- Оборудование для диагностики автомобиля: какое бывает?
- Диагностический сканер
- Мотортестер
- Газоанализатор
- Дополнительное оборудование
- Топливные монометры
- Разрядники
- Тестер утечек
- Стетоскоп технический
- Эндоскоп
- Тестер цепей
- Базы данных
- Заключение
- Оборудование для проверки автомобиля
- Автомобильный сканер
- Диагностический тестер
- Осциллограф и мотор-тест
- Узконаправленные приборы
- Сферы применения и назначение диагностического оборудования
- Заключение
Оборудование для диагностики автомобиля: какое бывает?
Какое бывает оборудование для проверки электроники автомобиля?
Существует три типа диагностических приборов: газоанализаторы, мотортестеры и сканеры (они изображены на рисунке).
Еще есть дополнительное оборудование, но из всего списка можно выделить три большие группы диагностических приборов.
Диагностический сканер
Первый прибор – это сканер. Он подключается к автомобилю, к диагностическому разъёму.
Сканер – это прибор, который позволяет общаться с блоком управления двигателем. Собственно говоря, он и задуман для работы с блоком управления.
Та информация, которую мы видим на сканере — это информация из блока управления. Если на сканере написано «угол опережения зажигания — 15 градусов», означает ли это, что он реально там 15 градусов? Конечно же нет. Да, он может быть и 15. Но, 15 – это считает блок управления, так он задал угол и выдает 15 градусов.
То, что мы видим сканером — мы видим глазами электронного блока управления.
Мотортестер
Данный прибор – это глаза диагноста.
Мотортестер – это измерительный прибор, который можно сравнить по работе с мультиметром. Это такой мощный прибор, заточенный под работу с двигателем, под измерение высокого напряжения, давлений, токов.
Причем, больших токов, всевозможных напряжений, для съема осцилограмм, для их запоминания. То есть это измерительный прибор, в отличие от сканера. Сканер ничего сам не измеряет, сканер отображает то, что видит блок управления.
В сканере мы можем увидеть 15 градусов, подключаем мотортестер, смотрим, а там 5 или 0, или даже минус.
Газоанализатор
То, что у двигателя вылетает из выхлопной трубы – это тоже источник диагностической информации. К примеру, вы приходите к врачу, говорите – у меня болит то-то и то-то, он дает вам направление на анализы, потому что ему нужна информация о том, что у вас там в крови и сколько там сахара, сколько того и того.
То, что у двигателя в выхлопной трубе – это то, что произвел двигатель в результате своей работы, в результате своей жизнедеятельности. Он выполняет механическую работу и производит отработанные газы. Вот как доктор по анализу видит, что происходит, так и мы по составам отработанных газов видим, что происходит в двигателе.
Здесь еще нужно добавить, что газоанализатор нужен только четырехкомпонентный.
Нужно обязательно CO2, нужно обязательно O2, расчетные параметры лямбды (датчик кислорода).
Естественно, характер информации, которую мы получаем с помощью этих приборов, он разный. Газоанализатор выдает одно, мотортестер другое, сканер выдает третью информацию.
Условные области информации о двигателе, которая доступна основным диагностическим приборам и дополнительным приборам.
Дополнительное оборудование
Даже основными диагностическими приборами мы не может полностью собрать информацию о некорректной работе двигателя. Остаются небольшие области, в которых все три прибора бессильны. Здесь используется дополнительное диагностическое оборудование.
Топливные монометры
В первую очередь, это набор топливных манометров. Набор переходников под разные системы, разные модели автомобилей.
Компрессометр служит для оценки состояния цилиндров. Но более серьезно их можно оценить пневмотестером. Им можно определить досконально работу цилиндра, железа цилиндра.
Приезжает автомобиль, троит, подтраивает. Меряем компрессию – все хорошо, но по газоанализу видно, что не все хорошо, а компрессия вроде бы нормальная. Берем пневмотестер, смотрим – а в одном цилиндре утечка. И уже знаем: какая утечка и куда (через клапан, через кольцо или в систему охлаждения).
Этот прибор очень желательно иметь. Он, конечно, стоит порядка 6 тысяч, но прибор очень полезный, сколько дефектов можно найти с его помощью – не пересчитать.
Разрядники
Если вы сняли для какого-либо измерения наконечник с высоковольтного провода, его ни в коем случае нельзя просто оставить где-то.
Какой более безболезненный вариант в этом случае?
- Снять с катушки провод, положить его рядом и пытаться завести двигатель или компрессию померить;
- Снять с катушки провод, положить его на массу, накоротко (сделать короткое замыкание), и делать то же самое.
Если мы снимем провод и просто положим — мы убьем катушку. Поэтому разрядники обязательно потребуются.
Не запускается автомобиль. Просто посмотреть наличие искры. Одеваем разрядник и смотрим.
