Возможные неисправности двигателя
Описание диагностики электронных систем управления и коды неисправностей приведены в разделе Электрооборудование.
В данном разделе предлагается наиболее простая схема выяснения причин неисправностей и отказов, происходящих в двигателе автомобиля.
Помните, что успешное завершение поиска причин неисправности определяется целостностью комплекса хороших знаний и терпеливого, систематического подхода к исследованию проблемы. Двигаться всегда следует от простого к сложному, доводить каждую проверку до логического конца и стараться не пропускать очевидных фактов — каждый может забыть заправить горючее в топливный бак или оставить на ночь включенными Фары, фонари, поворотники.
И, наконец, всегда следует стараться составить четкую картину развития неисправности и предпринять соответствующие шаги по предотвращению рецидива. Если отказ электрооборудования произошел по причине нарушения качества контакта, проверьте заодно состояние всех прочих контактов и электрических разъемов системы. Если один и тот же предохранитель перегорел несколько раз подряд, нет смысла в его дальнейшей замене — попытайтесь выяснить причину отказа. Помните, что выход из строя второстепенного компонента может являться признаком нарушения функционирования более важного узла или целой системы.
Обязательными условиями запуска любого бензинового двигателя являются исправность подачи воздушно-топливной смеси в цилиндры и адекватность искрообразования на свечах зажигания.
В первую очередь следует удостовериться в исправности подачи топлива.
Чтобы определить, образуется ли искра, выверните свечи зажигания, вставьте их в наконечники и по отдельности приложить к массе. При этом не следует удерживать провод или наконечник руками, — воспользуйтесь изолированными плоскогубцами. Попросите ассистента запустить двигатель. Если искра отсутствует, постарайтесь определить причину отказа.
Двигатель не проворачивается при попытках его запуска
- Окислены клеммы батареи или ослабло крепление на них наконечников проводов.
- Разряжена или неисправна батарея. Если наконечники проводов не окислены и надежно закреплены на клеммах батареи, поверните ключ зажигания в положение «ON», затем включите фары и/или очистители ветрового стекла, — если они не функционируют, — батарея разряжена.
- Трансмиссия неточно установлена в положение «P» (АТ) или на нейтральную передачу (МКПП), либо не полностью выжато сцепление.
- Разрыв в цепи системы запуска.
- Шестерня стартера заклинена в зубчатом венце приводного диска/маховика.
- Неисправно тяговое реле стартера.
- Неисправен стартер.
- Неисправен выключатель зажигания.
Двигатель проворачивается, но не запускается
- Неправильно производится запуск
- Неисправен или не отключен иммобилизатор двигателя.
- Неисправен аварийный выключатель топливного насоса.
- Топливный бак пуст, либо заправлено некачественное топливо.
- Сильно загрязнен воздушный фильтр. Имеют место утечки вакуума в элементах подачи воздуха, неисправности в системе управления впрыском топлива и зажиганием.
- Разряжена батарея (двигатель проворачивается чересчур медленно).
- Окислены клеммы батареи или ослабло крепление на них наконечников проводов.
- Неисправен топливный насос, либо повреждено его реле, — на слух проверьте включение насоса при включении зажигания.
- Повреждены или чрезмерно увлажнены компоненты системы зажигания.
- Изношены или неисправны свечи зажигания, либо неправильно выставлен свечной зазор.
- Разрыв в цепи системы запуска.
- Оборвана или отсоединена электропроводка катушки зажигания, либо или ослабло крепление проводов на клеммах катушки.
- Поврежден предохранитель блока управления двигателем, неисправен какой-либо из датчиков системы управления двигателем.
- Низкое давление компрессии.
Стартер функционирует без проворачивания двигателя
- Заклинена шестерня стартера.
- Изношены или повреждены зубья шестерни стартера или венца маховика/приводного диска.
Затруднен запуск холодного двигателя
См. также Раздел Холодный двигатель запускается плохо, работает неустойчиво.
- Низкий уровень заряда батареи.
- Нарушена исправность функционирования компонентов системы питания, либо электрооборудования.
Затруднен запуск горячего двигателя
См. также Раздел Прогретый двигатель плохо запускается, работает неустойчиво.
- Нарушена проходимость воздушного фильтра.
- Нарушена исправность функционирования компонентов системы питания, либо электрооборудования.
- Топливо не поступает к инжекторам топлива.
- Недостаточная компрессия в цилиндрах.
Зацепление стартера происходит слишком шумно или с затруднением
- Изношены или повреждены зубья шестерни стартера или венца маховика/приводного диска.
