- Диагностика и ремонт датчика ABS
- Составные части ABS
- Датчики ABS
- Частые проблемы с ABS
- Диагностика датчика ABS своими руками
- Замена датчика ABS
- Заметки на свободную тему
- 22 ноября 2016 г.
- Пять популярных диагностических сканеров для самостоятельной диагностики автомобиля
- Семейство ELM327
- Автономные сканеры наподобие D900 / OBDMate OM510 OBD2
- Семейство Delphi, Autocom CDP+, TCS CDP (PRO)
- Семейство Launch X431 iDiag Lite/Pro
- Специализированные марочные сканеры и интерфейсы
Диагностика и ремонт датчика ABS
ABS или Anti-lock braking system. Это сложная система, препятствующая одновременному блокированию четырех колес в момент торможения, обеспечивая максимальную устойчивость автомобиля. В нее входят системы: противобуксовочная, экстренного торможения и электронный контроль управляемости.
Суть его функционирования сводится к уменьшению давления в тормозах, чтобы позволить колесу проворачиваться, а не стопориться мгновенно, увеличивая тормозной путь автомобиля. Опытные водители так и поступают на скользких, мокрых и гравийных дорогах, что позволяет удержать машину от заноса. А теперь этим занимается автоматика, точнее ABS.
Составные части ABS
Компонентами системы являются:
- Датчик скорости, установленный на колесах, точнее на ее ступицах.
- Привод гидравлический
- Клапаны регуляции давления в магистрали тормозной системы
- ЭБУ – контрольный блок
Главное предназначение этого комплекса – сохранить для водителя возможность маневрирования в момент торможения, сохраняя полный контроль над транспортом. Появление антиблокировочного механизма, сделало возможным внедрение системы помощи экстренного торможения (СПЭТ). Она усиливает силу торможения на скользких участках дороги, могла бы привести автомобиль к скольжению из-за полной блокировки колес. Однако ABS, частично разблокирует их, препятствуя этому. СПЭД имеет возможность полноценно функционировать.
Датчики ABS
Одни датчики скорости работают по принципу, основанному на магниторезистивном эффекте. Другие – на эффекте Холла. Есть пассивные и активные их разновидности.
Пассивные датчики отличаются большими размерами, начинают регистрировать показания, только по достижении 5 – 7 км/ч. Они менее подвержены износу, а загрязнения не создают помехи (в силу особенности конструкции).
Активные аналоги появились в конце прошлого века, в 90-х годах. Работа основана на свойствах полупроводниковых диодов, которые меняют направление тока, под воздействием магнитного поля. Это магниторезистивные датчики. Есть датчики Холла, основанные на явлении возникновения тока в, помещенном в магнитное поле, сопротивлении.
В обоих случаях, источник магнитного поля (кольцо), закрепляется на ступице и движется вместе с ней. В первом случае, изменения поля приводят к изменению направления электронов, изменяя соответствующее значение сопротивления. Это и передается в ЭБУ.
Во втором варианте, изменяющееся магнитное поле, перемещает электроны в один конец проводника, формируется постоянное напряжение, которое передается в ЭБУ. Существенным недостатком является подверженность помехам.
Факторы, провоцирующие различные неполадки в датчиках:
— слабое противостояние магнитного поля различным помехам
— установочное место способствует сильному загрязнению
— механическое влияние движения колес – колебания, вибрации, удары и прочее.
Частые проблемы с ABS
Даже полный выход из строя ABS, не становится причиной остановки двигателя. Машина просто переходит на обычный тормозной режим. Однако перед этим, система подаст некие сигналы своей «болезни».
Загорается индикатор на панели приборов. Он должен потухнуть через несколько секунд, после старта. Если этого не происходит, значит, с датчиком случилась беда. В иных ситуациях, индикатор загорается только во время движения, при том, на малых скоростях – 20 – 25км/час. Не мешает, сначала проверить колеса, на предмет одинакового давления в шинах, синхронной изношенности протектора, одинакового размера всех четырех покрышек.
