов зимними сортами в дизеле, гидравлической системе, агрегатах и сборочных единицах трансмиссии и ходовой части;

выполнить операции очередного ТО;

промыть крышку и фильтр заливной горловины основного топливного бака;

промыть топливный бак;

промыть фильтр-отстойник и карбюратор пускового двигателя;

довести плотность электролита аккумуляторных батарей до зимней нормы и установить винт посезонной регулировки напряжений на реле-регуляторе в положение З (зима);

продуть паром либо промыть горячей водой ресивер пневмосистемы, проверить его герметичность;

заполнить дизельным топливом зимних сортов систему питания дизеля;

установить предпусковой подогреватель и утеплительный чехол на дизель;

заполнить систему охлаждения дизеля жидкостью, которая не замерзает при низких температурах (антифризом);

провести сезонное обслуживание блока отопления кабины.

В зимний период для прогрева дизеля при пуске следует заправить его горячей водой и маслом, подогретым до температуры 70-80 градусов Цельсия.

При спуске воды из системы охлаждения дизеля одновременно сливают её из котла подогревателя и из шлангов блока отопления кабины.

При переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации следует:

снять с агрегатов трактора предпусковой подогреватель, утеплительные чехлы и сдать их на хранение;

выполнить операции очередного ТО;

заменить масло и смазку зимних сортов летними сортами в дизеле, гидравлической системе, агрегатах трансмиссии и ходовой части;

довести плотность электролита аккумуляторных батарей до летней нормы и установить винт посезонной регулировки напряжения на реле-регуляторе в положение Л (лето);

заправить систему питания дизеля топливом летних сортов;

Оцените статью