- Утеряны, либо недостаточно затянуты болты крепления стартера.
Двигатель запускается, но сразу глохнет
- Неисправен иммобилизатор двигателя.
- Неисправна электропроводка, либо ослабло крепление проводов на клеммах катушки зажигания или генератора.
- Нарушена исправность функционирования компонентов системы питания или электрооборудования.
- Нарушены базовые установки блока управления двигателя (ECM).
- Имеет место повреждение в системе выпуска и снижения токсичности отработавших газов (ОГ).
- Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя, впускном трубопроводе или через вакуумные шланги.
Нарушена стабильность работы двигателя на холостых оборотах
- Имеют место потери разрежения. Удостоверьтесь в надежности затягивания крепежа, проверьте факт и качество крепления на своих штуцерах на впускном трубопроводе всех вакуумных шлангов. Прослушайте работающий двигатель при помощи стетоскопа или отрезка топливного шланга — наличие шипящего звука свидетельствует о наличии утечки. Не менее эффективно использование мыльного раствора для проверки.
- Нарушена исправность функционирования компонентов системы питания или электрооборудования.
- Нарушена проходимость клапана системы управляемой вентиляции картера (PCV).
- Нарушена проходимость воздушного фильтра.
- Топливный насос не обеспечивает подачу достаточного количества топлива к инжекторам.
- Имеют место утечки через прокладку головки цилиндров, — измерьте компрессию в цилиндрах двигателя (смотрите главу Двигатель).
- Изношены рабочие выступы кулачков распределительного вала.
Имеют место пропуски в работе цилиндров на холостых оборотах
- Изношены или загрязнены свечи зажигания или неправильно выставлен свечной зазор.
- Имеет место неисправность компонентов системы питания или электрооборудования.
- Неисправна В/В электропроводка.
- Заправлено некачественное топливо, либо нарушена проходимость топливного фильтра.
- Имеют место потери разрежения во впускном трубопроводе или через шланговые соединения.
- Низкая или неравномерно распределенная компрессия в цилиндрах.
- Нарушена работа системы управления двигателем.
Имеют место пропуски в работе цилиндров двигателя при движении автомобиля на передаче
- Заблокирован топливный фильтр или имеет место загрязнение системы питания.
- Неисправны или загрязнены свечи зажигания или неправильно выставлен свечной зазор.
- Имеет место неисправность компонентов системы питания или электрооборудования.
- Неисправна В/В электропроводка.
- Неисправны компоненты системы снижения токсичности отработавших газов.
- Низкая или неравномерно распределенная компрессия в цилиндрах.
- Неисправна система зажигания.
- Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя, впускном трубопроводе или через вакуумные шланги.
Двигатель самопроизвольно глохнет
- Нарушена регулировка оборотов холостого хода.
- Нарушена проходимость топливного фильтра, либо в систему питания попала влага или грязь.
- Имеет место отказ компонентов/информационных датчиков системы питания.
- Неисправны компоненты систем снижения токсичности отработавших газов.
- Неисправны или загрязнены свечи зажигания или неправильно выставлен свечной зазор.
- Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя или через вакуумные шланги.
Двигатель не развивает полную мощность
- Имеет место неисправность компонентов системы питания или электрооборудования.
- Засорен воздухоочиститель.
- Неисправны свечи зажигания или неправильно выставлен свечной зазор.
- Неисправна катушка зажигания.
- Упал уровень ATF (смотрите главу Обслуживание).
- Пробуксовывает сцепление/АТ.
- Заблокирован топливный фильтр и/или в систему питания попала грязь/влага.
- Заправлено некачественное топливо.
- Низкая или неравномерно распределенная компрессия в цилиндрах.
Происходят хлопки в системе впуска или выстрелы в системе выпуска
- Нарушена исправность функционирования компонентов системы питания или электрооборудования.
- Имеет место дефект во вторичном контуре системы зажигания (разрушение изоляторов свечей зажигания или повреждение В/В проводов).
- Нуждается в регулировке система впрыска топлива, либо чрезмерно изношены ее компоненты.
- Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя, впускном трубопроводе или через вакуумные шланги.
- Заклинивает клапаны.
- Нарушен порядок подсоединения В/В проводов.
При движении с ускорением или в гору возникают звуки детонации
- Заправлено некачественное топливо.
- Нарушена исправность функционирования компонентов системы питания или электрооборудования.
- Установлены свечи зажигания не того типа.
- арушены базовые установки ECM.
- Неисправен датчик детонации.