Из множества причин возникновения проблем с системой, можно выделить самые распространенные, с которыми в состоянии справиться самостоятельно любой автолюбитель (если руки растут откуда надо):
- Самодиагностика выводит ошибку, не выдаются изменения угловых скоростей, функция ABS отключается. Тому причиной служит неполадки в блоке и размыкание цепи датчика ( обрыв, отход контакта, замыкание)
- После нахождения ошибки, выявляется поломка датчика колес. Однако система продолжает работать. Проблемы с проводкой этих датчиков, обычно выражаются в окислении проводов и контактов, прерывистое поступление питания и замыкание «массы».
- Самопроизвольные кратковременные торможения, сведения об угловом ускорении не поступают. Такое случается, когда установлены шины разных степеней изношенности, давление в них разное, стертость протекторов неодинаковая.
- ABS не включается вообще. Причин несколько: повреждение насоса, износ ступичных подшипников, повреждение датчика (его ротора), обрыв его провода или образование люфта, поломки решеток и сепараторов подшипников.
Диагностика датчика ABS своими руками
Самая сложная в проверке и дорогая часть ABS – контрольный блок. Однако и проблем с ней возникает реже. Предохранительное реле защищает его от скачков, значительных спадов и перепадов напряжения тока от аккумулятора.
А вот датчики колес – наиболее уязвимое звено ABS. Это связано с их местонахождением. Они установлены возле подвижных элементов (полуоси и ступицы), подвергаются воздействию с их стороны. Провокаторами возникновения неисправностей в них, вплоть до полного выхода из строя, становятся, легко проникающая, грязь и расширяющийся люфт в подшипниках.
Нужно запастись мультиметром, тестером, пайкой.
Осмотр проводят поэтапно, переходя от простого к более сложному.
- Демонтаж датчика
- Чистка от загрязнений. Используют керосин или «белый» спирт. Особое внимание надо обращать на зубцы ступицы колеса, с которых прибор считывает обороты. Они быстро забиваются грязью, что искажает данные датчика, как следствие, ступору ABS. Прочистить и сам датчик.
- Замерить сопротивление детали и сравнить с, заложенным производителем, нормативом. Его найдите в справочнике или узнайте у продавца.
- Нужно замерить напряжение при вращающемся колесе. Приподнимите автомобиль на домкрате, освободите колесо для свободной раскрутки. Подсоединить мультиметр, вращая колесо, снять показания изменения напряжения. Сравнить с данными справочника.
- Переходите к подшипникам. Прокрутить его несколько раз. Проверить легкость скольжения, определить исправность сенсора мультиметром. Все тщательно очистить.
- Теперь надо посмотреть реле, если до этого этапа поломок не выявлено. На нем имеется пластиковая крышка, а под ней установлен предохранитель. Его то, в первую очередь, нужно проверить и заменить.
Для проверки реле надо:
- Разъединить его с разъемом блока;
- Мультиметром подсоединяетесь к первому и второму контакту разъема (всего в разъеме 25 пронумерованных контактов);
- Включить зажигание. Измеритель должен выдать 20В электрического тока бортовой сети;
- Если напряжение отсутствует, проверить целостность соединения контакта №2 с «массой» кузова, минусовым щупом. При условии, что предохранитель цел;
- Само реле отсоединить и подключить его пины №5 и №6 непосредственно к аккумулятору. Исправная деталь начнет щелкать.
- Тестирование сканером. Колесный датчик ABS относится к индукционному виду — снабжен намагниченным сердечком, в обмотке. Магнитное поле, возникающее на сердечке при прохождении тока в катушке, образует поток. Он прерывается зубьями вращающегося ротора, создавая электромагнитные импульсы. Амплитуда импульсного колебания напряжения и есть уровень сигнала датчика в блок. Замер производится сканером. Сопротивление в исправной детали равно 750 – 1200Ом. Стремящееся к бесконечности сопротивление свидетельствует об обрыве. Нулевое его показание – замыкание. Таким способом «прозвонить» все провода датчика.