Почему на разрядники нужно смотреть?
Дело в том, что, искровой зазор большой на разряднике, и на свежем воздухе мы катушку нагружаем, даем ей, как говорится, пинка.
А если мы вытащим свечку, оденем высоковольтный провод на свечу, положим, так искра будет.
Зазора нет, давления нет, здесь нужно понимать – в цилиндрах есть давление, а на воздухе давление – одна атмосфера, и пробивается гораздо легче.
Машина не заводится — искра есть, все есть. Одели провод, положили свечу на двигатель, крутим двигатель — искра есть.
Цепляем мотортестер, смотрим осцилограмму — искры нет. Катушку поменяли, машина завелась. Искра была, на воздухе, на свечке она была.
Если бы нацепили свечу на разрядник, мы бы увидели, что искры нет. На разряднике зазор большой, искры бы там не было. Такая вещь тоже полезна.
Тестер утечек
Попросту говоря — это генератор дыма. Туда заливается специальный состав, он там нагревается, дымится со страшной силой, и дым подается во впускной коллектор. Это делается для того, чтобы найти утечки во впускном коллекторе.
Какие места утечек могут быть:
- Ось дроссельной заслонки. Куда дроссельная заслонка одевается, из этих втулочек дымит регулярно. Если дроссельный узел походил лет пять — уже будет дымить оттуда.
- Регуляторы холостого хода.
Конечно, это не основной прибор, нет крайней необходимости в нем, но очень полезная вещь, очень удобная и значительно облегчает поиск подсоса воздуха.
Стетоскоп технический
Тоже очень полезная штука, стоит копейки. Этим прибором можно прослушать двигатель на пример каких-то механических стуков, где-то там поршня постукивают, клапана постукивают, побрякивают, используют для прослушивания форсунок.
Эндоскоп
Очень удобная штука, одно дело, когда вы что-то померяли, посмотрели. А если предполагать, что детонация происходит из-за нагара в камере сгорания, потому что других причин нет?
Как это увидеть не разбирая двигатель? – Эндоскопом. Выворачиваем свечку, заглядываем, смотрим.
Эндоскопы бывают как самостоятельные приборы и как камеры с подключением к компьютеру (такие будут дешевле).
Существует большая проблема – не заводится двигатель в морозы. На впускных клапанах, вследствие подачи топлива на клапан – впрысковые моторы подают топливо на клапан, и он обрастает смолой, покрывается ей как губкой.
Топливо брызнуло на клапан, клапан горячий, что могло испариться – испарилось, а смола осталась.
И в итоге впрысковые моторы вот этим страдали. Форсунка брызнула на клапан, бензин впитался, образовавшейся смолой, и машина не завелась. Тоже, это очень легко обнаружить эндоскопом.
Пример образования смолы (нагара)
Тестер цепей
Для работы потребуется набор тестеров и всевозможных пробников . В основном, лучше покупать тестеры, заточенные именно под автомобильную тематику, чтобы он мог и померить то, что интересует.
Базы данных
Помимо оборудования необходимы базы данных. Без базы данных на современном диагностическом участке попросту никуда.
Что такое база данных?
Естественно, автодилер получает от производителя какую — то компьютерную программу, в ней заложена вся информация по ремонту, сроки обслуживания, все моменты затяжки, все геометрические размеры, заправочные объемы, все электросхемы, в общем, все необходимое для работы специалиста на станции. Такая база данных называется дилерская.
Пример из базы данных Chevrolet:
Заключение
В статье мы рассмотрели диагностическое оборудование для диагноста бензиновых двигателей. Это, конечно, список в идеале.
На практике же не всегда будет возможность приобрести тот или иной прибор, да и специфика работы может не потребовать часть упомянутых приборов.
Оборудование для проверки автомобиля
Описание оборудования для проверки автомобиля: основные приборы, их характеристики и назначение, нюансы выполняемых работ. Видео про оборудование для диагностики машины.
Для рядового автовладельца процесс диагностики транспортного средства кажется чрезмерно сложным и запутанным. Однако проверить автомобиль на предмет наличия сбоев и ошибок можно самостоятельно без обращения в сервисные центры. Для этого нужно подготовить специализированное оборудование и научиться использовать его по назначению.
Предлагаем ознакомиться со списком основных приборов для диагностики машины.
Автомобильный сканер
Автомобильный сканер – это профессиональное сканирующее устройство, которое предназначается для проверки электронного оборудования авто посредством анализа цифровых сведений с разъема для диагностики. По умолчанию, прибор взаимодействует с внешним вычислительным средством с помощью последовательного порта.
В отличие от тестера мотора, сканер не способен проводить измерения, т.к. он не оборудован вспомогательными датчиками. Его задача заключается в считывании данных со штатных систем автомобиля для последующего анализа. Мотортестер проверяет и отображает аналоговые данные в электрических цепях транспортного средства. Он взаимодействует с внешними датчиками, которые подключаются к цепям и механическим системам.