- Имеют место потери разрежения.
Двигатель продолжает работать после поворачивания ключа в положение «OFF»
- Чрезмерно высоки обороты холостого хода.
- Имеет место неисправность электрооборудования или компонентов системы управления двигателем.
- Неисправен клапан продувки адсорбера системы улавливания паров топлива (EVAP).
- Высокая рабочая температура двигателя (упал уровень ОЖ, неисправен термостат, заблокирован радиатор или неисправен водяной насос).
- Нарушена герметичность инжекторов.
Nissan Micra с двигателем К12Е
Горит индикатор неисправности двигателя, наблюдается вибрация двигателя
Диагностика блока управления двигателя находит ошибку Р0335
Ошибка может быть из-за плохой защиты сигнала, генерируемого датчиком оборотов двигателя; в связи с этим Nissan предлагает проверку и замену датчика.
При замене датчика обратить особое внимание на очистку каждого зуба маховика. Если датчик исправен, а проблема не устранена, то проблема связана с шагом цепи распределительного вала. Необходима замена цепи с сопутствующими деталями.
Неисправности системы смазки
Контрольная лампа не горит при поворачивании ключа в положение «ON»
- Неисправен датчик давления масла. Включите зажигание, отключите от датчика провод и замкните его на «массу», — если лампа загорится, замените датчик.
- На датчик не подается напряжение, контакты коррозированы, — проверьте состояние соответствующей электропроводки.
- Неисправна контрольная лампа.
- Неисправна комбинация приборов.
Контрольная лампа не гаснет после запуска двигателя
- Масло перегрето. Если контрольная лампа гаснет после подачи газа, делать ничего не требуется.
Контрольная лампа не гаснет после подачи газа, либо загорается во время движения
- Упал уровень масла.
- Имеет место короткое замыкание электропроводки датчика уровня масла.
- Неисправен датчик.
Слишком низкое давление масла на всех оборотах
- Упал уровень масла.
- Засорен сетчатый фильтр маслозаборника в поддоне картера.
- Изношен масляный насос.
- Повреждены подшипники коленчатого вала.
Слишком низкое давление масла на малых оборотах
- Редукционный клапан залип в открытом состоянии из-за загрязнения.
Слишком высокое давление масла при частоте вращения двигателя свыше 2000 об/мин
- Редукционный клапан не открывается из-за загрязнения.
Диагностика двигателя ниссан микра
Система бортовой самодиагностики (OBD)
Описываемые в настоящем Руководстве модели оборудованы системой бортовой диагностики второго поколения (OBD II).
Считывание данных системы OBD II производится при помощи специального сканера, например, Consult-II, подключаемого к 16-контактному диагностическому разъему (DLC) посредством кабеля специального кабеля с переходником. При помощи того же сканера осуществляется и очистка памяти процессора. Выполнение процедур считывания кодов DTC и очистки памяти ECM разумно будет поручить специалистам СТО.
Сведения о диагностических приборах
Проверка исправности функционирования компонентов систем впрыска и снижения токсичности ОГ производится при помощи универсального цифрового измерителя (мультиметра). Использование цифрового измерителя предпочтительно по нескольким причинам. Во-первых, по аналоговым приборам достаточно сложно (порой — невозможно), определить результат показания с точностью до сотых и тысячных долей, в то время как при обследовании контуров, включающих в свой состав электронные компоненты, такая точность приобретает особое значение. Второй, не менее важной, причиной является тот факт, что внутренний контур цифрового мультиметра, имеет достаточно высокий импеданс. Так как вольтметр подсоединяется к проверяемой цепи параллельно, точность измерения тем выше, чем меньший ток будет проходить через собственно прибор. Данный фактор не является существенным при измерении относительно высоких значений напряжения (9 ÷ 12 В), однако становится определяющим при диагностике выдающих низковольтные сигналы элементов, таких, как, например, лямбда-зонд, где речь идет об измерении долей вольта.
Параллельное наблюдение параметров сигналов, сопротивлений и напряжений во всех цепях управления возможно при помощи разветвителя, включенного последовательно в разъем блока управления двигателем. При этом на выключенном или работающем двигателе, либо во время движения автомобиля, производится измерение параметров сигналов на клеммах разветвителя, из чего делается вывод о возможных дефектах.
Для диагностики электронных систем автомобиля могут применяться специальные диагностические сканеры или тестеры с определенным картриджем (если предусмотрен), универсальным кабелем и разъемом. Кроме того, для этой цели можно применить специализированный автомобильный диагностический компьютер, специально разработанный для полной диагностики большинства систем современных автомобилей (например, ADC2000 фирмы Launch HiTech). Также, для этой цели можно применить сканеры и специализированные диагностические анализаторы, например, FDS 2000, Bosch FSA 560 , KTS500 (0 684 400 500) или обычный персональный компьютер со специальным адаптером, кабелем (например, комплект 1 687 001 439) и установленной программой браузером OBD II.
Некоторые сканеры, помимо обычных операций диагностики, позволяют, при соединении с персональным компьютером, распечатывать хранящиеся в памяти блока управления принципиальные схемы электрооборудования (если таковые заложены), программировать противоугонную систему, наблюдать сигналы в цепях автомобиля в реальном масштабе времени.
Организация контактов разъема DLC
Проверка сигналов на разъеме ECM — Nissan Micra K12
Контакты разъема ECM (со стороны электропроводки)
Ниже приведены условия проверки и соответствующе сигналы, снимаемые с контактов разъема ECM.
Контакт | Устройство | Условия | Сигнал |
1 | Заземление ECM | Двигатель работает на оборотах Х/Х | Заземление двигателя |
2 | Нагреватель посткаталитического лямбда-зонда | Прогретый двигатель работает на оборотах не более 3800 об/мин | 0 ÷ 1 В |
Двигатель выключен (зажигание включено) или двигатель работает на оборотах выше 3800 об/мин | 11 ÷ 14 В | ||
3 | Питание реле активатора дроссельной заслонки | Зажигание включено | 11 ÷ 14 В |
4 (5) | Активатор дроссельной заслонки в закрытом (открытом) положении | Двигатель выключен, зажигание включено, педаль газа отпущена, РКПП на 1-й передаче (АТ в режиме «D») | |
13 | Датчик CKP | Двигатель прогрет и работает на оборотах Х/Х | |
Двигатель работает на 2000 об/мин | |||
14 | Датчик CKP | Двигатель прогрет и работает на оборотах Х/Х | |
Двигатель работает на 2000 об/мин | |||
15 | Датчик детонации | Двигатель работает на оборотах Х/Х | Около 2.5 В |
16 | Посткаталитический лямбда-зонд | Двигатель прогрет и работает на оборотах не выше 3600 об/мин | 0 ÷ 1 В |
19 | Э/м клапан управления продувкой абсорбера | Двигатель работает на оборотах Х/Х | |
Двигатель работает на 2000 об/мин | |||
22, 23, 41, 42 | Инжектор №№ 3,1,4,2 соответственно | Двигатель прогрет и работает на оборотах Х/Х | |
Двигатель прогрет и работает на 2000 об/мин | |||
24 | Нагреватель докаталитического лямбда-зонда | Двигатель прогрет и работает на оборотах не выше 3600 об/мин | |
Двигатель прогрет и работает на оборотах выше 3600 об/мин | 11 ÷ 14 В | ||
29 // 30 | Заземление датчика CMP // CKP | Двигатель работает на оборотах Х/Х | Около 0 В |
34 | Датчик IAT | Двигатель работает | 0 ÷ 4.8 В, в зависимости от температуры |
35 | Докаталитический лямбда-зонд | Двигатель прогрет и работает на 2000 об/мин | 0 ÷ 1 В (периодическое изменение) |
45 | Питание датчиков | Зажигание включено | Около 5 В |
46 // 47 | Питание датчика давления хладагента К/В // датчика TPS | Зажигание включено | Около 5 В |
49 | Датчик TPS 1 | Двигатель выключен, зажигание включено, педаль газа отпущена // выжата, РКПП на 1-й передаче (АТ в режиме «D») | Более 0.36 В // менее 4.75 В |
51 | Датчик MAP | Двигатель прогрет и работает на оборотах Х/Х | Около 1.5 В |
Двигатель прогрет и работает на 2000 об/мин | Около 1.2 В | ||
54 // 56 // 57 | Заземление датчика детонации // MAP // датчика давления хладагента К/В | Двигатель прогрет и работает на оборотах Х/Х | Около 0 В |
60, 61, 79, 80 | Сигнал зажигания в цилиндре №№ 3,1,4,2 соответственно | Двигатель прогрет и работает на оборотах Х/Х | |
Двигатель прогрет и работает на 2000 об/мин | |||
62 | Э/м клапан управления фазами впускных клапанов | Двигатель прогрет и работает на оборотах Х/Х | |
При увеличении оборотов прогретого двигателя до 2000 об/мин | |||
66 | Заземление датчиков TPS | Двигатель прогрет и работает на оборотах Х/Х | Около 0 В |
68 | Датчик TPS 2 | Двигатель выключен, зажигание включено, педаль газа отпущена // выжата, РКПП на 1-й передаче (АТ в режиме «D») | Менее 4.75 В // более 0.36 В |
69 | Датчик давления хладагента | Двигатель прогрет и работает; К/В и вентилятор отопителя включены | 1 ÷ 4 В |
72 | Датчик ECT | Двигатель работает | 0 ÷ 4.8 В, в зависимости от температуры |
73 / 74 / 82 / 83 | Заземление датчика ECT/лямбда-зонда/датчика APP1/APP2 | Двигатель прогрет и работает на оборотах Х/Х | Около 0 В |
85 | Диагностический разъем | Зажигание включено, сканер отсоединен | 11 ÷ 14 В |
86 | Шина CAN | Зажигание включено | 1.0 ÷ 2.5 В |
90 / 91 | Питание датчика APP1/APP2 | Зажигание включено | Около 5 В |
92 | Выходной сигнал датчика TPS (модели с АТ) | Двигатель выключен, зажигание включено, АТ в режиме «D», педаль газа отпущена // выжата | Около 0.5 В // 4.2 В |
94 | Шина CAN | Зажигание включено | 2.5 ÷ 4.0 В |
98 | Датчик APP 2 | Двигатель выключен, зажигание включено, педаль газа отпущена // выжата | 0.3 ÷ 0.6 В // 1.95 ÷ 2.4 В |
101 | Д/В стоп-сигналов | Педаль тормоза отпущена // выжата | 0 В // 11 ÷ 14 В |
102 | Датчик PNP | Зажигание включено, АТ в положении «P» или «N» (РКПП в нейтральном положении) | Около 0 В |
Зажигание включено, трансмиссия в других положениях | 11 ÷14 В | ||
103 | Выходной сигнал тахометра (модели с АТ) | Двигатель прогрет и работает на оборотах Х/Х | |
Двигатель работает на 2000 об/мин | |||
104 | Реле дроссельной заслонки | Зажигание выключено // включено | 11 ÷ 14 В // 0 ÷ 1 В |
106 | Датчик APP 1 | Двигатель выключен, зажигание включено, педаль газа отпущена // выжата | 0.6 ÷ 0.9 В // 3.9 ÷ 4.7 В |
109 | Выключатель зажигания | Зажигание выключено // включено | 0 В // 11 ÷ 14 В |
111 | Реле ECM | В течение // через 5 с после выключения двигателя (зажигание выключено) | 0 ÷ 1 В // 11 ÷ 14 В |
113 | Реле топливного насоса | В течение // через 1 с после включения зажигания | 0 ÷ 1 В // 11 ÷ 14 В |
115, 116 | Заземление ECM | Двигатель работает на оборотах Х/Х | Заземление двигателя |
119, 120 | Питание ECM | Зажигание включено | 11 ÷ 14 В |
121 | Резервное питание ECM | Зажигание выключено | 11 ÷ 14 В |
Цифровые мультиметры отлично подходят для проверки находящихся в статическом состоянии электрических цепей, а также для фиксации медленных изменений отслеживаемых параметров. При проведении же динамических проверок, выполняемых на работающем двигателе, а также при выявлении причин периодических сбоев совершенно незаменимым инструментом становится осциллограф.
Некоторые осциллографы позволяют сохранять осциллограммы во встроенном модуле памяти с последующим выводом результатов на печать или копированием их на цифровой носитель уже в стационарных условиях.
Осциллограф позволяет наблюдать периодические сигналы и измерять характеристики прямоугольных импульсов, а также уровни медленно меняющихся напряжений. Осциллограф может быть использован для:
- Выявления сбоев нестабильного характера;
- Проверки результатов произведенных исправлений;
- Мониторинга активности лямбда-зонда;
- Анализа вырабатываемых лямбда-зондом сигналов, отклонение параметров которых от нормы является безусловным свидетельством нарушения исправности функционирования системы управления в целом, — с другой стороны, правильность формы выдаваемых лямбда-зондом импульсов может служить надежной гарантией отсутствия нарушений в системе управления.
Надежность и простота эксплуатации современных осциллографов не требуют от оператора особых специальных знаний и опыта. Интерпретация полученной информации может быть легко произведена путем элементарного визуального сравнения снятых в ходе проверки осциллограмм с приведенными ниже временными зависимостями, типичными для различных датчиков и исполнительных устройств автомобильных систем управления.