Кстати, тестер переведите в состояние «диод», так как в схему датчика включены защитные диоды. Простой замер может не выявить искажения.
— на изоляции – более 20Ом
— передняя ножка – 7 – 25Ом
— задняя ножка – 6 – 24Ом
Выявленная поломка датчика, означает только одно – его надо заменить. Ремонту он не подлежит.
Замена датчика ABS
К передним устройствам можно подойти как снизу, так и из-под капота, а задние датчики доступны только снизу.
Подготовьте следующие предметы: домкрат, молоток, ключ, рожковые ключи 28, 32, торцевые ключи, тестер, очиститель.
- Застопорить автомобиль ручным тормозом;
- Разомкнуть соединение с аккумулятором;
- Открыть доступ к датчику (например, на заднем колесе): снять сиденье, порог и утеплитель, оттянуть отделку, согнуть фиксаторы. Нажать на замок и отсоединить датчик;
- Домкратом поднять авто на пару сантиметров, снять покрышку;
- Обработать очистителем крепление датчика, осторожно выкрутить винты и снять прибор;
- Поставить на его место новую деталь и закрепить;
- Подсоединить к проводу, ведущему в салон;
- Поставить обратно колесо;
- Проверить зазор между датчиком и магнитной гребенкой. Он не должен превышать 1 мм, чтобы избежать попадания грязи;
- Проверить тестером наличие напряжения;
- Включить в разъем, соединить аккумулятор, снять с домкрата, поставить сиденья. Но перед этим, включите зажигание и проверьте индикацию.
С передними датчиками гораздо легче справиться.
По окончании работ, устройте тестовую поездку. На прямом участке, немного нарастив скорость (до 40 км/ч), и резко затормозить. Вибрация и звук колодок оповестят об удачной замене детали.
Не забывайте проводить плановые проверки и диагностику датчиков ABS на ошибки.
Заметки на свободную тему
22 ноября 2016 г.
Пять популярных диагностических сканеров для самостоятельной диагностики автомобиля
Пожалуй, самый частый вопрос, который мне задают про сканеры: «Какие блоки он умеет читать и/или кодировать, и что купить подешевле, чтобы читал?» В сегодняшнем обзоре пяти популярных диагностических сканеров постараюсь ответить на этот вопрос.
На самом деле, говорить о пяти именно сканерах не совсем правильно. Скорее, речь о семействах устройств, потому как внутри них может быть несколько разновидностей, по сути одного и того же, но под разными этикетками. Объединяет эти устройства относительная доступность, что позволяет говорить об их использовании для личных нужд: будь это самостоятельный ремонт или диагностика при покупке автомобиля. Собственно, говорить о популярности здесь тоже не очень корректно, скорее мне хотелось бы сказать о том, что все устройства имеют свои плюсы и минусы, которые определяют область применения. А уже внутри этой области каждый сканер вполне обоснованно заслуживает звания лучшего по соотношению цена-качество.
Также хочу сразу ответить на второй популярный вопрос: в большинстве своем сканеры не умеют шить прошивку ECU (не могут делать чип-тюнинг) и не могут корректировать пробег. Для этого есть программаторы, специальные кабели и разное другое ПО.
Семейство ELM327
Самое простое и доступное для рядового автомобилиста семейство — устройства ELM327. Стоимость адаптера в Китае составляет примерно 5-10$, хотя у местных продавцов (в зависимости от жадности и красивости упаковки) цена может доходить до 25-30$.
ELM327 могут несколько отличаться размерами и иметь различные интерфейсы: проводной с подключением к USB, беспроводные — Bluetooth или WiFi. Для работы со сканером существует масса различного ПО: от некоторых самописных вариантов под конкретные марки, типа ELMConfig для Ford до разнообразных поделок на мобильных платформах, типа широко известного Torque или АвтоДоктора.