Сканер получает данные не в аналоговом формате, а на языке электронного прибора в виде цифрового кода. Его функции ограничиваются программным обеспечением, которое установлено в электронном блоке управления. Отображаемые результаты зависят от возможностей оборудования и особенностей штатных систем в автомобиле.
Ведущие автоконцерны интегрируют разные алгоритмы обмена данных и устанавливают разъемы для диагностики с нестандартной конфигурацией. С учетом этого момента, поставщики автосканеров снабжают их дополнительными адаптерами и кабелями для бесперебойного взаимодействия с бортовой сетью.
Для расширения набора функций разработчики предусматривают наличие встроенного мультиметра, 2- или 4-канального осциллографа, прибора для диагностики шин CAN и т.д.
Возможности сканеров обусловлены их взаимодействием с другими приспособлениями и оборудованием:
- Проверка ЭБУ (электронных блоков управления). Прибор может отображать данные о сбоях, показывать физические сведения измеряемых параметров, управлять исполнительными механизмами или указывать на размещение мест монтажа и распределения контактов разъемов для диагностики.
- Взаимодействие с программным обеспечением. Эта функция позволяет диагностировать компоненты и схемы электрических соединений, а также отображать инструкции по монтажу и обслуживанию транспортного средства.
- Применение мультиметра. Прибор измеряет напряжение, силу тока и сопротивление.
- Использование осциллографа для сохранения результатов во время диагностики.
Самые прогрессивные модели поддерживают опцию чип-тюнинга. Она позволяет внести изменения или дополнения в программное обеспечение блока управления. Репрограмминг нужен в тех случаях, если штатное ПО выходит из строя или начинает работать со сбоями.
В европейских странах есть правило, согласно которому все транспортные средства, подвергнувшиеся чип-тюнингу, обязаны проходить повторную регистрацию.
Сканер для автомобиля бывает полностью самостоятельным или взаимодействует с рядом адаптеров и программ. В большинстве случаев он только ищет сбои, но не показывает их расшифровку.
Автономные измерители отличаются мобильностью и простотой эксплуатации. Комплексные варианты востребованы в тех случаях, когда нужна многофункциональность. С их помощью можно решать сложные задачи.
В продаже доступно несколько типов сканеров для диагностики автомобилей:
- Дилерские анализаторы. Разработаны под конкретную модель машины или для автомобилей с идентичными узлами и деталями. Оборудование характеризуется широким набором функций и поддерживает разные алгоритмы определения ошибок. Устройство может не только отображать код ошибки и ее локализацию, но и показывать схему для устранения.
- Мультимарочные модели. Отличаются универсальностью и совместимы с разными моделями автомобилей. Это является их главным достоинством и ценностью. В зависимости от производителя, в машине может использоваться разный протокол обработки данных и разные разъемы для подсоединения детекторов. Поэтому в мультимарочных устройствах применяется целый спектр протоколов и интерфейсов для взаимодействия с ЭБУ.
- Универсальные измерители. Представители этой группы пользуются особым спросом в кругу автомобилистов. Они оснащены универсальным разъемом для подсоединения к штатной системе диагностики, а управление осуществляется по беспроводному каналу через телефон. Такие сканеры есть в распоряжении многих водителей, что обусловлено их компактными размерами и удобством эксплуатации. Девайс поддерживает разные функции, но не может проводить сложные измерительные работы.
В каждом типе сканеров присутствуют определенные ограничения. Мультимарочные приборы не могут вносить изменения в настройки электронного блока управления или выполнять ведомое сканирование. Такое оборудование только находит сектор, в котором произошла ошибка, и отображает ее код. Специалисту потребуется самостоятельно искать расшифровку с помощью специальных каталогов.
Диагностический тестер
Устройство выполнено в виде компактного компьютера со специализированным программным обеспечением, которое используется для диагностики силовых установок с электронным управлением.
Все контроллеры, взаимодействующие с функциями двигателя, построены на протоколе KWP2000. Он используется в большинстве современных машин со штатным бортовым компьютером и расшифровывается как Keyword Protocol 2000.
KWP2000 считается международным стандартом, но его информационная база может отличаться. Обозначения сбоев, таблицы режимов и настроек бывают разными.
Осциллограф и мотор-тест
Осциллограф представляет собой профессиональный измерительный прибор, который анализирует и преобразует сведения о работе штатных систем автомобиля и показывает их в виде диаграмм и графиков. Руководствуясь полученными данными, специалист делает вывод об исправности узлов и независимых цепочек средства передвижения.