В общем случае сканеры этого семейства могут прочитать данные из ЭБУ двигателя и АКПП: ошибки, их удаление и данные датчиков. В некоторых случаях (для части машин VAG) возможно чтение, и даже кодирование, блоков отдельных систем с помощью специального ПО. При этом предпочтительнее использовать устройство с проводным интерфейсом из-за большей стабильности соединения.
Плюсы ELM327: абсолютная универсальность, компактность
Минусы: автономность ограничена наличием устройства с ПО (смартфон, планшет или ноутбук), ограниченность функционала.
Автономные сканеры наподобие D900 / OBDMate OM510 OBD2
Если ELM327 требует наличия носителя для управляющего ПО (что несколько снижает его автономность, но в отдельных случаях повышает функциональность), то следующая категория представлена абсолютно автономными устройствами, такими, как например автономные сканеры OBDMate OM510 OBD II или более дешевый D900 OBD II. Эти устройства абсолютно самодостаточны, состоят из интерфейсного кабеля и самого тела сканера с управляющими клавишами и дисплеем.
Однако, обратная сторона этой автономности играет против них: их функционал не просто ограничен общими адресами стандартных протоколов OBD2, но и, в некоторых случаях, конкретными марками машин ,которые прописаны в ПО сканера. При попытке соединения с другими автомобилями такой сканер может не подключиться совсем, либо неверно интерпретировать датчики и их показания. Поэтому при выборе подобного сканера следует обращать внимание и на то, какие автомобили он может диагностировать. При этом, стоимость D900 составляет около 25$, что в принципе, оправдывает его покупку.
Плюсы автономных сканеров (OBDMate OM510 OBD2): универсальность, компактность, мобильность и полная автономность.
Минусы автономных сканеров (OBDMate OM510 OBD2): функционал ограничен блоком управления двигателя и иногда — АКПП, у устройств с AliExpress не всегда поддерживается русский.
Семейство Delphi, Autocom CDP+, TCS CDP (PRO)
На следующей ступеньки этой своеобразной иерархии помощников диагноста разместилось устройство, чей функционал достоин не только применения в личных целях, но и вполне востребован во многих гаражных сервисах. Любимец начинающих автодиагностов — Delphi DS150e и его вариации — Autocom CDP+ или TCS CDP (PRO).
Девайсы обладают абсолютно идентичными внутренностями и отличаются лишь внешним оформлением. Это одно или двухплатные приборы, которые работают в связке с ПК посредством проводного или Bluetooth интерфейса. В качестве программного комплекса используется либо одноименное ПО Delphi, либо Wurth WOW.
Сканер Delphi замечателен тем, что при цене в 40-50$ (что очень недурно для его функциональности) умеет работать более чем с сотней марок и просто нереальным количеством моделей машин. Причем, в отличие от автономных сканеров и ELM327, работает и со специфическими блоками, такими как блок подушек безопасности — SRS, с блоком ABS/ESP, с блоком комфорта или бортовой электроники и так далее. Он позволяет не только читать и стирать ошибки, считывать данные датчиков, но и выполнять тесты механизмов, а также осуществлять кодирование некоторых блоков. Отличный компромисс между универсальностью и функциональностью.
Несмотря на обширную базу моделей, есть машины, которые туда еще не успели попасть. Как правило, это относится к новинкам рынка. Но даже в этом случае остается возможность подключиться по универсальным протоколам OBD II. ПО поддерживает русский язык, но перевод оставляет желать много лучшего, при этом программы не лишены глюков, что простительно с учетом доступности устройства и его возможностей.
Плюсы Delphi DS150e: отличное сочетание универсальности и функциональности.
Минусы Delphi DS150e: невозможность работы без ПК, местами кривоватое ПО.
Семейство Launch X431 iDiag Lite/Pro
Delphi DS150e замечателен всем кроме необходимости использовать платформу ПК для запуска управляющего ПО, поэтому, например, при осмотре машины перед покупкой его использование может быть не совсем удобным. Рост вычислительных мощностей мобильной техники позволил искоренить этот недостаток и выпустить такой мобильный автомобильный сканер, как Launch X431 iDiag Pro.
Устройство размером с вышеупомянутый ELM327 с функциональностью Delphi DS150e и, опять же, относительно невысокой стоимостью. Условно оригинальный сканер стоит около 1000$ в зависимости от ПО и комплектации (есть варианты поставки прямо с планшетом), китайский клон такого клона стоит 120-250$ за популярные версии Lite или Pro. Отличаются они функциональностью: только ли это работа с ошибками, либо возможность кодировать блоки и запускать тестирование механизмов.
Как я и сказал, Launch объединил функциональность Delphi (комплектное ПО включает в себя около двух сотен марок и позволяет ковыряться, в том числе, и в различных блоках помимо ECU) с мобильностью ELM327, которая достигается за счет штатной программы, написанной и для мобильных платформ.
Да, ПО из-за своей универсальности местами кривовато, а русскоязычная версия местами ставит перед диагностом вопросы не менее сложные, чем его профильное ремесло, но возможность просканировать автомобиль, имея в кармане лишь этот «свисток» и привычный телефон перечеркивает эти мелкие недостатки. Вот почему этот девайс так горячо любим различными подборщиками автомобилией. Впрочем, и для начинающего сервиса он окажется очень неплохим подспорьем.
Плюсы Launch X431: компактность и мобильность в сочетании с высокой функциональностью.
Минусы Launch X431: кривоватое ПО.
Специализированные марочные сканеры и интерфейсы
Долго думал, куда отнести все эти VAG COMы, Lexia и прочие OpComы, и стоит ли вообще включать их в обзор. Нельзя сказать, что они стоят на вершине эволюции, но за счет своей узкой специализации на конкретной марке, они определенно дают максимальную функциональность, доступную в гараже.
Как правило, это китайские клоны фирменных систем или их адаптированных аналогов, типа как китайские VCDS/VAG-COM и, условно лицензионный, Вася-Диагност. Цены на такие кабели и устройства разнятся: от 20$ за простецкие кабели вплоть до 100$ и более за сложные устройства.
Для универсальных сервисов или широкого личного использования такие шнурки подходят мало, но специализированные СТО или фанаты марки однозначно задумаются о приобретении подобного девайса.
Плюсы марочных сканеров: абсолютное соответствие диагностируемому автомобилю, максимальная функциональность.
Минусы марочных сканеров: один сканер — одна марка (в некоторых случаях и внутри марки могут быть несколько устройств для разных поколений машин).
Современные автомобили — весьма сложны в устройстве, что влечет за собой и усложнение их обслуживания. Когда простейшую, на первый взгляд, операцию невозможно выполнить без специального электронного оборудования, невольно задумываешься о его покупке. И, хотя автопроизводители изо всех сил стараются избежать попадания таких устройств в руки автолюбителей, выход чаще всего можно найти в универсальных сканерах или клонах фирменных кабелей. Для более простых машин хватит и копеечного ELM327, либо автономного сканера.
Также хочу напомнить, что все (подавляющее большинство) устройства доступного ценового сегмента далеко не всегда производятся на каком-то мега-оборудовании и проходят сколько-то значимый контроль качества. Именно из-за этих допусков туда-сюда можно встретить приличное количество негативных отзывов про любой из сканеров. Кому-то повезло и у него Launch X431 нормальный, читает все подряд и почти не глючит, а другому достанется устройство, собранное на коленке, отчего радости при работе никакой. Локализация также оставляет желать лучшего в большинстве случаев. Однако, для «домашнего», т.е. гаражного, применения все эти недостатки не столь существенны. Ну а чтобы минимизировать влияние этих косяков, читайте отзывы на Али, общайтесь с продавцами и не спешите при покупке.
Подбирайте устройство под свои потребности и помните: все что вы делаете, вы делаете под свою ответственность. Удачи в ремонте!