Устройство мотор-теста выглядит сложнее. Такой прибор подходит для проверки электрических систем и цепей в двигателе. Система ищет и анализирует сбои с помощью собственных датчиков, чем отличается от классического сканера. Последний получает данные только от электронного блока управления.
Мотор-тест способен решать те же задачи, что и обычный тестер. При этом он проверяет исправность систем силовой установки и показывает подробные сведения о сбоях и ошибках. С помощью оборудования можно отслеживать изменение давления в цилиндрах, определять «нерабочие» детали и ослабление тяги во впускном коллекторе. Также устройство оценивает силу пускового тока и другие параметры.
Чтобы упростить выполнение работ по диагностике, оборудование снабжают вспомогательными функциями. Так, оно может проверить температуру технических жидкостей или определить показатель давления масла в двигателе. Такие возможности обусловлены наличием датчиков, переводящих неэлектрические данные в электрические.
Узконаправленные приборы
Помимо стандартизированных устройств, для диагностики автомобиля подходят приборы узкой направленности. Среди них:
- Отладчик одометров. Прибор корректирует параметры спидометра, влияет на уже имеющиеся данные, а также подходит для перепрограммирования оборудования. Последняя функция может потребоваться при изменении радиуса колесных покрышек. Профессиональные отладчики поддерживают ряд дополнительных функций. Они могут комбинировать опции тестера и применяться для программирования внутренних систем. Также устройство оценивает исправность подушек безопасности или указывает на код разблокировки возможностей системы защиты от угона.
- Тестер иммобилайзера. Под иммобилайзером подразумевается вспомогательное противоугонное средство. Однако даже этот прибор не защищен от поломок и ошибок в работе. Иммобилайзер интегрирован в брелок или ключ, поэтому автомобилист может с легкостью потерять его. Чтобы восстановить доступ к автомобилю, следует воспользоваться тестером. Он сможет найти и устранить ошибки иммобилайзера либо поменять его базовые настройки.
Сферы применения и назначение диагностического оборудования
Применяя оборудование для диагностики автомобиля, специалист получает подробные сведения о транспортном средстве и его системах. Он сможет уточнить версию программного обеспечения штатного оборудования, которое управляет двигателем или другими узлами авто.
С помощью тестера можно определить VIN-код автомобиля, тип силовой установки и стандарты внутренних систем управления.
Также диагностические устройства проводят анализ исправности работающих систем, показывая результаты в виде графиков и таблиц. Тестер позволяет проверить точную температуру технических составов, показатели оборотов коленвала, текущее напряжение в бортовой электросети, вес воздушных потоков внутри силовой установки, размещение топливной заслонки и другие важные данные.
Тестер подготавливает всю информацию с датчиков и систем, а затем предоставляет ее диагносту. При сопоставлении обработанных сведений эксперт определяет тип поломки, чего нельзя добиться с помощью базовых опций самодиагностики.
Так, если следует проверить систему подачи топлива, тестер может показать, что дроссельная заслонка находится в наполовину опущенном состоянии, при этом педаль газа не выжата. Это указывает на выход из строя датчиков размещения заслонки или поломку механического характера.
Еще одной важной опцией прибора для диагностики является обработка данных из внутренней памяти контроллера. ЭБУ поддерживает опцию самостоятельной подготовки и хранения сведений о работе узлов и электронных систем транспортного средства. Еще деталь регистрирует размещение и тип поломок. Диагностическое устройство получает эти данные и отображает их на мониторе в формате специальных кодов.
В разных странах мира применяется единый протокол отображения ошибок. К примеру, код P0125 указывает на нехватку нагрева хладагента в силовой установке. Буква «P» указывает на размещение поломки (мотор), а символ «0» определяет, что ошибка представлена в таблице стандартов. Если дефект носит нестандартный характер, он может обозначаться цифрами «1» и «3».
Символ «12» указывает на датчик кислорода. Последнее обозначение свидетельствует о неисправной работе кислородного датчика.
В режиме Freeze Frame производится регистрация настроек системы на момент возникновения неисправности. Тестер отображает такие данные в формате списка, что упрощает поиск дополнительных причин появления сбоев. Диагност может уточнить скорость движения машины, интенсивность вращений коленчатого вала, температурный показатель окружающей среды на время возникновения неисправности. Это упрощает поиск предрасполагающих факторов, которые вызвали поломку.
Также специалисты используют диагностические устройства для тестирования исполнительных компонентов и узлов машины. Во время диагностики часто приходится проверять активность исполнительных блоков.
Современное оборудование может проверить любой тип реле или датчика, форсунки, клапан продувки и другие важные детали в транспортном средстве.
Заключение
Современному владельцу автомобиля сложно обойтись без устройств для диагностики машины. Они позволяют найти практически любую поломку в сжатые сроки, не прибегая к методам механического вмешательства в транспортное средство.
Видео про оборудование для диагностики машины: